Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Екатерина »

Гуманность – такое, можно сказать, древнее понятие. Гуманизм – человечность – что мы вкладываем в это понятие? Гуманизм Древней Греции, гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм в творчестве романтиков… Везде ли он одинаковый? И как сейчас понимается это слово? Неужели современная школа лишена гуманности?
Как так получилось, что главное понятие классической педагогики современную педагогику покинуло? Какие события, процессы привели к этому?
Так просто сказать – надо просто любить людей, любить детей – своих учеников. Но как это сделать, если не любится? Ведь не может же такого быть, чтобы человек совсем не умел любить? И ведь нельзя любить только избранных – «хороших», а «плохих» - не любить. Может быть осознание того, что такое истинный гуманизм может помочь учителю научиться любить детей?
Liliya
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 24 мар 2010, 15:07

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Liliya »

Гуманность - прежде всего, любовь к человеку.
И нужна она не только учителю, хотя, людям, работающим с детьми в первую очередь.
Любить учеников и работу в школе поможет не только гуманность. Ведь быть педагогом - призвание и далеко не каждый из нас, даже очень добрый, обладает талантом учителя. Любить по-настоящему работу учителя может только тот человек, кто не сомневается, что его место - в школе.
В последние годы появилось немало исследований, касающихся такого явления как "профессиональное выгорание".
"Профессиональное выгорание" характеризуются эмоциональным истощением, цинизмом и снижением мотивации к улучшению качества труда. Часто это явление описывается среди учителей и медицинских работников, то есть представителей профессий, работающих с людьми. Ведь именно именно эти профессии испокон веков требовали гуманности. Вроде бы должен любить людей человек...ну и вроде хорошо к ним относится... а вот в условиях интенсивных нагрузок самого разного характера(естественных для педагогики и медицины) накапливаются негативные эмоции, усталость, а там уже недалеко до равнодушия и цинизма. А если не так уж заманчивы перспективы карьерного роста?
Люди, которые работают по призванию в наименьшей степени подвержены "профессиональному выгоранию". Важно, чтобы были условия для правильного выбора специальности у молодежи.
И еще - для эффективной работы важна здоровая обстановка в коллективе. Гуманизм должен быть и в основе профессиональной этики, взаимной поддержки.
МАВРА
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 13:30

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение МАВРА »

Не знаю в какой теме было бы правильнее поздравить всех с открытием такого необходимого сейчас форума!!! Огромное спасибо создателям! Очень многие люди нуждаются в таком общении и именно при участии МЦР!! Спасибо ещё раз и удачи!
МАВРА
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 13:30

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение МАВРА »

Liliya, совершенно согласна с Вами в том, что "профессиональное выгорание" - одна из причин отсутствия гуманности в наших школах, да и не только. К "проф. выгоранию", на мой взгляд, можно отнести очень многие профессии, особенно те, которые требуют отдачи этой внутренней энергии, любви, участия и др. Даже в рамках семьи может возникать такое состояние. Например, когда лишь один из членов семьи "горит" и дарит это тепло, а остальные очень инертны и могут только потреблять, производить они не очень-то умеют, да и не стремятся. Меня давно интересует вопрос "проф.выгорания". Что это и как с этим бороться?
Если кротко, то я понимаю это так. Человек - это способ передачи "Огня", Любви, Высших энергий и т.д. Он их получает, но как ими распорядиться - зависит от него самого. То ли отдать безвозмездно, то ли потратить на себя любимого - дело личное каждого. Но и на получение вышеназванных энергий тоже влияет сам человек. Думаю, что при "профвыгорании" происходит перерасход энергии, большая отдача, но не происходит восстановления, не хватает притока новых. Человек перестает "гореть". Ослабевает этот внутренний огонь, который может питаться Свыше. Может утрачивается связь с Высшим? Слишком человек заземляется, уходит в быт и суету мирскую - вот и нарушается равновесие.
И как тут ни выбирай правильно профессию - "Огонь" гаснет. И даже гаснет во всём коллективе, хотя внешне это может выглядеть всё очень и неплохо, "гуманненько так" и на фоне профессиональной этики, и при взаимной поддержке (как у врачей и педагогов - попробуй докажи их вину!!!) Именно это сейчас и происходит повсеместно, просто особенно очевидно это в области педагогики и медицины.
А вот что же нужно что бы вновь возродилась эта связь с Высшим, что бы появилось Вдохновение, которое и зажигает огни души, ведь Вдохновение - это Вдох Нового! Тогда и гуманность появиться ибо идёт она изнутри!
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Екатерина »

Лилия и Мавра, спасибо вам за ответы.
Для начала мне бы хотелось вставить небольшой фрагмент из статьи Шалвы Алексанровича "Духовная основа образования"
Толковые и даже философские словари вкладывают в них (понятия духовность и гуманизм Е.) материалистическое содержание. Так, слово «гуманный» означает: человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях, проникнутый гуманизмом, основанный на принципах гуманизма. Гуманизм (от латинского Humanus — человеческий) поясняется как мировоззрение, основанное на заботе о благе человека и его правах на свободу, равенство, счастье, уважение его собственного достоинства и т.п., включая право на саму жизнь.
Это так. Но в этих пояснениях, скорее всего, лишь часть отражения сути. Если подойдём к слову Human с позиции санскрита, по нашему убеждению, сможем обнаружить в нём суть, которая будет означать: человек (смертный), ищущий в себе Свет, связь с Высшим — опору вечности (духа). Human — человек, устремлённый к Высшему, Создателю.
Такой человек свой поиск осуществляет не только и не столько путём погружения в себя, но, главным образом, через мысли и деятельность в пользу людей, через уважение и любовь к каждому человеку, в котором видит себе подобного. Гуманный (человек) принимает каждого как путь поиска своей сущности, и сам становится для другого путём. Это и есть духовный аспект слова «гуманный».
То есть гуманизм в данном случае, как я понимаю, - это такой образ жизни, когда человек живет ради совершествования окружающаго мира через самосовершествование. И при этом видит в других РАВНОЦЕННЫХ себе личностей - и в детях, и во взрослых.
Ведь что такое раздражение, повышение голоса - это проявление неуважения к человеку, когда ты считаешь, что ты знаешь то, как должно быть лучше, чем другой человек. И разражаешься тем, что он делает не так как надо (ведь ты же знаешь как надо, а он - не знает), может быть даже и специально делает. То есть, получается, уже считаешь человека способным на зло, при этом приписывая себе только добрые мотивы.
Хотя исходя из закона резонанса, раздражает нас в других только то, что есть в нас самих. Раздражительны - реагируем на раздражение другого человека, высокомерны - в других нас раздражает высокомерие, любим читать морали - в других нам не нравится то же самое и т.д.
Именно поэтому, насколько я понимаю, основа гуманизма - самосовершествование. Когда ты сам избавишься от низших вибраций, то и в других людях тебя они уже раздражать не будут и ничто не будет мешать тебе любить других людей.
Ваши сообщения очень интересны, поэтому мне хочется ответить на каждое из них отдельно.
Liliya
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 24 мар 2010, 15:07

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Liliya »

Да, синдром "профессионального выгорания" сейчас распространен, по данной тематике существует масса исследований, но пока еще эффективные методы его профилактики и "лечения" в большую жизнь путевку не получили.
Вы правы, говоря о "Внутреннем Огне". Огне, помогающем преодолевать стрессовые ситуации, восстанавливать силы, творить, наконец. Этот огонь - наши ресурсы. Каждый человек обладает определенными ресурсами.
Есть ресурсы внутренние - это наши положительные, сильные стороны, которые могут дать энергию на совершенствование слабых сторон. Это также наши таланты, способности. Собственно на этом и построено большинство грамотных психотерапевтических программ - на активизацию собственных ресурсов человека. Есть ресурсы внешние, позволяющие нам восполнять "Внутренний Огонь" - поддержка и любовь близких, красота природы, произведения искусства, любимые книги. И конечно, чрезвычайно важна наполненность духовной жизни. Есть вещи, которые не может привнести извне психолог или психотерапевт. Именно духовность, или связь с Высшим не только поддерживает силы, но и пробуждает новые. Человек, имеющий более высокие идеалы, способен более соизмеримо оценивать сложные жизненные ситуации. То, насколько ситуация будет являться стрессовой для человека, зависит от индивидуального к ней отношения.
Человек, над собой не работающий, к сожалению(или, не стоит сожалеть об этом?) от "профессионального выгорания" в XXI веке не защищен.
"Прививка" от "профессионального выгорания" - способность жить интересами других. Коллеги, которыми восхищалась, проявляли недюжинную преданность Общему делу.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Екатерина »

Liliya писал(а):Гуманность - прежде всего, любовь к человеку.
И нужна она не только учителю, хотя, людям, работающим с детьми в первую очередь.
Любить учеников и работу в школе поможет не только гуманность. Ведь быть педагогом - призвание и далеко не каждый из нас, даже очень добрый, обладает талантом учителя. Любить по-настоящему работу учителя может только тот человек, кто не сомневается, что его место - в школе.
Полностью с Вами согласна. У меня самой в жизни есть примеры людей - великолепных профессионалов, но абсолютно не обладающих даром преподавания. То есть человек имеет знания, навыки, понимание своей профессии, но не умеет их передать ученикам.
Если честно, для меня это пока что необъяснимое явление. Может быть, просто желания такого нет? То есть человеку нравится заниматься своим делом, но нет ощущения того, что ты просто должен, обязан передать эти свои знания и умения кому-то другому?
Я говорю конкретно о своей дирижерской професси и тех людях, которые работают или работали рядом со мной.
Но практически уверена, что и в других профессиях тоже наблюдается такое же явление.
Наверно, это как раз-таки и есть то, о чем Вы говорите - призвание быть Учителем (в школе или в ВУЗе) - когда ты осознаешь, что твое место только здесь и другой профессиональной деятельности для себя не мыслишь.
В последние годы появилось немало исследований, касающихся такого явления как "профессиональное выгорание".
"Профессиональное выгорание" характеризуются эмоциональным истощением, цинизмом и снижением мотивации к улучшению качества труда. Часто это явление описывается среди учителей и медицинских работников, то есть представителей профессий, работающих с людьми. Ведь именно именно эти профессии испокон веков требовали гуманности. Вроде бы должен любить людей человек...ну и вроде хорошо к ним относится... а вот в условиях интенсивных нагрузок самого разного характера(естественных для педагогики и медицины) накапливаются негативные эмоции, усталость, а там уже недалеко до равнодушия и цинизма. А если не так уж заманчивы перспективы карьерного роста?
Опять же, это сугубо мое понимание, но когда ты ЛЮБИШЬ свое дело и учеников-студентов, то осуществляется взаимный энергообмен. Знаю по себе, что когда ты увлечен своим делом, то обязательно ученики загораются твоим интересом, а это дает такие положительные эмоции, такой приток энергии, радость и счастье осознания того, что занятие прошло не зря, что то дело, которым ты живешь, обретает новых заинтересовавшихся им людей, возможно, новых последователей.
И если ты любишь детей, то рано или поздно обязательно получаешь взаимное чувство. А что такое Любовь? Это безвозмездная отдача собственной энергии. Ну, я так понимаю. Хотя, конечно, это понятие безгранично и беспредельны границы его понимания. Но суть тут в том, что когда ты любишь детей, обязательно получаешь в ответ их любовь, а значит, и истощения сил не может быть.
А негативные эмоции с чем связаны в этом случае? Если человека другие люди не раздражают?
То есть, я так понимаю, что в данной ситуации изначально не было призвания и гуманного отношения к людям. Как Вы, в принципе и говорите.
Не совсем поняла какое отношение к рассматриваемому понятию имеют перспективы карьерного роста? Вы имели их ввиду, как один из стимулов деятельности?
Да, только для одной четвертой части населения планеты это может быть значимым стимулом деятельности. Подробнее этого вопроса я коснусь в теме про соционику "Все люди разные"
Важно, чтобы были условия для правильного выбора специальности у молодежи.
И еще - для эффективной работы важна здоровая обстановка в коллективе. Гуманизм должен быть и в основе профессиональной этики, взаимной поддержки.
Полностью с Вами согласна. Да, гуманность взаимоотношений должна лежать в основании нашего общения с окружающими.
Опять же хотелось бы упомянуть соционику, которая помогает на уровне осознания того, насколько люди по-разному смотрят на окружающий мир, терпимее относиться к "недостаткам" других людей, дает знание "болевых точек", на которые нельзя давить, чтобы не делать человеку больно и не вызвать у него негативную реакцию.
Плюс к тому, знание социотипа ребенка помогает разглядеть его миссию или, по крайней мере, определить область профориентации. Их всего 4: исследовательская, гуманитарная, управленческая и социальная. Конечно, самое главное, чтобы ребенок не попал в противоположную своим способностям профессиональную сферу, так как в смежных он тоже может найти себе достойное применение.
Напишу об этом подробнее в той теме. Только чуть позже. Возможно через несколько дней. Сейчас время, к сожалению, не позволяет написать это так, как хотелось бы. :)
Есть ресурсы внешние, позволяющие нам восполнять "Внутренний Огонь" - поддержка и любовь близких, красота природы, произведения искусства, любимые книги. И конечно, чрезвычайно важна наполненность духовной жизни.И конечно, чрезвычайно важна наполненность духовной жизни. ... Именно духовность, или связь с Высшим не только поддерживает силы, но и пробуждает новые. Человек, имеющий более высокие идеалы, способен более соизмеримо оценивать сложные жизненные ситуации. То, насколько ситуация будет являться стрессовой для человека, зависит от индивидуального к ней отношения.
Человек, над собой не работающий, к сожалению(или, не стоит сожалеть об этом?) от "профессионального выгорания" в XXI веке не защищен.
"Прививка" от "профессионального выгорания" - способность жить интересами других. Коллеги, которыми восхищалась, проявляли недюжинную преданность Общему делу.
Полностью с Вами согласна :-)
МАВРА, на Ваше сообщение я тоже обязательно отвечу, но, извините, чуть позже
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Екатерина »

МАВРА
К "проф. выгоранию", на мой взгляд, можно отнести очень многие профессии, особенно те, которые требуют отдачи этой внутренней энергии, любви, участия и др. Даже в рамках семьи может возникать такое состояние. Например, когда лишь один из членов семьи "горит" и дарит это тепло, а остальные очень инертны и могут только потреблять, производить они не очень-то умеют, да и не стремятся. Меня давно интересует вопрос "проф.выгорания". Что это и как с этим бороться?
Вот здесь Вы затронули один интересный аспект, который, конечно, выходит за рамки только педагогики.
Вспомнилась аналогия как раз к воспитанию в семье относящаяся. Хотя, наверно, и не только в семье. Да, гуманность - это, в первую очередь любовь. Но если бездумно любить ребенка, оберегая его от всяких трудностей, проблем, обязанностей, то можно воспитать избалованного эгоиста, который не может (вернее, не хочет) даже чай себе налить и размешать сахар в чашке.
В свое время меня очень впечатлила одна фраза, которая открыла мне глаза на суть воспитания.
Самое полезное уметь сочетать нежность любви с суровостью долга.
Община, 112
Конечно, это сложно. Но без "суровости долга" никак нельзя. Иначе потом придется пожинать плоды чрезмерной "нежности любви".
То же самое происходит, как объясняют психологи, и во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, когда изначально один из двоих любит больше и старается все сдедлать для любимого человека - оберегает, заботится, балует... Тем самым "воспитывая" избалованное дитя. А потом у него наступает момент "выгорания", когда сил заботиться уже нет, да и отдачу получить рано или позно начинает хотеться. А "дитя"-то уже избаловано. И виновато в данной ситуации в отсутствии "отдачи" не "дитя", а тот, кто его воспитал.
Даже у ребенка в семье должны быть обязанности, тем более должны быть равные обязанности в семье у мужчины и женщины. Опять же мера сочетания нежности любви и суровости долга... На словах всё просто. К сожалению на деле...
Думаю, что при "профвыгорании" происходит перерасход энергии, большая отдача, но не происходит восстановления, не хватает притока новых. Человек перестает "гореть". Ослабевает этот внутренний огонь, который может питаться Свыше. Может утрачивается связь с Высшим? Слишком человек заземляется, уходит в быт и суету мирскую - вот и нарушается равновесие.
И как тут ни выбирай правильно профессию - "Огонь" гаснет.
Мне тоже очень интересен этот момент. Вы думаете, что правда абсолютно не важно - в ту ли сферу деятельности ты попал?
У меня вообще-то тоже было такое выгорание. И даже уже через год-два после начала работы в школе. Хотя детей я люблю, и музыку тоже, которую вела.
Вот сейчас анализирую - почему так произошло? Правда, даже зная Живую Этику, вроде как так правильно все понимая, только Гуманная педагогика открыла мне глаза. Честно. И я всё-таки склонна думать, что основная причина была именно в неправильном подходе к преподаванию. Наверно, здесь корень неудач и профвыгорания.
Раздражение, авторитаризм, окрики, они съедают и твою собтственную энергию, и, восстанавливая барьер между тобой и детьми, закрывают возможность того энергообмена, который происходит при истинной любви к детям.
По крайней мере, на данный момент я так думаю. И вот эта неудовлетворенность от того, какие складываются отношения с детьми, она гасила желание профессионально развиваться, и, как следствие, и профессиональные нудачи. И эти неудовольствия собой и разочарования всё накапливались и накпливались...
Не знаю почему, но в ВУЗе оказалось легче. И то. С открытием для себя Гуманной педагогики, у меня как будто новое дыхание открылось. Появились новые идеи, новые подходы к преподаванию стала искать. И поняла по крайней мере направление, в котором надо двигаться.
А вот что же нужно что бы вновь возродилась эта связь с Высшим, что бы появилось Вдохновение, которое и зажигает огни души, ведь Вдохновение - это Вдох Нового! Тогда и гуманность появиться ибо идёт она изнутри!
Не знаю, как у кого, но мне достаточно было осознать, что "Авторитаризм то же самое, что и насилие", увидеть цифры, которые приводит Шалва Александрович
Авторитаризм в образовании становится бедствием, а то и трагедией для многих школьников. Агрессия взрослых — родителей, учителей, воспитателей — вынуждает детей и подростков бросать школы, бежать из семьи, из детских домов. По неточным данным в России бомжуют от 2 до 8 миллионов детей. А по официальным — в каждые сутки кончают жизнь самоубийством 17-20 подростков.
и прочитать буквально еще два фрагмента
1.
Девочка моя, глаза твои выдают тебя, как напугал тебя мой интеграл.
Нет, не сам интеграл, он тут не при чем, а образ твоего учителя, который не покидает тебя при размышлении над интегралом. Думаешь, если не справишься с ним, я начну ругать тебя, назову тупицей, скажу, что нельзя сто раз объяснять одно и то же? Думаешь, воспользуюсь случаем и подставлю подножку?
Значит, причина твоих затруднений не в интеграле, а во мне, в моем образе, укоренившемся в тебе. Он путает твои мысли, разгоняет твою догадливость, искажает действительность, сулит тебе неприятности, так ведь?
Прости меня, пожалуйста, я не хочу жить в тебе в образе вероломного и коварного. Да, я ошибался, думая, что только жесткость моих оценок и отметок сделает тебя человеком. Я звал твоих родителей и отчитывал их, говорил, что у них дочка отстающая, малоразвитая, и думал, что так надо.
Но я изменился, я меняюсь, я каюсь, я извиняюсь перед тобой.
Смотри мне в лицо, чувствуешь мою улыбку сердца? Она пока слабая у меня, но сердце мое ткет ее только для тебя и зовет тебя на помощь. Я дарю тебе свою улыбку, буду дарить ее при каждой встрече, а когда не будем видеться, буду посылать ее в мыслях своих. В ней моя преданность к тебе. Я буду дарить ее тебе, чтобы сменить в твоем сознании образ вероломного учителя на образ преданного тебе друга.
В самом деле, что мне эти оценки и отметки, когда есть ты, Бесконечность всех чисел? Я не позволю им омрачать нашу дружбу. А интеграл объясню тебе еще и еще раз, терпеливо, с верою и улыбкой.
Поверь только, что я уже не тот учитель, который...
И давай помиримся, обменяемся улыбками вечной дружбы.
и второй, который я вставила в теме про равнодушие - про мальчика-изобретателя.
Не знаю, как кого, но меня вот буквально эти несколько моментов так потрясли, что перевернули с головы на ноги мое отношение к педагогике и вообще отношение к людям.
То есть, с моей точки зрения, важно ОСОЗНАНИЕ того что такое гуманность и зачем она нужна. А при любви к детям, не допускающей раздражения, и связь с Высшим восстановится. Потому что Бог и есть Любовь.
Как-то вот так я это понимаю на данный момент. :)
Liliya
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 24 мар 2010, 15:07

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Liliya »

Согласна с Вами, Екатерина - осознание того, что есть Гуманность необходимо всем, кто работает с людьми - учителям, врачам, социальным работникам. И думаю, в деятельности каждого искренне любящего свою работу человека появляются "моменты истины". Позволяющие под новым углом посмотреть на каждодневность, преодолеть усталость и черпать ресурсы во всем разнообразии окружающей жизни.
МАВРА
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 13:30

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение МАВРА »

Екатерина, спасибо за коментарий! Всё очень правильно и со всем я согласна. На проблемы воспитания мне открыла глаза, а правильнее сказать подтвердила какие-то мои внутренние представления об этом, фраза Анжелики из известного всем произведения: ""Я слишком люблю своего ребёнка чтобы его жалеть". Это было ещё до знакомства с Учением.
Теперь же я думаю, что гуманность - это одна из составляющих Духовности. Я много слышала от людей связанных с педагогикой, культурой, религией и др., читала в педлитературе и не только, о том как нам всем не хватает этой Духовности, как её воспитывать. Но вот понять что же такое Духовность не могла никак. Самое интересное, после того как я нашла всё же ответ на этот вопрос в Учении, я стала спрашивать у всех тех кто говорит о ней, что же это такое, дайте, мол, определение. И знаете, что самое удивительное - никто не знает!!! Мой вопрос всех повергает в глубокую задумчивость и долгие размышления!! И правильный, локаничный и точный ответ мне дала лишь одна девочка выпускница школы, которая при этом так стеснялась и боялась ошибиться с ответом! Вот мне интересно, а что думают об этом другие? Что же такое Духовность? Ответ девочки я позже помещу.
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»