МАВРА
К "проф. выгоранию", на мой взгляд, можно отнести очень многие профессии, особенно те, которые требуют отдачи этой внутренней энергии, любви, участия и др. Даже в рамках семьи может возникать такое состояние. Например, когда лишь один из членов семьи "горит" и дарит это тепло, а остальные очень инертны и могут только потреблять, производить они не очень-то умеют, да и не стремятся. Меня давно интересует вопрос "проф.выгорания". Что это и как с этим бороться?
Вот здесь Вы затронули один интересный аспект, который, конечно, выходит за рамки только педагогики.
Вспомнилась аналогия как раз к воспитанию в семье относящаяся. Хотя, наверно, и не только в семье. Да, гуманность - это, в первую очередь любовь. Но если бездумно любить ребенка, оберегая его от всяких трудностей, проблем, обязанностей, то можно воспитать избалованного эгоиста, который не может (вернее, не хочет) даже чай себе налить и размешать сахар в чашке.
В свое время меня очень впечатлила одна фраза, которая открыла мне глаза на суть воспитания.
Самое полезное уметь сочетать нежность любви с суровостью долга.
Община, 112
Конечно, это сложно. Но без "суровости долга" никак нельзя. Иначе потом придется пожинать плоды чрезмерной "нежности любви".
То же самое происходит, как объясняют психологи, и во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, когда изначально один из двоих любит больше и старается все сдедлать для любимого человека - оберегает, заботится, балует... Тем самым "воспитывая" избалованное дитя. А потом у него наступает момент "выгорания", когда сил заботиться уже нет, да и отдачу получить рано или позно начинает хотеться. А "дитя"-то уже избаловано. И виновато в данной ситуации в отсутствии "отдачи" не "дитя", а тот, кто его воспитал.
Даже у ребенка в семье должны быть обязанности, тем более должны быть равные обязанности в семье у мужчины и женщины. Опять же мера сочетания нежности любви и суровости долга... На словах всё просто. К сожалению на деле...
Думаю, что при "профвыгорании" происходит перерасход энергии, большая отдача, но не происходит восстановления, не хватает притока новых. Человек перестает "гореть". Ослабевает этот внутренний огонь, который может питаться Свыше. Может утрачивается связь с Высшим? Слишком человек заземляется, уходит в быт и суету мирскую - вот и нарушается равновесие.
И как тут ни выбирай правильно профессию - "Огонь" гаснет.
Мне тоже очень интересен этот момент. Вы думаете, что правда абсолютно не важно - в ту ли сферу деятельности ты попал?
У меня вообще-то тоже было такое выгорание. И даже уже через год-два после начала работы в школе. Хотя детей я люблю, и музыку тоже, которую вела.
Вот сейчас анализирую - почему так произошло? Правда, даже зная Живую Этику, вроде как так правильно все понимая, только Гуманная педагогика открыла мне глаза. Честно. И я всё-таки склонна думать, что основная причина была именно в неправильном подходе к преподаванию. Наверно, здесь корень неудач и профвыгорания.
Раздражение, авторитаризм, окрики, они съедают и твою собтственную энергию, и, восстанавливая барьер между тобой и детьми, закрывают возможность того энергообмена, который происходит при истинной любви к детям.
По крайней мере, на данный момент я так думаю. И вот эта неудовлетворенность от того, какие складываются отношения с детьми, она гасила желание профессионально развиваться, и, как следствие, и профессиональные нудачи. И эти неудовольствия собой и разочарования всё накапливались и накпливались...
Не знаю почему, но в ВУЗе оказалось легче. И то. С открытием для себя Гуманной педагогики, у меня как будто новое дыхание открылось. Появились новые идеи, новые подходы к преподаванию стала искать. И поняла по крайней мере направление, в котором надо двигаться.
А вот что же нужно что бы вновь возродилась эта связь с Высшим, что бы появилось Вдохновение, которое и зажигает огни души, ведь Вдохновение - это Вдох Нового! Тогда и гуманность появиться ибо идёт она изнутри!
Не знаю, как у кого, но мне достаточно было осознать, что "Авторитаризм то же самое, что и насилие", увидеть цифры, которые приводит Шалва Александрович
Авторитаризм в образовании становится бедствием, а то и трагедией для многих школьников. Агрессия взрослых — родителей, учителей, воспитателей — вынуждает детей и подростков бросать школы, бежать из семьи, из детских домов. По неточным данным в России бомжуют от 2 до 8 миллионов детей. А по официальным — в каждые сутки кончают жизнь самоубийством 17-20 подростков.
и прочитать буквально еще два фрагмента
1.
Девочка моя, глаза твои выдают тебя, как напугал тебя мой интеграл.
Нет, не сам интеграл, он тут не при чем, а образ твоего учителя, который не покидает тебя при размышлении над интегралом. Думаешь, если не справишься с ним, я начну ругать тебя, назову тупицей, скажу, что нельзя сто раз объяснять одно и то же? Думаешь, воспользуюсь случаем и подставлю подножку?
Значит, причина твоих затруднений не в интеграле, а во мне, в моем образе, укоренившемся в тебе. Он путает твои мысли, разгоняет твою догадливость, искажает действительность, сулит тебе неприятности, так ведь?
Прости меня, пожалуйста, я не хочу жить в тебе в образе вероломного и коварного. Да, я ошибался, думая, что только жесткость моих оценок и отметок сделает тебя человеком. Я звал твоих родителей и отчитывал их, говорил, что у них дочка отстающая, малоразвитая, и думал, что так надо.
Но я изменился, я меняюсь, я каюсь, я извиняюсь перед тобой.
Смотри мне в лицо, чувствуешь мою улыбку сердца? Она пока слабая у меня, но сердце мое ткет ее только для тебя и зовет тебя на помощь. Я дарю тебе свою улыбку, буду дарить ее при каждой встрече, а когда не будем видеться, буду посылать ее в мыслях своих. В ней моя преданность к тебе. Я буду дарить ее тебе, чтобы сменить в твоем сознании образ вероломного учителя на образ преданного тебе друга.
В самом деле, что мне эти оценки и отметки, когда есть ты, Бесконечность всех чисел? Я не позволю им омрачать нашу дружбу. А интеграл объясню тебе еще и еще раз, терпеливо, с верою и улыбкой.
Поверь только, что я уже не тот учитель, который...
И давай помиримся, обменяемся улыбками вечной дружбы.
и второй, который я вставила в теме про равнодушие - про мальчика-изобретателя.
Не знаю, как кого, но меня вот буквально эти несколько моментов так потрясли, что перевернули с головы на ноги мое отношение к педагогике и вообще отношение к людям.
То есть, с моей точки зрения, важно ОСОЗНАНИЕ того что такое гуманность и зачем она нужна. А при любви к детям, не допускающей раздражения, и связь с Высшим восстановится. Потому что Бог и есть Любовь.
Как-то вот так я это понимаю на данный момент.