Пятые Всероссийские чтения в Новокузнецке
Анна ЧАЛОВА,
сотрудник Лаборатории гуманной педагогики
г. Новокузнецка
Новокузнецку выпала честь и счастье провести у себя 5 - 6 ноября V Всероссийские педагогические чтения, посвященные светлой памяти Валерии Гивиевне Ниорадзе, выдающемуся ученому, учителю, которая всю жизнь вместе с Шалвой Александровичем Амонашвили посвятила педагогические чтенияслужению гуманной педагогике. Организаторами Чтений выступила Лаборатория гуманной педагогики г. Новокузнецка Кемеровского регионального отделение общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики». Мы благодарны поддержке Комитету образования и науки Администрации г. Новокузнецка, Институту повышения квалификации учителей, Кузбасской государственной педагогической академии, Лицею № 111 и Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов.
Участников - приверженцев гуманной педагогики, сознающих необходимость менять образовательное пространство в сторону духовности и расширения сознания, собралось немало - 300 педагогов со всего Кузбасса, Новосибирской области, Красноярского края, Хакасии, Горного Алтая. Все обсуждали насущные вопросы, обменивались опытом, наблюдениями и открытиями.
Главной темой Чтений «Манифест гуманной педагогики - путь в будущее» стало изучение и совместное обсуждение идей, заложенных в этом пленарное заседаниедокументе.
Член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель Республиканской организации «Центр гуманной педагогики» Т.В. Шуртина рассказала об истории создания и основных положениях Манифеста гуманной педагогики, их своевременности и актуальности и роли в создании этого документа В.Г. Ниорадзе.
Мы невооруженными изумленными глазами видим, как меняются наши дети – психически и даже физически. Нынешние ученики совсем не те, что пару десятилетий назад. А педагогика все та же – авторитарная, застойная и по большому счету, беспомощная. Учителя и в буквальном, и в метафорическом смысле работают на будущее, а Манифест, обращаясь к ним, зовет в это будущее, поручая учителю стать его творцом.
мастер-класс Дома Творчества г. АбаканРектор КузГПА, доктор педагогических наук профессор С.М. Редлих поставил вопрос о причинах обострившейся в последнее время критики российской системы образования. 30 из 42 оставшихся после слияний и закрытий педагогических вузов признаны неэффективными.
Руководитель культурно-образовательного центра библиотеки им. Д.С. Лихачева г. Новокузнецка кандидат искусствоведения Е.С. Кулакова рассказала об удивительном педагоге-новаторе, работавшем в алтайской коммуне «Майское утро» А.М. Топорове в 1920-х годах, у которого учились родители космонавта № 2 Германа Титова.
Мечтой космонавта было встретиться с легендарным учителем, о котором он узнал от своих родителей. Когда встреча осуществилась, Андриан Митрофанович сказал, что его жизнь была озарена полетом Германа в космос, а космонавт ответил, что его жизнь была озарена лучом света учителя.
Доктор культурологии профессор Сибирского государственного индустриального университета г. Новокузнецка Н.К. Анохина говорила о необходимости воспитания расширенного сознания на основе целостного миропонимания, перерастающего сложившуюся парадигму разделения реального и ирреального, о многопрофильном образовании, о воспитании цельного культурного человека.
Полным согласием и узнаванием аудитория восприняла выступление молодого кандидата физико-математических наук из Новосибирска Д.А. Бунтина «Педагоги – творцы культуры», делившегося своим опытом работы в «Лаборатории исследователей» четвероклассников, обращая внимание на такое важное качество, актуализирующееся на уроке, как удивление при наблюдении за процессами, происходящими в окружающем мире. Cлово «диффузия» ожило облаком краски в воде, и пока каждый ученик не попробовал, удивляясь и восхищаясь, по два раза этот опыт, урок вести было невозможно.
Так на пленарном заседании Чтений были подтверждены приоритеты гуманной педагогики — совершенствование, расширение сознания, устремленного к всеобщему благу, вмещающего все многообразие мира, воспитание человека Культуры, способного к самоопределению, приумножению духовных и нравственных ценностей.
Работы лабораторий и мастер-классов показали на практике, с чем сталкиваются учителя на своем пути. Казалось бы, все есть: осознана необходимость перемен, перед учителями есть примеры великих учителей. Что же мешает утвердиться на пути к торжеству гуманной педагогики? Оказывается, многим из нас недостает воли к устремлению, ведь так трудно перенести сознание в будущее, в стенах авторитарной школы исповедовать принципы гуманной педагогики и верить в ее неизбежность. По всеобщему признанию, поддерживать высокий педагогический дух помогает Манифест, утверждающий, что без учителя, ответственного за будущее, нет пути и нет восхождения. Настоящими помощниками и сотворцами на этом пути становятся наши ученики.
МК ЕН ЧерноземовойЕ.Н. Черноземова, вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», доктор филологических наук, профессор, Рыцарь Гуманной Педагогики, в своем докладе «Манифест нового педагогического сознания на страже детства» отметила черты этого нового сознания у детей. Они оказываются запечатленными и в словесном творчестве, и в живописи, и в графике по-новому мыслящих и ощущающих мир юных творцов. Перед учителями встает задача наиболее значимая, чем увидеть черты нового сознания у тех, кто сидит за партой: необходимо помочь им состояться, помочь не растерять качеств, мужественно пройти проблему оземления. Эти же вопросы поднимались и на авторском семинаре Е.Н. Черноземовой «Принципы гуманной педагогики и новое в работе со словом», который состоялся следом за Чтениями 7-8 ноября для учителей-словесников.
А еще Елена Николаевна рассказала об опыте сайта «Оранжевый верблюд» - сайта детей о детях и про детей, идея которого - интеллектуальная помощь и поддержка талантливым школьникам и дошкольникам в различных сферах: науке, литературе, живописи и т. д. Его главная цель – дать детям возможность творить, и почувствовать, что их дары духа нужны людям и этому миру.
концертВ подтверждение этой идеи и завершении Чтений в Драматическом театре Новокузнецка состоялся концерт-композиция «Педагогическая симфония», являющая собой пример мощного, победного и вдохновенного сотворчества Учителя и Ученика.
Так пятые Всероссийские педагогические Чтения стали днями объединения его участников в осознании наступающих перемен, определили для учителей задачи и цели, без которых не может быть пути в будущее.
Пятые Всероссийские чтения «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее» в Новокузнецке
Видео с Чтений
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
V Всероссийские чтения по Гум.Пед-ке в Новокузнецке
5 и 6 ноября в Новокузнецке состоялись пятые Всероссийские чтения по теме "Манифест гуманной педагогики - путь в будущее". Педагоги из многих городов России приняли участие в пленэре, работе творческих лабораторий и посетили мастер-классы педагогов-практиков. Сегодня в драмтеатре они встретились, чтобы подвести итоги.
- «Для того, чтобы понять, в каком направлении должно двигаться изменение учительского сознания, мы должны понять, куда идёт сознание детей. Оно тоже изменчиво, оно тоже меняется».
Именно для того, чтобы понять, как же меняется сознание учеников, и изменить своё отношение к ним, педагоги России работали в так называемых творческих лабораториях. Размышляли и выясняли - как воспитать благородного человека, что такое духовный гуманизм, какой он - гуманный учитель? И это лишь несколько вопросов из того огромного количества задач, которые им необходимо было решить во время работы. Но независимо от того, какую творческую лабораторию посещали молодые специалисты и педагоги со стажем, будь то, лаборатория естественных наук или эстетики, все они пришли к единому мнению - учителем может называться лишь тот, кто всего себя отдаёт ребёнку и начинает с самосовершенствования.
Нина НЕДОСПАСОВА, ректор "Института повышения квалификации" г. Новокузнецк: «В наше такое непростое время, когда мы понимаем и всё образование уже понимает, что авторитарная педагогика должна уйти на задний план, а она у нас, к сожалению, присутствует и во многих школах и в душе многих учителей. И чтобы как-то изменить ситуацию, изменить отношение к ученику, чтобы увидеть ученика, чтобы его раскрыть, чтобы встать на его позицию и отсюда строить образовательную политику. Вот такая примерно цель, если так в нескольких словах, и преследуется мероприятиями, которые мы проводим».
Педагогические чтения в этом году собрали более 300 педагогов из Кузбасса, Хакасии, Новосибирской области, Горного Алтая. Из одной только Хакасии прибыло 57 участников. Сегодня они подвели итоги совместной работы. А завтра и послезавтра смогут посетить авторский семинар профессора Московского государственного педагогического университета Елены Николаевны Черноземовой в институте повышения квалификации Новокузнецка.
Источник