Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Valentina »

Это - Любовь! Почему я так считаю, я потом объясню.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Екатерина »

Возможно, что я бы согласилась с тем, что Гуманность - это любовь. Но для того, чтобы так говорить, надо осознавать, чувствовать, понимать, что такое сама любовь. А я про себя этого сказать не могу...
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Гуманность - что мы вкладываем в это понятие?

Сообщение Екатерина »

Очень понравилась цитата Толстого:
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо жить самому?
В книге Нины Викторовны Казиной "Музыка как гармоническая матрица Вселенной" о гуманном человеке написано
Гуманный мыслится как обычный, смертный человек, ищущий в себе бессмертие, то есть свою связь с Творцом, своию миссию, смысл жизни
Может быть, гуманность в таком случае можно определить как воспитание вот такого гуманного человека через самовоспитание его в себе самом? Как вы думаете?
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Екатерина »

Придет кто-то и скажет:
- Могу быть учителем, имею диплом.
Где же дети? Дайте мне учить их!
Могу держать их в руках.
Умею кричать и орать,
попирать и унижать.
Могу пугать, угрожать.
Могу доводить до отчаяния.
Умею ехидничать и высмеивать.
Буду во всем отказывать.
Буду доносить родителям
и настраивать их
против своих же детей.
Умею строго наказывать
Я бездушный, бессердечный,
мстительный, раздражительный,
грубиян, истеричный.
Что еще нужно?
Дайте мне детей...

Скажите такому:
-Мы не держим в школе
бешеных собак!

Ш. Амонашвили. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света. М. 2009, с. 11
Вот он - портрет сотен, если не тысяч школьных учителей. Становится страшно, когда читаешь эти строки и осознаешь, что ЭТО - наша педагогическая действительность.
Многие учителя, осознавая это или нет, не любят детей, ведут себя именно так, как здесь описано, даже не отдавая себе отчета в том, что ОНИ неправы. Нет! "Это просто дети у нас сейчас пошли такие - невоспитанные, грубые, злые - с ними иначе нельзя! Без крика ничего не понимают и не делают."
Вот и тянет такой учитель свой жизненный крест, то ли по привычке, не задумываясь особо о том - зачем он здесь; то ли от кажущейся безвыходности своего положения - вроде как он больше ничего не умеет (как будто он умеет работать с детьми!) и ему больше некуда пойти работать.
Как вы думаете - можем ли мы что-то сделать вот с такими учителями? Или надо махнуть на них рукой и заняться уже только будущими педагогами, формированием их сознания?
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Екатерина »

Приглашаю к разговору в этой теме не только педагогов-профессионалов, но всех желающих. Каждый из нас в той или иной мере педагог, у каждого есть свое мнение о том, как надо воспитывать детей, свои взгляды на те или иные проблемы воспитания.
Хочется вместе подумать, поразмышлять над различными вопросами/проблемами педагогики.
Вот первая тема для наших размышлений:
Часты случаи, когда какой-нибудь воспитатель так сильно увлекает всех своих учеников, что начинает играть роль магнитного полюса, притягивающего к себе магнитную стрелку всего существа подростка; другой же воспитатель обладает большим опытом, большими теоретическими знаниями, но его влияние на воспитуемых равно нулю. Что может быть причиной такого странного явления?
Дмитрий Николаевич Узнадзе
Мне кажется, что учитель тогда становится магнитным полюсом для притяжения детей, когда он в первую очередь, любит их, а во вторую – увлечен своим предметом.
И еще – он должен непрестанно совершенствоваться как в том, так и в другом.
Что значит «совершенствоваться в любви к детям»? Это значит, в первую очередь, избавляться от своих дурных качеств, чтобы они не мешали тебе любить детей и проявлять эту любовь. Это значит, изучать детей – их психологию и физиологию – чтобы действовать им во благо, а не во вред.
Ну, и, конечно же, развивать в себе противовес недостаткам – достоинства: умение прощать, сердечность, доброту, желание помогать другим людям, самопожертвование, стремление к Прекрасному и т.д.
И еще подумалось, что педагог должен быть увлеченным не только своей педагогической деятельностью, не только своим предметом, но вообще увлеченным, любознательным, ищущим, стремящимся к расширению своего сознания, к получение знаний не только по своему предмету, но и знаний из смежных областей, вообще знаний о Вселенной и том, как она устроена, по каким законам существует.
То есть учитель должен воплощать собой страсть к развитию, познанию, которые есть в самих детях. И тогда дети по закону резонанса будут звучать в унисон с таким учителем и тянуться к нему.
Но все же самое главное – это любовь к детям.
Это мои размышления/ответ на этот вопрос. Согласны ли Вы с ними? Может быть, у Вас какое-то свое вИдение сущности этой проблемы или Вы хотите что-то дополнить?
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Екатерина »

Спрашиваю не из праздного любопытства, а, так сказать, из "производственной необходимости"))
Меня интересуют школьные воспоминания участников форума.
У вас остались в памяти какие-нибудь интересные уроки? Чем эти уроки отличались от других уроков? Что в них было необычного, запоминающегося?
А учителя? Были ли у вас любимые учителя? Чем они вызвали вашу любовь? Что их отличало от других учителей?
На основании ваших воспоминаний вы можете сделать какие-то обобщения по поводу того, какими должны быть школьные учителя и какими должны быть уроки в школе?
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Любовь »

К сожалению, Екатерина, таких учителей у меня не было. Мне нравились уроки истории и литературы. По этим предметам преподаватели были сильными, но даже их я не могла назвать "учителями Жизни". Моим истинным учителем была мама, которая всегда говорила: "Нужно во всех жизненных обстоятельствах оставаться человеком".
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Екатерина »

Люба, а чем Вам нравились те уроки? В них было что-то необычное или просто Вам были интересные знания, которые Вы на них получали?
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Любовь »

С тех пор прошло много времени и подробности забылись. Думаю причина была в том, что сами педагоги любили и знали свой предмет, кроме того я по натуре гуманитарий. А вот смысл геометрии я начала понимать только после прочтения "Тайной доктрины".
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Размышления о педагогике. Гуманной и не только.

Сообщение Екатерина »

Спасибо, Люба. То есть чтобы уроки/предмет нравился ученикам, его должен любить сам учитель. Наверно, тогда на уроке не скучно.
А может быть у Вас остались какие еще воспоминания о школе? Что в школьной жизни было интересного, запоминающегося?
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»