Эксперименты в школе и над школой

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 13 сен 2011, 07:56

Valentina писал(а):Друзья, не кроются проблемы нашего образования в том, что нам кажется или в том, что мы черпаем из информации на уровне слухов - проблемы совсем иные.

Валентина, мы с Ирис, как работающие в этой сфере, говорим не о том, что нам "кажется", а о реальном положении дел и своих опасениях в отношении перспективы развития событий. А "слухи" в данном случае основаны на реальных фактах обсуждения подобных вариантов обучения для музыкального образования.

Valentina писал(а):Вот ее то и ввели с этого года. В предыдущем своем сообщении предлагаю посмотреть примерный учебный план и там нет того, что в течение трех лет не будут изучаться профессиональные предметы. Как и прежде, они введены с первого курса, первого семестра и на все 5 лет обучения.

Предметы, изучаемые в педагогическом ВУЗе будущими учителями музыки вижу каждый день в расписании, вывешенном на втором этаже нашего корпуса, а государственные стандарты обучения со всеми изменениями, которые в них чуть ли ни каждые полгода вносятся, как и другие преподаватели, эти же каждые полгода изучаю, переделывая учебно-методические комплексы читаемых дисциплин.
Извините, но я до сих пор в недоумении от возникшей ситуации - была крайне удивлена Вашей реакцией на обыкновенный факт из реальной жизни абитуриентов этого года поступления. Почему-то я оказалась некомпетентным педагогом, не знающим стандартов и при этом обвиняющим Америку в своих бедах.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Valentina » 13 сен 2011, 12:34

государственные стандарты обучения со всеми изменениями, которые в них чуть ли ни каждые полгода вносятся,... эти же каждые полгода изучаю, переделывая учебно-методические комплексы читаемых дисциплин.

Государственные стандарты обучения меняются крайне редко (раз в 5- 7 лет) и с этим были связаны определенные проблемы. Стандарты нового поколения дают больше возможностей в творческой организации учебного процесса. Но бог с ними...
Екатерина, извините, если Вас это все так задевает, я тоже удивлена. Но мне кажется, мы немного не понимаем друг друга, потому, что говорим о разных вещах. Вы обозначаете проблемы существующие в Вашей профессиональной сфере в целом, а я пытаюсь объяснить, что они не связаны с документами, обеспечивающими учебный процесс. Проблемы, как я понимаю, кроются в человеческом факторе и еще в чем-то, пока не анализировала в чем.

Аватар пользователя
Iris
Сообщений: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Iris » 14 сен 2011, 06:53

Valentina писал(а): Проблемы, как я понимаю, кроются в человеческом факторе и еще в чем-то, пока не анализировала в чем.


Проблемы кроются не (только) в человеческом факторе.
Принимаемые стандарты, при всех их положительных чертах (которые безусловно имеются),являются стандартами иной "модели" мировосприятия и мировоззрения - европейской. Полагаю, вы с этим согласитесь.
Применительно с предмету "музыка" эти отличия выглядят следующим образом. В Европе вообще нет понятия "музыкальное воспитание", им не знаком даже этот термин. Только "музыкальное образование". Причем, не надо быть специалистом, чтобы понять, в чем разница - воспитывающий аспект музыки, который до недавнего времени был главенствующим у нас, просто игнорируется. "Как вы лодку назовете, так она и поплывет" (с).
Поэтому мы, музыканты (разумеется, у кого болит душа за воспитание и развитие детей), с особой настороженностью воспринимаем все "новации", которые нам "продавливают" (не будем забывать о коррупционной составляющей этого продавливания, что само по себе диагноз процесса).
Именно поэтому, уважаемая Екатерина, я так ценю программу Кабалевского, при всех ее несовершенствах в части перекоса в идеологию (не забываем, когда она создавалась. Эта программа - методика именно воспитания "не музыканта, а человека" (Сухомлинский)

Еще раз напоминаю - "дьявол прячется в подробностях".

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 16 сен 2011, 23:29

Iris, знаете, как говорит Шалва Александрович, конечно, качество и направленность программ и учебников очень важны, но в итоге всегда результат зависит от личности учителя. И самая гениальная программа в руках бездуховного учителя не даст результатов. Но в то же время и ничем особенным не выделяющаяся программа может наполниться таким содержанием и заиграть такими красками, какие и сам ее автор даже не подозревал туда вложить, если по этой программе будет работать духовно устремленный учитель, для которого главное - воспитать Благородного Человека, а не впихнуть в детей определенный объем знаний для успешного написания ЕГЭ.
И сейчас уже такое время, когда не могут все учителя всех школ работать по одной единственной программе. Это - особенность нашего исторического момента, никуда от этого не денешься. Уже не советские времена, когда все по команде шли единым строем. И слава Богу.
Мне кажется, что программа Кабалевского была настолько же искажена поголовным ее насаждением, как и насильственное насаждение религий. Может, сравнение в данном случае и не совсем корректное, но то, что я видела - в подавляющем большинстве было - "тупое", практически дословное копирование расписанных Кабалевским уроков.
Может, даже и хорошо, что сейчас в большей части школ отошли от Кабалевского, чтобы, отлежавшись немного, программа в чьей-либо новой интерпретации зазвучала по-новому, сохранив все то доброе и светлое, что было в нее заложено.
Кстати, мне кажется, что примерно так и произошло в случае с программой Людмилы Валентиновны Школяр, в которой на новом уровне философского осмысления музыки, сохранены и цель курса, и тематическое содержание (глобально). Другой вопрос, что вот лично наши студенты не готовы к тому уровню осмысления содержания курса и принципов его построения, который задан этой программой.
Я не веду курс "Методики преподавания музыки" и не могу сказать, что глубоко знакома со всеми, имеющимися на данный момент программами по музыке. Конечно, необходимо их более тщательно и вдумчиво изучить, сделать свои выводы по ним, выявить сильные и слабые стороны каждой из программ. Тогда я смогу и здесь что-то более конкретное сказать. Только, конечно, не в этой теме, а в соседней - по уроку музыки.
Пока я остановилась на программе Школяр. Мне она показалась близка по своему духу. Хотя, не абсолютно во всем))

Аватар пользователя
Iris
Сообщений: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Iris » 17 сен 2011, 14:21

Екатерина писал(а):как говорит Шалва Александрович, конечно, качество и направленность программ и учебников очень важны, но в итоге всегда результат зависит от личности учителя. И самая гениальная программа в руках бездуховного учителя не даст результатов.


Эта мысль безусловно правильна, даже без ссылки на авторитет Амонашвили. Топором можно срубить дом, а можно отрубить голову. Но попробуйте топором сделать сложную хирургическую операцию. К сожалению, все знакомые мне современные программы - топоры. Более или менее эстетичные, эргономичные, и пр.

Екатерина писал(а):И сейчас уже такое время, когда не могут все учителя всех школ работать по одной единственной программе. Это - особенность нашего исторического момента, никуда от этого не денешься. Уже не советские времена, когда все по команде шли единым строем. И слава Богу.

Увы и эта мысль, при всей ее кажущейся бесспорности, не беспорна. Хорошо работать по Кабалевскому трудно. Возможно поэтому вы не видели хороших уроков (но согласитесь, это не вина программы). Она сразу показывает кто есть кто. Там должна быть очень высокая техника урока. Понимаю, что в школе с музыкой сейчас "труба", но это не повод снижать хотя бы мысленно нашу "планку" требований к предмету.
Екатерина писал(а):Может, даже и хорошо, что сейчас в большей части школ отошли от Кабалевского, чтобы, отлежавшись немного, программа в чьей-либо новой интерпретации зазвучала по-новому, сохранив все то доброе и светлое, что было в нее заложено.

Позволю себе пошутить (печально). Все мы убедились, что Живая Этика очень сложна, современники в массе своей ее не воспринимают.
Давайте отложим ее до лучших времен, пусть продолжает насаждаться христианство(в его современных убогих формах) или даже "учения вознесенных владык" - они проще, понятнее, и пусть когда-нибудь "отлежавшись немного", Учение и пр. по вашей цитате.
Кстати, наша беседа вполне в теме этой ветки.
Вообще-то плохого о программе Школяр сказать не могу. Но ей не хватает простоты - настоящей.

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Екатерина » 17 сен 2011, 15:22

Iris, трудно с Вами не согласиться. По всем пунктам. Только свободу выбора у людей уже никак не отнимешь. Не будут абсолютно все работать по программе Кабалевского.
И всё же программа Кабалевского - это не Живая Этика, от которой нельзя ничего ни отнять, ни прибавить. Вернее, прибавляться-то с течением времени оно все равно будет. Но вот изменять саму Живую Этику нельзя. Не стала бы говорить то же самое о программе Кабалевского. Не смотря на все ее несомненные плюсы, как Вы и сами уже говорили - очень велика идеологическая составляющая содержания, плюс к тому - а как же космическое мышление? Как мы сейчас без него? В любом предмете. И в музыке чуть ли ни в первую очередь.
Хотя, согласна, наверно, в отношении "отложить", я была не права. Не отложить, но переработать. Да, идейная направленность и тематическое построение всей программы Кабалевского в целом до сих не имеют себе соперников, но изменения, соответствующие современному состоянию общества, знания, уровня сознания человечества не могут не вноситься. Вы так не считаете?

Аватар пользователя
Iris
Сообщений: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Iris » 17 сен 2011, 19:44

Екатерина писал(а): Не отложить, но переработать. Да, идейная направленность и тематическое построение всей программы Кабалевского в целом до сих не имеют себе соперников, но изменения, соответствующие современному состоянию общества, знания, уровня сознания человечества не могут не вноситься. Вы так не считаете?


Безусловно, вы правы. Нет такого явления или предмета, качество которого нельзя было бы улучшить. Мы знаем это из Учения - да и из собственного опыта. Но первейшее условие любого улучшения и совершенствования - знание того, что собираешься улучшать. И согласитесь - много ли сейчас специалистов, которые знают програму Кабалевского не на уровне дачи уроков по готовым разработкам. Мало. Именно это и беспокоит.

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Новости в системе образования

Сообщение Екатерина » 22 сен 2011, 15:22

Минобразования изобрело ЕГЭ для студентов РБК.Daily, 3 часа назад

Не успели школьники привыкнуть к сдаче ЕГЭ, как правительство обсуждает новый единый экзамен, сдавать который придется студентам вместо привычных госэкзаменов. Как стало известно РБК daily, в идеале он будет строиться по модели таких международных экзаменов, как TOEFL и GRE. Первыми с новой формой столкнутся выпускники Высшей школы экономики, потом опыт распространят на всю страну.
Впервые о возможном введении ЕГЭ для бакалавров заявил глава Минобразования Андрей Фурсенко. В августе прошлого года в интервью «Российской газете» он заявил, что необходим объективный инструмент оценки качества образования для выпускников вузов. «Первый шаг уже сделали юристы — они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине», — рассказывал министр.
В этом году пункт о создании единого экзамена для выпускников вузов вошел сразу в два государственных программных документа. В «Стратегию инновационного развития до 2020 года», подготовленную Минэкономразвития, включен стандартизированный экзамен по примеру GRE subject test. Этот экзамен сдают выпускники бакалавриата, желающие поступать на магистерские программы США, он включает проверку уровня владения языком и знаний по математике. «Введение такого экзамена будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет индикатором качества подготовки бакалавров в вузе», — говорится в стратегии.
Экспертная группа по подготовке «Стратегии-2020» также включила его в промежуточный вариант, представленный правительству в августе. Там «ЕГЭ для бакалавра» рассматривается как один из вариантов решения проблемы качества образования.
Конкретного варианта того, как будет выглядеть итоговый вариант экзамена, пока нет. Как рассказал РБК daily источник, принимающий участие в проработке и обсуждении проекта, скорее всего, система будет независима от государства. Прорабатывается идея сотрудничества с компаниями, которые разрабатывают такие международные экзамены, как TOEFL и GRE. «Это признанный национальный инструмент, он честный и открытый, его ведет специальная компания, которая очень дорожит своей репутацией. Никто не слышал, чтобы кто-то купил их результаты», — говорит источник.
Директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков в курсе того, что данный вопрос рассматривается на повестке дня в разных министерствах. «На самом деле для нас неважно, какая именно форма будет у данного экзамена. Нам важен сам принцип. Идея в том, чтобы выпускник бакалавриата доказал, что он выучил дисциплину, и выполнил определенный минимум по ней», — отмечает чиновник.
Ближе всего к реализации единого экзамена после бакалавриата стоит НИУ ВШЭ. Как рассказал проректор университета Сергей Рощин, ВШЭ еще год назад начала разработку новой формы госэкзамена. Это связано с переходом на новые стандарты образования, которые построены на уровне компетенций. «По сути это мини-революция в образовании. Мы уходим от освоения дидактических единиц, плюсов или минусов за определенные предметы, к пониманию того, освоил человек компетенцию или нет», — говорит он.
«Сейчас мы занимаемся разработкой измерительных материалов. Этот проект мы делаем для себя, не для страны в целом, но если надо будет, то готовы делиться со страной», — говорит г-н Рощин. Разработка стандартов началась год назад, работа над ними займет около двух лет. «Некоторые результаты мы будем иметь к концу этого года, более осязаемые — к концу 2012 года, — рассказывает он. — Это будет не тест в стандартном понимании, с плюсами и минусами. Если выбирать между ЕГЭ и TOEFL, то это скорее ближе к последнему. Задания там будут более творческие, комплексные».
У рекрутеров перспектива внедрения экзамена вызывает скепсис. Президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец считает возможность введения такой системы контроля образования утопичной и вредной. «Разница между бакалаврами может быть разительной: кто-то закончил бакалавриат в консерватории, а кто-то в физтехе, и уравнивать два этих класса единым экзаменом не то что бы невозможно, а даже вредно». При этом разница в зарплатах между выпускниками одной и той же специальности, но разных вузов достаточно большая. Однако это уже вопрос бренда того или иного вуза, считает он.

Аватар пользователя
Juri
Сообщений: 425
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Re: Эксперименты в школе и над школой

Сообщение Juri » 13 июл 2013, 18:19

Выступление Президента Международной Лиги защиты Культуры Г.Н. Фурсея на радио "Россия":

СЛУШАТЬ 19 июня 2012 г. (19 мин.)

СЛУШАТЬ - 14 января 2013 г. (21 мин)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытое письмо В.В. Путину академика РАЕН Г.Н. Фурсея

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Я обращаюсь к Вам по просьбе многих и многих представителей нашей общественности, профессиональных работников науки и образования. Причиной этому стала деградация нашего образования и культуры в целом, которая в последнее время достигла критической отметки. Порочная система реформирования этих сфер привела к тому, что с первого места мы переместились приблизительно на сотое в мировом рейтинге образования. Наука, как фундаментальная, так и прикладная, в значительной степени разрушена. Последнее время Вы последовательно отстаиваете суверенность обустройства российского общества. Сейчас необходимо немедленно защитить основные принципы построения российского образования и стимулировать возрождение науки.

Сегодня мы являемся свидетелями активной фазы войны в сфере культуры. На наших глазах под демагогические лозунги последовательно уничтожается лучшее из того, что было создано в СССР: наука, образование, медицина, производство. Уничтожение педагогических вузов, военных академий, «непродуманное» слияние разнопрофильных вузов лишает систему образования кадрового состава и обрекает будущие поколения на интеллектуальную деградацию. Если называть беды своими именами:

нищенское финансирование;

ЕГЭ, как варварская замена проверки уровня развития молодых людей формальной «угадайкой», соответствующей худшим тенденциям массовой культуры;

во главе вузов и образовательных учреждений всех уровней ставятся люди не способные руководить этой сферой. Такова сознательная кадровая политика, представляющая еще один из инструментов уничтожения образования;

вносимые изменения тем более порочны, что еще более провоцируют коррупционную составляющую и многократно усугубляют ситуацию; тем самым изощренно запускается лавинообразный процесс, уничтожающий будущее страны.

На этом фоне любые обсуждения прекрасных перспектив в экономической и прочих сферах развития выглядят циничным обманом уже очевидным для всех. Достаточно сравнить динамику изменений проводимых в России с тем, что делается в Европе и США – они диаметрально противоположны.

Душеспасительная риторика и вынужденное признание частных ошибок не могут скрыть планомерной системной работы по разрушению базовых структур культуры и общества. Этот процесс не заметен, поскольку развивается в сфере невидимого. Но его последствия явные и катастрофические: отдельные люди и общество в целом не могут существовать без структуры; страна без будущего перестает быть государством.


Владимир Владимирович!

Мне недавно исполнилось восемьдесят лет. Я пожилой человек. Но я все еще нахожусь в строю. На мою долю выпала сложная судьба. Мне довелось неоднократно смотреть в глаза смерти: и когда умирал от голода в блокаду, и когда погибал под бомбами на Дороге Жизни, и когда снова умирал от голода в Архангельске... По большому счету мне уже нечего терять кроме будущего моей страны. И сегодня я обращаюсь к Вам, как единственному человеку на кого с надеждой сморят граждане нашей Великой Страны.

Бессмысленно говорить и подправлять мелочи на фоне схода лавины. Головы дракона отрастают быстрее. Надо срочно вносить стратегические правки. Мы еще не до конца утратили традицию. У нас есть прекрасная молодежь. У нас есть стратегические наработки, позволяющие дать ответ на фундаментальном уровне развивающемуся кризису. Это наше российское ноу-хау.

Если Вы сочтете необходимым, то мы готовы в самое ближайшее время представить Вам на рассмотрение развёрнутую концепцию возрождения и оздоровления сферы образования и культуры, как системообразующих сфер жизни общества. Нам необходима Ваша поддержка!

С надеждой на будущее,

искренне Ваш,

Президент Международной Лиги защиты Культуры, вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН), академик, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР, доктор физико-математических наук, профессор Г. Н. Фурсей.


ИСТОЧНИК


Вернуться в «Гуманная педагогика»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость