Вспоминая Двенадцатые Чтения...
Впечатления-размышления об участии в Чтениях «Манифест Гуманной Педагогики – путь в будущее»
(Слово – участникам Чтений из г.Ульяновска)
Манифест Гуманной Педагогики. Что он есть?
– Эволюция.
– Духовность. Человечность. Свет. Вечность.
– Источник. Наука. Искусство.
– Вдохновение. Преображение. Восхождение…
Новичкова Надежда Михайловна,
доцент УлГПУ им. И.Н.Ульянова,
Рыцарь Гуманной Педагогики,
г.Ульяновск
С 22 по 24 марта 2013 года я участвовала в XII-х Международных Педагогических Чтениях "Манифест гуманной педагогики – путь в будущее". Проходили они под непосредственным руководством и при участии Президента Международного Центра Гуманной Педагогики, Рыцаря Гуманной Педагогики Ш. А. Амонашвили. Мне посчастливилось принять участие в светлом, наполненным теплом, большом трёхдневном Уроке.
Я,как будущий педагог, искала ответы на вопросы:
- как расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;
- как личность человека рождается в борьбе с самим собою;
- как взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;
- как пристраститься к источникам педагогической мудрости;
- как постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
- как взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру?
Моё путешествие в этом Уроке началось с приятной, по-дружески родной встречи нашей группы с Ш. А. Амонашвили. Он поблагодарил нас, студентов, за приезд на Чтения и пожелал удачи на Чтениях.
В День открытия и Первой встречи на Чтениях мы познакомились с замечательными педагогами, сторонниками Гуманной Педагогики. Вдохновленные ими и Шалвой АлександровичемАмонашвили в высшей степени, мы отправились на работу в лаборатории. Я принимала участие в работе лаборатории «Манифест: родительский дом – начало начал», которой руководила Клара Шарафовна Мансурова (Москва). Мы работали дружно в группах, проявляя мудрость, педагогическое чутье, изобретательность.
В группах можно было почувствовать созвучие сердец и мыслей участников. Так участники лабораторий приняли непосредственное участие в разработке дополнений к Манифесту, нужных всем учителям и студентам педагогических специальностей, привязанных сердцем к Гуманной Педагогике.
Во второй день Чтений мы помогали Н. М. Новичковой проводить мастер-класс «В Гуманную Педагогику – по зову души». Мастер-класс прошел солнечно, душевно. После «Встречи в кругу» в воздухе можно было ощутить духовную близость участников. Очень теплыми были творческие наработки цветных лабораторий о духовности учителя и ученика. Они подтверждали, что детей света должны учить учителя света. Мы наблюдали и сами творили методы и формы одухотворенной и сердечной работы с Манифестом Гуманной Педагогики. Очень гармоничным оказалось душевное выступление Александры Фенькиной. Звуча ее нежный голос, сопровождаемый тонкой, мелодичной игрой на гитаре. Каждый участник всем сердцем отозвался на этот мастер-класс. Это было прекрасным началом второго дня Чтений и отличной основой перед мастер-классом Ш. А. Амонашвили.
А впереди нас ждал мастер-класс самого Шалвы Александровича Амонашвили. На его мастер-класс я пришла с открытым сердцем. Все мысли и чувства, озвученные Шалвой Александровичем, нежно коснулись моего сердца, захватили разум. Его непринужденное общение с детьми на сцене вызывало восторг и восхищение этим замечательным педагогом, его педагогическим мастерством! Меня поразили умения легко, буквально с детской непосредственностью объяснять детям материал урока, зарождать и питать в детях желание выполнить творческое задание на уроке и домашнее задание. Такое педагогическое искусство может развить в себе только Человек с чистым, добрым сердцем и гуманным разумом. Именно за такими людьми есть будущее педагогики и всего человечества!
В последний день Чтений подводились итоги этого прекрасного «большого трёхдневного Урока». Все участники получили огромный заряд вдохновения, духовности, сердечной теплоты. Все были причастны к великим идеям Манифеста. Работа лабораторий и мастер-классов оказалась очень продуктивной. Она была наполнена верой в Ребенка, его духовное человеческое предназначение. Только духовность учителя сможет пробудить духовность ребенка и направить ее так, чтобы ребенок смог полностью проявить себя как человек духа, смог быть чистым, добрым, честным и жить во благо людей.
Вызвало радость присуждение званий Рыцаря и Учителя Гуманной Педагогики от имени Международного Центра Гуманной Педагогики. Поразило то обстоятельство, что эти звания получили не только опытные педагоги и учителя, «окрыленные духом» люди, но и совсем юные, «несущие свет», люди. Все они, несомненно, заслуживают этой награды –«Лебедь и сердце».
Международные Чтения по Гуманной Педагогике – это чудо в моей жизни и жизни людей, посвятивших и желающих посвятить свою жизнь служению детям. Каждый год это событие добавляет еще один лучик света в солнце педагогики. Именно здесь люди делятся не только опытом в области воспитания, развития и образования детей, но и своим сердцем. Эти чтения добавляют красок в радугу духовности, переходящей от воспитателя к воспитаннику, от учителя к ученику, от человека к человеку. Главное – это наполненность Международных Чтений по Гуманной Педагогике верой в ребенка и его особое предназначение, мудростью учителя, которую пронесли через века прекрасные люди, и самое важное – духовностью учителя и ученика.
XII-е Международные Чтения по Гуманной Педагогике сделали самое главное: они подарили надежду на светлое будущее нашего образования, показали, что «ребенка света может воспитать только человек света», вдохновили на творчество и доказали, что только открытое сердце и внутреннее душевное тепло может согреть ребенка.
Савенкова Светлана,
студентка 4-го курса
исторического факультета
УлГПУ им. И. Н. Ульянова,
г.Ульяновск
Жизнь человека наполнена моментами и событиями, которые заставляют смотреть на будущее иными глазами. Это отражается в поведении, в поступках, мыслях и даже чувствах человека. Особое место в жизни человека занимают знания о состоянии души и духовных законах. Педагогу, который является посредником между Богом и Ребенком, важно знать эти законы любви, покаяния, сострадания, сочувствия, щедрости, бескорыстия.
Педагогические Чтения по Гуманной педагогике, которые проводятся под руководством Шалвы Александровича Амонашвили, помогают каждому педагогу нащупать эту духовную нить. А Манифест Гуманной Педагогики учит нас не отвлекаться от главной цели воспитания и жизни – спасения души как ребенка, так и взрослого человека, что лежит во главе угла всего земного бытия. Он ориентирует нас направлять жизненные силы, силы воспитания и обучения на добро, во благо человека, чтобы он мог в себе спасти человека.
В движении сторонников гуманной педагогики участвуют люди разных наций, религиозных и философских взглядов. Но всех объединяет вера в Бога, в добро, в ребенка, в свои силы. Удивляет пример Ш.А.Амонашвили как руководителя этого движения: его взгляды, подходы, методы и методики взаимосвязаны на духовной основе. И снимается вопрос о том, что мы все разные – мы объединены духовной общностью. Уроки Шалвы Александровича – необычные, оригинальные, творческие, гуманные. А самое главное – в них есть то мастерство, в котором философия гуманной педагогики воплощается в практике. Так, я снова убедился, что нужно различать педагогическую философию и практику гуманной педагогики. Я понял, что методики безжизненны без духовного знания и опыта. Черпать духовные силы в моей педагогической деятельности я буду исключительно из книг классиков педагогики и христианского наследия. Чего и Вам желаю!!!
Матвеев Максим, студент 2 курса
исторического факультета
УлГПУ им. И.Н.Ульянова, г.Ульяновск
Мне очень запомнилась наша поездка в г. Москва на Двенадцатые Международные Педагогические Чтения «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее». Прежде всего тем, что я познакомился с интересными людьми, для которых педагогика – смысл жизни: практикующими учителями, преподавателями университетов. Это действительно, по-настоящему увлечённые своим делом, люди.
Особенно запомнились практические мастер-классы, которые погружали нас в атмосферу доброты и гуманности, и, в конечном счёте, помогали понять гуманные основы профессии Учителя.
Неоценим опыт погружения в гуманную педагогику на Чтениях. Такие встречи закладывают основу базисных профессиональных убеждений и знаний педагога-гуманиста. Очень интересной была работа в педагогических лабораториях, где мы участвовали в обсуждениях основных положений «Манифеста Гуманной Педагогики», решали актуальные проблемы обучения и воспитания современных детей.
Было полезно ознакомиться с новинками представленной педагогической и методической литературы по гуманной педагогике.
Самое сильное моё впечатление – это посещение Музея Рерихов при Международном центре Рерихов. Поскольку к Чтениям я готовил сообщение об истоках гуманной педагогики на примере философии Н.К. Рериха, то при посещении этого центра ещё больше проникся идеями этого великого человека.
А на Чтениях поразила доброжелательность принимающей стороны в вопросах размещения, обеспечения нашего быта.
Запомнилась и культурная программа нашей поездки в Москву: посещение исторического музея, музеев на территории Кремля, в частности, Оружейной палаты и Алмазного фонда. Для меня, как для будущего историка, это очень ценно.
Проблемы гуманной педагогики мне очень интересны, и я надеюсь и дальше продолжать получать новые знания в этой области, работать над собой и быть причастным к реализации идей Манифеста Гуманной Педагогики.
Алферьев Данил,
студент 3 курса исторического факультета
УлГПУим.И.Н.Ульянова
Самые светлые и яркие впечатления остались у меня от участия в Двенадцатых Международных Педагогических Чтениях «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».
Сколько одухотворенных людей собрал Манифест этой весной на традиционных Чтениях! С радостью я побывала на мастер-классе Шалвы Александровича Амонашвили «Методы любви к детям в образовательном процессе». Я увидела, как мудрая любовь к детям и своему делу делает возвышенным общение с детьми. Как эта любовь очеловечивает отношения учителя с детьми на уроке. Шалва Александрович окрыляет меня для педагогического самосовершенствования.
В лаборатории «Искусство управления образованием», которую вел ТалисЯунземис, я впервые увидела пронзительный фильм Гарри Бардина «Адажио», под впечатлением которого нахожусь до сих пор. В день проведения лаборатории у ТалисаЯунземиса был день рождения, но против обыкновения именинник подарил нам оригинальный подарок «Кактусы».
Очень запомнился мастер-класс «В гуманную педагогику – по зову души», который вели Новичкова Надежда Михайловна и со-ведущие Елена Аленченкова и Елена Козлова, студенты исторического факультета УлГПУ им. И.Н.Ульянова. Я благодарна им за оригинальный, наполненный жизнью разговор о духовных смыслах Манифеста Гуманной Педагогики. Все участники мастер-класса с радостью творили и делились творчеством, легко общались. Вдохновение и сердечное тепло передавалось друг другу.
Приятно удивили меня музыкальные номера Чтений. И особое впечатление – от космической поэзии поэтессы Марианны Озолиня и ее судьбе. Интересно было послушать выступления Рами Блекта и В.В. Довганя и узнать, что есть сподвижники гуманистических идей в современном мире.
Двенадцатые Чтения вдохновляют нас на свершения в области педагогического познания, окрыляют на любовь к отдельному ребенку и ко всему миру в целом!
Фенькина Александра Анатольевна,
педагог детского сада МАОУ
«Авторский лицей Эдварса №90», г.Ульяновск
Программа Чтений «Манифест Гуманной Педагогики – путь в будущее» была насыщенной и очень интересной: встречи, работа в лабораториях, мастер-классы, церемония награждения, выступления и многое другое.
Особое впечатление и радость появлялась, глядя на состав участников Педагогических Чтений, а именно: большое количество педагогов мужчин, их заинтересованность, близость идеям Гуманной педагогики, их вклад в продвижение гуманных идей в современной российской школе. В их числе видные деятели науки и культуры: Ш.А.Амонашвили, академик РАО, президент Международного центра гуманной педагогики, В.В. Рябов, президент Московского городского педагогического университета, А.Г. Кутузов, ректор Московского городского педагогического университета, М.В.Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и др.
В День открытия Чтений особенно ярким и впечатляющим было выступление Ш.А. Амонашвили «Судьба Манифеста Гуманной педагогики». В своем Слове он затронул насущные проблемы, касающиеся всего гуманистического сообщества. А как вдохновенно, просто и понятно говорил он о великих идеях Манифеста. Слова Шалвы Александровича ложились на душу. В частности, им была предложена идея о совместной творческой работе по созданию Приложения к Манифесту, в котором должны быть отражены все те методы и пути, которые помогут воплотить идеи Манифеста Гуманной Педагогики в живом, реальном педагогическом процессе. Разработке этих пожеланий и предложений была посвящена работа 7 исследовательских лабораторий на Чтениях.
Во второй день Чтений, 23 марта, мы, студенты Ульяновского педагогического университета совместно с руководителем Новичковой Н.М. проводили мастер-класс на тему «В гуманную педагогику – по зову души». Руководящей идеей мастер-класса стала идея из Манифеста о духовной общности, сотрудничестве и сотворчестве, устремленных от сердца к сердцу. В цветных лабораториях участникам мастер-класса предлагались различные творческие задания. Среди них заинтересовавшие меня задания: «Какие смыслы из Манифеста близки и созвучны лично вам сейчас, сегодня?». И каждая группа обращалась к тексту Манифеста. «Какие идеи Манифеста, на ваш взгляд, с трудом прорастают в нашей педагогической практике?». А творческие задания: На что похожа духовная общность учителя и ребенка? Духовная энергия ребенка? Духовная энергия учителя и т.п. все выполняли с радостью и фантазией. Ответы участников поражали глубиной творческой мысли и сердечного волнения.
Весь мастер-класс был очень эмоциональным, а его участники отличались большой открытостью, детской радостью и заинтересованностью (несмотря на то, что в мастер-классе участвовали взрослые люди) взаимопониманием, поддержкой и уважением. В завершение каждому из участников мастер-класса было предложено написать мини-послание студентам Ульяновского педагогического университета, которые были помещены в капсулу. Главная задача мастер-класса была выполнена – идея духовной общности, сотрудничества и сотворчества была претворена в жизнь теми, кто устремлен к ним сердцем. Участники уходили с мастер-класса со светлыми лицами и улыбкой, и надеемся, с вдохновением на дальнейшее творчество в воплощении идей Манифеста.
Хотелось бы пожелать всем нам, участникам Педагогических Чтений, творчества, самосовершенствования, доброго опыта по работе с Манифестом, сердечных мыслей и гуманных чувств. Чтобы делиться ими с коллегами, воспитывать и образовывать самих себя, питать свою душу идеями добра и любви (не только к детям, но и к каждому окружающему нас человеку).
Матвеев Александр,
студент 3 курса исторического факультета
УлГПУ им. И.Н.Ульянова,
г.Ульяновск
Педагогические Чтения о Манифесте Гуманной Педагогики оказали на меня сильное влияние. Все три дня Чтений проходили, словно на другой планете, где есть свои понятия и жизненные ценности. На Чтениях были разные педагоги: те, которые принимали все с открытой душой, и те, кто пускал в свою душу долю сомнения. Скорее всего, я отношусь к последним, так как у меня возникали вопросы, на которые я не успевала ответить. Надеюсь, я смогу найти ответы в самом же Манифесте или других книгах по гуманной педагогике.
А Шалва Александрович Амонашвили – человек особенный, удивительный и неповторимый. Его уроки отличаются от тех уроков, к которым привыкли в школе. Это то, к чему должен стремиться каждый учитель. Я с нетерпением жду следующих Чтений!
Данилина Мария, студентка 2 курса
исторического факультета УлГПУим.И.Н.Ульянова,
г.Ульяновск
Совсем недавно мы вернулись из Москвы. Мы участвовали в Двенадцатых Международных Педагогических чтениях «Манифест Гуманной Педагогики – путь в будущее». Незабываемые впечатления остались от Учителя и Ученого – Ш. А. Амонашвили, от его речи и мастер-класса. Как всегда, Шалва Александрович говорил мягким голосом, говорил от души. Слушая его, заряжаешься энергией, удивляешься как, рассуждая простым языком, доступно он доносит до всех нас идеи гуманной педагогики. Радуешься тому, как близки идеи Манифеста Гуманной Педагогики, которые он излагает так ясно. Вроде бы любовь к детям заложена в каждом из нас, однако на деле эта любовь прячется под маской уставшего учительского лица. Наблюдая за присутствующими на Чтениях, замечаешь, что с их лица не сходит улыбка. Хочется, чтобы они донесли эту улыбку до своих школ, классов, приехали обновленными и открывшими в себе высокое предназначение.
Запомнился наш мастер-класс: «В гуманную педагогику – по зову души». Думаю, он впечатлил всех, кто присутствовал на нем – как своей содержательной линией и организацией работы, так и по-весеннему солнечной атмосферой. Многие входили в аудиторию с серьезнейшими лицами, но сразу с начала работы мастер-класса все учителя и преподаватели стали светлыми и улыбающимися людьми, готовыми к сотрудничеству и сотворчеству. В аудитории царила атмосфера добра, взаимопроникновения и духовной общности, встретившихся впервые друг с другом людей. Думаю, все сохранят этот мастер-класс в своей памяти, и он поможет им вдохновиться на творчество в их школьной жизни.
Запомнилось, как мы вместе проводили вечера. Сначала обсуждали бурные события прошедшего дня, делились размышлениями, эмоциями, впечатлениями. А их было очень много! Планировали наши дела на следующий день. А потом пели под гитару любимые песни. Все, кто поехал на Чтения, оказались замечательными людьми.
Наше участие в Чтениях и пребывание в столице было наполнено многими событиями и очень запомнилось. Атмосфера Чтений и идеи гуманной педагогики заряжают нас на то, чтобы быть гуманными педагогами.
Шумаева Екатерина, студентка 3 курса
исторического факультетаУлГПУим.И.Н.Ульянова,
г.Ульяновск
Как чистый родник и как яркий луч солнца – для нас каждые Чтения по Гуманной педагогике и каждый семинар Шалвы Александровича Амонашвили! Для нас на Чтениях всё было очень красиво и легко, как весенние облачка на светлом небе.
Мы были рады увидеть светлые лица педагогов, педагогов от Бога, педагогов с чистым сердцем и с чистыми мыслями. Мы рады за Нашу Н. М. Новичкову. Ее мастер-класс вдохновляет на творчество. Спасибо ей за такое вдохновение!
Мы говорим всем Спасибо за Вечный свет Манифеста, за Вечный свет неба, которым он светится. До новых встреч!!!
Козлова Елена, Аленченкова Елена,
студентки 5-го курса исторического факультета
УлГПУим.И.Н.Ульянова, г.Ульяновск
Источник