Владимир Соловьёв

Ответить
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Владимир Соловьёв

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
И.Н. Крамской. «Портрет В.С. Соловьёва». 1885.

Иван Николаевич Крамской (27.05.1837 – 25.03.1887) – вдохновенный портретист, духовно он вполне на уровне своих моделей, а создал он целую галерею портретов великих русских людей XIX века, властителей дум той переломной эпохи. В этих портретах есть что-то общее, можно сказать, что в этих «мужах битвы и совета», словно бы жрецах сурового ареопага, он даёт разные версии Христа - образа, над воплощением которого всё время работала на самом деле его художественная мысль. Причём, я бы не сказал, что его «Христос в пустыне» (1872) самая сильная картина этой серии портретов Единосущного. Здесь маятник его творчества, наоборот, как бы слишком качнуло в сторону омирщения образа Спасителя, в нём мы видим слишком много от русского человека той эпохи. Впрочем, это весьма знаменательно. «Как-то словно полемизируя с тезисом Ренуара – «поменьше думающих фигур», - Крамской, как никто сумевший оценить живописные откровения французской живописи, заметил, что и не нашел в ней того, что было душой русского искусства, - «человеческой головы с её ледяным страданием, с вопросительною миною или глубоким загадочным спокойствием».

(Заметим в скобках: как Стендаль говорил: «Мадам Бавари, - это я!», - так же и Крамской мог бы сказать: «Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, «Христос в пустыне», - это я!» И всё это Христос! И всё это – Творец, творящий Собою, через Себя, для Себя, - Себя!»)

Между прочим, замечательный портрет Владимира Соловьева (1885) несколько выделяется из всей серии портретов Крамского тем, что вызывает у зрителя чувство не трагичности, а тихой радости, умиротворения. «Радость есть особая мудрость», - сказал Христос. Это глубокая, спокойная радость свершения. Образ Вл. Соловьёва (1853 - 1900) здесь как-то особенно удачно выявил образ Сына Человеческого. И дело не в чертах внешнего сходства с общепринятым внешним обликом Спасителя, которые отмечали в чертах Вл. Соловьева многие. Нет, это что-то глубоко внутреннее, тем не менее, прямо говорящее во взгляде философа, что смогла уловить и передать кисть художника. Это сокровенная мысль о недалёком будущем, о скором Втором Пришествии. Недаром он дал философа в кресле, как на троне, как бы цитируя Апокалипсис, Откровение о Пришествии Грядущего Спасителя, одним из предтеч Которого является Вл. Соловьёв: «…и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица сидящего на престоле и от гнева Агнца». (Откр.6:16).

Отмечалась ещё одна деталь сходства этого портрета со «Христом в пустыне»: фиолетовый тон ауры Вл. Соловьёва, увиденный и переданный портретистом, повторяет цвет хитона Спасителя с полотна 1872 года. И это не формальная знаковая черта, а глубокий, знаменующий тон, добавляющий полотну ещё один слой информации. То, о чем Крамской не мог думать тогда и предполагать, но что его гениальная кисть сама увидела и показала. Засвидетельствовала.

Л.В. Шапошникова (впервые открывшая всё значение любимого ученика Софии Вл. Соловьёва для эволюции человечества, как предтечи Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира), пишет в статье «Огненное творчество космической эволюции»: «Они пришли. Не по одиночке, как было 30 лет назад, а целым потоком… На планете о них уже громко заговорили. И не только заговорили, но и вышли книги, опубликованы статьи в средствах массовой информации, в которых речь идёт о появлении детей с новым сознанием, или, как их называют ещё детей Света, или индиго, по цвету ауры». Это люди нового, шестого типа энергетики, люди новой шестой расы, новые люди, которые соединят Новое Небо с Новой, преображенной Пришествием Спасителя, Землёй. В этой статье она обращает внимание на момент, заслуживающий внимания.

Ясновидящая Нэнси Тэпп, определившая у детей с новым сознанием интенсивно синий (индиго) цвет ауры, пишет и говорит и о фиолетовой ауре.

«Из ряда источников известно, что фиолетовой аурой обладали люди высокого духовного уровня. У Елены Ивановны Рерих была аура фиолетового цвета, и она очень любила и ценила этот цвет… … Нэнси Тэпп приходит к выводу, что именно «фиолетовые» были предшественниками индиго… … и духовные Учителя и гениальные ученые, и великие художники прошлых веков могли так же иметь фиолетовую ауру. Можно согласиться с Нэнси Тэпп, в том, что «фиолетовые» были предтечами Индиго, сознательно или бессознательно, опираясь лишь на интуицию, готовили почву для новой, шестой расы, нового энергетического вида человечества»… …«фиолетовые» несут старой расе первые элементы нового сознания во всех областях человеческого творчества и энергетически обеспечивают почву для новых людей. Так же как и индиго, «фиолетовые» посылаются на Землю одухотворённой космической эволюцией и проходят туннель инволюции, чтобы повести за собой к высотам эволюции тех, кто им был поручен Высшими силами космоса».

Кисть И.Н. Крамского увидела и показала нам в данном портрете великого русского мыслителя и героя, что у Вл. Соловьёва аура была фиолетовой.

На коленях Соловьева уютно свернулась Библия. Когда её вижу, всегда вспоминаю один случай. Пришлось Соловьёву плыть на одном пароходе с неким кумиром тогдашней передовой молодёжи западным публицистом-материалистом из Скандинавии. Борцом со лженаукой, имя которого тогда гремело, а вот теперь я не могу его вспомнить. (Таки, внезапно вспомнил сейчас, 1- го февраля 2011 года: его звали Брандес Георг Морис Коген, - датский публицист, еврей, 4.02.1842- 1927) Помню только, что он был евреем. А почему это имеет в данном случае некоторое значение, станет ясно из дельнейшего. Этого публициста, когда он посетил СПб окружали восторженные почитатели и почитательницы, а он узнал Соловьёва и ему захотелось его «срезать».

Воспользовавшись известной свободой общения, даваемой водоплавающим и путешествующим, он как-то и обратился к Соловьёву, проходя мимо него по палубе парохода. Указав на Библию в его руках он сказал: «Ну, как можно сегодня, в XIX веке, читать эту книгу? Ведь столько в ней логических неувязок и забавных нестыковок! Вот не позволите ли, я Вам найду одну из них?» Соловьёв молча протянул ему Книгу. Тот быстро схватил её, открыл, полистал, молча вернул Соловьёву и пошел дальше. Библия, которую читал Соловьев, была на древнееврейском.

Чем-то ещё Соловьёв Крамского напоминает Атоса.
Последний раз редактировалось Ясько Георгий 21 мар 2011, 08:59, всего редактировалось 2 раза.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

ВЛАДИМИР ПРЕДТЕЧА.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение

"Мастер и Маргарита" - классика из классики. Образность, символика, мифы этого великого лирического произведения, одного из самых «русских», отсылают читателя ко всем богатствам сокровищницы мировой культуры.

Все знают историю о том, как Орфей спустился в Гадес (Ад), чтобы вывести оттуда свою жену Эвридику. Так были зашифрованы, символизированы переживания посвящаемого в таинства мистерий адепта. Погруженный в транс, он входил в царство тьмы, в низшие слои незримого мира, где светом своего разума пытался освободить свою душу от мертвящей власти хаоса. Как писал Флоренский: «Это нисхождение в преисподнюю живого героя, ради земных привязанностей, от глубокой тоски по земному существованию Евридики и для возвращения её к этому бытию, было самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентною. Привлёкши к себе женственное начало своего духа, свою Евридику, не свободною любовью, а магической привязанностью, чрез тайнодейственную музыку свою, Орфей Евридики, на самом деле, никогда не имел в себе, но - лишь возле себя: он аспект Аполлона и сам явление аполлинического начала, есть чистая мужественность, извне привлекшая к себе Психею и извне к ней влекущаяся. Умершая от укуса змеи, т.е. силами хфоническими, силами женского начала, низведённая в женскую область мрака, Евридика лишь в виде призрака поддаётся чарам аполлинийной музыки. Но и этот призрак бесследно рассеивается при границе Аполлонова царства, при первой же попытке воспринять в Евридике лицо. Орфей, как посягнувший на священную утробу Земли и её тайны, не предварив своего знания принесением себя в жертву смерти, терпит гибель - от носительниц дионисийного духа Земли, фракиянок, которых он, по одному изводу сказания, вооружил против себя отрицанием брака, или, по-другому, - от менад, которые восстали, как служительницы хфонического бога Диониса. Так или иначе, но смысл мифа остаётся неизменным: Орфей погиб за одностороннее утверждение начала мужеского пред женским» .

М.А. Булгаков выправляет эту односторонность мифа от Орфее и Эвридике. Он восстанавливает равноправие, равновесие Начал - мужского и женского. Для чего он передаёт первенство, инициативу героического действия, подвига самопожертвования олицетворению женского начала, - Маргарите. Он для своего романа взял менее известный среднему европейцу сюжет о том, как женская половина человеческой души берёт на себя спасительные функции. Может быть, он обратился к мифу об Иштар, богине любви и красоты вавилонян, которая сошла в Гадес, чтобы вывести оттуда своего возлюбленного Таммуза. Но скорее он вдохновлялся идеями Вл. Соловьёва о спасительной силе человеческой любви, которые были изложены им в статье «Жизненная драма Платона». Как истинный реалист, он не мог не отметить того факта, что страстная привязанность двух этих половин единого целого - Мастера и Маргариты не до дна просветлённая Божественным в данном соединении в силу кратковременности их романа, перехлёстывала через край, почему они в этот раз «Не заслужили Света, а заслужили только покой». Но кто же (кроме, разве, дьякона Кураева) осмелится их осудить за это? Кто кинет в них камень? Да, Маргарита согласилась пойти на бал Сатаны, то есть «на время стать ведьмой», чтобы насилием земной любви над областью трансцендентной спасти своего любовника Мастера. Вызволить его, свою половину из адских пут. Москва (и не она одна) к 40-м воистину стала адом. Как писала Е.И. Рерих: «Ад перенёс всю свою деятельность именно на землю" .

О том же ведь и евангельская история, которую М.А. Булгаков дал в «Мастере и Маргарите» как роман в романе. Христос, в отличие от других Великих Посвященных, свершил таинство мистерий не в секретных убежищах, в которые допускались избранные из избранных, а на вершине горы, пред лицом всего человечества, чтобы показать - «сошествие во ад», восхождение на мученический крест, становится уделом всех землян, независимо от расы, пола и вероисповедания. Их обыденная земная жизнь, по мере прохождения человечества через «христианскую эру» превращается в "хождение по мукам", в мистерию. М.А. Булгаков своим великим романом показал, что сегодня, в конце этой эры, - только любовь спасёт от адских мук чувства безысходности, депрессии, апатии которые обуяли людей в ХХ веке. «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». (Мф. 24:10-12).

Об этом романе написаны десятки книг. Но тайны его не раскрыты до сих пор. До сих пор среди экспертов в том, - «кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мёртв и хулим», - нет единого мнения: кто же послужил прототипами Мастера и Маргариты. Как читатель уже, наверное, понял, мы склоняемся в идее, что М.А. Булгаков в этом романе воспроизвёл известный европейцам от Платона миф о половинчатых душах, о том, что цельная душа человека, разделённая в начале человеческой эволюции на две половинки, - мужскую и женскую, так получила толчок к совершенствованию. Эти несовершенные половинки в поисках цельности, гармонии, счастья, развивают неукротимую энергию, помогающую им преодолевать бесчисленные препятствия, неодолимые трудности и невыносимую скорбь многочисленных земных воплощений. Что и обостряет волю, изощряет ум, смягчает сердце человеческое. То есть, - волей-неволей решает те задачи, которые ставит перед человеком эволюция. Для тех, кто успешно справляется с этой задачей, жизнь готовит подарок, счастье встречи со своей половиной. Эта встреча должна завершиться последней трагедией в этой многовековой драме испытаний человеческой души. Последний акт этой трагедии, известный в мировой мифологии как кульминация любовных историй таких божественных пар как упомянутые Орфей и Эвридика или Иштар и Таммуз, М.А. Булгаков показал нам как историю любви двух москвичей - Мастера и Маргариты.

Некоторые исследователи считают прототипом Мастера великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853 - 1900). Чем они это мотивируют? Мало того, что М.А. Булгаков находился в отдалённом родстве с философом и семейные предания об этом замечательном человеке не могли не увлечь его воображение, идея, которую принёс и воплотил на земле этот Человек, была основополагающей для М.А. Булгакова, как для блестящего представителя Серебряного века. Что же это за идея? Вл. Соловьёв принёс нам весть: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идёт». Эта весть именно в России нашла для себя подходящую почву, на которой она принялась, проросла, укоренилась и уже дала многообещающие плоды. Ещё раз напомним: Вл. Соловьёв признавал в любви между полами божественную функцию преображения человека. По мнению философа Женщина сегодня, в наступившей новой эпохе, «эпохе Св. Духа», как её называли представители Серебряного века, становится во главе эволюции человека. Вот почему, вспомнив о романе «Мастер и Маргарита», мы говорим о культурно-исторической миссии этого продолжателя дела Платона.

Вл. Соловьев – это великая и загадочная фигура. Величие его определяется тем, что он явился вдохновителем удивительного феномена мировой культуры – Серебряного века. Загадочность его в том, что нам непонятна природа его воздействия на людей, этот феномен сотворивших. Непонятно, чем он так сильно повлиял на столь разных людей как Ахматова, Бердяев, А. Белый, Блок, С.Н. Булгаков, М.А. Булгаков, Волошин, Гумилев, Дягилев, Лосский, Мейерхольд, Мережковский, семья Рерихов, Розанов, Вяч. Иванов, Е.Н. Трубецкой, Цветаева, Флоренский, Эрн и многих других. Пытавшийся разобраться в этом Блок, писал, что в этом крупнейшем мыслителе, замечательном критике и публицисте, благодарном ученике фетовской поэзии и странном человеке есть еще нечто гораздо более существенное, некое свечение: «Он излучает невещественный золотой свет» . Блок настаивал, что «это не аллегория», а то, что может быть предметом научного исследования.

Сегодня наука, основанная на энергетическом мировоззрении уже проводит свои исследования в духовной сфере. Но в начале века, когда это мировоззрение еще только зарождалось, Блок писал, что разгадка тайны Вл. Соловьева сквозит в следующем: «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года:

Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества» .

Речь идет о трех явлениях философу Божественной Сущности, олицетворяющей вечную женственность. Эта Сущность – олицетворение одного из космических начал, «богоматерии», Св. Духа. Эту святящуюся субстанцию или энергию на западе называли Материя Люцида, а на востоке Матерь Мира. Это София Премудрость Божия. Это то живое пламя, которое преобразило Христа на горе Фавор, поэтому его Свет называют фаворским светом.

Преображение Христа дало нам образец Богочеловека, произвело духовную революцию, открывшую человечеству путь преображения в богочеловечество. Но за всю «христианскую эру» лишь единицы смогли пойти этим путем. Одним из таких путников явился Вл. Соловьев. Он воплотил синтез святого, художника и философа, пишет Л.В. Шапошникова. Как святой он жил в высшей реальности иных миров, как художник он давал убедительные образы этой жизни, как философ он осмысливал связь высшего и земного. Через него в культурное пространство России пришел фаворский свет, который и произвел русскую духовную революцию, явленную нам в феномене Серебряного века.

Изучая жизнь философа, мы становимся свидетелями жертвоприношения, самозаклания. Восприняв высшие творческие энергии в столь раннем возрасте, Вл. Соловьев получил вдохновение необыкновенной силы. Это дало ему возможность уже к 22 годам приступить к созданию собственной философской системы, которая поставила бы его имя возле имен Платона, Аристотеля, Плотина и других титанов. Как писал В.Ф. Эрн: «Первый после Платона, Соловьев делает новое громадное открытие в метафизике. В море умопостигаемого света, который безОбразно открылся Платону, Соловьев с величайшей силой прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности» . Это свидетельствовало о новизне его философии. С 1875 года сохранился черновик рукописи на французском языке, озаглавленной «La Sophia», с подзаголовком «Начала вселенского учения». Этот своего рода конспект своей системы философ создал за считанные недели, и потом всю жизнь использовал заложенные в нем идеи в своих работах. Нет сомнения, гений, наделенный исключительной работоспособностью смог бы справиться с великой задачей, которую он поставил, было перед собою, он встал бы рядом с Платоном. Но этот молодой человек отказался от данной возможности. Святость преодолела в нем гениальность, он решил отдать свою творческую энергию эволюции человечества не через слово, а непосредственно от сердца. Но святой не подавил мыслителя и поэта, сердце не отринуло ум, произошел синтез этих антитез. Принеся свою жертву, Вл. Соловьев приобрел чудный дар: все дела его, все труды, все подвиги и странствия его стали источником благодати для людей. Он стал своего рода живым магнитом, он « намагничивал». Он насыщал духовной силой все, с чем соприкасался. Отказавшись от возможности творить эпохальные трактаты, он стал творить эпохальных деятелей. Той силой, которую он получал от Софии, и всю отдавал, он открывал сознание людей, зажигал их сердца, возвышал их духовное состояние. Он приобщал их к грядущему новому миру, который он нес в себе. Так вот мы и получили Серебряный век, озаривший мрак ХХ века, так мы научились различать невидимую еще розовую полоску зари, которая чуется во мраке века ХХI.

«Соловьёв в своей глубинной основе был именно то, что он мыслил себе в высшем понятии своей философии. Он был субъективно тем «позитивным всеединством», которого он объективно добивался в своей системе мысли». «Как цельная личность он не имел себе равного в истории философии». Философия Соловьёва есть мистическая философия или теософия. Он ставил себе задачей: «Оправдать веру отцов, возведя её на новую ступень разумного сознания, показать, как эта древняя вера, освобождённая от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенской истиной».
Замахиваясь на такое дело, он прекрасно понимал: «Живого плода своих будущих трудов я во всяком случае не увижу. Для себя лично ничего хорошего не предвижу. Это ещё самое лучшее, что меня сочтут за сумасшедшего… Рано или поздно успех несомненен - этого достаточно».

В.Л. Величко вспоминал: «В памяти тех, кто хоть раз видел Владимира Соловьёва, самая внешность его запечатлелась навсегда, как лучезарное видение. Таинственно-прекрасные глаза, … высокое чело с отпечатком дум и забот… Манеры, полные утонченного достоинства и неподдельной простоты, добрая улыбка, в которой выражалась неизъяснимая душевная теплота, густой грудной баритон, обладавший какой-то особенной убедительностью; наконец, детский, иногда неудержимый смех… смех человека с чистой совестью, не пресыщенного суетными радостями, всю жизнь посвятившему труду и молитве и потому с особенной свежестью чувства умеющего отдаваться минутам невинного веселья. Всё это дорисовывало своеобразный облик, обладавший редкой силою симпатичности. Это было одно из тех лиц, перед которыми можно высказываться только откровенно, а светская условная ложь кажется грехом. Даже как-то неловко было бы дать ему неполный или уклончивый ответ на тот или иной вопрос или, не согласившись с ним, не выяснить тут же принципиальной причины такого несогласия.

Особенно сильное впечатление производил он на детей и простолюдинов, то есть, именно на тех, чья совесть наименее разъедена ржавчиною всяческой лжи; они чувствовали праведность этой души и тянулись к ней как к свету. Сколько мне ни приходилось видеть простолюдинов, знавших Владимира Соловьёва - все к нему относились как к лицу с каким-то особыми духовными полномочиями свыше. (…)

Какое-то мистическое доверие внушал Вл. Соловьёв животным. Мне случалось раза два присутствовать при возвращении его с вокзала в номер гостиницы; едва успеет он приехать и потребовать себе стакан кофе, как уже в оконные стёкла бьются десятки голубей. Положим, он любил кормить их размоченной булкою; но каким образом птицы узнавали о приезде Вл. Соловьёва, прежде, чем он приступал к их кормлению, - это уже их тайна. Та же история повторялась с окнами моей квартиры, когда там поселялся Соловьёв».

«Благотворительность и щедрость Вл. Соловьева были беспредельны. Постоянно нуждаясь в деньгах, он умудрялся оказывать денежные услуги друзьям и знакомым. А сколько времени, хлопот, сердечного участия он отдал всякого рода гонимым людям, искавшим его заступничества!.. Не будучи способным отказать людям, он однажды напечатал в «Новом времени» письмо, в котором просил посторонних посетителей и корреспондентов немножко пощадить его, дать ему окончить главные из намеченных трудов».

«Работоспособность его была прямо изумительна. Он мог просидеть 6-7 часов подряд, не отрываясь от письменного стола, затем заснуть часа на два и проснуться самостоятельно часа в три утра, чтобы опять сесть за работу до полудня… У его трудовой энергии была какая-то особенная заразительность: все, начиная со взрослых и кончая детьми, охотно и легче выполняли свои задачи, зная, что в соседней комнате работает Соловьёв… Гощение Соловьёва у друзей всегда повышало духовный уровень семьи, в которой он поселялся… Воля его была гигантски сильна. Я редко видел человека, который бы так повелевал своему организму и даже своим мыслям… Как без него темно и печально на свете! Сколько в этом человеке было «духовного озону»! Благоденственное и мирное житие достигается не столько внешними, искусственными мерами, сколько стихийными течениями, а такие «тёплые течения» создаются людьми вроде Вл. Соловьёва».

В.В. Розанов отмечал, что в Соловьёве было много духовного бродила, закваски. Он заражал людей энтузиазмом, учил примером своей жизни. Очень важно и интересно отметить, в известном письме он писал Розанову: «Исповедуемая мною религия Св. Духа шире и вместе с тем содержательнее всех остальных религий: она не есть ни сумма, ни экстракт из них, как целый человек не есть ни сумма ни экстракт своих отдельных органов». Как сказал о Соловьёве Бердяев: «Он исповедовал религию Св. Духа, как в сущности, и все наиболее замечательные русские религиозные мыслители».

А. Белый писал: «Скажет одну только фразу (говорит он мало), но слово его брызнет зарёй». «Муза его стала нормой его теории, но и нормой его жизни». «Такова жизнь Соловьёва - всегда и везде быть озарённым. Заря принимала образ прекрасной музы и манила его». «Вовсе не философ, а странник, ходивший перед Богом». «При нём слишком стыдно было думать или чувствовать гадко». «Высокий строй духа был прирождён ему, и оттого в нём не поколебали его никакие житейские испытания и никакие переломы судьбы».

А это Лопатин: «Он создал образцовый русский философский язык, поражающий своей ясностью, изяществом и простотою». «Он обладал чрезвычайным реализмом мистического сознания. У него была непоколебимая вера в близкое завершение исторического процесса». «Он держался широкого мистического толкования и предвидел в скором будущем интенсивное излияние высших духовных сил, которые направят человечество к его верховному назначению». «Он всецело примыкал к тому взгляду, что вероисповедные перегородки до неба не доходят, и думал что спастись можно во всякой церкви, даже во всякой религии». «Я никогда не видел другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убеждения в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле». «Печать избранника судьбы, высокоодарённого, носившего в себе божественный огонь, была ясна на его лице».

Е.Н. Трубецкой: «Ни до ни после мне не случалось встречать человека, который бы так непосредственно, как он, заставлял ощущать соприкосновение с другим миром. Сколько раз с глазу на глаз с ним я ощущал мистический трепет, доводивший до сердцебиения, когда по виду его изменившегося и побледневшего лица мне становилось ясным, что Соловьёв что-то видит, что именно я не решался спросить». «Преображение всей твари было не только его заветной мыслью, но и тем делом Божиим, которому он отдал всю свою жизнь. Словно весь мир земной стал для него прозрачной завесою, сквозь которую он непрестанно созерцал невидимый, запредельный свет горы Фавор. Он заранее видел землю преображенною и одухотворённою». «Он видел светлые ризы Божества и возвестил в огненных строках грядущее всеобщее преображение».

Маковский: «Окруженный друзьями, учениками, почитателями, он прожил беспредельно одинокую жизнь. Во всей русской литературе нет личности более загадочной». «Всё его религиозно-философское творчество как из зерна, вырастает из первоначальной мистической интуиции. Только в свете видений Подруги Вечной раскрывается смысл его учения о «положительном всеединстве». «Он первый указал путь к построению православной космологии… и русская богословская и философская мысль пошла по проложенной им дороге». «Соловьёв подготовил блестящий русский Ренессанс, он был предтечей возрождения религиозного сознания и философской мысли. Вдохновил своими идеями целое поколение богословов, мыслителей, общественных деятелей, писателей и поэтов». «От Соловьёва исходила таинственная притягательная сила, необъяснимое обаяние, которое одинаково захватывало столь разных людей как К. Леонтьев и А. Блок».

К.В. Мочульский: «И сила, которой он загипнотизировал несколько поколений, исходила не столько из его писаний, сколько из него самого. В нём было загадочное обаяние, его окружала романтическая легенда, люди влюблялись в него с первого взгляда и покорялись ему на всю жизнь». «Соловьёв продолжает верить, что цель мирового процесса реальное преображение мира и что в этом деле человечеству принадлежит творческая роль»...

Под СПб на берегу Тосны находился камень, который Соловьёв называл «святым камнем». Он просиживал на нём долгие часы в полном одиночестве. Там однажды посетило его видение: пред ним предстала толпа церковных старцев и благословила его на труд «оправдания веры отцов»…

Вл. Соловьёв учил, что мы живем во времена апокалиптические, когда происходит решающая битва за освобождение плененной первобытным хаосом Мировой Души, которая должна закончиться преображением неба и земли в Новое Небо и Новую Землю, преображением человека в нового человека. В этом новом мире люди будут жить в трех мирах, восходя без перерыва сознания великой лестницей к свету. Важнейший этап этой борьбы – явление «Жены, облеченной в Солнце», которая собирает новых людей, готовых к преображению своей энергетики в новый тип, отвечающий условиям грядущего нового мира. Явление этого воплощения вечной женственности было обещано Христом в Евангелии от Иоанна, как пришествие Святого Духа Утешителя. Владимиру Соловьеву эта Невеста Агнца явилась в образе Софии. Она была его Учителем, Она готовила его к великой миссии, которая «с каждым днем становилась для него все яснее, определеннее и строже». Этот культурный герой был послан Ею в мир как Ее предтеча, чтобы подготовить мир к Ее Пришествию. И он выполнил свою эволюционную задачу. Насыщенный огнем его духа Серебряный век русской культуры прошел, по словам Бердяева, под знаком вечной женственности, в ожидании и подготовке к эпохе Святого Духа.

Мы знаем, что наследники Вл. Соловьева уничтожили ту часть его рукописей, которая по их мнению могла повредить его репутации «православного философа» . Но рукописи не горят. Все же, кое-что осталось. Так рукопись «La Sophia» местами прерывается записями, сделанными под диктовку высшей Сущности. Вот одна из них: «Думай обо мне. Я рожусь в апреле 1878. Софиа» . Читающий разумеет.

Не углубляясь слишком сегодня в данную тему, лишь напомним в связи с нею поучительную историю с Анной Николаевной Шмидт (1851 - 1905), чьи мистические откровения привлекли к ней внимание Вл. Соловьёва. Эта история показывает нам: приближение Софии к воплощению на земле ощущалось мистически чуткими людьми так сильно, что сознание некоторых из них не выдерживало этого натиска грядущего. Как писал П.А. Флоренский: «Мистическая сущность пола, брака и чадорождения открылась А. Н-не и открыта ею другим с глубиною и силою небывалою. Писания А. Н - ны - это философия материнства, доселе почти не существовавшая» . Вместе с тем претензия А.Н. Шмидт на то, что она явилась воплощением Софии объясняет, - почему некоторые считали её «полу-безумной и полу-гениальной женщиной». Эта претензия объясняет и причину сострадательного интереса Вл. Соловьёва к личности А.Н. Шмидт. Необъяснимо только - откуда «глубина мысли и блеск писательства, богатство философско-мистических вдохновений» в трудах этой полуобразованной провинциалки, всю жизнь придавленной борьбою из-за куска хлеба для любимой матери, всю жизнь угнетаемой самой подлинной нуждой, не имевшей ни книг, ни знакомств, ни досуга. «Откуда брала А. Н-на свои вопросы, не говоря уж об её глубоких и нередко заведомо мудрых решениях, об её пронзительных словах?» Ответ тут может быть только один: «Идеи носятся в воздухе». А.Н. Шмидт мистически особо чуткая персона, улавливая эти идеи, верно предчувствуя и передавая общий типический характер надвигающихся событий, «всё-таки видела их лишь в туманной перспективе, в которой сливаются ближний и дальний планы, почему ранние эсхатологические волны могли быть ею приняты уже за «девятый вал». Как писал П.А. Флоренский в другом месте: «Кто изучал историю творчества во всех отраслях, тот не мог не заметить, как настойчиво стучится в мир воплощения некоторый духовный образ и сколько предварительных побегов даёт он, сперва фантастично, затем поэтично, далее научно, пока не вырастает подлинным духовным организмом» . Мы видим, как в сознании самообманувшейся А.Н. Шмидт образ воплощающейся на земле Софии преломился фантастично; в творчестве А. Блока и Андрея Белого он выявился, прежде всего, поэтически; далее в трудах самого П.А. Флоренского он был дан научно; пока не претворился в живом ощущении Матери-Родины миллионов россиян.

Как писал на ту же тему видный современный религиовед Л. Лазарев в своёй статье о «софиологии», философском течении, основателем которого явился Вл. Соловьёв: «Ожидания «вочеловеченья» души мира, обретения ею своего личностного центра в рожденной земной женщине звучат у некоторых русских религиозных мыслителей конца ХIХ – начала ХХ века, среди которых такой церковный авторитет, как недавно канонизированный святитель Феофан Затворник» .

Вл. Соловьев дружил с Ф.М. Достоевским, он дружил и с Н.К. Рерихом, он был живым мостом, обеспечившим преемственность священного огня, горящего в сердце русской культуры. Он вспоминал: «В одном разговоре Достоевский применял к России видение Иоанна Богослова о жене, облеченной в солнце и в мучениях хотящей родити сына мужеска: жена – это Россия, а рождаемое ею есть то новое Слово, которое Россия должна сказать миру» . «Апокалипсис» вообще очень трудная для толкования книга, оставим это дело тем, кому оно под силу. Единственное, вспомним, что есть такое мнение, что Пришествие Св. Духа Утешителя будет предшествовать Пришествию Спасителя. И вот тогда великая и загадочная фигура Владимира Соловьева предстанет, «тоскуя и любя», в своем действительном облике воина Света, каких были считанные единицы за всю историю человечества.

Ну а сегодня мы можем утверждать, что это «Слово», о котором говорил Вл. Соловьёву его друг Ф.М. Достоевский уже произнесено. Россия дала миру новое учение. Это связанное с семьёй Рерихов учение Живой Этики, способствующее развитию нового космического мировоззрения. Второй не менее важной ценностью полученной нашим народом в ХХ веке является живое чувство Родины, которое он обрел. Прежде такого не было. Вспомним, что со времён Петра Великого наши солдаты шли в бой "за веру, царя и Отечество". Но в начале ХХ века эта символика уже не работала. Распутинщина окончательно обесценила "веру" и "царя", что касается "Отечества", то христолюбивое воинство летом 1917 года разбегаясь по домам, землю делить, приговаривало: "Мы тамбовские, до нас немец не дойдет!" Сыновья этих людей победили в величайшей войне, идя в бой уже под совсем другим лозунгом: "За Родину, за Сталина!" Предельное напряжение смертельной угрозы заставило обратиться к образу Матери- Родины, дохристианскому символу Великой Матери, который, как показали Достоевский, Вл. Соловьев и П.А. Флоренский является первоначальной интуицией русского народного самосознания. Что до "Сталина" - это тоже симптом отказа от "Отечества", и «народности», отказ от самоидентификации по мужской линии в пользу Матери. Сталин в этом лозунге играет роль бога-покровителя воинов, идущих на верную смерть.

Мы сегодня опять на страшной войне, но сегодня наш враг - вырождение,
превращающее некоторых наших сограждан в орудия хаоса. Г.П. Федотов писал: «В Толстом и Достоевском впервые на весь мир прозвучал голос допетровской Руси, христианской, а может быть, языческой». Достоевский руками кн. Л.Н. Мышкина поднял для ополчающихся против хаоса знамя, с великой космической формулой: "Красота спасет мир!" Эта формула не только теоретически, логически, но и во всей жизненной полноте была раскрыта подвигом жизни Вл. Соловьёва. Его жизненный подвиг повторили пошедшие за ним творцы Серебряного века.

Вследствие чего духовные энергии Софии в ХХ веке проявились в земном, в русской культуре и жизни с небывалой еще полнотою. Эти вдохновляющие человека на продолжение его эволюционного пути в новых условиях новой эпохи энергии были концентрированны, конденсированы, кристаллизированны в великих произведениях искусства, философии, науки, данных нам творцами Серебряного века. Кульминацией этого эпохального откровения явилось учение Живой Этики, принесённое людям великой и прекрасной русской женщиной Еленой Ивановной Рерих (1879 - 1955). Перед человеком были расставлены вехи, обозначающие продолжение его космического пути в прежде неведомом будущем, которое теперь открылось как сужденное ему прекрасное пространство вечной жизни и грандиозной деятельности. Серебряный век сфокусировал за свои двадцать лет то, к чему Россия шла тысячу лет. И её сердце в ХХ веке впервые с такой силой ощутило великое присутствие Царицы Небесной, которая прошла ногами человеческими по священной русской земле. Россия, в своего рода культурном небытии, под глыбами и льдами марксизма полностью переродилась. Новая Россия родилась в крови и муках этого атомного века. Ее культура, насыщенная огнем преображения, вот то сокровище, которое являет человеку путь к новой красоте, как преображающей силе. Что дает человеку возможность применять учение Живой Этики в своей повседневной жизни.

Возможность не есть действительность. Возрождение и преображение России зависят от каждого из нас. Не каждый достигнет подлинного преображения, но двери открылись для всех.

Последние слова Вл. Соловьёва были: «Трудна работа Господня»…

…По желанию сестры Соловьёва, на его могильном кресте написали: «Ей, гряди, Господи!»


Георгий Ясько.

П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т. 124, М., 96, стр.180.
Е.И. Рерих. Письма в Америку. М., 96, т.3, стр. 106.


А.А. Блок. Сочинения. М., 71, т. 5, стр. 351.
Там же.
Л.В. Шапошникова. Тернистый путь Красоты. М., 2001, стр. 152.
А.Ф. Лосев. Владимир Соловьев и его время. М., 2000, стр.166.
Вл. Соловьёв: pro et contra. т. 1, СПб, 2000, стр. 550.
А.Ф. Лосев. Владимир Соловьёв и его время. М., 2000, стр. 195.
П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т.124, М., 96, стр.726.
Там же, стр. 720.
П.А. Флоренский. Философия культа. ФН, т.133, М., 2004, стр. 302.
Отметим только вскользь что и эти два поэта (да пребудет Аллах с ними обоими) некоторое время считали Л.Д. Менделееву воплощением Софии. То есть были на переходной стадии с фантастического к поэтическому восприятию и воплощению данного символа.
Наука и Религия. № 3, 89, с. 62.


В.С. Соловьёв. Литературная критика. М., 90, стр. 58.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Н.К. Рерих. Архат.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
На этой картине мы видим Архата, совершенного человека, воплощенного на земле. Он изображен пребывающим «внутри тихих пределов своего Сангхарама», sanctum sanctorum, - пещеры, которую он избрал для своей медитации. Рядом мы видим некую зверюгу, символизирующую ту ярую хаотическую энергию, энергию самости, которую данному Архату осталось победить в себе.

Будда сказал: «Слон, который видит свою форму отраженной в зеркале озера, глядит на неё, затем уходит, приняв за реальное тело другого слона, - умнее, чем человек, который, увидел в потоке своё лицо и, глядя на него, говорит: «Вот… Я есмь Я»; ибо «Я», его Я не находится в мире двенадцати Нидан и изменчивости, но в мире Не-Бытия, единственном мире, находящемся за пределами западной Майи…

Единственно то, что не имеет ни причины, ни создателя, что самосуще, вечно, далеко за пределами изменчивости, - только то есть истинное «Я» (Эго) вселенной. Вселенная Нам-Ха говорит: «Я есмь мир Сянь-Чан»; четыре иллюзии смеются и отвечают: «Истинно так». Но истинно мудрый человек знает, что ни человек, ни вселенная, через которую он проходит как летящая тень, не более являются реальной вселенной, чем капля росы, отражающая искру утреннего Солнца, является этим Солнцем…

Существуют три вещи, бхикшу, которые всегда остаются теми же самыми, на которых никакие превратности, никакие модификации никогда не могут воздействовать: это суть Закон, Нирвана и Пространство, и эти трое – Одно, так как первые два находятся внутри последнего, и это последнее – Майя, до тех пор, пока человек пребывает в вихре чувственных существований. Нет надобности, чтобы смертное тело умерло для того, чтобы избегнуть когтей похотливости и других страстей. Архат, который соблюдает семь сокровенных заповедей Бас-па, может стать Данг-ма и Лха. Он может слышать «святой голос»… (Гуань-инь), и может очутиться внутри тихих пределов своего Сангхарама превратившимся в Амитабха-Будду. Став единым с Ануттара Самьяк Самбодхи, он может пройти через шесть миров Бытия (Рупалока) и войти в первые три мира арупа… Тот, кто слушает мой сокровенный закон, преподанный моими избранными архатами, дойдёт с его помощью до познания Я, и отсюда – до совершенства». Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том. 3, М., 2000, стр. 491-492.

Каждое Учение, достойное этого имени, учит, что истинный человек есть Богочеловек. Каждая человеческая особь похожа на эллипс, - фигуру, имеющую 2 фокуса. 1-й фокус, - бессмертная, непреходящая, сущность, индивидуум, зерно-атом духа, высшее Я, монада, Микрокосм; 2-й фокус, - смертная, временная, несовершенная личность, конгломерат страстей, бушующих в вихре самости, земной человек, перевоплощающийся на земле символ того неизменного индивидуума.

Задача этих перевоплощений человека, - путём накопления противоречивого и тяжелого опыта, расширить своё сознание настолько, чтобы оно вместило эту истину; чтобы это расширившееся и возвысившееся сознание отбросило самость, как временную, земную свою подставку (основу, проводник, носитель, передатчик) и опёрлось об индивидуальность, вечную подставку духа.

Корень самости, это необходимое на некотором этапе эволюции для персонализации хаотических, первобытных энергий ядро или фокус, это наследие звериной стадии эволюции, - в сердце человека. Там же, в сердце своём человек обретает Божество: свет и тепло вечного присутствия своего Спасителя, Господа своего, своего высшего Я: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас». (Ин.14:20). Как сказал Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей».

Задача человека – сжечь в Космическом Огне Божественной Любви («Бог есть Огонь», - Серафим Саровский) корень самости в своём сердце. Чтобы уже на земле, в земной жизни стать проводником, отражением, живим образом и подобием своей истиной, т.е. Божественной природы, индивидуальности или Микрокосма.

Эта задача осложняется тем, что Микрокосм, как и Макрокосм, каплей или искрой Океана которого индивидуум является, есть андрогин, он двупол, биполярен, как это отражено в символе Инь-Ян, или в имени Христософия, предложенном Флоренским. Речь идёт о платоновских половинчатых духах. Русское слово «пол» (в смысле «sex») происходит от слова «половина» - половина человека, половина индивидуума. Пол человека. Пол Монады. «Создал Предвечный Бог человека по образу и подобию Своему создал его: мужа и жену, создал их. Значит, образ и подобие Божие, то, что подлежит восстановлению, относится не к половине, не к полу человека, а к целому человеку, т.е. к положительному соединению мужского и женского начала…»

Но эта задача Завершения и облегчается этим: каждый человек имеет Космическое Право на воссоединение со свей «лучшей половиной», которая пребывает на небесах, когда он воплощается как половина человека (личность) на земле. И осеняет его, как Муза осеняет своего поэта…

Но своё сознание невозможно расширить никакими упражнениями («духовными практиками»), или, если угодно, такими упражнениями (практиками) является естественная, нормальная, обыденная человеческая жизнь, включающая, безусловно, нормальную, обычную семейную жизнь.

«Половые отношения между мужчиной и женщиной божественны и священны нет ничего более величественного, чем правильное применение великого творческого принципа, и… ничто не имеет таких дьявольских последствий, как неправильное употребление и злоупотребление ими…

Совершенный брак возможен на земле, если жених и невеста понимают, что они – разделённые половинки единой сущности, предназначенной для великой миссии, которая может быть выполнена при временном разъединении мужского и женского принципов путём погружения в плотную материю. Помните, что половинки одного Эго могут приобрести необходимый опыт при сочетании с половинками другого. Счастливое супружество возможно при соединении тех, кто находится в синхронной
вибрации, т.е. принадлежит к одной групповой душе, но в этом цикле истинный брак, союз между разъединёнными частями единого Эго, невозможен; причина этого доселе
сокрыта от большинства, это Великое Таинство…

Теория духовной близости, родственных душ и т.д. – результат недопонимания явления синхронной вибрации между различными подразделениями какого-либо состояния материи, имеющего единый центр или вершину; это явление подобно взаимодействию положительного и отрицательного полюсов и нейтрального центра магнита.
Третий принцип – нейтральный центр человека сегодня находится на внутреннем плане, но для совершенного брачного союза он должен быть на плане проявления мужского и женского, положительного и отрицательного аспектов.

Двойка является символом двойственности и дифференциации целого. Тройка – символ объединения, единства; и поскольку мы ещё не эволюционировали до состояния, когда вибрации Космической Двойки соответствуют вибрациям Тройки, проявленной на высшем астральном плане, то между двумя состояниями материи лежит непреодолимая пропасть и совершенный брак невозможен, за исключением случаев, иногда называемых
«высшим провидением», когда Великая Духовная сущность готова воплотиться ради спасения расы или народа; именно благодаря таким союзам родились Иисус и другие Аватары…

В конце этой эпохи (наступающей Новой Эпохи, - Г.Я) двуполая раса будет снова населять Землю, её вибрации будут синхронны с вибрациями жизненного субстрата высшего плана, и тогда истинный брак, союз объединённого мужского и женского с высшим, Отцом, или Групповой Душой, будет правилом, а не исключением. Своими поступками вы можете приблизить или отдалить это время.

Даже если вы поймёте хоть немного из сказанного, то осознаете, как велика ответственность, возложенная на вас, и как нелепо отказываться от священных обязательств под влиянием «духовной близости», побуждающей бежать за «блуждающим огоньком» в поисках невозможного. Вы не постигнете духовную реальность, отвергая естественный долг.

Совершенный брак представляет собой триединство, и атрофированная в настоящее время шишковидная железа, единственный орган человека, через который может действовать духовная творческая энергия (третий принцип союза), снова станет активной в шестой расе».

Золотой свет окружает шишковидную железу и гипофиз, когда продвинутый ученик находится в глубоком сосредоточении. При благоприятных условиях этот свет может быть видим другими людьми, отсюда – золотые нимбы святых на иконах. Этот золотой свет – наиболее мощная форма энергии, при помощи которой человеческая
душа может на мгновение коснуться Божественной Души. «Он освещает душу подобно солнечному свету, дающему жизнь физическому плану, и проводит внутренние звуковые
волны к внутреннему слуху». Т.е. позволяет человеку слышать Голос Безмолвия. (Гуань-инь). О котором говорил Благословенный в отрывке, приведённом в начале этого поста.

Что же касается данного Архата, изображенного на данном полотне, Он прошел уже путём сотен человеческих воплощений, путём многих «простых человеческих жизней». Ему осталось совсем немного, вот только победить эту зверюгу самости. И Он станет полным Архатом, придёт к Завершению, получит по Своему Космическому Праву возможность слить Своё сознание воедино с сознанием Своей «лучшей половины», которая, пребывая на небесах, осеняет Его всей мощью красоты.

Разлитой в данном полотне тем золотым светом, о котором писалось выше и в свете которого данный Архат видит теперь всё окружающее. Как это и показал нам Н.К. Рерих.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Владимир Соловьёв. Стихотворения и поэма "Три свидания""

Сообщение Ясько Георгий »

* * *
Земля-владычица! К тебе чело склонил я,
И сквозь покров благоуханный твой
Родного сердца пламень ощутил я,
Услышал трепет жизни мировой.

В полуденных лучах такою негой жгучей
Сходила благодать сияющих небес,
И блеску тихому несли привет певучий
И вольная река, и многошумный лес.

И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
Земной души со светом неземным,
И от огня любви житейское страданье
Уносится, как мимолетный дым.
1886



EX ORIENTE LUX
"С Востока свет, с Востока силы!"
И, к вседержительству готов,
Ирана царь под Фермопилы
Нагнал стада своих рабов.

Но не напрасно Прометея
Небесный дар Элладе дан.
Толпы рабов бегут, бледнея,
Пред горстью доблестных граждан.

И кто ж до Инда и до Ганга
Стезею славною прошел?
То македонская фаланга,
То Рима царственный орел.

И силой разума и права -
Всечеловеческих начал -
Воздвиглась Запада держава,
И миру Рим единство дал.

Чего ж еще недоставало?
Зачем весь мир опять в крови?
- Душа вселенной тосковала
О духе веры и любви!

И слово вещее не ложно,
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.

И, разливаяся широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший из Востока,
С Востоком Запад примирил.

О, Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

* Свет с Востока (лат.).
1890


В АЛЬПАХ

Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
Зыбкую насыпь надежд и желания
Смыло волной голубой.

Синие горы кругом надвигаются,
Синее море вдали.
Крылья души над землей поднимаются,
Но не покинут земли.

В берег надежды и в берег желания
Плещет жемчужной волной
Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
Август 1886

* * *
В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Еще летали сны - и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.

В холодный белый день дорогой одинокой,
Как прежде, я иду в неведомой стране.
Рассеялся туман, и ясно видит око,
Как труден горный путь и как еще далёко,
Далёко всё, что грезилося мне.

И до полуночи неробкими шагами
Всё буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм.
<1884>



* * *
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя,—
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, догорая, дымилось
Злое пламя земного огня.
Конец ноября 1875, Каир

* * *
Зачем слова? В безбрежности лазурной
Эфирных волн созвучные струи
Несут к тебе желаний пламень бурный
И тайный вздох немеющей любви.

И, трепеща у милого порога,
Забытых грез к тебе стремится рой.
Недалека воздушная дорога,
Один лишь миг - и я перед тобой.

И в этот миг незримого свиданья
Нездешний свет вновь озарит тебя,
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Начало сентября 1892

ИЗ ПИСЬМА
Во-первых, объявлю вам, друг прелестный,
Что вот теперь уж более ста лет,
Как людям образованным известно,
Что времени с пространством вовсе нет;
Что это только призрак субъективный,
Иль, попросту сказать, один обман.
Сего не знать есть реализм наивный,
Приличный ныне лишь для обезьян.
А если так, то, значит, и разлука,
Как временно-пространственный мираж,
Равна нулю, а с ней тоска и скука,
И прочему всему оценка та ж...
Сказать по правде: от начала века
Среди толпы бессмысленной земной
Нашлись всего два умных человека —
Философ Кант да прадедушка Ной.
Тот доказал методой априорной,
Что, собственно, на все нам наплевать,
А этот — эмпирически бесспорно:
Напился пьян и завалился спать.
1890




Лишь забудешься днем иль проснешься в
полночи —
Кто-то здесь... Мы вдвоем,—
Прямо в душу глядят лучезарные очи
Темной ночью и днем.

Тает лед, расплываются хмурые тучи,
Расцветают цветы...
И в прозрачной тиши неподвижных созвучий
Отражаешься ты.

Исчезает в душе старый грех первородный:
Сквозь зеркальную гладь
Видишь, нет и травы, змей не виден подводный,
Да и скал не видать.

Только свет да вода. И в прозрачном тумане
Блещут очи одни,
И слилися давно, как роса в океане,
Все житейские дни.
21 ноября 1898



* * *
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892


ОКО ВЕЧНОСТИ
«Да не будут тебе Бози инии, разве Мене».

Одна, одна над белою землею
Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
К себе — туда.

О нет, зачем? В одном недвижном взоре
Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,
И небеса.

И этот взор так близок и так ясен,—
Глядись в него,
Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен —
Царем всего.
Январь 1897

ПРОМЕТЕЮ
Когда душа твоя в одном увидит свете
Ложь с правдой, с благом зло,
И обоймет весь мир в одном любви привете,
Что есть и что прошло;

Когда узнаешь ты блаженство примиренья;
Когда твой ум поймет,
Что только в призраке ребяческого мненья
И ложь, и зло живет,—

Тогда наступит час — последний час творенья...
Твой свет одним лучом
Рассеет целый мир туманного виденья
В тяжелом сне земном:

Преграды рушатся, расплавлены оковы
Божественным огнем,
И утро вечное восходит к жизни новой
Во всех, и все в Одном.
Август 1874

ТРИ СВИДАНЬЯ
Москва - Лондон - Египет . 1862 - 1875 - 1876

Заранее над смертью торжествуя
И цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев...

Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества...

Не трижды ль ты далась живому взгляду -
Не мысленным движением, о нет! -
В предвестие, иль в помощь, иль в награду
На зов души твой образ был ответ.

1
И в первый раз,- о, как давно то было! -
Тому минуло тридцать шесть годов,
Как детская душа нежданно ощутила
Тоску любви с тревогой смутных снов.

Мне девять лет, она...* ей девять тоже.
"Был майский день в Москве", как молвил Фет.
Признался я. Молчание. О, Боже
Соперник есть. А! он мне даст ответ.

Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье.
Душа кипит в потоке страстных мук.
Житейское... отложим... попеченье -
Тянулся, замирал и замер звук.

29 июня 1898

Алтарь открыт... Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток,- бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.

И детская любовь чужой мне стала,
Душа моя - к житейскому слепа...
И немка-бонна грустно повторяла:
"Володинька - ах! слишком он глупа!"

2
Прошли года. Доцентом и магистром
Я мчуся за границу в первый раз.
Берлин, Ганновер, Кельн - в движенье быстром
Мелькнули вдруг и скрылися из глаз.

Не света центр, Париж, не край испанский,
Не яркий блеск восточной пестроты -
Моей мечтою был Музей Британский,
И он не обманул моей мечты.

Забуду ль вас, блаженные полгода?
Не призраки минутной красоты,
Не быт людей, не страсти, не природа -
Всей, всей душой одна владела ты.

Пусть там снуют людские мириады
Под грохот огнедышащих машин,
Пусть зиждутся бездушные громады,-
Святая тишина, я здесь один.

Ну, разумеется, cum grano salis!
Я одинок был, но не мизантроп;
В уединении и люди попадались,
Из коих мне теперь назвать кого б

Жаль, в свой размер вложить я не сумею
Их имена, не чуждые молвы...
Скажу: два-три британских чудодея
Да два иль три доцента из Москвы.

Все ж больше я один в читальном зале;
И верьте иль не верьте - видит Бог,
Что тайные мне силы выбирали
Все, что о ней читать я только мог.

Когда же прихоти греховные внушали
Мне книгу взять "из оперы другой" -
Такие тут истории бывали,
Что я в смущенье уходил домой.

И вот однажды - к осени то было -
Я ей сказал: "0 Божества расцвет
Ты здесь, я чую,- что же не явила
Себя глазам моим ты с детских лет?"

И только я помыслил это слово -
Вдруг золотой лазурью все полно,
И предо мной она сияет снова -
Одно ее лицо - оно одно.

И то мгновенье долгим счастьем стало,
К земным делам опять душа слепа,
И если речь "серьезный" слух встречала,
Она была невнятна и глупа.

3
Я ей сказал: "Твое лицо явилось,
Но всю тебя хочу я увидать.
Чем для ребенка ты не поскупилась,
В том - юноше нельзя же отказать!"

"В Египте будь!" - внутри раздался голос.
В Париж - и к югу пар меня несет.
С рассудком чувство даже не боролось:
Рассудок промолчал, как идиот.

На Льон, Турин, Пьяченцу и Анкону,
На Фермо, Бари, Бриндизи - и вот
По синему трепещущему лону
Уж мчит меня британский пароход.

Кредит и кров мне предложил в каире
Отель "Аббат" - его уж нет, увы!
Уютный, скромный, лучший в целом мире...
Там были русские, и даже из Москвы.

Всех тешил генерал - десятый номер,-
Кавказскую он помнил старину...
Его назвать не грех - давно он помер,
И лихом я его не помяну.

То Ростислав Фаддеев был известный,
В отставке воин и владел пером.
Назвать кокотку иль собор поместный -
Ресурсов тьма была сокрыта в нем.

Мы дважды в день сходились за табльдотом;
Он весело и много говорил,
Не лез в карман за скользким анекдотом
И философствовал по мере сил.

Я ждал меж тем заветного свиданья,
И вот однажды, в тихий час ночной,
Как ветерка прохладное дыханье:
"В пустыне я - иди туда за мной".

Идти пешком (из Лондона в Сахару
Не возят даром молодых людей,-
В моем кармане - хоть кататься шару,
И я живу в кредит уж много дней)

Бог весть куда, без денег, без припасов,
И я в один прекрасный день пошел -
Как дядя Влас, что написал Некрасов.
(Ну, как-никак, а рифму я нашел).

Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
В цилиндре высочайшем и в пальто,
За черта принятый, в здоровом бедуине
Я дрожь испуга вызвал и за то

Чуть не убит,- как шумно, по-арабски
Совет держали шейхи двух родов,
Что делать им со мной, как после рабски
Скрутили руки и без лишних слов

Подальше отвели, преблагородно
Мне руки развязали - и ушли.
Смеюсь с тобой: богам и людям сродно
Смеяться бедам, раз они прошли.

Тем временем немая ночь на землю
Спустилась прямо, без обиняков.
Кругом лишь тишину одну я внемлю
Да вижу мрак средь звездных огоньков.

Прилегши наземь, я глядел и слушал...
Довольно гнусно вдруг завыл шакал;
В своих мечтах меня он, верно, кушал,
А на него и палки я не взял.

Шакал-то что! Вот холодно ужасно...
Должно быть, нуль,- а жарко было днем...
Сверкают звезды беспощадно ясно;
И блеск, и холод - во вражде со сном.

И долго я лежал в дремоте жуткой,
И вот повеяло: "Усни, мой бедный друг!"
И я уснул; когда ж проснулся чутко -
Дышали розами земля и неба круг.

И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.

Что есть, что было, что грядет вовеки -
Все обнял тут один недвижный взор...
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.

Все видел я, и все одно лишь было -
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило,-
Передо мной, во мне - одна лишь ты.

0 лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал...
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.

Один лишь миг! Видение сокрылось -
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.

Дух бодр! Но все ж не ел я двое суток,
И начинал тускнеть мой высший взгляд.
Увы как ты ни будь душою чуток,
А голод ведь не тетка, говорят.

На запад солнца путь держал я к Нилу
И вечером пришел домой в Каир.
Улыбки розовой душа следы хранила,
На сапогах - виднелось много дыр.

Со стороны все было очень глупо
(Я факты рассказал, виденье скрыв).
В молчанье генерал, поевши супа,
Так начал важно, взор в меня вперив:

"Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды безумья точно различать.

А потому, коль вам прослыть обидно
Помешанным иль просто дураком,-
Об этом происшествии постыдном
Не говорите больше ни при ком".

И много он острил, а предо мною
Уже лучился голубой туман
И, побежден таинственной красою,
Вдаль уходил житейский океан.

Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества.

Предчувствием над смертью торжествуя
И цепь времен мечтою одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
А ты прости нетвердый мой напев!

2б - 29 сентября 1898

* Она этой строфы была простою маленькой барышней
и не имеет ничего общего с тою , к которой обращено
вступление.

Примечание. Осенний вечер и глухой лес внушили мне
воспроизвести в шутливых стихах самое значительное из
того, что до сих пор случилось со мною в жизни. Два дня
воспоминания и созвучия неудержимо поднимались в
моем сознании, и на третий день была готова эта маленькая
автобиография, которая понравилась некоторым
поэтам и некоторым дамам.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Владимир Соловьёв.

Сообщение Valentina »

Георгий, огромное Вам спасибо. Все что Вы пишете очень интересно.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Re: Владимир Соловьёв.

Сообщение Ясько Георгий »

Валентина, Вам спасибо за внимание.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Что такое русская интеллигенция?

Сообщение Ясько Георгий »

Можем ли мы считать, что это нечто в сущности аналогичное тому, что именуется интеллигенцией или интеллектуалами на Западе? Иначе говоря: можем ли мы считать, что русский интеллигент — это просто напросто русский вариант западного интеллектуала? Или же мы должны видеть в русской интеллигенции существенно отличное явление — пусть порожденное западной культурой, встречей России и Запада, но развившееся в нечто оригинальное и специфическое, в нечто принципиально отличное от исходной модели?

Ответы на этот вопрос могут быть кардинально различными.

В западной перспективе русские интеллигенты могут восприниматься как нечто тождественное западным интеллектуалам: нередко здесь видят одно и то же явление.

В русской же перспективе, напротив, здесь видится нечто отличное и даже специфическое для русской культуры: в предельном случае русский интеллигент и западный интеллектуал могут восприниматься даже как полярно противоположные явления.

Слово «интеллигенция» — западного происхождения, и оно могло появиться в России только в контексте западного культурного влияния. Однако специфика русской культуры в том и состоит, что она одновременно и похожа, и непохожа на другие культуры. Поэтому всегда можно описать русскую культуру в тех же терминах – по той же модели, - что и какую-то другую культуру, но какие-то специфические черты русской культуры будут неизбежно игнорироваться в в этом случае, останутся вне поля зрения исследователя.

Полагаю, что русская интеллигенция представляет собой специфически русский культурный феномен. Это явление типичное для русской культуры — действительно, здесь как в фокусе сосредоточены едва ли не наиболее характерные ее особенности.

В чем вообще своеобразие русской культуры? Как это ни странно — в ее пограничности.

Это кажется парадоксом: ведь граница, по нашим представлениям, не имеет пространства или ограничена в своих размерах — строго говоря, это условный рубеж, черта. Между тем речь идет о стране, занимающей самую большую территорию в мире, и притом отличающейся удивительным — для такой территории — единообразием культурных стандартов.

И, тем не менее, это так. Культура связана вообще не столько непосредственно с объективной действительностью (в данном случае — с действительностью географической), сколько с осмыслением этой действительности: именно осмысление действительности, авторефлексия, формирует культуру. Россия осмысляет себя как пограничная территория — в частности, как территория, находящаяся между Востоком и Западом: это Запад на Востоке, и вместе с тем Восток на Западе .

Отсюда и та особенность русской интеллигенции, на которую нам указывают : «Это - особый способ, механизм самоидентификации и рефлексии, исторически присущий данной группе. Состоит он в регулярной инверсии ценностей, когда тем или иным элементам картины мира приписывают попеременно то положительную, то отрицательную ценность». Исконные культурно-религиозные смыслы, сведённые в традиционный дуализм русской ментальности, в противопоставления «частного и целого, образованности и невежества, интеллигенции и народа, мужчины и женщины, науки и религии, традиции и новации, светского и религиозного» в пожарном порядке меняются местами едва ли не «по всему списку». При этом, «все мировоззренческие установки на лучшее, на благо, на религиозное совершенство, по сути, остаются неизменными».

Таким образом, как религиозные, так и научные идеи глубоко переживались «интеллигентами, сделавшими святоотеческую мысль «идейной платформой» теоретического анализа, спаянной с собственной жизнью и подвижническим мироощущением». Включив в него логику разума и логику сердца. «Круг сугубо «русских» проблем: Россия-Европа, Запад-Восток, Бог-Инквизитор, народ-интеллигенция, любовь-страсть, дух-плоть, сердце-разум, теургия-революция и т.д. так или иначе был связан с определением места, роли и значения их создателей внутри заявленной проблематики.

Основной задачей мыслителей и творческих личностей стал поиск способа «введения» себя в историю. Творцы идей оценивали своё место в одном ряду с Творцом мира, воспринимая себя (явно или неявно) Его сотворцами».

Интеллигенция «вынесла за скобки» эмпирию, сосредоточившись на попытках пробиться в Эмпирею. Как и разные другие процессы в природе, этот процесс идёт по синусоиде. Взлёты и ныряния духа естественны, лишь бы каждый новый взлёт был повыше, а следующее ныряние было бы не таким глубоким, как предыдущее.

Если считать первым интеллигентом Радищева (1749-1802), то вот уже 200 лет горение этих людей расцвечивает ауру России очень своеобразными огнями, создавая такую атмосферу русской жизни, в которой и могли только появиться первенцы нового космического мышления.

Они, в свою очередь, новым огнём зажгли многие сердца для подвига жизни. Эта атмосфера далеко не благостная, можно даже сказать, она «душераздирающая», но выросший в ней культурный
русский человек в другой атмосфере не выживет, задохнётся. Ведь какая бы тьма ни покрывала землю русскую молнии духа насыщают наш воздух особого вида духовным озоном, вдыхая который, мы только и можем дышать и жить.

Вспомним слова Белинского:

«К чёрту все высшие стремления и цели. Я имею особенно важные причины злиться на Гегеля, ибо чувствую, что был верен ему мирясь с российской действительностью… Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира… Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самоуслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень развития, а споткнешься, падай, - чёрт с тобой… Благодарю, покорно, Егор Федорович (Гегель), кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему филистерству уваженьем честь имею донести вам, что, если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лестницы развития, - я и там бы попросил бы вас отдать мне отчёт во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчёт каждого из моих братьев по крови…» «Для меня думать и чувствовать, понимать и страдать – одно и то же». «Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судьбы всего мира и здоровья китайского императора».

Сравним с клятвой Бодхисаттвы:

Сколь бы бесчисленны ни были живые существа, обязуюсь спасти их всех.
Сколь бы ни были неистощимы страсти, обязуюсь усмирить их все.
Сколь бы ни были неизмеримы Дхармы, обязуюсь овладеть ими всеми.
Сколь бы ни была непостижимой природа Будды, обязуюсь её постичь.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Владимир Соловьёв. Тайна прогресса

Сообщение Ясько Георгий »

Знаете ли вы сказку?

В глухом лесу заблудился охотник; усталый, сел он на камне над широким бурливым потоком. Сидит и смотрит в тёмную глубину и слушает, как дятел всё стучит да стучит в кору дерева. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я и в жизни, как в лесу, - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам, и нет мне выхода из этих блужданий. Одиночество, томление и гибель! Зачем я родился, зачем пришел в этот лес? Какой мне прок во всех этих перебитых мною зверях и птицах?" Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит: стоит сгорбленная старуха, какие обыкновенно являются в подобных случаях, - худая-худая, а цветом как залежавшийся цареградский стручок или как нечищеное голенище. Глаза угрюмые, на раздвоенном подбородке два пучка седых волос торчат, а одета она в дорогом платье, только совсем ветхом - одни лохмотья. "Слышь, добрый молодец, есть на той стороне местечко - чистый рай! Туда попадёшь - всякое горе забудешь. Одному дороги ни в жизнь не найти, а я прямёхонько проведу - сама из тех мест. Только перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперёк течения, и так еле ноги двигаю, совсем на ладан дышу, а умирать-то у-ух как не хочется!" - Был охотник малый добросердечный. Хотя словам старухи насчет райского места он совсем не поверил, а в брод идти через раздувшийся ручей было не соблазнительно, да и старуху тащить не слишком лестно, но взглянул он на неё - она закашлялась, вся трясётся. "Не пропадать же, - думает, - древнему человеку! Лет за сто ей, наверно, будет, сколько тяготы на своём веку понесла, - нужно и для неё понатужиться".- "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости-то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься - в воде не соберёшь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, - думает, - теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду, и вдруг как будто не так тяжело, и там с каждым шагом всё легче да легче. И чудится ему что-то несодеянное. Только он шагает прямо, смотрит вперед. А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица. И привела она его на свою родину, и уже он больше не жаловался на одиночество, не обижал зверей и птиц и не искал дороги в лесу.

В каком-нибудь варианте всякий знает эту сказку, знал её и я ещё с детства, но только сегодня почувствовал за нею совсем не сказочный смысл. Современный человек в охоте за беглыми, минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни. Перед ним темный и неудержимый поток жизни. Время, как дятел, беспощадно отсчитывает потерянные мгновения. Тоска и одиночество, а впереди - мрак и гибель. Но за ним стоит священная старина предания - о! в каких непривлекательных формах - но что же из этого? Пусть он только подумает о том, чем он ей обязан; пусть внутренним сердечным движением почтит её седину, пусть пожалеет о её немощах, пусть постыдится отвергнуть её из-за этой видимости. Вместо того чтобы праздно высматривать призрачных фей за облаками, пусть он потрудится перенести это священное бремя прошедшего через действительный поток истории. Ведь это единственный для него исход из его блужданий, - единственный, потому что всякий другой был бы недостаточным, недобрым, нечестивым: не пропадать же древнему человеку!

Не верит сказке современный человек, не верит, что дряхлая старуха превратится в царь-девицу. Не верит - тем лучше! Зачем вера в будущую награду, когда требуется заслужить её настоящим усилием и самоотверженным подвигом? Кто не верит в будущность старой святыни, должен всё-таки помнить её прошедшее. Отчего не понесёт он её из почтения к её древности, из жалости к её упадку, из стыда быть неблагодарным. Блаженны верующие: ещё стоя на этом берегу, они уже видят из-за морщин дряхлости блеск нетленной красоты. Но и неверящие в будущее превращение имеют тоже выгоду - нечаянной радости. И для тех, и для других дело одно: идти вперёд, взяв на себя всю тяжесть старины.

Если ты хочешь быть человеком будущего, современный человек, не забывай в дымящихся развалинах отца Анхиза и родных богов. Им был нужен благочестивый герой, чтобы перенести их в Италию, но только они могли дать ему и роду его и Италию, и владычество мира. А наша святыня могущественнее Троянской, и путь наш с нею дальше Италии и всего земного мира. Спасающий спасётся. Вот тайна прогресса - другой нет и не будет.

Впервые напечатана в газете "Русь" (Изд. 2 1895. 5 января).
Ответить

Вернуться в «Великие подвижники»