Л.В. Шапошникова. Вестник красоты (2004)
Видеовыступление на конференции «100 лет со дня рождения С.Н. Рериха» (07.10.2004).
Время: 47.55 мин.
"Известно, что Рерихи – уникальное семейство, которое сохранило и передало в Россию богатое наследие. С этим наследием связано в первую очередь имя нашего юбиляра Святослава Николаевича Рериха. Святослав Николаевич Рерих и все остальные члены этого семейства имели четкую философскую систему взглядов. Она называлась Живой Этикой и являлась философией космической реальности. И Святослав Николаевич не только знал хорошо эту систему, но и осмыслил ее как зрелый философ. Вот одно из его суждений: «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта. Это внутреннее стремление к своей кульминации пробуждает определенные нервы, которые являются проводниками скрытой энергии». <…> Его привлекали те энергетические процессы, которым он был наиболее близок, опыт познания которых накопил в течение своей жизни. Красота – ее суть и ее роль и ее энергетика занимали, пожалуй, самое важное место в этом опыте. <…>
Красота есть высшая энергетика, которая формирует естественный эволюционный поток.
Есть два вида красоты – природная и рукотворная. Именно проблема рукотворной красоты привлекала Святослава Николаевича всю жизнь. Красота рукотворная не может быть создана без высшего идеала. И если такой идеал отсутствует, то это ведет к обезображиванию жизни, к гибели эволюционного стержня в человеческом бытии.
Подобный негативный процесс мы сейчас наблюдаем не только в нашей стране, но и во всем мире. <…>
Энергия произведения искусства является особой энергией. Она больше, чем что-либо на Земле, связана с энергетикой миров иных измерений. В творчестве Великого Мастера, а таковыми являются и Николай Константинович Рерих, и Святослав Николаевич Рерих, как бы звучат струны этих нездешних миров, ибо ни одно явление на Земле не может быть познано или понято без этой неземной музыки, без ее тонкой энергетики, которая присутствует также и в каждом из нас и складывает миры нашего духа. Творчество Великого Мастера зарождается где-то на тончайшей грани, соединяющей миры иные с нашим, той грани, которая потом и отразит, светом или мыслью, красоту этих миров в самом произведении Мастера.
У Рерихов есть символ – три малых круга в большом, что означает единство прошлого, настоящего и будущего в едином круге вечности. Это единство находит отражение в произведениях Николая Константиновича. Святослав Николаевич, опираясь на эту идею, занимался больше настоящим, и в этом настоящем он нашел очень интересный процесс, когда в настоящем происходит как бы всплеск прошлого, всплеск прошлой культуры, являющийся неким вдохновляющим моментом для развития современной культуры, искусства и всех видов творчества, которые существуют в наше время. Такой всплеск прошлой культуры произошел во время Ренессанса, когда античный мир как бы оплодотворил своей энергетикой культуру позднего европейского Средневековья, и она получила новое качество, создавшее блестящую эпоху, напоенную искусством самого высокого духа. Мы также знаем о всплеске искусства древних кочевников, которое мы называем звериным стилем. Этот стиль потом завоевал всю Европу. Археологические находки и памятники Древнего Египта принесли в нашу современность дух далекого прошлого, оказавшего значительное влияние на нашу культуру и наше мышление. Эти всплески, которые очень ценил Святослав Николаевич, привносили в наше искусство новый творческий порыв, новое вдохновение. И это «повторное открытие ведет к новым свершениям, завоеваниям и опять же к новому развитию».
Подробнее:
Международная научно-общественная конференция
«100 лет со дня рождения С.Н. Рериха» (7–10 октября) 2004 год