Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

С предложением к администраторам я обратилась.
МАВРА , отношение детей к любому предмету - это отношение к учителю, который ведет этот предмет. А отношение к учителю - это отношение самого учителя к детям и к своей работе. В данном случае, наверно, Вашему ребенку не повезло с учителем музыки.
К сожалению, я данную книгу не читала. Уже обратила внимание на цитаты из нее в статье, на которую здесь есть ссылка. Обязательно почитаю ее. Спасибо.
А Вы помните - что именно произвело на Вас впечатление? Как вы теперь понимаете - что такое музыка? Почему она так важна для человека? Почему Рерихи каждый день слушали классическую музыку? И в багаж экспедиции, в котором каждый грамм был на счету, они взяли с собой патефон и пластинки с любимыми произведениями?
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Valentina »

Спасибо за ваши предложения, предлагайте конкретные названия и запишите в разделе - "Ваши предложения по работе форума". Может быть, пока достаточно открыть новую тему - Живая Этика о музыке, например. Предлагайте, ждем!
МАВРА
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 13:30

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение МАВРА »

Екатерина, согласна - с учителем не повезло, т.к. только от него всё и зависит! Но, к сожалению, хороших учителей музыки - один на тысячу! Даже в музыкальных школах (где мы тоже занимались и нам успешно отбили желание продолжать ), не воспитывают умение понимать, чувствовать музыку!!! Учат только знать какие клавиши нажимать, знать историю, теорию, биографии и т.д. Да, конечно, это нужно обязательно, но без преложения сердца, без понимания значения и смысла Музыки на Земле эти знания остаются мёртвыми. Это как с Заповедями - все знают, но практически никто не выполняет, хотя в обязательном порядке посещают церковь, так и не поняв для чего же! Парадокс!
Над впечатлениями - подумаю, позже напишу.
МАВРА
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 13:30

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение МАВРА »

Valentina, думаю новой темы "Живая Этика о музыке" будет недостаточно. Тогда придётса в по каждой из тем заводить ветку "Жавая Этика о....", "Из писем Е.И...." и т.д. На мой взгляд лучше пусть будет тема или раздел (не знаю как правильно классифицировать - Вы уточните), где можно и попросить помочь найти цитату и по разным темам (музыки, педагогики, гуманности, ДИ и т.д.) и выкладывать цитаты не только из Ж.Э., но и многих других книг этого направления.
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Кстати об Иннайят Хане:

"Музыку суфии зовут «Пищей богов» (Гиза-и-Рух). Будучи высшим из искусств, она поднимает душу до высочайших областей духа. Будучи сама по себе невидима, она скорее достигает невидимых областей. Подобно тому, как алмаз может разбить только алмаз, музыкальные вибрации служат для того, чтобы лишить способности действовать вибрации физические и умственные и поднять таким образом душу.
Ведь это только вибрации спускают ее с вершин в бездны, и они же, будучи приведены в систему, могут вновь поднять ее на вершины.
Истинная музыка доступна только наиболее одаренным людям.
1. Тараб - музыка, побуждающая тело к движению. Это художественная музыка.
2. Рага - музыка, взывающая к уму. Это - научная музыка.
3. Куль - музыка, вызывающая различные чувства. Это - эмоциональная музыка.
4. Нида - музыка в видениях. Это - вдохновенная музыка.
5. Саут - музыка в отвлечении. Это - небесная музыка.
Суфии всегда смотрели на музыку, как на самое лучшее средство для достижения духовного развития. Руми, творец «Маснави», ввел музыку как обязательное занятие в свой орден, носящий название «Мульви», и ученики испытывали высокое наслаждение, слушая музыку и прославляя блаженную память своих учителей. С тех пор музыка является вторым средством в суфийской практике.
Великий мистик Индии, Мойн-уд-Дин Чиштий, ввел музыку в свой Чиштийский орден. И до последнего времени музыкальные общества, имеющие целью подъем души и известные под названием «Сама», распространены у суфиев. Каждый суфий наслаждается красотой музыки сообразно своему развитию, а духовные его подвиги еще более располагают его к музыке, к пониманию ее высокого духовного значения. Действительно, музыка - это единственный небесный дар, созидающий гармонию в обоих мирах и приносящих вечный мир."

Хазрат Иннайят Хан. «Введение в суфизм», Амрита-Русь. М. 2003, гл. «Музыка у суфиев»
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

МАВРА
с учителем не повезло, т.к. только от него всё и зависит! Но, к сожалению, хороших учителей музыки - один на тысячу! Даже в музыкальных школах (где мы тоже занимались и нам успешно отбили желание продолжать ), не воспитывают умение понимать, чувствовать музыку!!! Учат только знать какие клавиши нажимать, знать историю, теорию, биографии и т.д.
Буквально вчера на лекции со студентами у нас возник разговор примерно об этом. Говорили с ними о книге Кабалевского "Как рассказывать детям о музыке"
Дмитрий Борисович высказывает такую мысль - что все лекторы в области музыки и учителя музыки делятся на две категории:
- одни хотят дать знания о музыке;
- другие хотят увлечь и заинтересовать музыкой.
И говорит о том, что результата достигают именно вторые, потому что когда ребенок увлечется музыкой, ему становятся интересны и знания, наверно, даже можно сказать, что запускается механизм самообразования.
Одна девочка даже рассказала, как она в музыкальной школе не любила учебники по истории музыки, где о произведениях говорится только с точки зрения их формы - главная тема, побочная, экспозиция, реприза... Она говорит, что вообще не понимала - что это такое и зачем оно ей нужно.
И Кабалевский даже говорит, что на концертах и на уроках музыки вообще не надо говорить обо всех этих "главных и побочных". То есть получается вообще не давать знаний из теории музыки? Но они же тоже помогают научиться осознанно вдумчиво слушать музыку...
И вот у нас возник такой вопрос - стоит ли давать такие знания? Понятно, что их можно давать (если давать) только после того, как ты увлек, заинтересовал детей самой музыкой. Но вообще в какой форме это давать и конкретно зачем?
Вот я уже думаю - а не лишни ли эти теоретизирования? Это я о своих размышлениях об уроке музыки. Может быть, на практике оно само встанет на свои места? Или они все же необходимы, потому что дети же не кролики, чтобы ставить на них эксперименты - выходить к ним с тем, в чем ты сам до конца не разобрался...
Опять же - надо ведь всё-таки продумать - в какой форме и конкретно в каких темах давать детям те аналогии, которые найдены в Учении, которые есть в книге Ирены...
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Iris, спасибо за очень интересную цитату!
Особенно вдохновила и зазвучала фраза
Будучи высшим из искусств, она поднимает душу до высочайших областей духа. Будучи сама по себе невидима, она скорее достигает невидимых областей
Я раньше об этом не думала. Вы помогли мне открыть еще одну грань в осознании того, что такое музыка. Правда. Меня сейчас именно этот вопрос волнует чуть ли не больше всех остальных.
Еще раз Вам сердечное спасибо!
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Кстати к последнему.
Как меня просветила подруга-музыковед, символисты тоже считали музыку высшим из искусств и обосновывали это мерностями искусства: чем реалистичнее искусство отражает реальность, тем оно в этом "рейтинге" ниже:
1. Скульсптура и архитектура (трехмерное пространство отражают)
2. Живопись, как двухмерное искусство.
3. Поэзия (тут не знаю, как измеряется, но понятно, что есть словесный образ)
4. Музыка. То самое единственное НЕЗРИМОЕ искусство.
Так здорово! И для моей подруги это тоже было открытием! Что именно незримое искусство быстрее других искусств приближает человека к незримому миру!
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Екатерина, как насчет раздела по Учению? Что говорит администратор?

Пока хочу выложить еще один шедевр:

Я. Полонский
Гипотеза.


Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:

Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
1870-е годы
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Администраторы пока молчат о разделе.
За стих спасибо. А про Культуру не можете ничего подсказать? Открыла тему для этого, но там пока нет никаких стихов...
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»