Подвиг сердца

Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Подвиг сердца

Сообщение Helen »

Да, действительно, творчество имеет колоссальное значение для самоусовершенствования, для обретения внутренней свободы. И даже к обыденным вещам можно научиться подходить творчески. А если при этом помнить об Иерархии, то всё может восприниматься в совершенно новом свете. Стремиться к Красоте, значит отказаться от безобразия жизни.
Из книги «Озарение»:
«Путь отказа от безобразия жизни позовёт дух на правдивые искания. Затем очевидность связи миров заставит научно задуматься.
Эта дума несказуемая является началом духовной дисциплины. Эти искания, лишённые личного начала, пробуждают рефлекс действия — оно называется подвигом.
Вообще, лучше слово святой заменить названием вполне определительным — подвижник.
Явление подвига не прекратится в жизни, и не лицемерно мы сможем определять очевидные явления.
Нужно рукотворить подвиг жизни».
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Подвиг сердца

Сообщение Valentina »

Helen и Екатерина, еще раз благодарю вас за очень интересную тему.
Все прочитала и хочу поделиться некоторыми мыслями из ваших сообщений, на которые раньше не обращала внимания.
Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо женское начало как основа и сущность.
Как интересно и непонятно - почему?

А это еще более непонятно:
«Женское начало нуждается в сердечном освобождении. Когда же женское начало привыкнет жить для развития своего потенциала и переродит свое чувство постоянного давания, то женское начало опередит мужское во всех направлениях».
Мир Огненный Ч.3, 284
Как вы думаете - о чем здесь говорится? Что значит "переродит свое чувство постоянного давания"?

Еще понравилась мысль:
Люди, которые являют препятствие себе в том, что они несовершенны, тем самым показывают свою законченность, иначе говоря, свою негодность.
Все знают, как часто можно услышать противное, липкое: "Ой, я такая несовершенная, нет, я не смогу..."
А оказывается - так нельзя, это просто прекращение движения, застой.
Через не хочу, через не могу нужно стремиться вперед, несмотря на все наши несовершенства.
Думаю, что и несовершенства свои нужно изучать, чтобы выявить причину и корень этих явлений, тогда можно будет найти и противодействие.

И еще мне кажется в этой теме "подвиг сердца" где-то должна быть упомянута любовь, которая и является огнем сердца – как вы думаете7
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Подвиг сердца

Сообщение Valentina »

Эти искания, лишённые личного начала, пробуждают рефлекс действия — оно называется подвигом.
Озарение. ч.3,V,§ 2.
Как интересно, оказывается, сущность подвига в действии - в отказе от личного, изживание самости. Поэтому как альтернатива отказа от личного - служение Общему Благу, подвижничество. Потому подвиг в бездействии не существует. Духовный подвиг - внутреннее (по) движение к самосовершенствованию.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Подвиг сердца

Сообщение Екатерина »

Да, Valentina, я тоже обратила внимание на эту фразу "переродит свое чувство постоянного давания", но, так же, как и Вы, ее пока не поняла))
Конечно, любовь не может быть не упомянута в этой теме, так как само сердце как человека, так и Космоса живет Любовью.
Если сердце человека не знает, что такое Любовь - то это мертвое сердце, для которого и понятия Иерархии, Света, Добра, Красоты и Гармонии так же будут оставаться пустыми, ничего не значащими словами.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Подвиг сердца

Сообщение Valentina »

Эти искания, лишённые личного начала, пробуждают рефлекс действия — оно называется подвигом.
Озарение. ч.3,V,§ 2.
Размышляя о подвиге, как о действии, внутренней духовной подвижности, подумала, что очевидно изживание самости, борьба со своими недостатками настолько трудна, что равносильна подвигу, но в конечном итоге именно это и приводит к осознанию смысла самопожертвования и понимания Величия Иерархии,
т.к. начинаешь понимать, через что прошли впереди идущие.
...вооружитесь огнем устремления, терпения и мужества, через все препятствия пронесите Знамя Матери Мира, Знамя Самопожертвования и Красоты.
Рерих Е.И. Письма. Т. 1. – М., 1999. С. 116-117.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Подвиг сердца

Сообщение Камиль »

Valentina писал(а): Размышляя о подвиге, как о действии, внутренней духовной подвижности, подумала, что очевидно изживание самости, борьба со своими недостатками настолько трудна, что равносильна подвигу,
Да,конечно. Думаю, что серьёзная работа над своими недостатками, насыщенная испытаниями будет подвигом. Если под подвигом иметь ввиду самоотверженную деятельность на Общее Благо, то, самым действенным рычагом для успешного продвижения дела будет подвиг самосовершенствования, подвиг внутренней духовной победы.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Подвиг сердца

Сообщение Helen »

«Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо женское начало как основа и сущность».
Думаю, что в данном случае речь идёт об энергетическом потенциале женского начала. Чтобы заработала обычная батарейка, необходимы два полюса – плюс и минус. Так и в жизни, чтобы достичь высокого результата в работе, необходима гармоничная энергетическая батарея мужского и женского начал. Сейчас это почти не учитывается, а в Учении женское начало названо, как основа и сущность.
«Женское начало нуждается в сердечном освобождении. Когда же женское начало привыкнет жить для развития своего потенциала и переродит свое чувство постоянного давания, то женское начало опередит мужское во всех направлениях».
Мир Огненный Ч.3, 284
На мой взгляд, это очень важный параграф. Он может стать программой на целую жизнь, если правильно понят. Учитывая, как пишет Елена Ивановна Рерих, что женщина в течение многих веков была вынуждена исполнять роль наложницы и няньки, и не имела возможности, за редким исключением, развивать свои природные способности, она оказалась внешне и внутренне закрепощенной. Теперь, как говориться в Учении, женщинам важно работать над своим внешним и внутренним раскрепощением и достичь сердечного освобождения.
От природы женщине свойственно чувство постоянного даяния. Видимо, это связано с тем, что женщина в первую очередь мать. А мать всегда готова жертвовать собой, даже жизнью, ради ребёнка. Это чувство жертвенного даяния часто распространяется и на близких людей. Однако нередки случаи, когда жизненная энергия женщин тратится по мелочам на низком уровне существования. Поэтому и говориться в этом параграфе из книги «Мир Огненный» о важности переродить своё чувство постоянного даяния на новый, более высокий уровень. Когда женщина престанет растрачивать свою жизненную энергию по мелочам на низком уровне существования с тем, чтобы душа её могла раскрыться на более высоком уровне, т.е. она привыкнет жить для развития своего потенциала, для того чтобы полнее проявлялось её подлинно высокое «Я», тогда качество её даяния будет иным – высоко духовным. И это обязательно окажет влияние и на её семью, и на профессиональную, общественную и любую другую работу.

В дополнение к словам о том, что «люди, которые являют препятствие себе в том, что они несовершенны, тем самым показывают свою законченность, иначе говоря, свою негодность», приведу строки из «Граней Агни Йоги» (1956 год, п. 691):
«Ошибайтесь, заблуждайтесь, но в действии, но прилагая яро энергии свои. В яром действии отберётся хорошее от плохого, но в тине болотного застоя лишь разложение ожидает дух, обволакивающее своими липкими и цепкими объятиями. Я Говорю: «Действуйте. Яро, смело, солнечно, устремляясь к Наивысшему, что имеете. Боритесь за Свет, бойтесь упокоения, бойтесь безволия больше всего. И яро стремитесь рефлекторность действий ваших заменить волевою сознательностью». Прошлый человек постоянно выпирает на авансцену в сознании вашем. Его надо сменить, его надо заменить сознательностью воинствующего духа нашедшего в утверждении огненной воли своей ещё одно освобождение от цепей прошлого».
Полностью солидарна с Valentina, что подвиг сердца не может осуществиться без любви, которая и является огнём сердца. Приведу об этом несколько цитат.
«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира».
Аум, 80.

«Самый чудесный огонь есть пламя сердца, насыщенное любовью к Иерархии».
Иерархия, 352.

«Любовь <…> это пламень, горящий в груди, это энергия мощная сердца, это двигатель огненный духа, поднимающий сознание ввысь».
Грани Агни Йоги. Т. 2, 535.

«Есть любовь дающая и есть любовь берущая, стремящаяся взять от того, кого любят, все, что может. Огненная любовь – это та, которая стремится отдать. Любовь, дар свой приносящая тому, кого любит, будет настоящей любовью. Когда такая любовь говорит: “Что еще могу принести Тебе, Учитель”, – близка она к любви совершенной. И когда этих приношений без конца, можно назвать ее истинной и самоотверженной. В берущей любви нет самоотверженности. Дай, дай, дай, – повторяет она и сохнет в своей требовательности. Но расцветает дающая и приносящая дар свой Сердцу Учителя. <…> Силою этой любви побеждаются чудища мрака, обступившие испытуемого ученика. Силою этой побеждается все, что в обычных условиях кажется совершенно непреодолимым. Запомним: любовь – это сила, преодолевающая все. Называем поэтому ее “победительницей огненной”».
Грани Агни Йоги. Т. 5, 600.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Подвиг сердца

Сообщение Valentina »

Helen, не могли бы Вы привести примеры из жизни в подтверждение своих слов, если это возможно.
Когда женщина перестанет растрачивать свою жизненную энергию по мелочам на низком уровне существования с тем, чтобы душа её могла раскрыться на более высоком уровне, т.е. она привыкнет жить для развития своего потенциала, для того чтобы полнее проявлялось её подлинно высокое «Я», тогда качество её даяния будет иным – высоко духовным. И это обязательно окажет влияние и на её семью, и на профессиональную, общественную и любую другую работу.
Не могу представить, как женщина должна перестать «растрачивать свою жизненную энергию по мелочам на низком уровне существования?» Для этого женщина должна отказаться от обычных житейских забот о семье, доме, детях ради высоких идеалов или Вы видите это как-то иначе?
Спасибо!
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Подвиг сердца

Сообщение Helen »

Valentina, эти слова взяты мною из лекции Свами Вивекананды «Карма-йога» (глава «Что есть долг?»). Здесь Вивекананда как раз говорит о том, что мы не должны отказываться от своего долга, в том числе от обычных житейских забот о семье, доме и детях, если они у нас есть. Честно исполняя свой долг в тех условиях, в которых нас поставила жизнь, и при этом постоянно отказываясь от низменных желаний и чувств, которые ещё не изжиты у нас, можно преодолеть низкое в себе и подняться на более высокий духовный уровень существования. А растрата жизненной энергии по мелочам на низком уровне существования предполагает потакание своим низменным желаниям и чувствам.

Приведу полностью главу из лекции Свами Вивекананды "Карма-йога".

Что есть долг?
Изучая карма-йогу, необходимо понять, что такое долг. Если мне предстоит какое-то дело, я должен сначала знать, в чем состоят мои обязанности, а потом я это дело сделаю. Опять-таки у разных народов разное представление о долге. Мусульманин скажет, что его долг — следовать тому, что написано в Коране, индус — что его долг следовать Ведам, христианин — что его долг следовать Библии. Представления о том, что есть долг, различны на разных стадиях жизни человека в различных исторических периодах и у разных народов. Термину «долг», как всякому универсальному абстрактному термину, невозможно дать точное определение, можно только составить себе представление о нем через его практическое функционирование и результаты. Попадая в определенную ситуацию, мы действуем в соответствии с врожденным или выработанным побуждением, которое и подсказывает уму образ действия. В одном случае мы считаем, что в данной ситуации правильно сделать то-то и то-то, в другом — нам кажется, что так поступать нельзя, даже в такой же ситуации. Принято считать, что хороший человек выполняет свой долг, когда поступает по велению совести. Но что все-таки превращает поступок в акт выполнения долга? Если христианин отказывается от куска говядины, который мог бы спасти его жизнь, или если он не дает этот кусок другому для спасения жизни того человека, христианин не будет чувствовать, что выполняет свой долг. Однако, если индус осмелится съесть этот кусок говядины или предложит его другому индусу, он будет считать, что нарушил свой долг — ему это подскажут индусский образ мыслей и воспитание. В прошлом веке в Индии получили большую известность банды грабителей, называемые разбойниками-тугами. Эти головорезы считали своим долгом убивать и грабить любого попавшегося им человека, и чем больше людей убил разбойник, тем лучше он о себе думал. Если обыкновенный человек совершит убийство, то он, скорее всего, пожалеет о содеянном, считая, что плохо поступил. Однако тот же самый человек, надев военную форму, будет рад, если убьет не одного, а двадцать человек, считая, что он отлично выполнил свой долг. Таким образом, не деянием определяется долг. Совершенно невозможно дать объективное определение тому, что есть долг. Он определяется с субъективной стороны. Любое действие, приближающее нас к Богу, есть доброе дело, а потому оно — наш долг; действие, влекущее нас вниз, есть дурное дело, и наш долг — избегать его. Субъективно мы ощущаем, что одни действия делают нас выше и чище, в то время как другие принижают и огрубляют нас, но сказать с уверенностью, что одни и те же действия одинаково воздействуют на разных людей, нельзя. Тем не менее, существует одна-единственная идея долга, приемлемая для всех людей, независимо от их веры, независимо от того, где они живут; ее смысл прекрасно выражен санскритским афоризмом: «Не причиняй вреда живому — непричинение вреда живому есть благое дело, причинение вреда живому есть грех».
В «Бхагавадгите» много говорится о связи обязанностей с происхождением человека и его положением в обществе. Происхождение и место, занимаемое человеком в общественной жизни, в значительной степени определяют его психологию и моральную позицию в отношении очень многого. Поэтому наш долг — делать возвышающие и очищающие нас вещи в соответствии с нравственными нормами общества, в котором мы живем. Но при этом никак нельзя забывать, что не все общества живут по одним и тем же нормам, забвение этого и составляет главную причину ненависти одного народа к другому. Американец считает, что американский образ жизни является наилучшим из возможных, а всякий, кто живет по-другому, должен быть очень плохим человеком. Индус считает, что единственно правилен его образ жизни, его обычаи лучше всех других, поэтому всякий, кто живет не так, должен быть очень плохим человеком. Заблуждение это естественно, и все мы поддаемся ему. Однако оно чрезвычайно вредно, в нем причина половины жестокостей, творимых в мире. Когда я приехал в Америку и шел по Чикагской выставке, кто-то сзади дернул меня за тюрбан. Оглянувшись, я увидел вполне достойно выглядевшего, опрятно одетого человека. Я заговорил с ним, и он смутился, обнаружив, что я знаю английский. В другой раз на той же выставке меня толкнули. Когда я спросил толкнувшего, зачем он это сделал, он тоже смутился и извиняющимся тоном пробормотал: «Для чего вы так одеваетесь?» Оба были способны относиться с симпатией только к тем, кто говорил на их языке и был одет на их лад. Предрассудки такого рода есть причина угнетения сильными народами народов более слабых, и это иссушает их человечность. Спросивший меня, почему я одет не так, как он, и готовый плохо отнестись ко мне в силу этого, мог быть очень хорошим человеком, отцом и гражданином, однако его природная доброта мгновенно исчезла при виде непривычно одетого иностранца. Во всех странах злоупотребляют неспособностью чужеземцев постоять за себя, в результате чего у них формируется искаженное представление о народах, с которыми столкнулись. Моряки, солдаты, купцы в чужих странах ведут себя совсем не так, как на родине; возможно, поэтому китайцы зовут европейцев и американцев «чужеземными дьяволами». Они не могли бы выдумать эту кличку, если бы сталкивались с положительными сторонами западного образа жизни.
Не следует забывать, что мы должны постоянно стараться видеть поведение других их глазами и никогда не судить об обычаях других народов, подходя к ним с собственными мерками. Я не есть мера вселенной. Это я обязан приспособиться к миру, а не мир ко мне. Итак, мы видим, что обстоятельства меняют природу нашего долга, а потому лучшее, что мы можем сделать в мире,— выполнять наш собственный долг в конкретных обстоятельствах. Давайте выполнять долг, связанный с нашим происхождением, а выполнив его, возьмемся за тот, который вытекает из нашего положения в жизни и в обществе. Существует и серьезная опасность, заложенная в самой природе человека, а именно: человек никогда не исследует свои возможности. Человек полагает, что может занять место на троне с тем же успехом, что и царь. Даже если это так, ему нужно сначала доказать, что он выполняет тот долг, который пришелся на его долю, а уж потом думать о более высоком долге. Вступая в мир и начиная серьезно работать, мы справа и слева получаем удары от природы, которая скоро помогает нам уяснить себе наше настоящее место. Никто не может удовлетворительно делать дело, на которое он не способен, и нет смысла спорить с законами природы. Делающий низкую работу не является низким человеком. О человеке судят не по характеру его обязанностей, но по тому, каким образом он выполняет их.
Позднее мы увидим, что и эта идея долга претерпевает изменения и что труд становится действительно великим, когда побуждением к нему перестают служить себялюбивые мотивы. И все же именно труд во имя долга приводит нас к труду, где отсутствует и идея долга; когда труд станет богослужением, чем-то более возвышенным, тогда он превратится в самоцель. Мы убедимся, что философия долга в форме ли этики, или любви, одна и та же, что и в каждой йоге: преодоление низкого в человеке, с тем, чтобы полнее проявлялось подлинно высокое «Я», меньшая растрата энергии по мелочам на низком уровне существования, с тем, чтобы душа могла раскрыться на более высоком уровне. Это достигается постоянным отказом от низменных желаний, чего настойчиво требует долг. Сознательно или неосознанно, таким путем и шло развитие общественных структур, связанное со сферами действия и опыта, где, ограничивая эгоизм, мы открываем возможности для неограниченного расширения подлинной природы человека.
Выполнение долга редко бывает приятным. Оно проходит гладко, только если все колесики жизни смазаны любовью, а без этого все время мешает трение. Как без любви смогли бы родители выполнять свой долг по отношению к детям, супруги — по отношению друг к другу? Разве не наблюдаем мы ежечасно примеров трения в нашей жизни? Выполнение долга дает радость лишь тогда, когда есть любовь, а любовь расцветает только на свободе. Но можно ли считать свободой порабощенность чувствами, злостью, ревностью и тысячью других пустых вещей, которые неизбежны в повседневной жизни? Терпимость — вот высшее проявление свободы. Женщины, рабыни собственной раздражительности и ревнивого характера, склонны во всех бедах винить мужей, самоутверждаться в своей собственной «свободе», как им кажется, не подозревая, что они тем самым доказывают только свою несвободу. Это же относится и к мужьям, постоянно выискивающим недостатки у своих жен.
Супружеская верность — главная добродетель и мужчин, и женщин; редко найдешь супруга, сколь бы легкомысленным он ни был, которого не могла бы вернуть на путь истинный нежная, любящая и преданная супруга. Много разговоров о жестокости и непорядочности мужчин, но разве не правда, что на свете не меньше жестоких и непорядочных женщин? Будь все женщины так добры и чисты, как им хотелось бы внушить миру, на свете, я уверен, не осталось бы ни одного вероломного мужчины. Существует ли жестокость, которую нельзя одолеть преданностью и чистотой? Добрая, преданная жена, относящаяся ко всем мужчинам, кроме мужа, как мать относится к детям, обретает своей чистотой такую силу и величие, что едва ли найдется мужчина, сколь жестоким бы он ни был, который не ощутит в ее присутствии атмосферу святости. Таким же образом женатый мужчина должен воспринимать всякую женщину, кроме жены, как собственную мать, дочь или сестру. Как к родной матери должен относиться к женщине и тот, кто намерен избрать для себя путь учителя веры.
На свете нет никого выше матери, ибо материнство учит величайшей жертвенности. Выше материнской любви только любовь божественная, все же другие ее формы стоят ниже. Долг матери — думать о детях, прежде чем подумать о себе, Если родители постоянно думают о себе, их взаимоотношения с детьми становятся такими же, как у птиц, где птенцы, оперившись, не узнают родителей. Поистине благословен мужчина, который видит в женщине-матери проявление божественной любви. Поистине благословенна женщина, которая видит в мужчине проявление божественного отцовства. И благословенны дети, которые относятся к родителям, как к божествам, живущим земной жизнью.
Есть лишь один способ достичь высокого уровня развития — нужно выполнять свой непосредственный долг и тем накапливать в себе силы для дальнейшего продвижения.
Молодой отшельник ушел в лес. Он провел много времени в медитации, богослужении и занятиях йогой. Однажды с дерева, под которым он расположился, ему на голову посыпались сухие листья. Он взглянул вверх и, увидев, что в ветвях дерутся ворона и журавль, страшно рассердился. «Как вы смеете осыпать листву мне на голову?» — воскликнул отшельник. Он метнул яростный взгляд на птиц, и так велика была его йогическая сила, что из глаз его ударил огонь и испепелил ворону и журавля. Отшельник обрадовался, он был счастлив от того, что убедился в мощи своего взгляда. Спустя некоторое время он отправился в город просить себе пропитание. Подойдя к двери дома, отшельник позвал: «Матушка, подай пищи отшельнику».— «Подожди немного, сынок»,— ответил ему голос. «Как смеет заставлять меня ждать эта несчастная женщина! — подумал отшельник.— Ей еще неизвестна моя сила».— «Ты слишком высокого мнения о себе,— послышался тот же голос.— Здесь ведь нет ни ворон, ни журавлей». Отшельник был поражен, и, когда наконец из дома вышла женщина, он пал ей в ноги и спросил: «Матушка, как ты могла узнать об этом?» — «Мальчик мой,— ответила женщина,— я не знаю ни твою йогу, ни твои молитвы. Я женщина простая. Я заставила тебя ждать, потому что мой муж болен и я за ним ухаживала. Я всю жизнь стараюсь выполнять мой долг. До замужества — по отношению к родителям, теперь же — по отношению к мужу, это и есть моя йога. Но, выполняя долг, я достигла просветления, поэтому я прочитала твои мысли и узнала, что ты сделал в лесу. Если ты желаешь достичь высокого уровня развития, отправляйся на базарную площадь такого-то и такого-то города к мяснику из низкой касты вьядха, и он научит тебя тому, что ты будешь счастлив познать».— «Почему я должен идти к какому-то вьядхе?» — подумал было отшельник, но теперь его ум уже немного просветлел, и он пошел, куда ему сказали. Придя в город, отшельник отыскал базарную площадь и издалека увидел громадного, толстого мясника, который орудовал огромными ножами и торговался с покупателями. «Боже мой,— подумал отшельник.— И у этого человека я должен учиться? Да он же похож на демона!» Но тут вьядха поднял на него глаза и воскликнул: «О, господин, вас прислала ко мне та женщина? Посидите около меня, пока я не закончу свои дела». Отшельник подумал: «Что меня здесь ждет?» Он сел. Вьядха распродал мясо, получил деньги и пригласил отшельника к себе домой. Когда они пришли, мясник усадил отшельника, а сам отправился в комнату престарелых родителей. Он умыл и накормил их, сделал все, что нужно было старикам, и только затем снова вышел к отшельнику и спросил: «Что я могу сделать для вас?» Отшельник задал ему несколько вопросов о душе и Боге, в ответ на которые вьядха прочел целую лекцию, она называется «Вьядхагита» и составляет часть «Махабхараты». Она содержит в себе очень тонкий анализ веданты. Когда вьядха закончил поучение, отшельник с изумлением спросил: «Как могло получиться, что человек с такими знаниями рожден в столь непривлекательной плотской оболочке и занят такой грязной и мерзкой работой?» «Сын мой,— ответил вьядха,— долг не может быть мерзким, труд не может быть грязным. Я с рождения оказался в таких обстоятельствах. С детства научился своему делу. Я свободен от привязанности и стараюсь хорошо выполнять мой долг. Я стараюсь жить, как подобает хорошему семьянину, стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы были счастливы мои родители. Я не знаю йогу, которой занимаетесь вы, я не отрекся от мира и не ушел в леса, но тем не менее все то, что вы услышали, дано мне через выполнение моего долга, который предписан мне моим местом в жизни».
Есть в Индии мудрец, великий йог, один из самых удивительных людей, какие мне встречались в жизни. Он человек со странностями, он никого не хочет учить, если задать ему вопрос, он не ответит. Он считает, что роль учителя чересчур высока для него. Если ему все же задать вопрос и подождать несколько дней, он даст ответ в разговоре, и его ответы очень глубоки по смыслу. Так вот, этот человек как-то сказал мне, в чем секрет работы: «Цель и средства должны быть едины в ней». Когда чем-то занимаешься, не нужно больше ни о чем думать. Работать надо, как совершать богослужение, самое высокое богослужение, отдавая работе всего себя. В рассказанной истории и вьядха, и женщина выполняли свой долг радостно, вкладывая всю душу в него, а в результате они достигли высшего прозрения. Отсюда совершенно ясно, что правильное выполнение долга, в чем бы он ни заключался, без привязанности к плодам его, ведет человека к наивысшему совершенству души.
Кто привязан к результатам своего труда, тот недоволен своим уделом. Для человека, свободного от этой привязанности, все занятия равноценны, каждое есть прекрасное средство избавиться от себялюбия и подчинения страстям, и добиться свободы для души. Мы все склонны переоценивать себя, но наши достоинства определяют наш долг в большей степени, чем нам хочется думать. Соперничество вызывает зависть, а зависть уничтожает доброту сердца. Вечно недовольному человеку противен любой долг, он никогда не будет удовлетворен, и его жизнь обречена на то, чтобы быть неудачной. Давайте же трудиться, выполняя долг, который выпал на долю каждого, будем всегда готовы энергично взяться за работу, и мы обязательно увидим Свет!
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Подвиг сердца

Сообщение Екатерина »

Helen , спасибо за очень интересный и познавательный текст Вивекананды. Вот что выделила в нем, важное в контексте нашего разговора.
Выполнение долга редко бывает приятным. Оно проходит гладко, только если все колесики жизни смазаны любовью, а без этого все время мешает трение. Как без любви смогли бы родители выполнять свой долг по отношению к детям, супруги — по отношению друг к другу? Разве не наблюдаем мы ежечасно примеров трения в нашей жизни? Выполнение долга дает радость лишь тогда, когда есть любовь, а любовь расцветает только на свободе. Но можно ли считать свободой порабощенность чувствами, злостью, ревностью и тысячью других пустых вещей, которые неизбежны в повседневной жизни? Терпимость — вот высшее проявление свободы...
Супружеская верность — главная добродетель и мужчин, и женщин; редко найдешь супруга, сколь бы легкомысленным он ни был, которого не могла бы вернуть на путь истинный нежная, любящая и преданная супруга. Много разговоров о жестокости и непорядочности мужчин, но разве не правда, что на свете не меньше жестоких и непорядочных женщин? Будь все женщины так добры и чисты, как им хотелось бы внушить миру, на свете, я уверен, не осталось бы ни одного вероломного мужчины. Существует ли жестокость, которую нельзя одолеть преданностью и чистотой? Добрая, преданная жена, относящаяся ко всем мужчинам, кроме мужа, как мать относится к детям, обретает своей чистотой такую силу и величие, что едва ли найдется мужчина, сколь жестоким бы он ни был, который не ощутит в ее присутствии атмосферу святости. Таким же образом женатый мужчина должен воспринимать всякую женщину, кроме жены, как собственную мать, дочь или сестру...
На свете нет никого выше матери, ибо материнство учит величайшей жертвенности. Выше материнской любви только любовь божественная, все же другие ее формы стоят ниже. Долг матери — думать о детях, прежде чем подумать о себе, Если родители постоянно думают о себе, их взаимоотношения с детьми становятся такими же, как у птиц, где птенцы, оперившись, не узнают родителей. Поистине благословен мужчина, который видит в женщине-матери проявление божественной любви. Поистине благословенна женщина, которая видит в мужчине проявление божественного отцовства. И благословенны дети, которые относятся к родителям, как к божествам, живущим земной жизнью.
Есть лишь один способ достичь высокого уровня развития — нужно выполнять свой непосредственный долг и тем накапливать в себе силы для дальнейшего продвижения.
И вновь мы видим, что основа всех действий в жизни - это Любовь, без которой выполнение долга - тяжкий крест, а с Любовью он же превращается в радость даяния, которая очищает путь для совершенствования и достижений на пути развития духа.
И как созвучно то, что пишет Вивекананда с любимой всеми нами цитатой Е.И. про то, что "женщина должна настолько подняться нравственно.... чтобы увлечь мужчину за собой"
И какие интересные аспекты открываются в разговоре о долге выполнения работы - непрявязанность к плодам труда, его результатам. Вроде как звучит довольно просто и естественно. Но на деле это ведь очень трудно осуществимо. И здесь, как я теперь вижу, тоже важную роль играет дисциплина духа, которая является необходимой в любом виде деятельности.
Ответить

Вернуться в «Применение Учения Живой Этики в жизни»