Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»


Аватар пользователя
Sergo
Сообщений: 443
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Sergo » 05 фев 2011, 13:36

Источник: Интернет-портал "Музеи России", 24.12.2010.
http://www.museum.ru/N41787

Рерих в Мэрии Ярославля

В Мэрии Ярославля открылась выставка «Земля Славянская», на которой представлены репродукции картин Н.К.Рериха русской серии из фондов Ярославского Рериховского общества. Оформление выставки выполнила Н.Н.Мякота, художник Музея истории города.
Имя Николая Константиновича Рериха (1874-1947), всемирно известного художника, философа, путешественника, ученого стало символом культуры и созидания. По его инициативе во многих странах мира были организованы многочисленные культурные центры. Во исполнение его заветов в России созданы и плодотворно работают Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха (г. Москва), многочисленные культурно-просветительские организации.
Изображение
Н.К.Рерих стал организатором знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 г.г.). Ее путь пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. Во время экспедиции был собран уникальный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу Рерихи основали Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита - «Свет Утренней Звезды»). В ходе работы института были заложены новые направления научных изысканий.

В процессе сотворчества жены художника – выдающегося философа Елены Ивановны Рерих с Махатмами (великими индийскими философами) было создано учение Живой Этики, «основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно-нравственные ценности восточной и западной культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека».
Изображение
Роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей, их вклад в мировую культуру неоднократно подчеркивались на уровне высшего руководства России и Индии. В Москве Н.К. и Е.И.Рерихам установлен памятник. В 2009 году памятник Н.К.Рериху установлен также на Алтае. В честь семьи Рерихов названа малая планета. Им посвящены пики и перевалы на Алтае и Тянь-Шане.

В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной посетил целый ряд городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Псков, Изборск, Смоленск… В 1904 году художник продолжил экспедицию по Руси. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов. «Поездка за стариной» – так назвал это путешествие Н.К.Рерих. Он поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания, песни.
Изображение
Итогом «поездки за стариной» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».

Ярославль стал первым городом на пути путешествия семьи Рерихов по Руси в 1903-1904 г.г. Это путешествие послужило началом их широкой общественной деятельности в защиту культуры. Восхитившись красотой русских храмов, художник испытал боль, видя их разрушение. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие», - писал Н.К.Рерих в статье "Русскому сердцу".
Спустя несколько десятилетий, 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта представителями 21 американской республики был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который получил название в честь его создателя - Пакт Рериха. Тогда же было предложено и Знамя Мира или Красный Крест Культуры, охранительный флаг, который размещался над культурными учреждениями. Таким образом, истоки Пакта Рериха имеют прямое отношение к Ярославскому краю.

Изображение
Во время поездки по городам Руси Н.К. Рерихом была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

Интересна и во многом трагична судьба картин архитектурной серии. Зимой 1904 года эти работы, среди которых находились виды Ярославля, Ростова и Углича, были представлены на выставке «Памятники художественной старины». Экспозиция пользовалась большим успехом, и Правительство планировало приобрести все картины Рериха для Русского музея. Однако началась русско-японская война, и это намерение не осуществилось.
В 1904-м году и в последующее время коммерсант Гринвальд занимался организацией на выставке в Америке большого отдела русского искусства. Среди 800 картин русских художников было представлено и 75 картин Н.К.Рериха. В основном - архитектурные этюды. Однако Гринвальд не смог заплатить необходимую пошлину. Все картины были конфискованы и проданы таможней с торгов. Произведения русского искусства разошлись по США и Южной Америке. 35 произведений Н.К.Рериха попали в Оклендский художественный музей в Калифорнии. В 1963 году эти работы были переданы Нью-Йоркскому музею Н.К.Рериха.

В конце 70-х годов XX века Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, (верная сотрудница Рерихов в Америке) передала в дар России 41 картину архитектурной серии кисти Н.К.Рериха.

Изображение
Тема путешествия семьи Рерихов по Руси (1903-1904 гг.) вызывает сегодня большой интерес научной и культурной общественности. В 2003 году к 100-летию этого путешествия Международным Советом Рериховских организаций была организована Международная культурно-просветительская Программа «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Искусствоведом Е.П. Маточкиным был выпущен альбом «Поэзия старины», в котором представлены картины Н.К.Рериха архитектурной серии и современные фотографии, выполненные 100 лет спустя с того же самого ракурса. Полный глубокого смысла призыв Н.К.Рериха в очерке «Слово напутственное» (1916): «Из чудесных древних камней сложите ступени грядущего», - дает нам сегодня целую программу развития культурного строительства.

В конце 2009 года в Ярославле состоялся крупный российско-индийский научный форум. Его участники выступили с инициативой разместить Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом, и Флаг Земли над Музеем истории города Ярославля «как символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».

Изображение

См. также:

Сайт Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха: http://www.icr.su/rus

Архитектурная серия картин Н.К.Рериха (Сайт Международного Совета Рериховских организаций):

http://www.roerichs.com/Paintings/Starina/Starina_Page1.htm

Семья Рерихов и Ярославский край (Сайт Ярославского Рериховского общества):

http://yro.narod.ru/yar/index.htm

Аватар пользователя
Sergo
Сообщений: 443
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Жанна - Богом данная

Сообщение Sergo » 28 фев 2012, 15:34

Интернет-портал "Музеи России", 19.02.2012
http://www.museum.ru/N45189

Жанна – Богом данная

19 февраля 2012 г. в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея и Ярославского Рериховского общества состоялось мероприятие «Жанна – Богом данная» из цикла «Светочи». Оно было посвящено 600-летию со дня рождения Жанны Д’Арк, которую французский народ считает своей национальной героиней. В этот юбилейный год не только во Франции, но и по всему миру люди обращаются к героической судьбе юной девушки, воскресившей целую страну.
Ведущая программы, педагог Центра анимационного творчества «Перспектива» И.М.Себелева представила зрителям видеобеседу о жизни Жанны Д’Арк и отражении ее образа в литературе и искусстве.

Изображение

Каждый год французы приходят на площадь Цветов в городе Руане и возлагают цветы на белый крест, выложенный на мостовой. Здесь же построена церковь святой Жанны, форма крыши которой напоминает пламя костра. На этом месте 30 мая 1431 года сожгли Жанна Д’Арк. Ей было 19 лет.

Судьба юной девушки, ставшей главнокомандующим французским войском и одержавшей победы, которые могли бы украсить биографию выдающегося полководца, кажется невероятной и необъяснимой с точки зрения обычных людей. И только Жанна знала тайну происходящего, она была готова к исполнению своей важнейшей миссии – стать проводником участия Высшего мира в историческом процессе.

Изображение

Францию 15 века, доведенную до отчаяния Столетней войной и беззаконием, могло спасти только чудо. И это чудо случилось. В 1412 году в маленькой французской деревне Домреми родилась Жанна Д’Арк, чтобы изменить ход истории.

В 13 лет она узнала о Высшем водительстве, которое было уготовано ей судьбой, и о том, что мир во Франции поможет установить именно она.

В 17 лет Жанна покинула родной дом и отправилась навстречу судьбе во имя освобождения любимой Родины. Несмотря на неверие придворных, ей удалось убедить наследника престола Карла VII дать ей войско. За девять дней она сняла осаду с Орлеана и привела дофина Карла в Реймс на коронование. Французские воины, вдохновленные Жанной, пошли за ней – и победили. Юная девушка сделала то, что оказалось не под силу опытным военачальникам: она вдохнула мужество во французское войско и превратила его в армию героев.

Изображение

В 18 лет Жанна Д’Арк, преданная своим королем, попала в плен и предстала перед судом инквизиции. Англичане поставили перед церковным трибуналом задачу: обвинить ее в ереси и таким образом признать коронацию Карла VII делом рук дьявола. Иначе говоря, снова лишить Францию и короля, и независимости. Этот уникальный по жестокости и невежеству суд тоже был сражением Жанны за Францию. Потомки знают: она его выиграла. Выиграла, когда горела на костре на площади Руана, не пожелав отречься от своей великой миссии и Тех, кто ее направлял.

У человечества не так уж много общепризнанных героев, снискавших любовь разных народов. Жанна Д'Арк, несомненно, одна из них. Такие имена, будто исторический код, передаются от поколения к поколению, от народу к народу, они словно зашифровывают в себе историю. И расшифровка эта длится по сей день.

Орлеанская дева была и остается факелом для многих народов. Она не только освободила Францию от англичан, она подняла на борьбу народ, уже не имевший надежды на свободу, и пробудила в нем высокий дух национального самосознания. Именно это самосознание побуждало французов во время второй мировой войны уходить в партизаны, чтобы бороться против фашистских оккупантов. Их отряды носили имя Жанны Д’Арк.

Изображение
К сожалению, посмертная судьба Жанны оказалась не менее драматичной, чем ее жизнь. В исторической науке в наше время распространяется некая зловещая эпидемия. Стало «хорошим тоном» то, что издревле было делом постыдным, – шельмовать достойных людей. В этом мутном потоке «разоблачений» досталось и Жанне Д’Арк. Чего только не придумывали о ней новоявленные исследователи! Ее превращали в королевскую дочь, «спасали» от костра, выдавали замуж и наделяли детьми (графиня Армуазская, лже-Жанна и т.п.), словом, всячески принижали ее роль в истории, нимало не смущаясь тем, что оскорбляют святые чувства соотечественников. И все это в погоне за сенсацией-однодневкой или самоутверждением.

Но на защиту имени Жанны Д’Арк встали настоящие историки-патриоты. Среди них – Режин Перну, основательница исследовательского центра Жанны Д’Арк в Орлеане. Она не только сама посвятила Орлеанской деве немало своих работ, опирающихся на подлинные исторические документы, но и мобилизовала на ее защиту известных культурных деятелей Франции. После таких сокрушительных ударов от «сенсационных» гипотез горе-исследователей не осталось ничего.

Героическая история Жанны-девы на протяжении веков волновала многих людей искусства. В литературе к ее образу обращались Марк Твен, Фридрих Шиллер, Бернард Шоу, Анатолий Франс, Дмитрий Мережковский. В музыке прославил имя Жанны Петр Ильич Чайковский в своей опере «Орлеанская дева». Посвящали ей произведения и Джузеппе Верди, и Шарль Гуно. В живописи известно очень много картин, изображающих эту героиню. И каждый художник представляет Жанну Д’Арк по-своему, ведь прижизненного ее портрета не сохранилось. Среди наиболее известных имен художников, посвятивших ей свои картины, можно назвать, например, Энгра, Брюллова, Рериха. Не осталось равнодушным к Орлеанской деве и искусство кино. О ней было снято более 30 фильмов в разных странах мира.

Жанна Д’Арк по праву занимает место среди героев, которыми вечно будет гордиться человечество. Герой – это тот, кто способен творить историю. И нет такого времени, когда герои были не нужны, иначе не было бы движения вперед. Герой нередко проявляет то, что подсознательно живет в народе и ждет своего часа. Поэтому роль его в росте сознания человечества велика. Как ярко сказал об этом выдающийся художник-философ Николай Константинович Рерих: «Терновый Великий Венец ведет мир». Именно такое понимание роли героев в эволюции заставило Рериха все время обращаться в своем художественном творчестве к этой теме. Известны его картины: «Звезда Героя», «Христос», «Святой Сергий Радонежский», «Святой Франциск» и многие другие. На его полотнах воины, Святые-подвижники, Учителя – те, чьи жизни явились примером героизма и самоотречения. Их терновые Венцы вели, ведут и будут вести мир, творя земную историю человечества по космическим законам.

Через века народы берегут память о героях в сказаниях, песнях, картинах. Через эти прекрасные творения доносится героический дух былых времен до наших сердец, объединяя нас с прошлым, слагавшим настоящее и связанным с будущим.

«Каждая страна, у сердца своего бережет имена, ведшие её к Свету», – считал Н.К.Рерих. Он посвятил Жанне Д’Арк картину-триптих. Художник неслучайно написал эту картину в тревожные годы перед второй мировой войной. Предвидя грозные надвигающиеся события, он обратил внимание людей к подвигу Жанны, как примеру того, что свободу и мир можно обрести не насилием и злобой, а жизнью по духовным законам, как показали нам герои-подвижники.

«Есть много имен, которые сияют, как драгоценные камни. О них испытываются души. Ими открываются сердца. О них трепещет тьма, о них закаляется подвиг», – утверждал Н.К.Рерих.

Такие Светочи, как Жанна Д’Арк, напитывают своим светом целые эпохи. Будем помнить о них!

Аватар пользователя
Sergo
Сообщений: 443
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Генералы доблести и чести

Сообщение Sergo » 06 мар 2012, 22:16

Интернет-портал "Музеи России", 6.03.2012
http://www.museum.ru/N45296

Генералы доблести и чести. Братья Тучковы

Изображение
4 марта 2012 года в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея и Ярославского Рериховского общества была представлена видеопрограмма "Генералы доблести и чести. Братья Тучковы". Удивительным образом эта тема, которая прозвучала в день выборов, оказалась современной и глубоко трогающей сердце, хотя разговор шёл о временах давних. «Совесть, благородство и достоинство» - формула Булата Окуджавы, характеризующая настоящего человека в любые, особенно в переломные и самые тяжёлые для Отечества времена, как нельзя более подходит к жизнеописанию героев Отечественной войны 1812 года, братьев Тучковых.
Изображение
Невольно хочется присоединиться к восторженным словам сына Алексея Алексеевича Тучкова - Павла, ставшего московским военным генерал-губернатором: «Разговор, слышанный тогда и преобладающий над прочими рассказами, был о моём деде, о подвигах дядей, о военной их доблести, и более, о их правилах чести и о тех выгодах по службе, которые они принесли в жертву благородству своему. Всё это я выслушивал с особенною жадностью в самом младенчестве, и с той ранней поры родилась во мне внутренняя гордость принадлежать имени Тучковых».
Изображение
Вечер в Музее начался с рассказа о дяде этого мальчика, генерал-майоре Павле Алексеевиче Тучкове (1776 – 1858), который не дожидаясь указаний вышестоящего руководства, принял продуманное решение - встать насмерть под Лубиным. Это не дало возможности наполеоновским войскам поодиночке разбить обе отступавшие русские армии, Тяжело раненным генерал Тучков был взят в плен, и сам Наполеон захотел встретиться с храбрецом, сказав, что плен бесчестья ему сделать не может, ибо таким образом, как он был взят, «берут только тех, которые бывают впереди, но не тех, которые назади».
Изображение
Остался в памяти и сердцах потомков и подвиг генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова (1778 – 1812) на Бородинском поле. Но не менее достойна удивления и сердечной памяти история его любви. Маргарита Михайловна Нарышкина стала не только женой боевого генерала, но и его фронтовым товарищем. По своей воле она сопровождала любимого в походах, добровольно исполняла обязанности фельдшера и санитара в его полку. Генерал Буксвеген писал о Маргарите Тучковой Александру I: «Не встречал людей с такой ненасытной жаждой, с такими огромными требованиями на любовь и жизнь. Солдаты называют её своим ангелом-хранителем». После гибели Александра Алексеевича его вдова основала на Бородинском поле Спасо-Бородинский женский монастырь и стала его настоятельницей – игуменьей Марией.
Изображение
К сожалению, личности, с которых брали пример Александр и Павел Тучковы, на кого они стремились быть похожими – обожаемые старшие братья Николай (1761(65) – 1812) и Сергей (1767 – 1839), оказались в тени, и почти не известны нашим современникам. А ведь на них, воплощавших в себе честь, достоинство и личное мужество, равнялось гражданское общество того времени, демонстративно противопоставлявшее себя деспотии.
Изображение
Генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков стал одним из прототипов князя Андрея Болконского в «Войне и мире» Л.Н. Толстого (недаром дом на набережной Волги в Ярославле, где умер смертельно раненный на Бородинском поле Николай Алексеевич, которого вывез оттуда ещё один брат-генерал, Алексей Алексеевич, ярославцы называют «Домом Болконского»). А о продолжении знакомства с генерал-лейтенантом Сергеем Алексеевичем Тучковым мечтал А.С.Пушкин, «очарованный, - по воспоминаниям И.П. Липранди, - его умом и любезностью».
Изображение
Печально, когда потомки, как в случае с ненавистным графу Аракчееву, и потому очернённым им в глазах императора а затем и официальных историков, Сергеем Тучковым, даже не подозревают, что был такой храбрейший боевой генерал, губернатор Грузии(!), ликвидировавший в ней чуму. Его так уважали на Кавказе, что ему, русскому, была посвящена грузинским царевичем Давидом книга «Краткая Грузинская История». Более того, этот генерал построил целый город при крепости Измаил, не стоивший казне ни копейки! Город, официально носил с 1812 года имя Тучков, в честь своего основателя, пока, завоёванный Османской империей в 1856 году, не стал городом Измаилом.

Какой же главный урок жизни преподали нам братья Тучковы? Говоря стихами Булата Окуджавы, это


«Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя,

на которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя.

<…>

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего».



Светлана Николаевна Левагина, ведущий методист областной юношеской библиотеки им. А.А. Суркова, г. Ярославля

"Романс Настеньки" (из кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово")
Стихи Марины Цветаевой (посвящается братьям Тучковым)




Марина Цветаева

Генералам двенадцатого года
Сергею

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след --
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, --
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера --
Малютки-мальчики, сегодня --
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок -- самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!

======

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как -- мне кажется -- могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать-и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало-трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всe могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие --
И весело переходили
В небытие.

Феодосия, 26 декабря 1913

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Путешествие в мир икон

Сообщение Римма » 01 сен 2012, 18:11

Интернет-портал "Музеи России", 10.02.2010
http://www.museum.ru/N39079

Путешествие в мир икон



Изображение

Изображение

Н.К.Рерих, всемирно известный художник, ученый, путешественник, общественный деятель, объясняя уникальность древнерусского искусства, писал в начале XX века: «Даже всего десять лет назад, когда я без конца твердил о красоте, о значительности наших старых икон, многие даже культурные люди ещё не понимали меня и смотрели на мои слова, как на археологическую причуду. (...) Слава Богу, слепота прошла: иконы собирают; из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски... Наконец мы прозрели; из наших подспудных кладов добыли ещё чудное сокровище».
В наши дни искусство иконописи привлекает внимание и вызывает неизменное восхищение у многих. 7 февраля 2010 г. в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества «Орион» состоялось интересное мероприятие из цикла «Мир иконописи». Научный сотрудник Ярославского Художественного музея Виктория Викторовна Горшкова на примере замечательного собрания икон Митрополичьих Палат рассказала посетителям об иконографии известных христианских праздников – Рождества, Сретения, Благовещения и Пасхи.

Памятники ярославского древнерусского искусства XVI-XVII веков, связанные с этими праздниками, представляют особый интерес, т.к. отражают дух того переломного времени. Виктория Викторовна обратила внимание слушателей на некоторую схожесть XVII века и нынешнего. Это был век активного строительства и информационного прорыва. В Ярославле в этом веке за 50 лет было построено 50 храмов. Причем, возводили храмы в основном на средства небогатых прихожан, строили их в мире и согласии, видя в этом общее благое дело, потому и доводили его до успешного завершения. Еще одна яркая особенность XVII века – люди много читали, жадно впитывали книжную мудрость и много знали. Отсюда такая информативная наполненность икон XVII века. К иконописному искусству того времени часто применяют термин «обмирщение», говоря о том, что оно становится ближе к миру. Но с этим можно и подискутировать. Искусство не стало мирским, оно стало более эмоциональным, взволнованным и сохранило высокое религиозное чувство. Иконописцы стремились воздействовать на восприятие человеком событий христианской истории, заставить его сопереживать им. И это удавалось!

Изображение

Ярославская икона Рождества XVII века не просто отражает евангельский сюжет, она представляет собой сложную, закрученную в мощный водоворот композицию. Здесь и момент рождения Христа, и пастухи с Ангелом, принесшим чудесную весть, и волхвы, идущие за звездой – все в движении. И это оправдано: родился Спаситель – мир преобразился. Русское искусство очень подвижно. Пришедшая к нам из Византии иконография на протяжении веков активно развивалась нашими мастерами, и это хорошо заметно по иконе Рождества. Из западно-европейского искусства русские иконописцы заимствовали, например, измененный образ пещеры, в которой родился Христос. На иконе это просто удаленное, заброшенное место. А кони волхвов – словно сивки-бурки из русских сказок. Необычность этой иконе придает также эпизод, который ранее не использовался в иконографии – избиение младенцев в Вифлееме по приказу царя Ирода. Представлена эта картина очень трепетно, с большим сопереживанием. Иконописцу удалось убедительно передать скорбь и страдание матерей. Неудивительно, что эта икона не может не взволновать чуткого зрителя. Она побуждает заново пережить чудесные события христианской истории, представляя их при этом не в виде плавного, размеренного рассказа, а экспрессивно, эмоционально, воздействуя поверх слов.

Следующая икона, о которой рассказала зрителям искусствовед, связана с праздником Сретения, отмечаемым 15 февраля. Сретение символически знаменует встречу Ветхого и Нового заветов, поэтому в центральной части иконы изображен эпизод встречи старца Симеона с Марией и Иосифом, принесшими в храм младенца Христа. В нижних клеймах иконы представлены сцены, связанные с Симеоном: он переводит Библию на греческий язык и видит Ангела, предсказывающего ему встречу с новорожденным Спасителем. В праздник Сретения в христианских храмах поется очень красивая молитва старца Симеона «И ныне отпущаеши…». Пророчество сбылось, говорится в ней, я видел Христа, я убедился и теперь могу уйти. Это песнопение потрясающе исполнял в свое время Федр Шаляпин, вложив в него всю широкую, взволнованную душу русского человека. Верхние клейма иконы посвящены богоматери. Иконописец создал очень трогательный, волнующий образ. Показанные рядом падающие языческие идолы говорят о приходе нового времени – христианства. Внизу иконы мы видим символическое изображение ада в виде раскрытой звериной пасти, в которой томятся и праведники в белых одеждах. Но благодаря рождению Христа они будут спасены, именно поэтому младенец на руках старца Симеона из центра иконы направляет в сторону ада длинную трость как надежду на спасение. Так икона Сретения, соединяя в своей многоплановости прошлое и будущее, не только вызывает в воображении известные исторические события, но и побуждает к размышлению. Исторический масштаб образов этой иконы, созвучность переживаниям праздника определяют ее большую ценность, тем более, что таких подробных икон Сретения в мире известно совсем немного.

Ярославская икона Благовещения XVI века тоже имеет очень интересные моменты. Во-первых, это необычный образ Девы Марии, которой Архангел Гавриил приносит благую весть о чудесном рождении Христа. Дева изображена сидячей, но несмотря на это ее изображение представлено очень динамично, в развороте. И рука, обращенная к божьему вестнику, открыта ладонью вверх, что означает «слышу». В ее позе чувствуется одновременно царственность и взволнованность. Второй интересный момент – включение в композицию иконы архитектуры. Стены со сложным геометрическим орнаментом, звучность цвета и гармония форм различных строений в верхней части иконы придают основному сюжету особую торжественность и яркость. Глядя на эту икону, кажется, что слышатся праздничные песнопения Благовещения «Радуйся Благодатная… Господь с Тобою». Однако, в знакомом представлении этого события мы неожиданно замечаем загадочный персонаж в нижней части иконы. Девица, одетая в той же цветовой гамме, что и Дева Мария, и тоже с прялкой. Она размещается между Марией и Архангелом, словно выступая посредником между ними, соединяя их. Этот персонаж появился на иконах Благовещения в XVI веке. Апокрифы поясняют: девица – свидетельница чудесного события, которая и рассказала о нем людям. Такое народное начало, отраженное в иконе, тоже говорит о новых иконографических исканиях ярославских мастеров.

Изображение

И наконец, ярославская икона Пасхи, представленная зрителям, в первую очередь удивила своей легендарной судьбой. Она была неожиданно обретена в 1977 году на чердаке при ремонте Митрополичьих Палат. При реставрации с нее было снято три слоя более поздней живописи: XIX, XVIII и XVII веков, и под ними открылась хорошо сохранившаяся, очень интересная иконография конца XVI столетия. Она представляет собой подробнейший рассказ не только о воскрешении Христа, но и о предшествующих и последующих за ним событиях. Как пояснила зрителям В.В.Горшкова, такая перенасыщенная подробностями иконография потом уйдет, упростится. У иконы нет четкой композиции, она динамично развивается во все стороны. Причем, кроме чуда Воскрешения Христа, мы видим на ней отражение драматической битвы Света и тьмы, ангелов и демонов, несомненно, вызывающее эмоциональный отклик. Интересно изображен на иконе ад. Это некое антропоморфное существо с множеством глаз. На его фоне – Сатана и Иуда. Из раскрытой пасти ада выходят вверх по направлению к Христу праведники, словно притягиваясь невидимым магнитом. Вверху иконы – прекрасный образ Рая и символ Троицы новозаветной.

Путешествие в мир икон дает людям счастливую возможность посмотреть на эти удивительные памятники древнерусского искусства, побуждающие познавать историю христианства и сопереживать ей. И такая неожиданная непохожесть ярославских икон на другие школы оставила в сердцах посетителей этого мероприятия особое впечатление.
Последний раз редактировалось Римма 02 сен 2012, 16:27, всего редактировалось 1 раз.

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Ангелы в Мэрии Ярославля

Сообщение Римма » 02 сен 2012, 13:20

Интернет-портал "Музеи России", 19.02.2010
http://www.museum.ru/N39164

Ангелы в Мэрии Ярославля


Изображение


В Мэрии Ярославля открылась выставка картин костромской художницы Елены Войновой «Время Ангелов». Это новый совместный проект Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества «Орион». 10 лет творческого сотрудничества связывают государственный Музей и общественную рериховскую организацию. За эти годы успешно воплощено в жизнь немало совместных творческих проектов и экспозиций. Во время недавно проходившей в музее выставки «Время Ангелов» возникла мысль расширить выставочное пространство за пределы музейных стен. В результате совместных усилий картины Елены Войновой направились в Мэрию Ярославля. Так в просторном зале столь серьезного государственного учреждения поселились… Ангелы.
На картинах художницы есть Ангелы с сияющим Камнем, символом мудрости, есть Ангелы с книгой, которые хранят и передают знания, Ангелы со свечами освещают чей-то трудный путь… Е.Войнова считает, что эти атрибуты на ее картинах – тайна, которую хочется раскрыть. У каждого человека есть свой Ангел, который охраняет его судьбу и помогает постигнуть смысл его жизни. Неслучайно в переводе с греческого слово «ангел» означает «вестник».

Изображение


Елена Войнова родилась в 1968 г. в городе Кинешма Ивановской области. Окончила Ивановское художественное училище и художественно-графический факультет Костромского университета им. Н.А.Некрасова, работала художником-реставратором в Ипатьевском монастыре (Кострома). В настоящее время она живет и творит в Ярославле.

Выставки Е.Войновой проходят не только в музеях, но и в школах, детских домах, библиотеках. При этом она проводит интересные мастер-классы, на которых начинают рисовать не только дети, но и взрослые, до этого никогда не занимавшиеся художественным творчеством. Совсем недавно Е.Войнова встретилась с детьми ярославского Центра анимационного творчества «Перспектива», где сейчас также проходит выставка ее картин. Под ее руководством дети с увлечением лепили и вырезали из бумаги своих ангелов, а потом радостно высказывали впечатления от картин художницы. Неожиданно мудрое понимание детьми «ангельских» сюжетов удивляло даже педагогов. Они так естественно воспринимали участие Ангелов в нашей жизни, что и у взрослых не оставалось сомнений в том, что Высшая помощь не покинет человечество.

Выставки картин Елены Войновой экспонировались во многих городах России: Санкт-Петербурге, Караганде, Иваново, Юрьевце, Костроме, Ярославле, Данилове, Угличе, Твери. Имели они успех и на Украине. В 2007 году ее работы были представлены в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха (г.Москва). Сейчас одна из ее выставок путешествует по городам Кузбасса: Юрга, Анжеро-Судженск и Березовский.

Картины Елены Войновой несут заряд доброты, напоминают о самом важном и необходимом каждому человеку в нашей жизни – о вере и любви.

Выставка «Время Ангелов», которая проходит сейчас в Мэрии города Ярославля, наполнила привычный для официальных лиц мир планерок, серьезных бумаг и важных совещаний неожиданно и ярко просиявшим духовным светом.

Изображение

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

«Страна Культуры» в Ярославле

Сообщение Римма » 02 сен 2012, 16:51

Интернет-портал "Музеи России", 19.02.2010
http://www.museum.ru/N39165

«Страна Культуры» в Ярославле

Изображение

Одним из совместных культурных проектов Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества «Орион» стал Видеолекторий «Путешествие в страну Культуры», который успешно проходит в стенах музея уже шестой год.
Название и содержание Видеолектория связано с мыслями всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, который в очерке «Обществу Славянской Культуры написал: «В какой стране предпочитаете жить? – Конечно, в стране Культуры. Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? – Культуре. Чем вы обновите ваше сознание? – Победным светом Культуры».

Изображение

Программа Видеолектория «Путешествие в страну Культуры» состоит из трех направлений: «Мир искусства», «Мир науки» и «Мир этической мысли». Его периодичность – 2 раза в месяц по воскресеньям. В качестве лекторов приглашаются ученые, работники культуры, педагоги, сотрудники Ярославского Рериховского общества. Каждая лекция или беседа сопровождается видеофильмом или видеоматериалами. Кроме того, в рамках Видеолектория отмечаются памятные даты значимого масштаба.

Изображение

Программа Видеолектория на первое полугодие 2010 года.

7 февраля в Митрополичьих палатах Ярославля состоялась встреча из цикла «Мир иконописи». Ее провела научный сотрудник Ярославского Художественного музея, искусствовед В.В.Горшкова. Слушатели лектория с огромным интересом познакомились с ярославскими иконами, посвященными праздникам Рождества, Благовещения, Сретенья и Пасхи.

21 февраля планируется встреча с Н.Н.Бикташевой, зав. отделом Дома-музея академика А.Ухтомского (Ярославская область, г. Рыбинск). Она проведет лекцию на тему «Наследие академика Ухтомского в XXI веке».

7 марта С.Н.Левагина, методист областной юношеской библиотеки имени А.Суркова приглашает на встречу из цикла «Литературный Ярославль».

21 марта состоится праздничная программа, посвященная Всемирному Дню Земли. Автор программы – педагог Центра анимационного творчества «Перспектива» И.М.Себелева.

4 апреля с лекцией «Поездка за стариной» выступит С.В.Скородумов, консультант Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, председатель Ярославского Рериховского общества. Он познакомит слушателей лектория с краеведческими исследованиями, которые связаны с пребыванием семьи Рерихов в Ярославском крае.

18 апреля будет организована торжественная программа «Музыка вечна» по случаю празднования Международного Дня Культуры. Ее проведет член Союза композиторов РФ, педагог Л.В.Янковская.

2 мая с видеопрограммой «Ярославль. Душа города», посвященной 1000-летию Ярославля, выступят сотрудники Ярославского Рериховского общества И.М.Себелева и А.Р.Тихонов.

Организаторы Видеолектория видят его задачи в повышении культурного уровня горожан, утверждении в сознании людей идей культурного единения и духовного совершенствования.

Гуманистическая направленность Видеолектория и высокий культурный уровень предлагаемых лекций привлекают в музей немало заинтересованных слушателей.

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Наследие академика А.А. Ухтомского в XXI веке

Сообщение Римма » 02 сен 2012, 18:54

Интернет-портал "Музеи России", 26.02.2010
http://www.museum.ru/N39233

Наследие академика А.А. Ухтомского в XXI веке

Изображение

21 февраля 2010 г. в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры» состоялась программа «Наследие академика А.А. Ухтомского в XXI веке».
Перед слушателями выступила заведующая Мемориальным Домом-музеем академика А.А. Ухтомского в Рыбинске (Ярославская область) и его бессменный руководитель на протяжении 20 лет - Наталия Николаевна Бикташева. Она отметила, что свое выступление рассматривает как продолжение плодотворного сотрудничества с Ярославским Рериховским обществом. Это взаимодействие началось в 2008 году и проявилось в проведении в Доме-музее академика Ухтомского ряда выставок, связанных с жизнью и творчеством семьи Рерихов. Наталья Николаевна обратила внимание на общее, связывающее этих великих людей – стремление к истине, нравственному совершенствованию, познанию человека. В настоящее время в стенах Дома-музея проходит выставка, посвященная Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.

Изображение

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка А.А. Ухтомского и 20 лет со дня открытия Дома-музея его имени. Из выступления директора Музея истории города Ярославля В.Г. Извекова, слушатели с интересом узнали, что именно он 20 лет назад, будучи руководителем департамента культуры, подписал разрешительный документ на открытие Дома-музея Ухтомского.

Изображение

В течение программы Н.Н. Бикташева рассказала слушателям о биографии и достижениях нашего земляка, замечательного русского физиолога А.А. Ухтомского, познакомила с его эпистолярным наследием, продемонстрировала два небольших любительских фильма «Двойник» и «Бесценный дар».

Алексей Алексеевич Ухтомский известен не только как ученый-энциклопедист, предвосхитивший целый ряд направлений современной нейрофизиологии, но и как яркая, неординарная личность.

Алексей Алексеевич родился 25 июня (13 июня) 1875 года в местечке Вослома, на границе Пошехонского и Рыбинского уездов, в семье князей Ухтомских, род которых восходит к Рюрику. В 1927 году в письме ученого читаем: "Вся округа, в которой я родился в ярославском Заволжье, заселена крестьянами почти исключительно Филиппова согласия. Их строгий дух влиял на нашу семью. Я в значительной мере воспитан преданиями этого замкнутого и в то же время коренного русского крестьянина".

Первые уроки духовности Алексей Ухтомский получил от своей тети (сестры отца), княжны Анны Николаевны, которая ввела его в мир старообрядческой культуры с ее принципами: Земля, Вера, Любовь. В детстве Алексея занимала психология подвижничества. Крепкая народная вера, любовь к родной земле породили у будущего ученого потребность в познании истины, добра и красоты.

По настоянию матери, в 1888 году он поступил в Нижегородский кадетский корпус имени графа Аракчеева, где проявил явный интерес к науке. В этот период значительное влияние на него оказал Иван Петрович Долбня — преподаватель математики, которого Ухтомский назовёт в своих воспоминаниях «учителем мысли». В 1894 году по совету И.П. Долбни он поступает на словесное отделение Московской Духовной академии. Тема диссертации Ухтомского в академии — «Космологическое доказательство Бытия Божия», где выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума и уникальности каждой личности. По окончании академии у него возникает идея выявить научные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается всё разнообразие человеческой личности. И А.А. Ухтомский в возрасте 25 становится студентом естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, учеником академика Н.Е.Введенского. В 1911 году он защищает магистерскую диссертацию, в 1922 берет под свое начало кафедру физиологии. В 1930-е годы, будучи уже академиком АН СССР, основывает при университете научно-исследовательский физиологический институт, работающий и ныне под именем этого выдающегося ученого.

Вершиной творчества А.А. Ухтомского стало разработанное им учение о доминанте, объясняющее основные аспекты поведения человека. Доминанта — это по сути набор рефлексов, которые в данный момент преобладают в центральной нервной системе человека, обеспечивая удовлетворение той потребности, которая на этот период времени становится главной. А.А. Ухтомский связывал принцип доминанты с главными вопросами человеческого бытия, с психологической и нравственной направленностью личности.

Человеку, считал ученый, свойственны две противоположные тенденции. Одна из них — искать в собеседнике своего двойника, т.е. нечто, отвечающее его собственным настроениям, интересам, порокам, и стремиться навязать собеседнику свои взгляды. Такую тенденцию человеческой психофизиологии можно назвать эгоистической: человек все пытается подчинить собственной доминанте. Как показывает жизнь, это неизбежно приводит к искаженному восприятию действительности и деградации личности. Вторая тенденция состоит в том, чтобы попытаться понять позицию другого человека, иногда даже суметь пожертвовать собственной доминантой или усомниться в ее справедливости. В этом случае человек получит «заслуженного собеседника», который откроется ему таким, каким он того заслуживает: умному – умным, доброму – добрым и т.д. Воспитание у себя такой тенденции — умения слушать другого, считаться с его взглядами и уважать их — это высокая цель, к которой должен стремиться человек, претендующий на высокое звание Личности.

«Я думаю, что настоящее счастье человечества будет возможно только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе способность переключения в жизнь другого человека, когда воспитается в каждом из нас доминанта на лицо другого», - писал Алексей Алексеевич.

"Когда человек науки достигает определенного уровня духовной культуры, он становится генератором сознания, охватывающего все стороны жизни, так как научные знания обогащаются вечными основами бытия". Эти слова были сказаны иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Никоном на открытии и освящении Мемориального Дома-музея академика А.А. Ухтомского 20 сентября 1990 года в г. Рыбинске.

Жизнь А.А. Ухтомского завершилась 31 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. Но имя его не забыто. Он оставил потомкам бесценный дар – нравственное наследие, востребованное и в 21-м веке. Этот выдающийся ученый, несомненно, обогнал свое время, мы лишь сейчас начинаем понимать значение его идей для настоящего и будущего развития науки. Он поставил перед наукой о человеке не только задачу объяснить тайны человеческой природы, но и главную цель: переделать саму природу человека, выработав новые мотивы его поведения в соответствии с нравственными идеалами человечества.

Изображение

В заключение программы Н.Н. Бикташева представила слушателям планы развития деятельности Дома-музея академика А.А. Ухтомского. Этот небольшой мемориальный музей в сотрудничестве с рыбинской средней школой № 19 на протяжении многих лет ведет активную научную и культурно-просветительскую работу и, следуя заветам Ухтомского, стал достойной средой для воспитания творческой нравственной личности. Здесь проводятся передвижные выставки, конференции, Малые Ухтомские Чтения. Творческой группой энтузиастов разработана концепция развития музейно-образовательного комплекса имени А.А. Ухтомского на его родине – селе Восломе, создан проект «Дома заслуженного собеседника» как центрального компонента этого комплекса. Все это, безусловно, заслуживает поддержки на государственном уровне и скорейшей реализации. Как подчеркнула в заключение ведущая программы Н.Н. Бикташева, современные ученые говорят: за Павловым – век 20-й, за Ухтомским – 21-й.

Судя по многочисленным вопросам, заданным лектору по окончании программы, эта тема вызвала большой интерес посетителей музея.

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Прославлены и венчаны на Небесах

Сообщение Римма » 02 сен 2012, 19:34

Интернет-портал "Музеи России", 12.03.2010
http://www.museum.ru/N39372

Прославлены и венчаны на Небесах

Изображение Изображение



7 марта 2010 года в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры», состоялась программа из цикла «Литературный Ярославль». На этот раз, в преддверии международного женского праздника, она была посвящена теме семьи, любви и верности.
Методист областной юношеской библиотеки имени А.Суркова Светлана Николаевна Левагина рассказала посетителям о замечательном древнерусском источнике «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанной русским писателем и публицистом XVI века Ермолаем-Еразмом.

Произведения древнерусской словесности при кажущейся простоте не сразу открывают свой глубинный смысл и требуют духовной работы читателя. Именно такой предстает перед нами и эта повесть. В ней передается народное предание о жизни благоверных правителей города Мурома, князе Петре и княгине Февронии, живших в XIII веке. На Ермолая-Еразма это предание оказало такое большое влияние, что, несмотря на поставленную перед ним цель - дать жизнеописание святых, он создал произведение, далёкое от житийного жанра. По мнению некоторых исследователей, сюжет «Повести» настолько необычен, что напоминает больше народную сказку с тонким психологическим подтекстом или художественное сочинение о непобедимой силе любви.

Изображение

И начинается это произведение необычно сказочно. Князь Петр спасает жену своего брата от змея, посещающего женщину в облике ее мужа. Убив змея, Петр забрызгался змеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями. Отрок, посланный Петром для поиска лекаря, оказался в рязанском селе Ласково, где встретил девушку, поразившую его своей мудростью. Феврония соглашается исцелить князя, если он женится на ней. Она знает, что князь заражен язвами гордыни, и вылечить этот недуг можно только смирением. Петр дает ей обещание жениться, но исцелившись, отказывается: «Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» — восклицает он. Однако, болезнь вновь поражает Петра и, лишь вторично исцелившись, он исполняет свое обещание. Княжна из крестьян вызвала неудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой то, что она пожелает. Обрадованные бояре не возражают, но мудрая Феврония уводит с собой мужа, который предпочитает княжеской власти долг верного супруга. Распри, поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя и княгиню обратно. Всю оставшуюся жизнь Петр и Феврония прожили в любви и согласии и умерли в один день. А после смерти, положенные в разные гробы, они чудесным образом оказываются в единой гробнице.

Изображение

Писатель очень трепетно выписывает образ мудрой жены, которая способна говорить глубокими по смыслу притчами-загадками, превзойти в состязании на сообразительность самого князя и силой любви отвести беду от семьи, предпринимая решения и за себя, и за любимого мужа. И князь Петр становится достойным Февронии супругом. Ради жены своей, следуя заповедям Божиим, он отказывается от княжеской власти. На предложение бояр выбрать или престол, или жену, Петр предпочтет жену и соглашается оставить Муром. Правда, отплыв от города и очутившись на острове, он впадет в уныние. Тогда уже Феврония укрепляет его чудом. Она благословляет срубленные деревца, и на следующий день они снова зазеленеют, что станет прообразом счастливого продолжения их жизни. Это редкое умение любящей женщины - поддержать мужа в трудную минуту, не позволить почувствовать себя униженным и несчастным.

Традиционно «Повесть о Петре и Февронии Муромских» трактуется как прославление гармоничной семейной пары. И, действительно, есть о чем задуматься! Они смогли максимально реализовать себя и расцвести как личности только рядом друг с другом. Они были убеждены, что созданы для жизни вдвоем, представляя друг для друга абсолютную ценность. Они видели свой долг перед Высшим в том, чтобы пронести высокое чувство любви до последнего дня. Как не хватает такой веры современным семьям!

Общеизвестно, что в настоящее время развивается кризис семьи. Статистика утверждает, что в России, например, на 100 браков приходится 70 разводов. Печально, что это происходит в стране, где веками были крепки семейные устои.

В 2009 году во Всероссийский день семьи, любви и верности, отмечаемый в России 8 июля, в Ярославле был установлен памятник святой супружеской паре Петру и Февронии Муромским. Разместился он на Первомайском бульваре, между Казанским женским монастырем и городским ЗАГСом и хорошо прижился в нашем городе.

Может быть, обращение к памяти Святых Петра и Февронии поможет найти ответы на вопросы, волнующие сегодня многих людей: что такое семья и какими должны быть отношения между супругами, что такое истинная любовь, и какой она имеет духовный смысл?

С.Н.Левагина закончила свою лекцию мыслью о том, что любовь в семье, особенно со временем, проявляется чаще не внешне, а как внутренний дар – от сердца к сердцу. Возможно, такое понимание, поможет избежать разрыва отношений близких людей и укрепит их союз.

Изображение

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

В День Земли в Ярославле зазвучит Колокол Мира

Сообщение Римма » 03 сен 2012, 18:43

Интернет-портал "Музеи России", 18.03.2010
http://www.museum.ru/N39418


В День Земли в Ярославле зазвучит Колокол Мира

Изображение

Изображение


20 марта 2010 года в 14-00, в день весеннего равноденствия, в Музее истории города Ярославля состоится открытие просветительского экологического марафона «Планета Земля – наш общий дом», который проводится в Ярославской области уже третий год. Экомарафон – 2010 будет проходить с 20 марта по 5 июня. В него войдет ряд акций и мероприятий, приуроченных к праздникам экологического календаря и памятным культурным датам, направленных на привлечение внимания ярославцев к проблемам окружающей среды и воспитание чувства ответственности за будущее Земли.
Одной из задач экомарафона является объединение в своей программе самых актуальных сфер современного бытия – экологии, культуры и образования – с целью расширения культурного кругозора людей, воспитания бережного отношения к природе и чувства ответственности за будущее Земли. Именно поэтому идею проведения экомарафона в этом году поддержали: Департамент охраны окружающей среды и природопользования, Департамент культуры и Департамент образования Ярославской области. Организаторами выступили: Центр анимационного творчества «Перспектива», литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Центр детей и юношества, Ярославское Рериховское общество «Орион». К экомарафону присоединились многие культурные и образовательные организации города и области.

Изображение

Началом экологического марафона «Планета Земля – наш общий дом» по традиции станет Всемирный День Земли. Инициатором этого праздника стал известный общественный деятель США, миротворец Джон Мак-Коннелл. В 1971 году праздник был официально принят ООН, и впоследствии стал всемирным. День Земли проводится ежегодно в день весеннего равноденствия (20-21 марта), когда устанавливается равновесие в природе, и наступает весна по астрономическому календарю.

«День Земли — это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга», - говорится в Обращении ООН к человечеству.

Идею празднования Всемирного Дня Земли горячо поддерживают космонавты. Осознание Земли как общего космического дома возникло, когда космонавты поведали миру о том, насколько прекрасна, и беззащитна наша голубая планета и как она нуждается в бережном отношении всех ее жителей.

В этот праздник по традиции в Штаб-квартире ООН звучит Колокол Мира, отлитый из монеток, которые с мыслями о мире собирали дети из 60 стран, в том числе дети Японии с надеждой, что ядерная трагедия Хиросимы больше никогда не повторится. Смысл церемонии колокольного звона в День Земли в том, чтобы в течение минуты, пока звучит Колокол Мира, люди подумали о том, как сохранить нашу прекрасную планету и улучшить жизнь на ней, ощутили неотделимость своей жизни от жизни Космоса. Символ Дня Земли — флаг Земли с изображением одной из первых фотографий нашей планеты из Космоса. Это знак осознания, что только совместными усилиями можно решать глобальные проблемы на Земле.

Начиная с 1998 года, акция «Колокол Мира в День Земли» проводится и в России. Ее организаторами при поддержке Правительства Москвы стали Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Международный гуманитарный фонд «Знание», Федерация космонавтики России и Международная Ассоциация фондов Мира. Председателем Международного комитета «Колокол Мира в День Земли» является летчик-космонавт А.Н.Березовой.

Со временем этот праздник, общий для всех людей планеты, получает все более широкий отклик. Его ежегодно отмечают в самых разных городах России: Москве, Твери, Кемерово, Нижневартовске, Бишкеке и многих других. Наш город тоже присоединился к акции «Колокол Мира в День Земли». Уже третий год в Ярославле в день весеннего равноденствия будет звучать Колокол Мира. Символом Дня Земли стал Флаг Земли, на котором на синем фоне представлена фотография нашей планеты, выполненная из Космоса. В конце 2009 года по предложению российской и индийской научной и культурной общественности Флаг Земли и Знамя Мира (Знамя защиты Культуры), предложенное Н.К.Рерихом, подняты над Музеем истории города Ярославля как символы утверждающей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада.

В праздничную программу Всемирного Дня Земли в Музее истории города войдет немало интересного: видеопрограмма «Мир глазами детей», музыкальные номера в исполнении учащихся Центра «Перспектива», показ детских анимационных фильмов на экологические темы, занимательная викторина, и конечно, торжественный звон Колокола Мира. В заключение праздника по традиции дети, привязав к воздушным шарам бумажных журавликов, с мыслями о мирном будущем нашей планеты отпустят их в весеннее небо.

Изображение
Последний раз редактировалось Римма 23 сен 2012, 10:09, всего редактировалось 1 раз.


Вернуться в «Сайты Рериховских организаций»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей