Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

lora
Возможно, Вы это сами применяете на уроке, а возможно, это Вам не интересно.
Откуда такие пессимистические мысли? ;) Я на данный момент уроков в школе вообще не веду. И интересно мне абсолютно всё, что здесь пишут, потому что всё может пригодиться. :)
То, что Вы пишете - да, это может заинтересовать детей, у кого-то из них, у более вдумчивых, или у детей с аналитическим складом ума, это может пробудить интерес к музыке. Спасибо за ценные наблюдения!
По поводу же вообще теоретических знаний на уроке музыки, этот вопрос здесь уже затрагивался. Кабалевский, насколько я поняла, вообще был против того, чтобы давать теоретические знания в общем музыкальном образовании. Или не так категорично - как мы со студентами пришли к выводу - что если учитель сам может увлекательно преподнести эти знания, заинтересовать ими, знает "что" они могут дать для того, чтобы увлечь детей музыкой вообще, тогда эти знания могут даваться. Но самоцелью, важным средством музыкального именно воспитания они быть не могут.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

В Симферополе познакомилась с замечательной женщиной, которая давно уже открыла свою музыкальную школу, основанную на духовном воспитании, на принципах гуманной педагогики.
В её книге есть очень много интересных вещей о музыке и о музыкальной педагогике. Например, вот что я подчеркнула для себя
Дети, изучая музыку, должны не только знать ее, но они должны знать и то, что стоит за ней. Поскольку в мире нет ничего, что могло бы помочь в духовном развитии лучше, чем музыка, так как она является наивысшим состоянием для прикосновения к совершенству.
Это к разговору об источнике искусства и творчества вообще, строении мироздания, волновой природе звука. В итоге - к разговору о смысле музыки - зачем она нужна, почему музыку надо развивать музыкальность и слушать музыку каждый день
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

С.Н. Рерих Творческая мысль
Творения искусства — кристаллизация мыслей и эмоций художника, его стремлений и переживаний. Они — живая запись, оставленная нам этими вдохновенными душами, ушедшими вперед. Творения искусства обладают субъективной силой, скрытой за их внешним аспектом, и, настраиваясь на них, мы отзываемся на вибрации, которые изначально вызвали этот самый образ.
Мы должны сознательно пытаться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря, проникать вглубь, и тогда будем в состоянии почувствовать воздействие произведения искусства.
...Только устремляясь к чему-то лучшему и возвышенному, можем мы возвыситься сами; и в этом свете какой первостепенной становится необходимость защиты и сохранения всех бесчисленных проявлений человеческого гения, вверенных нам на хранение предшествующими поколениями!
...Война со всеми ее ужасами — прямая угроза цивилизации в самых разных отношениях: разрушая творения Искусства, памятники Мысли, она лишает нас и будущие поколения возвышенных впечатлений, источников воздействия и вдохновения.
Это всё к вопросу о развитии музыкальности и воздействии музыки. Не поместила это непосредственно в музыку, потому что тут говорится об искусстве вообще.
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Екатерина писал(а): ... Кабалевский, насколько я поняла, вообще был против того, чтобы давать теоретические знания в общем музыкальном образовании. ...
А почему вы так решили?
Достаточно ли хорошо вы владеете методикой Кабалевского?
И какое отношение к ней вы формируете у своих студентов?
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Iris
Не переживайте за методику Кабалевского!
Заметьте, что дальше написано мягче
Или не так категорично - как мы со студентами пришли к выводу - что если учитель сам может увлекательно преподнести эти знания, заинтересовать ими, знает "что" они могут дать для того, чтобы увлечь детей музыкой вообще, тогда эти знания могут даваться. Но самоцелью, важным средством музыкального именно воспитания они быть не могут.
К Дмитрию Борисовичу и его методике я отношусь крайне положительно, и такое же отношение формирую и у студентов. Именно поэтому мы с ними вместе (вернее одновременно) читали его книгу "Как рассказывать детям о музыке?" и обсуждали прочитанное, делились своими впечатлениями, наблюдениями из собственного опыта. И затронутая Вами тема, была одной всего лишь из двух, которые у нас вызвали не то что споры, но продуктивные дискуссии.
Попозже сегодня отсканирую фрагменты из книги на эту тему
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Рада, Екатерина, что вам нравятся книги Кабалевского. Но я задала вопрос по методике. А данная книга - это популярное изложение взглядов Кабалевского на проблемы музыкального воспитания, адресованная широкому кругу читателей, в т.ч. и учителям. Кстати, очень интересен сборник "Кабаевский и ИСМЕ", изданный к его столетию

Что касается программы, то она насыщена теоретическими сведениями (жанр, интонация, музыкальный язык, музыкальная форма - это только в 1-2 кл.). Нотную грамоту он действительно рекомендует ad libitum. Но Абдуллин дает прекрасные, очень несложные и эффективные приемы обучения нотной грамоте с 1 класса. Именно поэтому я так удивилась. Ведь вы писали, что работали по программе.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Да, Вы правы. Как-то оно у меня совсем неточно сформулировалось и приобрело совсем иной смысл :?
Имелись ввиду сухие теоретические знания как самоцель и та теория, которую проходят в музыкальных школах - интервалы, гаммы, голосоведение и др. спец. термины, нотная грамота.
Спасибо за поправление!
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Екатерина, в музыке нет "сухих теоретических знаний", есть люди (в т.ч. и музыканты), которые не понимают глубокого сокровенного смысла этих знаний и понятий.

В резделе тематических подборок разместила большой параграф из Граней Агни Йоги, 1957, посвященный искусству в целом и музыке, как его грани.
Позволю себе процитировать здесь отдельные фрагменты:

"...К овладению материей и энергиями огненными легче всего подойти через искусство. Поясню: ваятель, художник, писатель и композитор – все они должны овладеть в совершенстве: ваятель – материей плотной, художник – красками и умением их сочетать гармонично, писатель – материей тонкой, астральной, композитор – энергией звука.... Все эти виды искусства обуславливаются владением энергиями и материей определенного вида, и все они ведут к умению ими владеть. ...Космическое творчество основано на Слове, на звуке – мощном посреднике творчества жизни Космической. Музыка вводит человека в мир звуков. Оккультное значение звука глубоко, сокровенно и полно мощи неизреченной. Овладевая энергией звука, приближается человек к истокам космической мощи. Звуком можно разрушить стеклянный сосуд, можно разрушить скалу. Звук – это мощная сила. Искусство ведет к овладению звуком. Музыкальная область – лишь только начальная ступень. ...Ступени творчества беспредельны, и земное искусство ведет человека по этим ступеням к беспредельным возможностям творчества космического."
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Екатерина, в музыке нет "сухих теоретических знаний", есть люди (в т.ч. и музыканты), которые не понимают глубокого сокровенного смысла этих знаний и понятий.
Iris
Да, в любом виде деятельности есть люди, которые не понимают ее глубины. Лично я и не претендую на всю полноту понимания, я лишь стремлюсь к этому, хочу разобраться во всех тонкостях музыкальной педагогики.
То есть Вы считаете, что в общеобразовательной школе надо давать такие же серьезные теоретические знания как и в музыкальной (включая знание музыкальной грамоты, пение по нотам, знание интервалов, интервального состава музкальной гаммы и т.д.)? Каким образом?
Если Вы сами работаете учителем музыки в школе, скажите - какие теоретические знания Вы даете детям, которые не предполагаются программой Кабалевского? А самое главное - цель какая введения этих знаний? Я на самом деле искренне не понимаю глубинного смысла введения этих знаний в общеобразовательной школе, где, насколько я понимаю, цель привить детям любовь к музыке, а не воспитать музыкантов.
Думаю, что в этом у нас с Вами не может быть противоречий. Значит, у Вас каким-то образом получается гармонично вводить эти знания в программу, чтобы они помогали "привитию" любви к музыке детям. Так поделитесь, пожалуйста, своим опытом, своим пониманием, своим вИдением этого вопроса.
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Екатерина писал(а):
Екатерина, в музыке нет "сухих теоретических знаний", есть люди (в т.ч. и музыканты), которые не понимают глубокого сокровенного смысла этих знаний и понятий.
Iris
То есть Вы считаете, что в общеобразовательной школе надо давать такие же серьезные теоретические знания как и в музыкальной (включая знание музыкальной грамоты, пение по нотам, знание интервалов, интервального состава музкальной гаммы и т.д.)?
Помилуйте, Екатерина! Разве в моем посте речь шла об уроках музыки в школе? :oops:

У нас с вами, действительно, нет противоречий. У нас одинаково болит душа за наших учеников (в том числе и "изрядного возраста"). И цель музыкального воспитания мы с вами понимаем одинаково: "Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а воспитание человека" (Сухомлинский) Цитирую по памяти.

И любой учитель(если он учитель)- всегда ученик.

На вас лежит особая ответственность - вы работаете с будущими учителям, формируете их профессиональный и (я уверена) духовный мир.
И я была бы рада поделиться с вами опытом, и в свою очередь, задать вам вопросы, но форум - не самое подходящее место для этого. Может быть через ЛС?
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»