Поиск и полезный обмен информацией

Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Re: Поиск и полезный обмен информацией

Сообщение Juri »

К вопросу о положении в современном рериховском движении

Соколов В.Г., руководитель Харьковской группы
Защиты имени и наследия семьи Рерихов.

Октябрь 2002 г.


История рериховского движения насчитывает уже более 70 лет. Она имеет свои периоды становления и развития, которые, в свою очередь, отмечены яркими и сильными личностями, определенными задачами, особенностями отношения официальных структур и, конечно, клеветой и предательством. За этот, относительно короткий, промежуток времени было все. Но в этой, богатой разными событиями истории, была одна особенность, связавшая все единой нитью, непрерывной и прочной. Это – преемственность в развитии того дела, начало которому было положено основателями Движения – Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Эта преемственность на современном этапе развития рериховского движения явилась определяющим моментом, ее понимание и непонимание, а также осознанное непринятие влекут за собой определенные следствия, творящие нелегкую судьбу самого Движения.

Совсем не случайно Рерихов было четверо. Последнему представителю этой великой семьи, младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху, было суждено связать то, что было накоплено семьей за долгие десятилетия в прошлом с теми возможностями, которые ждали эти накопления в будущем. Непрерывная нить проходила через настоящее, помеченное 1989 годом. Именно тогда по инициативе С.Н. Рериха был основан Советский Фонд Рерихов (СФР).

Образование СФР всколыхнуло существовавшие тогда разрозненные группы, а также дало толчок к образованию новых организаций. Начался новый этап в истории международного рериховского движения. Е.И. Рерих еще в 1936 году писала: «… не следует считать Америк[анские] Учреждения сердцем всей деятельности. Истинно, таким сердцем является наш Ашрам. Из него по всему миру протянуты нити, связующие многие ячейки…».1 Этот Ашрам имел свое продолжение в настоящем.

Шли годы, Советский Фонд Рерихов создал Центр-Музей им. Н.К. Рериха. СФР стал Международным Центром Рерихов (МЦР), на деле доказавшим свою роль Центра: вокруг него собрались многие известные деятели науки и культуры, потянулись к МЦР десятки рериховских организаций из разных стран мира. Мысли С.Н. Рериха становились реальностью, дело великой семьи продолжалось.

В одной из книг Живой Этики сказано: «Учение растет спирально, как и все сущее».2 Поэтому нам представляется, что развитие рериховского движения можно представить себе в виде спирали, берущей свое начало в 20 – 30-х годах и с каждым своим витком поднимающейся по шкале времени. Внутренний коридор этой спирали пронизывает нить преемственности, которая является сердцем и основой эволюции всего Движения. Однако наличие этой нити зависит от воли самих участников Движения, и если преемственность пресекается, то, не имея скрепляющего стержня, рериховское движение, как движение последователей Рерихов, может прекратить свое существование.

До 1989 года на территории Советского Союза были лишь отдельные небольшие группы последователей Живой Этики. Они существовали в трудных условиях идеологического пресса, лишенные свободы либо, рискуя этой свободой, изучали рериховское наследие подпольно. Лед тронулся во время перестройки. Период второй половины 80-х годов нес в себе новые возможности. Рос интерес не только к художественному наследию семьи Рерихов, но и к принесенному ими Учению. Однако для оформления Движения нужен был импульс.

В Советском Союзе существовало пространство почитателей и последователей семьи Рерихов, которое возникло благодаря первому импульсу и деятельности вернувшегося на Родину Юрия Николаевича Рериха. Это пространство, в котором должно было проявиться рериховское движение, представляло собой своего рода синергетическую систему, которая была расположена к процессам самоорганизации. Но, как известно, важным условием процесса самоорганизации является первоначальное отклонение от равновесия. Причем такое отклонение возникает, во-первых, путем направленного воздействия извне, а, во-вторых, оно возникает внутри самой системы. Здесь первое тесно связано со вторым. Таким отклонением от равновесия и явился во многом определяющий второй импульс, данный в 1989 году С.Н. Рерихом – человеком высокого духовного потенциала. Созданный им Центр-Музей явился тем магнитом, на который отзвучали многие рериховские группы и возникшие новые организации. Как следствие, на территории бывшего Советского Союза начала оформляться та часть рериховского движения, участники которой в своей работе ориентировались на официального наследника семьи Рерихов – Международный Центр Рерихов. Вместе с тем возникали общества и другой ориентации…

Может возникнуть вопрос: входит ли сам МЦР в рериховское движение? Определенно ясно, что не входит, так же как и рериховское движение не является подразделением МЦР. Здесь видятся иные взаимоотношения. Прежде всего, сами задачи, а также пути их осуществления у Международного Центра Рерихов и у рериховского движения отличаются, и у МЦР они гораздо шире. Необходимо учитывать, что МЦР является центром сохранения и научного исследования многогранного наследия семьи Рерихов, по сути, это центр нового мышления, принесенного Рерихами. А рериховское движение, призванное по своему наименованию продвигать идеи Рерихов, может развиваться уже на основе тех импульсов, которые исходят из этого центра в виде выпускаемых им книг, проходящих там международных конференций, круглых столов, симпозиумов и всевозможных встреч, передвижных выставок картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха и т.д. МЦР помогает рериховским объединениям изучать и продвигать идеи, принесенные миру семьей Рерихов. Но МЦР не занимается ни руководством, ни координацией работы рериховского движения. Функция координации Движения принадлежит Международному Совету рериховских организаций. Эта координация со стороны Международного Совета видится как умение совместить первостепенную задачу, стоящую перед рериховским движением с инициативой по решению этой задачи, исходящей из рериховских организаций. Сам же Международный Совет сотрудничает с Международным Центром Рерихов. Но, подчеркнем еще раз: у МЦР более широкие задачи.

Рериховские объединения – это всего лишь одни из многих организаций, которые сотрудничают с МЦР в деле культурного строительства. Кроме того, немало последователей и почитателей Рерихов сотрудничают с МЦР, не принадлежа при этом к пространству рериховского движения. Необходимо понять, во-первых, эту широту работы и сотрудничества Международного Центра Рерихов, а, во-вторых, ту огромную помощь, которую МЦР оказывает рериховским объединениям.

Однако так сложилось, что к созданному С.Н. Рерихом Центру складывалось и другое отношение. Это было явлением закономерным, так как МЦР, где сконцентрировано наследие семьи Рерихов, явился своего рода фокусом, который и стал эпицентром развития событий. К нему было привлечено очень пристальное внимание, рождавшее не только истинную оценку его работы, но и чувство зависти, которое в свою очередь, породило немало клеветнических измышлений. Кому-то не нравилось, что Святослав Николаевич доверил наследие своих родителей Л.В. Шапошниковой, кто-то, видимо, был разочарован, что не его организация стала международным рериховским центром, всплыли старые обиды, словом, процесс пошел. Так личные амбиции многим загромождали путь к пониманию того, что же все-таки произошло в конце 80-х годов.

Многие так называемые рериховцы почему-то до сих пор не хотят понять, что семья Рерихов – это единый организм, спаянный единым делом. Возникновение Центра-Музея в Москве подготавливалось работой всей семьи Рерихов. В том числе и старшим сыном – Ю.Н. Рерихом, который смог вернуть имена и наследие своих родителей на Родину, что явилось важнейшим фактором для будущего развития рериховского движения на территории Советского Союза, и для создания там Международного Центра Рерихов. Младший сын – С.Н. Рерих – явился владельцем и хранителем другой части наследия, которая была им передана Центру-Музею. Как ни странно, но это событие и по сей день остается не осознанным многими из тех, кто называет себя рериховцами. А некоторые из них просто заведомо не хотят принять всю широту миссии семьи Рерихов и, в частности, того важного эволюционного задания, которое выполнил основатель Центра – С.Н. Рерих. Лидеры многих рериховских организаций и по сей день стараются обходить вниманием все, что связано с последними годами жизни С.Н. Рериха. И это понятно: ведь именно там находятся ответы на многие вопросы. Обращаясь к рериховским обществам, Святослав Николаевич, последний представитель семьи Рерихов, менее чем за год до своего ухода писал: «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами».3 Рериховские организации, действенно ориентированные на МЦР, входят в общий поток дела семьи Рерихов. В Живой Этике сказано: «Указывая на необходимость совместных с Нами действий, Мы вовлекаем вас в спираль особого нагнетения. Истинно, в этой спирали можно лишь восходить, ее нужно беречь, как двигатель самой драгоценной энергии».4

Но ни вышеприведенные слова С.Н. Рериха, ни все остальное, что было сказано им в данном Обращении, а именно: подтверждение полномочий Л.В. Шапошниковой, призыв Святослава Николаевича к тому, чтобы члены рериховских организаций защищали Международный Центр Рерихов и помогали его сотрудникам – все это многие из тех, к кому это Обращение было адресовано, услышать не захотели. Они специально «закрыли» сознание и уши, чтобы не слышать слова того, кого Е.И. Рерих и ее Учитель называли Махатмой.5 Следствием непринятия непрерывной линии дела Рерихов, является и непонимание той работы, которую выполняет Людмила Васильевна Шапошникова – доверенное лицо Святослава Николаевича. Сложилось так, что именно Центр-Музей и его Генеральный директор стали неким камнем преткновения, или, вернее, пробным камнем для тех «рериховцев», которые не испытывали особого желания отнестись внимательно к тому, о чем говорил и писал Святослав Николаевич. В результате современное рериховское движение оказалось очень разнородным. Другими словами, те, кто был недоволен действиями С.Н. Рериха, связанными с передачей им наследия Международному Центру Рерихов, начали проводить свою линию преемственности. Спектр этих сил достаточно широк: от восторгающихся Рерихами и признающих МЦР лишь на словах до противоположного Центру и даже самим Рерихам, полюса, т.е. до откровенно враждебных и разрушительных сил, причисляющих себя, однако, к рериховскому движению. Их тоже можно представить в виде спирали, но выстроенной по-другому. Если спираль эволюции рериховского движения уходит вверх, то спираль нездоровой части рериховского пространства уходит в противоположную сторону, создавая таким образом некий противовес.

Вполне понятно, почему представители ряда рериховских организаций стараются обходить имя С.Н. Рериха: они не хотят признавать МЦР как наследника и преемника семьи Рерихов. Многие из них поступают так потому, что им очень удобно «знать», что именно на старших Рерихах все закончилось. Это помогает им жить тихо и спокойно. Другим же, тем, кто организованней и сильнее, такая позиция помогает утвердиться в роли так называемых ближайших продолжателей дела Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Из этих последних и выходят на свет самоутвержденные «иерархи» и лжеучителя, пытающиеся создать свои центры и старающиеся продвигать не идеи Рерихов, а свои собственные. На региональной конференции в Донецке (май 2002 г.) с участием В. Августата и компании была сделана попытка выстроить совершенно другую цепь преемственности. И все, за очень редким исключением, сидели и покорно слушали. И это – «рериховцы»?!

Одной из важнейших причин непонимания того, что же из себя должно представлять рериховское движение – это низкий культурный уровень и уровень сознания многих так называемых рериховцев. Этот вопрос серьезно звучал еще в 1997 году на собрании представителей рериховских организаций в Москве.6 Отсюда – непонимание основ Живой Этики, такого понятия, как преемственность, и отсутствие умения распознавать. Зато на низкокультурной почве очень хорошо произрастает самость и фанатизм. Все это ведет к отмежеванию от Центра, к порождению самозванных «иерархов», «высоких учеников», разного рода «посвященных» и «обличенных высокой миссией». Даже звучат заявления об устарелости Живой Этики и что ей уже нужен некий «новый этап»!! Есть и такие, как, например, директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Энтин и главный редактор издательства «Сфера» Д. Попов, чья ужасающая амбициозность и коммерческий интерес подтолкнули их к «взлому» закрытого архивного материала! И все это делается опять же под маской рериховцев!

На сегодняшний день все более четко проявляется следующая картина. Рериховское пространство включает в себя различные типы объединений и частные лица. Во-первых, это те, кто ориентирован на МЦР и кто работает в русле преемственности, идущей от семьи Рерихов к Международному Центру.

Другие представлены рериховскими объединениями, имеющими подчас очень разную направленность. Они, как правило, не сплочены единым делом, а многие из членов таких объединений даже слабо себе представляют то, зачем они вообще состоялись как организация. Лидеры таких обществ не горят желанием узнать как можно больше правды о С.Н. Рерихе и МЦР. Их тихой и умиленной жизни это знание будет просто мешать. В Живой Этике есть такие слова: «Многие впадают в приятное настроение, когда находят причину неподвижности, ими оправданной. Но призыв действия им портит совершенно сознание. Можно ли таких людей допускать к стихии огня, которая по самой природе своей требует настороженности?»7

Нередко общение членов таких организаций заключается лишь в пустых восторженных разговорах и песнях под гитару у костра о том, как всем вместе жить хорошо. Сами же понятия «единение» и «сотрудничество» ими понимаются как то, что со всеми (особо не разбираясь) надо дружить и (ничего конструктивного при этом не делая) сотрудничать.

Среди подобных объединений можно часто встретить «всеядных» субъектов, занимающихся всем, чем только можно: групповыми медитациями, психологическими практиками, контактерством, но только не тем, что завещали Рерихи. Есть даже целые организации, более замкнутого типа, занимающиеся сугубо своими делами, вплоть до политических кампаний, также не имеющими ничего общего с той работой, на которую ориентировали Рерихи. Именно их деятельность дает материал, который ловко используют борцы с новым мышлением типа диакона Кураева. Многие из таких горе-рериховцев пополняют ряды других различных направлений, имеющих сомнительную репутацию. Можно ли их вообще называть рериховцами или последователями семьи Рерихов? Мы считаем, что нет. Еще в 1997г Международный Совет рериховских организаций выступил с «Обращением к рериховским организациям и широкой общественности», в котором было отмечено: «Активизировались силы, извращающие Учение Живой Этики и среди тех, кто называет себя его последователями. В создавшейся ситуации мы считаем необходимым сказать следующее. Живая Этика не является:

— религией и не может служить идейной основой для любой религиозной секты;

— псевдо-оккультным учением или основой для любой формы магической практики;

— школой для раскрытия паранормальных способностей;

— самоцелью для создания различных систем оздоровления;

— не предусматривает какие-либо контакты с так называемыми внеземными цивилизациями, “высшим разумом” и т.п.

К Живой Этике не имеют отношения действия организаций и лиц, занимающихся:

а) хатха-йогой и другими практическими йогами;

б) экстрасенсорным лечением, энергетическим целительством и аналогичной деятельностью;

в) ребефингом, дианетикой и подобными психологическими и энергетическими практиками, насильственно влияющими на сознание и подсознание человека;

г) злоупотреблениями в аскетическом подходе к формированию образа жизни;

д) групповой релаксацией, медитацией большинства бытующих невежественных практик и т.д.

Живая Этика дана для развития внутренней культуры человека».

Сложившееся положение никак не мешает другим, более сильным лидерам, таким как В.Августат и ему подобным, использовать рыхлые и неподвижные объединения в своих целях, собирать с их помощью всевозможные региональные конференции и семинары, на которых, предоставляя им роль декораций, принимать нужные для себя решения.

Существуют также организации, члены которых лишь говорят, что являются последователями Рерихов и что они относятся уважительно к МЦР. На самом же деле они осознанно не выступают ни в защиту Рерихов (или говорят об этом очень вяло и двусмысленно), ни созданного одним из Рерихов Международного Центра Рерихов, а занимают какую-то странную трусливо-выжидательную позицию, спрятанную за развернутой ими культурно-просветительской деятельностью. «Ведь оставляя клевету без возражения на нее, мы как бы соглашаемся с нею, – писала Е.И. Рерих. – Но не велика честь, укрыться под серым плащом непротивления. Лишь твердость убеждений и смелость вызывают уважение и приводят к успеху. Истинно “лишь смелым Бог владеет”. <…> Без мужества нет и духовности».8

Но есть особый тип так называемых «рериховцев», представленный объединениями и отдельными лицами, занявшими откровенно враждебную и агрессивную позицию по отношению к МЦР и его руководству, попирающими волю даже самих Рерихов и активно дискредитирующими их имя. Это как бы противоположный в Движении полюс. Его представители очень крепко держатся за маску «рериховцев», они организованы и подвижны. Для них всех, по сути, реальны только они сами, и заботятся они лишь о своих корыстных интересах.

Упомянем и создателей новых учений, претендующих на продолжение Живой Этики. Правда, надо отметить ту особую роль, которую те и другие играют в пространстве Движения: подобно пылесосу они вытягивают из этого пространства все нестойкие элементы.

На сегодняшний день многие рериховцы оказались между той частью Движения, которая идет в русле преемственности, и теми, кто занял враждебную позицию по отношению к созданному одним из Рерихов Центру-Музею. Через это пространство проходят пути борьбы правды и лжи, преданных делу Рерихов и предателей этого дела. Поэтому те, кто оказались в таком пространстве, постоянно становятся перед выбором, а их тихое положение оказывается довольно обманчивым. Подобный тип организаций рано или поздно должен определиться: или они действительно продвигают идеи и исполняют волю Рерихов, или они с теми, кто нарушают эту волю и кто пытается вольно или невольно пресечь развитие самого рериховского движения.

Сейчас в пространстве рериховского движения сложилась такая ситуация, что практически невозможно оставаться самим по себе и находиться в иллюзии своей непричастности к происходящему. В связи с этим, необходимо сказать и о возникающих или очень молодых рериховских объединениях следующее: им также предстоит сделать выбор — в какую сторону и с кем идти. И если они сами этого не сделают, то за них об этом быстро подумает кое-кто другой, более активный и предприимчивый. Здесь только один путь: если взял Имя, то неси его высоко, с полным пониманием всей огромной ответственности.

На данном этапе эта ответственность выражается в понимании того, какие процессы происходят в рериховском движении, и в умении защитить то имя, которое это движение носит.

Вообще, сейчас в ряды рериховцев, внедряется подмена, которая звучит примерно так: зачем реагировать на всякие невежественные выпады и тратить на них силы, мы будем работать, как работали, будем нести культуру, будем проводить более длинную линию, что и будет хорошей защитой имени Рерихов. Но за такими внешними заявлениями прячется трусость и просто неспособность защитить те имена, которыми они так восторгаются. Никто не говорит, что культурная работа отменяется, но необходима и действенная защита. Поэтому рериховцу в современной обстановке более пристало быть воином, защитником, зорко смотрящим. Он — словно солдат на передовой борьбы за Культуру, за имена ее носителей. Ибо за каждым культурным построением стоит, как основа, имя культурного деятеля. В Живой Этике сказано: «Не простак-счастливец народных сказок, но воин, бодрствующий и предусмотревший, – таков облик текущего времени».9

В связи с этим хотелось бы спросить: где же они, так называемые рериховцы, те, кто не доволен МЦР, почему они не защищают имя и наследие тех, о ком так много и красиво говорят? Куда попрятались от проблем этой защиты энтины, горчаковы, луневы, аблеевы, стрельцовы, платоновы и другие им подобные? Их идеи имеют подчас космический размах, но реальные дела куда прозаичней. Кроме того, многие из них находят друг у друга разного рода поддержку. Лунев, как известно, «спасает» планету от «темных предателей», клевеща при этом на созданный С.Н. Рерихом МЦР и его руководителя – Л.В. Шапошникову. А его взгляд на наследие Рерихов оказался очень созвучен позиции непримиримой к Центру и его руководителю О. Румянцевой. В свою очередь, пытающийся поучать Людмилу Васильевну С. Аблеев объединился через свой интернетовский канал с главным редактором Интернет-журнала «Агни-3» О. Черненко, выступающей против МЦР и Л.В. Шапошниковой и публиковавшей материал все той же О. Румянцевой. Находит на территории бывшего СССР своих последователей Д. Энтин, для которого воля Рерихов ничего не значит. Есть только он – Энтин. И за ним покорно идут те, кто называет себя рериховцами.

Тревожно то, что количество рериховских обществ возросло, а четкого представления о целях и задачах, стоящих пред Движением, зачастую нет. А главное – во многих организациях нет ответственности за создание и работу общества как такового. С какой легкостью рождаются организации, носящие высокое имя Рериховских, и как часто затем это же имя дискредитируется ими. Как часто доверчивые рериховцы идут в сети новоявленных лжеучителей, выступающих с именем Рериха на устах, или попадаются на крючок к особому роду провокаторов.

В деле Защиты проверяются сейчас многие, именующие себя рериховцами. Например, почитатели и последователи В.М. Сидорова в мае 2002 года организовали уже упоминавшуюся региональную конференцию в Украине, куда пригласили рериховские объединения Донецкого региона, а также западных гастролеров – Вилли Августата и Райнхольда Штангля, ведущих большую пропагандистскую работу, искажающую факты, связанные с деятельностью Рерихов. Очень хотелось бы верить, что большинство присутствовавших на этой конференции не знали тех черных страниц, которые вписал в историю рериховского движения В. Сидоров. В рекламной листовке этой конференции много красивых слов о Культуре, которую предполагается защищать и укреплять. Но опять же в перечне «Предполагаемых тем» для выступлений и сообщений нет ни слова о защите имени и наследия Рерихов от развернутой против них массовой клеветы и дискредитации, от незаконных притязаний на их наследие. Нет также ни слова о защите созданного одним из Рерихов Международного Центра Рерихов. Зато «основы духовной культуры в свете Учения Живой Этики, научно-философского наследия семьи Рерихов…» предполагается защищать. Но как можно защищать «основы духовной культуры», делая это «в свете Учения Живой Этики» не защищая самих носителей культуры, не защищая тех, кто был причастен к созданию Живой Этики?

Осветив тему преемственности и связанную с ней проблему Защиты, мы подошли к тому, что неразрывно связано с тем и другим. Это – сотрудничество. Сотрудничество – это конкретный совместный труд в одном направлении, другими словами – осуществление единых целей и задач при работе в едином русле. Без этого ключевого понятия, как известно, никакое движение существовать не может. Однако, на какой же основе сотрудничество может действительно состояться и устойчиво существовать? В Живой Этике есть такие слова: «Иерархия есть сотрудничество».10 Сотрудничество складывается в конкретном деле. Вот сейчас нам предоставляется такая возможность именно через защиту имен и наследия Рерихов, их дел, а значит и дел их Учителей. Одним из таких Дел является Международный Центр Рерихов, работающий под руководством Л.В. Шапошниковой. Защита всей этой цепи – наша общая и первостепенная обязанность и одна из важнейших платформ сотрудничества. Другими словами, понимание смысла цепи иерархической преемственности неразрывно связано с Защитой всей этой цепи. В свою очередь и то и другое явления вместе взятые – основа любого сотрудничества. Без этих трех основополагающих моментов, а именно: преемственности, защиты Учителей и сотрудничества, рериховское движение не сможет эволюционировать.

В связи с тем положением, которое сегодня сложилось в рериховском движении, перед его участниками возникает вполне конкретный вопрос: каким быть Движению и на каких основах оно может успешно развиваться? Пусть этот вопрос не обойдет ни одну организацию, носящую почетное Имя семьи Рерихов, ни одного человека, считающего себя последователем дела этой великой семьи.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Рерих Е.И. Письма. Т. 4 (1936). М.: МЦР, 2002. С. 246. Е.И. Рерих – А.М. Ассееву. 22.06.36.

2 Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. М.: МЦР, 1994. С. 255, п. 413.

3 Рерих С.Н. Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств (26.04.92). Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С. 107-108.

4 Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. М.: МЦР, 1994. С. 268, п. 429.

5 Рерих Е.И. Письма. Т. 1 (1919-1933 гг.). М.: МЦР, 1999. С. 106, 114.

Рерих Е.И. Письма. Т. 2 (1934 г.). М.: МЦР, 2000. С. 57.

Рерих Е.И. Письма. Т. 3 (1935 г.). М.: МЦР, 2001. С. 278, 363, 396.

6 Жур. Мир Огненный, 4/97, № 15. С. 61-64.

7 Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. С. 257, п. 415.

8 Рерих Е.И. Письмо в Харбин. Из переписки Е.И. Рерих с В.К. Рерихом. Альм. Утренняя звезда. № 2-3, 1994-1997. М.:МЦР, 1997. С. 284.

9 Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. С. 85, п. 132.

10 Учение Живой Этики. Иерархия. Рига: Угунс, 1992. С. 213, п. 448.
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Новейшая история рериховского движения в России

Сообщение Juri »

Диссертация и автореферат на тему Новейшая история рериховского движения в России

Год: 2009

Автор: Фатхитдинова, Яна Юрьевна


Ученая cтепень: кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: Стерлитамак
Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Специальность: Отечественная история
Количество cтраниц: 256

Скачать "Новейшая история рериховского движения в России":

Оглавление:

Введение.

Глава 1. Космофилософия Рерихов - идейная основа формирования Рериховского движения.

61. Метаисторическая сущность взглядов Н.К. Рериха.

62. Космическая философия Н.К. Рериха и формирование немеханистической научной картины мира.

Глава 2. Отечественная история Рериховского движения.

61. История возникновения Рериховского движения.

62. Становления Рериховского движения в СССР в контексте особенностей исторической эпохи.

63. Основная деятельность и взаимоотношения Рериховских организаций

России на современном этапе (1990-2009 гг.).

А) Внутренние противоречия Рериховского движения России.

Б) Культурно-просветительская деятельность крупнейших Рериховских организаций России.

64. Проблема существования псевдорериховцев.

65. Позиция РПЦ по отношению к Рериховскому движению историко-правовой аспект).

Подробнее:
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Библиотека научной литературы по квантовой физике

Сообщение Juri »

Квантовая парадигма окружающей Реальности

Библиотека научной литературы: (Классика, широко известные статьи по квантовой механике)

Физика Магии
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Поиск и полезный обмен информацией

Сообщение Rinchen »

Любовь писал(а):Друзья, подскажите, где можно познакомиться с информацией по истории Рериховского движения?
Изображение
В сборнике Международного Совета Рериховских организаций Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума 2002 года есть две интересных статьи связанных с историей РД

1. Из истории Рериховского движения. К.А.Молчанова
2. Возрождение Рериховского движения и трудности выбора правильного пути. В.А.Козар
Аватара пользователя
Lidija
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 10 фев 2011, 21:56

Re: Поиск и полезный обмен информацией

Сообщение Lidija »

Портрет Елены Петровны Блаватской
в книге «Загадочные племена на Голубых горах» издания 1893 года.


Изображение

Автор портрета – П. Вишневский.

Может быть, кто-то знает об этом художнике? Когда жил, где учился, его работы?
Где и как он мог встретиться с Еленой Петровной?
Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время. Пифагор
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

«Фундаментальная электронная библиотека»

Сообщение Juri »

«Фундаментальная электронная библиотека» - "Русская литература и фольклор"

Поиск в электронных научных изданиях ФЭБ



Сведения о ФЭБ

1. Что такое ФЭБ?
2. Цели ФЭБ
3. Пользователи ФЭБ
4. Основные принципы
5. Языки и шрифты
6. Информационная структура ФЭБ
7. Структура и состав тематических разделов
8. Электронные научные издания (ЭНИ)
9. Информационная структура ЭНИ
10. Справочные разделы
11. Сопроводительные разделы
12. Пользовательские функциональные возможности

1. Что такое ФЭБ?
Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики.

ФЭБ представляет собой, во-первых, репозиторий текстов (источников, исследовательской и справочной литературы), а во-вторых, эффективный инструмент для их анализа. Электронная форма представления информации и современное программное обеспечение предоставляют исследователям и читателям качественно новые, по сравнению с традиционными, средства работы с огромными информационными массивами.

Электронная библиотека получила название “фундаментальной”, так как она создается с установкой на глобальный охват и полноту представления материалов по вынесенным в ее название темам. Разумеется, такая задача не достижима моментально: ФЭБ является динамической системой, развивающейся в соответствии с потребностями профессиональной сферы, которую она обслуживает.

2. Цели ФЭБ
Цели, которые ставят перед собой создатели Фундаментальной электронной библиотеки:

сохранение памятников русской словесности и аккумуляция результатов научных исследований по русской филологии и фольклористике;
предоставление мировому научному сообществу и всем заинтересованным лицам свободного доступа к памятникам словесности и отечественному научному наследию;
создание многофункциональной программно-информационной среды для активной творческой работы специалистов по русской филологии и фольклористике;
содействие гуманитарному образованию всех уровней;
повышение эффективности научных исследований за счет их автоматизации и уменьшения объема рутинных работ;
пропаганда русской словесности и расширение международных культурных связей.

3. Пользователи ФЭБ
Фундаментальная электронная библиотека предназначена для широкого круга отечественных и зарубежных организаций и отдельных лиц. Пользователями ФЭБ являются с одной стороны

научные учреждения;
высшие и средние учебные заведения;
“традиционные” библиотеки;
литературные музеи;
издательства;

и с другой стороны

ученые;
преподаватели;
учащиеся различных уровней;
издатели и редакторы;
любители русской словесности.

4. Основные принципы
Основные принципы Фундаментальной электронной библиотеки:

Соответствие современному научному уровню. Материалы для ФЭБ подбираются с учетом практических нужд профессиональной научной деятельности и требований современного гуманитарного образования.
Полнота представления информации, необходимая и достаточная для проведения научных исследований. Создатели ФЭБ намереваются снабдить пользователей оптимальным минимумом материалов, позволяющим проводить научные изыскания, не прибегая к иным источникам информации.
Историзм как основа комплектования ФЭБ. Материалы для ФЭБ отбираются с учетом исторического (литературного, научного и общекультурного) контекста.
Точность воспроизведения исходной информации. Все источники воспроизводятся с максимальной полнотой (основной текст, иллюстративный ряд, служебные страницы), с сохранением структуры и пагинации оригинального издания. Во всех случаях сохраняются орфография и пунктуация источников, а также их графика (за отдельными исключениями графики шрифтов). Все включенные в ФЭБ издания и входящие в них произведения снабжены точными библиографическими описаниями.
Наличие развитых пользовательских функциональных возможностей .
Применение стандартных и наиболее привычных способов представления и использования информации.
Предоставление дружественного интерфейса.
Определение произведения как минимального самостоятельного информационного объекта.

5. Языки и шрифты
Фундаментальная электронная библиотека реализуется как двуязычная система: все разделы ФЭБ допускают работу с ними как на русском, так и на английском языках. При этом основные тексты (тексты произведений) представляются только на языке оригинала, описания и элементы интерфейса — на обоих языках, а библиография представлена на языке оригинала и в латинской транслитерации.

Для корректного воспроизведения текстов на основных европейских языках, в том числе содержащих символы с диакритическими знаками, в системе Windows пользователя должен быть установлен шрифт Times New Roman версии не ниже 2.76. Архив с этим шрифтом можно получить здесь.

Чтобы в Вашей системе правильно отображались тексты с буквами дореформенной русской орфографии (ять, ижица и т.д.), необходимо установить шрифт Palatino Linotype. Файл с zip-архивом этого шрифта можно получить здесь.

6. Информационная структура ФЭБ
Фундаментальная электронная библиотека организуется как иерархическая информационная структура. В качестве структурных составляющих ФЭБ выступают:

электронные научные издания;
отдельные электронные документы (web-страницы или их совокупности);
базы данных.

Первый уровень иерархии образуют разделы, объединенные в три группы - тематическую, справочную и сопроводительную.

7. Структура и состав тематических разделов
Стержневыми в ФЭБ являются тематические разделы:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII в.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX в.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX в.
ФОЛЬКЛОР

Каждый тематический раздел включает:

заглавную страницу;
описание раздела;
электронные научные издания;
справочник.

Наполнение тематических разделов представляет серьезную научную и культурную проблему. Создатели ФЭБ руководствуются объективными показателями значимости публикуемых произведений, которые подвергаются самому строгому отбору: во внимание принимаются “индексы цитируемости” писателей и исследователей в научной периодике, энциклопедиях, академических историях русской литературы, факты вхождения тех или иных художественных и научных сочинений в университетские программы по филологическим специальностям, в рекомендательные библиографические списки и проч. Существенную роль играет также “принцип реальности” (исполнимости проекта) — необходимо учитывать наличие необходимых изданий и работ по той или иной теме, сложность обработки материалов разного рода и т. д. Ясно, что любое селекционное решение будет спорным и компромиссным. Однако во всех случаях речь идет об информации, имеющей мировое культурно-историческое значение, а отказ от тех или иных публикаций никогда не является окончательным и бесповоротным: ФЭБ — это не статическая, а развивающаяся система.

8. Электронные научные издания (ЭНИ)
Основу комплектования, развития и функционирования ФЭБ составляют электронные научные издания (ЭНИ). Электронное научное издание — это самостоятельный законченный полнотекстовый информационно-программный продукт, поддерживающий аппарат гипертекстовых связей и содержащий информацию, прошедшую научную и редакционно-издательскую обработку. ЭНИ предназначены для длительного хранения и многократного использования.

Каждое ЭНИ, входящее в тематический раздел, может быть посвящено

творческому наследию одного писателя;
отдельному жанру;
конкретному литературному произведению (памятнику).

ЭНИ прежде всего ориентированы на воспроизведение уже существующей литературы по той или иной теме. В них представлены наиболее авторитетные издания произведений русского фольклора и творческого наследия отечественных писателей, мемуарная и критическая литература, наиболее значительные историко-биографические и филологические труды, по возможности исчерпывающая научная библиография, а также различные справочные и иллюстративные материалы.

9. Информационная структура ЭНИ
Информационное пространство ЭНИ представляет собой совокупность информационных объектов (произведений), организованных в иерархическую структуру. В качестве произведения идентифицируется либо печатное издание в целом (например, отдельное издание романа или научная монография), либо самодостаточный фрагмент печатного издания (например, роман, повесть, поэма или стихотворение, входящие в состав собрания сочинений; статья, входящая в состав научного сборника; и т. п.).

Совокупность произведений отображается на левой стороне экрана в виде многоуровневого “дерева”. Полный текст произведения предъявляется пользователю в самостоятельном (текстовом) окне, в левой части которого отображается внутренняя структура этого произведения (например: “Введение”, “Глава I”, “Глава II”, “Заключение” и т. д.). Каждый информационный объект и определенные совокупности объектов снабжаются библиографическим описанием.

Для удобства ориентации материалы каждого ЭНИ распределены по нескольким предметно-тематическим разделам — таким, как “Энциклопедические сведения”, “Произведения”, “Литература о ...”, “Летопись жизни и творчества”, “Библиография” и т. д. В некоторых разделах введена еще более детальная классификация материала — они разбиты на подразделы. В описаниях соответствующих разделов и подразделов каждого ЭНИ можно найти подробную информацию об их составе и структуре.

10. Справочные разделы
Дополнительную информацию, необходимость в которой часто возникает при работе с тематическими разделами, можно получить, обратившись к справочным разделам ФЭБ. К числу справочных разделов относятся такие разделы, как

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ
СЛОВАРИ
ЭНЦИКЛОПЕДИИ
КАТАЛОГ ССЫЛОК

В разделе "Наука о литературе и фольклоре" представлены материалы по истории и текущему состоянию гуманитарных наук в России: хронология важнейших событий, personalia ведущих ученых-гуманитариев (биографические справки и личные библиографии), словарь специальных терминов, информация о научной периодике, сериальных изданиях, научных и образовательных учреждениях гуманитарной сферы. Разделы "Словари" и "Энциклопедии" содержат толковые словари русского языка и специальные литературоведческие словари и энциклопедии. В основе каждого справочного раздела лежат ЭНИ, посвященные тем или иным словарным, энциклопедическим и иным изданиям. В разделе "Наука о литературе и фольклоре" особое место занимает ЭНИ, содержащее все выпуски филологической серии "Известий Академии наук". Каталог сетевых ссылок выполняет дополнительную навигационную функцию внутри ФЭБ и дает пользователям ФЭБ доступ к внешним информационным ресурсам.

11. Сопроводительные разделы
В фундаментальной электронной библиотеке выделяется пять сопроводительных разделов:

О ПРОЕКТЕ
ПОМОЩЬ
КОНТАКТЫ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА (ФОРУМ)

Сопроводительные разделы разделяются на два типа: статические и динамические.

К статическим разделам относятся раздел "О проекте" (с подразделами: "Сведения о ФЭБ", "Участники", "Пресс-релизы", "СМИ о ФЭБ", "Баннеры и кнопки"), а также разделы "Помощь" (FAQ) и "Контакты". Их функция - общеинформативная.

Разделы “Новости” и “Гостевая книга” — динамические (интерактивные), по самой своей природе требующие постоянного обновления. В разделе новостей помещаются сообщения о событиях, имеющих отношение к ФЭБ (о новых публикациях на сайте, об отзывах и рецензиях и т. д.). Раздел “Гостевая книга” предназначен для отзывов, замечаний, соображений и предложений посетителей сайта.

12. Пользовательские функциональные возможности
Программные средства ФЭБ и входящих в него ЭНИ обеспечивают:

доступ пользователей к информации;
навигацию во всем информационном пространстве ФЭБ;
поиск отдельных произведений или их совокупностей по атрибутам (автор, название, дата);
лексический поиск во всех текстах, представленных в ФЭБ;
последовательный, параллельный и выборочный просмотр текстов отдельных произведений;
выбор произвольной части информационного пространства по усмотрению пользователя;
оперативное получение справочной и вспомогательной информации;
экспорт информации;
оперативную настройку параметров системы, установку закладок, протоколирование сеанса работы и т.п.

Подробное описание функциональных возможностей, предоставляемых ЭНИ, дано в справочной системе каждого ЭНИ.
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Русская виртуальная библиотека

Сообщение Juri »

Русская виртуальная библиотека

О Русской виртуальной библиотеке.

Общий обзор
Цели и задачи
Социальное назначение
Отличие от других электронных библиотек
Аудитория
Эдиционные принципы
Выбор источников
Редактирование
Орфография
Другие редакции и варианты
Принципы составления комментариев
Программа публикаций
Общее описание
Критерии отбора текстов
Хронологические периоды
XVIII-XIX вв.
Литература XVIII в.
Литература XIX в.
XX в. (до 1960 г.)
"Серебряный век" русской литературы.
Русская литература советского времени.
Современная литература (с 1960 г. по настоящее время).
Действующая технология
Перспективы технологического обеспечения
Общие сведения
Разметка текстов
Метаязык SGML
Содержимое документа и его представление
Используемый язык разметки
От автора к читателю
Импорт текстов
Экспорт текстов
Поисковая система
Работа с документами
Используемое ПО
Читатели
Авторы
Серверное ПО
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

PHILOLOGICA - журн. по русск. и теоретич.филолологии

Сообщение Juri »

PHILOLOGICA.Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии


LECTORIBUS NOSTRIS

Русская филология переживает не лучшие времена. Героический период ее истории остался далеко позади. Высокий уровень научности (точности, доказательности, теоретичности etc. ) почти ни для кого уже не является притягательным образцом — сегодняшняя наука о литературе не только к этому не стремится, но уверенно следует в противоположном направлении, теряя по дороге обретенное и накопленное трудом многих предшественников. Методологическое безразличие, скудость теоретической мысли, отсутствие новых приемов исследования, резкое падение общей филологической культуры просто бросаются в глаза. У нас нет «нормальной науки»: в подавляющем большинстве случаев литературоведческая продукция находится за пределами науки как таковой, а научное сообщество не в состоянии эту продукцию квалифицировать. Закреплению и воспроизводству кризисной ситуации способствует деградация научного быта: отсутствуют неформальные научные объединения, нет здоровой научной конкуренции, вымирают последние научные школы, фактически прервана научная традиция, но самое главное, не существует ни одного специального периодического издания, которое поддерживало бы стабильно высокий научный уровень.

В таких условиях нелепо открывать новый журнал программным манифестом, провозглашающим методологические принципы и установки, симпатии и антипатии издателей. Это, конечно, не значит, что у редакторов нет продуманного филологического мировоззрения. Напротив, они надеются, что их мировоззрение найдет последовательное выражение во многих публикуемых материалах, причем не только в их собственных. Но на фоне общего вырождения русской филологии кажется правильным отказаться от излишне строгих «направленческих» ограничений. Поскольку поставлена цель поддержать научную традицию в период ее упадка, постольку страницы журнала должны быть предоставлены сторонникам любых научных направлений, в том числе неблизких издателям, если только работы удовлетворяют двум основным требованиям: несут на себе печать профессионального дарования автора и остаются в рамках науки в классическом логико-методологическом смысле этого слова. (Разумеется, второе правило не касается тех разновидностей филологического творчества, которые по определению находятся за гранью науки. ) Из сказанного отнюдь не следует, будто редакторы вполне довольны содержанием первого номера, но несомненно, что их неудовлетворенность может способствовать повышению качества издания в будущем.

«Philologica» призвана стать сугубо рабочим органом, издатели которого обязуются руководствоваться исключительно интересами самой науки, как они ее понимают. Им хотелось бы создать своего рода филологический «оазис» для бескорыстной научной деятельности всех, чьи идеалы не слишком расходятся с их собственными. Особо они приглашают к сотрудничеству молодых ученых, в которых жива тоска по высокому профессионализму. В эпоху филологического безвременья необходимо объединить усилия, чтобы, уповая на возрождение науки, уже сейчас осуществлять исследования, свободные от сиюминутной приуроченности, — от которой поневоле страдает это предисловие.
Аватара пользователя
Александр Терешкин
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 19:11
Откуда: Россия

Re: Поиск и полезный обмен информацией

Сообщение Александр Терешкин »

Друзья! Кто может назвать переводчиков Учения на английский язык?
Ответить

Вернуться в «Сотрудничество»