Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России" 19.02.2017 г.
http://www.museum.ru/N65368

По алтайскому маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой

19 февраля 2017 года в Музее истории города Ярославля состоялась очередная встреча в рамках ежегодного культурно-просветительского проекта «Путешествие в страну Культуры». Его организаторами в 2004 году стали музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». На мероприятиях освещаются темы науки, искусства, мировой этической мысли, проводятся беседы и организуются круглые столы.
Февральская встреча в музее была посвящена алтайскому маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Программу, которая прошла в в русле объявленного в России Года экологии, подготовили и представили С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», и Александр Кононов, артист Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха продолжалась с 1924 по 1928 год и стала одной из крупнейших в XX столетии. Ее маршрут пролегал через Индию, Китай, Монголию, Тибет. Часть пути прошла по России, в том числе – по Алтаю. По словам известного географа Ю.К.Ефремова, Н.К.Рериху «первому из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей – совершить то, чего не смогли сделать ни Пржевальский, ни Роборовский, ни Потанин, ни Козлов – пересечь с севера на юг все Тибетское нагорье, Трансгималаи и Гималаи с выходом на Индию».

Впервые в истории географических открытий экспедицию возглавлял всемирно известный русский художник. Ее результатами стали не только научные открытия в области истории, археологии, этнографии, лингвистики и искусства народов Азии, но и великолепные художественные полотна Н.К.Рериха.

Алтайская часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции представляет огромный интерес. Этот регион настолько необычен, что его называют «Российским Тибетом». Рерихи видели в нем один из важнейших культурных центров Евразии – «Центр между четырех океанов», призванный в будущем объединить народы Востока и Запада, где, по словам Н.К.Рериха, «эволюционный процесс запечатлевается в лучших образах». «За периодом пробуждения Востока, – писал художник, – наступает период прямого участия народов Востока в решении судеб всего мира».

В августе 1926 года село Верх-Уймон, расположенное в Уймонской долине Горного Алтая, стало базой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Это село было основано староверами, которые ушли на Алтай во время реформ Патриарха Никона. Н.К.Рериха интересовали уклад и искусство старорусской жизни, древнеславянские предания, которые сохранились в среде староверов. Анализ алтайских легенд о «курумчинских кузнецах» и «чуди подземной» показал, что в них нашла отражение информация о древнем переселении народов. По соседству с Верх-Уймоном располагались аилы коренных жителей Алтая, что давало возможность для изучения их культуры.

«Семнадцатого августа, – записал в своем дневнике Н.К.Рерих, – увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород». Волшебная природа Алтая завораживала своей девственной чистотой, синевой гор, приветливой Катунью, неустанно устремленной вперед. Еще до прибытия на Алтай Николай Константинович отмечал: «И странно и чудно – везде по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны».

Спустя полвека маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции прошла Людмила Васильевна Шапошникова – известный востоковед, академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор общественного музея имени Н.К.Рериха. Результаты ее исследований изложены в ряде очерков и книг, среди которых фотоальбом «От Алтая до Гималаев», трилогия «Великое путешествие».

Начиная с 60-х годов XX столетия, ряд вершин Горного Алтая были названы альпинистами в честь представителей всемирно известной семьи Рерихов. В течение последних лет (2006–2016) рериховскими организациями подготовлено и проведено несколько экспедиционных программ по алтайскому маршруту Н.К.Рериха. В этих экспедициях приняли участие и ярославцы. В 2008 году состоялось восхождение на безымянный пик, который было предложено назвать в честь международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Безымянная вершина находится недалеко от пика Николая Рериха. Такое близкое расположение вершины имени великого художника и вершины имени организации, которая с честью продолжает его дело, – знаковое событие в жизни России.

Во время программы в Музее истории города Ярославля С.В.Скородумов рассказал о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, путешествии Л.В.Шапошниковой и современных экспедициях по ее маршруту. Выступление сопровождалось демонстрацией алтайских фотографий. Посетители лектория увидели репродукции картин Н.К.Рериха, посвященные Алтаю, фотографии села Верх-Уймон, горных вершин, названных в честь Рерихов. Зрителям была представлена игра на алтайском национальном инструменте – варгане и на тибетских «поющих» чашах.

В завершение программы посетители музея посмотрели видеофильм «Уймон. Десять моих мудростей», благодаря которому познакомились с Музеем истории и культуры Уймонской долины, а также с ее удивительным основателем и руководителем – Раисой Павловной Кучугановой, заслуженным учителем России, Отличником народного образования, историком-краеведом, этнографом и фольклористом. С.В.Скородумов пригласил присутствующих в Ярославскую областную универсальную научную библиотеку имени Н.А.Некрасова, где в настоящее время экспонируется его фотовыставка «Алтай. По маршруту экспедиции Н.К.Рериха». Планируется показать ее в Музее истории города Ярославля.

Изображение Изображение
1. Горный Алтай. Пик Международного Центра Рерихов. 2. Горный Алтай. Пик Акоюк

Изображение Изображение
1. Горный Алтай. Кучерлинское озеро. 2. Эдельвейс
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 26.03.2017
http://www.museum.ru/N65809

Изображение

26 марта 2017 года в Музее истории города Ярославля была представлена торжественная программа, посвященная Всемирному Дню Земли. Она прошла в рамках просветительского проекта «Путешествие в страну Культуры», организованного музеем и Ярославским Рериховским обществом «Орион».
Всемирный День Земли – праздник, значимый для всего человечества, отмечается по решению ООН в День весеннего равноденствия. Это время, когда люди на планете могут объединиться в мыслях о ее мирном и светлом будущем и осознать свою ответственность за сохранение благополучия нашего общего дома.

Традиция празднования Дня Земли была заложена Джоном Макконеллом, американским бизнесменом и издателем. В октябре 1969 года он предложил провести празднование Дня Земли в городе Сан Франциско (США) в день весеннего равноденствия, а в ноябре 1969 года представил проект празднования этого дня на конференции ЮНЕСКО с целью привлечь внимание людей к защите и бережному отношению к окружающей среде на нашей планете.

21 марта 1970 года празднование Дня Земли впервые было организовано в Сан-Франциско. Идею проведения Дня Земли поддержали Организация Объединенных Наций и мировые лидеры многих стран. «Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля – планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни…», – такими словами приветствовал День Земли Генеральный секретарь ООН У Тан 21 марта 1971 года. Празднование Всемирного Дня Земли горячо одобрили космонавты, которые первыми поведали миру о том, как прекрасна наша голубая планета и как она нуждается в любви и заботе всех ее жителей.

Осознание Земли как общего дома прежде всего приходит к человеку при взгляде на нее из Космоса. Так, символом Всемирного Дня Земли стал флаг Земли, на синем фоне которого изображена одна из первых фотографий нашей планеты из Космоса. В 1997 году во время празднования Дня Земли в ООН флаг Земли был вручен летчику-космонавту СССР, Герою Советского Союза Анатолию Березовому. Позднее несколько экземпляров флага были доставлены на борт космической станции «Мир».

Организаторы празднования Дня Земли в Музее истории города Ярославля председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» С.В.Скородумов, сотрудник общества А.В.Кононов и член Союза композиторов России Л.В.Янковская представили присутствующим программу «Будущее планеты Земля». Зрители узнали об истории Всемирного Дня Земли, о путях сохранения мира и проблемах экологии, вместе смогли поразмышлять, какой будет наша планета в будущем, посмотрели на Землю глазами космонавтов, философов и писателей-фантастов.

Л.В. Янковская обратилась к замечательному фантастическому роману русского писателя и мыслителя, одного из основоположников русского музыкознания Владимира Одоевского (1804–1869) «4338-й год: Петербургские письма». В романе изображена будущая Россия сорок четвертого века, полная технических чудес, когда прогресс техники даст человеку небывалое богатство и власть над природой. При этом изменится не только материальное благосостояние людей, но произойдет и усовершенствование их духовной жизни, когда, к примеру, использование технических достижений, поможет изгнать из общества всякое лицемерие и притворство. Залогом грядущего обновления и расцвета России автору романа представляется развитие просвещения и успехи науки на основе объединения всех разобщенных дисциплин в систему целостного знания, что обеспечит подлинный прогресс и гармоничность человеческой жизни. Главный герой романа, китайский студент Ипполит Цунгуев, путешествует по России и посещает Санкт-Петербургскую «Главную школу». Его письма своим сокурсникам и составляют содержание романа. В этих письмах упоминаются многие современные изобретения: воздушные и космические путешествия, телефон, управление климатом. Современные зарубежные исследователи считают «4338-й год» одним из наиболее значительных фантастических романов «доуэллсовской эры», а его создателя – одним из родоначальников научной фантастики.

С.В. Скородумов посвятил свое выступление самому известному роману основоположника современной русской фантастики, философа и ученого-палеонтолога Ивана Ефремова (1908–1972) «Туманность Андромеды». Действие романа разворачивается в далеком будущем, когда земное человечество в своем эволюционном развитии достигло единства на планете, физической и духовной гармонии. Наука и искусство преобразили жизнь. Люди, устремленные к самосовершенствованию и творчеству, проводят грандиозные научные эксперименты, совершают межзвездные перелеты. Земля, облагороженная общим творческим трудом, становится прекрасной. Человечество вступает в содружество высокоразвитых цивилизаций – Великое Кольцо высших миров Галактики.

Иван Антонович Ефремов был знаком с философским наследием семьи Рерихов, встречался с их старшим сыном, выдающимся ученым Юрием Николаевичем Рерихом. Предвидя будущие связи с дальними мирами, писатель вложил в уста героев своего космического романа фрагменты из Учения Живой Этики, созданного Рерихами в сотрудничестве с Великими Учителями Востока.

С.В. Скородумов напомнил, что Н.К. Рерих видел в культуре и искусстве движущую силу в развитии человечества. Академик Л.В. Шапошникова писала: «Называя Культуру “Садом Прекрасным”, Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. “Осознание Красоты спасет мир”, – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл Космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте». Таким образом, путь к прекрасному будущему человечества, которое предвосхитили многие писатели в своих произведениях, лежит через Красоту и высокую Культуру.

В зале музея во время мероприятия был размещен Флаг Земли. Такой же флаг постоянно развевается на флагштоке перед входом в музей рядом со Знаменем Мира Николая Константиновича Рериха. Оба флага были подняты над музеем в 2009 году по предложению международного коллектива российских и индийских ученых как «символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».

По традиции во Всемирный День Земли в штаб-квартире ООН и разных странах планеты звучит Колокол Мира, призывая людей ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира – символ дружбы, братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни, человека и Культуры.

Начиная с 1998 года, акция «Колокол Мира в День Земли» проводится в России. Ее организаторами при поддержке Правительства Москвы стали Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Международный гуманитарный фонд «Знание», Федерация космонавтики России и Международная Ассоциация фондов Мира.

Со временем к этой благородной инициативе присоединились многие города Центральной России, Сибири, Украины, Белоруссии, Кыргызстана. Поддержал ее и Ярославль. Звучание ярославского Колокола Мира объединило участников Всемирного Дня Земли в мыслях о светлом будущем нашей планеты и стало мощным заключительным аккордом этого праздника.

Изображение Изображение
1. Знамя Мира Н.К. Рериха и Флаг Земли над Музеем истории города Ярославля. 2. День Земли в Ярославле. Л.В. Янковская

Изображение Изображение
Всемирный День Земли - 2017 в Ярославле
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 16.04.2017
http://www.museum.ru/N66077

Всемирный День Культуры – 2017 в Ярославле


6 апреля 2017 года в Музее истории города Ярославля состоялось празднование Всемирного Дня Культуры. Программу, посвященную этой памятной дате, представили С.В.Скородумов, член Международной ассоциации писателей, А.В.Кононов, артист Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра, и Н.С.Шишкина, сотрудник Ярославского Рериховского общества «Орион».
С.В.Скородумов рассказал историю Дня Культуры и продемонстрировал присутствующим репродукции картин Н.К.Рериха, которые художник посвятил охране культурных памятников: «Pax Cultura» («Пакт Культуры») (1931), «Святая София – Премудрость» и «Мадонна Орифламма» (1932), «Sankta Protectrix» («Святая Защитница») (1933) и другие.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне руководители 21 государства американского континента подписали международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», широко известный как Пакт Рериха. В нем содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей, призывающие правительства стран охранять исторические памятники, оказывать уважение и покровительство музеям, научным, художественным и культурным учреждениям, а также их сотрудникам в военное и в мирное время. Основные принципы Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Такими же положениями руководствуется ЮНЕСКО в сфере международного гуманитарного права.

Для защиты объектов культуры всемирно известный русский художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих разработал специальный отличительный знак. Этим знаком стало признанное мировой общественностью «Знамя Мира», на белом полотнище которого изображены три соприкасающихся амарантовых круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности. Великое воспитательное значение Знамени Мира Рерихи видели в том, что действенный пример бережного отношения к проявлениям человеческого творчества закладывает в сознании людей, и в первую очередь подрастающего поколения, уважение к духовным ценностям, без которых немыслимо существование человечества.

В 1931 году в бельгийском городе Брюгге на конференции, посвященной продвижению международного договора об охране культурных ценностей, Н.К.Рерих предложил праздновать Всемирный День Культуры. Художник считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения различных народов. С предложением отмечать день подписания Пакта Рериха как Всемирный День Культуры в 1998 году выступила Международная Лига защиты Культуры, созданная по инициативе Международного Центра Рерихов. Эту идею активно поддержал академик Д.С.Лихачев, автор Декларации прав культуры, по мысли которого современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества.

С.В.Скородумов напомнил участникам мероприятия, что в конце 2009 года в Ярославле состоялся международный российско-индийский научный форум. Его участники рекомендовали разместить Знамя Мира – знамя защиты Культуры, предложенное Н.К.Рерихом, перед входом в Музей истории города Ярославля как символ «утверждающей и объединяющей роли культуры в диалоге цивилизаций Востока и Запада». С тех пор Знамя Мира развевается над музеем.

На праздновании Дня Культуры в Музее истории города Ярославля шел разговор о лучших культурных достижениях человечества и необходимости их охраны. А.В.Кононов подготовил музыкальную видеопрограмму, благодаря которой зрители познакомились с лучшими архитектурными памятниками разных стран. В исполнении Н.С.Шишкиной проникновенно прозвучали стихи русских поэтов.

Николай Константинович Рерих писал: «Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни». Следуя этому призыву, международная общественность широко празднует Всемирный День Культуры. Есть страны, например, Литовская Республика, где этот памятный день торжественно отмечается на государственном уровне. Хорошей и доброй традицией стало празднование Всемирного Дня Культуры и в Музее истории города Ярославля.

Изображение Изображение
1. Н.К. Рерих. Святая София-Премудрость. 1932. 2. Н.К. Рерих. «Sankta Protectrix» («Святая Защитница») (фрагмент).
1933

Изображение Изображение
1. Космонавты А.Н.Баландин и Г.М.Стрекалов со Знаменем Мира (орбитальный комплекс «Мир», 1990 г.) 2. Знамя Мира над Музеем истории города Ярославля

Изображение
Всемирный День Культуры – 2017 в Ярославле. Выступает С.В. Скородумов
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 26.04.2017 г.
http://www.museum.ru/N66470

«Индо-русский магнит» в Ярославле

21 мая 2017 года в Музее истории города Ярославля была представлена программа «Индо-русский магнит», посвященная исследователям Индии – философу, писателю, ученому и просветителю Елене Петровне Блаватской (1831–1891) и ученому-востоковеду, путешественнику, директору Института Гималайских исследований «Урусвати» Юрию Николаевичу Рериху (1902-1960). Мероприятие прошло в рамках проекта «Путешествие в страну Культуры», который в течение многих лет проводят музей и Ярославское Рериховское общество «Орион».
Программу об этих замечательных личностях подготовили и провели С.В.Скородумов, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК, А.В.Кононов, музыкант Ярославского академического губернаторского оркестра, и В.Е.Похващева, сотрудник Ярославского Рериховского общества «Орион».

Слушатели узнали о древних связях Индии с Ярославской землей, познакомились с образом Индии в русской культуре, посмотрели репродукции картин ярославского художника Наталии Бутусовой, посвященные ярославско-индийским связям.

Первые контакты ярославцев с представителями Индии начались еще в XVII веке. Выдающийся ученый-востоковед Юрий Николаевич Рерих в своей научной работе «Индология в России» писал: «…Многие в России могли получать сведения об Индии непосредственно от индийских торговцев и ремесленников, которые жили в России в XVII столетии. В этом веке в Астрахани была основана индийская колония, и индийские купцы поднимались вверх по Волге до Твери и Ярославля…».

Первым русским ученым-индологом стал ярославец Герасим Степанович Лебедев (1749-1817). Он был профессиональным музыкантом, исследователем, прожил в Индии 12 лет, основал в Калькутте национальный драматический театр современного типа, написал целый ряд научных трудов, посвященных этой удивительной стране. В Музее истории города Ярославля представлен выставочный комплекс, посвященный Г.С.Лебедеву и ярославско-индийским культурным и научным связям.

Во время программы «Индо-русский магнит» посетители музея узнали о героическом жизненном пути Елены Петровны Блаватской, которая происходит из древних и знатных родов. По отцовской линии – это старинный немецкий род фон Ган, с материнской стороны – князья Долгоруковы, ведущие начало, как и князь Ярослав Мудрый, основатель города Ярославля, от великого князя Рюрика.

В период своих странствий Е.П.Блаватская путешествовала по странам Европы и Азии, Северной и Южной Америки, побывала в Турции и Египте, Мексике и США, Индии и Тибете, Китае и Японии. В России читатели с интересом знакомились с ее очерками из Индии, которые печатались в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике» в 80-е годы XIX века. Широкой известностью пользовалась книга Елены Петровны «Из пещер и дебрей Индостана», изданная под псевдонимом Радда-Бай.

В 1875 году по инициативе Е.П.Блаватской и Г.Олькотта в Нью-Йорке было создано Теософское общество. Впоследствии его отделения возникли в странах Америки, Европы и Азии, и деятельность приобрела международный характер. Создатели общества преследовали три основные цели: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и других научных направлений; исследовать сокровенную сторону природы и непроявленные психические и духовные силы человека.

В Кратком философском словаре (под. ред. А.П.Алексеева) говорится, что «самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

К трудам Е.П.Блаватской обращались Махатма Ганди и Д.Неру, К.Фламмарион и Т.Эдисон, Г.Гессе и Джек Лондон, А.Скрябин и М.Чюрлёнис. «Тайная Доктрина» была настольной книгой всемирно известного ученого А.Эйнштейна. Махатма Ганди утверждал, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».

Юрий Николаевич Рерих, выдающийся лингвист-востоковед, родился в 1902 году в деревне Окуловке Новгородской губернии. Он получил широкое научное образование: окончил индо-иранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете (1919), отделение индийской филологии Гарвардского университета (1922), Школу восточных языков при Сорбонне (1923). Под руководством своего отца Н.К.Рериха принимал участие в работе Центрально-Азиатской (1924-1928) и Маньчжурской (1934-1935) экспедиций. С 1928 по 1942 год возглавлял Институт Гималайских исследований «Урусвати» в Наггаре (Индия). После возвращения в Россию руководил сектором философии и истории религии Индии в Институте востоковедения Российской Академии наук (1957-1960).

Выполняя волю родителей, Юрий Николаевич Рерих привез на Родину первую часть наследия своей семьи, проводил выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов, выступал с лекциями о Центрально-Азиатской экспедиции. Его стремление создать Музей имени Н.К.Рериха в то время, к сожалению, не увенчалось успехом. Также после его ухода из жизни в 1960 году наследие семьи Рерихов попало в руки посторонних лиц и было утрачено.

Е.П.Блаватская, Ю.Н.Рерих и многие другие русские исследователи и путешественники на протяжении многих лет пролагали пути в неведомую и далекую Индию, строили мост культурного и научного сотрудничества между нашими странами и народами, трудились для прекрасного будущего России.

Всемирно известный художник, философ, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих писал: «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские… Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает».

В завершение мероприятия гости музея посмотрели музыкальную видеопрограмму, посвященную культуре Индии.

Изображение Изображение
1. С.Н. Рерих. Индия. 1939 (фрагмент). 2. Наталия Бутусова. ''Прекрасна страна Индия!''

Изображение Изображение
1. Книга о Е.П. Блаватской. 2. Юрий Николаевич Рерих

Изображение
«Индо-русский магнит» в Ярославле. В.Е.Похващева и С.В.Скородумов
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России",01.09.2017 г.
http://www.museum.ru/N67354

Выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Ярославле

С 17 августа по 4 сентября 2017 года в Музее истории города Ярославля проходит выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера». Организаторы проекта: МУК «Музей истории города Ярославля», Управление культуры мэрии города Ярославля, Ярославское Рериховское общество «Орион» при поддержке Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Выставку подготовила и предоставила Тверская областная рериховская общественная организация.
Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – всемирно известный востоковед, историк, философ, писатель, общественный деятель, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха в Москве, хранитель, исследователь творчества семьи Рерихов.

Л.В.Шапошникова родилась в Новочеркасске, в доме известного русского путешественника Г.Н.Потанина, там жила её бабушка Мария Николаевна, урождённая Трубецкая. Позже семья переехала в Таганрог, где прошли детские годы. Людмила Васильевна окончила восточное отделение, а затем и аспирантуру исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Людмилу Васильевну интересовал Восток, его самые отдаленные уголки, затерянные в джунглях, в горах, где жили таинственные и малочисленные племена, сохранившие первобытнообщинный уклад и матриархат, древние обычаи, мифы и легенды.

Встреча в 1968 году с всемирно известным художником и просветителем Святославом Николаевичем Рерихом в Индии и знакомство с наследием семьи Рерихов дали новый творческий и научный импульс. Стремление понять суть художественно-философского наследия Рерихов привело Л.В. Шапошникову на маршрут их Центрально-Азиатской экспедиции. Интерес к этому путешествию не случаен. Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов продолжалась с 1924 по 1928 год и стала одной из крупнейших в XX столетии. Её путь пролегал через Индию, Китай, Монголию, Тибет. Часть маршрута прошла по России, в том числе по Алтаю. По итогам экспедиции Рерихи основали в Индии международный Институт Гималайских исследований «Урусвати».

Людмила Васильевна Шапошникова прошла маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции в 1975–1980 годах. Она в одиночку повторила путь наших великих соотечественников по Алтаю, Монголии, Индии, включая Западные и Восточные Гималаи. Обе экспедиции объединяли одни и те же цели: изучение древних памятников для осмысления проблемы этнокультурного взаимодействия народов планеты и пути их миграций, поиск фактов культурного единства Востока и Запада и тех нитей, которые связывают Россию и Азию. Результатом путешествия Л.В. Шапошниковой по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции стала захватывающая панорама фотообразов и литературных очерков более чем тысячелетней истории национальных культур, осознание грандиозности открытий, совершённых Рерихами в начале ХХ века.

Спустя десять лет Л.В.Шапошникова стала доверенным лицом С.Н.Рериха, младшего сына Рерихов, передавшего через неё России художественное, философское и эпистолярное наследие своих родителей для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха.

17 августа 2017 года состоялось торжественное открытие выставки «По маршруту Мастера» в Музее истории города Ярославля. Николай Григорьевич Корсиков, заместитель директора музея по экспозиционно-выставочной работе, поделился своими воспоминаниями о встрече с Л.В.Шапошниковой и подчеркнул, что под её руководством в Москве был построен общественный Музей имени Н.К.Рериха. Н.Г.Корсиков отметил, что в фотоработах Л.В.Шапошниковой выражены её любовь к красоте, культуре и гармонии. Он также отметил такое качество Людмилы Васильевны, как героизм, который проявился как в ходе её экспедиции, так и в защите культуры.

Сергей Владимирович Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», член Международной ассоциации писателей, сердечно поблагодарил Музей истории города Ярославля за сотрудничество. «Выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой обладает интересной особенностью. Рассматривая экспозицию, невольно начинаешь искать что-то общее между разными народами, казалось бы, такими далёкими друг от друга. И возникает стремление постичь наши общие культурные истоки и будущие судьбы», – отметил С.В. Скородумов.

Алексей Алексеевич Алексеев, профессор, член президиума Ярославского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), выразил надежду, что выставка «По пути Мастера» позволит посетителям глубже познакомиться с культурой стран Востока, принесёт людям новые знания и вызовет большой интерес у ярославцев и гостей города.

На открытии выставки состоялся концерт, который представили учащиеся и преподаватели Детской школы искусств Ярославля имени Н.Н.Алмазова. В исполнении П.Е.Говоровой прозвучала прелюдия Баха (фортепиано). Алиса Морозова и Алёна Обидихина исполнили романс «Соловей» Лизы Леманн и Баркаролу Жака Оффенбаха из оперы «Сказки Гофмана» (концертмейстер П.Е.Говорова, педагог С.В.Болгова).

После концерта С.В.Скородумов пригласил присутствующих в выставочный зал и провел экскурсию по экспозиции выставки «По маршруту Мастера», которая даёт представление о Людмиле Васильевне Шапошниковой как о бесстрашном путешественнике и самобытном фотохудожнике, талантливом писателе и философе, создателе уникального Музея имени Н.К. Рериха и его бессменном руководителе, основателе научной школы рериховедения, а также об истории Музея, который является примером развития общественной формы культуры.

В рамках выставки проходят культурно-просветительские мероприятия, демонстрируются фильмы и видеоматериалы с выступлениями и интервью Л.В. Шапошниковой. В экспозиции представлены её литературные и философские труды. Экскурсии проводятся по субботам и воскресеньям в 12-00 и 14-00. Выставка продлится до 4 сентября.

Изображение
Л.В.Шапошникова, востоковед, историк, философ, писатель, общественный деятель

Изображение Изображение
Открытие выставки фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера»

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 01.09.2017

В Ярославле прозвучала «Флейта странника»

Изображение

С 17 августа по 4 сентября 2017 года в Музее истории города Ярославля проходит выставка «По маршруту Мастера». На выставке экспонируются фотоработы Л.В.Шапошниковой, учёного, писателя, путешественника, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Организаторы проекта: МУК «Музей истории города Ярославля», Управление культуры мэрии города Ярославля, Ярославское Рериховское общество «Орион» при поддержке Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Выставку подготовила и предоставила Тверская областная рериховская общественная организация.

30 августа 2017 года в рамках культурной программы выставки состоялся музыкально-поэтический вечер Ильи Соковнина (г. Вятка) «Флейта странника». Илья Соковнин пригласил посетителей выставки совершить удивительное музыкально-поэтическое путешествие. А проводниками в мир древних культур разных стран и народов стали музыкальные инструменты.

Главные роли этого вечера принадлежали бамбуковым флейтам Индии, Китая и Японии. Каждая из них внесла свою уникальную лепту в звучание концерта, так как обладает только ей присущим неповторимым тембром голоса. В каждом из этих волшебных инструментов скрыта тайна той страны, в которой они были рождены. Китай древних императоров и бродячих даосских отшельников, странствующих монахов, поэтов и музыкантов представила глиняная окарина сюнь, флейта из тыквы-горлянки хулу сы, нежная и напевная бамбуковая сяо. Суровым и неразговорчивым, медитативно отстранённым оказался музыкальный инструмент с японских островов по имени сякухати. А противовес азиатскому немногословию составила удалая и яркая пастушья русская обертонная флейта калюка, которая внесла в концерт элемент народного юмора. Братским голосом отозвался напев из далёкой и прекрасной Индии — тростниковая флейта бансури божественного пастушка Кришны.

Завершил и дополнил музыкальное шествие по планете один из уникальных, простых и повсеместно распространённых во всём мире инструментов — шаманский варган, который пригласил участников концерта в древние космические дали...

Помимо этнической инструментальной составляющей концерта, также прозвучали стихи и песни разных авторов: Булата Окуджавы и Александра Дольского, Александра Вертинского и Бориса Гребенщикова, Сергея Никитина и Константина Юдичева. Их песни и стихи были дополнены произведениями китайского поэта эпохи Тан Ли Бо, а величие поэтического облика Индии выразил гений Рабиндраната Тагора. Русскую поэтическую речь представили стихи Арсения Тарковского, Юрия Левитанского, Давида Самойлова и Бориса Пастернака. Гармонично дополнили созвучие музыки и поэзии «Моцарт» Германа Гессе и «Детская сказка» Н.К.Рериха.

Илья Соковнин — мастер чайных церемоний из Вятки, странствующий музыкант-импровизатор и мастер игры на этнических инструментах — индийских, русских, китайских и японских флейтах. Его концерт — это всегда музыкально-поэтическая импровизация, состоящая из песен и стихов его любимых авторов. Помимо давнего увлечения культурой Китая, в число вдохновителей нашего гостя входят стихи и фильмы Арсения и Андрея Тарковских, удивительные произведения Германа Гессе, песни Бориса Гребенщикова и Константина Юдичева, парадоксальная мудрость даосского трактата «Дао Дэ цзин», а также творческое наследие семьи Рерихов.

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 20.10.2017
http://www.museum.ru/N67917

К 70-летию установления культурных и дипломатических связей между Россией и Индией

Изображение
С.Н.Рерих. Индия (фрагмент)

«Индия – не чужбина, а родная сестра России», – писал всемирно известный художник, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Русский язык сохранил много общих корней с санскритом, в легендах и преданиях наших стран также имеются параллели. Все это приводит ученых к мысли о древнем переселении народов, общих истоках и взаимном влиянии культур друг на друга. Наши взаимоотношения имеют давнюю историю. Как писал Н.М.Сперанский в своей книге «Индия в старой русской письменности», «сведения об Индии, по крайней мере, название ее (Индия, Инды, Индийская, или Индейская, страна, земля, царство), в старинной русской письменности мы встречаем уже с первых веков ее существования».
Семьдесят лет назад, в 1947 году, Россия установила дипломатические отношения с Индией. В этом году широко отмечается юбилей этого события. 20 октября 2017 года в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки (Москва) состоялся Круглый стол «Роль российских ученых и путешественников в установлении культурных и дипломатических связей между Россией и Индией». На этом праздничном мероприятии присутствовали известные ученые-индологи, деятели культуры, представители общественности. В работе Круглого стола приняли участие и ярославцы.

Торжественную встречу открыла М.В.Меланина, директор Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки. После приветствия присутствующих она представила программу мероприятия и рассказала о выставках, которые его сопровождали. М.В.Меланина отметила, что Центр восточной литературы и Музей истории города Ярославля связывает давнее сотрудничество.

Директор Культурного центра имени Дж.Неру при Посольстве Республики Индии в России господин Д.Джейсундар подчеркнул, что праздничные мероприятия, посвященные 70-летию установления культурных и дипломатических связей между Россией и Индией, проходят в обеих странах. Одной из значимых встреч стал Круглый стол в Центре восточной литературы. Господин Д.Джейсундар выразил надежду на дальнейшее развитие сотрудничества. Он отметил, что во многих городах России при поддержке Посольства проходят мероприятия, посвященные культуре Индии, и предложил организовать в 2018 году Дни индийской культуры в Ярославле.

Заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Музея истории города Ярославля Н.Г.Корсиков рассказал о сотрудничестве музея с Посольством Республики Индии в России и о целом ряде выставок и других культурных проектов, которые были организованы в течение последних лет в музее. Н.Г.Корсиков выразил надежду на дальнейшее развитие культурного сотрудничества Посольства Индии с музеем.

В.В.Черновская, доктор исторических наук, отметила, что Ярославль имеет самое прямое отношение к развитию культурных и научных связей между Россией и Индией. Первые контакты ярославцев с представителями Индии начались еще в XVII веке. В Астрахани существовала индийская колония, и индийские купцы поднимались вверх по Волге до Твери и Ярославля. Первым русским ученым-индологом стал ярославец Герасим Степанович Лебедев (1749–1817). Он был профессиональным музыкантом, исследователем, прожил в Индии 12 лет, основал в Калькутте национальный драматический театр современного типа, написал целый ряд научных трудов, посвященных этой удивительной стране. К сожалению, Герасим Степанович Лебедев на долгое время был практически забыт в своем родном городе. Благодаря сотрудничеству ученых и общественности с Музеем истории города Ярославля имя первого российского ученого-индолога постепенно возвращается в его родной город. В 1999 и 2009 годах в музее были организованы международные научные конференции, посвященные Г.С.Лебедеву.

С.В.Скородумов, председатель Ярославкого Рериховского общества «Орион», член Международной ассоциации писателей, рассказал о светлом образе Индии в русской культуре и о том огромном интересе, который существует в Ярославле к этой удивительной стране. Центром культурного притяжения стал Музей истории города Ярославля, где прошел целый ряд мероприятий, посвященных российско-индийским связям. В организации этих проектов помимо музея участвовали Посольство Индии и Ярославское Рериховское общество «Орион». В музее в 2008 году создана выставочная экспозиция о первом русском ученом-индологе Г.С.Лебедеве, а также о культурных и научных связям Ярославля и Индии. Символом российско-индийской дружбы стало Знамя Мира Н.К.Рериха, поднятое по предложению ученых России и Индии над Музеем истории города Ярославля в 2009 году.

Г.В.Стрелкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки Московского государственного университета, рассказала об изучении в России живых индийских языков. Она назвала словари и научные издания по этой теме, а также упомянула о подготовке радиопередач на различных языках Индии.

С небольшим концертом выступили студенты Индийского культурного центра имени Джавахарлала Неру под руководством господина Гульфама Сабри. Они исполнили несколько музыкальных произведений на индийских национальных инструментах.

Участники мероприятия с большим интересом ознакомились с великолепной книжно-иллюстративной выставкой «Открытие Индии» из фондов Российской государственной библиотеки. В ее подготовке активное участие принимала госпожа Смита Сенгупта, кандидат филологических наук, сотрудник Центра восточной литературы. Представленные на выставке экспонаты отразили историю постижения далекой и загадочной Индии российскими исследователями и путешественниками. Посетители выставки смогли увидеть редкое издание – сочинение Г.С.Лебедева «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев», вышедшее в свет в Санкт-Петербурге в 1805 году и переизданное в Ярославле в 2009 году.

Разделы выставки были посвящены путешествиям Афанасия Никитина, Герасима Лебедева, Рафаила Данибегошвили, Ивана Минаева, Филиппа Ефремова, работам индологов по фонетике и морфологии языка, переводам древнеиндийских эпосов. На выставке также экспонировались рисунки детей с изображениями памятных мест Индии (Мастерская-студия «Трехозерье» (Москва), руководитель – кандидат педагогических наук С.А.Платонов).

Николай Константинович Рерих писал: «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские… Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает». Круглый стол «Роль российских ученых и путешественников в установлении культурных и дипломатических связей между Россией и Индией» еще раз подтвердил эти слова и показал стремление участников к развитию новых научных и культурно-просветительских проектов.

Изображение Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5638

Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Любиме (Ярославская область)


Изображение
Герб города Любима


С 1 по 14 ноября 2017 года в городе Любиме (Ярославская область) экспонировалась выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера».

Старинный город Любим расположен к северо-востоку от Ярославля при впадении реки Учи в Обнору (бассейн Волги). В исторических актах Любим упоминается с 1546 года, а как город известен с 1777 года.

Предания и легенды связывают Любимский край с именем Ивана Грозного. По одной из версий наименование города связано с тем, что царь любил устраивать соколиную охоту в здешних лесах. По другой – оно происходит от имени Любим, распространенного в России в XV–XVI веках.

Известна грамота Ивана Грозного 1538 года на построение Любимской крепости для защиты местных жителей от набегов. Воеводой царь поставил князя Есипа Фёдорова, сына Кафтырева. Копия грамоты Ивана IV хранится в историко-краеведческом музее города Любима.

Крепость просуществовала недолго. Она была сожжена во время польской интервенции и в 1614 году окончательно прекратила своё существование. Сейчас на высоком берегу реки Обноры, в месте где в неё впадает Уча, сохранились земляные валы и глубокий ров. Здесь находится городской парк. В 1988 году, в год 450-летия Любима, в парке был установлен памятный камень с датой основания города.

Любимский историко-краеведческий музей был создан по инициативе краеведов района и открыт в 1971 году. Экспозиции музея постоянно обновляются, увеличиваются коллекции, ведутся краеведческие исследования, открыты картинная галерея и выставочный зал.

Организаторами выставки фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера» стали Любимский историко-краеведческий музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». Выставка проводилась при поддержке Международного Центра Рерихов. Фотографии оформила и предоставила Тверская областная Рериховская общественная организация. Выставку открыл заведующий Любимским историко-краеведческим музеем Виктор Валентинович Гурин.

Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – выдающийся историк-востоковед, философ и писатель, видный общественный деятель в сфере культуры и просвещения, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Занимая пост генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, Людмила Васильевна проявила себя как талантливый, высокопрофессиональный руководитель, надежный хранитель и глубокий исследователь художественно-философского наследия семьи Рерихов.

Л.В.Шапошникова родилась в Новочеркасске, окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, после защиты диссертации осталась работать на кафедре истории Индии. Она долго жила в Индии, куда была командирована одной из первых советских ученых, преподавала в Мадрасском университете, много путешествовала, проникала в самые отдаленные уголки страны, занимаясь изучением духовной культуры и традиций малых народов. Результатом этих исследований стали не только многочисленные научные работы, но и яркие документальные повести об этой стране. Высоко оценивая труд Людмилы Васильевны Шапошниковой, правительство Индии присудило ей Международную премию имени Джавахарлала Неру.

Еще в 1960-е годы в центре научного и человеческого интереса Л.В.Шапошниковой оказалась великая семья Рерихов и их философская система Живая Этика. Она познакомилась в Индии с младшим сыном Рерихов, Святославом Николаевичем. Эта встреча стала судьбоносной и на всю дальнейшую жизнь определила главные ориентиры и направление деятельности Людмилы Васильевны.

В 1975–1980 годах Л.В.Шапошникова сама прошла по маршруту уникальной Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924–1928). Итогом этого путешествия и титанической работы явились научные, литературные и фотоматериалы, запечатлевшие вехи на пути по маршруту Мастера, а также издание фотоальбома «От Алтая до Гималаев», где Л.В.Шапошникова предстает не только как автор интереснейших очерков, но и как талантливый фотограф.

Многолетняя дружба и тесное сотрудничество связывали Л.В.Шапошникову со Святославом Николаевичем Рерихом. Именно ей Святослав Николаевич доверил привезти в Россию наследие своих родителей для создания в Москве общественного музея с целью популяризации и продвижения в мире научных, культурных и миротворческих инициатив Н.К.Рериха.

Людмила Васильевна Шапошникова является одним из основателей и первым директором общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Музей был создан под ее руководством при широком участии российской и международной общественности. Без привлечения бюджетных средств из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», в котором располагался негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, ставший жемчужиной культурного пространства не только Москвы, но и всей России.

Л.В.Шапошникова является основателем современной научной школы рериховедения, связанной с изучением философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов. Ее исследования в этой области и деятельность, направленная на сохранение наследия Рерихов, получили широкое международное признание.

Важное место в научном творчестве Л.В.Шапошниковой занимают труды, связанные с философской системой Живой Этики. В ее работах впервые дано целостное осмысление этой философской системы, посвященной закономерностям космической эволюции.

Жизненный путь Людмилы Васильевны – ярчайший образец того, каких духовных высот может достичь человек, всем сердцем устремленный к знаниям, просвещению и созиданию. Никакие жизненные трудности не смогли отклонить ее от выбранного тернистого пути жертвенного служения во имя Культуры.

В 2006 году за большой вклад в развитие музееведения и сохранения культурного наследия Л.В.Шапошникова награждена «Орденом Дружбы», а в 2011 году за большой вклад в сохранение культурного наследия и многолетнюю просветительскую и общественную деятельность – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 2012 году Л.В. Шапошникова удостоена звания лауреата премии Благотворительного фонда возрождения национального, культурного и духовного наследия «Древо жизни». За вклад в программу ООН «Культура мира» она была награждена дипломом Международного гуманитарного фонда «Знание» им. академика С.И.Вавилова и дипломом ЮНЕСКО.

Малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, названа в честь Людмилы Васильевны Шапошниковой «Lyudvasilia».

В течение двух недель жители Любима имели возможность поcетить выставку фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера», познакомиться с культурой и обычаями народов Востока.

Л.К.Маркелова,
С.В.Скородумов

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

______________________________________________________________________________________________________________________

Публикации в СМИ:


• Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Любиме (Ярославская область) // Информационный портал «Музеи России», 27.11.2017 http://www.museum.ru/N68229
• Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Любиме (Ярославская область) // Ярославский портал «Культурная Эволюция», 27.11.2017 http://yarcenter.ru/news/kultura/vystav ... ya-oblast/
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Re: Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Ярославский портал "Культурная революция"
http://yarcenter.ru/news/kultura/vystav ... ya-oblast/

Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Любиме (Ярославская область)

С 1 по 14 ноября 2017 года в городе Любиме (Ярославская область) экспонировалась выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера»


Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
_______________________________________________________________________________________________________________________


Ее организаторами стали Любимский историко-краеведческий музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». Выставка проводилась при поддержке Международного Центра Рерихов. Фотографии оформила и предоставила Тверская областная Рериховская общественная организация. Выставку открыл заведующий Любимским историко-краеведческим музеем Виктор Валентинович Гурин.
Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – выдающийся историк- востоковед, философ и писатель, видный общественный деятель в сфере культуры и просвещения, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Занимая пост генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, Людмила Васильевна проявила себя как талантливый, высокопрофессиональный руководитель, надежный хранитель и глубокий исследователь художественно-философского наследия семьи Рерихов.
Л.В.Шапошникова родилась в Новочеркасске, окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, после защиты диссертации осталась работать на кафедре истории Индии. Она долго жила в Индии, куда была командирована одной из первых советских ученых, преподавала в Мадрасском университете, много путешествовала, проникала в самые отдаленные уголки страны, занимаясь изучением духовной культуры и традиций малых народов. Результатом этих исследований стали не только многочисленные научные работы, но и яркие документальные повести об этой стране. Высоко оценивая труд Людмилы Васильевны Шапошниковой, правительство Индии присудило ей Международную премию имени Джавахарлала Неру. +
Еще в 1960-е годы в центре научного и человеческого интереса Л.В.Шапошниковой оказалась великая семья Рерихов и их философская система Живая Этика. Она познакомилась в Индии с младшим сыном Рерихов, Святославом Николаевичем. Эта встреча стала судьбоносной и на всю дальнейшую жизнь определила главные ориентиры и направление деятельности Людмилы Васильевны.
В 1975–1980 годах Л.В.Шапошникова сама прошла по маршруту уникальной Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924–1928). Итогом этого путешествия и титанической работы явились научные, литературные и фотоматериалы, запечатлевшие вехи на пути по маршруту Мастера, а также издание фотоальбома «От Алтая до Гималаев», где Л.В.Шапошникова предстает не только как автор интереснейших очерков, но и как талантливый фотограф.
Со Святославом Николаевичем Рерихом Л.В.Шапошникову связывала многолетняя дружба и тесное сотрудничество. Именно ей Святослав Николаевич доверил привезти в Россию наследие своих родителей для создания музея в Москве, популяризации и продвижения в мире научных, культурных и миротворческих инициатив Н.К.Рериха.
Людмила Васильевна Шапошникова является одним из основателей и первым директором общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Музей был создан под ее руководством при широком участии российской и международной общественности. Без привлечения бюджетных средств из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», в котором располагался негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, ставший жемчужиной культурного пространства не только Москвы, но и всей России.
Л.В.Шапошникова является основателем современной научной школы рериховедения, связанной с изучением философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов. Ее исследования в этой области и деятельность, направленная на сохранение наследия Рерихов, получили широкое международное признание.
Важное место в научном творчестве Л.В.Шапошниковой занимают труды, связанные с философской системой Живой Этики. В ее работах впервые дано целостное осмысление этой философской системы, посвященной закономерностям космической эволюции.
Жизненный путь Людмилы Васильевны – ярчайший образец того, каких духовных высот может достичь человек, всем сердцем устремленный к знаниям, просвещению и созиданию. Никакие жизненные трудности не смогли отклонить ее от выбранного тернистого пути жертвенного служения во имя Культуры.
За вклад в программу ООН «Культура мира» Л.В. Шапошникова награждена дипломом Международного гуманитарного фонда «Знание» им. академика С.И.Вавилова и дипломом ЮНЕСКО.
В течение двух недель жители Любима имели возможность поcетить выставку фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера», познакомиться с культурой и обычаями народов Востока.

Л.К.Маркелова
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 26.11.2017
http://www.museum.ru/N68308

Институт «Урусвати» – форпост русской науки в Индии

26 ноября 2017 года в Музее истории города Ярославля прошла программа «Институт “Урусвати” – форпост русской науки в Индии». Она была посвящена Году экологии в России и 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией. Программу провели председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» С.В.Скородумов и сотрудник общества А.В.Кононов. Мероприятие состоялось в рамках просветительского проекта «Путешествие в страну Культуры», организованного музеем и обществом «Орион».
Институт «Урусвати» начал активно работать в долине Кулу (Индия) в 1929 году. Особую роль в его подготовке сыграла Центрально-Азиатская экспедиция семьи Рерихов 1924–1928 годов. Долина Кулу, расположенная в сердце штата Химачал-Прадеш на северо-востоке Индии, со всех сторон окружена величественными гималайскими вершинами. И выбрана она была не случайно. «Урусвати, – отмечал Н.К.Рерих, – место исследований, место науки, должно быть построено в Гималаях, в границах древней Арьяварты. Снова человеческий дух, очищенный непрерывными токами Гималаев, будет искать в неустанном труде. Целебные травы, медицинские исследования, чудесные магнитные и электрические токи, неповторимые условия высот, неповторимое свечение планетарных тел с астрохимическими лучами, радиоактивность, – и все несказанные сокровища, которые сохранены только в Гималаях… <…> Воистину, только здесь, только в Гималаях, существуют уникальные, беспримерные, спокойные условия для целебных результатов».

Уникальные коллекции, которые были собраны на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, дали возможность, не замедляя темпа работ, приступить к исследованиям. Были открыты отделы – археологический, естественных наук, медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок. Отделы имели подразделения. При археологическом отделе существовали секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики и филологии.

Отдел естественных наук занимался ботаникой и зоологией, метеорологическими и астрономическими наблюдениями, изучением космических лучей в высокогорных условиях. В медицинском отделе, наряду с изучением древнетибетской медицины и фармакопеи, была организована биохимическая лаборатория, в которой изучали средства борьбы против рака. Вся семья Рерихов участвовала в организации и работе института.

Елена Ивановна Рерих, являясь его Президентом-основателем, была, по сути, ведущей в различных областях его научной деятельности. Николай Константинович Рерих, синтетически сочетавший в себе художественный, научный и организаторский дар, был, так же как и Елена Ивановна, основателем и идеологом. Директором Института стал Юрий Николаевич, старший сын Рерихов. К тому времени уже известный ученый, он внес немало плодотворных идей в творческую деятельность института. Младший сын, Святослав Николаевич, художник, знаток древнего искусства и местной флоры, был, кроме того, прекрасным химиком, ботаником и орнитологом. Разносторонность знаний и занятий каждого члена семьи Рерихов при их слаженном сотрудничестве и неутомимой энергии способствовали успеху и широкому признанию Института «Урусвати» как в самой Индии, так и далеко за ее пределами.

Крупнейшие ученые различных стран мира сотрудничали с институтом и участвовали в его программах. Наиболее тесное взаимодействие установилось у Рерихов с учеными и деятелями культуры Индии, такими как Чандрасекхар Венката Раман, Джагадиш Чандра Бош, Рабиндранат Тагор, Абаниндранат Тагор, Ашит Кумар Халдар, Сунити Кумар Чаттерджи, Рамананда Чаттерджи, Сарвапалли Радхакришнан, Свами Саданаид Сарасвати, Тейджа Синг, Дас Гупта, К.П.П. Тампи, Р.М.Равал и другими.

Среди западных ученых, сотрудников и советников «Урусвати» можно назвать А.Эйнштейна, Р.Милликана, Л.Бройля, президента Американского археологического института Р.Магоффина, известного путешественника и исследователя Свена Гедина, профессора Института Пастера в Париже С.И.Метальникова, востоковеда Чарльза Ланмана, профессора из Парижа К.К.Лозины-Лозинского, французского археолога К.Бюнссона, директора Ботанического сада в Нью-Йорке Э.Д.Меррилла и многих других. Советский академик Н.И.Вавилов, генетик, ботаник и селекционер, вел переписку со Святославом Рерихом по проблемам ботаники, в результате которой ботанический сад Академии наук СССР получил семена редких злаков.

В связи с международным экономическим кризисом и Второй мировой войной деятельность Гималайского Института научных исследований «Урусвати» была приостановлена, долгое время он оставался законсервированным. В последние годы Международный Центр Рерихов (МЦР), являясь продолжателем дела Рерихов в России и в Индии, по согласованию с руководством Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР, Индия), предпринимает немалые усилия по возрождению Института «Урусвати». Сбывается пожелание Святослава Николаевича Рериха: «Русские начали, русские должны и продолжить...»

Во время проведения программы «Институт “Урусвати” – форпост русской науки в Индии» посетители музея увидели фотографии и посмотрели видеоматериалы, посвященные истории становления института и установлению индийско-российских культурных и научных связей. Ведущий программы С.В.Скородумов рассказал о том, как развивается сотрудничество России и Индии в долине Кулу на современном этапе.

Изображение
Институт ''Урусвати''

Изображение Изображение
1. Н.К.Рерих. Фото в долине Кулу. Индия. 2. Ю.Н.Рерих, директор Института ''Урусвати''

Изображение
Ответить

Вернуться в «Сайты Рериховских организаций»