Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 03 мар 2017, 17:11

Интернет-портал "Музеи России", 25.09.2016
http://www.museum.ru/N63640

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Рыбинске (Ярославская область)


С 25 сентября по 6 ноября 2016 года в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике экспонируется международный выставочный проекта «Пакт Рериха. История и современность». Пакт Рериха – первый в истории планеты Международный договор по защите культуры, стал важнейшим достижением в формировании нового представления о мире и человеке, яркой и действенной попыткой противостоять войнам, сотрясающим нашу Землю. Интересно и знаменательно, что истоки Пакта Рериха имеют отношение к Ярославскому краю.
Проект «Пакт Рериха. История и современность» был открыт в 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Выставки этого проекта с 2012 по 2016 гг. прошли в 46 городах 17 стран Европы, в государствах Северной и Южной Америки, Азии (Австрия, Аргентина, Беларусь, Болгария, Германия, Индия, Испания, Казахстан, Кыргызстан, Нидерланды, США, Уругвай, Финляндия, Франция, Чили, Швейцария, Узбекистан), а также в 116 городах России. При поддержке Постоянного Представителя РФ при ООН В.И. Чуркина МЦР 15 апреля 2015 г. открыл выставку в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, посвященную 80-летию Пакта Рериха.

Эта деятельность МЦР была высоко оценена Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. «Хочу выразить свою благодарность Международному Центру Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. «Я обращаюсь ко всем правительствам и народам во всём мире с призывом объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и всё человечество», – отметил Пан Ги Мун.

На основе обобщения культурных традиций разных народов Н.К. Рерих разработал Знамя Мира, которое служит для обозначения и защиты исторических памятников, музеев, библиотек, научных, художественных и образовательных учреждений и их персонала, вне зависимости от политических взглядов, этнических отличий и вероисповедания. На белом полотнище флага в окружности, символизирующей вечность, размещены три соединенные амарантовые сферы – знак преемственности культурных накоплений прошлого, настоящего и будущего.

Изображение Изображение
1. Н.К. Рерих. Церковь Рождества Христова. 1903. 2. На фото П. Абрамов, С. Скородумов, Н. Овсянников

Торжественное открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность» состоялось в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 24 сентября 2016 года. Выставку открыл заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Николаевич Овсянников. Он подчеркнул, что Николай Константинович Рерих – человек очень многогранный – прекрасный художник, интереснейший мыслитель. Сергей Николаевич отметил, что тематика выставки касается охраны памятников культуры и в наше время становится всё более и более актуальной. Он поблагодарил сотрудников, которые приняли участие в подготовке выставки и особенно отметил большой вклад в подготовку выставки сотрудника музея-заповедника Елены Филатовой.

Сергей Владимирович Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», член Международного союза писателей, консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области отметил, что инициатором этого выставочного проекта является генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха – академик Л.В. Шапошникова. Сергей Владимирович напомнил, что основной девиз Пакта Рериха – «Мир через Культуру». Слово «мир» имеет в русском языке два значения: мир – отсутствие войн, и мир – Вселенная. В обоих случаях Николай Константинович Рерих считал культуру ведущим началом.

Петр Дмитриевич Абрамов, кандидат философских наук, научный редактор журнала «Культура и время» сказал: «Я рад принять участие в открытии этой выставки в замечательном Рыбинском музее-заповеднике. В городе Рыбинске я бывал ещё в детстве, и это действительно один из замечательных музеев, где проходит много интересных мероприятий. Миротворческая идея Н.К. Рериха будут оставаться актуальной всегда – это идея мира через культуру, идея совершенствования, идея воспитания внутренних человеческих качеств, гуманизма в человеке. Человек развивается внутренне благодаря приобщению к культуре не только в форме духовных произведений, философии, литературы, поэзии, но так же необходимо сохранение материальных форм культуры – памятников архитектуры, археологии….». Петр Дмитриевич отметил, что сейчас культурные памятники подвергаются наибольшим разрушениям на Ближнем Востоке, в т.ч. и в Сирии, где Россия вносит свой вклад в противостоянии варварам и сохранении культурного наследия. Разрушения памятников происходит и в мирное время из-за их неумелой или несвоевременной реставрации. П.Д. Абрамов выразил надежду, что выставка даст посетителям импульс для размышлений о сохранении культурного наследия, и приобщит к той философии, которую несет в своих полотнах и в своей деятельности Н.К. Рерих, а также к философии Серебряного века.

Профессор Алексей Алексеевич Алексеев, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК отметил, что в этом году Ярославская область отмечает несколько юбилеев: 80-летие области, 10 лет местного самоуправления и 50-летие ВОПИИК. Проводится много мероприятий, посвященных этим датам. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» – одно из них. Организаторами этого проекта на Ярославской земле стали Ярославское Рериховское общество «Орион» и Ярославское областное отделение ВООПИиК. Мы с удовольствием принимаем участие в этом проекте и хотим, чтобы как можно больше людей в Ярославской области ознакомилось с этой выставкой. Проект был представлен в Пошехонье, Данилове, в Ярославле и в Рыбинске. Следующим городом мы наметили Углич. Там, где он был показан – отзывы самые замечательные. В проекте участвуют города, где бывал Н.К. Рерих и места, которые он отразил в своих работах – знаковые для нас».

Изображение Изображение

Затем прозвучал фрагмент «Утро» из музыки Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». С.В. Скородумов провел экскурсию по выставке и ответил на вопросы присутствующих. Эволюционная задача Пакта Рериха состоит в сохранении Культуры как основы эволюции человечества и в утверждении важнейшей идеи Николая Константиновича Рериха «Мир через Культуру». «Только расширяя пространство Культуры, – подчёркивал Н.К. Рерих, – мы сумеем уменьшить вероятность возникновения войн и вооружённых столкновений. Там, где Культура – там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

В рамках выставки «Пакт Рериха. История и современность», представленной в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, планируется просмотр видеофильмов, а также проведение бесед и экскурсий, которые подготовили сотрудники Ярославского Рериховского общества «Орион».

Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность»

http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php

Сергей Зайцев. Нобелевская премия мира. Центр Рерихов номинирован на важную награду (Аргументы и Факты. 2016. 24 февраля).

http://www.aif.ru/society/history/nobel ... yu_nagradu

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 04 мар 2017, 15:01

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Рыбинске (Ярославская область)

// Сайт Международно Центра Рерихов, 20.10.2016 г. http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4914

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 04 мар 2017, 15:18

Интернет-портал "Музеи России", 23.10.2016
http://www.museum.ru/N63977

Программа «Рыцарь Культуры», посвященная Л.В.Шапошниковой

Изображение

23 октября 2016 года в Музее истории города Ярославля в рамках ежегодного видеолектория «Путешествие в страну Культуры» была представлена программа, посвящённая 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, философа, писателя, путешественника, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва), академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926-2015). Программу подготовили председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», член Международной Ассоциации писателей С.В.Скородумов и член Союза композиторов России, музыковед Л.В.Янковская.

Изображение Изображение
1. С.В. Скородумов. 2. Л.В. Янковская

С.В.Скородумов рассказал о многогранной героической личности Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая была ученицей и доверенным лицом младшего сына Н.К. и Е.И.Рерихов – Святослава Николаевича. Л.В.Янковская познакомила слушателей с полной неожиданными событиями жизнью Людмилы Васильевны Шапошниковой, ее литературным творчеством, этапами становления как ученого.

За 10 лет работы в Индии Людмила Васильевна совершила многочисленные поездки в отдалённые уголки страны, где изучала древнюю культуру, традиции, быт загадочных племен, населяющих горные массивы и джунгли. Итогом этих исследований стали интереснейшие книги: «По Южной Индии», «Дороги джунглей», «Австралоиды живут в Индии», «Парава – летучие рыбы». Правительство Индии высоко оценило научные изыскания и публицистические работы Л.В.Шапошниковой. В 1967 году она была награждена Международной премии имени Джавахарлала Неру. В общей сложности перу Людмилы Васильевны принадлежат 27 книг и более 400 монографий, посвящённых творческой, научной деятельности семьи Рерихов, а также культуре и истории народов Индии.

Л.В.Янковская обратила внимание присутствующих на дружбу Людмилы Васильевны со Святославом Николаевичем Рерихом, художником с мировым именем, крупным философом и общественным деятелем. Их первая встреча состоялась в 1968 году в Бангалоре. С этого момента философско-художественное наследие семьи Рерихов стало центральной темой ее научного, философского и публицистического творчества. Своими трудами она показала целостное видение личности Н.К.Рериха – великого русского художника, ученого, путешественника, общественного деятеля.

В 1975 – 1980 годах Людмила Васильевна в одиночку прошла большую часть маршрута знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (за исключением Китая). Уникальный фотоальбом «От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» (1998), стал результатом ее беспрецедентного путешествия. Она посвятила эту книгу Святославу Николаевичу Рериху: «С глубокой благодарностью за водительство и бесценную помощь».

Летом 1989 года Святослав Николаевич передал в Россию открытое письмо, напечатанное в газете «Советская культура» под заголовком «Медлить нельзя!». В своем письме-воззвании он поставил вопрос о необходимости создания общественного центра-музея и определил кандидатуру его будущего директора. На этом посту Святослав Николаевич видел Людмилу Васильевну Шапошникову, а в 1990 году он передал России через нее художественно-культурное наследие своей семьи. Преодолевая многочисленные трудности и препятствия, Людмила Васильевна доставила его специальным авиарейсом из Индии в Москву.

Под ее руководством в Москве в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII-XIX веков – усадьба Лопухиных, в главном здании которой создан общественный Музей имени Н.К.Рериха. Сегодня он стал крупным культурным и научным центром.

Людмила Васильевна Шапошникова известна не только как учёный-исследователь, культуролог, искусствовед, но и как выдающийся философ, предложивший ясный и научно обоснованный подход к пониманию духовных основ космической эволюции, представленных в философской системе Живой Этики. Ее перу принадлежит около 400 трудов. Фундаментальные монографии Л.В. Шапошниковой: «Веления Космоса» (1995), «Мудрость веков» (1996), «Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия» (1999), «Тернистый путь Красоты» (2002), трилогия «Великое путешествие» и другие труды заложили прочную основу нового осмысления исторического процесса и культуры как космического явления и вошли в золотой фонд российского и мирового культурного наследия. Благодаря усилиям Людмилы Васильевны сегодня можно говорить о начале возрождения идей Рерихов в России и их новом осознании.

Ведущий программы С.В.Скородумов рассказал о том, что с 8 по 11 октября 2016 года в общественном Музее имени Н.К.Рериха под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО прошла Международная научно-общественная конференция «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения». Он представил небольшой обзор конференции, на которой рассматривались вопросы, связанные с творческим наследием Л.В.Шапошниковой, ее достижениями в области философии, истории, культурологии, а также с подвижнической деятельностью по сохранению, исследованию, популяризации и защите наследия Рерихов.

В завершение мероприятия посетители музея истории города Ярославля увидели видеофильм «Ludvasilia», посвященный Л.В.Шапошниковой. «Ludvasilia» – такое название в честь Людмилы Васильевны Шапошниковой получила малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных.

Сегодня, несмотря на все трудности и препятствия, работа Музея имени Н.К.Рериха, созданного под руководством Л.В.Шапошниковой, продолжается. Коллектив музея прилагает огромные усилия, чтобы выполнить волю С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой – сохранить его общественный статус.

Культурно-просветительская деятельность Международного Центра Рерихов высоко оценена Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. Крепнут контакты МЦР со многими культурными и научными учреждениями в России и за рубежом. Среди его многочисленных партнеров – Музей истории города Ярославля.

Изображение
Выставка «Воин Света», посвященная Л.В. Шапошниковой (МЦР, г. Москва)

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 04 мар 2017, 15:33

Сайт Ярославского Рериховского общества http://yro.narod.ru/yar/vystavka_epb.html

Марат Альмухаметов.
В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова открылась выставка, посвященная Е.П. Блаватской, 20.11.2016 г.

Изображение

2 ноября 2016 года в библиотеке исторического факультета Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова открылась книжная выставка, посвященная выдающемуся ученому, философу, писателю, путешественнику, общественному деятелю, основателю Международного теософского общества Елене Петровне Блаватской. На выставке представлены ее труды, биографические материалы, научные сборники, изданные при участии Международного Центра Рерихов, публикации в журнале «Культура и время». Редким экспонатом выставки стал журнал «Русский вестник» (февраль 1886 года), в котором еще при жизни Елены Петровны под псевдонимом Радда-Бай публиковалась ее повесть «Из пещер и дебрей Индостана».

Организатором экспозиции выступило Ярославское Рериховское общество «Орион». Выставка в университете – далеко не первое мероприятие в Ярославле, посвященное этой замечательной и поистине великой женщине. Не случайно на ярославской земле помнят и почитают Е.П. Блаватскую. По матери Елена Петровна принадлежит к древнему роду князей Долгоруких, ведущих свое начало от легендарного Рюрика, и связана с линией потомков основателя Ярославля – князя Ярослава Мудрого.

Елена Павловна Долгорукая, бабушка Е.П. Блаватской, была высокообразованным человеком, свободно говорила на пяти языках, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой, собрала не одну коллекцию, прекрасно рисовала и подготовила более 70-ти объемных томов рисунков цветов, древностей и монет, состояла в переписке с известными европейскими натуралистами. Английская путешественница леди Стенхоуп, посетившая ее в Саратове, писала впоследствии в своей книге о России, «что встретилась с такой удивительной ученой женщиной, которая прославилась бы в Европе, если бы не имела несчастья проживать на берегах Волги, где мало кто может понять ее и никто не в состоянии ее оценить».

Внучке ее, одаренной от природы не менее щедро и обладавшей столь же сильным характером, предстояла необычная судьба. Елена Петровна Блаватская трижды совершила кругосветное путешествие, побывала во многих европейских странах, в Южной и Северной Америке, Китае и Японии, Египте, Индии и на заповедных высотах Тибета. Она была известна ученым Европы, Азии и Америки. Еще при жизни Елены Петровны были опубликованы ее фундаментальные труды, написанные в сотрудничестве с Учителями Востока: «Разоблаченная Изида», два тома «Тайной Доктрины», «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии», высоко оцененные самыми авторитетными и признанными в то время знатоками восточных учений.

Елена Ивановна Рерих, глубокий мыслитель и уникальный философ, писала: «Елена Петровна пришла к людям, чтобы дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним».

Изображение Изображение
1. Е.П. Блаватская. 2. Н.К. Рерих "Вестник"

Удивительны были и душевные качества Елены Петровны: она обладала мощной духовной силой и при этом – открытым сердцем, полным безграничного сострадания, стремлением помочь каждому, кто на ее глазах оказывался в беде.

К трудам Елены Петровны Блаватской обращались Махатма Ганди и А. Эйнштейн, А. Скрябин и Т. Эдисон, Г. Гессе, Джек Лондон и М.К. Чюрлёнис, Л.Н. Толстой и другие. Ее научно-философское наследие глубоко воздействовало на творческую мысль русских космистов – талантливых представителей эпохи Серебряного века в России. «…Свет, принесенный Е.П. Блаватской, не может погаснуть, ибо он был зажжен от Великого Источника», – писала Е.И. Рерих.

Елена Петровна создала прообраз будущего братства человечества, объединенного знанием, – Теософское общество, провозгласившее три основные цели:

1. Создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи.

2. Поощрение сравнительного изучения религии, философии и науки.

3. Исследование необъясненных законов природы и сил, скрытых в человеке.

Теософское общество не ограничивало деятельность своих членов рамками какой-либо официально признанной доктрины. От теософов не требовалось отказываться от своих религиозных, научных или иных убеждений, если они не противоречили целям Теософского общества.

Интересно, что с Ярославским краем связана история семьи Писаревых, известных теософов. Так Н.В. Писарев – будущий секретарь Калужского теософского общества, в 1880 году приехал в Романово-Борисоглебский уезд Ярославской губернии, где по 1884 год работал на Константиновском заводе минеральных масел. Супруга Н.В. Писарева, Елена Федоровна, возглавившая впоследствии Калужское теософское общество, была родственницей основателя Константиновского завода В.И. Рагозина и находилась в Ярославской губернии вместе с мужем. Здесь же родился их сын Лев. Елена Федоровна Писарева впоследствии написала биографический очерк о Е.П. Блаватской и несколько книг по теософии.

«Трудно себе представить что-либо необычайнее и несправедливее того упорного непонимания и даже враждебности, – отмечала Е.Ф. Писарева, – с которыми русское образованное общество продолжает относиться к своей гениальной соотечественнице, Елене Петровне Блаватской».

К сожалению, многие современники так и не смогли оценить и осознать значения миссии Е.П. Блаватской. Наверное, ни одна историческая личность не подвергалась такому количеству нападок и клеветы как она. При ее жизни эксперт Лондонского общества психических исследований Р. Ходжсон объявил Е.П. Блаватскую мошенницей. Однако справедливость была восстановлена, хотя и столетие спустя. В 1986 году Лондонское Общество психических исследований, которое когда-то оклеветало Блаватскую, выпустило пресс-коммюнике, предназначавшееся для ведущих газет, журналов Великобритании, Канады и США, в котором говорилось, что бывший президент Королевского фотографического общества, эксперт по исследованию и выявлению подделок документов Вернон Харрисон повторно расследовал дело Блаватской и полностью оправдал ее. «Я прошу у нее прощения, что нам потребовалось сто лет для подтверждения правоты ее слов», – написал он.

В России роль злого гения в жизни Е.П. Блаватской сыграл писатель Всеволод Соловьев – сын известного историка Сергея Соловьева и брат выдающегося философа Владимира Соловьева. Вс. Соловьев рассчитывал стать учеником Е.П. Блаватской, чтобы с ее помощью развить свои психические силы. Не достигнув этой корыстной цели, он оклеветал Е.П. Блаватскую, написав после ее смерти книгу «Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и “теософическим обществом”». В.П. Желиховская, сестра Е.П. Блаватской, в 1893 г. в своей работе «Е.П. Блаватская и современный жрец истины» опровергла клевету Соловьева. Но ее труд более ста лет не переиздавался. В то время как книга Вс. Соловьева публиковалась не один раз.

Мало кому известно, что следующей жертвой Всеволода Соловьева стал его собственный отец. Вс. Соловьев опубликовал фрагменты из его записок в «Русском вестнике», где исказил образ отца до неузнаваемости. Младшие братья Владимир и Михаил Соловьевы посчитали это надругательством над памятью отца. Они разорвали отношения с Всеволодом и больше не возобновляли их. Тем не менее, его мнение о Е.П. Блаватской долгое время считалось авторитетным. В России в течение столетия клевета Соловьева тиражировалась во многих изданиях, включая философские словари. Только в последнее время ситуация стала меняться. Лишь в конце ХХ века философы, ученые и представители культурной общественности стали понемногу осознавать значение научного творчества Е.П. Блаватской. Именно в трудах Елены Петровны заложены идеи, ставшие основой нового космического мышления, пришедшего на смену узко материалистическим представлениям. Дело Е.П. Блаватской было продолжено в новых исторических условиях всемирно известной семьей Рерихов. Так же, как и Елена Петровна, сотрудничая с Учителями Востока, Н.К и Е.И. Рерихи дали миру Учение Живой Этики – философию Космической реальности.

Великий русский художник, ученый, философ, путешественник Николай Константинович Рерих посвятил Е.П. Блаватской картину «Вестник». В разные годы он создал несколько вариантов этой картины. Один из них был подарен в 1925 году Теософскому обществу в Адьяре.

Многогранное творчество Е.П. Блаватской, еще долгие века будет обращать на себя искренние и устремляющиеся сердца. Вот как писала о нашей великой соотечественнице Е.И. Рерих: «Знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!»

В отклике нью-йоркской газеты «Трибьюн» на кончину Е.П. Блаватской говорилось: «Едва ли какая-нибудь женщина наших дней была так оклеветана и опорочена, как госпожа Блаватская, но хотя она и пострадала от злобы и невежества, имеется множество признаков того, что дело ее жизни себя оправдает, выстоит и еще послужит добру...»

«Наследники Всеволода Соловьева» существуют и поныне. Особенно отличился Александр Сенкевич, чьи лживые книги о Е.П. Блаватской, к сожалению, получили широкое распространение. К каким же источникам стоит обратиться, чтобы почерпнуть правдивые сведения о ее жизни? Среди лучших авторов, писавших о Блаватской, можно назвать Сильвию Крэнстон, Говарда Мерфи и Мери Нэф. Безусловно, многое понять в судьбе и всемирном значении подвижнического труда Елены Петровны помогают и ее собственные письма.

«Моя любимая страна никогда не имела дочери более преданной, чем я» – так писала о себе Елена Петровна, которую с полным правом можно назвать гражданином мира. Ведь в теософской доктрине подчеркивается уважение к любым религиям, верованиям и национальным особенностям всех народов. Одной из основных задач, стоящих перед Теософическим Обществом является примирение всех религий и наций общей системой этики, основанной на вечных истинах. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом – «Нет религии выше истины».

В наши дни теософия становится предметом широких исследований и диссертационных работ, жизненному пути и духовному наследию Е.П. Блаватской посвящаются научные конференции. А теперь благодаря книжной выставке с творчеством Елены Петровны смогут познакомиться сотрудники и студенты Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 07 мар 2017, 11:56

Интернет-портал "Музеи России", 20.11.2016
http://www.museum.ru/N64353


«Он первый из сынов российских…»


Изображение Изображение
1. Знамя Мира и Флаг Земли над Музеем истории города Ярославля. 2. Выставочный комплекс - Герасим Лебедев

20 ноября 2016 года в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта "Путешествие в страну Культуры", который в течение многих лет осуществляют Музей и Ярославское Рериховское общество "Орион", была представлена программа "Он первый из сынов российских…", посвященная русскому индологу - ярославцу Герасиму Степановичу Лебедеву (1749-1817). Ведущие - С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества "Орион", член Международного союза писателей, и Н.С.Шишкина, член президиума Кировского совета ветеранов Ярославля, заместитель председателя Ярославского Рериховского общества.
Масштаб личности Г.С.Лебедева соответствует его деятельности и наследию. Индия чтит его как великого русского деятеля культуры. В Калькутте именем Лебедева названа одна из улиц. В России его трудами положено начало индологии - науке об Индии. Многое из научного и культурного наследия Г.С. Лебедева осталось неопубликованным. До сих пор не написана его полная биография, отсутствует портрет ученого, не сохранилась его могила. За исключением узкого круга специалистов имя Лебедева в России до недавнего времени было почти неизвестно, в том числе и в его родном городе.

Изображение
С.В. Скородумов и Н.С. Шишкина, ведущие программы

В рамках программы "Он первый из сынов российских…" в исполнении Н.С.Шишкиной прозвучали поэтические миниатюры Рабиндраната Тагора. С.В.Скородумов познакомил присутствующих с историей ярославско-индийских связей и представил видеоряд картин ярославского художника Наталии Бутусовой, посвященных этой теме. Он рассказал о жизни и деятельности Герасима Степановича Лебедева, который был не только ученым, но и путешественником, музыкантом, основал в Калькутте первый индийский театр европейского типа. Лебедев провел в Индии 12 лет, изучая ее языки, мифологию, религию и астрономию, литературу и музыку, социальный строй и географию, экономику и торговлю.

Результатом этого захватывающего исследования стал целый ряд научных трудов, изданных Лебедевым по возвращении в Россию, в том числе первая оригинальная работа по Индии, выпущенная на русском языке, - "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев" (Санкт-Петербург, 1805).

Тогда в России мало или ничего не знали об этой далекой и удивительной стране. Поэтому книгу Лебедева современники считали энциклопедией индийской жизни XVIII столетия.

Герасим Лебедев был убежден в общности русской и индийской культур и считал территорию Индии колыбелью человечества: "Восточная Индия <…> есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу всего земного шара расселился и национальный санскритский язык, который не только с многими азиатскими, но и с европейскими языками имеет весьма ощутительное в правилах сближение".

При жизни Лебедев сказал, что потомки будут его поминать за труды и жертвы, на которые он шел "ради пользы и блага Отечеству". Предвидение ученого сбылось через два столетия на его родине. Именно в Ярославле, в Музее истории города проходят мероприятия, направленные на развитие росссийско-индийских культурных и научных связей. В январе 2008 года в Музее открыт постоянный выставочный комплекс, посвященный Г.С.Лебедеву. Затем состоялась презентация его книги "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, их обрядов и священных обычаев".

В 2009 году в Ярославле проходила Международная научная конференция "Герасим Лебедев и его время (1749-1817)". По предложению ученых России и Индии над Музеем истории города были подняты Знамя Мира Николая Константиновича Рериха и Флаг Земли как символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии цивилизаций Востока и Запада.

В России и Индии было организовано несколько научных встреч, посвященных первому русскому индологу. Имя Герасима Степановича Лебедева постепенно возвращается в его родной Ярославль.

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 07 мар 2017, 12:08

«Пакт Рериха. История и современность» в Угличе (Ярославская область)

// Сайт Международного Центра Рерихов, 5.12.2016 г. http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5030
/ Интернет-портал «Музеи России», 20.11.2016 г. http://www.museum.ru/N64432

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 07 мар 2017, 12:14

«Пакт Рериха. История и современность» в Угличе

// Угличское телевидение, 5.12.2016. (Видеоматериал) https://www.youtube.com/watch?v=9ACT9I- ... e=youtu.be

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Россия, Ярославль, Ярославское Рериховское общество «Орион»

Сообщение Римма » 07 мар 2017, 12:30

Интернет-портал "Музеи России", 29.01.2017
http://www.museum.ru/N65109

Выполняя волю С.Н. Рериха

С 2004 года в Музее истории города Ярославля осуществляется просветительский проект «Путешествие в страну Культуры». Его организаторами стали музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». Названием проекту послужили слова всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха: «В какой стране предпочитаете жить? – Конечно, в стране Культуры». Программа проекта состоит из нескольких разделов: «Мир искусства», «Мир науки», «Мир этической мысли».
29 января 2017 года в музее была представлена новая программа «Музейон XXI века». Встречу, открывшую сезон 2017 года, организаторы посвятили истории создания Международного Центра–Музея имени Н.К.Рериха и Дню памяти его основателя – всемирно известного художника и просветителя Святослава Николаевича Рериха. Программу подготовили С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Л.В.Янковская, член Союза композиторов России, и А.В.Кононов, сотрудник общества.

Изображение Изображение
1. С.Н. Рерих. 2. С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова

Изображение Изображение
1. Международный Центр Рерихов. 2. Л.В. Шапошниеова и Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО

Святослав Николаевич Рерих – художник мировой славы. Его картины можно увидеть в музеях Бельгии и Болгарии, США, Франции, Индии, и, конечно же, России. Как художник, мыслитель и общественный деятель С.Н.Рерих был удостоен правительственных наград многих стран. Его многогранное творчество охватывает архитектуру и театр, живопись, графику и книжную иллюстрацию, археологию, а также естественные науки – орнитологию и ботанику.

Доктор Гумаюн Кабир писал о Святославе Николаевиче: «Искусство Рериха в своих лучших достижениях является выражением особого гения русского ума в индийской среде». Работы художника обладают удивительным диапазоном, начиная с библейских притч Ветхого Завета и кончая идиллией и сценами из жизни индийской деревни.

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье выдающихся деятелей науки и культуры Н.К. и Е.И. Рерихов. Старший брат Святослава Юрий Рерих впоследствии станет известным учёным-востоковедом и лингвистом. В этой замечательной семье детей с первых лет жизни окружала атмосфера творчества, красоты, труда и вдохновения. С юных лет сыновья бывали с отцом в археологических поездках по древнерусским городам. А в гимназии К.И. Мая у Святослава Николаевича пробудился интерес к естественным наукам.

В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон, здесь Святослав готовится к поступлению на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, занимается живописью и скульптурой. С 1920 года Святослав Рерих живёт в США, где продолжает архитектурное образование в Колумбийском и Гарвардском университетах, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В эти годы он увлекается графикой и иллюстрациями книг.

В Америке С.Н.Рерих принимает самое деятельное участие в создании и работе Мастер-Института Объединенных Искусств и других культурно-просветительских организаций, основанных его родителями. В 19 лет он уже возглавляет Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, а впоследствии становится вице-президентом Музея Николая Рериха. Святослав Николаевич читает лекции, ведёт большую культурно-просветительную работу, пишет много картин, активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха по охране культурных ценностей человечества.

Позднее, переехав к родителям в Индию, С.Н.Рерих посвящает своё время художественному творчеству. В Институте Гималайских исследований «Урусвати», созданном Рерихами после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, Святослав Николаевич заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений.

Супругой С.Н.Рериха стала Девика Рани, популярная индийская киноактриса, внучатая племянница лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. В Бангалоре, где на долгие годы обосновалась чета Рерихов, по инициативе Святослава Николаевича был выстроен Карнатакский культурно-просветительский центр искусств, которым он руководил до конца жизни.

С.Н.Рерих не раз посещал Россию, и наши соотечественники восхищались не только творчеством художника, но и тем, что он сумел сохранить в себе свою «русскость», а также лучшие черты истинного русского интеллигента. В 80-е годы прошлого века Святослав Николаевич Рерих представил советскому народу картины своего отца. После встречи с Михаилом Горбачёвым и при поддержке Совета министров СССР Святослав Николаевич принял решение о создании Советского Фонда Рерихов, который позднее был переименован в Международный Центр Рерихов.

Летом 1989 года Святослав Николаевич направил в Россию открытое письмо, которое было напечатано в газете «Советская культура» под заголовком «Медлить нельзя!». В этом письме-воззвании он поставил вопрос о необходимости создания общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и определил кандидатуру его будущего директора. На этом посту Святослав Николаевич видел Людмилу Васильевну Шапошникову, известного учёного-востоковеда, благодаря которой в 1990 году он смог передать России художественно-культурное наследие своей семьи. Преодолевая многочисленные трудности и препятствия, Людмила Васильевна доставила его специальным авиарейсом из Индии в Москву.

Осматривая в Москве предложенные здания для размещения будущего Центра-Музея, Святослав Николаевич остановил свой выбор на бывшем особняке княгини Лопухиной, архитектурном памятнике XVII–XIX веков. При передаче наследия Рерихов на Родину, Святослав Николаевич выдвигал два принципиальных условия: Музей имени Н.К.Рериха должен быть общественным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Государство дало С.Н.Рериху все необходимые гарантии, закрепив их Постановлением Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. и договором долгосрочной аренды.

Под энергичным руководством Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, лишь при финансовой поддержке общественности и помощи мецената Бориса Булочника, «Усадьба Лопухиных» была поднята из руин. В обновленном и оборудованном по последнему слову музейной техники главном здании усадьбы и в отреставрированном флигеле разместился музейный комплекс, а также научно-просветительский и художественный центр. В 1998 году перед зданием общественного Музея было поднято Знамя Мира, Знамя защиты Культуры, предложенное Николаем Константиновичем Рерихом в качестве отличительного знака для охраны мирового культурного наследия.

Знаменательной особенностью Музея имени Н.К.Рериха, созданного по воле С.Н.Рериха, является многогранная культурная и научная деятельность. В залах общественного Музея, ставшего Музейоном XXI века, проводятся ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера.

Сегодня сотрудники Музея продолжают трудиться на ниве культуры, выполняя волю своего основателя Святослава Николаевича Рериха. Музей имени Н.К.Рериха всей своей деятельностью доказал предвидение С.Н.Рериха: общественные формы культуры наряду с государственными могут иметь огромное значение для России.

Посетители Музея истории города Ярославля с большим интересом ознакомились с жизнью и деятельностью С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой, а также с историей становления общественного Музея имени Н.К.Рериха. Встреча в Музее истории города Ярославля завершилась показом интервью академика Л.В.Шапошниковой, генерального директора Центра–Музея имени Н.К.Рериха. Была организована небольшая выставка книг по теме программы «Музейон XXI века».

Изображение
Выступает Л.В. Янковская


Вернуться в «Сайты Рериховских организаций»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость