Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Может показаться, что это сообщение не вписывается в данную тему. Но это только по началу...
Россия в огне. Европу затопило... Почему такое происходит в мире? Что нужно делать, чтобы улучшить ситуацию?
Такие и подобные апокалиптические вопросы анализируются как в Живой Этике, так и в Рериховском движении. Но почему-то лично мне до недавнего времени казалось, что основная угроза после 36 года миновала.
Осознала, что это не так прошлым летом, когда читала письма Е.И. Потом - ситуация этого лета...
Исходя из нынешнего положения как-то по особенному зазвучали следующие цитаты из подборки о гармонии и ритме.

Чтобы спасти Землю от отравления, надо найти пространственную гармонию. Гармония – в ритме и в простоте. Важное значение для нахождения гармонии в жизни имеет музыкальное воспитание.
Урусвати в поисках Истины стремится к простейшим решениям. Гармония в простоте. Сложные нагромождения не дают гармонии; между тем, планета питается гармоническими сочетаниями. Особенно, когда человечество далеко от сотрудничества с Надземным Миром, не удивитесь, что необходимо каждодневно твердить о живых связях Тонкого Мира.
Невозможно освободить Землю от отравления, если не найти гармонии пространственной. Так можно призывать гармонию не как нечто отвлеченное, но как строй земной. Можно наблюдать, как великие ученые начинали сложным мышлением, а затем приходили к простейшему. Они были истинными испытателями и невольно искали простую, великую, строительную гармонию.
Уже знаете, что дисгармония разрушительна, а гармония созидательна. Явление высшей науки приведет к Целительному Источнику. Мы указывали на значение музыки как на Земле, так и в Надземном Мире.( Надземное, 943)

Урусвати знает, что Мы одобряем все, что пробуждает в человеке чувство истинного ритма. Чувство ритма врождено, но беспорядок хаоса заглушает его. Если люди действуют ритмично, то по большей части они далеки от понимания великого значения ритма. Иногда деятель хочет предпослать своему решению нечто ритмичное, инстинкт подсказывает ему правильно и в ритме деятель ищет гармонию. Даже слабые поиски дают благие следствия. (Надземное, 605)

Мыслитель постоянно говорил о гармонии в музыке. Он полагал, что это познание поможет гармонии в жизни. (Надземное, 289)
Что означает "найти пространственную гармонию"? Гармонию человека с природой? Людей между собой?
Для осознания гармонии, внесения ее в жизнь важное значение имеет музыкльное воспитание.
Еще Платон говорил о том, что *не помню дословно* каким является государство зависит от того, какую музыку слушают его граждане.
Какую музыку сейчас слушают во всем мире? От рока, джаза и особенно попсы людям ведь просто деться некуда... Высокие ритмы классической музыки - это высокие вибрации и порывы, высокая нравственность и духовность. И то состояние современного общества, в котором оно сейчас находится, далеко не в последнюю очередь зависит от того, какая музыка звучит на нашей планете.
Вновь и вновь осознаешь значимость общего музыкального образования как важнейшего средства воспитания любви к классической музыке.
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Важная и интересная информация, которой хочется поделиться:

После празднования 100-летия со дня рождения Д.Б. Кабалевского, было принято решение о сздании на базе Московского городского педагогического университета музыкального культурно-образовательного Центра им. Д.Б. Кабалевского. С его целями и задачами можно ознакомиться здесь: http://www.kabalevsky.ru/p07_3.htm

Центр ведет активную работу, в частности, участвует в организации Международных конкурсов учителей музыки. Пятый конкурс в конце ноября 2010 г. прошел в Петербурге на очень высоком организационном уровне.

В Совет Центра http://www.kabalevsky.ru/p07_1.htm наряду с уважаемыми музыкантами, художниками, педагогами и учеными входит Ш.А. Амонашвили.
Также в серии "Антология Гуманной педагогики" вышла книга "Кабалевский".
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Iris, спасибо за интересную информацию. Надо ее повнимательнее изучить.
А книга про Кабалевского из серии Антология Гуманной Педагогики у меня есть. Уже давно вся почерканая)) *Если в книге из моей библиотеки нет карандашных подчеркиваний и записей на полях, значит, эту книгу я не читала))*
Сегодня прочитала у Ушинского интересную мысль о том, что накопление педагогического опыты - это умение не только видеть суть, делать выводы из тех или иных фактов педагогической действительности, но умение видеть связь между этими фактами и выстраивать на их основе свои педагогические воззрения, свою пед. теорию.
Мне это показалось очень интересным. Интересно - многие ли педагоги занимаются такими наблюдениями, анализом своей педагогической практики?
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Интересные мысли прочитала у Кирнарской о том, что талантливые музыканты имеют широкий кругозор, потому что им само обучение игре на их инструменте легче дается, они тратят на него меньше времени. А посредственности, чтобы достичь виртуозности сидят за занятиями целыми днями, и ничего кроме игры не видят. В итоге получается человек с узким кругозором, который так и остается посредственностью, потому что играют не руки, а голова, сердце, душа, вся личность, которая в данном случае ничего кроме музыкальной зубрежки не знает.
Это я подумала и про урок музыки - что и на нем необходимо постоянно выводить детей за пределы исключительно музыки в их реальную жизнь, в другие искусства, в науку, религию, мораль - чтобы дети чувствовали, что музыка - это неотъемлемая часть самой жизни.
Все это здесь уже писалось, только теперь еще новое подтверждение этой мысли нашлось.
В теории Кабалевского - это связь музыки с жизнью.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Valentina »

Екатерина, пусть не совсем по теме, но не могу не согласиться с Кирнарской. То же самое наблюдается и в художественном образовании. Если художник не развивается всесторонне, то остается на уровне ремесленника.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Камиль »

Я тоже немного не в тему, но очень наболело.
Екатерина:
Мне это показалось очень интересным. Интересно - многие ли педагоги занимаются такими наблюдениями, анализом своей педагогической практики?
В своей общественной работе много соприкасался со школьными учителями, с педагогами дополнительного образования и с воспитателями детских домов. Есть учителя, которые любят детей, есть те, кто любит свою работу, свой предмет, а вот думающих педагогов, готовых общаться на темы педагогики и психологии детей, встречал крайне редко.

Когда читал П.П.Блонского, ещё не очень представлял себе современных учителей их нравственный и профессиональный уровень, но в последующие годы приходилось соглашаться с его оценкой качества тех учителей, о которых Шалва Александрович говорит: «А кто вас заставлял становиться учителями?». А их, очень много! В будущем эта ситуация изменится. Тогда достойные Педагоги в подавляющем своём большинстве смогут воспитывать более продвинутые и развитые поколения благородных людей. Да, будет так!!!
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Наверное, это совсем не по теме, но хочется поделиться :oops:

С упоминаемой здесь Кирнарской пришлось пересечься при следующих обстоятельствах:

В наш город приехал с семинаром "видный деятель европейского ( и даже мирового) музыкального образования (на Западе не используется термин "музыкальное воспитание")" Кит Свонвик. Так как он не владел русским языком, то переводчиком и помощницей у него была Кирнарская. Она его отрекомендовала в самых комплиментарных тонах.

Семинар оставил гнетущее впечатление - такого примитивизма и ограниченности не приходилось слышать и в сельском клубе. Чего стоит его фраза, что на уроках изучается музыка мертвых белых мужчин :lol: Причем все это подавалось тоном, каким белые миссионеры, наверное, разговаривали с туземцами Полинезии.

Разумеется, Кирнарская вроде бы не при чем - заплатили и все. Но осадочек остался. ;)
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Дрйзья, все, что касается педагогики вообще, касается и ее частности - урока музыки))
Iris , про Кирнарскую могу сказать, что она просто материалистка до мозга костей. Да, у нее есть очень глубокие познания, которые рождают очень интересные и глубокие мысли. Но, даже признавая, что артисты (деятели искусства - Ек.) должны ощущать миссию Прометея, что они являются проводниками "божественной энергии", несмотря на это, все ее доказательства необходимости повсеместного музыкального образования сводятся к тому, что музыкальные занятия помогут человеку выгодно устроиться в жизни и сделать ту карьеру, которую он захочет.
Отсюда и общая направленность на западный тип мышления, западные цели преуспевания, карьеризма и проч. Увидев это, я стала просто просеивать то, что она говорит (как в принципе происходит и с любой другой книгой или научной позицией того или иного автора/исследователя) через призму своего мировоззрения и беру у нее для себя то ценное, что есть в ее исследованиях. А этого ценного там много - факты различных экспериментов, которые она приводит в очень большом количестве, знания из музыкальной психологии, психологии специальных способностей, интересные выводы и обобщения и т.д.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Хочется вернуться к тому, с чего я начала эту тему.
Прочитала сейчас мысли Шалвы Александровича о том, что даже если учитель по природе своей гуманен, он может быть подсознательно настроен на авторитарный стиль преподавания, так как за годы обучения в школе и ВУЗе он другого стиля преподавания просто не видел. Он другого не знает. И поэтому, даже любя детей, в разрешении проблем в воспитательно-образовательном процессе он опирается на авторитарный стиль принуждения, запугивания, наказания, давления и т.д.
И, естественным образом подобный стиль общения с детьми убивает духовную общность между учителем и учениками, лишает и учителя, и учеников радости общения, а, значит, и желания творить - творить вместе, творить друг для друга.
Видимо, в этом была одна из причин и моей неудачи в школьном преподавании.
Мне думается, что это же является и причиной того профессионального выгорания, о котором велась речь, кажется, в этой же теме.
К. Ушинский:
Неужели дело воспитания так легко, что стоит только принять на себя звание воспитателя, чтобы постигнуть это дело во всей его полноте?
С прискорбием приходится признать, что по крайней мере в нашем педагогическом ВУЗе студенты не читают ни педагогическую, ни психологическую литературу. И даже не знают таких фамилий как Корчак, Амонашвили, Узнадзе и т.д.
И это - еще одна причина педагогических неудач - к детям приходят педагогически неграмотные учителя.
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Урок музыки с точки зрения гуманной педагогики

Сообщение Iris »

Екатерина писал(а):Прочитала сейчас мысли Шалвы Александровича о том, что даже если учитель по природе своей гуманен, он может быть подсознательно настроен на авторитарный стиль преподавания, так как за годы обучения в школе и ВУЗе он другого стиля преподавания просто не видел. Он другого не знает. И поэтому, даже любя детей, в разрешении проблем в воспитательно-образовательном процессе он опирается на авторитарный стиль принуждения, запугивания, наказания, давления и т.д.
Удивительно, как эти мысли перекликаются с тем, о чем рассказывал проф. Э.Б. Абдуллин (ученик и соратник Кабалевского)
По его словам, Кабалевский, говорил: "Как вас учили, так и вы будете учить. Если на вас кричали, то и вы будете кричать", когда заходила речь о необходимости самосовершенствования учителя, чтобы разорвать этот порочный круг.
Екатерина писал(а):С прискорбием приходится признать, что по крайней мере в нашем педагогическом ВУЗе студенты не читают ни педагогическую, ни психологическую литературу. ...И это - еще одна причина педагогических неудач - к детям приходят педагогически неграмотные учителя.
Действительно, уровень сознания учителя сейчас - не ниже и не выше, чем уровень общественного сознания.

Но по опыту общения (работы) с педагогами разных специальностей, заметила, что этот уровень заметно зависит от предмета, который преподает учитель.
Легче всего работать с учителями эстетического цикла, литераторами и (для меня было странно) историками.
Труднее (и гораздо) с учителями естественно-математического направления.

Разумеется, речь идет не об отдельных представителях профессии, но именно - об аудиториях.
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»