Возможно эти рассуждения будут более понятны, если провести аналогию с ведическими представлениями о сознании.Зерно духа - это частица Божественного Огня, которую имеет в основе своей сущности каждый человек. Сердце человека названо в Учении Обителью Бога, а творящий огонь сердца - это и есть сам Пространственный Огонь. Мне не совсем понятно, в каком пространственном соотношении находятся сердце и зерно духа, но зажигает сердце именно искра духа.
Само же "зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» (Агни Йога, 275).
То есть накопления (сознание) развиваются только вокруг/на основе Пространственного Огня, который "живет" в Беспредельности.
То есть накопление сознания, его расширение, оно естественным образом укрепляет и основу - зерно духа, частицу Пространственного Огня. А значит, таким образом, сознание человека приобщает его к Беспредельности.
Прошу прощения, за то, что получилось несколько путано - не выстроилось пока))
В Учении Упанишад определено понятие Атман (санскр. "я") - универсальное психическое начало Вселенной, а также это и индивидуальное начало человека, т.е. как я понимаю, в Учении Живой Этики - это начало определено как "зерно духа". Это единое и многое, это единичное и всеобщее, это и бог и человек. Как я понимаю, Атман зарождает зерна различных формообразований еще в момент формирования Вселенной и далее в процессе развития Вселенной эти зерна начинают развиваться по Великим Законам Космоса.
Согласно Ведическому Учению, зерно человеческого духа или частичка Атман ( по сути дела "искра божья") попадает в Сансару (санскр. "блуждание, круговорот") - так называемый непрерывный круговорот жизней и смертей, которые определяются кармой человека. Вместилищем в человеке этого "зерна духа", бессмертного начала, божественной основы, единой с ним природы - является сердце. Сердечное познание "зерна духа" - это и есть развитие сознания.
Карма - это следующее понятие в Упанишадах. Карма (санскр. - "действие и его результат") В УЖЭ мы также встречаем это понятие. Карма порождается майей, т.е. заблуждениями человека.
Насколько я понимаю, именно о таком кармическом преобразовании сознания выделил параграфы Камиль:
Т.е., далеко не все знания обогащают зерно духа - получается так, а только те, которые возжигают огни, те, которые вызывают правильные действия, сердечные действия, которые освобождают от кармы.• Сознание расширяется возжжением огней.
• Сознание расширяют только те знания, которые возжигают огни.
• Знания и развитие качеств, возжигающие огни приближают чувствознание.
Далее из Упанишад - сансара безначальна, но в результате правильных деяний она может иметь завершение, которые называются - мокша.
Мокша (санскр. "освобождение" или атма-джана "самосознание", или атма-бодха "самопробуждение"). Мокша достигается в результате освобождения от майи, т.е. заблуждений.
Камиль:
Замыкая все дуги в полный круг (уровень Архата и Тары), дух разрывает круг необходимости кармических воплощений. Происходит освобождение духа.