Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Помилуйте, Екатерина! Разве в моем посте речь шла об уроках музыки в школе?
Просто я всё время говорила именно о школьных уроках. Если Вам удобнее писать в личку - конечно, можете писать туда
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Занимаясь дальше этой темой, почитала повнимательнее Программу развития хорового пения Георгия Струве.
Эта программа может вводиться в любую из существующих программ по музыке для общеобразовательных школ. Но рассчитана на то, что урок музыки будет хотя бы два раза в неделю.
Цели Программы - духовно-нравственное, психическое и физическое оздоровление народа (нации), преображение жизни общества через возрождение и развитие российской традиционной певческой хоровой культуры.
И вот уже в этой программе обязательно обучение нотной грамоте.
Струве предлагал вынести эту программу на всеобщее обсуждение общественности, рассмотреть ее внедрение на уровне правительства...
Интересно - хоть какая-то работа ведется в этом направлении? Или хотя бы велась? Может, кто-нибудь знает?
Вообще - внедряют ли хотя бы элементы Программы Струве современные учителя музыки в школах?
Подробной программы не нашла. Только вводная часть. Раньше что-то несколько теоретически развернутое мне попадалось, где глубже раскрывалась суть хорового пения как выражения всеединства, соборности русского народа.
В текстах, которые сейчас нахожу, об этом говорится очень мало...
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Вчера случайно увидела, как Медведев говорил про уроки музыки - про техническую оснащенность классов для их проведения, и еще сказал, что не знает, по каким программам сейчас работают учителя музыки, что надо дать распоряжение, чтобы это проверить, может быть, надо выпустить какие-либо новые методические пособия.
Это заявление дает надежду на то, что урок музыки не переведут всё-таки в статус факультатива. Интересно - к какому заключению придет проверка этой комиссии, которую они, видимо, организуют...
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

В теме, где мы размышляем над книгой Озарение, я привела цитату из пифагорейской теории музыки. Здесь мне ее же хочется прокомментировать в несколько ином ракурсе.
Менли П.Холл "Энциклопедическое изложение. Пифагорейская теория музыки и света"
Пифагорейцы верили, что все, что существует, имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования. Когда он освободит себя от бремени низшего мира с его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век. Гармония распознает гармонию, и, когда человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит небесный хор, но и присоединится в вечном гимне к Вечному Добру, контролирующему бесконечное число частей Бытия.
В этом высказывании мы видим музыку как основу, которая объединяет всё сущее - вся природа, вся Вселенная, от гиганских планет до мельчайших организмов звучит и на своем языке, своим голосом возносит хвалу Создателю! Какой прекрасный и величественный образ! И, к сожалению, только человек выбился из этого многоголосного хора, восхваляющего Всевышнего - ложные ценности поглотили его сознание, устремили его в бездну невежества и грехов.
И только постижение Гармонии, избавление от всего сора, который мешает ему видеть и слышать Истину, поможет человеку вернуть его истинное достояние и исполнить свою миссию творца эволюции.
И далеко не последнюю роль в этом обретении Гармонии будет иметь постижение искусства, и, конечно же, музыки.
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение lora »

«……все, что существует, имеет голос…..»
Музыкальность (голос) человека – от Бога, от рождения (первый крик родившегося ребенка), естественное состояние…
Может быть, с утерей Высокой музыкальности (или отступления ее на второй план?), человеку дается возможность развить в себе и другие виды Высокого искусства. И через них постигать Гармонию и выражать Хвалу Высшему?
Может быть это не просто потеря, а возможность и приумножение, приобретение новых качеств?
«….когда человеческая душа возвратит свое истинное достояние…»
Из всего сущего только человек может проявить себя разнообразно и широко.
Через искусство душа возродится.
«…Через искусство имеете Свет…»
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Да, именно через искусство возродится душа человека! Только мне бы хотелось уточнить понимание музыкальности.
Надземное, 42
Урусвати прекрасно образовала в себе музыкальность. Это качество проявляется как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваяния, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность.
По выявлению Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса. Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса. Каждый выражающий музыкальность, жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.
Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами. Так Мы в Обители Нашей утверждаем Красоту.
Очень люблю эту цитату, в ней такой глубокий смысл, можно довольно содержательную беседу построить, исходя из одной этой цитаты.
Мне кажется, что в приведенной мной цитате об Учении Пифагора под "голосом" или пением хвалы Создателю имеется в виду осознание Иерархии, благоговение перед Высшим, которое утратил человек.
Хотя, во многих случаях
Может быть это не просто потеря, а возможность и приумножение, приобретение новых качеств?
бывает справедливо)) Только мне кажется, что не здесь. Хотя, я могу быть и не права))
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение lora »

Хочу уточнить: здесь, конечно же, уместнее сказать о восприятие звука, музыки, голоса.
А потеря осознания истинного предназначения музыки и естественного способа восхвалять Творца, т.е. быть с ним в единении, стремиться к Красоте и есть погружение в низшие сферы материи.
Екатерина, наверное, Вы правы.
Я действительно узко рассматривала понятие «голоса».
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

:)
Да, как я и отметила сразу, конечно же, отсутствие способностей в каком-либо виде искусства, это не потеря. Человек может быть спсобен или в другом виде искусства, или вообще в дргом виде деятельности - в науке, например, или в области управления, в военном деле...
И всё же я хочу еще раз обратить внимание на то, что Платон и Живая Этика под музыкальностью понимают не музыкальные способности, а
приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваяния, в строительстве, в фонетике
Именно такой музыкальностью обладала Е.И.))
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Хотелось бы здесь поделиться своими размышлениями о музыкальной форме фуги, которые были в свое время для меня открытием)) Они идут как раз в русле идей Всеединства Учения Живой Этики, а, значит, и гуманной педагогики.

В музыкальной форме фуги отражена вся тайна Мироздания. Особенно в фугах Баха, обычно заканчивающихся в мажоре.
Многоголосие фуги – это многоплановость Бытия, многоуровневость сознаний, множественность одновременно существующих миров. Они в одно и то же время существуют и развиваются каждый сам по себе, индивидуально; и одновременно являются неотрывной частью общего – Космоса, Вселенной – музыкальной ткани произведения.
Экспозиция. Во всех голосах проводится одна и та же тема – всё появилось из единого источника.
Разработка. Каждое существо проходит путь эволюции, самосовершенствуется, одновременно улучшая и развивая все окружающее (ткань музыкального произведения). Каждый выбирает свой путь, ни одно живое существо не проходит уже пройденный кем-то путь. Каждый индивидуален, но в то же время гармония жизни, как и гармоничное звучание произведения, требует соблюдения определенных правил, канонов, обязательных для всех, отступление от которых порождает страдания, дискомфорт в жизни – сразу вносит диссонанс в звучание музыкального произведения.
Реприза. Откуда все пришло, туда же всё и вернулось. Но уже не в первоначальном виде, а в улучшенном, усовершенствованном, духовно обогатившемся.
Мажорный конец фуги – непременная победа сил Света над тьмою зла и невежества.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Из доклада Чирятьева М.Н. «Эволюционное значение культуры»
Что позволяет нам здесь, на Земле быть приобщенным к этим другим мирам? Культура. Потому что идея Творца, манифестированная в произведении искусства не ограничивается сухой логикой, не ограничивается внешним и узким здравым смыслом. Она несет в себе такое семантическое многообразие, такую неповторимость, такую неограниченность форм, которая переводит сознание человека в другие измерения, которая вводит в измененное состояние сознания не только творца, создающего великое произведение искусства, но и того, кто может сопереживать, сотворить, имея культуру восприятия этого искусства.
Самым духовным искусством является музыка. Музыка не имеет этого вербального начала. Музыка несет в семантике ритма универсализм построения всех космических ритмов. Да, конечно, есть ритмы более отвечающие, есть ритмы, оттеняющие эти основные космические ритмы построения, но только через ритм приходит подлинный смысл. Только через ритм начинает мысль творить миры. И мысль величайших творцов разных времен, разных эпох, разных народов сотворила эту хрупкую, утонченную ткань Культуры, без которой невозможна эволюция. Потому что Культура возвращает нам, воспроизводя наибольшие духовные ценности через наше взаимодействие с ней, возвращает нам эту энергию созидания.
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»