П.А. Флоренский

Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Чаша Флоренского.

Сообщение Ясько Георгий »

3.04.1905 П.А. Флоренский пишет о «Геологии души»: «1. Слои. Вглядываясь в душу свою, прислушиваясь к подземным звукам её, я, с течением времени, проникаю всё глубже в недра её, переживаю слои души своей. Каждый вновь найденный слой бывает необычайно осязательным, и тянет к себе и волнует, наполняя душу несказанною сладкою тоскою, непонятными порывами куда-то в дали, которые я видел давно где-то. (…)

Под верхней корой… нахожу я слой радикализма, науки, философии… Это - мои увлечения физикой, математикой, геологией и т.п., не перестающая любовь к ним, именно любовь, как что-то сладко-жгучее, тянущее к себе, и я хорошо из переживаний знаю, что это вовсе не результат простого воспитания или моих убеждений. Это – врождённая любовь к науке ради неё самой.

А ниже… Слышатся отрывки песнопений и видятся клубы ладана, и ризы, и иконы и воздевания рук… Трепет тайнодействия охватывает, и жертва бескровная свершается… А ещё ниже – жречество. Боги и стихии, мифотворчество, священные дубравы и источники, тайнодействия на открытом воздухе и в необъятных каменных часовнях капищах «на высотах». Вижу величавое жречество в процессии…

Ещё ниже, и я пьянею и замираю от запаха земли – чёрный, чёрный свежевспаханный взборонённый, напитанный талой водой, влажный и чуть тёплый под лучами вешнего солнца. Вдали березовая роща, и «Сердцу так больно, и сердце не радо…» Прильнул бы лицом к ним, и, приникнув, так бы и остался, обливая её теплыми слезами исступления. И черная грязь смазала бы лицо – земляная, - и я бы рад был…

А ещё ниже, вижу изумрудятся пьяняще-зелёные поляны сочной зелени… Тянет кочевать по беспредельным степям, под хрустальным куполом неба. Негде развернуться душе, некуда деться ей. Тянет вдаль, а куда – сам не знаешь. Только и хочется ходить, ходить без конца…

А ещё ниже… какая-то неопределённая стихия. Водяные струи, зелёные, холодные… Дуновенья ветра. И я расплываюсь в них, теряюсь и исчезаю. То снова появлюсь, то меня снова нет Лечу вдоль поля. Потом над солёной морскою влажной – над пучиной «бесплодного моя». Синие дали – уходящие в бесконечность.

2. Слово. Всю жизнь стараюсь «вспомнить» какое-то слово, слышанное мною не знаю где и когда, но мучительно-важное, от которого, как кажется, всё зависит - счастье довольство, полнота и святость. Вьётся, - вот схватишь - чувствуешь его близко-близко. И всегда, когда думаешь, что сейчас оно будет твоё, как будто внешне что-то помешает: то надо обедать, то плохо пообедал, то недоспал, то переспал, то кто-нибудь заговорит. Будто сон какой забыл - хороший, хороший, и его стараешься восстановить, но не можешь, будто во сне это слово слышал. И так оно хорошо, что даже блуждающее воспоминание о нём сладко, хотя с грустью, доходящей до желания плакать».

С. Булгаков писал о своем Учителе: « В его лице было нечто восточное и нерусское (мать его была армянка). Мне же духовно в нём виделся более всего древний эллин, а вместе ещё и египтянин; обе духовные стихии он в себе носил, будучи их как бы живым откровением». Это свидетельство человека высоко духовного, всю жизнь находившегося под влиянием Флоренского, можно сказать, сформированного в его духе. Ведь дело в том, что культовая и философская основа христианской церкви имеет своими источниками как раз то, что было взято её основоположниками из остатков египетских мистерий и философии Платона, греческой философии. Теперь послушаем, что сказал Флоренский: «Время никогда не мог я постигнуть как бесповоротно ушедшее; всегда, насколько помню себя, жило во мне убеждение, что оно куда-то отходит… и там скрывается, засыпает; но когда-то и как-то к нему можно подойти вплотную - и оно тогда проснётся и оживёт. Прошлое - не прошло, это ощущение всегда стояло предо мной яснее ясного… я ощущал вязкую реальность прошлого и рос с тем чувством, что на самом деле прикасаюсь к бывшему много веков тому назад и душою вхожу в него. То, что в истории действительно занимало меня - Египет, Греция, стояло отделённое от меня не временем, а лишь какою-то стеною, но сквозь эту стену я всем существом чувствовал, что оно и сейчас здесь».

Так что эти два духовные типа виделись С. Булгакову в его Учителе не случайно. Может быть, он прозрел в нём одного их тех гигантов, одного из тех гностиков, неоплатоников, кто на заре христианства заложил основу этого культа, и вот теперь, на его закате явился, чтобы попытаться дать своему детищу новый импульс жизни? Влить новое вино в старые мехи? Булгаков пишет: «Основное впечатление от о. Павла было силы, себя знающей и собою владеющей. И этой силой была некая первозданность гениальной личности, которой дана самобытность и самодавлеемость…» До рождения Флоренский уже имел «бессмертную душу», о которой говорил Христос. И он родился на земле чтобы содействовать её преображению. Воплотившись 127 лет назад, он принес к нам сюда, полную Чашу, содержимое которой опыт прошлых жизней был открыт для его использования в этой жизни, потому и было его гениальное творчество столь разносторонним. Это разносторонность совершенного человека, «Совершенномудрого» «Бодхисаттвы», «Архата», «Махатмы». Потому его и называют некоторые «русским Леонардо».

«Флоренский – выдающееся и уникальное явление в истории отечественной, да, пожалуй, и мировой культуры. Фактически он сам был вочеловечившейся квинтэссенцией культуры, её воплотившимся духом в период её острейшего кризиса. Многое из того, что было создано средиземноморской культурой за последние 2,5-3 тысячи лет, с удивительной силой выражения было сконцентрировано в этой личности в некоторой гармонической целостности».

Алла Демидова десятилетиями профессионально изучает работу энергетики актёра. Она писала недавно в КП, что актёры в основном играют энергией низших чакр, сексуальной энергией воздействуют на зал: «Аж попки сжимаются во время игры». А вот В.С. Высоцкий играл грудной чакрой, Анахатой, Чашей. «Анахата чакра. Престол или «колесо» жизни; сердце - согласно некоторым комментаторам». Алла Демидова, игравшая с В.С. Высоцким в разных спектаклях, свидетельствует: на сцене из его груди, из области Анахаты бил поток света, поток энергии, как луч прожектора. Значит, В.С. Высоцкий тоже имел наполненную Чашу, вот откуда такая живая убедительность многообразных героев его песен, он в этих песнях открывал нам опыт своих прошлых воплощений. Поэт в России больше чем поэт. И не только в России. «Поэт, певец, в мифопоэтической традиции персонифицированный образ сверхобычного вИдения, обожествлённой памяти… Поэт знает всю вселенную в пространстве и во времени, умеет всё назвать своим словом… Творчество, делание объединяет П. с жрецом… при этом П. выступает одновременно как… жертвующий и жертва…Тождество П. и жреца влечёт за собой представление о магической силе П.» Мифологический словарь. Т. 2, М, 92, стр. 327.

И через край перелилась восторга творческого чаша, и всё уж не моё, а наше и с миром утвердилась связь.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский и атомная бомба.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
В 1928 году М.А. Булгаков начнёт первый вариант Романа. Его героем будет человек по имени Феся, в котором многие исследователи угадывают Флоренского. От чего в каноническом варианте останется только строчка:"Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!" (И последние страницы "М. и М.", где Воланд и другие всадники принимают свои истинные облики, в которых видят аллюзии с книгой "Мнимости в геометрии" Флоренского.) Булгаков любил Флоренского, он, конечно знал о "любви" Флоренского к Канту, о том, что Флоренский сидел на Соловках. О том, что когда его забирали, и жена его спросила у чекиста: "За что вы его?", - тот ответил: "За то, что он доказал существование Бога". (В работе "Мнимости в геометрии".)

А за что они, действительно, посадили Флоренского? Ну, мало ли за что тогда сажали? Но есть и конкретная причина.

Я думаю - за то, что он отказался делать для них в 1930 году атомную бомбу.

Для чего с ним несколько раз встречался в конце 20-х второй человек СССР, создатель "непобедимой и легендарной" – Л.Д. Троцкий? Просто так, от нечего делать, из любопытства? Как пишут некоторые. Из любезности,- просто подвозил на своей машине на работу? Что этому лидеру оппозиции в период обострения внутрипартийной борьбы, когда земля под ногами у него горела больше нечем было заняться, как попа на работу в Совнархоз подвозить? А Флоренский учился в гимназии в одном классе с другим будущим лидером оппозиции Каменевым, который знал, что Флоренский всю жизнь серьёзно занимался физикой, отец его не миллионер, а инженер путеец даже ему купил в последних классах гимназии аппарат Рентгена в Германии. Много в конце XIX века аппаратов Рентгена было в России?

Идея атомной бомбы в воздухе витала. Друг Флоренского Андрей Белый 19-20 июня 1921 года писал: "Мир - рвался в опытах Кюри атомной, лопнувшей бомбой на электронные струи невоплощенной гекатомбой..."

"Вот Флоренский нам атомическую бомбу и сделает. Он гений, он сможет".

Патриотично ли было Флоренскому в 1930 году отказать в этой просьбе Троцкому? О Хиросиме то Флоренский не мог знать, а вот эти слова Троцкого знал наверное: "Если у нас не получится с мировой революцией, то мы уйдём с мировой сцены. Но при этом так хлопнет дверью, что эта сцена обрушится". Т.е. им Россия нужна была как запал для мировой революции.

Дочь Ольга вспоминала слова Флоренского периода 1930-1932 годов: "Я бы мог изобрести оружие, которое завоевало бы весь мир, (он сжал кулаки, желваки заходили так, когда скрипят зубами), но я не буду этого делать, нет, не буду".

(П.В. Флоренский считает, что причина второго ареста с 25 на 26 февраля 1933 года - мистическая, - Флоренский был инициатор спасения Главы Преподобного.)

Но одно другому не мешает. Ведь непонятно, почему в 1934 году, когда Масарик президент Чехии попросил Сталина отпустить Флоренского туда, к ним, уговаривать з/к Флоренского написать прошение о помиловании, которое должно было начать этот процесс высылки, на месяц на Дальний Восток отправили жену Флоренского и троих его малолетних детей? Много нам таких фактов известно? И много нам известно фактов, чтобы проведя месяц с семьёй з/к отказался покинуть Гулаг и был в день отъезда семьи в Сергиев Посад арестован, и отконвоирован на Соловки, откуда он уже не вышел.

Вышел к расстрельному рву на Левашовской пустоши.

Он - то знал, что ему скажут, если он напишет прошение о помиловании и делу дадут ход: "Вы нам сначала сделайте то, о чём Вас просили, а потом поезжайте в Чехию". Это я так думаю. А как иначе объяснить свидание с семьёй? Гуманизмом совейской власти, разве что.
Последний раз редактировалось Ясько Георгий 31 янв 2011, 20:13, всего редактировалось 3 раза.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский и смерть.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
«Вечер и утро особенно благодатны. В прежнее время, приезжая с ночным поездом из Москвы, я шел бродить по росистым лугам.- Пишет Флоренский в 1922 году.- Восток только начинал розоветь. И несказанная радость и чистота, вместе с каплями, осыпавшими меня с какого-нибудь орешника, струились широким потоком в душу, да и не только - во всё существо. Каплею висела у горизонта Утренняя Звезда. Но знало сердце, что эта Звезда дрожит не вне его, не на своде небесном, а во внутренних пространствах самого сердца, расширенного до небосвода. И, восходя в сердце, восходящая Звезда была прохладна, и девственна, и чиста.

Порою, вечерами, бродил я по холмам и лугам. Набегающая прохлада заката омывала душу от волнения и тревоги. Вспоминалось о том перво - зданном ветерке вечернем, в котором и которым говорил прародителям Создатель их (Флоренский намекает на известное место (3 Цар. 19.12), где говорится, что Бог явился пророку Илии не в бурном ветре, не в землетрясении, и не в огне, но как «веяние тихого ветра», как «глас хлада тонка», согласно славянскому тексту, - Г.Я.); и это воспоминание пробегало по спине прохладным восторгом. Полузабытое и всегда незабвенное золотое время Эдема, как отлетевший сладкий сон, вилось около сердца, трепетало, задевало крылом - и снова улетало, недоступное. Грустилось о былом, былом в веках и где-то вечно живом, живущим и доныне; и благодатная грусть сливалась с влажным сиянием Звезды Вечерней, такой бесконечно далёкой, светящей из прозрачных изумрудных бездн, и такой близкой, заходящей в сердце. Где-то вдали мерцала пастушья теплина. И милой была она. И милыми были все сидевшие возле. И, как ранее, в Звезде Утренней, так и теперь в Звезде Вечерней, сердце любило - Кого-то».

Это описание переживаний посвященного в Мистерии. На Флоренского надо смотреть как на «дваждырожденного». О необходимости родиться второй раз, «свыше» говорится в евангелии от Иоанна (3:3-7), но это общечеловеческое знание. Звезда посвящения (звезда духа, Монада), которая восходит в сердце посвященного; воспоминание о первозданном состоянии Вселенной, в котором «Единое во всех, и все в Одном», - всё приводит к одному средоточию - духовному браку человека и Вселенной, центральному событию, венчающему усилия вечного странника небесного - человека, свершающего свой эволюционный путь в космической бездне.

В своей великой повести «Детям моим. Воспоминанья прошлых дней». Флоренский пишет: «Про себя я, по крайней мере, могу сказать, что вся последующая жизнь мне не открыла ничего нового, кроме одного, - о чем будет сказано ниже, - но и то - открыла не познанию, а открыла смерти, после которой я стал уже не я». Как это можно понять, если не знать, что речь идет об эвтаназии. Как писала Е.П. Блаватская: «Этот вид легкой «смерти», или euthanasia, имеет Эзотерическое значение. Он символизирует «смерть» каждого Адепта, достигшего силы и степени и так же очищения, что дает ему возможность «умереть»… и все же жить и продолжать сознательную жизнь… Вариации на эту тему бесконечны, но тайный смысл всегда одинаков. Выражение апостола Павла, «что не видел смерти» (Евр.11.5), имеет, таким образом, Эзотерический смысл, но ничего сверхъестественного»

Вопрос об эвтаназии, (т.е. переживании смерти корня самости при жизни) рассмотрен им в статьях «Не восхищение непщева@,«Рассуждение на случай кончины отца Алексея Мечева». «Памяти Владимира Францевича Эрна». Причем в этих работах даны такие тонкости этого дела, сокровенный его смысл, что становится понятным, Флоренский не только был посвящен в таинство преображения, но и сам уже, видимо, был таким посвятителем. «Человек умирает только раз в жизни, и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью, в потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать еще при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством. В древности училищем смерти были мистерии».

«Христианство есть и должно быть мистериальным. А что для внешних – то пусть будут протестанствовать». Что значит – в христианстве есть Мистерии, есть и Посвященные. Далее: «И посвящение не извне привносит в нас язык символов, но раскрывает и воспитывает врученные ему задатки. Может быть, без такого воспитания в некоторой исторической среде некоторого сверх-народа, каковым должно считать всю организацию посвятительных центров в ее целостности, может быть, без этого прикосновения к над-индивидуальным общественным силам не может проявиться сокрытый в возможности символический язык; думаю так…» Мы знаем, что Флоренский всегда говорит, основываясь на фактах, на конкретных проявлениях реальности. Он наш представитель в том сверх-народе преображенных, («посвященных», - устар.), которым является человечество в его грядущей всецелости. В богочеловечестве.

Флоренский орудует не метафорами, он конкретен. Вот он пишет, что смерть – может быть рождением в жизнь вечную, поэтому Ангелы Смерти всех времен и народов всегда имеют при себе режущий предмет, чтобы перерезать пуповину. Метафора? Но вот йоги говорят: «Пуповина соединяет астральное тело с физическим». Есть невидимая «пуповина», соединяющая душу человека с телом, ее-то и перерезает Ангел Смерти «при смерти». У посвященных это второе рождение, (с переживанием акта трагического разрыва связи души с телом) происходит еще при жизни данной персоны. Что сопровождается смертью самости. Настоящей смертью, с ее ужасом, с визитом Ангела Смерти, работающего соответствующим инструментом. Поэтому, при успении своем они уже «смерти не узрят», а перейдут в иные миры без шокирующего пресечения сознания. В Отчий Дом вернутся. В круг друзей – Отцов и Учителей.

«Умереть для мира - это значит коренным образом уничтожить внутренний водоворот, силою которого все явления в мире мы соотносим с самим собою и разбираемся в них, отправляясь от этого центра перспективы, а не объективно, т.е. в отношении к истинному центру бытия, и не видим их в Боге. В своём восприятии мы всякий раз извращаем порядок мироздания и насилуем бытие, делая из себя искусственное средоточие мира и не считаясь с истиной соотнесённостью всех явлений к истинному средоточию: мало того, даже его, этот абсолютный устой мира, мы опираем на себя, как спутник и служебное обстоятельство нашего Я. Назвать ли этот способ действия по-профессорски «синтетическим единством трансцендентальной апперцепции», или по-русски коренною греховностью нашего существа - суть дела от того не меняется.

Но чтобы этого не было, надо видеть Бога: тогда лишь можно будет видеть в Нём и всё бытие, а в том числе - и самого себя, и тогда лишь наше созерцание мира может быть объективно. Но «никто не может видеть Бога и не умереть» (Исх. 33:20) Чтобы увидеть Его - необходимо вырваться из своей самости, ибо до тех поры мы будем видеть лишь искаженные образы, соотносимые с этой самостью, и, следовательно, в самом Боге мы не сумеем увидеть Бога, а будем видеть лишь различные идолы своих пристрастий. Увидеть Бога - это значит перенести своё Я из ветхого Адама, из организма своей самости в абсолютную истину. Однако этот перенос не должен разуметься отвлечённо и смягчённо благополучно. Это ничуть не интеллектуальная интуиция и тому подобные умственные акты и психологические состояния, ни к чему не обязывающие и не требующие жертвы, - не частично жертвовать чем-нибудь из своего, а полной жертвы всем самим, и при том в самых глубоких его корнях, - кровавой жертвы самостью. Об этот жертвоприношении себя, конечно, нетрудно писать и говорить, как вообще нетрудно писать и говорить о чужой смерти. Но на самом деле, жизненно, оно есть смерть, и при том не поверхностная, физиологическая смерть, нередко мало сознаваемая, а до конца сознательная гибель всей самости, испепеляемой в самих своих основах. Вся она напрягает тогда силу, сотрясаемая ужасом и тоскою, несравненно более леденящими, чем те, которые мы называем смертными. Нередко человек кончает с собою, ужасаясь предстоящим позором или потерпев неудачу в том или другом страстном влечении, которое он к тому же не одобряет, рассуждая отвлечённо. Это значит, самооберегание самости так велико, что оно преодолевает даже леденящий ужас физического инстинкта жизни. Так - когда самость задета периферически, в одном из своих проявлений. Что же должны думать мы о силе её отпора, когда ставится вопрос уже не о том или другом из её проявлений, а о ней самой, в самом её средоточии? Конечно, для неё это несравненно более жгучая борьба, чем только за физическую жизнь, и победа над нею есть смерть более глубокая, чем только физическая смерть. Когда апостол Павел говорит, что он умер для мира, это не только метафора в смысле необходимого ослабления силы его слов, а напротив - нечто обратное гиперболе, ибо энергия его слов должна быть неимоверно повышена: эти слова надо бы кричать, а не говорить, чтобы они достаточно задели сознание. Умереть для мира - означает великую тайну… Да, можно оставаться среди людей и делать вместе с ними дела жизни, но быть мёртвым для мира и руководить деятельностью своего тела, находясь уже не в нём, а со стороны, из горнего мира», - писал Флоренский 13.08.1923 года.

«Если бы меня спросили, - пишет С.И. Фудель, - как в общем итоге определить значение Флоренского для людей, я бы сказал, что оно может быть сведено к властному направлению нашего сознания в реальность духовной жизни, в действительность общения с божественным миром».

Флоренский является одним из вождей человечества, сама природа-Мать наделила его своею властью над нами. Да, он не был овцой из стада. Сидение под чахлой костромской березкой (Флоренские из костромичей) в его душе совмещалось с бешенной скачкой на арабском скакуне по знойной пустыне (это от карфагенских предков).

26. 02. 1933 года он был сослан на Дальний Восток, Ему относительно повезло, на пересылке его узнал человек, который смог освободить его от общих работ. На станции Сковородино о. Павел занялся изучением вечной мерзлоты. Он был бесконвойный, занимался наукой. В 1934 году президент Масарик обратился к Сталину с просьбой - освободить Флоренского и дать ему возможность выехать в Чехословакию. Москва выдвинула одно условие - Флоренский должен написать прошение о помиловании. ГПУ доносило, что Флоренский не отказался от сана, не отрёкся от веры. В стенах научных советских учреждений, в которых ему приходилось служить после революции, он появлялся в рясе с крестом на груди. Кремлю было важно сломить Флоренского, заставить Гиганта Духа преклониться перед ним. А собирались ли на самом деле отпускать Флоренского за границу - дело другое. Я то думаю: они хотели заставить его сделать им атомную бомбу. Чтобы повлиять на зека власти пошли на беспримерный шаг. В июле-августе 1934 года к нему в Гулаг разрешили приехать жене Анне Михайловне с тремя младшими детьми Ольгой, Марией и Михаилом. Но Флоренский отказался преклониться перед антихристовой властью, не стал писать прошения о помиловании. На глазах детей и жены, в день их отъезда, он был взят под стражу и 1 сентября 1934 года отправлен по этапу на Соловки. Заключение в этом лагере завершилось для него 8 декабря 1937 расстрелом.

«А отойти бы, как и родился: на закате», - мечтал Флоренский. Не «отошел» он, его «вытолкнули» пулей. Впрочем, перерезать нить земной жизни человека, как мы знаем, «уж наверно может лишь Тот, Кто подвесил».

«Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Моё соблюдёт, смерти не имать видети во веки». (Ин. 8:51).
Последний раз редактировалось Ясько Георгий 01 фев 2011, 10:45, всего редактировалось 2 раза.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Тайный Флоренский.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
В разные времена Флоренский повторял в своих трудах одну и ту же мысль: «Если чужая душа - п о т ё м к и, то тем более потёмки - душа мыслителя, который столь же желает раскрыться, сколь, если не более, сокрыться от враждебного и назойливого любопытства чуждой ему толпы. Но наряду с этой сокрытостью, оставляются мыслителем и лазейки к его тайнам».

Причина этого вот в чём: : «… предмет искусства хотя и называется вещью, однако, отнюдь не является в е щ ь … не есть неподвижная, стоячая, мертвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая деятельность творца хотя и отринутая от него временем и пространством, но все же неотделимая от него, все еще переливающаяся и играющая цветами жизни, всегда волнующаяся энергия духа».

Т.е. он очень остро ощущал, то, что в разной степени ощущают «от сердца» пишущие люди: слова его произведений являются кодом доступа для вдумчивого читателя к нему самому, к его сердцу, к его персоне. И он стремился оградиться от дружелюбного или враждебного любопытства. Зачем же он тогда писал? Затем, чтобы не напрасно искали ученики своего Гуру. Чтобы предоставить к себе доступ вдумчивым ученикам, ищущим Учителя и владеющим уже навыками концентрации, сосредоточения, которые позволяют им проникать сквозь слова, к сути текста, к его идее, а через неё и к автору. Вступать с ним в реальный контакт, общение, диалог.

«Слово всякого языка и во всяком виде, пока оно живо и произносится устно или умно, есть конечно, отражение идеи и имеет реальную связь с идеей, - а идея - тоже реальность, имеющая и ипостасное бытие… Так же и имя «Иисус»… «Бог-спасение», или «Бог-Спаситель», или «Богочеловек», - идея Богочеловека и ипостась Богочеловека. Спаситель Богочеловек может именоваться на бесчисленном множестве языков, живых, мёртвых и будущих (Брама, Гор, Будда, Кришна, Авалокитешвара, Майтрейя - Г.Я.) - и бесчисленное множество раз - телесно и духовно. И все эти бесчисленные слова-имена имеют свою реальность и ипостасность, как в произносящем субъекте-человеке, так и в произносимом объекте-Богочеловеке. Кто бы, когда бы, как бы ни именовал Спасителя, именующий каждый раз вступает в такое или иное отношение реальное к именуемому. Я хочу сказать: раз известное слово-имя соединено с известною идеею и её отражает в себе, то, пока эта связь есть… необходимо бывает реально-ипостасное отношение субъекта-лица, произносящего слово, к идее, коей носителем является объект-произносимый, тоже лицо. Таким образом субъект (лицо ипостась), произносящий слово «Иисус», или «Богочеловек», или «Бог-Спаситель», - необходимо вступает в то или иное отношение реальное к идее и ипостаси Богочеловека. (…) Так - каждое имя и всякое слово. (…) Наша мысль есть движение духа, наше слово есть духовно-телесное движение. И это движение может ставить нас в более тесное единение с Богом, как бы даёт нам осязать Бога».

«Так - каждое имя и всякое слово. Наша мысль есть движение духа, наше слово есть духовно-телесное движение». И это движение может ставить нас в более тесное единение с Флоренским, как бы даёт нам осязать Флоренского.

Флоренский является теургом. Культура, одним из столпов которой он является - не блажь, а дело Господне, дело Матери - Природы порученное Ею нам. «Для нас смысл и оправдание нашего бытия - в области сверх-человеческой, потусторонней, в трансцендентном. Платоновская идея как конкретное совершенство и высшая реальность, вот что должно, по нашему же сознанию, руководить нашей деятельностью в каждом её моменте. И понятно, что эта трансцендентность нашей культуры находит себе выражение в способе понимания, что такое культура вообще. Для нас культура это есть идеал, система идеалов, и, наконец, существо идеальнейшее, Христос. Мы считаем народ культурным или некультурным в зависимости от того, есть ли у него идеалы, или нет их. Но наличным устройством жизни мы интересуемся мало, а в душе даже осуждаем такой интерес, как мелочность, как культурную нравственную приниженность. - Напротив, для Запада жизнь оправдывается и осмысливается имманентно, т.е. находит смысл свой в области чисто человеческой, посюсторонней, трансцендентальной. Эта трансцендентальность культуры находит себе выражение и в способе понимания Западом, что такое культура вообще. Культура для Запада - это учреждение, устройство жизни системой учреждений…», - писал Флоренский. Культура подменяется Цивилизацией.

Культура, (все вида искусств, включая науку - искусство добывать знание) это другое наименование теургии. «Понятно, что иначе и быть не может. Изящные искусства, исторически суть выпавшие из гнезд или выскочившие звенья более серьёзного и более творческого искусства - искусства богоделания - ф е у р г и и. Ф е у р г и я, как средоточная задача человеческой жизни, как задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла, - была во времена древнейшие точкою о п о р ы всех деятельностей жизни; она была материнским лоном всех наук и всех искусств. Она была реальным условием развития самосознания, родником жизни, в с е ю деятельностью человека. Все деятельности находили в ней своё единство и вне её рассматривались как существующие легкомысленно, поверхностно, блудно, так сказать, и, следовательно, незаконно и болезненно. Точнее сказать, автономное существование внефеургических деятельностей было кощунственным п р е с т у п л е н и е м и рассматривалось именно так. А во времена ещё более давние самая мысль о возможности самостоятельности их не возникала, и не могла возникнуть: в крепком и здоровом сознании исключается и проблеск безумия.

Но когда единство человеческой деятельности стало распадаться, когда феургия сузилась только до обрядовых действ, до культа в позднейшем смысле слова, то деятельности жизни, выделившись из неё и, так сказать, узаконив своё блудное существование, свою преступную самостоятельность, свою вне-божественную самодовлеемость, стали плоски, поверхностны, без внутренне-ценного содержания. Они тогда лишились истинной точки своего приложения, а потому - и прочной уверенности в безусловной нужности своей. Содержание их перестало существовать как безусловно ценное и непреложно реальное. Форма и содержание разделились и стали соприкасаться случайно и произвольно. Деятельности перестали быть сами собою разумеющимися в уставе жизни и стали капризом, прихотью, роскошью, выдумкою, - не «в самом деле», а «нарочно». И тогда деятельности обратились от Р е а л ь н о с т и и С м ы с л а - к реальности и смыслам, т.е. в своей раздельности от Первых, стали реальности пустыми, а смыслы ложными. Вещи стали т о л ь к о утилитарными (полезными), понятия, - т о л ь к о убедительными.

Но утилитарность уже не была знамением реальности, а убедительность - истинности. Всё стало подобным Истине, перестав быть причастным Истине, перестав быть Истиною и во Истине. Короче - всё стало светским. Так произошла западноевропейская гуманитарная цивилизация - гниение, распад и почти уже смерть ч е л о в е ч е с к о й к у л ь т у р ы. Так распалась и разложилась на специальности, подробности и частности, из которых ни одна не необходима и все случайны и условны, человеческая личность, утерявшая безусловное условие своего единства, а с ним - и крепость ноуменального самосознания. Так рассыпалась душа в сумму помыслов и прираждений, т.е. состояний, навеваемых случайными ветрами извне».


Сегодня, когда вектор развития человечества повернулся от внешнего к внутреннему, от анализа к новому синтезу, к Духу, человечество вернётся к «искусству богоделания» - «феургии», по слову П.А. Флоренского, к «теургии» по слову Вл. Соловьёва. К Культуре по слову Н.К. Рериха.

"Проклят будь всяк, творяй дело Господне с небрежением", - сказал пророк Иеремия. Что это за дело? Из пространства всеобщей продажности, в которое превратилась наша жизнь путём стандартизации, усреднения, упрощения, имитации и, наконец, подмены всех человеческих ценностей, и самого человека, затосковавший человек мечтает вернуться к подлинному, к реальному, к себе. Тоска по цельности неотделима от высокой деятельности, от аскетики, как от искусства личного богоуподобления. Данное искусство, «художество художеств», доступно всем. Повышение качества всякой деятельности - уже требует известных самоограничений. С самоограничения с добровольно накладываемой на самого себя дисциплины и начинается культура, Богоделание. Можно совершенствоваться в мытье полов. Это называется "кармайога". Одно из значений слова "йога" - "связь", в случае с термином йога - связь с Божеством.

Что значит "быть культурным"? Это значит - делать своё дело с любовью.

Бог есть любовь.

Читайте Флоренского.

Но чтобы понять язык таких как Флоренский и ощутить почву «под словами», желательно прежде изучить хотя бы «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. Тогда Ваш ум легче найдёт лазейки к тайнам Флоренского, а Ваше сердце скорее получит прямой провод к его сердцу.

P.S. Как пишет игумен Андроник (Трубачёв) насельник Троице-Сергиевой Лавры: «Почитание мученической кончины отца Павла можно отметить как в Русской Православной Церкви, так и в Русском зарубежье.

В Русской Православной Церкви одним их наиболее авторитетных источников в данном вопросе является «Заупокойный синодик подвижников благочестия земли Русской», составленный в конце 1950-х годов исповедником веры и богословом-литургистом святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским, для храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших. Имя «иерея Павла» внесено им под № 2998 для поминовения по 6-й песне заупокойного канона на священническом возгласе «Яко Ты еси…» (…)

В Русском зарубежье почитание мученической кончины отца Павла началось как только стал известен факт его кончины в лагере. 11 апреля 1943 года в православном Богословском институте в Париже состоялось собрание». С этого дня до сих пор, в Русском зарубежье он почитается как неканонизированный мученик, свидетель веры. Воссиял он на иконе Русской Православной Зарубежной Церкви «Собор Новомучеников Российских» (1981). «Всё это свидетельствует о том, - это опять игумен Андроник, - что, прибегая к памяти отца Павла, верующие видят в нём образ священномученика Христова, чьи молитвы помогают обрести милость Божию».

Л.В.Шапошникова пишет, что католической церковью Флоренский признан новомучеником. В Италии, в Ватикане, в часовне Пресвятой Богородицы «Redemptoris Mater» на мозаике о. Марка Рупника (1999 г.) есть изображение Павла Флоренского. Привожу его сверху.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Как мы нашли могилу деда Флоренского.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение

Кто ищет, тот найдёт. 21.04.2006. в г. Ардоне явлена могила родоначальника рода Флоренских. Ивана Андреевича Флоренского.

8 октября 2005 в газете "Осетия. Свободный взгляд" была опубликована моя статья "Лицо Кавказа", где говорится и о связях рода Флоренских с Осетией, с г. Ардоном. Там в последние годы своей жизни служил "полковым лекарем" Иван Андреевич Флоренский (?.09.1815 - 11(?) 11.1866(?), сначала полковой врач донского казачьего полка, а потом и главный лекарь Ардонского госпиталя, одного из основных лечебных заведения русской армии на Северном Кавказе. Там он умер борясь с холерой, там он и был похоронен. Имея к тому времени чин коллежского советника, что приравнивается к полковнику. Для того времени - чин очень высокий. Потомки П.А. Флоренского считают именно его родоначальником своей ветви. Зная учение Флоренского о роде, понимаешь – это для них чрезвычайно значимая фигура.

Вскоре после его смерти, Флоренские, уехали из Осетии, потом, в начале 20 века уехали с Кавказа. Так что, более 100 лет его могила считалась "утраченной".

13.04.2006. Павел Васильевич Флоренский, внук П.А. Флоренского приехал в Ардон, на поиски могилы прапрадеда...
Изображение
Нам удалось организовать съёмку двух местных телекомпаний, публикации в двух газетах о его визите. Искали могилу И.А. Флоренского возле красавицы старинной Ардонской церкви св. Георгия. Не нашли.

Мы были неправильно изначально сориентированы. Нам сказали, что старинное кладбище "под асфальтом"... Отслужили панихиду у безымянных могильных холмиков, найденных возле стен церкви. Этот каменный храм был построен в начале прошлого века на месте деревянной церкви. Мы рассуждали так: людей в таких больших чинах, как Иван Андреевич обычно хоронили возле главного храма казачьих станиц. А нынешний г. Ардон был тогда станицей Терского казачьего войска Ардонской. Тем более, что в одном источнике сказано, что могилу И.А.Флоренского найти легко - она недалеко от церкви.

Оказалось же, что могилу деда Флоренского ещё в 20-х годах обнаружила бабушка Ардонского краеведа Олега Борисова, Литвинова Евдокия Александровна (19.08.13-30.07.2002). И показала внуку своему эту могилу, когда он подрос.
Изображение
Прочитав заметку в газете о визите П.В. Флоренского, он 18-го апреля позвонил в газету, "Северная Осетия", которая и сообщила эту новость.

21.04.2006 , в Великую Пятницу мы узнали, о явлении могилы.

Надгробье очень элегантное, 6-тью ножками стоит на надгробной плите. Сделано тщательно, с любовью, вкусом, затраты понесены большие. В длину порядка 1,5 метра. в ширину у головы около 0,5 м. в высоту тоже около 0,5 м. в головах, с торца выделяется розетка, в её центре солнечный знак. Богато покрыто символами.

Так как мох мы счищать не стали, описываю то, что видно. Сверху, на крышке изображение солнца, в центре всевидящее око. Слева сверху над ним то ли крыло, то ли голубь. ниже большой православный крест. Две характерные выемки, подсвечники ставить? Ближе к ногам перекрестье, Олег Борисов считает - пушки, я думаю, клинки, ведь И.А. Флоренский служил в казачьем полку, считаю - это эмблема казачьего полка. Какие пушки? Сверху по краю крышки пущен рантом орнамент, составленный из знаков орденского креста. (И.А. Флоренский - кавалер орденов св. Станислава 2-й степени, св. Анны 3-й степени). С южной стороны надпись большими буквами на всю поверхность: "Подъ симъ камнемъ покоится прах раба божiя коллежскаго Совiътника Ивана Андреевича Флоренскаго". С северной стороны выбито: "Скончавшагося в 1865 году ноября 2-го дня на 50 году от рожденiя миръ праху твоему".

Интересно, - по данным самого П.А. Флоренского И.А. Флоренский умер 11 ноября 1866 года. Очевидно, П.А. Флоренский брал свои данные из Послужного Списка. Откуда брал их резчик надгробья? Если неправильно вырезал, то почему не поправили? Ведь 5 на 6 исправить сравнительно просто.

Это кладбище и могила расположены в 300 метрах от церкви св. Георгия, где 13.04.2006 мы с П.В. Флоренским служили панихиду по И.А. Флоренскому. Все ардонцы, с которыми я общался в 2006 году горели энтузиазмом переименовать одну из улиц города в улицу Флоренских… Но не все представители власти, от которых этот вопрос зависит?

Если бы где-то в Германии явилась бы могила деда, например, Гегеля, это в считанные минуты стало бы желанной новостью для всех немецких СМИ. Не то в России.

Что имеем - не храним, потеряем - плачем, обретаем - остаёмся равнодушны.

Изображение

Фотографии. Дед Флоренского Иван Андреевич. П.В. Флоренский даёт интервью представителям телекомпаний. Олег Борисов даёт интервью телекомпании «Алания». Ваш покорный слуга.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский и Конфуций.

Сообщение Ясько Георгий »

Великий Учитель Конфуций (551-479) много внимания уделил нормализации мЫшления древних китайцев, приведению его в соответствие с человеческой природой, (с триединой природой Земли, человека и Неба), что позволило китайцам выработать очень устойчивую модель культуры. Которая, не вся, - фенечки Фэнь Шуй, захламившие умишки, душонки и сердечки недозревших россиянок и россиян. Конфуций смог воспринять извечно пронизывающее пространство человеческой эволюции Учение Неба и очень удачно приложить к тем культурным наслоениям, которые в те баснословные года составляли энергетику сознания китайцев.

Тот же Великий Учитель, воплотившись уже как Платон (427-347),
заложил европейский тип мЫшления, дав прекрасным древнегреческим языком нечто из того, что пережил при своём посвящении в Великие Мистерии др. Египта и др. Греции.

Наилучшим интерпретатором платонизма А.Ф. Лосев, подытоживший, а значит завершивший древнегреческую философию, («перевёл Платона на советский язык») называл П.А. Флоренского. <lj-cut text="читать дальше">.

Как и Конфуций, как и Платон, - Флоренский воспринял и изложил понятным своим современникам, (нам русским людям ХХ-XXI в.) языком, предвечное Учение Неба. «Во все времена беспрерывно Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым миром. Как якорь спасения, как свет ведущий, укрепляет Учение продвижение среди тьмы. Но среди ливня Благодати, как в морских волнах, можно усмотреть ритм с особыми разрешительными нарастаниями, тогда появляются Учения. Так можно уяснить ритм всего мира сего с нарастанием и нырянием, словом начертить эволюцию сущего».

И сегодня Жизнь или эволюция ставит перед человечеством новые задачи. Иные по сравнению с временем Конфуция и Платона.

В чем главная особенность переживаемого нами исторического отрезка?

Панов А.Д. в статье «Завершение планетарного цикла эволюции?» («Философские науки». 2005, № 3,4) сопоставил величины временных отрезков между 20-тью планетарными революциями –
от появления жизни в мировом океане Земли, до появления Интернета. Он установил, что хотя от 1-й из них, до следующей, «2-й», (выхода живых существ на сушу, если не ошибаюсь, не принципиально!) прошло несколько сот миллионов лет, а от 19-й: падения системы казарменного социализма до 20-й: мирового утверждения Интернета прошло несколько лет, - соотношения всех этих 19 промежутков времени укладываются в простую формулу и ускорение темпа этих революций, этот коэффициент планетарных революций определяется некоторым числом (там оно есть).

Промежутки между этими революциями всё время сокращались, так, что сегодня историческое время планетарного этапа эволюции упёрлось в продолжительность жизни человека и действительно кончилось. Если ещё в Средние века промежутки между планетарными революциями занимали сотни лет, что давало самой инертной вещи на земле – сознанию человеческому время привыкнуть к смене представлений и ценностей, то сегодня эти революции происходят по нескольку штук за 20-30 лет.

Времени для эволюции человека на планете больше нет.

Мы живём, воспользовавшись термином из физики, в неадиабатических условиях, как во взрывной волне, когда абсолютно всё не находится в равновесии (С.П. Капица). Включая совесть, мораль моральные устои общества – те свидетельства равновесия надземного и земного, которые достигаются медленной эволюцией. Планетарный период эволюции кончился, начался космический её этап. Сейчас мы переживаем подведение итогов планетарного периода человеческой эволюции т.н. «Страшный Суд» ( «кризис» греч. – «суд») и Откровение (греч. «Апокалипсис»)
нового, не планетарного, а космического этапа эволюции.

Преображение Земли в Новую Землю, Неба в Новое Небо, Человека в Нового Человека.

Первые ласточки этого преображенного человека уже появились – это представители нового (6-го) энергетического типа людей, «6-ё расы», то терминологии Е.П. Блаватской.

При всём уважении и любви к Конфуцию и Платону, их интерпретации извечного Учения Жизни, которые работали тысячи лет, уже не работают. Нужна новая интерпретации его.

Европейцы встали перед этой необходимостью в конце ХVIII века, когда Бонапарт в общественной жизни, Кант в мЫшлении, Бетховен в искусстве дали новый тип человека, «человекобога», отказавшегося от преставления об Истине (Что? - Есть Истина?) и поставившего СЕБЯ в центр мира.

В ответ на это Русь пр. Сергия устами Достоевского дала человечеству новую космическую формулу эволюции: «Красота спасёт мир». Дать подробнейшую расшифровку этой формулы тоже пообещала Россия: «Всему миру готовится обновление через русскую мысль… это свершится в какое-нибудь столетие – вот моя страстная вера». Ф.М. Достоевский. П.с.с. Л., 86, т. XXVIII стр. 260.

Это и свершилось. Новое Учение человечеству было дано через русскую семью Рерихов, начиная с 24 марта 1920 года. Это «Учение Живой Этики». Именно этим Учением будут живы люди ближайшие сотни тысяч лет своей эволюции. Потому и говорят: «русский язык – санскрит будущего». Ведь через русских, через Рерихов дано это Учение людям.

При чем же здесь Флоренский?

Преображение надземного и земного (превращение биосферы в ноосферу), преображение человека (появление новой шестой расы, в лице т.н. «детей индиго») – это природный процесс. Все процессы в природе идут не «впритык», а «внахлёстку». Старое умерло, но ещё корчится в агонии, в ужасающих плясках смерти пытается уничтожить саму жизнь на планете, - так хлопнуть дверью, навсегда уходя в небытие. Новое приходит постепенно, исподволь, толчками, «группами»…

Такие грандиозные вещи как Новая Эпоха всегда сопровождаются явлением (очередным Пришествием) Великого Владыки. Так будет и в этот раз. Все народы ждут Его. Христиане ждут как Христа, мусульмане ждут как Мунтазара, буддисты ждут как Майтрейю, евреи ждут как Мессию, индуисты ждут как Калки Аватара, конфуцианцы и даосы ждут как Небесного Императора. Ожидается небывалое еще явление, когда Вечное Присутствие внезапно станет очевидным для всех, каждый из нас дождется и увидит своего Бога.

Так вот, Великий Владыка, задающий каждым Своим таким «Пришествием» новый тип человека (теперь 6-й) нуждается в предтечах, в тех, кто подготовил бы умы, сердца и души людей к восприятию тех новых энергий, идей и форм жизни, которые Он принесёт и утвердит своим явлением. Такая группа предтеч была явлена нам и в этот раз. Это великие гении Серебряного века русской культуры. Которые пришли во главе с Вл. Соловьёвым, чтобы захватить в наших умах и сердцах плацдарм, на который мог бы ступить Спаситель. А то ведь так в наших умах, сердцах и душах всё загажено, что Ему и ступить то было бы некуда.

Зачем же Приходить, если некуда было бы Ему даже ступить?

Ведь в конце XIX - начале XX века сознание «передовой части человечества» было захвачено К.Марксом, Ф. Ницше и З. Фрейдом,
которые довели работу Бонапарта, Канта и Бетховена до логического конца. Чтобы захватить сознание «восстающих масс», они свели, редуцировали все ценности к простейшим вещам: К.Маркс свёл общественную жизнь к борьбе классов, Ф.Ницше свёл культуру к утверждению воли к власти, З.Фрейд «вывел» всё богатство проявлений человеческого сознания из акта «вытеснения из поля сознания в подсознание стремлений ребенка воспрепятствовать акту дефекации». Что вызвано, якобы стремлением удержать при себе фекалии, коим, будто бы, дитя придает значение высшей ценности.

Должны были среди загаженных сосудов уходящей расы появиться сосуды чистые, новые, которые напомнили бы более слабым своим сородичам по роду человеческому – что есть Путь, Истина и Жизнь!

Вот одним из таких предтеч и явился Флоренский, который ведь делал в России Нового Времени то же, что и Конфуций в древнем Китае. Полагал себя в жертву на алтарь нового этапа эволюции.

В работе «О цели и смысле прогресса» (1905), он показывает: идеальное общество на земле может быть создано лишь преображенными, выявляющими идеал человека в своей деятельности индивидуумами.

«Итак, происходящий во времени, в определённый момент времени конец мировой истории, качественное преобразование человеческой природы и жизни человеческой и наступление нормального, должного порядка общества - всё это есть необходимый постулат всякой деятельности, будет ли она направлена на осуществление нормального общества, или на мешание ему осуществиться, безразлично. Осуществление же такого общественного порядка мыслимо лишь только после такого преобразования. Мы указали на необходимость преобразования человеческой природы, как на условие возможности нормального общества. Мы показали, что мы не можем не мыслить его, раз только живём. Но тут возникает вопрос: оно необходимо, да; но как же, в силу чего оно возможно?»

«Как же в силу чего оно возможно» - показали обстоятельства Христова преображения: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». (Мф.17:2) «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». (Мк. 9:3) «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающей». (Лк.9:29).

Преображение этого Прототипа Человека, открывающее и нам путь к идеалу, к конкретной полноте совершенства произошло в силу воздействия на Него силы Света, огненной энергии, энергии красоты, ставшей уже преображающей, «спасающей» силой, силой Софии. Так вот «красота спасёт мир». Огнём своим.

Мiр, подошел уже к концу планетарного этапа своей эволюции. Он находится у порога космического этапа, у начала великой лестницы «вертикального прогресса», ведущей ввысь. У начала своего преображения.

Вот как Флоренский описал начало этого процесса в письме Андрею Белому 18.07.1904 из Тифлиса: «Там и тут жидко рассеянными звёздочками вспыхивают оклики Слова; чаще и чаще мелькает лучезарная искорка - это одна из пылинок попала в золотой сноп лучей; накопляются светоносные брызги, перекликаются и вся поверхность моря - шумящего и мятущегося многоголового чудовища, стада людского - покрывается нежно сплетённою сетью - кружевом мерцающей пены и мириадами блестящих искорок. Мы не можем не ждать, что вот-вот сияние разольётся по всей поверхности, захватит светлою скатертью всякого, кто не хочет только сам погрузиться вниз, в холодную, тёмную влагу, не можем мы отрешиться от впечатления, что отдельные оклики не сегодня завтра сольются в один полнозвучный аккорд, и хаотическое море, мятущееся, выкристаллизуется в готические кружевные соборы, в стройную музыку Церкви. Несётся Дуновение где-то, но уже струйки "хлада тонка" захватывают этот мир, холодная дрожь радости пробегает по всему телу, охватывает предутренняя свежесть".

«Церковь» здесь - преображенная община человечества, воплощение Софии; «оклики Слова», «лучезарные искорки» - преобразившиеся индивидуумы, одним из которых явился сам Флоренский, - другим его друг Андрей Белый. Их было двадцать - тридцать человек тогда на планете, носителей нового, космического типа сознания. Эти «слишком ранние предтечи слишком медленной весны», - были творцы Серебряного века, десант Грядущего, высадившиеся тогда на земле, чтобы захватить в наших сердцах плацдарм для Спасителя. Как и положено десанту, они все полегли. Были перебиты. Но за первой волной, принесшей десятки зёрен будущего, пришла вторая волна, за ней третья…

Мы знаем, что, таких как они «желающих странного» детей Света с начала 80-х годов ХХ века на земле появляются уже тысячи и тысячи. Не по щучьему веленью, по плану эволюции, стихийно, как и при всяком природном процессе.

На земле, в нашей стране, всё готово к приёму и адаптации к нашей земной жизни этих наших детей, наших спасителей. Ужё около 200 лет как сформировалась в России прослойка людей (т.н. интеллигенция), которая готовила почву для того, чтобы эти дети -
носители иного, нового типа сознания смогли быть принятыми основной массой, которая как-то уже попривыкла к интеллигенции и поначалу может принять детей Света как новую разновидность тех же интеллигентов. Уже ждут их книги и другие творения великих гениев Серебряного века (и «последнее Откровение Утешителя» - учение Живой Этики), которые помогут им понять себя и осознать суть своей миссии…

Уже силы мрака принялись за неслыханное прежде мучительство и убийство маленьких детей, чтобы не допустить прихода будущего, в котором мраку не будет места…

Будем добры!
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский: почему вода при замерзании расширяется.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
«Дорогая Тика, очень скучаю я по своей дочке и думаю, как она растёт без своего папы. У нас тут, всё время почти, тепло и было только 2-3 дня немного холодно. Тебе было бы как раз бегать на лыжах здесь, но когда нет ветра. Олечка спрашивала меня, от чего вода при замерзании расширяется (на 9 % своего наименьшего объёма, т.е. при + 4). Сделай её подарок и объясни вот как: вода есть смесь трёх тел, или даже большего числа, но эти три особенно важны. А именно:

моногидрола, или паровых молекул, состава (Н2О)1
дигидрола , или водяных молекул состава (Н2О)2
тригидрола, или ледяных молекул, состава (Н2О)3

Все эти три тела находятся в том, что мы называем водою, при любой температуре, но в различных количественных соотношениях. При изменении условий (температуры, давления, примесей различных посторонних веществ) количественное соотношение изменяется, т.к. одни тела частично переходят в другие. Чем ниже температура, тем меньше моногидрола и тем больше тригидрола. Напр. при 100 градусах ледяных молекул в воде кажется около 14 %, а при 0 градусов их уже 57 %. Но такое соотношениетри гидрола дает раствор тригидрола в дигидроле насыщенный и поэтому при дальнейшем понижении температуры тригидрол начинает выкристаллизовываться – вода замерзает. Когда же часть тригидрола выкристаллизовалась и, значит, удалиласб из раствора, по законам химического равновесия часть молекул часть молекул моногидрола и дигидрола превращается в тригидрольные и они снова кристаллизуются. Таким образом замерзает вся вода. Теперь: молекулы тригидрола построены более рыхло, чем дигидрольные и следовательно плотность их меньше, чем у последних. Поэтому тригидрол обладает меньшей плотностью, чем дигидрол и, значит, при превращении дигидрола в тригидрол объём должен увеличиваться. Чем больше тригидрола, тем менее плотна вода. Но с другой стороны идёт нормальный процесс сокращения тел от охлаждения: вокращается в объёме и дигидрол и тригидрол, как и все тела. Пока увеличение объёма от роста числа тригидрольных молекул отстаёт о сокращения объёма этих тел от охлаждения – вода сжимается. Но ниже 4 градусов, хотя все составные части воды сами по себе и продолжают сжиматься, однако, количество три гидрола так быстро возрастает. Что уменьшение плотности уже перевешивает сокращение объёма от охлаждения, и потому вода начинает расширяться, особенно же при самом замерзании. Итак, помни милая Тинулька, в самом горячем чае есть лёд и что если ты ешь горячий суп, то это вроде мороженного, хотя и горячего…»29.01. 1935. Соловки за два года до расстрела.
Последний раз редактировалось Ясько Георгий 06 фев 2011, 08:57, всего редактировалось 1 раз.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский: искусство и жизнь.

Сообщение Ясько Георгий »

«Чернышевского я, конечно, читал, но чего-нибудь полезного для себя не нашел в нём. В частности, его тезис о превосходстве жизни над искусством двусмыслен, поту, что не указывается, в каком отношении искусство сравнивается с жизнью. Искусство – проявление жизни и потому часть жизни как целого. Как же сравнивать часть с целым. Но по признак красоты, или эстетического оформления, искусство выше жизни, ибо именно для этой узкой и специальной цели жизнью создаётся. Оно есть эстетическое осознание жизни.

Можно ли сказать, что растение выше цветка. Цветок – часть растения, его орган, но красота растения именно в цветке находит своё высшее выражение и потому мы судим о растении, оцениваем его и распознаём его преимущественно по цветку. Тайный смысл тезиса Чернышевского м.б. выражен как приглашение жить, а не заниматься искусством. Но тогда в чём же жизнь, если будет устранена одна из её лучших функций, и за нею, с таким же правом, и каждая из прочих. Про каждое проявление жизни можно сказать, что жизнь выше его, но если ощипешь все листья и цветы жизни, то жизни ничего не останется. Поэтому можно сказать: жизнь выше искусства: жизнь выше искусства но это или ничего не особенного не возвещает, или окажется, в другом понимании, жизневраждебным.

Ты делаешь личные сопоставления. Два образа, если говорить о новой истории, о близком к нам времени, от детства и доныне мне были и остаются особенно дорогими: Гёте и Фарадея. При кажущемся несходстве в них много общего в основном. Главное – в мышлении не отвлеченными символами, не значками, а образном, до конца конкретном, - в мышлении типическими представлениями (гетевское Urphanomenon), а не отвлеченными понятиями. Понятия нельзя любить и нельзя ими любоваться; а Гете и Фарадей любили художественные образы, которыми они мыслили и радовались им. И потому их творчество было не службою, не средством своего устройства, славы, благополучия, а самою жизнью, безкорыстным восприятием реальности. Отсюда их проникновение в реальность, способность видеть незримое другим и способность на много десятилетий опережать своё время. Идут года, десятилетия, почти целый век, а их понимание действительности (имею в виду природу) не только не линяет и не ветшает, но напротив, становится всё более близким и ценным. Нет слов пустых, нет утверждений формальных: всё полно углублённого смысла, всё полновесно и плотно, развертывая свою полноту по мере накопления знаний и опыта последующими поколениями. Глубина их сочетается с ясностью, ясностью мысли и прозрачностью настроений. Жизнь – в упорной и целостной работе. Вот эти люди мне близки». 19.12.1934. Соловки.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский о Бальзаке.

Сообщение Ясько Георгий »

"Дорогой Олень, читаю и перечитываю Бальзака. Сейчас – под впечатлением Цезаря Бирото и Нюсижен. Гениальная кисть голландского мастера, поразительно – и вместе чуждо. Это типичная городская культура, писатель из буржуазии, общество торговцев и спекулянтов всех калибров, дух меркантильности. В одном семействе, как рассказывал мне знакомый, родилась девочка и первое слово, произнесённое ею было д е н ь г и. И вот у Бальзака всё кружится около денег, хищно или страдательно, успешно, или неудачно, но около них только. С деньгами связана и честь и любовь, и успех, и страдания, - только с ними. Деньги и вещи, вещи и деньги. Вещами всё завалено и заставлено. Никаких признаков природы, ни одного деревца, ни клочка лазури, хотя бы в окно, ни облачка. Растения – только в виде букетов, но и то весьма редких. Нет даже улиц и площади; всё ограничивается комнатами и ресторанами. Но зато какая конкретность в письме вещей и людей, какое проникновение в их внутреннюю жизнь – если можно назвать внутренней жизнью жизнь не человека, как такового, а члена буржуазного общества, всецело и насквозь пронизанного началами этого общества, как древесина, пронизанная грибницею грибов – разрушителей и сама уже почти разрушенная. В отличии от представителей натуралистической школы, с их холодным, внешним и аналитическим описанием, у Бальзака вещи не описываются, а являются. Обрати внимание, они – не внешние изображения, зависящие от условий освещения, перспективы и других случайных обстоятельств самого бытия, а просвечены изнутри собственным светом, подобно натюрмортам голландской живописи. Это – не фотоснимок с его условной объективностью и не субъективные впечатления импрессионизма, а самые вещи в их собственном бытии, реальные вещи, хотя и не в глубоком разрезе. Ещё раз скажу, тут точный аналог голландским мастерам живописи». 27-28.04.1936. Соловки № 59.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Флоренский о Бальмонте.

Сообщение Ясько Георгий »

"Дорогой Олень, поправляется ли твоя голова? Напиши мне скорее об этом, т.к. я всё время в безпокойстве о твоем здоровье. Главное же постарайся быть бодрее и веселее, развлекайся и поменьше сиди в комнате. М.б. тебе поможет лекарство, о котором я пишу маме. Продолжаю писать тебе о развитии русской литературы в конце XIX и нач. XX в. Cтаршим из группы символистов был Конст. Бальмонт (в рукописи 1-ой, Московской, Симфонии Андрея Белого он изображен как Бальстантин Кальмонт, тогда как Валерий Брюсов – под именем Бромения Флюсова. Но оба обиделись и потребовали от А. Белого, чтобы он назвал их настоящими именами, и тому пришлось согласиться на изменение). Бальмонт был весьма даровитый поэт, с подлинными силами, но внутренне крайне неупорядоченный. Он был весьма впечатлителен и культивировал с себе впечатлительность и остроту субъективных ощущений. Запишу кстати нечто, звучащее анекдотически, но доподлинное (пустяки, по существу!) Как-то приходят к Бальмонту. В квартире почти темно и очень смрадно. Зажжено много керосиновых ламп большого калибра (тогда в домах лампы были ещё керосиновые). Но все лампы коптят во всю, извергая потоки сажи, которая заполнила воздух и сыплется на пол и на вещи. Бальмонт лежит и наслаждается: «Я любуюсь черным снегом! Черный снег!..» - Как-то иду я по Б. Никитской (был тогда студентом). Морозно. Навстречу идёт Бальмонт, закутанный, еле торчит нос, с поднятым воротником, никого не замечает или делает такой вид и декламирует на всю улицу оду Горация «Odiprofanum vulgus etareeo» - «ненавижу непросвещенную чернь и держусь в стороне». Это разсказал тебе кстати, для смеха, конечно такие факты не дают оснований судить о ценности поэзии того же Бальмонта. Но нота жеманничания и стремления подчеркнуть себя в нём всегда была, а потом разрослась непомерно и сгубила его талант, заставив безответственно болтать что попало». 01.08. 1935. Соловки.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942)

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите, плыву.
Я зову мечтателей… Вас я не зову!

1902.
Ответить

Вернуться в «Великие подвижники»