«Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии – к Артпрофилактике»
А.Мелик-Пашаев
Мой долгий опыт, а также опыт тех, кто начинал намного раньше меня, не оставляет сомнений: проповедь ценности и незаменимости художественного образования и творчества слышна только в пределах круга единомышленников. Главным образом, это учителя искусств, которым с натугой продляют вид на жительство на выселках образовательного пространства РФ. А те, от кого, по прихоти исторических судеб, зависит будущее детей, образования, культуры, общества, страны - они нас не слышат. Хочу верить: не потому, что сговорились стереть Россию с культурной карты мира (а значит, и с карты как таковой), а потому, что на самом деле не понимают, зачем в современном прагматичном мире тратить время, хотя и небольшое, и средства, пусть копеечные, на эту безделицу - искусство? Поверить можно: ведь они сами не получили в детстве художественного развития. Как гласит, кажется, немецкая пословица, «Чего мужик не знает, того он не ест».
К сожалению, так же в большинстве своем думают и родители - люди, действительно на все готовые ради блага своих детей. Они ведь тоже не получили нормального художественного развития, и думают, что если ребенок освоит компьютер и английский, хорошо сдаст ЕГЭ, победит на олимпиаде, «не засидится на старте», то он станет «успешным», а потому и здоровым, и счастливым на всю свою долгую жизнь. Поэтому от родителей не исходит запрос на полноценное и общедоступное художественного образование, который мешал бы чиновникам беспрепятственно выдавливать искусство из школы.
Тогда попробуем зайти с другой стороны. Существует ценность, для образовательной системы абсолютная и непререкаемая, которую никто не осмелится поставить под сомнение. Во всяком случае – вслух. Это – здоровье детей, которое, как известно, для нас превыше всего. Здоровье иногда даже называют основной, или, во всяком случае, одной из основных целей образования. Как же с этим обстоит дело в действительности?
Из трудов специалистов в этой области, в частности – В.Ф.Базарного[1] мы узнаем, что традиционная школа с ее методами обучения и аттестации все более и более истощает детей. Привычными стали понятия «школьная близорукость», «школьный сколиоз», «школьная неврастения», «школьный шок» (у приходящих в первый класс), распад психомоторной сферы, деградация воображения и даже неясная для профанов, но жутко звучащая «шизофреническая интоксикация».
Обо всем этом у нас вспоминают, когда оказывается, что в армию призывать некого. В остальное время мы слышим довольно назойливые разговоры о внедрении «здоровьесберегающих технологий». А вот Базарный говорит о «здоровьеразушаюшем» эффекте школьного обучения, об истощении физического, психического, духовного потенциала человека.Не одного человека или даже поколения, а человека как вида - потому что истощенное поколение не воспроизведет более здоровое и жизнеспособное. И чем раньше ребенок попадает в школьную ситуацию, тем разрушительнее ее воздействие. По данным на конец прошлого века (!), 80% шестилеток страдали от головных болей и хронического переутомления. Чуть ли не половине требовалась даже не психологическая, а психиатрическая помощь. Ученые находят несколько основных причин бедствия.
Одна из них - в самой организации пространства-времени занятий и в правилах поведения, включая и конструкцию школьной мебели, и неестественную фиксированную позу, связанную с глубоким внутренним напряжением всего детского организма, и многое другое. Как сказал в одном из выступлений педиатр и исследователь М.Л.Лазарев, несколько лет ребенка учили ходить и говорить, и вдруг, 1-го сентября, он просыпается «в другом мире», где положено сидеть и молчать! Многие методики и приспособления, созданные Базарным, направлены именно на то, чтобы изменить эту вредоносную ситуацию. Очевидно, что и педагогика искусств в форме театральных, танцевальных, ритмо-двигательных практик тут весьма «ко двору».
Другая причина – это антидетская подача учебного материала. Почему – антидетская? Послушаем специалистов. Невролог В.И.Гарбузов говорит о противоречащей природе детского организма и потому опасной тенденции «чрезмерно раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике …музыке по нотам …игре со сложными электронными устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы… Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к «шизоидной интоксикации». Также и В.Ф. Базарный называет одной из главных причин истощающей нейро-психической напряженности школьников «все усугубляющийся разрыв между первичной структурой чувственного мира и абстрактно-символической системой ее кодирования». Совсем просто сказал об этом М. Л.Лазарев: в ответ на слово «птичка» школьник уже не может помахать ручками и «полетать» по классу. А для него это вовсе не безболезненно, он испытывает то, что взрослые называют «фрустрацией»!
Мы много раз говорили о том, что нормально развивающемуся ребенку свойственно воспринимать мир непосредственно, эмоционально-образно, сопричастно, а не отвлеченно и рационально. А обучение идет против природы, загоняет ребенка в чуждый ему мир, насилует психику. Бывают и особые, крайние проявления этого противоречия. Встречаются, и нередко, дети, у которых приоритет чувственного и эмоционально-образного начала так ярко выражен, что в сегодняшней школе они выглядят безнадежно глупыми в глазах учителей и ровесников, и сами себя чувствуют таковыми. Но если им повезет с преподавателем какой-либо из художественных дисциплин, они в своем творчестве выходят на такой уровень, который для других недостижим. Это их буквально спасает: меняется и самосознание, и самооценка, и статус среди детей и взрослых, а за этим следуют и успехи по другим предметам. Но подумайте, какова вероятность такого счастливого стечения обстоятельств в сегодняшней школе?
Тут самое время перейти к третьей и, может быть, важнейшей причине школьного неблагополучия – к отсутствию творчества в жизни детей.
Вот как говорит об этом В.Базарный: «Вне творческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний – переживаний пустоты, бессмысленности жизни, переживаний невыносимости тягучести времени…».
Стоит ли удивляться, что, по данным статистики, около половины наркозависимых людей встают на этот путь в подростковом возрасте (11 лет и старше). Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют дети и подростки с асоциальными формами поведения и ранней наркотизацией. Отмечу попутно: среди учащихся элитных учебных заведений наркозависимых оказалось в 2 -2,5 раза больше, чем в обычных городских школах, и в 10 раз больше, чем среди сельской бедноты. Есть о чем задуматься тем, кто полагает, что житейское благополучие при отсутствии творчества и смысла жизни сделает их ребенка здоровым и счастливым!
Снова приходится повторять то, о чем и я, и мои коллеги единомышленники говорим уже много лет. Творчество – это не какое-то особенное занятие особенных людей, это нормальное состояние нормального, здорового человека. (Как сказал тот же В.Базарный, человек бывает либо творческим, либо больным.) Человек – по природе своей творец, ему свойственно жить «изнутри наружу», проявлять свою активность, свои, большие или меньшие – но свои возможности. В детстве, когда с невероятной быстротой и силой растут и тело ребенка, и его душевные способности, это особенно важно. Что же происходит, если эта сила не получает выхода в творчестве? Тогда то, что ребенок принес в мир, или задыхается и умирает, как травинка, которой оказалось не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник; последствия такого неосмысленного взрыва бывают и абсурдны, и страшны. Перефразируя приведенные выше слова ученого, ребенок, лишенный творчества, это либо потенциальный больной, либо потенциальный преступник. Или и то, и другое. То же относится к целым поколениям.
Испытанное в детстве « невыносимое переживание» пустоты и бессмысленности жизни сплошь и рядом так тяжело отзывается на психике взрослого человека, что возникает необходимость в психотерапевтической помощи. И тогда вступает в свои права терапия творчеством, или, как называет свое направление известный специалист М.Е. Бурно, терапия творческим самовыражением, сокращенно – ТТС.[7]
Что же лежит в основе расстройств, которые требуют исцеления творчеством? Чувство бессмысленности жизни, отсутствия своего предназначения, потеря себя, чувства собственной реальности, ценности, «деперсонализация» - все, что, как мы видели выше, заложено в нетворческие школьные годы. Именно творчество в разнообразных его формах («выполнение любого нравственного дела по-своему, сообразно своей духовной индивидуальности») помогает почувствовать себя собою, увидеть свой путь и предназначение, обрести смысл жизни. Творчество –вызывающая душевный подъем встреча с самим собой, с потерянным в детстве и забытым собой.
Согласно М.Бурно, творческой, а потому и целительной может стать практически любая деятельность: коллекционирование, путешествия, поиски одухотворенности в повседневной жизни, воспоминания о прошлом, ведение дневника... Но все же особое место среди конкретных методик ТТЗ занимают те или иные формы общения с искусством. Думаю, не случайно! Ведь именно художественное творчество наиболее доступно детям, более всего отвечает их возрастным особенностям и приводит к таким результатам, которые признают ценными мастера разных видов искусства. И касается это не отдельных особо одаренных детей, а практически любого ребенка, попавшего в благоприятные педагогические условия. Художниками станут немногие, но, занимаясь искусством, каждый ребенок рано получит целебный опыт «встречи с собой», опыт творца в широком смысле слова, который пригодится ему в любой профессии, а главное - станет основой его психологического здоровья.
Тут, казалось бы, самое время перейти к разговору об арттерапии (ТТЗ и арттерапия – не синонимы, но нам сейчас не до таких тонкостей.) Но верно ли, говоря об искусстве, иметь в виду либо Арт с заглавной буквы (большое искусство, специальную одаренность, ее выявление и развитие и т.д.), либо арттерапию - использование разных граней и элементов искусств в лечебных целях? Разве этим ограничивается значение искусства для всех людей, для всех детей? А как же те, кто ни в профессионалы не собирается, ни в терапевтической помощи не нуждается (или пока не нуждается!)? Послушаем, к примеру, что говорят психологи-музыканты о влиянии музыки.
Д.К.Кирнарская анализирует данные ряда зарубежных психологических исследований, в том числе эксперимента Чикагского университета, охватившего 25 тысяч учеников, которые в течение 1992 – 2002 годов занимались по расширенным арт-программам, в которых большое место занимали музыкальные занятия.[5] В результате участники эксперимента безоговорочно опережали ровесников по всем школьным предметам, особенно преуспевая в математике и в усвоении навыков чтения.
(Кстати, десятки лет назад, в некоторых школах Эстонии, в экспериментальном порядке, детям добавили 4 часа рисования, отобрав по часу у других предметов, в том числе - страшно сказать! - у математики. Скоро ученики экспериментальных классов обогнали сверстников по общим показателям развития и по успеваемости. В том числе – по математике.[11] Недавний эксперимент в двух московских школах показал, что учащиеся художественно-эстетических классов, взятые туда без предварительного отбора, получили огромное преимущество перед общеобразовательными классами по общеобразовательным предметам, хотя исходный уровень детей в этих классах был равным.[4])
Главным результатом ранних занятий музыкой по системе знаменитого японского педагога Ш.Судзуки стало не изобилие «музыкальных гениев», а успешное умственное развитие всех учеников, развитие их памяти, визуально-моторных навыков.[3]
Исследователи единодушно отмечают, что дети, которые занимаются музыкой, более способны планировать свои действия и предвидеть их последствия, сосредоточенно работать, принимать самостоятельные творческие решения, становиться лидерами; у них лучше развивается пространственное мышление, они лучше владеют словом и выражают свои мысли. Им легче дается концентрация внимания, они больше успевают и освобождают время для игр и общения. Интенсивные певческие занятия влияют на быстроту и успешность развития речи, и т.д. Все это создает новый образ ребенка-интеллектуала: «жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика».[3]
Объясняя эту «тотальность» воздействия музыки на ребенка, ученые показывают, что она стимулирует мозговую деятельность в целом; занятия музыкой ведут к таким изменениям мозговых структур, которые сглаживают проявления межполушарной асимметрии, способствуют гармоничному взаимодействию полушарий мозга – причем для этого бывает достаточно даже того, чтобы специально подобранная музыка просто звучала рядом с детьми. Результатом становится сочетание эмоциональной отзывчивости и аналитических способностей, развитие эмоционального интеллекта, то есть не только богатой эмоциональной сферы, но и способности понимать душевную жизнь свою и других людей. Кстати говоря, того качества, нехватка которого уже становится «несовместимой с жизнью» нашего общества, и которое, конечно, не может развивать узко-рациональная школа.
Коснусь и таких сторон