Страница 1 из 4

С.Н. Рерих "Защищайте Международный Центр Рерихов..."

Добавлено: 04 дек 2010, 15:28
Valentina
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/Ab ... erich2.htm

Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств
Дорогие друзья!

Обращаюсь к Вам в этот нелегкий для нашей Родины час. Вы, участники Рериховского движения, хорошо понимаете значение культуры и культурных начинаний. Именно культура может сейчас сыграть важную объединительную роль. Гуманистические идеи нашей семьи, имеющие высокий духовный потенциал, как никогда, приобретают огромное значение. Стремясь к самому Прекрасному, стараясь внести в каждый день ту каплю духовности, которая поможет облегчить наш путь в будущее, мы всегда должны помнить об ответственности, которую мы с вами несем. Те, кто следует путем Красоты, Добра и Совершенства, не могут позволить себе ни агрессивности, ни злобности, ни враждебности по отношению к другим.

Вы должны нести тот свет, который поможет всем нам идти по лестнице Восхождения, поможет одолеть все темное, что стоит между нами и тем светлым будущим, к которому мы вместе с вами стремимся.
Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с Рериховскими обществами.

Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать. Нежелание считаться с ее мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как "Надземное" и "Напутствие вождю". Такая самовольная издательская деятельность вызывает у меня глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено.

Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми. Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов.

Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого! Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!

Ваш Святослав Рерих

26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия.

С.Н. Рерих

Медлить нельзя!
Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С.Горбачева прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего человечества. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С.Горбачева, Н.И.Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления предназначения нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны каждодневные конструктивные шаги.

Достоевский говорил — «Красота спасет мир», вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.

Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К.Рериха. Вы спрашивали, как я его себе представляю.

Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания, в конце концов, всегда предназначены были молодым людям нашей страны.

Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия — все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана.

Деятельность Центра таким образом будет иметь по необходимости и внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежами Советского Союза, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями «Знамя Мира» и «Мир через Культуру».

Штат Центра на первых порах, как мне кажется, должен быть небольшим, человек десять (научные работники — социологи, культурологи, искусствоведы; библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать самым высоким нравственным и профессиональным требованиям.

Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный.

Несколько принципиальных положений.

Я абсолютно убежден, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве.

Все же существующие учреждения — мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира — должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность.

В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр — это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда).

Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий.

Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский Фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов, и в тесной связи с идеей города мира Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира.

Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления.

Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства. Что касается Ваших вопросов об Институте «Урусвати», я думаю, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального музея. Сейчас главное и неотложное — это создание Центра.

В перспективе мне видится, что Институт «Урусвати», где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения.

Конечно, окончательное решение вопроса потребует разработки многих юридических вопросов, а также приезда для приемки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но все это вполне разрешимо. Конструктивно мы сможем подойти к этому делу только тогда, когда Центр-Музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве.

Защита имени и наследия Рерихов - как форма сотрудничества

Добавлено: 04 дек 2010, 15:43
Valentina
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/LV ... ration.htm

Л.В. Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха
Журнал "Мир Огненный", 1997 г., № 4 (15). С. 61-64.

"О со-трудничестве и самообразовании".

Выступление на собрании представителей рериховских организаций.
У нас проходят конференции, симпозиумы, собрания, ведь одна из важнейших задач, которые ставит перед нами Живая Этика, — это научное осмысление прошлого человеческого опыта, который является, практически, в разных формах познанием окружающей действительности.

Иногда бывают действительно хорошие, качественные доклады, и мы внимательно слушаем их. Но после конференции все распадается. Люди, приехавшие из разных мест, не поддерживают отношения между собой и как-то обособленно существуют до следующей конференции. В конечном счете нам очень важно понимание того, что Агни Йога уже несет в себе синтез искусства, религии и науки. И наша задача состоит в том, чтобы этот синтез сохранить. Например, если читающий Агни Йогу человек обладает невысоким уровнем сознания, то он вычленяет из этого синтеза то, что ему подходит. Именно поэтому иногда последователи Агни Йоги начинают заниматься религиозными делами в полном смысле слова, и возникает обвинение в сектантстве. Причем занимаются религиозными делами не в плане приверженности какой-то конкретной религии, какому-то учителю, а в том, что можно, перейдя каким-то образом «рубикон» труда, получить «что-то» — это и оккультизм в плохом смысле слова, и всякого рода «занятия», которые должны подтвердить, что ты «что-то можешь», ты «способен» и ты — «избранный».

В Агни Йоге научная часть, искусство и религия — все это слито воедино, и если мы вырываем что-то одно, то возникает искажение. Но время есть категория историческая, и в этом историческом времени стержнем синтеза может быть наука. Научная деятельность, которая началась именно в МЦР, должна продолжаться и развиваться, и именно научная деятельность есть одно из проявлений, одна из платформ нашего сотрудничества.

В Москве еще очень мало ученых, которые занимаются непосредственно Живой Этикой, и занимаются в спокойном, нормальном плане. В то же время по всей России, как мы наблюдаем на конференциях, «разбросаны» единицы, такие, я бы сказала, жемчужинки, вкрапления драгоценных камешков — людей, которые уже продвигаются в этом плане вперед. Это те люди, которые участвуют в формировании нового планетарного мышления, в формировании новых подходов, о которых мы с вами так часто говорим. Объединение этих людей, их сотрудничество сейчас чрезвычайно важно. Общие рассуждения, цитирование Живой Этики — это не есть исследовательская работа, это есть попугайство. А вот людей самостоятельно мыслящих — их очень немного в нашем пространстве. Значит, надо сделать так, чтобы они получили возможность СОТРУДНИЧЕСТВА; надо сделать так, чтобы эти люди встречались чаще, чем сейчас.

Защита имени и наследия Рерихов - как форма сотрудничества

Добавлено: 04 дек 2010, 15:55
Valentina
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/LV ... ration.htm

Л.В. Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха
Журнал "Мир Огненный", 1997 г., № 4 (15). С. 61-64.

"О со-трудничестве и самообразовании".

Выступление на собрании представителей рериховских организаций.
Недавно целая группа представителей Подольского культурного центра показала прекрасный пример единения и сотрудничества. В ответ на вышедшую в свое время в Киеве книгу «Путь Ариев» (думаю, некоторые из вас с ней знакомы), они издали брошюру «По следам пути Ариев» — очень умную, научно обоснованную и аргументированную. Вот так нужно защищаться! В этом «Пути Ариев» опять подверглось нападкам и было осквернено великое имя Рерихов. И не надо ждать, пока кто-то напишет или выступит вместо вас. А если не можете писать, попробуйте организовать протест и защиту, ведь существует много путей для утверждения истины. А если будем молчать, то чего же мы стоим тогда, не умея защитить своего дела.

Такая работа тоже может служить очень крепкой платформой для сотрудничества. Сейчас мы переживаем такое время, когда защита тоже есть форма сотрудничества, защита тоже есть наша платформа. Если мы не будем защищаться сами, никто никогда за нас этого не сделает, и все это может привести к довольно печальным итогам в Рериховском движении.

Эти два направления имеют совершенно конкретные задачи. Сотрудничество не может быть абстрактным, ибо это со-трудничество, а не просто со-мыслие или со-гласие, это именно СО-ТРУДНИЧЕСТВО. Это самое трудное, через что проходит человек, достигая вершины.

Re: Осознание сотрудничества

Добавлено: 05 дек 2010, 14:53
Valentina
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/LV ... eStoly.htm
Из Выступления Л.В. Шапошниковой
на совещании Рериховских организаций
24 марта 1995 г.
Еще один недостаток, свойственный Рериховскому движению — это отсутствие достаточного культурного уровня. А без него к рериховским проблемам подходить просто нельзя. К сожалению, многие не хотят поработать над собой. Ведь это долго и преодолевать что-то надо, ... Подобное невежество и бескультурье является причиной многих наших сегодняшних бед.

Что касается различных проблем объединения, то я не сторонник поспешных объединений. Прежде всего, нужно, чтобы в Обществах, наконец, научились сотрудничать друг с другом. Нам сейчас нужно не столько организационное объединение, сколько умение сотрудничать. Мы не можем объединять организации, которые не обрели это самое нужное качество. Нам необходимо это СОТРУДНИЧЕСТВО, т.к. именно оно и есть основа наших организационных достижений. В противном случае все сведется к политической борьбе за власть».

Re: Осознание сотрудничества

Добавлено: 05 дек 2010, 14:57
Valentina
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/LV ... ration.htm

Л.В. Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха
Журнал "Мир Огненный", 1997 г., № 4 (15). С. 61-64.

"О со-трудничестве и самообразовании".

Выступление на собрании представителей рериховских организаций
Это очень хорошо — уметь сотрудничать. Большинство же рериховцев и людей, даже связанных с МЦР, этого не умеют. Каждый сам по себе. Каким образом можно исправить это положение?

Сотрудничество может возникнуть только через работу, через труд. Нет абстрактного сотрудничества. Никакими молитвами вы не вызовете сотрудничество, если не работаете, не трудитесь. Основа всех наших достижений, основа расширения нашего сознания — это тоже труд. Ибо таков этот мир. Плотный физический мир — мир рукотворчества, как написано в Агни Йоге, и труд стоит во главе угла нашего творчества, наших свершений, нашего совершенствова­ния и продвижения всего нашего мира.

Можно говорить много об этой стороне сотрудничества, но это ничего не будет стоить, если нет понимания, по каким конкретным направлениям мы можем сотрудничать. Все остальное будет чисто абстрактным. Мы каждый раз будем соглашаться: «Да, сотрудничество — прекрасная вещь» — и не двигаться дальше; мы можем выносить резолюции, и все снова останется на бумаге.

Re: Осознание сотрудничества

Добавлено: 05 дек 2010, 14:59
Valentina
Хочу поделиться удивительным кладезем мудрости из статей и выступлений Л.В. Шапошниковой.
Источник: http://www.roerichs.com/LV_Articles.htm#lv_protection
«Учение Живой Этики является основой всей нашей деятельности. В то же время мы должны признать, что сами рериховские общества - это пока еще не та Община, о которой говорится в Учении, т.к. Община представляет собой нечто гораздо более серьезное. Она объединяет людей со сгармонизированными сознаниями, как об этом пишет Елена Ивановна Рерих. Такой сгармонизированности наши общества пока не достигли. Сейчас люди только начинают "открывать глаза" и видеть, что в мире есть и нечто иное, отличное от того, чему их учили.

Сегодня к Рериховскому движению примыкают люди с различным уровнем сознания, с различным качеством нравственной основы, с различным качеством образования.

Мы живем сейчас в то время, когда на смену старому мышлению и сознанию приходит новое. Мышление религиозное, свойственное Пятой Расе, начинает постепенно преобразовываться в научное. Поэтому Учение Живой Этики, в отличие от предыдущих, реализует себя не через религию, а через науку.

Однако, в самом Рериховском движении есть те, кто хотел бы превратить Живую Этику в религию, заменяя аргументацию цитатничеством. Таковая основа порождает всяких «учителей» внутри самого Рериховского движения. Скажем, люди недостаточно нравственные, но амбициозные, могут стать «учителями». Надо признать, что проблема «учительства» в нашем движении сегодня достаточно остра и болезненна.
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/LV ... eStoly.htm
Из Выступления Л.В. Шапошниковой
на совещании Рериховских организаций
24 марта 1995 г.

Re: С.Н. Рерих "Защищайте Международный Центр Рерихов..."

Добавлено: 05 дек 2010, 17:49
Valentina
Из Выступления Л.В. Шапошниковой на собрании Рериховских организаций 12 октября 1997 г.
Источник: http://www.roerichs.com/Publications/LV ... eStoly.htm
«Отмечу несколько проблем, на которые мне хотелось бы обратить ваше внимание. Первое — это новый этап нашей жизни. Этап, который связан со смертью старого и рождением нового МЦР. В чём это проявляется?

Вы, наверное, все помните письмо Святослава Николаевича Рериха 1989 года "Медлить нельзя", где приведены основные концептуальные положения.

Вы помните, что Святослав Николаевич употреблял несколько странное название "Центр-Музей". Тогда я всё удивлялась такому странному названию, но в ходе работы, которую мы вели, и в тех достижениях, которые сейчас у нас уже есть и которыми нам предстоит воспользоваться, стала ясной концепция "Центра-Музея". То есть, если раньше существовал МЦР со многими своими службами, а Музей был только частью этого, теперь, в связи с открытием Большого Музея и полным экспонированием наследия, как бы что-то перевернулось, и главным в этом Центре стал Музей. Он сейчас вобрал и втянул в себя всё. Это не значит, что нужно что-то отбрасывать, что-то делать новое, отнюдь, но нужно понять новую концептуальную идею. Музей стал неотъемлемой частью нашей работы. Если, предположим, мы когда-то могли без него обходиться, то теперь никто из нас обойтись без него не сможет. Музей стал действительно Центром не только здесь, в Москве, он становится и Центром в России. И вот это новое состояние требует иного подхода к ряду вопросов, которые мы часто обсуждали и пытались принять какие-то решения по ним...

Какие это вопросы? Я остановлюсь на двух из них. Первый — это проблема сотрудничества. Это очень хорошо — уметь сотрудничать. Большинство же рериховцев и людей, даже связанных с МЦР, этого не умеют. Каждый сам по себе. Каким образом можно исправить это положение?

Сотрудничество может идти только через работу и труд. Нет абстрактного сотрудничества. Никакими молитвами вы не вызовете сотрудничество, если не работаете и не трудитесь. Основа всех наших достижений, основа расширения нашего сознания - это труд. Ибо таков этот мир. Плотный физический мир - мир рукотворчества, как пишут в Агни Йоге, и труд стоит во главе угла нашего творчества, наших свершений, нашего совершенствования и продвижения всего нашего мира.

Можно говорить много об этой стороне сотрудничества, но это ничего не будет стоить, если не будет понимания, по каким конкретным направлениям мы можем сотрудничать. Всё остальное будет чисто абстрактным. Мы каждый раз будем соглашаться: "Хорошо сотрудничать — прекрасная вещь", и на этом всё будет оставаться; мы можем выносить резолюции, и всё снова останется на бумаге.

Я бы предложила сейчас два конкретных направления, которые могли бы послужить установлению сотрудничества и, в какой-то мере, быть будущей платформой объединения.

Какие это направления? Первое: у нас проходят конференции, симпозиумы, собрания — ведь одна из важнейших задач, которые ставит перед нами Живая Этика, - это научное осмысление прошлого человеческого опыта, который является, практически, в разных формах познания окружающей действительности.

Иногда бывают действительно хорошие, качественные доклады, и мы их слушаем. Но после конференции всё распадается. Люди, приехавшие из разных мест, не поддерживают отношений между собой и как-то обособленно существуют до следующей конференции. В конечном счёте, нам очень важно понимание того, что Агни Йога уже несёт в себе синтез искусства, религии и науки. И наша задача состоит в том, чтобы этот синтез не разорвать. Например, если читающий Агни Йогу человек обладает невысоким уровнем сознания, то он вычленяет из этого синтеза то, что ему подходит. Именно поэтому иногда последователи Агни Йоги начинают заниматься религиозными делами в полном смысле этого слова, и возникает обвинение в сектанстве. Причём, занимаются религиозными делами не в плане приверженности какой-то конкретной религии, какому-то учителю, а в том, что можно, перейдя каким-то образом рубикон труда, получить "что-то" — это и оккультизм в плохом смысле слова, и всякого рода "занятия", которые должны подтвердить, что ты "что-то можешь, ты способен и ты — избранный".

В Агни Йоге научная часть, искусство и религии — всё это слито воедино, и если мы вырываем что-то одно, то возникает искажение. Но время — есть категория историческая, и в этом историческом времени стержнем синтеза может быть наука. Научная деятельность, которая началась именно в МЦР, должна развиваться и продолжаться, и именно научная деятельность — есть одно из проявлений, одна из платформ нашего сотрудничества.

В Москве ещё очень мало учёных, которые занимаются непосредственно Живой Этикой, и занимаются в спокойном, нормальном плане. В то же время, по всей России, как мы наблюдаем на конференциях, "разбросаны" единицы, такие, я бы сказала, жемчужинки, вкрапления драгоценных камешков, людей, которые уже продвигаются в этом плане вперёд. Это те люди, которые участвуют в формировании нового планетарного мышления, в формировании новых подходов, о которых мы с вами так часто говорим. Объединение этих людей, их сотрудничество сейчас чрезвычайно важно. Общие рассуждения, цитирование Живой Этики — это не есть исследовательская работа, это есть попугайство. А вот людей, самостоятельно мыслящих — их очень немного в нашем пространстве. Значит, надо сделать так, чтобы они получили возможность СОТРУДНИЧЕСТВА; надо сделать так, чтобы эти люди встречались чаще, чем они встречаются сейчас. Это одно.

Второе: мы знаем о том, что нам всё время кто-то создаёт препятствия в работе: создаёт их церковь, создаёт государство, создают отдельные ведомства, и пр. Такие обстоятельства обусловлены тем, что всё новое пробивает себе путь в различных трудностях. Но здесь есть своя специфика: в стране имеет место попытка сформировать всё ту же тоталитарную идеологию, но уже под знаменем православной конфессии, не православия, как религии, а православной конфессии — церкви, и это очень опасно.

Отсюда и всё то, что направлено против истинного рериховского движения, истинного восприятия рериховских идей, которые есть одно из направлений формирования нового мышления. Это мышление опасно и идеологам старого государства (а они никуда не делись, они все здесь, мы видим тех же людей), и опасно церкви, которая тоже носит тоталитарный характер. Следует подчеркнуть, что любая конфессия носит тоталитарный характер и старается расширить пространство своего влияния любой ценой. Это надо знать, и этому надо противостоять.

Мы знаем, что есть конкретные работы, конкретные люди, я назову вам дьякона Кураева, человека, который с такой же страстью проводил идеи марксизма-ленинизма, занимаясь на кафедре марксистско-ленинской философии, где был очень большим ортодоксом. Теперь он ортодокс на почве церковной.

Недавно целая группа представителей Подольского Культурного центра показала прекрасный пример единения и сотрудничества. В ответ на вышедшую в своё время в Киеве книгу "Путь Ариев", (думаю, некоторые из вас с ней знакомы), они издали брошюру "По следам пути Ариев" — очень умную, научно обоснованную и аргументированную. Вот так нужно защищаться! В этом "Пути Ариев" опять подверглось нападкам и было осквернено великое имя Рерихов. И не надо ждать, пока кто-то напишет или выступит вместо вас. А если не можете писать, попробуйте организовать это, ведь существует много путей для утверждения истины. А если мы будем молчать, то чего же мы стоим тогда, не умея защитить своего дела.

Такая работа тоже может служить очень крепкой платформой для сотрудничества. Сейчас мы переживаем такое время, когда защита тоже есть форма сотрудничества, защита тоже есть наша платформа. Если мы не будем защищаться сами, никто никогда за нас этого не сделает, и всё это может привести к довольно печальным итогам в рериховском движении.

Эти два направления имеют совершенно конкретные задачи. Сотрудничество не может быть абстрактным, ибо это со-трудничество, а не со-мыслие или со-гласие, а СО-ТРУДНИЧЕСТВО. Это самое трудное, через что проходит человек, достигая вершины.

И последнее. Значительная часть рериховских обществ не отвечает тем требованиям, которые должны быть предъявлены к ним. Значительная часть этих обществ не имеет представления о философских идеях Рерихов, о самих Рерихах, а если имеют, то крайне искажённые. Об этих искажениях можно привести некоторые примеры, связанные с МЦР.

За всё время своего существования МЦР постоянно подвергался нападкам со стороны других организаций и отдельных лиц. Некоторые считают, что причина всех трудностей — внедрившиеся в МЦР "тёмные" люди. Другие полагают, что причина состоит в том, что в МЦР не умеют работать. Вот всё это так происходит. Но тогда таким же образом можно подходить и к деятельности самих Рерихов.

Кто сказал, что самим Рерихам всё удавалось? Кто сказал, что на них не клеветали? Кто сказал, что им не мешали? Всё, что происходило с ними, было в сто раз сильнее, чем то, что происходило с МЦР. Мы шли уже по проторенному пути. Один процесс Хорша чего стоил, когда три любимых ученика Елены Ивановны и Николая Константиновича выступили против них в суде и развалили вновь созданный Музей! Разве поэтому нужно говорить, что Рерихи не истинные последователи тех Учителей, которых мы чтим?

Таких мифов очень много, и нам нужно брать сейчас не количеством, а качеством. Любое движение, в том числе и культурное, должно брать качеством. Если есть Рериховские организации, которые не могут работать, не осознают, что им делать - зачем они? Эти организации часто наносят вред, дискредитируя самих Рерихов теми оккультными «маневрами» и «акробатическими этюдами», которые часто практикуются у рериховцев. Есть газеты, которые нельзя называть рериховскими, потому что в них всегда искажённая, извращённая информация.

Очень важен вопрос об очищении. Конечно, и самоочищение должно быть, и самосовершенствование, потому что сейчас многие не понимают одного - очиститься коллективно нельзя. Есть такие моменты в человеческой психике, в человеческом духе, которые человек должен решить сам. Когда считается, что коллектив «пошел сплоченными рядами» к очищению, он, разумеется, никуда не дойдет. Так и рериховское движение: если мы начнем коллективно очищаться - то рериховское движение может погибнуть как культурное движение. И здесь возникают проблемы достаточно жёсткие и суровые. Вы помните, как Елена Ивановна была строга в отношении к людям, которые называли себя рериховцами, но не понимали, какой философии они следуют, как резко выступала добрая, мягкая, корректная Елена Ивановна. Мы находим эти вещи в её письмах. Она была бескомпромиссна в этом плане.

Если мы будем всё время идти на духовный компромисс, мы нанесём достаточно большой ущерб тому движению, которое было нами создано и которое, как говорится, иногда уходит в "боковые пути".

Я не хочу сказать, что все рериховские общества никуда не годятся, есть хорошие, нормальные, культурные рериховские общества, а есть вот такие "ополоумевшие", я другого слова не нахожу. Как правило, это люди крайне невежественные. Но ведь для того, чтобы принять Агни Йогу, нужен большой и сильный пласт собственной культуры. Только тогда будут понятны те этические моменты, о которых говорил Александр Арамович, и говорил очень хорошо. Но для этого нужна культура, а у нас даже в культуре поведения иногда возникают сплошные "проколы", не говоря уже об остальном. И когда всё сводится к одной философской системе, возникает то самое сектанство, в котором нас обвиняют.

Живая Этика — это результат развития мировой культуры, это результат многих слоев культуры, проходивших через века: и культуры восточной в первую очередь, и культуры западной. Там есть всё, но для понимания и осмысления нужно иметь этот самый культурный запас.

У нас рериховцы не любят читать, у нас рериховцы любят только слушать — вот эти птенчики раскрыли рты, им вложили (а иногда вкладывают неизвестно что), - они взглотнули и пошли...

Нужна система самообразования. Это тоже очень важно. Когда мы говорим: "Как распознать людей? Как понять — кто плох, а кто — хорош?", - не все над этим особенно задумываются. У нас половина "тёмных", половина "светлых", кто это решает - никому не известно, хотя есть иногда такие люди.

Итак, с какой точки зрения распознавать людей? Какой существует критерий? В Евангелии у Христа приведена удивительная фраза. Он говорит: «Я пришел в этот мир ради Отца Своего, и вы Меня не приняли, а придет другой - ради себя, во имя свое, и вы его примете». В этой фразе компактно и точно определено, как подходить к человеку. Если во имя Отца своего, то есть во имя общего дела приходит человек и делает это дело, тогда - это тот, с кем нам по пути. Когда же он приходит "во имя своё" — а в рериховском движении многие приходят "во имя своё" — это видно сразу. Я думаю, от таких людей просто надо освобождаться. Когда они придут "во имя Отца своего", тогда можно принимать опять, но всё это не происходит в течение одной жизни, это долгий вариант совершенствования. Пожалуй, это единственный критерий в определении. чего ты стоишь на этой грешной, трудной Земле: твоей духовности, и твоих подходов к этой духовности, и твоего уровня развития, и того расширенного сознания, которое несёт нам Живая Этика.

Если мы возьмём, предположим, современную традиционную науку, то там подход "во имя своё" очень процветает. Это когда нет никого выше себя самого: когда можно создавать и дублировать людей; когда можно пускать полностью в ход генную инженерию, когда можно говорить, что мы создадим искусственных людей, с искусственным интеллектом, и не нужно нам мучиться с родом человеческим — всё это недопустимые вещи.

Что касается проблемы самообразования, то она достаточно трудна, но если мы возьмёмся за неё сообща и так же наладим здесь сотрудничество, не впадая в крайности, которые были свойственны людям тоталитарного мышления, спокойно разберемся в ней, то придём к тому, чтобы помочь этим людям в первую очередь, повысить свой культурный уровень. Может быть, в этих рериховских организациях сначала создать ячейки или кружки самообразования, культурного просвещения, а потом уже говорить им об идеях Живой Этики. ...

Всем известно, что в Индии существуют Ашрамы, и в Ашрам так просто человека не возьмут; он должен пройти какие-то предварительные ступени самосовершенствования. Это приходит только после того, когда уровень его духовного развития начинает соответствовать тем идеям, которые проповедует тот или иной Учитель. До этого — лишь только подход.

Это большая работа. Одной резолюцией или проектом такое дело не поднять. Это процесс, процесс творческий, процесс трудный, без которого не может существовать настоящее рериховское движение».
(Журнал "Мир Огненный", № 15).

Re: С.Н. Рерих "Защищайте Международный Центр Рерихов..."

Добавлено: 05 дек 2010, 20:12
Valentina
Л.В. Шапошникова в своем выступлении на собрании Рериховских организаций 12 октября 1997 года подняла очень много вопросов, которые не менее актуальны и в наши дни. Хотела сначала выбрать отдельные положения, но это было сделать не просто, поэтому решила оставить все. Давайте вместе подумаем - как мы видим в настоящий момент развитие путей сотрудничества рериховского движения и МЦР. Возможно, родятся оригинальные идеи, новые формы.

Предлагаю проанализировать также выступления Людмилы Васильевны за последние годы. Изменилась ли ее оценка ситуации по этим вопросам?

Re: С.Н. Рерих "Защищайте Международный Центр Рерихов..."

Добавлено: 05 дек 2010, 20:14
Екатерина
С.Н. Рерих. Медлить нельзя!
Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.
При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. ...
Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия — все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.
Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана.
Таким образом, Святослав Николаевич говорит о сотрудничестве с МЦР в плане организации различных выставок картин, скульптур, ремесел и детских работ, концертов, а также в науке.
Людмила Васильевна выделяет два направления для сотрудничества: объединение ученых, обладающих новым мировоззрением, организация их более тесного сотрудничества и защита имени Рерихов и МЦР.

Творческие отделы МЦР:
Отдел рукописей
Публикаторский отдел
Научная библиотека
Центр Гуманной Педагогики
Научный центр Космического мышления
Журнал «Культура и время»

Давайте подумаем - какие формы сотрудничества возможны с каждым из этих отделов?
Конечно, первое, что приходит на ум:
- проводить научные конференции совместно с НЦКМ. А если у нас в городе практически нет таких ученых? Собирать приезжих ученых и организовать студентов с тех факультетов, из каких областей знания будут доклады?
- открыть в городе лабораторию Гуманной педагогики;
- проводить какие-либо интересные проекты/исследовательские проекты, готовить о них статьи, отсылать их в журнал.

Что еще?

Re: С.Н. Рерих "Защищайте Международный Центр Рерихов..."

Добавлено: 10 дек 2010, 11:48
Анастасия
В выступлении Л.В.Шапошниковой на конференции, посвященной 75-летию Пакта Н.К.Рериха, вновь с необыкновенной ясностью и убедительностью прозвучало о чрезвычайной важности сохранения памятников культуры для эволюции человечества. И МЦР очень много делает для этого. Мы знаем, что восстановление самой усадьбы Лопухиных происходит на очень высоком профессиональном уровне, являясь образцом реставрационного искусства для современных горе-реставраторов. В сентябре этого года в Международном Центре Рерихов состоялся выездной семинар Комитета по культурному наследию столицы на тему: «О стратегии сохранения культурного наследия в городе Москве» и многое другое.
Конечно, сохранение памятников – очень сложная проблема, и только силами государства решить ее нельзя, это дело всего народа, и одна из главнейших задач рериховских организаций. Ведь памятники истории и культуры являются источником жизнеспособности нации, залогом ее будущего.
Организация, сплочение общественности для спасения памятников истории и культуры и может быть одним из направлений сотрудничества с МЦР.
Давайте вернемся к этому вопросу на форуме, подумаем, с чего можно начать в наших городах, совместно постараемся выработать общие подходы, решить даже какие-то конкретные вопросы. Да, на форуме происходит освещение проблемных ситуаций с памятниками, но думаю, что возможности форума шире. Мы можем глубже осознать ситуацию в целом, привлекать для консультации специалистов.