Община

Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Братство Вернадского. Отдавать, а не брать…

Сообщение Камиль »

Отдавать, а не брать.
Собираясь в единое целое, участники Братства не ставили перед собой никаких материальных задач для себя лично. Они объединились в это сообщество, чтобы отдавать, а не брать. Отдать все, что уних было, для развития культуры своего народа, для его просвещения.«А на доставшиеся случаем рождения блага и преимущества они смотрели лишь как на средства для лучшего выполнения своего предназначения»2. Они вышли в поход против тьмы, против недостойного государства, против произвола властей. Они не призывали к революции, к переделу собственности. У них были иные идеалы, и они по-другому
определяли устои и ценность жизни.
"Царство моих идей впереди" Л.В. Шапошникова. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера

Истинные начала жизни.
«Мы высоко ставили культуру и личность, — вспоминает историк И.М.Гревс, - признавали великими путями для их развития науку ипросвещение. Мы любили народ и готовились служить ему своими идеалами и знаниями, не отделяя себя от него, желая не только его учить, но у него учиться, веруя в него, убежденные, что он нуждается в том, в чем и мы, главнее всего - в свободе и культуре»3. В самом начале деятельности Братства каждый из его участников определил «истинные начала жизни». По этому поводу молодой князь Д.И.Шаховской написал в письме: «Надо поступать нравственно, а нравственно не то, что принесет пользу в данном отдельном случае, а то, что будет полезным, ставши общим принципом поведения»4. Сюда же он приписал три необходимых правила, которые должны соблюдаться членами Братства: «I. Работай как можно больше. II. Потребляй (на себя) как можно меньше. III. На чужие беды смотри как на свои»5.

Превращались в Братство учителей.
В число основных правил Братства также вошли обязательства писать друг другу и собираться семьями каждый год 30 декабря. Все это соблюдалось в течение 35 лет. Однако правилами и беседами все не ограничилось. Они стали издавать книги для народа, вкладывая в это свои деньги. Открыли в Петербурге народные читальни. Начали ликвидировать безграмотность и вели другую просветительскую работу. Из-за этой просветительской работы князь Шаховской попал под полицейский надзор. Но это обстоятельство никого из Братства не смутило, и они продолжали свое дело. Вернадский считал, что народ надо обучать всю жизнь, создавая для него лаборатории, музеи, библиотеки, сады, институты. «Побеждает только умственная сила», - писал он. В Братстве из ученых вырастали подлинные учителя народа. Оно в действительности превращалось в Братство учителей, демонстрируя на практике новую форму просветительского творчества".
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Братство Вернадского. Гармония двух начал.

Сообщение Камиль »

Гармония двух начал.
Но Братство не было чисто мужской организацией. В нем с самого начала участвовали девушки с Бестужевских курсов. Братство не было отшельнической или монашеской общиной. Потом на основе Братства возник ряд гармоничных и прекрасных семей, работавших на общее Благо.

«...Женщины, — пишет один из авторов "Прометея", —<...> Наталья Егоровна Вернадская, Анна Николаевна Шаховская, Александра Павловна Ольденбург и другие, разделяли убеждения и образ жизни своих мужей. И даже мало сказать, что разделяли. Без женщин Братство не сложилось бы, выродилось бы в подобие некоего полумонашеского ордена, а скорее всего - попросту бы распалось. Женщины скрепляли единение, внося в него необходимую полноту жизни, теплоту чувств, свою поддержку»1. С этим нельзя не согласиться. Именно здесь, в такой организации как Братство, на практике рос и развивался один из важнейших процессов космической эволюции - гармония двух началу мужского и женского. Новое мышление строило новые отношения в традиционном пространстве страны. Насколько это могло развиться, зависело от тех условий, которые надвигались на Россию и которые многое в ней изменили.

Братство в 1917 году и во время гражданской войны.
Октябрьская революция 1917 года задела все области жизни страны и не обошла судьбы ни одного человека. В первые послереволюционные годы, несмотря на разруху, гражданскую войну и многое с ней связанное, Братство еще продолжало держаться. Ольденбург пытался сохранить памятники истории и культуры и ставил вопрос о создании новых музеев и поддержке старых. Вернадский усиленно работает над проблемой живого вещества. Шаховской в это время писал друзьям: «Перекинуть мост между старой русской культурой и пореволюционной - ведь это наша коренная задача и первый долг. И столько в ней животрепещущего интереса, заманчивых видов, и столько возможности осмыслить жизнь и пробудить жгучий интерес к жизни, глубокий и действенный, что, право, голова идет кругом от очередной подымающей дух работы»1. Но в стране все больше и больше утеснялась свобода, все жестче расправлялись с инакомыслием. Вернадский записывал в своем дневнике прямо и бескомпромиссно: «В населении растет ненависть к большевикам. И в то же время берет ужас, когда подумаешь, что они сделали с Россией! Нельзя было и представить себе, чтобы было возможно то, что случилось и пришлось пережить России: попала во власть людей из Мертвого Дома Достоевского...»2 30 декабря 1921 года на квартире Вернадских в Петрограде состоялось последнее собрание всего Братства. Потом те, кто остался живым, изредка встречались, переписывались друг с другом, помогали друг другу, но работать в полную силу, как это делали раньше, они уже не могли. Новая Россия в таком Братстве духовных, высокообразованных просветителей не нуждалась...
Его идеалы устояли среди бурь.
«С братством произошла история необыкновенная, - пишет один из авторов "Прометея". - Его идеалы устояли среди всех бурь, как политических, так и житейских. Их стремление жить для других не осталось пустой фразой и прекраснодушным намерением»3. И каждый из них доказал это своей жизнью. «Параллельная жизнь» Вернадского в Крыму и это Братство были звеньями одной и той же цепи, на которой держалась его жизнь, уходившая куда-то в сияющую Беспредельность космического духа...
"Царство моих идей впереди" Л.В. Шапошникова. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Братство Вернадскоко. Понять и применить.

Сообщение Камиль »

Прикасаясь к этому явлению, осознаёшь, что Братство уже реализовало в жизни пример, близкий к идеалу. Имея такой замечательный пример, необходимо, как можно глубже понять его и пытаться приложить в своей жизни хоть какие-то элементы этого необычного явления.

Попробуем понять то главное, что выделила Людмила Васильевна Шапошникова, рассказывая о Братстве.

Во-первых, мы наблюдаем замечательную иерархическую преемственность. Ученики таких выдающихся учёных, как Д.И.Менделеев, А.И.Бекетов, В.В.Докучаев, И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров, А.А.Иностранцев, сами становятся выдающимися учёными и учителями, Братством учителей народа.

Во-вторых, мы наблюдаем торжество высших идеалов. Прочное высокое основание дало прочное высокое явление Братства. Основы жизни, этическая направленность науки и всей жизнедеятельности; осознание задач, стоящих перед духовно восходящим человеком; стойкие этические принципы, проверенные очень суровым временем; глубокое понимание значения Культуры и свободы личности – всё это торжество высшего над обыденным и торжество эволюционного над инволюционным, проявленное и утверждённое всей жизнью Братства.

Далее, очень красиво и убедительно в жизни Братства звучит роль женщины и значение гармоничного союза двух начал, созидающих Новый Мир.

Итак, явление состоялось. Сила этого факта и радует, и восхищает, и дарит великую надежду. «Сгармонизированные сознания и непрерывный духовный рост создали долговечный скрепляющий материал, в сравнении с которым не шла самая крепкая материя». Они чувствовали себя нераздельной частью единого. «Их слаженный оркестр, как пишет Людмила Васильевна, так убедительно прозвучал в пространстве космической эволюции» и стал «примером чего-то более высокого ещё неведомого нашей истории».

Как и все земные явления, Братство имело своё начало, расцвет и завершение. Этот виток спирали длинной в одно воплощение собратьев, в Надземном является частью столь замечательного союза созвучных духов или индивидуальностей. Именно подобная команда под предводительством сужденного Вождя явит руководство коренным преображением жизни народа. Веление Космоса, длительная последовательная подготовка и их огненное устремление, как единая движущая мощь, выльется в прекрасное строительство.

Так исторический пример дарит нам большую надежду на Будущее, восхищает и укрепляет сознания последователей идеи Общины и Братства.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Потоки и созвучия.

Сообщение Камиль »

Тема «Община» и «Будущее» тесно связаны между собой, так как Община – это наше будущее.

Представляя Будущее и себя в нём, представляешь себе разнообразную увлекательную и созидательную деятельность, которую можно рассмотреть как определённого свойства энергетические потоки: трудовые, познавательные, творческие… Они выражают всё возможное прекрасное многообразие человеческой деятельности, насыщенной, напряженной и ритмичной, в которых человек находит максимальное творческое самовыражение и приносит максимальную пользу людям. В таких потоках жили Вернадский и все его собратья, Рерихи и все незаурядные деятели, принесшие большую пользу человечеству. Их судьбы и устремления складывали особые пропорции созидания, творчества и борьбы, страданий и счастья. Даже тех из них, кто прожил очень трудную жизнь, можно назвать счастливыми восходителями, поскольку они вкусили радость Огня и напряжение хороших энергетических потоков.

Другой очень привлекательный элемент желанного Будущего – это гармоничное сочетание с окружающими людьми. Сама природа подарила людям возможность таких сочетаний. Понимание и правильное приложение этих естественных возможностей, плюс хорошие кармические узы и накопления прошлого дадут реализацию этих желанных гармоничных сочетаний. Силы таких союзов многократно возрастают. Семья, класс, группа в университете, круг ближайших друзей-единомышленников, трудовой коллектив – все формы Общины обретут свои сужденные возможности и реализуют их на счастье и благо людей.

Итак, прекрасные энергетические потоки и гармоничное сочетание людей являются важнейшими элементами Общины. Гармония созвучий в прекрасных напряженных энергетических потоках жизни и есть Община, в трудовые ритмы которой хотели бы окунуться многие устремлённые к Свету.
Анастасия
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 29 мар 2010, 13:37

Re: Об учителях

Сообщение Анастасия »

Примеры жизни наших соотечественников, которым удалось реализовать прекрасную идею Братства, жить высоко, чисто, целеустремленно, на Благо людям очень вдохновляют. Когда думаешь о таких людях, действительно, светлеет горизонт будущего.

Я думаю, что было бы справедливо к уже названным фамилиям учителей братства В.И.Вернадского, С.Ф.Ольденбурга и др. добавить имя профессора Петербургского университета, основателя школы индологии в России Ивана Павловича Минаева (1840-1890).

Иван Павлович Минаев преподавал в Петербургском университете с 1869 года, с 1873 по 1890 годы занимал должность профессора на историко-филологическом факультете. (Подробнее о его жизни и научной деятельности можно прочитать в теме «Культурные события» от 04 января 2011г. )

И.П.Минаев был неординарным ученым и человеком. При широте научных интересов основным предметом изучения для него были буддизм и Индия. Он стремился подойти к изучению любого явления целостно. Так, изучая Индию, он призывал своих учеников к исследованию не только древней, но и современной Индии, считал, что для изучения любого народа, надо, прежде всего, понимать его религию; сам прекрасно чувствовал и понимал языки искусства и религии.

Минаев был человеком высокой нравственности, бескомпромиссным и прямым, очень требовательным к себе. Его биограф С.К.Булич подчеркивал, что он был не только выдающимся ученым, но и «крупным характером, не изменявшим своим убеждениям и отстаивавшим их перед всеми, не опасаясь личных для себя последствий».

«В 1880-х годах И.П.Минаеву удалось подготовить в Университете нескольких одаренных учеников, достойных продолжить начатое им дело. Двум из них – С.Ф.Ольденбургу и Ф.И. Щербатскому – принадлежит заслуга не только сохранения, но и блистательного развития минаевской школы. …Именно научная деятельность И.П.Минаева и его ближайших учеников создала тот высокий стандарт, на который всегда будет равняться каждый российский индолог.» - Я.В.Васильков, д. филол.н., профессор (Минаевские чтения. Материалы научной конференции).

А вот фрагмент выступления С.Ф.Ольденбурга «Памяти И.П.Минаева» (Вступительная лекция в чтение курса санскритской литературы в 1890- 91г.)

«Господа! Прежде чем возобновить в этом году наши занятия санскритской литературой мне хочется вместе с вами помянуть нашего общего учителя, которого мы лишились это лето. Говорить Вам подробно о нем, как о человеке и профессоре мне не приходится, потому что вы сами знали его, сами, как и я, не только слушали его лекции здесь в университете, но и просиживали надолго нам всем памятные вечера в его кабинете, сплошь уставленном книгами, где с разных полочек глядели на нас бесстрастные Будды! Сколько припоминается здесь длинных разговоров, горячих споров, по временам прерываемых немного насмешливыми, ироническими замечаниями покойного, за которыми скрывалось столько искренней доброты и любви. И когда подумаешь, что все это прошло, и больше никогда уже не увидишь и не услышишь его, то хочется как можно цельнее воскресить в памяти дорогой образ.
…для всякого, кто действительно близко знал покойного, известно, сколько глубокой и искренней любви скрывалось за его несколько холодной и насмешливой наружностью. Жизнь его была чистая и ясная – жизнь глубоко честного, выдающегося научного деятеля. Мы с полным правом, господа, можем гордиться тем, что мы его ученики; постараемся всегда хранить те уроки, которые мы получили от него самого, и те, которые так обильно для нас рассеяны в его работах.»


У И.П.Минаева не было семьи, всего себя отдавал он служению науке и своим ученикам, которые отвечали ему искренней любовью. И, несомненно, его яркая личность не могла не повлиять на студентов Университета, его современников, которые восприняли не только любовь И.П.Минаева к науке, к востоковедению, но и лучшие человеческие качества.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Об учителях

Сообщение Камиль »

Анастасия, спасибо за это существенное дополнение к теме Братство Вернадского. Ещё один замечательный пример преемственности в служении и в преданности науке. Преемственность – очень важная составляющая прочного строительства. Да и Братство на духовном плане гораздо шире, чем круг названных близких друзей – собратьев Вернадского.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Качества общинника. Дерзновение.

Сообщение Камиль »

Качества общинника. Дерзновение.
Агни Йога, 10
Только когда в одиночестве, когда не нуждающийся в вещах, когда неоплакивающийся, когда нетерпящий, тогда радуется дерзновенный. Так начнем переводить Нашу древнюю книгу Дерзания.
<…>
Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к свету? Услышь, дерзновенный! В темноте ночи подойду благословить обувь твою и осыплю искрами света изголовье твое, ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны, когда сон дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым недвижны даже тончайшие стебли.
Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдемся в палате радости, цветок раскрылся, великое колесо воздвиглось. Радость Наша сойдет на подземные миры и вознесется к надземным Братьям.
Лучшую песнь поем дерзновению.
Степень дерзновения бывает разной. Восхищает дерзновение истинное.
Где же ты, превозмогший?
Свет дерзновения прекрасен.
Огонь дерзновения наполнен силой необыкновенной, силой зажигать окружающих.
Пустые слова отлетят, как шелуха, когда волна дерзновения оявит свою зажигающую и творящую силу.
Сам Владыка в темноте ночи пойдёт благословить обувь дерзнувшего и осыплет искрами света изголовье его.
Сон дерзновенного полон силы насыщенной. Силы накопленные, силы чудесные, сочетаясь в гармонии новой, слагают узоры новых дерзаний. Пробуждение неминуемо и Меч Духа уже сияет.
Владыко, разреши предать огню лохмотья лживой обычности. Не ошибусь, поняв, что Тобою благословлена крылатая дерзновенность. В священном горниле скую крылья Алаи. Не знаю жалоб и ожесточения и всего, что заставило бы поникнуть мои новые крылья. Будет нова моя песнь!
Агни Йога, 11
Анастасия
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 29 мар 2010, 13:37

Re: Качества общинника. Дерзновение.

Сообщение Анастасия »

Камиль писал(а): Степень дерзновения бывает разной. Восхищает дерзновение истинное.
И вновь граница проходит там, где отвергнуто личное:
Зов
Не надо дерзать в обычной жизни – проще будьте.
Мои друзья, личные дела не должны окрашивать вашу ауру.

Против голоса духа не идите, но замкните мирские голоса.
Дерзайте – Я с вами.


И еще удивительный призыв:
Зов. 342.
Не думаю, что молитва моя угодна и что мантрам дойдет до Тебя.
Но я удержу в руках моих одежду Твою.
Ах, Господи, я буду дерзок,
И дерзостью похищу океан счастья, ибо хочу.

Так сказал: творите, поймите и очистите двери.
Они могут толкнуть вас, но пройдите с улыбкою.
Тот, кто знает, тот идет и приходит.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Община

Сообщение Камиль »

Сколько замечательной силы, оптимизма и надежды дарит нам Учитель этими призывами к дерзанию!
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Община

Сообщение loraZ »

Дорогие друзья, Камиль и Анастасия! Какие замечательные параграфы о дерзновении и комментарии к ним Вы написали здесь. Читаешь, и сердце радуется – это прямое руководство и призыв к действию.
Сколько в этих словах энергии!

Дерзайте – Я с вами.
• Тот, кто знает, тот идет и приходит.
• Будет нова моя песнь!
Ответить

Вернуться в «Применение Учения Живой Этики в жизни»