Форум Культуры на земле Богов
(Окончание.)
Шимла. Поиск путей сотрудничества
Дальше путь участников форума лежал в город Шимлу – административный центр штата Химачал-Прадеш. По пути мы посетили Ревалсар – одно из наиболее почитаемых буддийских мест, связанных с именем Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, жившего в VIII веке. Город, расположенный на высоте 1360 метров над уровнем моря, знаменит священным озером, в котором обитает несметное количество священных карпов, охраняющих его.
Город Ревалсар на берегу священного озера
Священные карпы
Появление озера связывают с историей из жизни Падмасамбхавы. По ложному обвинению в растлении ума молодой принцессы царства Захор Мандаравы он был посажен местным правителем в темницу и приговорен к высшей мере наказания - сожжению на костре. В доказательство своей невиновности Падмасамбхава во время казни обратил огонь в воду, из которой образовалось озеро. Сам Учитель проявился в центре его, восседающий на лотосе. После этого царь Захора признал в Падмасамбхаве выдающегося Мастера, стал его учеником и благословил на ученичество свою дочь.
Священное озеро является местом поклонения буддистов, индуистов и сикхов. Вокруг святыни паломники совершают ритуальный обход – кору, и поднимаются к горной пещере, где молился великий Гуру перед путешествием в Тибет.
Участники форума осмотрели озеро, поднялись к огромной скульптуре Падмасамбхавы, возвышающейся над городом, и посетили пещеру святого.
Скульптура Падма Самбхавы, возвышающаяся над городом
Дорога к пещере узкой лентой поднималась все выше в гору вдоль семи священных озер. Само место, где молился святой, очень красиво. Цепь Гималайских гор с одной стороны и чистейшее горное озеро с другой обрамляют его. Подступы к пещере украшены множеством молитвенных флажков и выбитыми на камнях мантрами.
Горное озеро
Молитвенные флажки у входа в пещеру Падмасамбхавы
В пещере Падмасамбхавы совершенно особая атмосфера. Сюда не проникают звуки внешнего мира. В полном молчании мы слушали тишину беспредельности и созерцали величественное скульптурное изображение святого в состоянии просветления. Казалось, что время остановилось и духовное состояние Учителя частично передалось нам.
Скульптура Падма Самбхавы в пещере
Лик Падма Самбхавы
К вечеру мы добрались до Шимлы – самого крупного горноклиматического курорта Индии. Город расположен на высоте 2000 метров над уровнем моря на семи холмах, покрытых, как ковром, хвойными деревьями. В колониальные времена Шимла была летней столицей Британской Индии. Правительство переезжало сюда из раскаленного Дели на все лето.
Город Шимла
Жители Шимлы
Этот город упоминается в книге «Община» Учения «Живой Этики». Из «Писем Махатм» следует, что Учителя направляли отсюда письма членам Теософского общества, основанного Е.П. Блаватской.
Здесь участники форума посетили музей резиденции военной службы, комплекс индуистских храмов, государственный музей штата Химачал Прадеш. В музее штата экспонируется храмовая скульптура, маски богов из Кулу и Сарахана, старинные миниатюры в стиле пахари, прославившиеся утонченным изображением сцен романтической любви, сюжеты которых почерпнуты из эпических поэм Индии.
Музей военной службы
Комплекс индуистских храмов
Здание государственного музея штата Химачал Прадеш
В Шимле действует научный центр, в котором состоялся круглый стол участников форума с учеными Института комплексных гималайских исследований. С индийской стороны в работе круглого стола приняли участие Президент Института профессор Сунил Кумар Гупта, директор Института профессор С.П. Бансал, директор отделения языка, искусства и культуры Прем Шарма и ряд научных сотрудников.
Индийские ученые рассказали о работе Института комплексных гималайских исследований. Здесь занимаются изучением особенностей окружающей среды и природы Гималаев, традиционной культуры и системы поддержки здоровья, исследуют социально-культурные и языковые аспекты этого региона, работают над вопросом сохранения лесных ресурсов штата Химачал-Прадеш.
Советник РАЕН М.Н. Чирятьев (г. Санкт-Петербург) выступил перед учеными с сообщением о работе Института «Урусвати», созданного Рерихами в долине Кулу, в котором им удалось осуществить синтез методов европейской науки и восточной мысли.
Встреча с индийскими учеными в Шимле
Профессор О.А. Уроженко (г. Екатеринбург) в своем выступлении отметила, что цель данного форума состоит в том, чтобы наладить мосты сотрудничества между научной и культурной общественностью Индии и России на основе концепции Культуры Н.К. Рериха. Эта концепция нашла отражение в Пакте Рериха, который включает охранение древних религий, культурных традиций, научных знаний, природных ландшафтов. Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира – Знамя Культуры духа, под которым объединятся все народы Земли.
Перед участниками круглого стола также выступили профессор А.В. Иванов и М.Ю. Шишин (г. Барнаул), доктор исторических наук В.Н. Тугужекова (г. Абакан). Они поделились мыслями о возможном сотрудничестве ученых Алтая и Хакасии с Институтом комплексных гималайских исследований в Шимле.
Итогом встречи стал договор о сотрудничестве между штатом Химачал Прадеш и Алтайским краем с целью сохранения уникальной экологической среды и природы Алтая и индийских Гималаев.
Его Страна. Калимпонг – Дарджилинг
В городе Калимпонге в Восточных Гималаях участники форума остановились на территории усадьбы дома «Крукети», где провела последние семь лет своей жизни Елена Ивановна Рерих.
Дом Крукети
Дом «Крукети» был построен по европейскому типу в 1930-е годы Норманом Оддлингом, зятем «архитектора Калимпонга», доктора Джона Андерсона Грэхема. Грэхем умер в «Крукети» в 1942 году, а Е.И. Рерих переехала сюда вместе со старшим сыном Ю.Н. Рерихом в 1949 году, взяв дом в аренду. После ее ухода дом перешел к его владельцам. В 2002 году он был выставлен на продажу. Его выкупили представители итальянской общины «Живой Этики», чтобы дать новую жизнь дому, возвратить в его стены вибрации слов книг Учения «Живой Этики», ценности Братства и Красоты. Работа по реставрации «Крукети» шла три года. И 5 декабря 2005 года в присутствии официальных лиц Индии, России и Италии состоялось торжественное открытие дома-музея.
В «Крукети» нет мемориальных вещей. Сохранился только камин на первом этаже и каменная скамейка в саду, на которой любила сидеть Елена Ивановна. Однако итальянским друзьям удалось в обстановке дома сохранить простоту, гармоничность и торжественность - качества, столь свойственные Елене Ивановне. У посетителей дома остается неизгладимое чувство ее духовного присутствия здесь.
Все лучшие утонченные качества итальянской культуры, проявившейся в синтезе с индийской культурой, мы увидели в «Крукети». Синтез стилей нашел свое отражение и в убранстве дома, и в великолепных сочетаниях цветущих растений в саду, и в оформлении мест проживания гостей.
Во время экскурсии по дому член итальянской общины Ференца показала нам на первом этаже комнату с камином, где Рерихи встречали гостей, и рабочий кабинет Ю.Н. Рериха. На втором этаже располагаются комната Елены Ивановны и спальня Юрия Николаевича. В комнате Елены Ивановны по утрам всегда открывают окно с видом на величественную Канченджангу, что усиливает ощущение жизни в доме.
Обстановка здесь очень проста. Небольшой круглый столик, плетеный из лозы, в центре которого стоит очень красивое скульптурное изображение Белой Тары. Вокруг стола четыре стула, выполненные из того же материала. На одном из них лежит том «Писем» Е.И. Рерих и «Криптограммы Востока», а на спинку бережно положен белый шарф-хатык - знак присутствия хозяйки дома. В треугольной нише мы увидели черно-белое изображение Учителя, духовное общение с которым Елена Ивановна сумела пронести через всю свою жизнь. Кристаллы горного хрусталя, полка с книгами Учения «Живой Этики» дополняют обстановку. В комнатах Юрия Николаевича все также очень гармонично и просто. Композиции из живых цветов, выполненные с любовью и хорошим вкусом, вносят свою неповторимую ноту в убранство дома.
Вибрации слов текстов «Живой Этики» в «Крукети» звучат по-особому. Мы смогли это прочувствовать, когда вечером в гостиной, у зажженного в камине огня, вместе с итальянскими друзьями читали параграфы из книги «Мир Огненный» и обсуждали их.
Мы побывали на месте кремации Елены Ивановны Рерих, где пространство напитано необыкновенной гармонией и торжественностью.
Ступа на месте кремации Е.И.Рерих
Здесь, среди небольшого садика, благоухающего цветами, рядом с буддийским монастырем возвышается белоснежная ступа. Являясь воплощением величия и покоя, она наполняет пространство вибрациями света и чистоты. Великолепная панорама Канченджанги, открывающаяся в этом месте, дополняет и усиливает высокие ощущения. По преданию где-то здесь находится один из тайных входов в Шамбалу. «Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира, - писал о Канченджанге Н.К. Рерих. - Какие это сокровища? - Золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”. Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей».
Канченджанга
Глядя на одну из самых высоких вершин мира, вспоминаешь картины Николая Константиновича Рериха из серии «Его Страна», где изображена Канченджанга. Одна из картин - «Ведущая», посвящена Елене Ивановне Рерих.
Н.К.Рерих. Ведущая
Запечатленные на полотне великого художника нежно-розовые всполохи от лучей восходящего Солнца на заснеженных отрогах Канченджанги нам удалось увидеть в реальности, наблюдая рассвет и у ступы, и у дома «Крукети». Незабываемые ощущения очищающих вибраций света и игры цветовых сочетаний золотого, розового и белоснежного останутся навсегда в наших сердцах.
Канченджанга на рассвете
Город Дарджилинг, где останавливались Рерихи и где в одном из храмов состоялась их Встреча с Учителем перед началом Центрально-Азиатской экспедиции, мы посетили в один из дней нашего пребывания в Восточных Гималаях. По пути в город из окон джипа наблюдали большие плантации знаменитого дарджилингского чая на фоне сверкающей на Солнце белоснежными снегами Канченджанги, храмы и дома местных жителей, украшенные гирляндами цветов к национальному празднику Дивали, многолюдные улицы с торговыми лавками.
Плантации дарджилингского чая
Канченджанга
Улицы Дарджилинга
Машины остановились у входа на кладбище. Здесь похоронены два человека, жизнь которых была связана с деятельностью Братства. Это венгерский ученый и путешественник Чома де Кереш и ирландка сестра Ниведита, последовательница Свами Вивекананды, посвятившая жизнь женскому движению в Индии.
Могила Чома де Кереша
Почтив их память молчанием и возложив цветы, мы направились в храм буддийского монастыря Гум, где бывали Рерихи.
Буддийский монастырь Гум
Внимание вошедшего в храм сразу привлекает огромная статуя Майтрейи, сидящего на троне, фигуру которого скрывают многочисленные белоснежные шарфы-хатыки – подношения прихожан. Поразительной красоты лицо грядущего Будды с голубыми глазами, как магнит притягивает все взоры. У его ног под бумажными купюрами мы увидели три символических круга Сокровища мира, выполненных из красного камня. В храме в шкафах стоят многочисленные скульптуры божеств буддийского пантеона. Среди них редкое изображение Будды из горного хрусталя.
Лик статуи Майтрейи в храме монастыря Гум
Сокровище мира у ног Майтрейи
Монастырь был построен не так давно, в 1850 году, и обустроен согласно советам Великого астролога по имени Шарап Гьятшо. Родом из Монголии, он пришел в Сикким из Тибета и сказал, как нужно строить храм. Он же велел воздвигнуть в центре алтаря статую Майтрейи, который спасет все народы и сделает их счастливыми.
Неподалеку от монастыря Гум находится храм Встречи.
Храм Встречи в Дарджилинге
Для нас все было в нем неожиданным: и внешний вид храма с ажурной решеткой вместо стены, делающей его почти «прозрачным» и позволяющей проникать любым звукам внутрь, и то, что он находится в самой гуще современной жизни, у дороги, где ездят машины и идет оживленная торговля, и бьющий рядом с храмом источник, над которым возвышается святилище, украшенное скульптурными изображениями фигур, чем-то напоминающих изваяния с острова Пасхи. Здесь же мы увидели барельеф с изображением женского божества с ребенком на руках, очень напоминающего Богородицу. Святилище и храм были покрашены свежей краской в желтый, зеленый и белый цвета. Маляр на наших глазах заканчивал работу, взобравшись на крышу святилища. Приближался праздник Дивали и, видимо, с этим событием и было связано подновление культовых построек.
Святилище с источником у храма Встречи
Во внутреннем убранстве храма, совсем небольшого по размеру, тоже все необычно. В центре расположен алтарь со знаками индуистского бога Шивы – лингам с возвышающимся над ним змеем, отлитым из металла, и многочисленные раковины. Над алтарем вверху изображение самого Шивы. За ним в стенной нише барельеф бога Кришны, покрашенный в синий цвет, танцующего на черном змее Кали-наге. В нише справа Будда ярко желтого цвета, сидящий в размышлении в позе лотоса. В маленьком храме органично соединились древнейшие культы с поздними: наги и великая богиня-мать, индуистские боги и Будда, христианство и ислам. Они не противоречат друг другу, а составляют целостное единство, нашедшее отражение в знаке Триединства, украшающего стены здания.
Вечером мы вновь вернулись к храму, чтобы в молчании мысленно прикоснуться к тем Великим Душам, которые были здесь, и внутренне наполниться тишиной.
Наше пребывание в Калимпонге завершилось самым популярным индийским праздником Дивали, который празднуют в Индии более семи тысяч лет. Дивали символизирует победу добра над злом, о чем повествуют «Рамаяна» и многочисленные легенды, связанные с Рамой, Кришной и Лакшми. В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек. Праздник знаменует также наступление нового года.
Возжжение свечей на празднике Дивали
Участники форума на празднике Дивали с индийской семьёй
Форум «Культура и мир – священный оплот человечества» завершился в Дели встречей его представителей с послом России в Индии А.М. Кадакиным. От Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха профессор О.А. Уроженко вручила А.М. Кадакину почетный знак «Меч Мужества». Этой общественной наградой отмечен его вклад в изучение, сохранение и популяризацию наследия семьи Рерихов.
Делегация участников форума с российским послом А.М.Кадакиным
Общественно-научный форум в Индии стал важной страницей в истории международного Рериховского движения. Он внес свой неповторимый вклад в укрепление дружеских связей между научной и культурной общественностью Индии и России в вопросах изучения и сохранения наследия семьи Рерихов. Сотрудничество сердец не может не быть плодотворным. Оно непременно даст свои результаты в будущем.