Святослав Николаевич Рерих

Ответить
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Святослав Николаевич Рерих

Сообщение Valentina »

Изображение

Как я стал художником

Каждый раз, когда я приезжаю в Ленинград, чувствую что-то особенно родное, особенно близкое. И это, наверное, те ранние годы, которые во мне как бы оживают! Родился я здесь на Васильевском острове в семье Николая Константиновича Рериха, о котором вы все знаете, знаете о его деятельности, замечательной работе и достижениях. Поэтому мои впечатления детства связаны именно с его кипучей деятельностью. У него было очень много интересов. Весь день, а также утро и вечер, он проводил в работе. И теперь, когда оглянешься и посмотришь назад, видишь и удивляешься, сколько один человек мог сделать, мог дать! И все, что он делал, было на очень высоком уровне.

Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекции Николая Константиновича. Была замечательная коллекция каменного века. Мы все посильно, в том числе и я, помогали собирать эту коллекцию. И в Новгородской губернии мы собирали скребки, копья. Естественно, это стало нераздельной частью нашей жизни. Я теперь даже помню все те орудия каменного века, которые Николай Константинович особенно любил, все то, что он особенно почитал, что его интересовало. Кроме того, у него была большая коллекция картин фламандско-нидерландской живописи. И, конечно, это все влияло на нас, на моего брата и меня.

Моя Матушка, которая тоже была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить. Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и Центральной Азией. И этот интерес у него остался а всю жизнь и помог ему во многих экспедициях в самой Азии. У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас. Елена Ивановна интересовалась восточной философией и, я бы сказал, не только восточной. Ее интересовала вообще философия. Поэтому она сама покупала и читала книги по философии и во многом помогала Николаю Константиновичу. У Николая Константиновича иногда просто не было времени самому читать, и она как бы служила ему глазами для чтения и передачи именно того, что считала нужным и важным. Так Николай Константинович познакомился с произведениями Тагора. Его сборник стихов "Гитанджали" хорошо перевел тогда Балтрушайтис, и Николай Константинович очень любил эту книгу.

С самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни. Тогда же Николай Константинович заинтересовался постройкой буддийского храма здесь, в Ленинграде, и много этому способствовал. К нам приезжали ламы из Тибета, Бурят-Монголии. Я помню, как эти посланцы привозили дары. Так что контакты существовали уже давно. Я с детских лет занимался искусством - рисовал, лепил, и для меня это было может быть самое существенное, самое важное занятие. У меня были учителя. Николай Константинович, хотя и руководил моими занятиями, сам никогда не обучал. Я думаю, потому что он не имел на это времени. Ведь, как я сказал, его дни были до предела заполнены кипучей деятельностью. Имея все время перед собой живой пример, картины Николая Константиновича, видя, как он работал над картинами, как выполнял мозаики и другие работы,- я всегда испытывал воодушевление. Так проходили ранние годы моей жизни. Затем я учился в гимназии Мая на Васильевском острове. Там в свое время учился и Николай Константинович. Так что была известная преемственность, и наша жизнь, наши интересы сложились уже тогда - в те далекие гады. И вот потому я могу сказать, что именно Ленинград, тогда еще Петербург, потом Петроград, имел такое большое влияние на мое развитие, на мою жизнь. Потому что все, что я получил тогда, все то, чем этот город так или иначе окружал меня, всегда жило во мне и продолжает жить. То, что теперь через мои картины на этой выставке вы видите,- отголоски того времени, отголоски именно ранних восприятий в Петербурге. Поэтому я горжусь тем, что родился в этом прекрасном городе. Город этот остался таким же прекрасным, героически прошел через все тяжкие испытания и вышел победителем. Мы все можем гордиться этим. И теперь, когда я приезжаю сюда, он мне кажется прекраснее, может быть еще лучше. Я верю, что, если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены, это действительно не только повлияет на них, но будет ведущим началом во всей их жизни... Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее...

Вернувшись сюда после многих лет, я узнал все, что видел в детстве, куда ходил, все музеи, которые посещал. Я убедился, что память ни в чем не изменила. Мне особенно дорого то, что центр Ленинграда не изменился, потому что это тот исторический ансамбль, который придает Ленинграду неповторимый облик. Это замечательное и редкое явление - то же, что и в Париже. Центр Парижа тоже совершенно не изменился, он сохранен. И поэтому, когда мы возвращаемся в Париж, мы знаем, что вернулись именно в Париж. Здесь тоже, когда мы выходим на набережную, когда смотрим на все эти прекрасные здания, знаем, что мы здесь, в Ленинграде, окруженные памятниками.

Как я стал художником?

Я уже говорил, что именно здесь получил основу своему художеству. Учился я также в очень многих странах, много ездил, много путешествовал. И считаю, что нужно ездить, чтобы знать. Когда мы видим близко, непосредственно, мы все воспринимаем как-то совершенно по-особому, Недаром говорится: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому всегда лучше путешествовать, бывать во всевозможных музеях, смотреть все, что вы можете увидеть, и накапливать внутреннее богатство.

Я работал в Париже, Италии, путешествовал по всей Европе. Затем был в Америке, учился на архитектора, но, конечно, никогда не забывал своего основного призвания - живописи. И всю жизнь я работал с моим отцом, Николаем Константиновичем. У нас всегда было тесное сотрудничество. Я часто ему помогал, когда у него не хватало времени, особенно за границей. Здесь у него было много прекрасных помощников, которых он очень любил и почитал. Они помогали ему выполнять все большие работы - фрески, мозаики - и без них он бы не мог обойтись. Они также помогали в театральных постановках, костюмах, декорациях, с которыми один человек никогда не смог бы справиться. Сотрудничество с Николаем Константиновичем для меня было главной работой. Я участвовал во всех его культурных учреждениях за границей.

Мое искусство развивалось во многих странах и несет на себе следы многих стилей, многих стран, народов, исканий...

Николай Константинович и Елена Ивановна всегда работали вместе. У них было не только замечательное сотрудничество, но полное взаимопонимание во всем. Они друг друга как бы дополняли и в то же время давали друг другу особое новое качество и импульс. Елена Ивановна была для отца замечательным другом. Как вы знаете, Николай Константинович был выдающимся путешественником. Он прошел караванными путями по всей Центральной Азии. Были очень трудные минуты. И всюду Елена Ивановна была с ним и во всем ему помогала.

Путешествия Николая Константиновича были совершенно исключительным явлением и именно потому, что до него мало кто мог пройти эти путями по Тибету... Это были те пути, о которых в свое время мечтали Козлов и Пржевальский. Несмотря на многие и многие трудности, Николай Константинович и Елена Ивановна вместе завершили то, что ими было намечено. Николай Константинович привез не только прекрасные картины, которые он писал в очень трудных условиях, но и много коллекций. Юрий Николаевич, мои брат, сопутствовал им в Тибете. (Я в этой большой экспедиции не участвовал, потому что работал тогда в Америке).

И, конечно, он тоже помогал, и вместе они привезли этот богатейшими материал.

Николая Константинович вернулся из своей экспедиции по Центральной Азии в Индию, где он хотел основать Центр научных исследований - институт, который мог бы разрешить некоторые очень интересные научные вопросы. Надо было найти место, условия, в которых это можно было сделать.

Выбор пал на долину Кулу. Она лежит приблизительно в двухстах милях на север от Симлы. В этом выборе помог известный альпинист - генерал Брус, который в свое время вел экспедицию на Эверест и который тоже изучал Гималаи, в том числе многие пики в долине Кулу, им покоренные.

Долина Кулу отличается тем, что в ней прекрасный климат, климат европейский, очень здоровый, который как-то способствует сохранению вещей, древних манускриптов; хорошо сохраняются дерево, старинная резьба на храмах из гималайского кедра.

Дом, который Николай Константинович тогда приобрел и в котором мы и теперь живем, был выстроен более ста двадцати лет тому назад. И сегодня он стоит такой же свежий, как когда-то. Настолько был хороший материал у этого дома, что когда посмотрите сейчас на все балки, связи, замечательную штукатурку, кладку камней, то невольно подумаете, что это было сделано только два-три года тому назад. Так что климат, конечно, имел большую роль в выборе долины Кулу. И с точки зрения красоты, богатства природы трудно найти долину лучшую и более обильную в своей флоре и фауне. Давид Вартанович Тер-Аванесян был у нас в долине Кулу и может подтвердить то, что я сказал. Там Николай Константинович основал этот институт исследований. Там проводились работы не только по орнитологии, зоологии, ботанике, но также изучение местной медицины. Мы очень интересовались тибетской, китайской, индийски, аюрведической и кашмирской медициной. Местные врачи владели замечательной фармакопеей, которая принадлежала нескольким системам. Мы начали собирать и искать то, что может быть более полезным и нужным. Каждый год проводили большую экспедицию по всей долине, во все прилежащие места.

Эта долина интересна тем, что в нее проникает муссон. В следующую долину он уже не попадает, и там характерно резкое изменение климата. В каждой долине свой микроклимат. Если вы пройдете на север нашей долины, то попадете уже в тибетские условия. Дальше идут нагорья, где осадки не выпадают; очень сухо и очень высоко, конечно. Особые условия жизни, очень красиво и очень интересно. Юрий Николаевич проводил свои работы там - изучал наречия, археологию и вообще основательно исследовал все прилежащие долины и плоскогорья.

Каждый год мы уезжали из этой долины на тибетское плато, когда это было еще совсем просто и легко - не нужно было оформлять паспорт, разрешение. Вы могли идти, куда хотели. Все что нужно было для этих путешествий - желание. Все пути были вам открыты. Сейчас, конечно, все изменилось с тех пор, как Тибет отошел к Китаю. Там пролегли военные дороги, военные укрепления. Все стало и сложно и трудно. И перед всем этим прекрасный мир начал отступать. К сожалению, наша цивилизация особенно быстро и безжалостно расправляется с природой. Это я сам видел, как за какие-нибудь десятки лет условия совершенно изменились и,- как быстро человек изменяет и уничтожает то, что стояло тысячи лет, в какие-то тридцать-сорок лет! Мы теперь работаем над тем, чтобы эта долина и близлежащие районы были заповедником. Может быть это поможет, но остановить натиск, к сожалению, очень трудно...

В картинах Николая Константиновича живет его замечательная светлая личность. Мы как бы соприкасаемся с его мыслями, его порывами. В будущем возможно мы сможем измерять энергию наших мыслей и может быть поймем, что все наполнено мыслями и мысль отпечатывается на всем окружающем. И тогда мы поймем, что должны следить за своими мыслями, что не должны распускаться, а должны помнить, что даже у стен есть уши, глаза, которые все видят, слышат и могут повторить.

С. Н. Рерих
Встреча в Ленинградском Доме ученых 20 января 1975 г
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Из воспоминаний о Святославе Николаевиче Рерихе

Сообщение Valentina »

Из выступлений на торжественном открытии Международной научно-общественной конференции "100 лет со дня рождения С.Н.Рериха", которая проходила в МЦР в 2004 году: http://lib.icr.su/node/1033


Л.В. ШАПОШНИКОВА,
первый вице-президент Международного Центра Рерихов,
Генеральный директор Центра – Музея имени Н.К. Рериха,
доверенное лицо С.Н. Рериха
... Святослав Николаевич Рерих – один из выдающихся людей нашей планеты. Я не переоцениваю его значение такой характеристикой. Он был не только выдающимся художником, но также философом, интересным мыслителем, а кроме того, – человеком научного склада, занимавшимся естественными науками, о чем, к сожалению, у нас мало известно. Он проявил себя и как крупнейший общественный деятель, как человек практического действия. Им были созданы две организации: Бангалорская академия художеств «Читракала Паришад» в Индии и наш Музей имени Н.К.Рериха, который действительно является памятником всей семье Рерихов. В каждый из своих визитов в нашу страну он привозил нам что-то из своих творческих мыслей. Его интервью, выступления всегда бывали очень полезны и нужны нам. Мы знаем, что Святослав Николаевич разрабатывал в философии тему совершенного человека и пути его становления. Поэтому наследие, которое он передал нашему Музею, представляет собой исключительное богатство мысли и гуманистической, и художественной, и философской.
А.С.СОКОЛОВ,
министр культуры и массовых коммуникаций РФ
... юбилейный рериховский год – это звено в цепи событий, которые не имели начала и не будут иметь конца. Это действительно культурное явление вселенского масштаба, наша национальная гордость. Здесь пересечется столько мнений, столько суждений, что неизбежны как гармоничные сочетания, так и диссонансы. Но это вполне нормально, потому что через «призму Рериха» мы с вами ощущаем наш сложный мир. Я думаю, и этот праздник, который начался замечательным событием – открытием памятников Святославу и Юрию Рерихам, и сам Музей, который имеет особый статус музея общественного, – это новая страница в нашей жизни. Уровень, на котором проходят эти юбилейные торжества, очень высок – это замечательное достижение, в котором мы видим прежде всего подвиг духа. Разумеется, все наши чувства, помыслы, духовные стремления материализуются, и в данном случае именно этот радостный момент мы с вами лицезреем. Сегодня здесь прозвучат выступления о Рерихах, выступления о развитии культуры – это та стезя, на которой каждый из присутствующих здесь уже многое сделал. И умение услышать друг друга, способность услышать друг друга – это как раз особо ценимое и завещанное нам Рерихами.
Е.М.ПРИМАКОВ,
депутат Госдумы РФ, председатель
Торгово-промышленной палаты РФ, академик
... Люди, подобные Рерихам, – это кладезь искусства, культуры, философии. Наверное, такой семьи больше нет в мире. Если говорить о философском стержне художника, то у Святослава Николаевича, 100-летие которого мы отмечаем, он очевиден. Его философский стержень – это гармония. Гармония между человеком и природой, гармония между двумя странами, которые ему были ближе всего, – Индией и Россией, гармония между Западом и Востоком, гармония между различными конфессиями и между различными философиями, потому что есть национальная индийская философия, есть российская, – он гармонично объединял это все. В его произведениях ощущается единство мира. Мы сейчас услышали в записи его удивительное напутствие: «Нужно мысль устремлять в будущее». Это не значит, что мы не должны оглядываться на прошлое. Святослав Николаевич гармонично сочетал взгляд в прошлое, жизнь сегодняшним днем и взгляд в будущее. Его творчество имеет очень большое значение именно сегодня, когда мы переживаем такие дни, которые сулят нам большие невзгоды, если разовьется тенденция противостояния цивилизаций, культур, религий. Сейчас такая тенденция существует и действуют такие силы, которые хотели бы снова разделить мир. Раньше мир был разделен по идеологическому принципу, теперь его хотят разделить по принципу цивилизационно-религиозному. Это отнюдь не является адекватным ответом на распространяющийся международный терроризм и заведет человечество в тупик, если мы начнем делить мир на Восток и Запад, на мусульман и немусульман. Это будет катастрофично. Все творчество Святослава Николаевича направлено против такого деления. Он рассматривает мир как единое целое. Он говорит о том, что совершенство человека будущего – в его единстве с природой, в единстве всех культур, в единстве мирового культурного потока, в который вольется все лучшее, что было наработано на разных континентах и в разных странах...
КАНВАЛ СИБАЛ,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Республики Индия в Российской Федерации
... Я был весьма тронут словами Святослава Рериха, прозвучавшими в начале нашего собрания. Это были слова человека, поэта, художника, верящего в гармонию жизни, в гармонию всего мира. Они взволновали меня еще по той причине, что большую часть своей жизни Святослав Рерих провел в Индии, в которой он жил с 1928 года. Именно Индия стала ареной его художественного и духовного развития. Его жена Девика Рани была внучкой Рабиндраната Тагора, выдающегося индийского поэта ХХ века. Было интересно познакомиться с мыслями Святослава Рериха об образовании. Я не мог не связать их со взглядами самого Рабиндраната Тагора, который претворил свои идеи в реальность и создал университет в Шантиникетане, и сегодня остающийся уникальным вузом. Интересен и тот факт, что Святослав Рерих поселился в Индии до того, как она получила независимость. И мы знаем, что он общался с выдающимися борцами за свободу Индии. А позже поддерживал связь с государственными деятелями уже независимой Индии.
Первая выставка работ Святослава Рериха состоялась в 1936–1937 годах в объединенной провинции Лакнау. В 1938 году в городе Аллахабаде выставку его картин открыл Джавахарлал Неру, игравший очень важную роль в борьбе за свободу Индии и позже ставший ее первым премьер-министром. Дня два назад я увидел портрет Джавахарлала Неру, написанный Святославом Рерихом в 1942 году. Этот портрет – один из самых красивых портретов Неру, которые я видел. Кроме портретов выдающихся деятелей Святослав Рерих писал жизнь и простых людей Индии. Я был поражен размахом его кисти – он писал и горы, и долины, отражал поэзию, увиденную в жизни людей, живущих в городах и деревнях нашей страны. Может быть, другим не так легко понять, с каким большим уважением относятся индийцы к своим горам Гималаям. Просто удивительно, как писал Гималаи отец Святослава Николай Рерих, всемерно способствовавший развитию таланта живописца в младшем сыне. Доктор Радхакришнан, который был президентом Индии и которого очень хорошо знал Святослав Рерих, сказал однажды о творчестве художника, что его пейзажи являются поэмой цвета. Его творчество – это претворение в жизнь светоносных красок и утонченных цветовых оттенков. Святослав Рерих сам говорил, что на человека в первую очередь влияет цвет.
Мы постоянно подчеркиваем, насколько Святослав был индийцем и насколько проникновенно он, имея очень тесные духовные связи с Индией, выражал ее духовный пейзаж, но мы не можем забыть и о том, что через него мы получали русское культурное наследие. Святослава Рериха можно назвать дорогим подарком России нам, индийцам. Мы очень высоко ценим и дорожим памятью о нем и его наследием, которое является неотъемлемой частью наследия всей семьи Рерихов. Наш премьер-министр является почетным президентом Международного мемориального треста Рерихов, который был создан Святославом Рерихом в 1989 году. Правительство и народ Индии приняли конкретные меры по охране наследия Рерихов в Наггаре (штат Химачал Прадеш) и в имении Татагуни рядом с Бангалором (штат Карнатака). Большая делегация правительства штата Карнатака, возглавляемая главным секретарем штата господином К.К.Мисрой, участвует в сегодняшнем мероприятии. Этот юбилей мы отмечаем и в Бангалоре, и в Кулу.
В заключение я хотел бы еще раз сказать, что очень рад возможности присутствовать сегодня здесь, участвовать в конференции Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, посвященной 100-летнему юбилею его основателя Святослава Рериха. Рерихи навсегда останутся вечным символом глубинного родства между нашими странами. И я думаю, что в конечном счете художники могут делать для объединения людей больше, чем политики. Благодарю за внимание.

А.С. ГОРЕЛИК,
директор Информационного центра ООН в Москве
... мне хотелось бы процитировать строки, написанные Святославом Николаевичем Рерихом более полувека назад: «Я думаю, именно в эти дни мировых пожарищ и смятений следует обратиться к ценностям вечным. К ценностям высших творческих устремлений человека, которые неподвластны временным разрушениям и раздорам. Чтобы развиваться, нам надо учиться и заимствовать, никогда не страшась утратить нашу индивидуальность» (Рерих С.Н. Свет искусства. М., 1994).
Эти мысли великого художника и философа созвучны философии ООН. Как подчеркнул в одном из своих выступлений ее Генеральный секретарь Кофи Аннан, «в основе идеи создания самой Организации Объединенных Наций лежит убеждение в том, что диалог способен возобладать над раздором, что многообразие – это всеобщее благо и что народы мира гораздо сильнее объединяет общая судьба, нежели разделяет их самобытность…»
Проблема сближения Востока и Запада – одна из наиболее значительных сторон концепции диалога между цивилизациями, проповедуемого ООН. Творчество Святослава Рериха работает на ее решение. Оно учит нас не только понимать, но и любить Восток. Примечательно, что именно русскому по рождению и воспитанию художнику Восток доверил показать миру свою глубину. Чтобы принять ценности Востока, художник не отказывался от ценностей западной культуры, но говорил, что совместить их можно только на путях доброжелательства. По его мысли, сближение, сотрудничество, сосуществование стран и народов осуществляется на основе того лучшего, чем они обладают.
Ныне глобализация расширяет контакты между людьми, делает беспрецедентным по масштабу и глубине обмен ценностями, идеями, элементами образа жизни. Люди все больше путешествуют, и все обширнее становятся маршруты их передвижений. Многие, хотя пока не все, пользуются благами информационного общества. По логике, это новое многообразие – источник вдохновения и энергии, но некоторых оно тревожит и обескураживает. Они опасаются, что многообразие приведет к расколу в странах и социумах, к размыванию традиционных ценностей.
В подготовленном Программой развития ООН Докладе о развитии человека, посвященном в этом году теме культурной свободы в современном многообразном мире, отмечается, что неуправляемая или плохо управляемая борьба за культурную самобытность может быстро превратиться в один из наиболее серьезных источников нестабильности как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях. Политические манипуляции идентичностью, которые противопоставляют народы и группы людей друг другу, создают пропасть между «своими» и «чужими». Между тем, к глубокому сожалению, начало XXI века принесло немало свидетельств того, что такие тенденции действительно угрожают миру, его развитию и человеческим свободам. Только в этом году сообщения о террористических актах, насилии на этнической почве, расправах над гражданским населением из Ирака, Дарфура, Беслана, Испании, Косова, Индонезии, Индии, Египта и многих других мест потрясли нас.
Культурное, этническое и религиозное многообразие – это данность. И это благо. Государствам предстоит найти ответ на вопрос, каким образом им достичь мирного сосуществования в пределах собственных границ и на международной арене. И это при том, что проблемы никуда не исчезают, а простота общения и передвижения делает мир меньше, изменяя весь цивилизованный пейзаж.
Вот почему так важно в наши дни внимательнее изучать великое наследие Рерихов, ища в нем ключи к пониманию непростых процессов, происходящих в развитии человечества...
К.К.МИСРА,
главный секретарь Правительства штата Карнатака,
Бангалор, Индия
"... Д-р Святослав Рерих был талантливым художником и не менее выдающимся гуманистом. Я имел счастье общаться с д-ром Рерихом и спрашивал его о переменах, происходящих в политической жизни России, но, к моему удивлению, он хранил глубокое молчание. Позже я понял, что в тишине этого молчания он передавал тысячи добрых мысленных посылок. Он старался не касаться политических вопросов, но был открыт для всего прекрасного в жизни. Он жил красотой, он любил красоту, воплощал ее на своих полотнах и завещал ее будущим поколениям. Его картины являются богатой сокровищницей мира и спокойствия, любви и сострадания. В связи с этим особенно хочется упомянуть его полотна, на которых нашла свое отражение тема распятия Христа, а также портреты Джавахарлала Неру. Многие из этих характерных для творчества художника работ украсили стены «Карнатака Читракала Паришад» – Центра искусств в Бангалоре – и экспонировались на многочисленных выставках, прошедших по всему миру. Как критики, так и простые люди проявляют огромный интерес к творчеству великого художника.
Д-р Святослав Рерих и его любящая, прекрасная жена Девика Рани внесли богатый вклад в развитие социальной и культурной жизни Бангалора на многие десятилетия вперед. Девика Рани была достойной спутницей своего мужа, признанным титаном индийского кино 30–40-х годов прошлого столетия. Старшее поколение высоко ценило ее огромный талант на поприще киноискусства, пышно расцветающего сейчас в Индии.
Рерихи поселились неподалеку от Бангалора с его спокойными и тихими окрестностями – в имении Татагуни, куда постоянно приезжали разные знаменитости. Рерихи всегда были гостеприимными хозяевами. Сейчас их имение находится под административным надзором Департамента по налогам и сборам правительства штата Карнатака, который я и возглавляю на посту министра. Почитаю за честь охранять богатое наследие Рерихов, которое послужит дальнейшему укреплению связей между Индией и Россией, ибо оно выявляет духовное родство двух стран, которое проявляется не только на фоне торжеств, приуроченных к юбилею Святослава Рериха.
Я с нетерпением ожидаю продолжения сотрудничества в будущем и буду рад приветствовать в Индии, и особенно в имении Рерихов в Бангалоре, представителей общественности и исследователей-искусствоведов из России, взаимодействие с которыми послужит делу возрождения славных традиций семьи Рерихов. Я передаю наилучшие пожелания от жителей штата Карнатака и всех моих соотечественников народам России.
Министр по налогам и сборам
правительства штата Карнатака, Бангалор, Индия,
Шри М.П.Пракаш»
А.М.КАДАКИН,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Российской Федерации в Республике Индия
... То, что сегодня под звон колоколов Храма Христа Спасителя открытием памятников Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам было завершено создание общей с мемориалом Е.И. и Н.К. Рерихов скульптурной композиции, очень символично. Это торжественное событие, равно как и многие другие, объединяются в единый вселенский порыв по празднованию юбилея Святослава Николаевича и других юбилейных дат этой семьи. Я уверен, что огонь, зажженный сегодня у скульптуры Гуга Чохана в Кулу, в западных Гималаях, и свеча, зажженная в тибетском монастыре в Калимпонге, и звук колокола в имении Татагуни, где очень многое сделано к юбилею, – все это сливается в единый гимн Святославу Николаевичу, который являлся и продолжает являться великим мостом духовного, художественного, философского, исторического единения народов великой России и великой Индии. Недавно, перед отъездом из Индии, где я проработал послом последние пять лет, я посетил все памятные места, связанные с семьей Рерихов. Должен отметить, что участие наших индийских друзей в сохранении, в сбережении рериховского наследия в Индии беспрецедентно. Как дипломат я не могу привести в качестве примера ни одной другой страны в мире, правительство которой выделило бы полмиллиона долларов на сохранение рериховского, российского, по сути российско-индийского наследия в Кулу. Такие же суммы выделяло и правительство штата Карнатака на восстановление имения Татагуни. Под полным контролем местных властей находится и ступа в Калимпонге на месте кремации Елены Ивановны Рерих. Такого нет ни в одной другой стране мира. И я думаю, что мы все вправе выразить величайшую благодарность нашим индийским друзьям – правительствам штатов Карнатака, Химачал Прадеш, Западная Бенгалия и центральному правительству, премьер-министры которого, и предыдущий и нынешний, являются почетными попечителями всех рериховских дел в этой огромной и дружественной нам стране.
Когда я был еще совсем «зеленым», неопытным индологом, мне посчастливилось познакомиться со Святославом Николаевичем, который помог мне лучше узнать Индию. Сквозь магический кристалл своей глубочайшей мудрости, понимание прекрасного, почтительное отношение к стране, которую он избрал своей второй родиной, он преломлял все, что касалось Индии и России, явив нам величайшие образцы прекрасного. Его отец когда-то писал, что «притягивает великий магнит индийский сердца русские» (очерк Н.К.Рериха «Русь – Индия». – Ред.). А русским магнитом в Индии был Святослав Рерих, который, как и вся его замечательная семья, навсегда останется мостом в будущее, о чем говорили Евгений Максимович Примаков и сам Святослав Николаевич (на демонстрировавшейся сейчас видеозаписи). В Индии много сделано. Известно, что послы, как и премьер-министры, приходят и уходят, но дела наши остаются. И Рерихи навсегда останутся Рерихами, даже когда нас не будет. Будет и Татагуни, и Кулу, и МЦР в Москве, и Калимпонг – вот это и будет как раз самым лучшим воплощением того моста дружбы и того магического магнита, которые связывают матушку Россию и Бхарат Мату – Индию.
Г-ЖА КАМАЛАКШИ,
профессор школы «Карнатака Читракала Паришад»,
Бангалор, Индия
... Святослав Рерих очень тесно сотрудничал с Центром искусств «Карнатака Читракала Паришад». 40 лет назад он основал в Карнатаке художественную академию и был одним из попечителей всего Центра изящных искусств в нашем штате. Этот Центр как художественное учреждение хорошо известен не только в штате Карнатака, но и по всей Индии. В его Академии художеств ни одно мероприятие не проводилось без участия доктора Рериха. Бывало, мы организовывали конкурсы детского рисунка прямо в Академии и посвящали их памяти Николая Рериха. Доктор Святослав Рерих говорил, что будет хорошо, если хотя бы один из трех тысяч занимающихся здесь детей станет великим художником. В 1974 году в Бангалоре мы праздновали 100-летие Николая Рериха. В честь этого юбилея были выпущены почтовая марка и специальный конверт. Мы испытывали великую радость и гордость, беседуя с доктором Святославом и мадам Рерих, особенно в более поздние годы, когда мы почти каждое воскресенье посещали их поместье Татагуни. Он щедро делился с нами научными и философскими знаниями, рассказывал об искусстве, обществе и человеке. Его девизами были: «Каждый день делать что-то немного лучше, чем вчера», «Быть добрым к своим близким, к соседям, ближнему», «Мы все объединены красотой», «Сам человек с большим удовольствием произносит красивые слова». Доктор Святослав Рерих часто рассказывал нам о Гималаях, о знаменитой вершине Канченджанге. Его беседы транслировались по радио по всей стране. Он очень много рассказывал и о долине Кулу, о народном искусстве жителей этой долины.
Мы очень рады были приехать сюда на празднование 100-летия со дня рождения доктора Святослава Рериха. Все посетители, которые бывали у Рерихов в их имении Татагуни, или просто его гости обязательно приходили к нам в Академию изящных искусств «Карнатака Читракала Паришад». И помощь Святослава Николаевича Академии позволила поднять ее деятельность на небывалую высоту. Я необыкновенно счастлива и решила поделиться своими чувствами со всеми вами...
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Святослав Николаевич Рерих

Сообщение Елена В. »

Воспоминания Л.В. Шапошниковой о С.Н. Рерихе (видеозапись 30.01.1994 года)
https://www.youtube.com/watch?v=DSACiP_1JL0
Выдающийся ученый-индолог, академик, общественный деятель, исполнитель воли Святослава Николаевича Рериха и его доверенное лицо Людмила Васильевна Шапошникова рассказывает о своем знакомстве с младшим сыном Рерихов – Святославом Николаевичем и делится воспоминаниями о последних днях его жизни.
Ответить

Вернуться в «Великие подвижники»