Эксперименты в школе и над школой

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 08 мар 2011, 23:03

Единственный из всех просмотренных мною учебников по педагогике, который захотелось прочитать, и чтение которого - дело увлекательное и интересное - это учебник, автором которого является Иван Павлович Подласый, 2001 года выпуска.
Это - учебник, заставляющий читателя/студента мыслить, размышлять, определяться со своей точкой зрения в том или ином вопросе.
В принципе, учебник - гуманистически направленный. В нем говорится и о том, что в школу нельзя идти учителю, не любящему детей, и о безусловном уважении личности ребенка, и о новаторстве в педагогике, которое отходит от авторитаризма и возвращается к ценностям педагогической классики.
Но!
Вот фрагмент из этого учебника, который мне хотелось бы здесь привести.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Владос, 2001. - Кн. 1. - С. 195-196

Одним из главных недостатков нашей педагогической теории, освещающей, как известно, путь практике, является выпячивание сверх всякой меры приоритетности знаний и образования. Увеличение объёмов заучивания знаний в ущерб физическому, нравственному, трудовому воспитанию стало нормой школьной жизни. При этом никто не может объяснить, зачем больному невоспитанному человеку с неопределенными моральными устоями нужны эти самые знания...
По всем признакам отечественная теория воспитания и руководимая ею практика находятся в кризисе...
Причиной кризиса, по мнению профессора В. Кумарина, стал конфликт между ложной философской гипотезой о врожденном равенстве умов и принципом природосообразности (цитаты здесь). Другими словами, противоречие между одинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую "одинаковость умов", и далеко не одинаковыми способностями (врожденными!) детей к усвоению тех или иных учебных предметов, что прекрасно понимали педагогические классики.


Вроде бы, замечательные слова. Но в итоге автор приходит к выводу, что лучшая - самая гуманная и природосообразная - система обучения в Америке и Европе, где основными в школах являются три предмета: английский, физкультура и обществоведение. А вроде как все остальное - дети выбирают сами, исходя из своих склонностей. И это - с первого класса!
Как раз то, к чему нас сейчас и пытаются подвести.
Но является ли такой подход истинным воплощением того принципа природосообразности, о котором говорили Коменский и Песталоцци? Неужели есть такие дети, которые не могут прибавить 1 к 3 или не могут выучить таблицу умножения?!
Нужно ли нам отказываться от того уровня образования, который был достигнут в СССР? С какого класса возможна специализация и какие предметы должны входить в обязательные?

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 27 авг 2011, 17:46

Еще один потрясающий сознание факт. Только касающийся не школы, а ВУЗов.
Не знаю, как в прошлом году, но в этом есть такая особенность для поступающих в педагогические учебные заведения.
Есть сейчас там такая вещь - направления подготовки. Есть одно большое направление "Педагогическое образование". Я так предполагаю, что в это направление входят все специальности по предметам, которые есть в школьном курсе.
В этом направлении профилирующий предмет ДЛЯ ВСЕХ - обществознание. Не музыка (у тех, кто будет вести музыку), не иностранный язык (у учителей иностр. языка) и т.д.
И в итоге получается такой казус - поступающие на иняз пединститута ДАЖЕ НЕ СДАЮТ иностранный язык!!!
А на нашем факультете, например, при составлении рейтинга у людей, набравших одинаковые проходные баллы, выше ставится не тот, кто получил выше балл по творческому экзамену, а тот, у кого выше балл по обществознанию.
И так же, соответственно, если кто-то поступает на второе высшее (это поступление идет по собеседованию по профилирующему предмету), то для ВСЕХ, идущих на учителей в школы, это будет - обществознание! Не музыка, не русский язык, иностранный язык, ни физкультура и т.д.
Вот такие вот нововведения...

Аватар пользователя
Iris
Сообщений: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Iris » 12 сен 2011, 16:21

Можно было бы удивиться. Но это если не знаешь, например, что для того, чтобы стать учителем музыки в Европе (а может быть и в США - данных у меня нет), достаточно прослушать 2-годичнй курс лекций в университете в рамках любого факультета. Причем, музыкального образования, просто способностей, владения хоть каким-то инструментом - НЕ НУЖНО. А мы тут про программы спорим ;)
Последний раз редактировалось Iris 12 сен 2011, 19:44, всего редактировалось 1 раз.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Valentina » 12 сен 2011, 18:48

Екатерина писала:
Еще один потрясающий сознание факт. Только касающийся не школы, а ВУЗов.
Не знаю, как в прошлом году, но в этом есть такая особенность для поступающих в педагогические учебные заведения.
Есть сейчас там такая вещь - направления подготовки. Есть одно большое направление "Педагогическое образование". Я так предполагаю, что в это направление входят все специальности по предметам, которые есть в школьном курсе.
В этом направлении профилирующий предмет ДЛЯ ВСЕХ - обществознание. Не музыка (у тех, кто будет вести музыку), не иностранный язык (у учителей иностр. языка) и т.д.
И в итоге получается такой казус - поступающие на иняз пединститута ДАЖЕ НЕ СДАЮТ иностранный язык!!!
А на нашем факультете, например, при составлении рейтинга у людей, набравших одинаковые проходные баллы, выше ставится не тот, кто получил выше балл по творческому экзамену, а тот, у кого выше балл по обществознанию.
И так же, соответственно, если кто-то поступает на второе высшее (это поступление идет по собеседованию по профилирующему предмету), то для ВСЕХ, идущих на учителей в школы, это будет - обществознание! Не музыка, не русский язык, иностранный язык, ни физкультура и т.д.
Вот такие вот нововведения...


Не сдержалась, чтобы не возразить такой некомпетентной позиции. Прежде, чем возмущаться, мне кажется, нужно разобраться в ситуации.
С этого года в вузах вводятся государственные образовательные стандарты нового поколения. Уважаемые преподаватели, прежде, чем возмущаться, вы хотя бы познакомьтесь с основным документом, на основании которого выдается диплом вашим студентам. Я предполагаю, в данной ситуации речь идет о направлении 050100 "Педагогическое образование". Госстандарт можно посмотреть здесь: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/
Согласно этого госстандарта учебное заведение выпускает не учителя музыки, а бакалавра широкого профиля, но со специализацией: музыкальное образование, физ.культура, география и т.п. Это определяет сам вуз и рынок труда, кого будут выпускать.
Вот выдержка из этого документа:
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая, культурно-просветительская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Высшие учебное заведение также имеет право самостоятельно определять проводить или не проводить творческий экзамен. Балы за этот экзамен суммируются с баллами, полученными абитуриентом на других вступительных испытаниях, и при поступлении учитывается общая сумма баллов, а не профилирующий (?) экзамен.
Вот пример, какие творческие экзамены проводит при наборе студентов на это же направление РГПУ имени А.И.Герцена (см. здесь: http://www.herzen.spb.ru/img/files/kiwi ... O_sokr.pdf ).
Наш вуз, например, при наборе на специальность СПО "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" не проводит творческий экзамен, т.к. нам проще научить, чем переучивать студентов. Такова специфика нашей методики обучения. И это наше право, это выбор нашего педагогического коллектива. У нас спрашивают, будем ли мы проводить вступительный творческий экзамен.
Если руководство университета не советуется с выпускающими кафедрами, то это проблема не госстандарта или системы образования вообще, а проблема конкретного вуза или кафедры, которой все равно, что и как за них кто-то решает. Нужно быть компетентными в своей сфере деятельности, а не пенять на Америку, когда "зеркало" кривое.

Аватар пользователя
Iris
Сообщений: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Iris » 12 сен 2011, 20:12

Уважаемая Valentina!
Дьявол, как известно, прячется в подробностях.
Совершенно согласна, что
Valentina писал(а):Нужно быть компетентными в своей сфере деятельности, а не пенять на Америку, когда "зеркало" кривое.

Вы, будучи компетентны в своей специальности, не вполне владеете ситуацией в смежной, о которой был мой пост (о подготовке учителей музыки в Европе).
А суть моей реплики в следующем. Для того, чтобы стать учителем музыки в школе у нас необходимо получить музыкальное образование в объеме музыкальной школы (5-7 лет, в зависимости от инструмента), затем закончить музыкальное (или аналогичное) училище/колледж (еще 4 года). И только потом можно поступить на муз-пед факультет. Не знаю, как в вашей специальности, но в нашей базовая подготовка, как и в балете, начинается очень рано и без нее професиональным музыкантом не стать.
Теперь сравните это с европейской системой подготовки учителя музыки:
Iris писал(а):для того, чтобы стать учителем музыки в Европе (а может быть и в США - данных у меня нет), достаточно прослушать 2-годичнй курс лекций в университете в рамках любого факультета. Причем, музыкального образования, просто способностей, владения хоть каким-то инструментом - НЕ НУЖНО.


Ни о каком профессионализме при таком образовании речи быть не может.
Для нашей специальности западные стандарты обучения губительны.

Это, разумеется, хорошо, что есть хотя бы творческие экзамены на музыкальный факультет. Но насколько в бакалавриате сохраняется преемственность музыкального образования (у нас - как в балете или спорте: год не позанимался - три года это будет чувствоваться)? Ходили разговоры среди профессионалов, что в бакалавриате будет практически отсутствовать профессиональная музыкальная подготовка. Обучение будет вестись с упором на общие дисциплины и специализация начнется только в магистратуре. Для нашей профессии это смерть. Бились за то, чтобы для музыкантов в педВУЗах вместо двухступенчатой системы оставили пятигодичный специалитет. Но, похоже, ничего не получилось. Так в угоду Болонской системе разрушают уникальную систему подготовки учителей музыки, которой аналогов в Европе нет.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Valentina » 12 сен 2011, 20:48

Iris, извините, если Вы на свой счет восприняли мое сообщение. Я имела в виду не Ваше сообщение, а общее отношение к нашему российскому образованию. Соглашусь, в нашей системе образования много проблем, но не нужно создавать лишние мифы, что не учитывается творческий экзамен.

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 12 сен 2011, 21:03

Да, Ирис, Ваши слова отзываются болью в сердце. Мы пока тоже принимаем на 5-тилетний срок обучения, но документа о предыдущем музыкальном образовании у нас, к сожалению, уже давно не надо предоставлять, и мы тоже уже обучаем студентов без предыдущего музыкального образования - не то что музыкального училища или колледжа, но даже и музыкальной школы... Учим ноты, чуть ли не двумя пальцами играем на инструменте...
Мне кажется, что корень проблемы - в общем обесценивании гуманитарных специальностей. У нас последние годы постоянно недобор. Чтобы факультет не закрыли, приходится брать всех подряд, практически даже с улицы - тех, кто больше никуда не может поступить((
В данной ситуации уже остается только молиться, чтобы практически все студенты, окончившие наш факультет НЕ пошли работать в школу. А что уж говорить о том "уровне" подготовки, который будет, если введут эту Болонскую систему и три года ВООБЩЕ не будет музыкальных предметов...

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 12 сен 2011, 21:16

Валентина, в моем сообщении не говорилось, что баллы творческого экзамена не учитываются.
А на нашем факультете, например, при составлении рейтинга у людей, набравших одинаковые проходные баллы, выше ставится не тот, кто получил выше балл по творческому экзамену, а тот, у кого выше балл по обществознанию.

Подчеркнутое - общий балл по трем предметам. Например, один абитуриент по творческому экзамену получает 98, а по обществознанию - 45 (для тех, кто закончил школу не прямо вот в последние годы, это - довольно неплохой балл по обществознанию). А у другого будет 41 (практически 2-ка по-старому) по творческому и 80 по обществознанию. При одинаковом общем количестве баллов, в рейтинге выше будет второй, и при конкурсе на бюджетные места первый может не пройти, а пройдет тот, который получил 3- по творческому. И это - будет профессиональный уровень будущих учителей музыки.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Valentina » 12 сен 2011, 21:20

Екатерина, Вы сами открываете корень проблемы в образовании
У нас последние годы постоянно недобор. Чтобы факультет не закрыли, приходится брать всех подряд, практически даже с улицы - тех, кто больше никуда не может поступить((
.

Другая проблема - рынок труда не вмещает того количества выпускников, которые ежегодно выпускаются вузами.

Iris, в ответ на Ваше замечание, что
Ходили разговоры среди профессионалов, что в бакалавриате будет практически отсутствовать профессиональная музыкальная подготовка. Обучение будет вестись с упором на общие дисциплины и специализация начнется только в магистратуре.

Бакалавриат и магистратура - это разные уровни образования. Разница приблизительно как между специальностью и аспирантурой.
Что касается бакалавриата, то могу предложить познакомиться с примерным учебным планом ФГОС ВПО по направлению 050100 "Педагогическое образование"
(бакалавриат, 5 лет) Музыка - судите сами: http://www.mpgu.edu/umo/prof-bac-pedobraz.htm (если нажать на "Музыка" - откроется примерный учебный план, с распределением изучаемых дисциплин по семестрам).

Друзья, не кроются проблемы нашего образования в том, что нам кажется или в том, что мы черпаем из информации на уровне слухов - проблемы совсем иные.
Может лучше выявить их и обсудить.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Valentina » 12 сен 2011, 21:49

Екатерина:
А что уж говорить о том "уровне" подготовки, который будет, если введут эту Болонскую систему и три года ВООБЩЕ не будет музыкальных предметов...


Вот ее то и ввели с этого года. В предыдущем своем сообщении предлагаю посмотреть примерный учебный план и там нет того, что в течение трех лет не будут изучаться профессиональные предметы. Как и прежде, они введены с первого курса, первого семестра и на все 5 лет обучения.


Вернуться в «Гуманная педагогика»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость