Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Жемчуга Общественного Музея им. Николая Рериха, Москва. ЧАСТЬ IV.
Общественность Латвии требует возвращения всего наследия Рерихов общественному музею имени Николая Рериха, требует полного восстановления Музея.
Эти диорамные фотографии сделаны во время конференции 2012 года, посвященной Юрию Николаевичу Рериху.
Весной 2017 года эту Пальмиру России полностью разгромили чиновники России самого высокого государственного ранга.
Падением в бездну можно назвать эту страницу истории России.
Пресс конфер Разруш Музея 30.01.2018:
https://youtu.be/uIRa4Pl4vKU
https://www.youtube.com/watch?v=uIRa4Pl ... ture=share
https://save.icr.su/ru/
Вложения
20121008 Moskva Konf MCR 493__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 492__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 491__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 490__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 485__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 484__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 483__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 482__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 477__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 476__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 473__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 472__.jpg
20121008 Moskva Konf MCR 470__.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 19 фев 2018, 22:19, всего редактировалось 1 раз.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Публикация десятилетней давности выставляется на этой странице в связи с уходом в декабре 2017 года Михаила Чебурашкина, героя этой статьи. Светлая ему память.

Информационно-новостной портал г. Даугавпилса - gorod.lv
http://www.gorod.lv/novosti/65502/kogda ... et_krasnoy
Когда белая гора станет красной…
Газета «СЕЙЧАС» // Албина Давыденко // г. Даугавпилс, Латвия. 31.01.2008

В прошлую пятницу в помещении ДО РОЛ открылась интересная фотовыставка "Алтай - Гималаи", которую организовали даугавпилсская группа Латвийского отделения Международного Центра Рерихов и РОЛ. Все представленные работы принадлежат одному человеку - рижанину, архитектору, путешественнику, руководителю клуба "Друзья Живой Этики" Михаилу Чебурашкину.
Выставка получилась очень необычной. На всех фотографиях - горы, исхоженные автором работ, если уж не совсем вдоль и поперек, то очень близко к этому.

Каждая фотография, сделанная М.Чебурашкиным, наполнена особым смыслом, знанием, глубоким пониманием красоты окружающего мира. Собранные вместе несколько десятков работ дают удивительный эффект: зрителю кажется, что он сам бывал на этих заоблачных вершинах, где и дышится, и мыслится иначе и где, кажется, сам Создатель говорит с тобой на языке божественной любви и красоты.
Так что каждому, кто хочет распрямиться душой и воспрянуть духом, очень хорошо эту выставку посетить.
Руководитель даугавпилсской группы Центра Рерихов Ирена Фокина, открывая выставку, представила автора фоторабот, который специально был приглашен в Даугавпилс. Нам удалось побеседовать с этим ярким, одаренным, многогранным человеком.

- Михаил, в первую очередь хочется узнать историю происхождения вашей фамилии - сразу возникают ассоциации с забавным персонажем из любимого мультика.
- Но ведь и создатель фильма, "папа" Чебурашки, рассказывал, что услышал у друзей слово "чебурахнулся". А в словаре Владимира Даля есть слово "чебурашка" - так в прежние времена называлась кукла "Ванька-встанька" - сколько ни роняй ее, все равно поднимется. Такой вот национальный символ несгибаемости русского духа. Впрочем, есть еще одно толкование: "чебурашкой" у волжских бурлаков называлась лямка, которую они надевали на себя, чтобы тащить баржу по воде. Нередко лямка падала с плеч, но бурлак ее вновь надевал и шел дальше. По отцовской линии мои предки - нижегородские волжане, по материнской - прибалтийские немцы. А я родился в Риге, всю жизнь здесь живу. В свое время закончил Рижский политехнический институт, получил специальность архитектора. Второе высшее получил в РТУ. Работаю архитектором, руководителем проектов.
В свободное время путешествую, занимаюсь фотографией, изучением философии да много чем интересуюсь. В окружающем мире столько прекрасного и достойного - хочется увидеть и узнать как можно больше.

- “Лучше гор могут быть только горы?”
- Впервые я попал в горы в 1990 году и услышал от местных жителей объяснение тому, зачем нужны горы. Так вот, считается, что Бог сотворил горы для того, чтобы люди, не умеющие летать, смогли, поднявшись на вершину, понять и прочувствовать это потрясающее ощущение полета.
Когда я первый раз добрался до вершины, я понял всю справедливость этих слов. Но, с другой стороны, никаких слов не хватит, чтобы передать тот восторг и те чувства, которые буквально сотрясают все твое существо, когда ты стоишь на вершине или идешь по облаку, которое "приклеилось" к макушке горы.

- В свое время мне удалось побывать на выставке картин Н.Рериха. Меня поразила цветовая гамма его картин. Думалось, что художник вообразил себе такие Гималаи. Потом прочитала в его воспоминаниях, что он ничего не придумывал, изображая оранжевые или фиолетовые горы под зеленым небом. Скажите, а вам доводилось видеть такие же краски?
- Да, Рерих действительно видел такую цветовую палитру. В горах многое совсем по-другому. Это удивительный мир, который кое-где еще не испытал влияния цивилизации, остался в первозданном виде. Там и краски другие, и воздух, и цветы.
Я много раз бывал на вершинах Горного Алтая, там травы в человеческий рост, а как они пахнут! Да что там пахнут! Там окружающее пространство реагирует на людей. И это никакая не фантастика. Так, местные уже точно знают, что если безоблачная хорошая погода вдруг резко поменялась на дождливую, значит, приехали иностранцы, а вот туристы из республик бывшего Союза погоду не портят в отличие от европейцев или канадцев с американцами. Самая высокая гора Горного Алтая - Белуха. Я был в тех местах более десятка раз и могу утверждать, что пространство там не только неописуемо красиво, но и действительно разумно. Природа вокруг реагирует не только на твои поступки, но и мысли. Там есть, например, Долина исполнения желаний - в этом удивительном месте мысли материализуются, а подтверждением этому феномену служат многочисленные легенды и рассказы очевидцев.

- Те края не слишком населены, но, насколько известно, там живут потомки старообрядцев, спасавшихся когда-то от гонений.
- И прежде, и теперь на Алтай устремлялись самые разные люди, но сегодня вполне уместно говорить о каком-то новом человеческом сообществе, живущем в тех краях. Там более суровые условия быта, поэтому и ценятся в человеке такие качества, как умение хорошо работать, честность, надежность. И очень многое из того, что нам кажется необходимым в нашей жизни, там становится абсолютно не нужным. Замечу, что сейчас на Алтай едут жить много людей из Москвы и крупных городов России, из числа творческой и научной интеллигенции. Люди уезжают от суеты, чтобы обрести себя. И им это удается. Даже когда приезжают сюда не навсегда, а просто в отпуск, они, побывав в горах, становятся другими. Горы позволяют понять себя.

- Про Алтай сейчас немало пишут и говорят, как про загадочную, даже аномальную зону. А вам доводилось быть свидетелем чего-нибудь необъяснимого?
- НЛО там постоянно зависают, это видят многие, а местные жители даже не удивляются. Однажды я видел рядом с местом нашей стоянки в горах свежий след огромной человеческой ступни - местные жители рассказывали, что здесь обитает тот самый снежный человек. Но меня как-то не очень "заводят" все эти разговоры. В горах Алтая, по-моему, необычно все. Ну вот, например, иногда над пиками гор облака вдруг скручиваются такими столбами - ну точь-в-точь дымит труба сельского домика. У меня этот момент даже есть на одном из снимков. А иногда вдруг облако, неизвестно откуда взявшееся, зависает прямо над твоей головой - куда ты, туда и облако. А потом раз - и нет его, растворилось, улетело, "по лазури весело играя". А какие там животные - все, даже мелкие хомячки, ведут себя очень разумно и дружелюбно. Могут подойти совсем близко. Правда, барсы, волки к туристам не приближаются - боятся. А птицы - вообще особая статья. Мне кажется, что именно с помощью птиц с нами говорит Создатель. Однажды помню шел вроде бы знакомой тропой вдоль обрыва. И вдруг, откуда ни возьмись - синица, только как-то крупнее наших синичек, прямо под ноги садится, щебечет, крыльями машет, не дает ступить туда, куда я нацелился. Я глянул повнимательнее, а там лед намерз и его чуть снежком припорошило - наступаешь и... летишь прямо в пропасть. Я в тот раз один ходил и если бы не эта синичка, вряд ли бы мы тут разговаривали.

- Вы ходите в горы один?
- И один тоже. И группы вожу. Кстати, чтобы покорить вершину не нужно ни специальной подготовки, ни каких-то выдающихся физических данных. Нужно внутренне решиться на этот шаг.

- Михаил, а как вы вообще из Риги на Алтай отправились? Ведь те же Альпы поближе будут.
- Обычно говорят: “совершенно случайно”. Хотя в жизни вообще нет ничего случайного. Мне довелось принимать участие в фильме Натальи Бондарчук. Съемки проходили в алтайской деревне. Вот с тех пор я и езжу в эти места! Местные жители рассказывали мне, что древнее пророчество говорит о том, что когда Белая гора станет красной, на земле воцарится любовь и гармония. Придет Золотой век человечества. Белая гора - это Белуха, на вершине которой огромная белоснежная шапка ледника, а сама гора имеет красноватый оттенок, так как в породе много примесей меди и железа. То есть Золотой век по легенде наступит тогда, когда растает ледник. Первый раз поднявшись на Белуху, я думал, что это случится лет через 30-50, а сегодня, видя как быстро исчезает ледник с вершины самой главной горы этого хребта, мне кажется, что до исполнения пророчества осталось от силы лет 5. Так что у каждого еще есть время морально подготовиться.
Это - лишь часть беседы с Михаилом Чебурашкиным. Но вместить все в одну публикацию просто невозможно. Замечу лишь, что по всей вероятности знакомство даугавпилчан с творчеством этого удивительного человека будет продолжено. Наши "рериховцы" при поддержке ДО РОЛ планируют весной организовать новую фотовыставку Михаила - "Послание готических соборов".

Альбина ДАВЫДЕНКО
Вложения
Михаил Чебурашкин на открытии выставки "Алтай-Гималаи"
Михаил Чебурашкин на открытии выставки "Алтай-Гималаи"
Последний раз редактировалось dvinsk 01 апр 2018, 14:19, всего редактировалось 3 раза.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Стихи Марианны Озолини - О РОССИИ.
Вложения
МУЗЕЙ им Рериха МЦР 30 3 18.jpg
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Член "Двинской группы" общества Рериха начиная с 1930-х годов.
Фелиция Викентьевна Осташева. Воительница света.
Журнал "МИР ОГНЕННЫЙ" Nr 17 / 1998 / Рига

В чём же заключается успех йога? Не в привлечении толпы, не в обращении множества, но около дел йога начинает замечаться подражание сознательное и несознательное, вольное и невольное. Люди начинают делать то же самое. Даже враги, проклиная, следуют тем же путём.
Как особая атмосфера собирается вокруг действий йога. Это настоящий успех, когда не деньги, не множества, но невидимый огонь зажигает сердца человеческие. Но, желая подражать, они входят в ту же атмосферу и выносят на себе капли той же творящей росы. Тот успех не приходит только извне, он творится сочетанием рук человеческих с пространственною мыслью. Но йог является первоканалом, первоприемником энергий пространства. Потому йог светит, как призывный огонь.
Он строит то, что должно быть выстроено. Он слагает камни предназначенные, и даже враги, содрогаясь, твердят принесённое слово. Йог не проповедует. Он редко выступает, но дела порученные растут особым цветом. Иные даже не признают расцвета этих дел, ибо назначение их не поглощать, но зажигать.
Куда полетит искра огня? Можно ли видеть все костры зажжённые и всех путников, обогретых огнём Агни-йога?
Огонь светит успешно, ибо он сияет не для себя.

Знаки Агни Йоги, § 375

В декабре 1964 г. победителем конкурса на лучший очерк "Воспитатель", который проводили "Учительская газета" и журнал "Школа и семья", был объявлен очерк Алисы Эки "Неиссякаемый источник", занявший II место (I место не было присуждено никому). Очерк был посвящён памяти учительницы, преподавателя немецкого и латышского языка Даугавпилсской средней школы, Фелиции Викентьевны Осташевой, человеку светлому, доброму и выдающемуся в своём обаянии и отзывчивости. Тепло и сердечно пишет автор о своей героине, но большая часть жизненного пути этой труженицы осталась за рамками данного очерка. В то время нельзя было говорить о главном деле её жизни, о её духовном водительстве, о роли в деле распространения идей Учения Живой Этики и объединения человеческих сознаний на ниве духовного самосовершенствования.
Родилась Фелиция Викентьевна в г. Двинске (нынешний Даугавпилс) 13 июля 1888 года в семье железнодорожника. В пять с половиной лет лишилась матери, а спустя три месяца ушёл из жизни и отец. Сироту взяла на воспитание супружеская пара, совершенно чужие люди, знакомые покойной матери. Это была честная и добросовестная семья. Они дали ей среднее образование, учили музыке. После окончания гимназии Фелиция Викентьевна работала учительницей и одновременно училась в педагогическом училище, где получила специальность учительницы. В 19 лет вышла замуж за учителя. Брак был очень счастливый и гармоничный, но не долгий. Муж: погиб на гражданской войне, и Фелиция Викентьевна осталась одна с сыном на руках.
В автобиографии, которую Фелиция Викентьевна написала для своих учеников, она мало обращала внимания на внешние события своей жизни, больше говорила о своих внутренних исканиях. Фанатично набожная её приёмная мать никак не могла привлечь девочку к своим религиозным воззрениям. Чем больше старалась мать, тем больше протестовала дочь. Под влиянием этих стараний и уроков вероучения в школе молодая Осташева стала совершенной атеисткой, так как не могла согласиться с тем, что видела и чему учили.
Она вспоминала: "Потом пошли долгие годы мучительного искания чего-то высшего. Душа не могла удовлетвориться пустотой и отрицанием всего. Судьба свела меня в Москве с одной женщиной, которая дала мне прочесть книгу йога Рамачараки "Пути достижения индийских йогов".
Я прочла ее, и стало ясно, что я искала и о чём тосковала. С этого момента я нашла свой путь. Приехав в Латвию в 1923 г., я целых семь лет не получала ни одной книги. Зато с 1930 г. начали появляться в продаже книги, которыми я без разбора зачитывалась. Спустя ещё четыре года, я познакомилась с Учением Света и с людьми, которые мне так неизмеримо много дали.
Вечная благодарность двум душам – москвичке, давшей мне первую книгу, и моему духовному руководителю Cт-су, открывшему мне Светлое Учение".
А люди, так много дававшие всем приходящим, были объединены в кружок, которым руководил инженер Е.А.Зильберсдорф. Именно он первым в г. Даугавпилсе стал бесстрашно проповедовать Учение Живой Этики. В 1935 г. им была организована группа стремящихся к сокровенному знанию. В 1940 г. с приходом Советской власти Е.А.Зильберсдорф был вынужден уехать к брату в г. Горький, и Фелиция Викентьевна добровольно взяла на себя руководство этой группой.
В 1940 г. в Риге была закрыта культурно-просветительная организация "Латвийское Общество имени Н.К.Рериха". Почти все его члены были репрессированы. Даугавпилс репрессии обошли, и группа под руководством Ф.Е.Осташевой продолжала работать почти до 60-х годов.
К Фелиции Викентьевне, как к магниту, тянулись все те, кого не удовлетворяли церковные вероучения и узкоматериалистическая западная философия. Она открывала перед ними широкую картину мироздания, понимание сущности человека, его назначение, его ответственность за свои побуждения, мысли, слова, действия. Ответственность не только за себя, но и за всё человечество.
Её светлое обаяние и влияние на людей, с чистым сердцем подходивших к Учению, было необычным.
Понятными становятся эти качества, когда мы вспоминаем мнение, высказанное о Фелиции Викентьевне Еленой Ивановной Рерих, которая безошибочным внутренним знанием определила "скульптуру духа" Фелиции Викентьевны, ее сущность. Вот что писала Осташевой Елена Ивановна: "Разве сердце может не радоваться, получая такое письмо, как Ваше? Разве может оно не послать в ответ лучший привет и зов к Новой жизни, осознанной в новой радости служения Благу человечества?
Истинно, лишь очень немногие могут ощущать ту радость, которая временами охватывает Вас, несмотря на неизбежные земные тяготы и горести. Потому приветствую в Вас душу милую и, вероятно, давно знакомую. – Прошу Вас не упрекать себя за ощущение радости даже в трудные минуты, ибо это благодатное чувство очищает и всю окружающую атмосферу и действует как лучшее целебное средство на тех, кто может воспринять эти чистые вибрации.
Истинно, нет ничего целебнее и мощнее этого чувства. Радость есть кратчайший путь к высшему знанию и к Великим Братьям. Много мужества и не за одну жизнь нужно собрать, чтобы сохранить эту радость и в часы жизненных испытаний, потому трижды благословенны те, кто накопил в себе это мужество. Недаром радость духовная называется особой мудростью.
Великие Учителя прежде всего ценят достижение гармонии среди обиходной жизни. "Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытания обихода". Может ли сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, может ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно и в них найти ту радость, которая вознесёт в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают своё достоинство среди обихода. Такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии, но каждый день есть уже камень такого здания".
Более 30 лет, до последних минут жизни [27.08.1963] хранила Фелиция Викентьевна это высокое благословение. Для неё оно было знаком Высшего внимания, и она, как истинная Воительница Света и его знаменосец, несла эти лучи всюду без раздражения, без злобы, порождая вокруг те высокие энергии, которые незримо вливались в ее действия, слова, мысли.


Алиса Эка. Неиссякаемый источник

Странные вещи происходят с людьми в наши дни. И старики, и дети озабочены смутными вопросами. К любому событию, любому ощущению они подходят с неотступным и пылким "Почему?". Даже обычное человеческое общение таит в себе это постоянное "почему?". Почему этот человек мне так нравится? А общение с этим так меня волнует, о многом заставляет задумываться? А почему тот человек, с которым так часто встречаемся, остаётся для меня чужим?
Меня тоже мучают смутные вопросы и это вездесущее "почему?" следует за мной неотступно. Это мой рабочий инструмент, заветный топорик. С таким острым топориком ни атом не расщепить, ни воздушных замков не построить, я только ищу опору, точное направление к какой-то цели... Прекрасному неиссякаемому источнику...
Кто же мне укажет, где он? Но я ведь уже знаю пароль! От этих сказочных слов всё вокруг становится светлее, все встречные улыбаются тебе, и глаза их сверкают. Мгновенно появляется множество друзей, все пожимают тебе руки, все с тобой разговаривают, всё побуждает тебя подойти ближе к этому источнику. Пароль этот звучит довольно буднично: "Вы знакомы с учительницей Фелицией Осташевой?".
Мой пароль – острый топорик – привел меня в Даугавпилс. Оказалась я там с единственной целью: поближе узнать как жила и трудилась Фелиция Осташева и ещё о чём-то неизъяснимом. Почему, как только произнесёшь её имя, лиц людей касается какое-то нежное восторженное сияние.
Иду по улицам Даугавпилса и думаю: если бы год назад она шла бы мне навстречу по улице, узнала бы я её? Выделила бы её среди прочих прохожих? Может быть и моего лица, к собственному удивлению, коснулась бы искра света?
...Даугавпилс, улица Райниса, 6. Средняя школа.
Уже издали увидала в конце улицы большое белое здание. Наверное, на самом берегу Даугавы.
Совсем недавно начался учебный год. Во дворе школы встретила несколько учителей.
– Будьте добры, не могли бы вы рассказать что-нибудь поподробней о своей бывшей коллеге Фелиции Осташевой?
И снова в глазах их знакомый блеск.
– Чтобы лучше узнать о ней, обойдите весь Даугавпилс вдоль и поперёк, а может быть и ещё дальше... И услышите всюду только слова благодарности, – таков был ответ.
Какая-то седая учительница-пенсионерка разговаривала с группой подростков. Видимо, пришла навестить свою бывшую школу. Услыхав мой вопрос, подошла ко мне.
– Долгие годы я была знакома с Фелицией Викентьевной. Мы вместе работали, были... Да, в двух словах ничего и не расскажешь, – чуть взволнованно она запнулась, как будто целый шквал воспоминаний обрушился на неё. Но потом сердечно предложила: "Пойдёмте со мной! Вы будете спрашивать, а я – рассказывать".
Она повела меня мимо дома на берегу Даугавы, где многие годы жила учительница Осташева. Тихий осенний полдень. Солнце светит прямо в глаза, так что приходиться идти, опустив голову. Слышно, как течёт Даугава. А сколько страха из-за этой самой Даугавы пришлось перетерпеть в прежние годы. Моя спутница рассказала, как им приходилось ютиться на чердаке, пережидая буйные разливы реки.
Затем мы повернули, чтобы идти в противоположную сторону.
– А сейчас куда мы идём? – спрашиваю.
– На кладбище. Хочу показать Вам последний приют Фелиции Викентьевны.
Знаю, год назад там хоронили всеми любимую учительницу. Но я покачала головой, может быть, это заставило меня сделать моё ограниченное время.
– Нет. На этот раз не пойдём. Там её нет. Там находится самая малая, самая не значительная её часть. Она ведь продолжает жить! Мёртвые это те, которых уже не вспоминают.
Моя спутница понимающе улыбнулась и, посмотрев на белое здание школы, чуть задумчиво сказала:
– Разве не счастлив тот человек, добрые дела которого не дают ему умереть? – Затем приветливо предложила: – Давайте пойдём ко мне! Поговорим. Для меня большая радость, что в честь её приехал корреспондент.
Я сижу в небольшой уютной комнате. Сквозь окно на фотографию, что у меня в руке, падает косой луч света.
Да, узнаю... Именно такой по рассказам представляла Фелицию Осташеву. Статная, немного коренастая, гладко зачёсанные белоснежные волосы. Приветливое открытое лицо. Глаза на одних снимках светло голубые, на других – совершенно тёмные. Кажется, что эти глаза хотят мне что-то поведать. Но нет, говорит её коллега, что сидит за столом напротив меня.
– Такого уравновешенного, гармоничного человека мне в своей жизни встретить больше не довелось. Только у Мамули были такие глаза, голос, походка. Да, да, не удивляйтесь, что я её так назвала. Почти все школьники так сердечно звали своего преподавателя, – и дети, и взрослые, и даже совсем чужие люди.
Никто никогда не слышал, чтобы она повысила голос, хотя бы на полтона. Когда она говорила, все умолкали – такое дружелюбие, нежность и мудрость исходили от неё. У наших учителей было обыкновение перед началом подойти к Мамуле, просто постоять рядом, переброситься парой слов. Считали, что тогда уроки пройдут более успешно, дети будут вести себя хорошо.
Я сейчас вспомнила свой особый случай... Однажды явилась в школу взбудораженная, заплаканная, дома были неприятности. Не сдержалась, всё рассказала Фелиции Викентьевне. Она очень внимательно меня выслушала; чувствую, каждое моё слово проникло в неё каким-то необъяснимым образом. Затем взяла меня за плечи, прижала к себе, как сестру родную, и тихо сказала: "Вскоре это покажется всё мелочью. Может быть даже сегодня. Не несите с собой бурю в класс... Дети будут не спокойны". И в это самое мгновение я почувствовала, что её сердечное участие превратило все мои неприятности в мелочи жизни. Да, она воспитывала каждого человека, с которым соприкасалась.
– А как относились ученики к Фелиции Викентьевне? – не удержалась я от своего вопроса.
Моя собеседница улыбнулась, просияв:
– Именно дети и молодёжь её больше всех и любили. Если бы вы побывали на ее уроках! И не только на уроках, она всегда была с детьми... Многие молодые учителя не могли понять, почему у Осташевой во время занятий такая тишина. Как только она входит в класс, дети видят и слышат только её. Почему у неё дети не шалят и всё успевают?
Я превратилась вся в слух, ибо меня эти вопросы тоже очень интересовали. А приветливый голос продолжал:
– У Мамули была такая особенность: она просто не была способна видеть что-либо плохое в других людях, особенно в молодых, Она как бы освещала их своей внутренней чистотой. Ну сколько можешь ты артачиться, если на тебя смотрят такие добрые, такие честные глаза? И школьники сами старались друг друга воспитывать, идти вперёд... Мамуля преподавала немецкий и латышский языки. Часто после уроков или разговоров о литературе она рассказывала ученикам какой-нибудь жизненный эпизод, или о прочитанной книге, или о своём сочинении, и всегда спрашивала, как бы они поступили в данном конкретном случае. Возникали дебаты о жизни, все хотели быть более правдивыми или более честными, чем представленные им на обсуждение люди. Мамуля постоянно формировала сознание своих воспитанников, стремясь воспитать высокие моральные качества. Ревностно пробуждала в них интерес к науке, к искусству. Хотела, чтобы в каждом из её воспитанников горел героический дух. Часто повторяла им слова одной восточной поговорки: "Если ты победишь десятерых, но самого себя не осилишь, ты всё равно останешься побеждённым".
Рассказчица покачала седой головой. – Этим искусством она сама овладела очень хорошо. Да, это было уже довольно давно... Фелиция Викентьевна как раз объясняла в классе новый учебный материал, когда пришло известие из больницы, что умер её сын. Единственный сын, так беззаветно любимый. Дети в классе замерли. Все знали, что и мужа своего – своего лучшего друга, она уже похоронила. Учительница повернулась к классу, может быть, была чуть бледнее обычного, может быть, чуть слабее стал её голос:
"Продолжим урок".
Услыхав эти слова, я вдруг почувствовала, что мы не одни в этой маленькой уютной комнатке. Казалось, что рядом с нами дышит ещё один человек. Сильный и бесконечно щедрый. Разве этот человек не стал и моим воспитателем?
– В Даугавпилсе трудно жилось в военные и послевоенные годы. – Воспоминания текли всё дальше. – Разрушенный город, разорённые семьи. Мамуля неустанно заботилась о тех, с кем стряслась беда, помогала и духовно и материально. Люди знали, что к ней можно было прийти в любое время, хоть ночью, никого она не оставит без совета, без успокоения. Она умела дать каждому человеку именно то, в чём он больше всего нуждался. Её речь была настолько мягкой, мудрой, вселяющей мужество, что у человека появлялось чувство, что все его невзгоды Мамуля взяла на себя. Так, все её бывшие воспитанники в трудные минуты жизни спешили к моей учительнице. "Мать, помоги!" – Мамуля только набросит пальто и спешит к просящему. Сестрёнка её ученицы лежала при смерти, уже шли её последние минуты... В то время ещё не было эффективных противотуберкулёзных средств. Полные болью глаза просили: "Расскажи что-нибудь, мне будет легче..." У постели больной стояли рядом Мамуля и Смерть. Тяжело больная видела обеих. И тогда светлые и любящие глаза приблизились к девочке, о чём-то ей говорили... о чём, не знаю. Но позже сестра умирающей с благодарностью вспоминала, что последними словами её сестры были: "Я счастлива".
Моя седовласая собеседница притихла. Устала от воспоминаний тех далёких лет? Но нет, похоже, что о своей светлой и чистой коллеге она никогда не устанет рассказывать. Довольно бодрый голос спрашивает меня:
– Ещё что-нибудь хотите знать?
– Когда Фелиция Осташева ушла на пенсию, она и тогда...
– Да, – подхватила мою незаконченную мысль рассказчица, – и тогда, только гораздо больше, она продолжала свою воспитательную работу. В ней было много того, чем она могла поделиться и дать людям – огромное сердце, глубокий ум, образованность, большая начитанность, блестящая память; владела шестью иностранными языками. Она как-то мне сказала, что польский и немецкий ещё в детстве в ней "выжгли" калёным железом. Оба приёмных родителя хотели привить ей черты своей национальности. Приёмная мать – полька, а приёмный отец – немец, после некоторых дебатов постановили, что одну неделю девочка будет говорить по-польски, а другую – по-немецки. Но вообще... Мамуля не любила говорить о своих тяжёлых днях, только о других... Всё, что принадлежало ей, чем владела, Мамуля стремилась отдать другим. Себе она, наверное, хотела оставить нагрудный значок "отличник образования", которым была награждена. Почти до самых последних минут своей жизни она не подозревала, что больна раком. Люди бережно и сочувственно к ней относились, но сама она хотела только давать и давать... Ещё ждали ответа бесконечные письма, помогала отстающим в учёбе... Но последний час пробил – пожилая учительница отвернулась...
Тишина повисла в комнате. На улице слышны шаги прохожих. По-прежнему держу в руках фотографию. Мудрое одухотворённое лицо. Эти глаза очень тихо и очень приветливо спрашивают меня:
– Ты ищешь неиссякаемый источник?
– Да. Искала и нашла. Этот источник – человечность.
Вложения
Фелиция Викентьевна Осташева
Фелиция Викентьевна Осташева
Фелиция Викентьевна Осташева
Фелиция Викентьевна Осташева
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Общественный культурно-просветительный и аналитический журнал “ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ” Международного Рериховского движения. 02.06.2018. ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ

Татьяна Горева. Русский век: Мир через Культуру // Даугавпилс. 02.06.2018
«… Все мечтают о мире, о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру…».
https://orpheus18.wixsite.com/vectnikky ... ana-goreva


Время, в котором нам выпало жить, Николай Константинович Рерих в 1944 году назвал Русским веком. «Померялся русский богатырь с врагом страшным и одолел его. Мстислав Удалой грянул оземь косожского богатыря Редедю. И Мономах выходил на единоборства. И ополчилась Русь на Куликовом поле… Да что перечислять! Народ русский научился ценить прошлое. По завету Ленина русский народ сбережет достижения старого знания, без них новой Культуры не построить. «Знать, знать, знать». «Учиться, учиться, учиться».

На Руси будет праздник. Позовет к нему народ всех, кто принес пользу Руси. Взаимно улыбкою обменяются сотрудники всех веков. Для русского века потребуется неограниченное знание. Вся всенародная польза будет собрана. Все русские открытия вспомянутся. И первопечатник Федоров, и все безвестные изобретатели, и исследователи будут вновь открыты и добром помянуты. Перемигнется народ со всеми, кто сеял добро. К русскому веку русский народ может показать много былых достижений. А все русские подвиги нынешних дней славно возвысятся на празднике русского века. …» (1).

Одержав победу над тьмою в великой битве добра и зла в XX веке, народы России совершили великий подвиг. Н.К.Рерих отмечал: «Нам пишут: «Армагеддон кончен». Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Еще более трудный! Человек, смятенный, истощенный, духовно обнищавший, должен сокрушить многих ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр, заползающих в жилища. <...> Итак, будем помнить, что сейчас протекает Армагеддон Культуры, и безбоязненно принесем наше мирное оружие – оно непобедимо» (2).

«… Все мечтают о мире, о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру. Итак, только через Культуру может быть построена жизнь, в которой не будет места войнам, насилию, безобразию. Мир через Культуру – наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры. <…> Если кто-то воображает, что «цивилизованный» человек не может одичать – он ошибается. Цивилизованный дикарь – самое отвратительное зрелище. Итак, опять потрудимся во имя Красного Креста Культуры» (3).

Еще не забыты страшные события XX века, унесшие немало жизней, разрушившие целые страны, уничтожившие многие культурные достижения, а мы уже можем воочию наблюдать течение Армагеддона Культуры в современном мире и, в частности, в России. Очевидным становится необходимость объединения мирных сил для спасения лучших культурных достижений для будущего. «Трудное, сложное время сейчас протекает. Тем более все культурные силы должны быть в единении. Всякие несогласия, малые недоумения, старые счеты должны быть выброшены за борт, как груз в бурю……… Особенно теперь, когда много туч и тумана, надо обратиться к культурному единению. «Мир через Культуру», и нет иного пути» (4).

Ни один деятель Культуры, писатель или философ не посвятил столько мыслей освещению роли Культуры, как Николай Константинович Рерих. Все его литературное и философское наследие пронизано Духом Культуры. Он выполнял Высочайшее поручение по созданию института Духа Разумения.
На развалинах старого мира, на послевоенных руинах, оставленных России ярой ненавистью невежества, предстояло построить Новый Мир по космическим законам Живой Этики. «Духовная Культура строится Нами и вами. Укрепится Истина мира» (5).
Для неизведанного нового строительства нужны были новые знания. И первое сообщение об открытии человечеству нового духовного знания пришло в Россию, о чем говорилось в 1924 году во вступлении к первой книге Живой Этики – Зов: «В Новую Россию Моя первая весть». Целый свод знаний, предназначенных для научных исследований на всю предстоящую Эпоху, выдан человечеству в книгах Живой Этики, представляющей по определению академика Людмилы Васильевны Шапошниковой философию космической реальности, являющуюся по сути обширным перспективным планом для развития науки грядущей Новой Эпохи. Николай Константинович писал: «Всему миру приходит трудное испытание. После средневековых испытаний огнём, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры, но если сила духа возносила людей против огня и железа, то та же сила вознесёт их на ступени знания и красоты. Но это испытание труднее древних <...>. Три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой всем доступной Мощи. И во имя озаренной Новой Эры мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенные дара» (6). Вот она – развернутая структура понимания Культуры, план к ее развитию и овладению. Такого плана в полном его составе строители российского общества еще не выдвигали. Духовная революция, которая начиналась в России в XIX веке была подавлена революцией социальной. И поддержка Высших Сил, предлагаемая в 1926 году руководству молодой советской страны, не была им принята. Только героическими усилиями русского народа была одержана победа в ВОВ, началось восстановление мирной жизни. По времени эта жизнь вплотную приблизилась к до сих пор неизвестному космическому этапу.

Русская наука вплотную приблизилась к изучению и освоению космического пространства. Теперь знания о космосе, о человеке как части его, так необходимы для космического миропонимания Новой Эпохи. Русская культура получила новый импульс к эволюционным преобразованиям, она становится важной составляющей мировой культуры народов всей планеты. В связи с этим многократно усилилось противодействие и давление тьмы на Россию. Темные вооружились всеми своими атрибутами для недопущения и уничтожения духовного наполнения культуры в России. Ложь, клевета, разорение и уничтожение культурных деятелей и учреждений – далеко не полный арсенал их вооружения. Много различных преследований претерпели в разное время вестники Культуры, ее творческие деятели. Сегодня почти все они реабилитируются новыми поколениями людей, их творчество востребовано временем. В их числе и Н.К.Рерих с его творческим духовным наследием. Он всегда продолжал свой труд, не обращая внимания на давление служителей зла. «Все это не имеет значения, ибо правда не ржавеет. Давно сказано: сегодня огорчение, а завтра радость» (7).

«Даже самые завзятые враги понимают, как велико будущее русского народа. В зависти, в ненависти они, сами того не желая, увеличивают русское значение. Такое вражеское признание выше многих похвал. Много пытались вредить народу русскому. Приходили воевать, мечтали о расчленении. Но все вредительства пошли лишь на пользу. Ярая ненависть есть высокое признание» (8).

Ярая ненависть, проявляемая российским бездуховным чиновничеством, к начатому под водительством Рерихов строительству Культуры вызревала на продолжении всего XX века и вылилась в варварское разрушение и разграбление созданного С.Н.Рерихом общественного Музея, снятие Знамени Культуры со светлого центра в Москве. И это ничто иное, как проявление ярости темных полчищ, танцы дикарей, мятеж против эволюции, против Культуры, против самой России. Затеяв эту войну против Культуры в центре Международного института движения за мир, невежды не понимают, что на них теперь направлены все стрелы мирового сообщества, которое обязательно отстоит мир по примеру непобедимого Бессмертного полка сколько бы ни понадобилось для этого времени и сил человеческих. Международному движению за мир, за Культуру дан действенный по сознанию современного человечества оберег – Пакт Рериха, дано Знамя Мира, знамя Знания, Знамя Культуры, Знамя Сил Света. Эволюционное значение этих символов в наше время признано международной институцией – Организацией Объединенных Наций (ООН), народов, объединенных для защиты мира. И нынешнее международное движение под Знаменем Мира противостоит угрозе Третьей Мировой войны. Через испытания и трудности мир все же объединяется вокруг Культуры, вокруг русских инициатив. И Общества друзей Н.К.Рериха в поддержку его мирных идей существуют в разных странах по всей планете. Парадоксально, но внутри самой России – родины вестников новых знаний, развернут Армагеддон Культуры. Разрушен единственный в мире общественный международный Центр Культуры, захвачены и отвергнуты данные ему для строительства Культуры новой, Духовной, знания. Силы зла не теряют надежды на уничтожение Русского мира, во многих враждебных странах (цивилизованных!) разворачивается санкционная борьба не только с Россией, ее экономикой, но и с русским языком, носителем знаний об эволюции, ведь Живая Этика как свод древних сокровенных знаний была выдана Учителями на русском языке, и России предполагалась ведущая роль в эволюции. В Живой Этике дано понимание того, что достижение мира на земле и духовная эволюция возможны только через Культуру.

Защита Культуры принимает все более возрастающее значение, становится важным содержанием международного движения за мир, ибо поползновениям невежества против Культуры противостоит Пакт Рериха. «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество» (9).

Организаторы варварского разгрома Общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве в марте 2017 года пошли против международного договора о защите культурных ценностей, несмотря на то, что над ним развевалось защитное Знамя Мира. Они подняли руку против Мира, против Культуры. Может быть, этим высокопоставленным (как они считают, цивилизованным!) невеждам неизвестно, что на Знамени Мира начертан Знак Триединства, Знак Троицы, внесенный в русскую Культуру Преподобным Сергием Радонежским? «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры» - говорил Н.К. Рерих. «Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ Земли русской в порыве любви пламенной к родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за достоинство свое, за благо народов!» (10). А как же иначе, именно за благо всех народов ратует Русский Мир, являя собой Синтез многих народов всех времен, Синтез их Культур.

* * *

В русском сердце
есть тайный такой уголок,
Где любви
негасимый горит огонёк...
В этом пламени —
наша с Россиею связь,
Пуповина,
что временем не рвалась...
Беды делим с Россией
и ночью и днём,
И сердечным её
окружаем щитом.
Счастья нам не видать
без любимой земли,
Где цветы поколений
веками цвели.
С нею крест мы несём —
тяжелей его нет...
В обновленье России
оставляем свой след,
В зове предков
пророческий слышим завет:
«Берегите Россию!
В ней — Спасенье и Свет!» (10)

«Знали люди русские, что там, где ведут их Заветы и Знамя Преподобного, там и события отмечены будут победою — так оно и было. Но когда в сердце их затуманился Лик Владыки Пресветлого, события грозные обрушились на Землю Русскую — горькую чашу испил русский народ!

Люди Земли Русской! Обратимся же снова к Его Светлым и суровым Заветам, сплотим сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего, подымем Знамя Видения Его дивного и, восхитившись духом, устремимся к новому подвигу, к новому строительству Страны Светлой! Отче Сергий Дивный, с Тобою идём, с Тобою победим!» (11)

Чудовищное преступление, совершенное компанией наделенного государственными полномочиями Мединского против Знамени Мира, против знания будущего, не может быть забыто и остаться безнаказанным. Культурная международная общественность на горьком опыте убедилась в справедливости утверждения Н.К.Рериха: «Особенно теперь, когда много туч и тумана, надо обратиться к культурному единению. «Мир через Культуру», и нет иного пути. Пусть будут культурные ячейки малыми, как зерна ценнейших злаков. Но малые ручьи не ссорятся, а несут потоки свои в мощные реки. Только Культура убережет от губительных разделений. Только Культура устремит взоры ввысь» (12)

Май, 2018

Список литературы
1. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.220
2. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.315
3. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.317
4. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996.с.523
5. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР. Мастер-банк. 2003. С.185
6. Николай Рерих. Гималаи – Обитель Света – Адамант. Изд. АГНИ, 1996. C.136, 191.
7. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.611
8. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.632
9. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.609
10. Марианна Озолиня. Берегите Россию, 15 апреля 2014. Латвия.
11. Е.И.Рерих. Знамя Преподобного Сергия Радонежского.
12. Николай Рерих. Листы дневника. III том. МЦР. МАСТЕР-БАНК. Москва. 1996. С.523

*********************************************
Журнал "ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ" // 2018
Международного Рериховского движения

https://orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri
Вложения
ЖУРНАЛ &quot;ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ&quot;
ЖУРНАЛ "ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ"
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Виктор Авотиньш "Пакт Рериха". // Рига. 11.09.2018
Эта статья известного латвийского журналиста Виктора Авотиньша была напечатана в еженедельнике "7 суперсекретов" и вышла 9 августа сего года. Она посвящена прошедшей в Риге 6-7 июля Международной Конференции "Пакт Рериха История и современность 115 лет экспедиции Н.К.Рериха по старине."

Латвийское Отделение Международного Центра Рерихов
https://www.facebook.com/Латвийское-Отд ... 166551432/

ВИКТОР АВОТИНЬШ - САМЫЙ УВАЖАЕМЫЙ ЖУРНАЛИСТ ЛАТВИИ ЗА ЕГО ЧЕСТНОСТЬ, БЕСКОМПРОМИССНОСТЬ И ИСКРЕННЕЕ ПРАВДОЛЮБИВОЕ СЕРДЦЕ, ЗА ЕГО БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ В БОРЬБЕ С НЕГОДЯЯМИ, РАЗРУШИТЕЛЯМИ, ВОРЮГАМИ И БЕЗНРАВСТВЕННЫМИ ЛЮДЬМИ. ОН - ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ ГАЗЕТЧИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ ВСТАЛ НА ЗАЩИТУ МЦР! CАМАЯ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЭТОМУ МУЖЕСТВЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ! С УВАЖЕНИЕМ.
.......................................................................................... Марианна Озолиня
Вложения
Автор статьи - Виктор Авотиньш
Автор статьи - Виктор Авотиньш
В_Авотиньш Пакт Рериха 1.jpg
В_Авотиньш Пакт Рериха 2.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 13 апр 2023, 21:22, всего редактировалось 2 раза.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

"Двинская группа". 1940 г.
Члены «Двинской группы» Латвийского общества имени Н.К. Рериха:
слева направо;
вверху - Е.С.Барун, Ф.С.Барун, г-н Макарский, В.Дергачев, С.Н.Рудинский;
внизу - г-жа Макарская, А.И.Клизовский, Е.А.Зильберсдорф, г-жа Барун, А.И.Ессе.
На фотографии стояла дата карандашом - г. Даугавпилс, 11 марта 1940 года.
Вложения
Двинская группа 1940___.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 17 апр 2019, 22:17, всего редактировалось 1 раз.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Заметка Арниса Леиньша о Пакте Рериха в местной газете "Миллион" за апрель 2019 года, Даугавпилс.
Вложения
Арнис Леиньш
Арнис Леиньш
Заметка. Газета &quot;Миллион&quot;, апрель 2019 г. Даугавпилс
Заметка. Газета "Миллион", апрель 2019 г. Даугавпилс
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Николай Рерих: «Там, где Культура, там и мир»
Новостной портал Даугавпилса и Латвии “GRANI.LV” // 15.11.2019
Автор: Жанна Чайкина // Фото: Юрий Дунайский

http://www.grani.lv/daugavpils/112276-n ... i-mir.html

http://www.grani.lv/daugavpils/112276-n ... oL1RYrM5YQ

9 ноября 2019 г. в Даугавпилсе (Латвия) во Дворце культуры открылась художественно-познавательная, наполненная духовным светом и смыслом выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру».

Выставка посвящена 30-летию деятельности Международного Центра Рерихов.

Мероприятие проходит в рамках проекта Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность».

Николай Константинович Рерих (1874-1947) получил известность как художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.

Одно из важнейших событий культурной жизни Латвии было инициировано Латвийским отделением Международного Центра Рерихов (МЦР) в сотрудничестве с Академической библиотекой Латвийского университета.

В 1929 году – 90 лет тому назад – Николай Рерих подготовил и опубликовал на разных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран.

Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. В поддержку идеи Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, Рабиндранат Тагор.

Рериховцы Даугавпилса.

Сергей Ананьев, член правления Даугавпилсской группы Рерихов Латвийского отделения МЦР, пояснял grani.lv, что свое шествие эта передвижная выставка, призывающая к миру, начала с Австрии, где она экспонировалась в Венском отделении Организации Объединенных Наций, потом прошла в Германии.

В Риге данная выставка открылась 2 августа текущего года в Академической библиотеке Латвийского университета. Из столицы экспозиция переехала в Даугавпилс, и пробудет у нас до 1 декабря, после чего направится в Баку (Азербайджан).

С. Ананьев привлек внимание к лаконичному и многоплановому символу на Знамени Мира Рериха.

«Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце, – символ Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества, – говорит мой собеседник. – Примечательно, что этот знак Триединства есть на Домском соборе в Риге, на лютеранской кирхе в Даугавпилсе. Его можно увидеть по всей Европе, на соборах, архитектурных зданиях, украшениях… А также на буддистских храмах, в Тибете, Монголии».

Сергей пояснил, что даугавпилсское общество Рерихов впервые было образовано в 1930-х годах, что у его истоков стоял Евгений Александрович Зильберсдорф (1877-1953), инженер-механик, преподаватель физики в городской гимназии, директор ремесленной школы.

В ходе беседы отмечалось, что почти все участники Двинской группы имели трудные судьбы. Жили под девизом Учения: «Благословенны препятствия, ими растем». Слова эти не случайно начертаны на надгробном камне даугавпилсской учительницы Фелиции Викентьевны Осташевой (1888-1963).

Нынешнее сообщество, по словам Ананьева, восстановлено после большого перерыва. В 1996 году Регина Геронимовна Никипелова, музыкальный педагог, выпускница Московского музыкального училища им. Гнесиных, собрала Даугавпилсскую рериховскую группу.

Когда, исполняя волю своих родителей, Святослав Николаевич Рерих основал в Москве Международный Центр Рерихов и в Риге открылось Латвийское отделение МЦР, Даугавпилсская группа присоединилась к нему в качестве филиала. С. Ананьев вошел в нее 18 лет тому назад. Сегодня в группе 15 человек. Даугавпилсские рериховцы тяжело переживают недавний уход из жизни почетного председателя группы Никипеловой.

В последние годы Даугавпилсскую группу Рерихов Латвийского отделения МЦР возглавляет Ирена Фокина, к которой grani.lv также обратили вопросы, – из ответов сложилось повествование.

«В нашу группу входят люди разных возрастов и профессий, преподаватели, финансовые работники, бывшие военнослужащие – философия Рерихов привлекает всех.

Главная идея выставки заключена в ее названии – мир через культуру.

В свое время Н. К. Рерих четко разделил, что такое культура и что такое цивилизация.

Культура – духовно составляющая человечества, а цивилизация – это просто материальное обустройство нашей жизни. Согласно учению Рерихов, чтобы человечество продолжало эволюционировать, нужна энергия красоты. Только благодаря такой энергии можно подниматься вверх по эволюционной лестнице. Вместе с Пактом Рериха (1935) было принято так называемое Знамя Мира. Одно из основных объяснений значений его знака – Триединство искусства, науки и философии/религии в круге культуры. Т. е. культура в широком смысле объединяет и искусство, и науку, и религию, и философию», – говорит И. Фокина.

(«...Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты «Зарево» и «Знамя Мира. Pax cultura.» (Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха. Журнал «Мир Огненный», 1997. – Прим. авт.).

В процессе изучения истории подготовки договора, известного в мире как Пакт Рериха, нельзя не обратить внимания на важную роль Латвийской Республики в распространении идей этого документа в Европе.

Со слов И. Фокиной, Общество Рериха проделало в этом смысле очень большую работу как внутри страны, так и за ее пределами.

«Мы гордимся, что Латвия стала одной из первых стран, где возникли общества Рерихов. В Даугавпилсе еще недавно жил прекрасный художник Григорий Михеев (1957-2019), мы поддерживали с ним тесный контакт. Он c восторгом говорил, что в маленькой Латвии самое большое количество художников, много людей творческих, талантливых. Музыканты, вокалисты, ремесленники…»

Ирена рассказала, что их группа поддерживает связь с Латвийским отделением МЦР, Клубом друзей Живой этики (Рига), с обществом Рериха в Эстонии, а также Санкт-Петербургским отделением МЦР. В крупных центрах ежегодно проводятся международные общественные конференции, когда съезжаются видные ученые в самых разных областях, космонавты, поэты…

«Участники даугавпилсской группы обычно встречаются один раз в неделю. Во время таких встреча мы изучаем Живую этику (16 томов), которую записала Елена Рерих, супруга Н. К. Рериха совместно со своими восточными учителями. Философское учение “Живая этика” о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией Н. Рерих основал вместе со своей супругой Еленой, – поясняет Фокина. – Раз в месяц у нас проходят семинары, лекции, посвященные различным областям науки и культуры. Готовим доклады о К. Циолковском, А. Чижевском, В. Вернадском…, эти люди смело вторгались в ранее неприкосновенные области устоявшихся научных истин и пересматривали их, привлекали для этого достижения древних мудрецов и умозрительной философии Востока. Такие мыслители формировали целостный подход к явлениям природы и человеческого общества.

Конечно, уделяем внимание и современным научным достижениям.

Интересно контактировать с нынешней молодежью, она такая разная!

Рериховцы из числа преподавателей утверждают, что сейчас много замечательных, умных детей. В 2018 году при нашем участии был проведен большой общегородской творческий конкурс среди школьников города: ребята читали стихи, писали эссе…. По результатам был издан красивый иллюстрированный сборник. Проект осуществлялся совместно с центром “Яуниба”, Управлением образования, Даугавпилсским краеведческим и художественным музеем…» – говорила руководитель группы.

Связь с Латвией.

Пакт Рериха – первый международный договор о защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время не теряет своей актуальности. Благодаря самоотверженной, упорной работе латвийских рериховцев Латвия вместе с другими прибалтийскими странами готова была подписать этот документ в 1935 году. Только из-за политических интриг это не было сделано. Н.К.Рерих высоко оценил проделанную работу. Подаренные им в знак признательности картины долгое время оставались жемчужиной коллекции Государственного художественного музея, а сейчас частично экспонируются в художественном музее «Рижская биржа». Именем Николая Рериха названа одна из улиц латвийской столицы.

Известно, что во время учебы в Петербургской Академии художеств Николай Рерих с интересом общался с Янисом Розенталсом, Янисом Валтерсом, Вильгельмом К. Пурвитисом.

Сегодняшние последователи Учения Рерихов обращают внимание на то, как непрочен стал мир: шатаются его казавшиеся недавно незыблемыми основы – и нравственные, и экономические. Экспозиция открывшейся выставки – призыв к культурному совершенствованию человека, только в этом случае можно обрести новые пути развития. Николай Рерих был глубоко убежден, что мы, сохраняя и расширяя поле действия культуры, не оставляем места для войны. «Там, где Культура, – говорил он, – там и мир».

В 1914 году Н. Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось без ответа властей.

Зато стали образовываться комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Но договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международной практике как Пакт Рериха, был подписан только 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. С 1999 года в этот день отмечается Международный день культуры.

В 1949 году на 4 й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Весной 1999 года по инициативе и при непосредственном участии ЮНЕСКО был принят Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года. В тексте Гаагской конвенции указано, что руководством для ее принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. и в Пакте Рериха.
Вложения
1573815352_dsc_0900.jpg
1573815209_321-8.jpg
Елена Шмейс
Елена Шмейс
1573815136_321-5.jpg
1573815104_321-4.jpg
1573815066_321-6.jpg
1573815059_321-9.jpg
1573815000_321-3.jpg
1573814978_321-2.jpg
1573814968_321-7.jpg
Ирена Фокина и Сергей Ананьев
Ирена Фокина и Сергей Ананьев
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

г. Даугавпилс. Латвия.
ЕВРОПЕЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА
«ПАКТ РЕРИХА – МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ».


Выставка работает в фойе Дворца Культуры Даугавпилса
с 4 ноября по 1 декабря 2019 года. Приглашаем на выставку.

Выставка посвящается:
30-летию деятельности Международного Центра Рерихов.


Пакт Рериха – первый международный договор о защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Этот документ стал основанием международного права в области охраны культуры. Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями 21 страны в присутствии президента США Франклина Рузвельта. При подписании договора Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к применению одного из важнейших принципов сохранения нашей цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

Статья на новостном портале GRANI.LV -
http://www.grani.lv/daugavpils/112276-n ... 3vcbe2Hji4
Вложения
IMG_20191109_122254__.jpg
IMG_20191109_105756.jpg
20191109 Пакт Рериха АФИША 005.jpg
IMG_20191109_130832_.jpg
IMG_20191109_124643_.jpg
IMG_20191109_124557_.jpg
IMG_20191109_122829_.jpg
IMG_20191109_122254__.jpg
IMG_20191109_121203__.jpg
IMG_20191109_120815_.jpg
IMG_20191109_120640_.jpg
IMG_20191109_120452__.jpg
IMG_20191109_120118_.jpg
IMG_20191102_143115_.jpg
IMG_20191102_143046___.jpg
Ответить

Вернуться в «Сайты Рериховских организаций»