Нучные исследования в области гуманной педагогики

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина » 04 сен 2010, 13:26

Мне хотелось бы привести некоторые мысли о педагогике и воспитании выдающегося представителя гуманистической педагогики российского зарубежья Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950)

Как теоретика педагогики меня привлекала задача показать, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоположностей... самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение ... пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923, с. 8


Проблему мировоззрения Гессен считал одной из стержневых для теории и практики педагогики.

Без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире и оценку его с точки зрения ценностей, а значит и некий жизненный идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть нет и бытия человека как личности.
Гессен С.И. Мировоззрение и образования // Педагогика российского зарубежья. - М., 1995, с. 104


Гессен убежден, что учитель просто обязан иметь свою мировоззренческую позицию. Он не может быть безразличным, иначе у него не будет авторитета. Учитель не имеет права входить в класс, не имея мировоззрения, своего взгляда на жизнь, устройство мира. Но он также обязан быть терпимым к другим точкам зрения.

Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в человека культурного... Если проблема образования есть проблема культуры, то, очевидно, отрицание культуры, связанное с отрицанием истории, ведет и к отрицанию образования.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923, с. 33


Воспитание - творческий процесс, который не может быть механизирован. Каждый воспитатель и преподаватель вырабатывает свой собственный метод, который изменяется в новой конкретной ситуации и по отношению к данному конкретному ребенку.
Педагогика не рецептура ремесла, а наука о воспитании как творческом процессе, в котором и наставник, и воспитанник не повторяют раз и навсегда данный лучший образец, а действуют как неповторимые и творческие личности. Педагогика описывает стадии этого процесса, цели и задачи, выдвинутые перед ребенком в процессе его роста.
Цит. по: Гессен. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004, с. 9

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина » 06 сен 2010, 20:05

Гессен утверждает, что в конечном счете образование есть не что иное, как культура личности.
Он считал весьма важным для педагогики четкое определение целей. Одна из основных педагогических категорий "образование" трактовалась им как раскрытие и оформление "внутреннего человека", духовное созревание личности, формирование им собственного "Я" на основе законов морали. При таком взгляде цели образования отражают не внешнее давление, а внутреннее психологически мотивированное устремление личности. В этом, по Гессену, залог непрерывных достижений личности и бесконечного развития человечества.
Подлинное образование заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.
Гессен С.И. Основы педагогики. - С. 36

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина » 07 сен 2010, 20:17

Гессен С.И. В защиту педагогики // Гессен. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004.
"Человек высокой культуры" (умственной, художественной, нравственной) означает ... нечто большее, чем образованный человек ... Все признают, что поистине образованный человек должен быть не простым воспроизведением модели, навязанной кем-то извне, а скорее он должен быть самим собой или, другими словами, должен быть личностью. С. 47

Согласно Платону, настоящий учитель то, кто способен, во-первых, не только не погасить, а напротив, разжечь в душе своих учеников ту любовь к истине, красоте, справедливости, которая обычно проявляется в их душе в юношеские годы; и, во-вторых, помочь своим ученикам актуализировать эти ценности, в то время как они не замечают истины и красоты. ...
Средства, которыми пользуется образование для формирования индивидуума, - внушение, соревнование, соперничество, наказания и награды, - не достигают своих культурных целей. При воспитании личности скорее пользуются не средствами внешнего давления, а способами внутреннего притяжения, пробуждая в учениках любовь, освобождая творческие импульсы и скрытые способности каждого, "заражая" учеников энтузиазмом учителя и его отношением к познанию и к художественному и нравственному творчеству... С. 48-49


В 2011 году Чтения по гуманной педагогике называются "Как любить ребенка?" А домашним заданием участникам дано рассказать о том, что ты сделал для того, чтобы стать лучше? Как ты в этом году продвинулся по пути самосовершенствования?
То есть любить детей - значит улучшаться. Когда ты сам идешь по пути самосовершенствования, для тебя проблема КАК воспитывать (образовывать) детей решается естественным образом.

Аватар пользователя
Juri
Сообщений: 425
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ

Сообщение Juri » 20 мар 2011, 09:39

М.В.БОГУСЛАВСКИЙ,
главный научный сотрудник УРАО
«Институт теории и истории педагогики»,
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор,
Москва

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Ш.А.АМОНАШВИЛИ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)


В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями. В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических дум выглядит так: Н.И.Пирогов – К.Д.Ушинский – Л.Н.Толстой – П.Ф.Каптерев – С.Т.Шацкий – П.П.Блонский – А.С.Макаренко – С.И.Гессен – В.В.Зеньковский – В.А.Сухомлинский.
Начавшись в середине ХIХ века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и теснины, прошла через ХХ век и длится уже в ХХI столетии. Хорошо, что мы, пусть и поздно, научились понимать значение и отдавать должное не только тем, кто создавал честь отечественному образованию в прошлом, но и сегодня составляет его гордость, – как Шалва Александрович Амонашвили (р. 8.03.1931).

…С чего начинается педагогика? С узких улочек старой Варшавы, с приюта для еврейских детей-сирот «Наш дом», как у Януша Корчака?

С напоенной полынным ароматом украинской степи, прохлады ставка, песни жаворонка в голубом небе. Со «Школы радости» для крестьянских детей, как у Василия Сухомлинского?
Или, как у Шалвы Александровича Амонашвили, с залитого солнцем Тбилиси, рассказов стариков из родного села Бушети. Дара дедушки, явившего образ мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир философски. И света бабушки с ее всепоглощающей добротой и всепрощением. С первых уроков добра отца Александра Дмитриевича, директора самой большой в Тбилиси типографии, отказавшегося от брони и погибшего в 1942 году в Крыму. И уроков сердечной справедливости матери – Марии Ильиничны – красивой и умной женщины, которая уберегла своих детей, не потеряв верности ушедшему на войну мужу.
С удивительной учительницы литературы Варвары Вардиашвили, которая целый год, отбрасывая всякие программы, читала и размышляла с семиклассниками о поэме «Витязь в тигровой шкуре» – Пятом Евангелии для грузина. Она заложила в Шалве Александровиче то, что впоследствии стало смыслом его жизни, – образ гуманного учителя.

Сейчас невозможно представить, что Ш.А.Амонашвили мог посвятить себя другой профессии. Однако в юности он писал незаурядные стихи (и даже имел среди сверстников почетное прозвище Поэт), мечтал стать журналистом. И его, окончившего школу с золотой медалью, должны были без экзаменов принять на факультет журналистики в Тбилисский университет. Но не приняли…

Отец Шалвы Александровича очень хотел, чтобы сын стал дипломатом. И исполняя это своеобразное завещание отца, погибшего на фронтах Великой Отечественной войны, Амонашвили с отличием закончил факультет востоковедения Тбилисского университета (отделение персидского языка и истории Ирана), занимался переводами с персидского (кстати, и сейчас Шалва Александрович наизусть в подлиннике читает Омара Хайяма).

В 1951 году в 20 лет параллельно с учебой в университете, он начинает работать в школе, став старшим пионервожатым. Конечно, это был необычный пионерский вожатый, который устраивал для детей интересные походы, например, из Тбилиси через перевалы до Мцхеты туристы поднимались на Джварский монастырь. В этих походах дети приобретали ценные знания и навыки, а главное, закреплялась дружба и приходила любовь к родине.

Как-то вожатый взял своих пионеров и повел их в Кашуети – это древнейший храм IV века в центре Грузии. А на другой день Шалву вызвали в райком комсомола. И там его друг, секретарь райкома сказал: «Знаешь, что? Давай не делай этого больше, не надо. А то потом я тебя защищать не смогу». Сколько раз еще в своей педагогической жизни придется Шалве Александровичу услышать в свой адрес эту фразу…
Через полвека сам Амонашвили с доброй иронией характеризовал себя в 1950-е годы – пионервожатого, учителя труда, затем преподавателя истории – как «доброго “авторитара”, который противился авторитарным методам, но не находил выхода и не знал, как по-другому можно общаться с детьми. От гуманной педагогики он был еще далек, ему хотелось гуманизировать то, что невозможно было гуманизировать. Однако ему, как и многим учителям, удалось при авторитарной педагогической практике сохранить в себе доброту, уважение к ребенку, любовь к нему». 1

Вхождение в педагогическую науку Ш.А.Амонашвили оказалось стремительным. В 1960 году он становится кандидатом педагогических наук. А в 1972 году в 40 лет защитил докторскую диссертацию по психологии в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР. Затем Шалву Александровича избирают членом-корреспондентом, а в 1989 году – действительным членом АПН СССР.

Сейчас Ш.А.Амонашвили – академик Российской академии образования, профессор Московского городского педагогического университета и руководитель Лаборатории гуманной педагогики при МГПУ. Глава «Издательского Дома Шалвы Амонашвили», где совместно с Д.Д.Зуевым издает уникальную «Антологию гуманной педагогики».

Кроме того, он – иностранный член украинской Академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского, почетный профессор ряда университетов разных стран.
Ш.А.Амонашвили удостоен Премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила его почетной золотой медалью им. Л.Н.Толстого, Детский фонд ООН в России присудил ему звание «Рыцарь Детства», а творческое объединение «Настоящие друзья Буратино» отметило знаком детской любви – «Орденом Буратино».

Однако внушительный и вызывающий искреннее уважение перечень всех этих званий и наград не передает главного. Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили в современном российском образовании уникально – это великий педагог и психолог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укорененный в Мире Детства.

На протяжении более чем полувекового неустанного творческого поиска Ш.А.Амонашвили создал целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее и воспроизводящее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям.
Разумеется, как и у всякого крупного ученого, процесс формирования системы идей и взглядов у Шалвы Александровича Амонашвили включает ряд взаимосвязанных периодов.

Подробнее и скачать можно на сайте:
Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили


Источники:

1.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002. С. 13.
2.Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 45.
3.Там же. С. 48.
4.Там же. С. 64.
5.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 4.
6.Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 56.
7.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 64.
8.Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986. С. 3.
9.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1986. С. 3.
10.Зуев Д.Д. Книги-символы // Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002. С. 661–663.
11.Петровский А.В. Предисловие // Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983. С. 3–4.
12.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1986. С. 12.
13. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986. С. 3.
14.Там же. С. 15.
15.Там же. С. 31.
16.Там же. С. 41.
17.Там же. С. 44.
18.Там же. С. 46.
19.Там же. С. 113.
20.Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987. С. 167.
21.Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986. С. 78–83.
22.Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987. С. 162.
23.Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986. С.4–5.
24.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1986. С. 42.
25.Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986., С. 77.
26.Там же. С. 6.
27.Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. С. 9–11.
28.Там же. С. 6.
29.Там же.
30.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. С. 111.
31.Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М. 1980. С. 6, 30–32.
32.Там же. С. 31–32.
33.Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 87.
34.Давыдов В.В. Амонашвили Ш.А. // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.
35.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991. С. 6.
36.Там же. С. 9.
37.Там же. С. 8.
38.Амонашвили Ш.А. Правда нужна всем / Учительская газета. 1989. 6 июня.
39.Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010. С. 64.
40.Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! Хмельницкий, 2011. С.43–44.
41.Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 2000. С. 31.
42.Там же. С. 6.
43.Там же. С. 3.
44.Там же. С. 16.
45.Там же. С.15–16.
46.Там же. С.17–24.
47.Там же. С.48–71.
48.Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? М., 2002. С. 5.
49.Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света / Три ключа. 2010. Вып. 12. С. 9.
50.Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света / Три ключа. 2010. Вып. 12. С. 7.
51.Амонашвили Ш.А. Рыцарь Гуманной Педагогики. Днепропетровск, 2009. С. 9.


Аватар пользователя
Juri
Сообщений: 425
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

«Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии – к Артпроф

Сообщение Juri » 25 сен 2013, 12:14

«Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии – к Артпрофилактике»

А.Мелик-Пашаев



Мой долгий опыт, а также опыт тех, кто начинал намного раньше меня, не оставляет сомнений: проповедь ценности и незаменимости художественного образования и творчества слышна только в пределах круга единомышленников. Главным образом, это учителя искусств, которым с натугой продляют вид на жительство на выселках образовательного пространства РФ. А те, от кого, по прихоти исторических судеб, зависит будущее детей, образования, культуры, общества, страны - они нас не слышат. Хочу верить: не потому, что сговорились стереть Россию с культурной карты мира (а значит, и с карты как таковой), а потому, что на самом деле не понимают, зачем в современном прагматичном мире тратить время, хотя и небольшое, и средства, пусть копеечные, на эту безделицу - искусство? Поверить можно: ведь они сами не получили в детстве художественного развития. Как гласит, кажется, немецкая пословица, «Чего мужик не знает, того он не ест».

К сожалению, так же в большинстве своем думают и родители - люди, действительно на все готовые ради блага своих детей. Они ведь тоже не получили нормального художественного развития, и думают, что если ребенок освоит компьютер и английский, хорошо сдаст ЕГЭ, победит на олимпиаде, «не засидится на старте», то он станет «успешным», а потому и здоровым, и счастливым на всю свою долгую жизнь. Поэтому от родителей не исходит запрос на полноценное и общедоступное художественного образование, который мешал бы чиновникам беспрепятственно выдавливать искусство из школы.

Тогда попробуем зайти с другой стороны. Существует ценность, для образовательной системы абсолютная и непререкаемая, которую никто не осмелится поставить под сомнение. Во всяком случае – вслух. Это – здоровье детей, которое, как известно, для нас превыше всего. Здоровье иногда даже называют основной, или, во всяком случае, одной из основных целей образования. Как же с этим обстоит дело в действительности?

Из трудов специалистов в этой области, в частности – В.Ф.Базарного[1] мы узнаем, что традиционная школа с ее методами обучения и аттестации все более и более истощает детей. Привычными стали понятия «школьная близорукость», «школьный сколиоз», «школьная неврастения», «школьный шок» (у приходящих в первый класс), распад психомоторной сферы, деградация воображения и даже неясная для профанов, но жутко звучащая «шизофреническая интоксикация».

Обо всем этом у нас вспоминают, когда оказывается, что в армию призывать некого. В остальное время мы слышим довольно назойливые разговоры о внедрении «здоровьесберегающих технологий». А вот Базарный говорит о «здоровьеразушаюшем» эффекте школьного обучения, об истощении физического, психического, духовного потенциала человека.Не одного человека или даже поколения, а человека как вида - потому что истощенное поколение не воспроизведет более здоровое и жизнеспособное. И чем раньше ребенок попадает в школьную ситуацию, тем разрушительнее ее воздействие. По данным на конец прошлого века (!), 80% шестилеток страдали от головных болей и хронического переутомления. Чуть ли не половине требовалась даже не психологическая, а психиатрическая помощь. Ученые находят несколько основных причин бедствия.

Одна из них - в самой организации пространства-времени занятий и в правилах поведения, включая и конструкцию школьной мебели, и неестественную фиксированную позу, связанную с глубоким внутренним напряжением всего детского организма, и многое другое. Как сказал в одном из выступлений педиатр и исследователь М.Л.Лазарев, несколько лет ребенка учили ходить и говорить, и вдруг, 1-го сентября, он просыпается «в другом мире», где положено сидеть и молчать! Многие методики и приспособления, созданные Базарным, направлены именно на то, чтобы изменить эту вредоносную ситуацию. Очевидно, что и педагогика искусств в форме театральных, танцевальных, ритмо-двигательных практик тут весьма «ко двору».

Другая причина – это антидетская подача учебного материала. Почему – антидетская? Послушаем специалистов. Невролог В.И.Гарбузов говорит о противоречащей природе детского организма и потому опасной тенденции «чрезмерно раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике …музыке по нотам …игре со сложными электронными устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы… Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к «шизоидной интоксикации». Также и В.Ф. Базарный называет одной из главных причин истощающей нейро-психической напряженности школьников «все усугубляющийся разрыв между первичной структурой чувственного мира и абстрактно-символической системой ее кодирования». Совсем просто сказал об этом М. Л.Лазарев: в ответ на слово «птичка» школьник уже не может помахать ручками и «полетать» по классу. А для него это вовсе не безболезненно, он испытывает то, что взрослые называют «фрустрацией»!

Мы много раз говорили о том, что нормально развивающемуся ребенку свойственно воспринимать мир непосредственно, эмоционально-образно, сопричастно, а не отвлеченно и рационально. А обучение идет против природы, загоняет ребенка в чуждый ему мир, насилует психику. Бывают и особые, крайние проявления этого противоречия. Встречаются, и нередко, дети, у которых приоритет чувственного и эмоционально-образного начала так ярко выражен, что в сегодняшней школе они выглядят безнадежно глупыми в глазах учителей и ровесников, и сами себя чувствуют таковыми. Но если им повезет с преподавателем какой-либо из художественных дисциплин, они в своем творчестве выходят на такой уровень, который для других недостижим. Это их буквально спасает: меняется и самосознание, и самооценка, и статус среди детей и взрослых, а за этим следуют и успехи по другим предметам. Но подумайте, какова вероятность такого счастливого стечения обстоятельств в сегодняшней школе?

Тут самое время перейти к третьей и, может быть, важнейшей причине школьного неблагополучия – к отсутствию творчества в жизни детей.

Вот как говорит об этом В.Базарный: «Вне творческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний – переживаний пустоты, бессмысленности жизни, переживаний невыносимости тягучести времени…».

Стоит ли удивляться, что, по данным статистики, около половины наркозависимых людей встают на этот путь в подростковом возрасте (11 лет и старше). Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют дети и подростки с асоциальными формами поведения и ранней наркотизацией. Отмечу попутно: среди учащихся элитных учебных заведений наркозависимых оказалось в 2 -2,5 раза больше, чем в обычных городских школах, и в 10 раз больше, чем среди сельской бедноты. Есть о чем задуматься тем, кто полагает, что житейское благополучие при отсутствии творчества и смысла жизни сделает их ребенка здоровым и счастливым!

Снова приходится повторять то, о чем и я, и мои коллеги единомышленники говорим уже много лет. Творчество – это не какое-то особенное занятие особенных людей, это нормальное состояние нормального, здорового человека. (Как сказал тот же В.Базарный, человек бывает либо творческим, либо больным.) Человек – по природе своей творец, ему свойственно жить «изнутри наружу», проявлять свою активность, свои, большие или меньшие – но свои возможности. В детстве, когда с невероятной быстротой и силой растут и тело ребенка, и его душевные способности, это особенно важно. Что же происходит, если эта сила не получает выхода в творчестве? Тогда то, что ребенок принес в мир, или задыхается и умирает, как травинка, которой оказалось не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник; последствия такого неосмысленного взрыва бывают и абсурдны, и страшны. Перефразируя приведенные выше слова ученого, ребенок, лишенный творчества, это либо потенциальный больной, либо потенциальный преступник. Или и то, и другое. То же относится к целым поколениям.

Испытанное в детстве « невыносимое переживание» пустоты и бессмысленности жизни сплошь и рядом так тяжело отзывается на психике взрослого человека, что возникает необходимость в психотерапевтической помощи. И тогда вступает в свои права терапия творчеством, или, как называет свое направление известный специалист М.Е. Бурно, терапия творческим самовыражением, сокращенно – ТТС.[7]

Что же лежит в основе расстройств, которые требуют исцеления творчеством? Чувство бессмысленности жизни, отсутствия своего предназначения, потеря себя, чувства собственной реальности, ценности, «деперсонализация» - все, что, как мы видели выше, заложено в нетворческие школьные годы. Именно творчество в разнообразных его формах («выполнение любого нравственного дела по-своему, сообразно своей духовной индивидуальности») помогает почувствовать себя собою, увидеть свой путь и предназначение, обрести смысл жизни. Творчество –вызывающая душевный подъем встреча с самим собой, с потерянным в детстве и забытым собой.

Согласно М.Бурно, творческой, а потому и целительной может стать практически любая деятельность: коллекционирование, путешествия, поиски одухотворенности в повседневной жизни, воспоминания о прошлом, ведение дневника... Но все же особое место среди конкретных методик ТТЗ занимают те или иные формы общения с искусством. Думаю, не случайно! Ведь именно художественное творчество наиболее доступно детям, более всего отвечает их возрастным особенностям и приводит к таким результатам, которые признают ценными мастера разных видов искусства. И касается это не отдельных особо одаренных детей, а практически любого ребенка, попавшего в благоприятные педагогические условия. Художниками станут немногие, но, занимаясь искусством, каждый ребенок рано получит целебный опыт «встречи с собой», опыт творца в широком смысле слова, который пригодится ему в любой профессии, а главное - станет основой его психологического здоровья.

Тут, казалось бы, самое время перейти к разговору об арттерапии (ТТЗ и арттерапия – не синонимы, но нам сейчас не до таких тонкостей.) Но верно ли, говоря об искусстве, иметь в виду либо Арт с заглавной буквы (большое искусство, специальную одаренность, ее выявление и развитие и т.д.), либо арттерапию - использование разных граней и элементов искусств в лечебных целях? Разве этим ограничивается значение искусства для всех людей, для всех детей? А как же те, кто ни в профессионалы не собирается, ни в терапевтической помощи не нуждается (или пока не нуждается!)? Послушаем, к примеру, что говорят психологи-музыканты о влиянии музыки.

Д.К.Кирнарская анализирует данные ряда зарубежных психологических исследований, в том числе эксперимента Чикагского университета, охватившего 25 тысяч учеников, которые в течение 1992 – 2002 годов занимались по расширенным арт-программам, в которых большое место занимали музыкальные занятия.[5] В результате участники эксперимента безоговорочно опережали ровесников по всем школьным предметам, особенно преуспевая в математике и в усвоении навыков чтения.

(Кстати, десятки лет назад, в некоторых школах Эстонии, в экспериментальном порядке, детям добавили 4 часа рисования, отобрав по часу у других предметов, в том числе - страшно сказать! - у математики. Скоро ученики экспериментальных классов обогнали сверстников по общим показателям развития и по успеваемости. В том числе – по математике.[11] Недавний эксперимент в двух московских школах показал, что учащиеся художественно-эстетических классов, взятые туда без предварительного отбора, получили огромное преимущество перед общеобразовательными классами по общеобразовательным предметам, хотя исходный уровень детей в этих классах был равным.[4])

Главным результатом ранних занятий музыкой по системе знаменитого японского педагога Ш.Судзуки стало не изобилие «музыкальных гениев», а успешное умственное развитие всех учеников, развитие их памяти, визуально-моторных навыков.[3]

Исследователи единодушно отмечают, что дети, которые занимаются музыкой, более способны планировать свои действия и предвидеть их последствия, сосредоточенно работать, принимать самостоятельные творческие решения, становиться лидерами; у них лучше развивается пространственное мышление, они лучше владеют словом и выражают свои мысли. Им легче дается концентрация внимания, они больше успевают и освобождают время для игр и общения. Интенсивные певческие занятия влияют на быстроту и успешность развития речи, и т.д. Все это создает новый образ ребенка-интеллектуала: «жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика».[3]

Объясняя эту «тотальность» воздействия музыки на ребенка, ученые показывают, что она стимулирует мозговую деятельность в целом; занятия музыкой ведут к таким изменениям мозговых структур, которые сглаживают проявления межполушарной асимметрии, способствуют гармоничному взаимодействию полушарий мозга – причем для этого бывает достаточно даже того, чтобы специально подобранная музыка просто звучала рядом с детьми. Результатом становится сочетание эмоциональной отзывчивости и аналитических способностей, развитие эмоционального интеллекта, то есть не только богатой эмоциональной сферы, но и способности понимать душевную жизнь свою и других людей. Кстати говоря, того качества, нехватка которого уже становится «несовместимой с жизнью» нашего общества, и которое, конечно, не может развивать узко-рациональная школа.

Коснусь и таких сторон музыкальной практики, которые дают надежду на решение уже не просто педагогических, но самых страшных социальных проблем. Мы знаем, как полезно хоровое пение с физической, душевно-психологической, духовной точек зрения. А В.Ф.Базарный рассказывает, что в одной из китайских колоний полицейский комиссар стал лечить регулярным хоровым пением от наркомании. И получил результат, в 10 раз превышавший тот, которого добивались в специальных учреждениях с помощью фармакологических средств и специальных психотехник, и фактически приближающийся к стопроцентному[2]. Надо проверить, конечно, но ударение я ставлю на слове «надо»!

И второе. Выдающийся педагог В.В.Сухомлинский писал: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы семьи.» «Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки.»[9]

Но в этом угадывается и обратная зависимость! В наше время американский ученый М.Гардинер изучал жизненный опыт тысяч молодых людей, состоявших на учете в полиции. И убедился, что чем активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. А из способных играть с листа никто не попал в поле зрения полиции. Автор заключает, что серьезные занятия ребенка музыкой «напрочь исключают криминальный опыт»[5, с.449] Опять скажу: надо, непременно надо проверить, применительно к отечественным условиям.

Я говорил главным образом о музыке, но практически то же относится и другим художественным практикам. Существуют, например, данные о том, как влияет на подростков художественно-изобразительное творчество, причем – подчеркну- в его традиционно-декоративных формах, не связанных с сюжетами, «идеологией», с какой бы то ни было гипотетически возможной назидательностью. Перестраивается мотивационная сфера учащихся: интересы других людей и мира в целом, ценности саморазвития, познавательная потребность начинают оттеснять эгоистическую замкнутость на себе, потребительскую направленность, «культ» материальных ценностей.

Возможно, в нынешнем «царстве маммоны» это не всем родителям придется по душе, но мы уже знаем, как обманчивы надежды на здоровую и счастливую жизнь ребенка, основанные лишь на материальном достатке.

Дети – участники эксперимента, по сравнению со сверстниками, более независимы, способны руководствоваться собственными целями и убеждениями и стараются реализовать их на деле; иначе говоря, более готовы к тому, чтобы творить и быть самими собой – а это только и может стать надежным стержнем психологического благополучия человека на длинной дистанции жизни.[8]

Воздействие театральной практики на становление личности ребенка, универсальные возможности театральной педагогики – тема настолько обширная, что я не буду и пытаться раскрыть ее в нескольких строках. Тем более, что мы обратимся к ней в ближайших номерах в связи с прошедшей недавно конференцией, посвященной Леопольду Сулержицкому, и с деятельностью Московского фестиваля школьных музыкальных театров ,с которым редакция устанавливает постоянное сотрудничество. То же относится к анимационному творчеству и педагогике, о которых мы писали многократно, в частности – в связи с новосибирским фестивалем «Жар-птица», отмечающем в наступившем году свое десятилетие.

Перечисленные данные исследований и наблюдений – лишь микроскопическая часть в потоке подобной информации, но и этого довольно, чтобы перейти к главному. Мы как будто забыли об арттерапии – ведь почти все, о чем мы говорили в связи с преподаванием искусств, относится ко всем детям, а не только к тем, кто явно нуждается в терапевтической помощи. И это не случайно. Арттерапия, как прицельная помощь разным людям, основанная на дифференцированных воздействиях средствами искусств, давно доказала свою нужность; хорошо это или плохо, но она всегда найдет своих клиентов. Мы же хотим осветить другой путь, который у всех перед глазами, но на который никак не вступит наше, а, может, и не только наше общество. Этот путь – всеобщая артпрофилактика.

Зачем дожидаться, пока ребенок станет невротиком, потеряет сон и способность учиться, впадет в депрессию, попробует наркотик, совершит правонарушение или, не дай Бог, попытку суицида, чтобы потом пытаться помогать ему звучанием токкаты Баха, пластическими движениями, лечебной лепкой или чем-либо еще? Не лучше ли общими силами добиваться того, чтобы в нашей стране прорастало и распространялось полноценное, общедоступное, профилактическое художественное образование-воспитание всех детей с самых ранних лет? При том или ином заболевании мы ищем подходящее лекарство. Но почему не использовать возможность дышать с детства таким чистым и целебным воздухом, который сам по себе сделает хотя бы часть этих лекарств ненужной для многих, многих людей?

Художественный опыт объединяет чувства и интеллект, эмоции и познание, созерцание и действие, самого ребенка – и мир вокруг него; он целостен, а потому воздействие его целебно, ведь эти слова от одного корня. Художественный опыт не знает возрастных, профессиональных и иных границ. Его воздействие мощно и благотворно в дородовой период[6] и в процессе раннего развития[3]. Хорошо известно, что в школьные годы интенсивные занятия искусством меняют всю атмосферу школы, самочувствие детей, их отношение к занятиям и их успеваемость. Он может предупредить опасные привычки и роковые поступки подростков и юношей. И во взрослой жизни этот творческий опыт сказывается благотворно, независимо от профессии человека. Существуют, например, данные о том, что одной только музыкой занимались 99 из 100 великих физиков последних трех веков, и некоторые из них – на весьма серьезном уровне.[10]

Чего еще нужно, чтобы вступить на путь, который у всех перед глазами и который открыт для всех? Как говорит М.Ибука, цель наша - «дать ребенку такое образование чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». А еще - «предотвратить появление несчастных детей».

Родители, педагоги, руководители образовательных учреждений! Хотите ли и вы того же? Давайте объединять усилия. Думайте в этом направлении, делитесь с нами любыми данными, которые подтверждают перспективность предложенного пути. Объясним обществу и власти, что детское художественное творчество – лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол!

Литература

1. Базарный В.Ф.Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад.: Мин.обр.РФ, 1995.

2. Газета «Советская Россия», 23 октября 2004 года.

3. Ибука, Масару. После трех уже поздно. –М.: Русслит, 1991.

4. Кашекова И.Э. Цифры и только цифры… Искусство в школе, №4, 2007.

5. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты-ХХ! Век, 2004.

6. Лазарев М.Л. Мамалыш. Рождение до рождения. -М.:Кодекс, 2009.

7. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Под ред.М.Е.Бурно. –М.:Академический проект ОППП, 2002.

8. Ситнова Е.Н. «Влияние художественно-эстетичсого образования на развитиеличности в подростковом и юношеском возрасте». Канд.дисс., М., 2005.

9. Сухомлинский В.В.Избранные педагогические сочинения. Том 1. 1979 г.

10. Торопова А.В. Развитие целостности личности через чувственное наполнение музыкального сознания ребенка. / Методология педагогики музыкального образования (научная школа Э.Б.Абдуллина). – М., МПГУ, 2007. С. 167-180.

11. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. –М.:Знание, 1982.

ИСТОЧНИК


Вернуться в «Гуманная педагогика»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость