Страница 11 из 15

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 19 янв 2011, 01:25
Psy-World
Какой тогда смысл в этих тестах, если они 50 на 50? Может сразу записываться на прием к соционику?

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 19 янв 2011, 19:53
Екатерина
Смысл есть во всем - хотя бы такой, чтобы человек задумался над теми вопросами, которые там задаются, заглянул в себя, проанализировал свои взгляды на те или иные явления.
Типирование только тогда можно считать однозначно правильным, когда человек знает теорию и четко видит работу своей модели А. До этого момента его любые тесты, любые типировщики могут отправлять хоть во все 16 социотипов, но он так и не будет знать кем он является на самом деле.
То есть "запись на прием к соционику" тоже окончательно проблемы не решит.
Истина, как и везде, добывается только личным трудом. В данном случае в поиске этой истины могут помочь грамотные типировщики, но для уверенности в своем ТИМе необходима работа самого типируемого по изучению теории и самонаблюдению.

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 19 янв 2011, 21:06
Камиль
Очень интересно видеть свой психотип и другие психотипы во всём спектре взаимоотношений. Как положения Живой Этики со временем становятся инструментами восприятия действительности, так и знание соционики обогащает возможность постижения действительности межчеловеческих отношений, когда эти знания применяешь в жизни.

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 19 янв 2011, 21:29
Psy-World
про тесты в интернете есть вот в этом сообщении. Вы их, конечно, можете пройти, но вероятность правильного определения социотипа через тесты равна приблизительно 50%. Более подробно про определение Вашего социотипа напишу Вам в личку.
То есть "запись на прием к соционику" тоже окончательно проблемы не решит.
Значит, все человеку приходится делать самому, и терять время на это похоже смысла нет. Лучше Агни Йогу почитать.

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 19 янв 2011, 21:55
Екатерина
Psy-World
А человеку в этой жизни все надо делать самому. Другие могут лишь помочь по мере своих сил и возможностей.
И каждый сам выбирает в чем для него есть смысл, а в чем этого смысла нет. Лично Вам, как и кому бы то ни было, соционику никто не навязывает. Ни в жизни, ни здесь - на форуме. Каждый заходит в те темы, которые ему интересны, на которые ему не жалко тратить время своей жизни.
У Вас есть какие-то конструктивные предложения по развитию данной темы? Вам есть чем содержательно обогатить ее? В чем Вы видите цель Вашего присутствия в данной теме? Разоблачение соционики? Мы услышали Ваше мнение. Но есть люди, которым это направление знаний о человеке близко, интересно и кажется перспективным. И они хотели бы пополнять свои знания, делать новые открытия в области соционики.
Такое сотрудничество возможно только в атмосфере теплоты, дружеского участия и взаимопонимания.
Давайте во всем стремиться к улучшению жизни, познанию и совершенствованию.
У Вас есть темы, которые Вам близки, интересны, которые Вы хотите изучать? Открывайте их для радостного совместного познавания! Мы только поприветствуем и поддержим конструктивные начинания любого участника форума!

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 21 янв 2011, 23:24
Екатерина
В связи с затронутой здесь темой типирования, о том должен ли это делать исключительно сам человек и зачем вообще здесь типировщик, хочется вставить небольшой фрагмент из упоминавшейся книги И.Эглит "Определение соционического типа"
Существует мнение о том, что полагаться на самооценку типируемых нельзя, так как типируемый часто выдает желаемое за действительное, либо не в состоянии вообще дать адекватную оценку своим способностям. Этот момент очень важен, так как напрямую связан с вопросом о субъективности восприятия действительности (как типируемым, так и типировщиком). Чьей субъктивности больше верить? С точки зрения системного подхода, познать систему можно только выйдя за рамки системы (в надсистему). Таким образом, человек не может познать свою психику изнутри полностью, и его оценка себя всегда ограничена.
Типировщик находится вне психики типируемого и может увидеть ее работу "со стороны". Но типировщик не имеет доступа к самому процессу обработки информации, который происходит в психике типируемого. Типировщик может либо наблюдать за результатом мыслительной деятельности типируемого - за действиями, либо смоделировать мышление типируемого по его речи. Типировщик может выяснить у типируемого, как он мыслил и чем руководствовался при выдаче наблюдаемого результата. Типируемый не знает, на что именно в своем мышлении он должен обращать внимание, чтобы определить способ обработки информации, но это знает типировщик. На выяснение того, что происходит в его психике, того, как человек думает, и нацелены вопросы типировщиков.

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 25 янв 2011, 23:34
Psy-World
Что такое темперамент
http://b-t.com.ua/test_ayzenk_opis.html

Как вариант, определение темперамента человека по тесту Айзенка. Общепризнанный.
http://www.gurutestov.ru/test/124/
http://b-t.com.ua/test_ayzenk.php

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 26 янв 2011, 00:24
Екатерина
Прошу прощения за большую цитату, но в данном случае - из песни слова не выкинешь))

Д.К. Кирнарская Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-ХХI век, 2004.
ТЕОРИЯ МУЛЬТИИНТЕЛЛЕКТА ХАУЭРДА ГАРДНЕРА

Человек привык изумляться многообразию окружающей природы: сколько она создала разнообразных растений, птиц и животных, как много вокруг разных камней и минералов, как причудливо сочетается в природе буйная растительность джунглей и пески пустынь, массивы гор и широкие равнины. Однако сам себе человек удивляется гораздо меньше, хотя главное многообразие человеческой природы заключено вовсе не в том, что среди людей есть великаны и карлики, люди кудрявые и лысые, люди черные, желтые и белые. Гораздо более многообразны человеческие таланты, которым на первый взгляд нет числа — квалификационный перечень профессий составляет несколько томов, и для каждой нужны какие-то особые качества.

Поначалу растерявшись от необъятности человеческого ума, психологическая наука попыталась приструнить его и втиснуть в прокрустово ложе IQ: было бы IQ, а остальному научим! Введение креативности или творческих способностей в психологический обиход также не привело все наши таланты к общему знаменателю, поскольку креативность столь же бледна, бесцветна и лишена индивидуаль¬ности как и ее предшественник IQ: психология была вынуждена признать, что человеческие таланты имеют собственное предназначение, не распространяемое на другие сферы деятельности. Например, некоторые врачи, для которых сложный организм человека — открытая книга, не могут попасть ракеткой по мячу, а многие физики-теоретики не в состоянии нарисовать домик с трубой. История подтверждает Высокую специфичность наших дарований: друзья-лицеисты вспоминали, что у великого поэта Пушкина икс всегда был равен нулю, а прекрасный художник Владимир Лебедев не мог сосчитать, сколько же предметов составляют имеете «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка».

Исследуя человеческий мозг, психологи заметили, что мозговые травмы, которые случаются с людьми в результате несчастных случаев, ведут к потере тех или иных способностей. При повреждении одного из участков мозга человек может утратить дар речи, а при повреждении другого — способность к ориентации в пространстве; если человек теряет, например, способность к логическому рассуждению, он сохраняет многие другие дарования — он может при этом отлично петь и танцевать, выращивать цветы и ухаживать за животными. Базовые, фундаментальные способности человека имеют определенную локализацию в мозгу, и если поражена одна из областей мозга, отвечающая за тот или иной вид деятельности, то другие виды деятельности от этого, как правило, не страдают: собственная «прописка» обеспечивает каждой способности относительную автономность. Все эти сведения имеют достаточно позднее происхождение, поскольку приборы, позволяющие наблюдать за мозговыми процессами, усовершенствовались лишь несколько десятилетий назад.

Наряду с нейропсихологией, наукой о мозговой деятельности, педагогика тоже давала пищу для размышлений о многообразии фундаментальных мозговых свойств, которыми располагает человек. Бич детей и родителей, школьная неуспеваемость отступала, если какой-нибудь завзятый двоечник мог учиться по картинкам — тексты снабжались образными ассоциациями и параллелями, облегчая «муки познания». Кого-то другого тяготила неподвижность на уроке, и если ему разрешали прогуливаться по классу, время от вре¬мени подпрыгивая, ему удавалось усвоить то, что, сидя за партой, он никак не мог понять. Некоторым была необходима сопровождающая музыка, другим помогало постоянное общение с друзьями, а третьи воспринимали преподносимые сведения, только если могли одновременно играть с любимой кошкой. При современном подходе к ребенку, подразумевающем уважение к ученику и его свободе, разность всех людей, несходство их душевной и умственной жизни не могли остаться незамеченными.

Американский психолог Хауэрд Гарднер волей судьбы оказался и нейропсихологом и педагогом. Изучая деятельность мозга, он убедился в том, что каждый его участок имеет собственную «зону ответственности», обеспечивая функционирование одной из человеческих способностей — все это многообразие мозговых функций нельзя было свести ни к IQ, ни к другому единственному «фактору». Мир мозга многообразен как мир самой природы. Наблюдая за детьми в ходе своих психологических экспериментов, Х.Гарднер убедился в том, насколько они разные: уже в детстве, когда влияние жизненного опыта минимально, дети обнаруживали весьма несходные природные склонности и склад ума. Систематизировать эти различия, превратить их в систему базовых свойств человеческого сознания, сформировать «психологический спектр», из которого как из цветов радуги рождаются все человеческие способности — эту задачу поставил перед собой Хауэрд Гарднер и решил ее, создав теорию мультиинтеллекта. Свою теорию он опубликовал в 1983 году в книге «Рамки сознания».

Вначале было Слово, и потому на первое место Х.Гарднер поставил вербальный интеллект. Человеку, вербально одаренному, легко словесно выразить все, что он видит и чувствует, все, что он сумел понять, оценить и заметить — Слово является для него главной формой связи между его сознанием и окружающим миром. Расстояние между мыслью и словом для него предельно сокращено: он не ищет слов — они сами приходят к нему, легко и естественно вписываясь в его мысли и ощущения. Всякую закономерность, всякую связь он понимает лучше, если она выражена словами, а не условными знаками, визуальными символами или жестами. Вербально одаренный человек привязан к текстам: он всегда их ищет и находит, ему нравится читать, говорить, писать и погружаться в тексты, созданные другими — так он совершенствует свое умение складывать слова и придавать им форму. При этом не всякий вербально одаренный человек мог бы стать поэтом или писателем: это не профессиональная одаренность и тем более не талант, а предрасположенность к жизни в мире слов и текстов, которая нужна во многих профессиях и реализуется по-разному в зависимости от других талантов и склонностей, которыми наделен человек.

Вторая составляющая «психологического спектра» более всего напоминает IQ, хотя и не сводится к нему. Это логико-математический интеллект — здесь слово «интеллект», наиболее близко своему первоначальному смыслу. В названии «логико-математический» акцент падает на первую часть: человек, одаренный логико-математически, одарен логически — это мыслитель. Он ничего не принимает на веру, пока выверенная цепочка логических рассуждений не докажет истинность обсуждаемого постулата. Он сразу видит причинно-следственные связи там, где они есть; что из чего проистекает и что за чем последует для него очевидно из его собственных рассуждений, как если бы прошлое, настоящее и будущее одномоментно предстали перед ним.

Логик — мастер отношений между числами, фигурами и прочими абстрактными материями. Отношения отношений, лежащие в основе математического процесса, ему вполне понятны: умножение компонентов и участников отношений не слишком усложняет его мыслительный процесс, поскольку он всегда может упростить рассуждения, увидев лишние, сокращаемые звенья. Человек, одаренный логико-математическим умом, всегда готов заметить подобия, симметрию, аналогии, пропорции и все принципиально вычисляемые комбинации отношений, манипулировать которыми ему совсем нетрудно. Частное ОН всегда готов обратить в общее, конкретное — в абстрактное, случайное — в закономерное.

Несмотря на то, что всякий процесс обучения, в особенности школьного типа, во многом опирается на логико-математические способности, наделенный ими человек — вовсе не волшебник и не гениальный математик. Способность логически мыслить может быть эффективно использована во многих видах деятельности: во всех технических и расчетных специальностях (бухгалтерия к ним не относится, а финансы относятся), в конструкторском деле и изобретательстве, в компьютерных специальностях, а также во всех науках, включая гуманитарные, и в работе детективов и следователей; но, несмотря на кажущуюся универсальность, логико-математическая одаренность не исчерпывает ни один талант, а является только необходимым компонентом многих талантов, не отличаясь в этом смысле от других интеллектов, выделенных Хауэрдом Гарднером.

Пространственный интеллект можно назвать родственником логико-математической одаренности — без пространственных способностей не обходится ни один хороший математик. Пространственный интеллект не менее индивидуален и специфичен, чем все прочие. Пространственная одаренность родилась из необходимости ориентироваться на местности: без нее охотник не мог вернуться домой, преследуя зверя в лесу, в горах и в зарослях джунглей — не будь у него пространственных способностей, он бы легко заблудился. Интуиция направления движения и мысленный охват больших расстояний лежат в основе морского дела — без них моряк не мог бы находить путь в океане и ориентироваться по звездам: для этого у него есть психологический внутренний компас.

Пространственно одаренный человек может мысленно манипулировать пространственными объектами: он «видит сквозь степь!», различая внутреннее устройство лишь внешне известных ему предметов; дар мысленного видения позволяет ему ощущать все категории пространства как физическую реальность — длина, ширина и высота, площадь и объем и все категории размерности ему совершенно ясны. Большое и малое, огромное и миниатюрное, микро и макромир ему равно открыты. Пространственные способности — это один из очень распространенных компонентов, нужный во множестве профессий: в геологии, мореплавании и путешествиях, а также в авиации; в архитектуре и строительстве, во всем, относящемся к работе машин и механизмов, то есть в инженерной практике (в отличие от инженерной теории, где иногда можно обойтись логико-математическими способностями). Кроме того, художественные работы и дизайн, а также многие виды спорта, например, гольф или теннис, нуждаются в значительных пространственных способностях.

Древнейший интеллект — телесно-двигательный интеллект. Суть его состоит в эффективности связи между мозгом и телом: тот, кого тело слушается и кому оно подчиняется, двигательно одарен — его движения всегда оптимальны и ловки, они красивы, потому что правильны: такого человека не надо учить технике бега как не учили этому выдающихся африканских бегунов, потому что они от природы бегали не хуже антилопы, несущейся прочь от тигра. Двигательно одаренный человек силен и вынослив, физическая активность необходима ему как воздух: без нее он чахнет и лишается жизненного тонуса. Ему понятен разный смысл и организация видов движения; бег, прыжки, кружение, броски наделены для него своей траекторией и своим характером как для художника своим характером наделены все цвета и формы — круг, квадрат, зигзаг и волнистая линия.

Телесно-двигательная одаренность — это телесный «ум», который не позволяет тратить силы попусту, разумно чередуя напряжение и расслабление — то, на что обычный человек тратит свое вооб¬ражение и внимание, двигательно одаренному человеку дается само собой — он не промахнется, попадая в цель, не заденет преграду, ее преодолевая. Подобно Цезарю, он сможет организовать много движений сразу, потому что его руки, ноги, шея действуют достаточно автономно. Применение телесно-двигательной способности крайне широко: без нее не обойдутся спортсмены и танцоры, а также все, кому нужна точность движений и глазомер — это врачи-хирурги, ремесленники, делающие предметы обихода и предметы искусства, и те, кто занят изготовлением и ремонтом любого оборудования.

Музыкальный интеллект - это природное понимание звуковой организации, понимание принципов связи звуков, закономерностей их слияния в более крупные структуры: нее виды иерархического соподчинения звуков, будь то тональность, лад, аккорды, темы и мелодии, гармонические комплексы и созвучия музыкальному человеку легко понятны. Он обладает способностью различать звуки и созвучия, при необходимости объединяя их друг с другом согласно определенным правилам. Ему дано усваивать разные способы звукоорганизации, ему ясны разные принципы взаимного притяжения и отталкивания звуковых структур: он знает как составить из разных звеньев музыкально осмысленное целое и на какие элементы это целое может распадаться.

Человек, наделенный высоким музыкальным интеллектом, «просвечивает» музыку как рентген; он — тот идеальный слушатель, о котором мечтал философ Теодор Адорно. Такой слушатель способен получать удовольствие от перемещений и трансформаций звуковых конструкций, которые обладают для него своеобразной самодостаточностью. Музыка для него — символ порядка, обустроенности и гармонии, секреты которых ему известны. Музыкальный интеллект для музыканта — один из компонентов музыкального таланта, который, как и всякий компонент, распадается на более частные компоненты, и, в свою очередь, является одной из составляющих музыкального таланта, действуя совместно с другими его составляющими.

Шестой и седьмой по счету виды интеллекта похожи на разных, непохожих друг на друга братьев, воспитанных в одной семье. Их зовут интерличностный и интраличностный виды интеллекта. «Интер» — слово, обозначающее направленность вовне, в окружающий мир. Человек, наделенный интерличностным даром, умеет объединять людей, этот человек крайне социален, наибольшее удовольствие доставляет ему быть в толпе, среди себе подобных, потому что все люди ему очень интересны, они его развлекают, забавляют и возбуждают любопытство. В компании знакомых или незнакомых он чувствует себя как рыба в воде: о том, нужен ли этим людям он сам, интересен ли, рады ли они проводить с ним время, такой человек не станет думать — положительный ответ на этот вопрос, даже если бы он и возник, для него совершенно очевиден.

Каждый, находясь в обществе обладателя интерличностного дара, чувствует себя крайне комфортно и спокойно — не так уж часто встречаются столь милые и располагающие к себе люди! Отсутствие стеснений и комплексов у нашего героя как будто отменяет их у его собеседников предрассудки исчезают, преграды рушатся, и обладатель интерличностного дарования получает от должностных лиц все что пожелает — разрешения, резолюции, лицензии, льготы и все, чем они могут с ним поделиться. Этот дар, не менее редкий, нежели все прочие интеллекты, входит в структуру всех талантов, связанных с общением: он нужен адвокатам, журналистам, политикам, специалистам по связям с общественностью, а также дипломатам, шпионам, менеджерам и вообще всем, кто систематически общается с людьми с целью их убеждения и «перетягивания» на свою сторону, а также с целью выпытывания у них каких-либо сведений или получения от них каких-либо благ.

Способность «интраличностная» совершенно противоположного свойства, хотя тоже связана с межличностными отношениями. Ее обладатель — не коммуникатор, а психолог. Он проницателен, он видит людей насквозь, чувствуя их тайные стремления, разгадывая их намерения и понимая мучающие их страсти. Все это ему удается, потому что, в отличие от своего «брата», психолог по природе не поверхностен, а глубок: его переживания, как правило, искренни и сильны, мир человеческого «я» для него реальнее всего внешнего, наносного, и жизнь истинная протекает для него во внутреннем пространстве души. Обладатель интраличностных способностей часто робок, внешние ритуалы тяготят его, он не знает, как войти в светский разговор и как из него выйти, но нет более терпеливого слушателя, более внимательного поверенного сердечных тайн, знающего внутренние причины человеческого поведения, и умеющего поэтому давать мудрые советы.

Восьмой, природный вид интеллекта восходит к глубокой древности и ответствен за общение человека с живой природой — землей, водой, растениями и животными. Этот дар называется природный, и обладатель его в чем-то напоминает Маугли, воспитанного среди волков, пантер и тигров. Обладатель этого дара чувствует себя на «ты» с живой природой: он знает, какие ягоды можно есть, а какие нельзя, ему известно, какая будет погода и завтра и через много дней, он чувствует настроение чаек и вместе с ними знает о приближении морского шторма, он подобен змее, заранее осведомленной о грядущем землетрясении. Этот человек не боится наших «меньших братьев», а чувствует в них своих древнейших предков, понимая их без слов. То, что большинство людей утратили или полагают качествами второстепенными, у него чрезвычайно развито: обоняние, осязание и вкус — наиболее существенные органы чувств.

Все органическое цветы и деревья, живые организмы и даже вещества минералы, металлы, руды и прочие создания природы, для обладателя этого дарования понятны и блинки. Природа никогда не пугает его, даже морские шторма, Тропические липни и песчаные бури — это всего лишь естественные явления. Вообще все естественное, вплоть до сбоев в работе организма, этим людям понятно, они не воспринимают их трагически, и сама смерть для них — это всего лишь часть жизни, подтверждающая ее существование «от противного». Такие люди часто немногословны, их манеры неспешны, они несуетны, зато говорят и действуют веско, четко и наверняка. Одним из таких природных дарований был, без сомнения, всем известный Робинзон Крузо, у которого имелся исторический прототип. Дар природного интеллекта для человечества чрезвычайно важен и нужен во многих специальностях: им обладают хорошие врачи, он нужен земледельцам и охотникам, а также кулинарам и ученым-химикам. Все, кто имеет дело с веществом, субстанцией, кто занят конкретным, а не абстрактным, кто не рассуждает, а действует, часто полагаясь на интуицию, наделен этим прекрасным даром.

И, наконец, последний, девятый дар, это спиритуальный интеллект. Эта способность, быть может, столь же древнего происхождения как природный. О спиритуальном даре говорить трудней всего, поскольку он наименее уловим и осязаем. Им обладают ясновидящие, шаманы и религиозные деятели, вожди народов и пророки, а также очень хорошие учителя. Люди, наделенные спиритуальпым даром, как иногда говорят, имеют третий глаз, что означает, будто они имеют связь с потусторонним миром, с космосом, с Вселенной или мировым разумом — каждый называет эти сверхъестественные силы по-своему. Дар прозрения и усмотрения истины во всем, нахождение высшего смысла в людских делах, в жизненных событиях и в истории, позволяет этим людям предсказывать будущее: оно для них всего лишь очередная открытая страница мировой Книги судеб.

Наделенные спиритуальным даром ведут за собой без видимых усилий, одним указанием на истину внушая людям веру в нее — таким был легендарный Махатма Ганди, таким был Иисус, таким же был и Будда и другие учителя человечества. Крупицу этого дара имеют и педагоги, которые одним внушением ученику веры в себя творят чудеса: от этих людей исходит некая благотворная энергия, возвышающая всех вокруг и умножающая их силы. Героический поступок в глазах общества для этих людей превращается в будни, в неизбежность, как было неизбежно для польского учителя Януша Корчака сгореть вместе с детьми в газовой камере и для Иисуса искупить грехи мира па крепе. При всей загадочности, спиритуальный дар присутствует в мире и даже питает собою часто встречающиеся виды деятельности прежде всего учительство во всех видах, включая религиозное и политическое.

Таковы девять видов интеллекта, которые выделил Хауэрд Гарднер: вербальный, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-двигательный, интраличностный и интерличностный, природный и спиритуальный. Его теория — это своеобразная альтернатива идее общих способностей как психических универсалий, независимых от рода деятельности. Каждый из нас, согласно Гарднеру, в той или иной мере наделен всеми девятью интеллектами, иначе мы бы просто не выжили, но обладаем мы ими в очень ограниченной степени. Лишь одна или две из названных способностей бывают высоко развиты у одного и того же человека. Однако это ли не источник обоснованного оптимизма? Получается, что каждому человеку дан шанс вытащить счастливый билет и обрести себя: эти девять способностей дают столь широкий спектр возможностей, открывают столь разнообразные перспективы, что каждому дано обнаружить в себе ту или те из них, которыми он наделен в значительной степени. Это означает, что теория Гарднера в несравнимо большей степени по¬литкорректна, нежели IQ. Разумеется, не стремление к политкорректности двигало пером Хауэрда Гарднера при создании его теории, по в данном случае научная истина и гуманность по отношению к человечеству не разошлись, а напротив, слились воедино.

Из теории Гарднера следует также, что способности или интеллекты служат ключом к типу личности. За каждым из видов интеллекта кроются не только индивидуальные особенности восприятия, не только особый склад ума, но и определенный человеческий тип со своими интересами и ценностями. Так, инженеры, геологи и путешественники, обладатели пространственного интеллекта, часто положительны, практичны и основательны и вместе с тем не чужды романтики, к которой влечет ветер дальних странствий — они не боится трудностей, неприхотливы в быту, многое могут и любят брать на себя. Их происхождение от древних охотников и покорителей морей делает их такими. Поэты и писатели, журналисты и прочие Словесники более хрупки, рассеянны, капризны; они живут в воображаемом мире слов, и потому на них не всегда можно до конца положиться — Слово всему придает смысл, и как люди, этот смысл порождающие, они сами себе могут казаться более значительными, чем они есть в действительности, в силу чего словесники несколько склонны к нарциссизму. Все эти свойства и качества, казалось бы, не имеющие прямого отношения к способностям, на самом деле являются их прямым продолжением, и полому психология личности, собирающая воедино все разделы психологической пауки, с необходимостью должна быть и психологией способностей — способностей, порождающих человеческие типы.

По ходу изложения взглядов Хауэрда Гарднера можно было бы для удобства пользоваться сложившейся терминологией достаточно вольно (как, собственно, и пользуются ею большинство психологов): не различать способности, одаренность и талант, адресуясь к ним как К своеобразным синонимам. Однако все-таки наиболее близко и даже единственно правильно было бы трактовать гарднеровские интеллекты именно как способности, то есть как различные операционные психические системы, максимально приспособленные к освоению той или иной реальности, того или иного вида материала. В этом материале человек чувствует себя как рыба в воде: ему ничего здесь не нужно объяснять, он как будто от природы приспособлен к овладению именно этой сферой знаний и деятельности. Гарднеровские способности отличаются от IQ тем, что не претендуют на универсальность — это специальные способности, и нельзя с помощью музыкального интеллекта освоить состав воды и почвы, также как нельзя с помощью интерличностных способностей усвоить теорему Пифагора. Все наши способности и опирающиеся на них таланты специфичны, действуют в ограниченной области деятельности, а g-фактор — это миф, осколок логико-математического мышления, который люди, фетишизируя возможности разума, возвели в абсолют.

Хауэрд Гарднер превратил в стройную систему бесконечность наших способностей, которые, казалось, должны были быть столь же многочисленны, сколь многочисленны варианты человеческой деятельности. Основных, базовых способностей, составляющих основу человеческого интеллекта, всего девять. Смешивая их в разных пропорциях, как художник смешивает краски на палитре, мы можем получить все многообразие наших дарований. Это еще не таланты, для которых нужны и креативная составляющая (об этом Гарднер ничего не говорит), и мотивационный компонент, но это уже не IQ и не некоторая неопределенная «креативность», а вполне осязаемые природные дарования. Если какой-то или какие-то виды интеллекта из этой гарднеровской девятки присущи кому-то в высокой степени, это уже будет солидная заявка на талант: при наличии творческой составляющей и большой мотивации такой человек сможет оставить след в истории.

Врожденность одаренности и таланта кого-то, быть может, огорчает, но она же дает большой повод для оптимизма; в конце концов, самую старую психологическую идею высказал еще Сократ, сказав «Познай себя». К тому же косвенно призывает и теория мультиинтеллекта Х.Гарднера, на основании которой людям вовсе не нужно отменять талант, объявляя его мифом, а напротив, удвоить усилия в поиске своих изначальных способностей. Нужно ли будет для этого покопаться в наследственности, нужно ли будет пристально и с научными инструментами в руках понаблюдать за развитием детей в раннем возрасте, или может быть, придется по-разному организовать обучение разных детей — на все эти вопросы ищет ответы психология одаренности.

Один из действенных инструментов поиска — психологические тесты, которые по косвенным признакам — по анализу поведения человека в играх, в решении задач, в ответах на простые вопросы — берут на себя роль пророка и предсказывают будущее. Врожденность способностей дает человечеству большую фору, поскольку подобные предсказания можно делать уже в детском возрасте, и нет такой психологической сущности, включая способности, которую нельзя было бы распознать с помощью соответствующих психологических инструментов. Тесты на специальные способности должны быть тоже специальными: будущие музыканты будут возиться со звуками, будущие филологи — со словами, пространственные способности будут проверяться в работе с пространственными фигурами — кубиками, цилиндрами, шарами, или в пространственных играх похожих на шахматы пли нарды. Претенденты на звание будущих Пироговых вполне могут Поиграть с кошками и рыбками, а будущие дипломаты должны будут общаться со сверстниками и воспитателями по особым правилам. Как показала история психологии в XX веке, с помощью IQ или тестов на креатнвность невозможно обнаружить ни Федора Конюхова ни Мэрилип Монро: поэтому тесты XXI века будут проводиться на том же Материале, который использует талант в своей работе.

Тестирование детских способностей подразумевает одно весьма трудно выполнимое условие: в нем должно быть максимально снижено влияние опыта — этот тест выполним для одаренного ребенка, он заставит слегка задуматься и одаренного профессионала, который с блеском выполнит тест — но при этом для профессионала бездарного, который дожил до седин, не блистая талантами, такой тест окажется слишком крепким орешком. Это будет «тест с секретом», рассчитанный не па знания, а на интуицию, не на выработанные навыки, а на мгновенное усмотрение истины, данное настоящим талантам. В тестах на специальные способности, предназначенных для людей любого возраста, опыт не приведет к успеху, а отсутствие опыта не помешает отлично справиться с заданием.

Вооруженная таким «мультипакстом» тестов, психология способностей и в самом деле сумеет осчастливить человечество, и сколь бы далекой ни казалась сегодня подобная цель, тем не менее «дорогу осилит идущий»: если каждая из составляющих, входящих в гарднеровскую девятку, будет обеспечена соответствующим тестом, пригодным для детей, общество несомненно признает, что все старания исследователей одаренности не пропали зря — человечество получит ключ к творческой реализации, а значит и к счастью каждого члена общества.

Итак, к концу XX столетия теория способностей, одаренности и таланта пришла к следующим выводам:
1. Общих способностей не существует: есть способности специальные, определяющие предрасположенность человека к тем или иным видом деятельности. Базовых способностей всего девять, и они соответствуют видам интеллекта, выделенным Хауэрдом Гарднером в его теории мультиинтеллекта.

2. Способности — это психическое свойство, способствующее освоению и обучению, а не открытию и изобретению; способности не равны таланту, с помощью которого рождаются высочайшие достижения человечества. Талант не возникает из способностей и не является их высшей ступенью, а представляет собой иное, интегративное и многокомпонентное психическое свойство, которое включает в себя операционную часть (способности), креативную часть (ее можно назвать одаренностью) и эмоциональную часть (мотивацию и прочие сопутствующие компоненты).

3. Структура таланта мультипликативна: это означает, что от¬сутствие (или сведение к нулю) хотя бы одного из необходимых компонентов не может быть ничем компенсировано — в этом случае вся структура предполагаемого таланта, умножаясь на ноль, уничтожается. Каждый талант должен обладать всем набором необходимых психических свойств и качеств — и операционными, и креативными, и эмоциональными. Отсюда вытекает чрезвычайная редкостность таланта, его высочайшая исключительность.

4. Талант является результатом врожденных факторов наследственного происхождения, и не может быть следствием большого количества времени, затраченного на занятия соответствующей деятельностью. Талант также не является результатом квалифицированного руководства со стороны педагога и не зависит в решающей степени от поддержки в семье, оказанной или не оказанной ребенку на ранней стадии становления таланта. Теория «целенаправленных занятий» вытекает из идеологии политкорректности в большей мере, нежели из научных исследований.

5. Врожденное происхождение таланта не означает, что он является результатом прямого и непосредственного наследования: талант может быть унаследован от разных членов рода, в том числе и отдаленных предков и непрямых родственников. В силу компонентной структуры таланта вся структура целиком почти никогда не передается детям одаренного человека: вероятность этого тем больше, чем больше детей в его семье (например, в семье Себастьяна Баха, где трое сыновей из более чем 20 детей от двух жен стали выдающимися музыкальными талантами).

6. Проявляются и тестируются способности, одаренность и талант лишь в тех условиях и на том материале, которые максимально приближены к их специфике. Специальные способности требуют специальных тестовых процедур проверки: успех в выполнении этих тестов не должен зависеть от возраста и опыта испытуемых.

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 26 янв 2011, 00:33
Екатерина
Какие соответствия с соционикой я здесь вижу, постараюсь завтра написать. Эта теория мультиинтеллекта меня крайне порадовала!

Re: Все люди разные или Что такое соционика и зачем она?

Добавлено: 26 янв 2011, 23:38
Екатерина
Так интересно, у нас тут в соционической среде прямо дискуссия развернулась по поводу этой теории - что отражается в этих интеллектах? В некоторых из них (например, в первых трех) очень ярко можно выделить аспекты. В других же - или проявляются блоки, или макроаспекты, или аспекты в 4-ой соционической мерности.
Но то, что это - шаг к сближению позиций психологии и соционики - это абсолютно точно!