Новости Международного Совета Рериховских организаций

Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

Поздравляем дорогую Марианну Рудольфовну Озолиня с выходом в свет нового поэтического сборника «Вселенная — Отечество мое»!

М.Озолиня. Вселенная — Отечество мое. Рига, 2016. 252 с.
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

СЛОВО О ЛЮДМИЛЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ШАПОШНИКОВОЙ

Изображение
Л.В. Шапошникова (1926-2015)

С. Н. Рерих, художник, общественный деятель, основатель Международного Центра Рерихов

…Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный. (Медлить нельзя! / Советская культура. 1989. 29 июля)

…Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами.
Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать…
Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня как наследника и дарителя являются неприемлемыми.
Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов.
… Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе… (Обращение С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств)


А.А. Авдеев, министр культуры РФ (2008-2012 гг.)

…Вся Ваша жизнь связана с культурой. Диапазон Ваших творческих возможностей необычайно высок. Вас знают и ценят как талантливого историка, писателя, фотохудожника, сценариста, глубокого философа. Но главным делом Вашей жизни стало сохранение, исследование и популяризация бесценного художественно-культурного наследия семьи Рерихов – мыслителей и подвижников, посвятивших себя Культуре с большой буквы. <…>
Спасибо Вам за то, что многие годы Вы развенчиваете всякие небылицы о жизни и творчестве этой необыкновенной семьи, собираете их наследие и боретесь за его сохранение, разъясняете философскую систему Рерихов. За то, что в наше непростое время имеете мужество бороться за культуру и созидать культуру… (Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6)


Г-н Аджай Малхотра, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в РФ

… Людмила Васильевна – это многогранный, очень талантливый человек, который сочетает в себе качества выдающегося ученого, исследователя, философа и журналиста. Значительная часть творчества, жизни Людмилы Васильевны была посвящена изучению индийской культуры, индийской истории, а также взаимоотношений между Индией и Россией. Людмила Васильевна является автором ряда книг об Индии и ее народе. Все они написаны в особом стиле – очень четко и очень красиво. За эти труды Людмила Васильевна была отмечена в 1967 г. премией имени Джавахарлала Неру… (Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6)


Илчев Иван, Ректор Софийского университета имени св. Климента Охридского, доктор исторических наук, профессор

… Многолетний труд на поприще науки, значительные исследовательские труды, посвященные Индии и творческому наследию семьи Рерихов, научные экспедиции, талантливая деятельность, популяризация науки, создание прекрасного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, охрана и защита наследия Рерихов – все это отводит Людмиле Васильевне Шапошниковой место среди творцов, которые сегодня являются созидателями культуры, которые хранят и развивают священные основы знания… (Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6)


М.С.Горбачев, Советский и российский государственный, политический и общественный деятель

Не может не вызывать восхищения Ваша преданность делу сохранения наследия Рерихов для наших современников и будущих поколений. В наше время, когда взаимообогащение и взаимное уважение цивилизаций и культур Востока и Запада становится поистине условием их выживания в глобальном мире, деятельность Международного Центра и Музея имени Рериха особенно ценна. Ваш опыт помогает продолжать это благородное дело, а Ваша энергия и настойчивость являются примером для других… (Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6)


О.Л.Кузнецов, Президент РАЕН, Ректор Международного университета природы, общества и человека (Дубна), Заслуженный деятель науки и техники РФ

Вы являетесь для нас примером талантливого ученого, мужественного общественного деятеля и прекрасного человека. Многие ученые нашей академии знакомы с творчеством Рерихов и исследуют их наследие. От их имени я хочу передать Вам чувство глубочайшего уважения и признательности за тот чрезвычайный подвиг, который ежедневно на протяжении многих лет совершает Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха под Вашим бессменным руководством.
Научный магнит Вашей деятельности служит для многих путеводной звездой, освещающей все непростые обстоятельства и особенности современности… (Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6)


Владимир Спиваков, дирижёр, скрипач, педагог

…Ваш вклад в сохранение и приумножение пространства Культуры нашей страны просто неоценим! Ваша подвижническая деятельность по сохранению и популяризации наследия семьи Рерихов известна во всем мире. Не случайно Святослав Николаевич Рерих выбрал Вас в качестве доверенного лица, призванного принять весь груз ответственности за наследие его родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Вся Ваша деятельность по созданию и развитию Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха подтверждает абсолютную справедливость его выбора… (Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6)
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

Думая о Людмиле Васильевне…

26 июля 2016 года мы отмечаем знаменательный юбилей – 90 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, выдающегося деятеля культуры и науки; человека, без которого многое в истории России рубежа II-III тысячелетий могло бы иметь иную духовно-ценностную окрашенность.

Освещая события 1991 года, исследователи отечественной истории нередко называют этот временной рубеж «третьей революцией XX века» в России, точкой отсчета радикальных социальных преобразований в стране. По их мнению, с этого момента Россия обрела свободу от теней тоталитарного прошлого. События конца 1980-х – начала 1990-х годов изменили ход истории и в глобальном масштабе: в мировое сообщество вошла новая демократическая Россия. Этот период был труден, временами трагичен и требовал от всех, кто прошел через него, крайнего напряжения духовных и физических сил.

В преддверии социальных сдвигов С.Н. Рерих принял судьбоносные решения – безвозмездно передать наследие своих родителей на Родину и создать общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве. Для выполнения этой эволюционной миссии Святослав Николаевич выбрал героя Культуры – Людмилу Васильевну Шапошникову. Она выполнила труднейшие задачи, объединив в творческом созидательном труде многих единомышленников.

Одновременно с наследием семьи Рерихов в культурное пространство России возвратились имена и труды вестников духовной революции начала прошлого века – Бердяева, Флоренского, Ильина, Булгакова, Сорокина, Вернадского, Циолковского, Чижевского и многих других. Гигантский массив исключительно значимой и практически неизвестной прежде информации необходимо было освоить, вписать в историю культуры Отечества и ввести в повседневную жизнь. Очевидно, что задача не могла быть решена методологическими средствами прежних времен. Требовались новые широкие научно-философские подходы, новые социальные практики, требовалось новое мышление.

Широким, крайне разбросанным оказался спектр новых подходов на подмостках исторического театра России начала 1990-ых. Среди них уникальной эволюционной емкостью отличалась Живая Этика, составлявшая фундаментальную основу наследия семьи Рерихов. Именно Живая Этика стала методологическим ключом научного творчества и активных социальных действий Людмилы Васильевны. Однако «философия космической реальности», - как она определила эту мировоззренческую систему, - судя по статьям, книгам, публичным выступлениям Людмилы Васильевны, включала и духовное, художественное, научное творчество Елены Ивановны, Николая Константиновича, Юрия Николаевича, Святослава Николаевича. Наконец, в эту философию жизни органично входило и прямое жизнетворчество членов Великой семьи. Предистоки же, так называемого, космизма, исходя из корпуса работ Л.В. Шапошниковой, были, на ее взгляд, щедро разлиты по страницам истории культуры мира. Прежде всего, она находила их в, очевидно, близких ей эпохах – Кецалькоатля, Великих Нагах, Перикла, Христа, Уты и Эккехарда, Жанны д’Арк, Акбара, Сергия Радонежского… Неожиданные отзвуки она обнаруживала и в современной жизни индийских племен. Таким образом, герои Культуры, двигающие эволюцию всего мира, указывали на космическое мировоззрение, на Небо, как на Родину Духа человечества.

В трудах Людмилы Васильевны было сформировано целостное представление о космической природе исторического процесса, об истории и метаистории. Здесь были выявлены особые причинно-следственные связи исторических явлений и фактов, обозначены векторы дальнейшего развития страны и планеты. Людмиле Васильевне принадлежит научно-философская концепция связи социальной и духовной революций в истории. Введенные в научный оборот понятия открыли возможность проникнуть в суть эволюционных действий, которые осуществили Святослав Николаевич и Людмила Васильевна.

Выделим лишь главное на сегодняшний момент. Благодаря провидческой деятельности С.Н. Рериха и самоотверженному воплощению его замысла Л.В. Шапошниковой, стихия социальных сдвигов начала 1990-х не поглотила духовный импульс космической эволюции, вновь направленный в Россию. Этот импульс необходимо было освоить, во-первых, в условиях земного измерения, во-вторых, в условиях конкретно-исторического этапа развития страны. Тяжелейший опыт социально-практической деятельности, в которой «захлебнулись» искры нового сознания, зажженные духовной революцией первых десятилетий XX века в России, взывал, настоятельно требовал соединить разошедшиеся тогда пути социальной и духовной революций. Действительность должна была (!), наконец, вступить в очевидность (Знаки Агни Йоги, 477) и преобразить последнюю. Духовный импульс, воплотившийся в создании Международного Центра Рерихов, должен был послужить энергетической основой социальных сдвигов, задать эволюционный вектор социальным преобразованиям. По сути, духовный магнит, сформированный С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой, призван был утвердить ту меру равновесия, ту интонацию гармонии духовного и социального начал, которые особенно необходимы в эпоху перемен.

Обладая знанием энергетических закономерностей исторического процесса, Людмила Васильевна бесстрашно продвигалась навстречу грядущему не только в научном творчестве, но и в социо-духовной деятельности. Будучи Проводником духовного импульса, озарившего сознание людей начала XXI века, она стала одной из ведущих на этом крайне трудном этапе исторического пути России. Своим героическим энтузиазмом, проявленным на полях бесконечных битв с чиновничье-бюрократическим аппаратом за жизнь МЦР в Москве, за судьбу воли С.Н. Рериха, заложенной в его концепции Центра-Музея в России, Людмила Васильевна вдохновляла идущих следом за ней.

Так сформировалось современное Рериховское движение, сплотившееся вокруг МЦР в начале 1991 года для реализации задач, поставленных С.Н. Рерихом. «Вы должны стать культурообразующей силой в своих регионах», - не раз говорила Людмила Васильевна на встречах с деятелями Рериховского движения. Сегодня становится ясно, что в этих ее словах был заложен наказ – вводить ценности высокой культуры, ценности духовной революции в жизнь каждого текущего дня: в расстановку приоритетов при планировании тех или иных действий, в определение их целей и задач, в выбор путей и способов осуществления, в отбор критериев оценки результатов.

Скажем сразу, не всегда рериховская общественность соответствовала планке, поставленной Людмилой Васильевной. Да и в ее земной деятельности иногда, вероятно, бывали моменты, когда, - как писала она в книге «Град Светлый», - земная материя одерживала верх над высокой энергетикой духовного мира. Однако результирующая ее пути была сформулирована Святославом Николаевичем: «Спасибо за будущее, которое Вы Нам готовите»…

Что же касается Рериховского движения, то тяжелейшие события последних лет и стойкое противостояние невиданному произволу чиновников Минкультуры РФ, действия в строгих рамках культурно-правового поля, нерушимое утверждение культурной памяти о событиях, свидетелями и участниками которых являлись и являются члены Рериховского движения, - показывают, что Рериховское сообщество стремится быть одним из важнейших инструментов духовной революции, одним из ее верных проводников. Лишь продвигая ценности Культуры в жизнь, можно эффективно защитить замысел Центра-Музея имени Н.К. Рериха, сохраняя и реализуя его эволюционный потенциал.

По прошествии четверти века, мы лишь приступаем к осмыслению пройденного, пониманию подлинных причин и масштабов великих культурных событий, продолжением которых стали 1990-2010-е годы в России, к пониманию миссии Людмилы Васильевны и своих конкретно-исторических задач на современном этапе. Тривиально утверждение: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Но жизнь неумолимо показывает – это так!

Вот почему с полным правом сегодня мы свидетельствуем: сложный исторический переход из прошлого в нынешнее столетие Россия совершила под духовным водительством С.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой. Их имена запечатлены на скрижалях истории и метаистории нашей страны и планеты.
В день юбилея Людмилы Васильевны Шапошниковой присоединимся к Общей Радости и торжественно понесем ее в сердце!

Е.В. Троянова,
О.А. Уроженко
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

В Библиотечном Центре Екатеринбурга 26 июля открылась выставка «Непрестанный подвиг духа», посвященная 90-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой (организатор — Уральский Центр Духовной Культуры)

Фотохроника
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

Новое стихотворение на Поэтической страничке Марианны Озолиня: Мощь равновесия
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

Б.А.Данилов
ЖИЗНЬ ПОДВИГА И НЕСГИБАЕМОЙ ПРЕДАННОСТИ

Изображение

Б.Н. Абрамов. 1920-е гг. Харбин
Из архива Б.А. Данилова


Борис Николаевич Абрамов родился в России 2 августа 1897 года. В юношеские годы склонность к военному делу привела его во флот, и он стал военным моряком. В 1917 году над Россией пронесся ураган революции, и Борис Николаевич вместе со многими русскими оказался за пределами Родины. Страшный груз ложится на плечи тех, кто оказывается за границей в такой ситуации. «Зов Родины» – явление реально существующее, хотя оно и не измеряется нашими земными мерами и трудно понимается не испытавшими этого чувства.

Оказавшись за границей, он не потерял веры в Родину и не изменил ей, соблазны Запада не прельщали его. Он оставался не только по крови, но и по духу русским. Он не стремился к обогащению, его потребности в материальных благах были очень скромными. Б.Н.Абрамов был человеком высокой культуры, всесторонне образованным: разбирался в технике, работал в химической лаборатории, хорошо знал музыку и литературу, сам играл на фортепиано и писал стихи. Его постоянно влекло к познанию назначения человека и его места и роли в мироздании. На путях духовных поисков Борис Николаевич знакомился с различными философско-религиозными системами. Ему были близки Учения Христа,
Будды, Платона, Конфуция, Зороастра. Так закладывались основы его
мировоззрения, которое окончательно сформировалось после встречи с
Н.К.Рерихом.

В 1934 году Н.К.Рерих во время путешествия по Китаю приехал в Харбин. Русское население города с уважением встретило своего земляка, известного уже в те годы как выдающегося художника, путешественника, ученого. За границей было известно также и философское мировоззрение Николая Константиновича. Естественно, что к нему устремились люди, жившие духовными интересами. Из многих приходивших к нему харбинцев Николай Константинович выбрал людей, духовно наиболее готовых к сотрудничеству с ним, которые составили небольшую группу учеников, признавших Н.К.Рериха своим земным Учителем – Гуру. В их число вошел и Борис Николаевич Абрамов. Из всей группы учеников Николай Константинович выделил двух и вручил им привезенные из Гималаев кольца ученичества, как знак особого доверия и духовной близости. Этими избранными были Б.Н.Абрамов и А.П.Хейдок.

С этого времени началась новая страница в жизни Б.Н.Абрамова. Николай Константинович позвал его к истокам Живой Этики, припав к которым, он жадно впитывал священные знания. Долгие годы поиска смысла жизни привели наконец к ответу на этот вопрос. Можно сказать, что этой группе людей (учеников) была предоставлена уникальная возможность, их приобщил к Мудрости Жизни сам Н.К.Рерих – величайшая духовная личность XX века. Они имели счастье частых встреч с Николаем Константиновичем, пока тот находился в Харбине. Он проводил с ними занятия, во время которых закладывались основы будущего сотрудничества, им передавался опыт богатый, опыт служения эволюции и Общему Благу.

С отъездом Н.К.Рериха в Индию установленный контакт не прерывался, шла переписка. Вспоминая о встречах с Николаем Константиновичем, Абрамов говорил, что Гуру четко формулировал вопрос об Иерархии Света и значении Ее, как основного закона Мироздания.

Удивительная духовная культура, свойственная Н.К.Рериху, во многом передалась Б.Н.Абрамову и стала его жизненным кредо. Он был внешне простым и скромным, и множество людей, проходивших мимо, а зачастую и соприкасавшихся с ним, даже не подозревало о том, что составляло его суть: огненную устремленность и несгибаемую преданность Духовному Учителю. Вероятно, понадобилось не одно воплощение, чтобы утвердить в своем сердце такой мощный энергетический потенциал. Жизнь его можно назвать подвигом служения эволюции. Не было громких слов, эффектных свершений, не было провозвестий. Путь Б.Н.Абрамова был наполнен многими трудностями – так было за границей, так было и здесь, на Родине (он приехал в СССР в 1959 году). Были моменты в его жизни, когда препятствия выстраивались перед ним стеной, и физическое зрение не просматривало никаких возможностей, и только сердце знало, сердце помнило слова Учителя: «И это переживи». Что помогало ему в эти минуты? Устремленность и преданность своему Духовному Учителю. Помощь приходила в последний момент. Тучи расступались, и вновь светило солнце. Б.Н.Абрамов, как человек, имел и определенные свойства, присущие всем нам, людям. Е.И.Рерих в свое время указывала ему на это, и нужно сказать, что он принимал эти советы и неукоснительно следовал им.

Еще в 40-е годы Борис Николаевич стал мысленно воспринимать сначала отдельные слова, а затем и целые фразы, приходящие ему из пространства. Новые явления в его жизни были неожиданны, вызывали у него вопросы. При этом у него не возникало чувства гордости и величия. Здесь, безусловно, проявилась та духовная культура, которой щедро делился с ним его Гуру.

Б.Н.Абрамов в письме Н.К.Рериху о новом и неожиданном опыте в своей жизни спрашивал, как расценить это явление и как к нему относиться. Ответ пришел быстро, но не от Николая Константиновича, а от Елены Ивановны, которая обращалась к нему с просьбой прислать образцы полученных записей. После получения их Елена Ивановна написала ему вновь, подтвердив их Высокий Источник, выразила свою радость за него и советовала продолжать работу. Борис Николаевич выполнил этот Совет и до конца своих земных дней продолжал почти ежедневно вести записи поступающей Информации. Конечно, необходима была полная мобилизация не только физических, но и духовных сил. Информация, как правило, приходила ночью, ее нужно было сразу же перенести на бумагу, так как плотная физическая оболочка не в состоянии долго удерживать в памяти тонкие Касания Высших Сфер. Такую колоссальную нагрузку из ночи в ночь десятилетиями трудно представить. Этот процесс можно назвать подвигом. Что двигало человеком, когда он выполнял этот титанический труд? Не было принуждения, не было славословий и хвалебных гимнов в его честь, он не выходил на трибуны и не пожинал бурю аплодисментов. Он прошел скромно по жизни, не замеченный многими.

Пришло время, и многолетний труд Б.Н.Абрамова становится доступным читателю. Так свет далекой звезды доходит до нас, когда уже нет физического тела этой звезды, и заставляет нас поднять голову вверх, и неожиданный трепет наполняет наше сердце…

(Фрагмент статьи Б.А.Данилова.
Предисловие к Граням Агни Йоги, 1 том, 1960 г.)
Ответить

Вернуться в «Новости Рериховского движения»