Ответ на статью Дмитрия Быкова
Многомерность Гуманной Педагогики
Статья Дмитрия Быкова наполнена эмоциями автора, но лишена серьёзной теоретической основы, которая бы подтверждала, что он действительно знаком с основами Гуманной Педагогики. Любой спор уместен лишь в том случае, если обе стороны имеют одинаковые представления о предмете спора. Если бы Дмитрий Быков попытался постичь более глубоко суть Гуманной Педагогики, то желание спорить исчезло бы само собой. Прежде всего, Гуманная Педагогика основывается на классическом педагогическом наследии, а не является новаторским открытием Шалвы Александровича Амонашвили. В ней нет ничего искусственно изобретённого. Допущения и постулаты Гуманной Педагогики следуют из работ педагогов-классиков и прожиты ими в реальной жизни с детьми. Дмитрия Быкова не устраивает в Гуманной Педагогике любовь к ребёнку, которая является основой работы учителя. Русский язык удивительно богат и многообразен не только благодаря текстам, а ещё и глубоким подтекстам, которые каждый человек расшифровывает согласно своему духовному и культурному уровню.
К сожалению, Дмитрий Быков понимает любовь к ребёнку как обслуживание его страстей, тогда как в педагогической классике чувство Любви не «обслуживает» страсти ребёнка. Это космическое чувство, выводящее отношения учитель – ученик на общение двух половинок одного Божественного начала. Духовный уровень учителя способствует тому, чтобы за всеми внешними приходящими оболочками ребёнка, учитель смог увидеть его Божественное начало, обращаться к нему через образы Красоты, через чувства и сердце, помогая утверждаться Божественному началу в ребёнке без насилия и принуждения. Поэтому В.А. Сухомлинский пишет: «Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть».
Педагогическая классика относится к Ребёнку как к носителю Божественной сущности, которая, несмотря на плотноматериальный мир, прорывается в нём светом улыбки, бескорыстным стремлением к познанию, умением любить просто так и неиссякаемым оптимизмом. В Ребёнке «живёт» неосознанная духовность и задача учителя, развивая интеллект Ребёнка, воспитать осознанное нравственное поведение в нём.
Только классическое педагогическое наследие говорит открыто и глубоко о Любви – важнейшей составляющей воспитания. К сожалению, научная педагогическая литература лишена этого важнейшего понятия и, если учитель в своей педагогической деятельности основывается только на ней, то его ожидает крах и разочарование. Так как главное в воспитании – это понять, что человек приходит для человека, и между учителем и учеником должна состояться «духовная общность».
«Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это всё любить? Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И, когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём – частица моей души» (Сухомлинский В. А. – Переиздание М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. (Антология гуманной педагогики). Стр. 21).
Классическая педагогическая литература есть кристаллизованный опыт Любви многих поколений педагогов, она несёт в себе вечные образы Любви, так необходимые учителям современности. «Что самое главное было в моей жизни? – задаёт себе вопрос Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», - Без раздумий отвечаю: любовь к детям».
«Любовь – единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из Любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим… Нужно только, подходя к Ребёнку, быть самому совершенно чистым в душе», – пишет К.Д. Ушинский (Амонашвили. Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) Москва – Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. Стр.87).
Мы все привыкли к существующей школьной системе образования и воспитания. Она работает по определённым правилам и программам, имеет свою иерархическую структуру, свои законы. Через эту систему проходит большая часть человечества в период детства и юности. Сложившуюся школьную систему критикуют, говорят о её недостатках, но на сегодняшний день она продолжает воспитывать и обучать. Может показаться, что система существует благодаря правильному устройству и руководству, своевременным директивам, установкам, контролю и проверке. Возникает иллюзия, что улучшая организацию школьной системы, можно улучшить воспитание и образование.
«Уже давно живёт среди людей обман о том, что посредством хорошего устройства можно из плохих людей сделать хорошую жизнь, – пишет Лев Николаевич Толстой, –спасение ваше и всех людей никак не в греховном, насильническом устройстве жизни, а в устройстве своей души. … Как растёт человек, так растёт и человечество. Сознание любви росло, растёт в нём, и доросло в наше время до того, что мы не могли не видеть, что оно должно спасти нас и стать основой нашей жизни. … И не может не быть ясно, что единственное, самое простое и лёгкое спасение от всего этого есть сознание основного начала жизни всех людей – любви – того начала, которое неизбежно, без всякого усилия заменяет величайшее зло величайшим благом» (Толстой Л.Н. Любите друг друга. Обращение к кружку молодёжи / Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. Артёмовск, 2009. Стр. 62-63).
Можно сказать, что вся школьная система до сих пор существует только благодаря бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию как служение.
Любовь является важнейшим структурирующим началом во Вселенной. Это проявление Божественного начала, которое преобразует Хаос в Космос. На уровне человеческих отношений, Любовь поддерживает целостность и единство разнородных частей, без насилия и принуждения, наполняет энергией для существования любую систему. Она же, стимулирует развитие мысли. Ребёнок в ранние периоды своей жизни так быстро растёт и развивается не только согласно физиологическим особенностям. Он получает информацию о мире от жизненнонеобходимых для себя людей, людей, которые его любят.
«Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. … Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. …
В моей педагогической практике существует правило: каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли – излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребёнке обязательно есть, которую не заглушить ничем» (Сухомлинский В.А. – Переиздание М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. (Антология гуманной педагогики). Стр. 27, 22).
Думаю, что желание спорить – это черта характера, которая проявляет внутреннюю потребность человека самоутвердиться, показать, что он не зависит от чужого мнения. Однако, если мнение проверено опытом многих, то спорящему нужно попытаться самому прожить подобный опыт, возможно это будет более убедительно, чем слова.
Дмитрий Быков мой коллега, поэтому как учитель должен хорошо понимать, что речь учителя должна быть лишена грубых и некрасивых слов. Говоря об опыте педагога недопустимо опускаться на уровень уличных выражений и расхожих фраз, это делает речь неубедительной, непоследовательной и вскрывает определённые черты характера говорящего или пишущего.
Автор статьи пытается размышлять о Гуманной Педагогике, находясь на позиции материалистического педагогического сознания, которое является основой авторитарной педагогической практики. В ней, как пишет Ш.А. Амонашвили: «не приживётся принцип Песталоцци – «Мысля любить – и любя мыслить», у неё свой принцип – «мысля требовать и требуя мыслить». Детей можно любить, если они не будут мешать педагогическому процессу; их можно любить, если они хорошие, а нехороших лучше вывести из сферы преподавания. Но неужели нужна будет глубокая наука, чтобы понять:
Там, где не царствует Любовь, троном обязательно завладевает злоба.
Там, где не почитается Дух, будут обязательно почитать выгоду.
Там, где нет веры, обязательно восторжествует неверие.
Там, где нет Света, обязательно наступит тьма.
И, вообще, там, где не нуждаются в Боге, обязательно возрадуется безбожие» (Амонашвили. Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) Москва – Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. Стр. 84-85).
Гуманная Педагогика – это четвёртая мерность в образовании, понять её без осмысления такого важнейшего понятия как ЛЮБОВЬ просто невозможно. Но для большинства педагогов, которые пытаются это сделать, осмысление классического педагогического опыта и применение его в своей каждодневной практике – это единственный выход из кризисной ситуации в современном образовании. В плоскости материалистического мировоззрения не существует ответа на вопрос: «Как любить детей?» Ответ находится в области духовной. Судя по всему, автор статьи совершенно не верить в эту область Бытия, поэтому и старается спорить. Спор здесь совершенно не уместен. Каждый живёт в том мире, который создаёт сам. В мире Гуманной Педагогики с Толстым, Ушинским, Корчаком, Сухомлинским, Амонашвили ты ощущаешь свою сопричастность к творению Человека в человеке, а согласно В.А.Сухомлинского: «Творить человека – это высшее счастье».
Бак Виктория Федоровна, учитель биологии высшей категории УВК №11 г. Артёмовска Донецкой области, учитель-методист, Отличник образования Украины, лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года 97», Соросовский учитель, Рыцарь Гуманной Педагогики, педстаж 21год. Домашний адрес: 84500, ул. Заречная 37 А, г. Артемовск, обл. Донецкая, Украина, д.т.(8.10.380.62.74)2-52-44.
email:
aro_net@mail.ru