Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Екатерина »

Валентина, сердечное спасибо за такие прекрасные сообщения о столь значимых событиях в культурной жизни нашей большой Родины!
Читая о Саратовском форуме, в сердце вновь ожили те чувства, впечатления и ощущения радости, полета, вдохновения научных открытий и необыкновенных чудес природы, которые подарила нам Саратовская земля прошлым летом.
И "благословенны препятствия", которые помогли консолидироваться всему Рериховскому движению в организации нашего форума. Именно благодаря этому, поток энергии оказался столь мощным, что, казалось, он прорвался сквозь завесу времени и озарил нас той самой молнией грядущего, которую почувствовали, наверно, многие участники форума.
И хочется сказать, что по окончании форума осталось ощущение, что это не конец, а только лишь начало, преддверие чего-то очень важного и значимого...
Нелегко признать среди земного бытия самое главное, к чему следует стремиться, несмотря на препятствия. Мы уже указывали, что препятствия, иначе говоря, движение, помогают ощущать главное спасительное течение. Только духовное напряжение дает понимание, насколько везде и всегда можно чуять Мощь Водящую.(Надземное, 755)
…трудитесь в напряжении всех сил, ибо лишь на пределе напряжений приходят новые возможности. Законы во всем одинаковы, и мы знаем, что новые энергии рождаются на пределе сильнейших напряжений. (Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Неустановленным корресп. 1929)
Только когда дух приобщается к творчеству Магнита, возможно его устремленное творчество, только тогда притягиваются к нему возможности. Только когда напряженный дух несет утвержденную мировую задачу, он напряженно творит. Созидательная устремленность всегда утверждает противодействие, потому под Нашим Щитом такие битвы. Но на Нашем Щите начертана победа. (Беспредельность, 636)
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Helen »

Материал опубликован в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 5 (78) от 30 декабря 2010 года.

Форум Культуры на земле Богов

20 октября - 7 ноября 2010 года в Индии состоялся VIII Международный общественно-научный форум «Культура и мир – священный оплот человечества», посвященный 75-летию Пакта Рериха. В нем приняли участие деятели науки и культуры из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Барнаула, Абакана и других городов России, а также Киргизии, Эстонии, Украины.В рамках форума, главным организатором которого выступил Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, прошли совместно с индийскими учеными конференции, семинары, выставки. Состоялся заинтересованный обмен мнениями о путях претворения в жизнь деятельной защиты духовного наследия человеческой цивилизации, достигнуты перспективные договоренности о расширении связей с индийскими культурными и научно-исследовательскими учреждениями, в частности, о сотрудничестве между Химачал-Прадешем и Алтайским краем с целью сохранения уникальной экологической среды и природы российского Алтая и индийских Гималаев.

Изображение
Участники форума "Культура и мир - священный оплот человечества"

Магниты культуры Индии
Форум стартовал в столице Индии – Дели, - городе с трехтысячелетней историей, видевшем расцвет древних империй, роскошь и могущество Великих Моголов. Согласно Археологическому обзору Индии, в Дели находится 60000 памятников мировой значимости, построенных несколько тысячелетий тому назад. Участники форума 20 октября познакомились с некоторыми из них, что входило в научно-познавательную программу «Магниты культуры Индии».

Изображение

Кутуб Минар – самый большой в мире минарет, который строился два века (XII – XIV вв.). Е.П. Блаватская писала о нем как месте исследований жрецов-астрологов. Величественная башня из красного песчаника высотой 72,55 метра поражает воображение каждого, кто смотрит на нее. Она стоит как ось, в молитвенном устремлении к небу, с которой неразрывно связан целый комплекс древних сооружений.

Изображение

Резные изречения из Корана, покрывающие ее стены снаружи, согласно преданиям, хранят башню от разрушения.
Участники форума увидели на территории комплекса и уникальную железную колонну, отлитую, как считают, в IV веке н.э.

Изображение

Изображение

Несмотря на температурные колебания, высокую влажность и время, прошедшее с ее создания, колонна не несет на себе следов ржавчины. Древний секрет такой обработки металла до сих пор не разгадан.
В тот же день делегация посетила комплекс индуистских храмов Шатар Пур, мечеть XVII века Джама Масджид, место кремации Махатмы Ганди. Нужно отметить, что индийцы очень любят посещать места, связанные с историей и культурой своего народа, и проявляют к ним большой интерес.

Изображение
Комплекс храмов Шатар Пур

Изображение
Вход в храм Шивы в Шатар Пур

Изображение
Вход в Джамма Масджид

Изображение
Место кремации Махатмы Ганди

На следующий день участники форума посетили места, связанные с именем Акбара Великого (1542 – 1605) – объединителя Индии, талантливого организатора, дальновидного политика, а также тонкого знатока и покровителя искусства. В трудах Е.И. Рерих, Н.К. Рериха и Е.П. Блаватской, в «Криптограммах Востока» и «Гранях Агни Йоги» об императоре Акбаре говориться как о всеиндийском Гуру и одном из Великих Учителей человечества. В книге «Твердыня Пламенная» Николай Константинович Рерих пишет: «Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же, как и многие священные в памяти имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории» .
Мавзолей Акбара в Сикандре – первая остановка в пути. Акбар начал строить его сам за несколько лет до своей смерти недалеко от Агры – столицы Великих Моголов. Мавзолей необычен, как и сам Акбар. По сути, это второе здание крепости в Агре, только в уменьшенном виде.

Изображение

Вокруг мавзолея на площади в 150 акров раскинулся сад, огороженный огромными стенами с четырьмя входами, по числу сторон света.

Изображение
Сад возле мавзолея Акбара, в котором свободно гуляют косули

Главные ворота в Сикандру очень красивы и расположены с южной стороны. Они выполнены из красного песчаника, украшенного белым мрамором и цветными мозаичными панно. Верхний ярус ворот служил местом, где по утрам и вечерам били в огромные барабаны, чтобы почтить память усопшего императора.

Изображение

Изображение

Главное четырехэтажное здание высотой около 30 метров имеет форму квадрата.

Изображение
Главное здание мавзолея Акбара

Первые три этажа его выполнены из красного песчаника, а последний, четвертый этаж – из белого мрамора. В этом здании и находится усыпальница Акбара. Оставив обувь у входа, посетители попадают в первый покой. Здесь много света. Он отражается в многочисленных мозаичных орнаментах, украшающих стены и купол, выполненных, преимущественно, в сапфировой гамме.

Изображение

Затем нужно пройти через узкий, слабо освещенный коридор с наклонным вниз пандусом. Посетитель идет по нему со склоненной в почтении головой, готовясь к встрече с Акбаром. Следующий покой – усыпальница. Ее стены лишены каких-либо украшений. В центре усыпальницы на платформе из цельного куска мрамора возвышается могила Акбара (здесь же похоронена любимая индуистская жена Акбара Джод Бай).

Изображение

Северную часть саркофага украшает надпись «Аллаху Акбар» (Бог велик), южную - «Джатт-е-Джалал Ху» (велика Его слава), а по кругу высечены все девяносто девять имен всемогущего Аллаха. Помещение слабо освещается естественным светом, падающим в окно, расположенное в самом верху восточной стены. От могилы Акбара исходит удивительная энергия покоя и мира. Великая Благодать вливается в душу каждого, кто посещает это место. Здесь присутствует Вечность, тишину которой изредка нарушают молитвенные возгласы мусульманского служителя.
Когда наша делегация вошла в склеп, в световое окно влетел голубь. Он долго сидел, словно приветствуя нас. Голубь сопровождал нашу делегацию и в городе Акбара – Фатехпур Сикри…
Следующая остановка - Агра – бывшая столица Великих Моголов в XVI – XVII веках. Главный культурный магнит города – «мечта из мрамора» - знаменитый архитектурный шедевр мавзолей Тадж Махал. Он был построен Шахом Джаханом в XVII веке в память о горячо любимой жене Мумтаз Махал. Местные жители рассказывают легенду, будто неутешный хан был вознесен во время сна неким святым человеком в райскую обитель, где сам Аллах повелел архангелу Гавриилу снять для него план рая. По этому плану и был построен мавзолей над телом обожаемой супруги. Расположение всего комплекса Тадж Махала (ворота, сад, каналы, бассейн и сам мавзолей) совпадает с описанием рая в священной книге мусульман Коране. В сад Тадж Махала входят через большие ворота из красного песчаника, над которыми на белом мраморе высечена арабской вязью надпись: «Войди в мой рай». Эти слова Аллаха из Корана звучат в головах людей, когда они проходят через портал и входят в сад. И это придает особое значение Тадж Махалу.

Изображение
Ворота в Тадж Махал

Изображение

Изображение
Тадж Махал

Четыре канала, как четыре райских реки, квадратный бассейн в центре подобен «водоему изобилия» в раю. Весь комплекс венчает мраморный мавзолей – он находится как раз в том месте, где по описанию рая располагается «трон Господень», поддерживаемый четырьмя ангелами. Таким образом, Тадж Махал – копия небесного трона Господа. Он парит в воздухе как мираж, излучая свет, красоту и любовь. Недаром его называют памятником любви.
День завершился посещением города-резиденции Великого Акбара Фатехпур Сикри. Город был заложен императором в 1569 году в связи с рождением сына. Это событие было предсказано правителю Индии суфийским святым Салимом. В знак благодарности святому Акбар назвал сына его именем и возвел в деревушке Сикри, где жил Салим, новую столицу. Акбар прожил в городе вместе со своим двором 16 лет, а затем перенес столицу в Лахор ввиду неблагоприятной астрологической ситуации. Формальной причиной смены столицы стало изменение русла реки и отсутствие воды.
Аура города до сих пор хранит теплоту и свет времени правления Акбара. Она живет в зданиях, построенных императором из огненно-красного песчаника, который он так любил. Перед глазами живо встают картины прошлого, описанные нам экскурсоводом индусом Димаром. Вот здесь – место встречи правителя с простым народом – Диван-и-Ам (Зал правосудия). Император приходил сюда каждый день и в течение двух часов решал судебные дела.

Изображение
Димар рассказывает о городе Акбара

Изображение
Диван-и-Ам

Здесь – здание частных аудиенций Акбара – Диван-и-Кхас. Император проводил в этом здании государственные приемы. Он восседал высоко над землей на площадке огромной капители в центре зала, опирающейся на восьмигранную колонну с великолепной резьбой, и обсуждал текущие государственные дела с придворными, разместившимися на галереях и внизу на полу.

Изображение
Диван-и-Кхас

Изображение
Диван-и-Кхас внутри

Изображение

Рядом с Диван-и-Кхас - сокровищница, где хранилась казна. Здесь нам навстречу в окно влетел голубь и сопровождал нашу делегацию в течение всего путешествия по старинному городу.
Прекрасно сохранилось место астролога-хироманта, с которым Акбар советовался как по политическим, так и по бытовым вопросам; пятиэтажный дворец Панч Махал, предназначенный для вечерних прогулок на открытом воздухе; спальные покои Акбара, где и сейчас можно рассмотреть остатки настенной росписи; дворец православной жены правителя Мириам и дворец его индуистской жены Джод Бай, а также множество других прекрасных зданий. Сохранилась и площадка для танцев и выступлений музыкантов на открытом воздухе, окруженная небольшим водоемом. Известно, что Акбар любил музыку. И когда лучшие музыканты Индии играли для своего правителя, то на небе расходились облака, а дикие олени покидали леса и шли в город к источнику божественных звуков.

Изображение
Место астролога

Изображение
Панч Махал

Изображение
Спальные покои Акбара и площадка для выступлений музыкантов

Удивительная атмосфера сохранилась во дворце Джод Бай. Об этой императрице в книге Е.И. Рерих «У порога Нового Мира» Учитель говорит: «Не знает история Луча жены Акбара. Я с радостью утверждаю мудрую Jodhbai» . Здесь, вдали от суеты и шума современной цивилизации, как-то по-особому близко воспринимаешь материнскую теплоту любимой супруги императора, которой до сих пор дышат стены зданий ее дворца.

Изображение
Во дворце Джод Бай

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Продолжение следует.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Helen »

Материал опубликован в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 5 (78) от 30 декабря 2010 года.

Форум Культуры на земле Богов

(Продолжение)

Наследие Рерихов – мост культур России и Индии
22 ноября в Российском центре науки и культуры в Нью-Дели состоялось открытие форума и общественно-научной конференции «Пакт Рериха и Знамя Мира как феномен мировой культуры».

Изображение
Российский центр науки и культуры в Дели

Изображение

После совершения традиционной индийской церемонии возжжения огня перед собравшимися выступил руководитель Российского центра науки и культуры Ф.А. Разовский. В своем приветственном слове Федор Анатольевич отметил, что за последние семь лет такое количество ученых впервые собралось в Российском центре, что вдохновляет и радует.

Изображение
Церемония возжжения огня

Изображение

Изображение
Выступает Ф.А. Разовский

От посольства России в Индии выступил Д.Е. Челышев. Он говорил о значении наследия Рерихов для настоящих и будущих поколений и о том, что Российский центр науки и культуры в Дели широко его пропагандирует. Свидетельством этому, в частности, служит постоянная экспозиция в здании центра, посвященная всем членам этой выдающейся семьи.

Изображение
Выступает Д.Е. Челышев

Изображение

Председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха профессор Уральского государственного университета О.А. Уроженко (г. Екатеринбург) в своем выступлении отметила, что форум открывается накануне дня рождения Святослава Николаевича Рериха, имя которого носит Совет, и что это первый из восьми организованных Советом форумов, который проходит в Индии. «Наша встреча на индийской земле – это не просто конференция, туристическая и паломническая поездка, - подчеркнула Ольга Алексеевна, - это прикосновение к духовно-энергетическому потенциалу Индии».

Изображение

Советник Российской академии естественных наук, вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры М.Н. Чирятьев (г. Санкт-Петербург) говорил о 75-летии Пакта Рериха, которому посвящен форум, о том, что многие культурные и политические деятели начинают осмысливать наследие семьи Рерихов как мост дружбы между Россией и Индией. «В Индии, начиная с древности и до сих пор, существует неразрывное единство науки, религии и культуры, - отметил Михаил Николаевич. – Россияне чувствуют эту сопричастность и это единство».
В рамках форума в Российском центре науки и культуры прошла презентация двух выставок – «Скульптура Алексея Леонова в фотографиях» и «Индия глазами детей России». Главная тема обоих выставок – Индия. Дети из Перми, Пензы, Саратова, Тулы запечатлели на своих рисунках яркие краски Индии в одеждах танцующих женщин, цветущей природе, архитектурных памятниках. Многие ребята обратились к образу Будды – одного из Великих Учителей человечества. Всего на выставке было представлено 50 работ, отобранных на конкурсе 2009 года, посвященном году Индии в России.

Изображение
Выставки в фойе Российского центра науки и культуры

Молодой украинский скульптор Алексей Леонов создал в скульптуре целый ряд прекрасных образов богов, философов и мыслителей Индии – Лакшми, Кришны, Арджуны, Будды, Тагора, Рамакришны, Вивекананды и многих других. Философские воззрения Индии были глубоко восприняты Е.П. Блаватской и семьей Рерихов, что нашло отражение в их трудах. Фотографии их портретов также были представлены на выставке. Директор Международной Академии Индийской культуры профессор Локеш Чандра, посмотрев фотографии произведений Алексея Леонова, был поражен мастерством молодого скульптора, который так тонко смог передать глубинные струны духовной культуры Индии – страны, где до сих пор чтят Богов и Героев. Локеш Чандра сказал, что издаст альбом работ украинского мастера в память об этой встрече.

Изображение
Профессор Локеш Чандра и профессор Нирмала Ширма знакомятся с фотовыставкой скульптур Алексея Леонова

В докладах, прозвучавших на конференции, речь шла об актуальности Пакта Рериха в современном мире, роли научных, государственных и общественных организаций в продвижении его идей; о современном положении культуры и развитии общественных форм ее защиты в Индии, России и других странах; обсуждались пути общественной поддержки сохранения наследия и возрождение Института Гималайских исследований «Урусвати».
Профессор О.А. Уроженко в своем докладе «Пакт Рериха как выражение философии космической реальности» говорила о том, что в этом документе проявилась забота Учителей о Культуре как важнейшей составляющей эволюции человечества. «Замковым камнем» Пакта стало Знамя Мира – Знамя Культуры, Знамя Иерархии Света, утверждающее огненность всего сущего. Этот символ был осмыслен Н.К. Рерихом через икону Троицы Андрея Рублева. Ольга Алексеевна привела слова Николая Константиновича о том, что одно телесное разоружение не поможет, нужно разоружиться в духе. И чтобы Знамя Мира, поднятое в духе, не было опущено, мы должны прилагать к этому усилия каждый день.

Изображение
Профессор О.А. Уроженко

Советник Российской академии естественных наук М.Н. Чирятьев проанализировал в своем выступлении научные исследования Рерихов в Институте «Урусвати» в Индии. Главный вывод, к которому он пришел, - научные изыскания всех членов семьи Рерихов опередили человечество на несколько десятилетий и даже столетий. И оценить их смогут только в будущем.
Кандидат медицинских наук Г.А. Яковлева (г. Пермь) назвала свое выступление «Целительная мощь Культуры». Галина Анатольевна на примерах исследования воды наглядно показала, как музыка, слово и мысль изменяют структуру жидкости, а значит, влияют на человеческий организм.
Председатель Эстонского общества Рериха К.А. Молчанова (г. Таллинн) говорила в своем видеовыступлении о духовном значении Знамени Мира в жизни человека. Знамя Мира предназначено для охраны культурных ценностей. Оно было распространено Н.К. Рерихом по всему миру, создав общественное движение, противостоящее силам тьмы. Это движение основано на взаимопонимании между народами. «Истинная внутренняя культура, - отметила Кира Алексеевна, - это характер, который можно изменить в лучшую сторону. Для этого нужно изучать свое сердце. Мировая задача решается сейчас в повседневной жизни. Настало время осознать свою ответственность и стараться поднять свои мысли до великолепия Света».
В тот же день в Государственном Университете имени Дж. Неру в Нью-Дели участники форума встретились с преподавателями, аспирантами и студентами этого учебного заведения.

Изображение
Встреча в Университете имени Дж. Неру

Гостей приветствовал ректор университета профессор Рамадхикари Кумар. Он сказал, что в Индии знают Н.К. Рериха и его семью и Российский центр науки и культуры успешно пропагандирует их духовное наследие. «Многие наши студенты слышали о творчестве Николая Рериха, но мало знают о Пакте Рериха, и им будет интересна эта встреча», - подчеркнул ректор.

Изображение
В центре – ректор университета профессор Рамадхикари Кумар

Профессор О.А. Уроженко, говоря о Пакте Рериха, отметила, что этот документ имеет в виду как охранение памятников культуры, так и охранение человека и его духовности. Ольга Алексеевна обратила внимание на большой вклад философа Елены Ивановны Рерих в дело Пакта и привела ее слова об особом пути – пути Знамени Мира. «Пакт может остаться на бумаге, если мы не будем применять его в жизни каждого дня, - сказала в заключение своего выступления О.А. Уроженко. – Сегодня путь культуры каждого дня – это та точка опоры, которая способна перевернуть мир».

Изображение
Профессор О.А. Уроженко

Изображение
Аспиранты университета

Директор Хакасского научно-исследовательского Института языка, литературы и истории (ХакНИЯЛИ), доктор исторических наук, профессор В.Н. Тугужекова (г. Абакан) и доктор философских наук, профессор Алтайского государственного аграрного университета А.В. Иванов (г. Барнаул) предложили ректору Университета имени Дж. Неру сотрудничать в сфере обмена студентами между вузами. Валентина Николаевна пригласила к сотрудничеству с институтом ХакНИЯЛИ индийских ученых, которые занимаются исследованием памятников истории, в частности, изучением скифской культуры. «История тюркских каганатов связана с Индией. Возможно, что это тема будет интересна для индийских ученых», - сказала В.Н. Тугужекова.
Ректор университета профессор Рамадхикари Кумар выразил готовность к сотрудничеству. «Можно сотрудничать с кафедрой истории и школой по искусству и эстетике при университете. Возможно, что в перспективе будет открыта секция по изучению наследия семьи Рерихов», - сказал он.

Изображение
Профессор А.В. Иванов

Изображение

В беседе принимали участие также профессор Варьям Сингх и профессор Арун Моханти Центра Российских и Центрально-Азиатских исследований Университета им. Дж. Неру. Арун Моханти, долгое время изучавший вопросы, связанные с наследием Н.К. Рериха, Учением Агни Йоги, записями Е.И. Рерих, выступил с сообщением о Пакте Рериха перед студентами университета. Встреча завершилась свободным общением участников форума с индийскими студентами.

Изображение
Второй справа - профессор Варьям Сингх

Изображение
Профессор Арун Моханти

Изображение

Изображение

Изображение

День рождения Святослава Николаевича Рериха, 23 октября, начался с вручения почетного знака «Меч Мужества» профессору Локешу Чандра за его вклад в изучение, сохранение и популяризацию наследия семьи Рерихов в Индии. Церемония награждения проходила в конференц-зале Российского центра науки и культуры в контексте общественно-научной конференции «Пакт Рериха и Знамя Мира как феномен мировой культуры». Награду вручала председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха О.А. Уроженко. Также она преподнесла в дар Локешу Чандра книгу «Пространство смыслов буддийской металлической скульптуры», написанную ею совместно с В.В. Деменовой.

Изображение
Почётный знак «Меч Мужества»

Изображение
Вручение знака «Меч Мужества» профессору Локешу Чандра

В ответном слове Локеш Чандра говорил о Святославе Николаевиче Рерихе, в день рождения которого мы все собрались. Он отметил, что «само имя Святослав означает святой, и все вы являетесь посланниками его светоносной славы, которая в нем манифестирована». Профессор обратил внимание на глубокие внутренние духовные связи между славянскими и индийским народами, о чем, в частности, свидетельствуют скульптурные работы А. Леонова, в которых мастер передает бессмертный дух человека.

Изображение

Локеш Чандра обратил внимание на знак «Меч мужества», в который введены символы горы и меча. «Горы – это чисто индийский символ, - сказал профессор. – Они отражают душу божеств, населяющих их. Только такой великий художник как Николай Рерих смог передать душу богов Гималаев». Меч в его сознании рождает ассоциацию с образом буддийского бодхисатвы Манчжушри, которого изображают держащим в руке меч, окруженный огнем. Это символ мудрости, ума и подлинной мощи. «Мне было очень приятно, что именно буддийская интерпретация звучит в этом символе», - сказал Локеш Чандра. Профессор говорил также о вкладе в мировую культуру каждого из членов великой семьи Рерихов и особо остановился на значении Пакта Рериха. Пакт Рериха, по его мнению, - это мечта о глобальном объединении людей поверх связей, ограниченных расстояниями. Это то, что существует над всем, а именно, пространство Культуры. Размышляя о миссии России, он отметил, что Мать Россия сейчас ищет истоки вдохновения в своих корнях, в кристалле духовных традиций, чтобы принести другим свой дар.

Изображение

Локеш Чандра мечтает об открытии в Индии центра, который занимался бы глубоким изучением и развитием направлений исследований, заложенных Рерихами в Институте «Урусвати», а также регулярно распространял информацию о философских убеждениях и научных открытиях Рерихов среди индийцев.
Затем прозвучали выступления российских ученых. Профессор В.А. Иванов (г. Барнаул) говорил об идее всеединства в русской и индийской философии XIX века, доктор философских наук, профессор Алтайского государственного технического университета М.Ю. Шишин (г. Барнаул) – об искусстве сказительства в среде тюркоязычных народов Алтая, доктор исторических наук В.Н. Тугужекова (г. Абакан) в своем выступлении осветила проблему сохранения культуры Саяно-Алтая. Руководитель Центра Гуманной педагогики, отличник образования Кыргызстана Д.А. Кутманалиева (г. Бишкек) говорила о том, какое отражение нашла Индия в творчестве Чингиза Айтматова. Кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева Е.С. Кулакова (г. Новокузнецк) обратилась к теме «Николай Рерих как Водитель Культуры в творчестве Святослава Рериха».

Изображение
Выступает профессор М.Ю. Шишин

Изображение
Выступает профессор В.Н. Тугужекова

Изображение
Выступает Д.А. Кутманалиева

Профессор Арун Моханти Центра Российских и Центрально-Азиатских исследований Университета им. Дж. Неру в Нью-Дели в своем выступлении говорил о значении Пакта Рериха для современной цивилизации. Пакт Рериха, по его мнению, - это толчок к спасению. «Культура будет играть большую роль при сохранении экономики, - сказал он. – Эту мысль первым оформил Рерих».

Изображение
Выступает профессор Арун Моханти

В тот же день был заключен договор о сотрудничестве между Культурным фондом Гималайских исследований в Нью-Дели и Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории города Абакана и состоялась лекция О.А. Уроженко и М.Н. Чирятьева о вкладе семьи Рерихов в сокровищницу мировой культуры и науки членам молодежного литературного клуба «Рифма», действующего на базе Института русского языка Российского центра науки и культуры в Нью-Дели.

Изображение


Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Продолжение следует.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Любовь »

Сайт Посольства РФ в Республике Индии

Встреча с участниками международного форума, посвященного 75-летию Пакта Рериха
http://www.rusembassy.in/index.php?opti ... 66&lang=ru
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Helen »

Конференция в Российском центре науки и культуры в Дели, посвящённая 75-летию Пакта Рериха.

Сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

http://www.roerichs.com/Publications/Pr ... 1-11_2.htm
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Ирис »

Каким наполненным пульсом бьется жизнь программы Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха "Как охраним живую ткань Культуры"! Какой грандиозный пространственный размах и содержательная глубина присущи ей. Большое и полезное дело творят ее создатели и участники: ведь в каждом регионе, который достигают крылья этого форума, пространство озаряется чистым и высокозвучным светом Ее Величества Культуры. Чем ярче Свет, тем крепче Щит!
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Helen »

Форум Культуры на земле Богов
(продолжение)

Путь к Гималаям. Курукшетра

24 октября рано утром участники форума выехали из Дели. За день предстояло преодолеть сотни километров и к вечеру добраться до Гималайской долины Кулу.

Изображение

В окно автобуса можно было наблюдать картины, сменяющие одна другую. Поля с посадками культурных растений перемежались со скромными жилыми застройками индийцев, которых отличает чувство собственного достоинства и уважение к земле.
Эта земля для них святая, ведь по ней когда-то ходили Боги и Герои. Особенно остро ощущается святость места в городе Курукшетра, где остановился автобус, и мы могли пройти по древней земле и почувствовать ее благие токи. Здесь более 5000 лет назад была великая битва, описанная в «Махабхарате». Равнина вокруг города описывается в древней санскритской литературе как «Брахмаварта» (земля Брахмы). А в первом стихе «Бхагавад-Гиты» Курукшетра называется «дхарма-кшетрой» — «полем дхармы».

Изображение

Изображение

Изображение


На каждом метре земли Курукшетры происходил тот или иной сюжет эпоса. В храме Станешвара Пандавы просили Шиву о победе в битве на Курукшетре и получили его благословение. Под баньяновым деревом в месте Джьотисар состоялся диалог Бога и человека — Кришны и Арджуны. Теперь каждый год там проходит праздник явления сокровенного знания «Бхагавад-Гиты». Рядом с озером Бан Ганга пронзенный стрелами умирающий воин Бхишма передавал братьям Пандавам знание о дхарме. Во рве Карнавадхе застряла колесница Карны, перед тем как его убил младший брат Арджуна. В озеро, расположенное в Парасаре, спрятался Дурьодхана, сбежав с поля битвы.
В Курукшетре мы посетили Панораму, в которой воссозданы события великой битвы, Научный музей, музей Кришны и Джьотисар.

Изображение

Курукшетра Панорама и Научный музей

Рассматривая величественную круговую Панораму битвы на поле Куру, зритель попадает в атмосферу далекого прошлого и становится соучастником исторических событий.

Изображение

Изображение

Изображение

Ржание и топот лошадей, несущих колесницы с военноначальниками, возгласы вооруженных воинов, сражающихся в поединке с врагом, призывные звуки священных раковин, которые использовали в качестве боевых труб, воссоздают реальные картины индийского эпоса. Князь Арджуна, принадлежащий к касте Кшатрия (воинов) и потому обязанный сражаться, сидит в колеснице в смятении. Он должен биться с вражеским войском, где многие ратники – его дальние и ближние родственники. Арджуна не хочет участвовать в братоубийстве и готов скорее умереть сам, чем поднять руку на ближнего.

Изображение

- Что делать, Кришна, помоги, объясни! – в отчаянии обращается он к своему вознице другу-Богу. И Кришна призывает его к исполнению своего долга дхармы Кшатрия. Он говорит, что человек не может быть убитым, как и убить другого, потому что человек не есть тело. Сразить можно тело, но душа бессмертна. И души тех, кто честно выполняет свой воинский долг, кто мужественно сражается за справедливое дело, не пятнаются кровью сраженных, но идут в Девачан (рай). И, наоборот, те, кто уклоняется от выполнения долга, кто проявляет малодушие и трусость или воюет с неправедными целями, души тех отправляются в адские области. Поэтому «для Кшатрия нет ничего более желанного, чем праведная война», - утверждает Кришна в «Бхагавад-Гите». И «счастливы те Кшатрии, которым выпадает надолго такое сражение, подобно нежданно отверстым вратам в Небеса» .

Кульминационной точкой метаисторического пространства Курукшетры является место Джьотисар. Здесь под старым баньяном и состоялся диалог Бога и человека, который запечатлен в «Бхагавад-Гите».

Изображение

Изображение

Изображение

Здесь Кришна говорил Арджуне об идее долга и раскрыл ему значение духовного подвига. Колесница Арджуны и ветви баньянового дерева густо украшены бардовыми нитями, привязанными паломниками с мыслью об исполнении желания. Рядом находится священное озеро, к которому во время религиозных праздников стекается множество людей. Во время лунных затмений их число достигает миллиона, так как по представлению индусов в это время здесь собираются воды всех священных озер Индии.

Изображение

После посещения Курукшетры мы продолжили свой путь к Гималайской долине Кулу, перечитывая в автобусе вслух главы из «Бхагавад-Гиды» и обсуждая их.

Е.С.Кулакова, г. Новокузнецк
(Продолжение следует).
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Helen »

Форум Культуры на земле Богов
(Продолжение)

Кулу – магнит культуры Будущего

Долина Кулу - Серебряная долина, или долина 360 богов, встретила нас освежающей прохладой. Покрытые снегом вершины окружают ее плотной стеной, что создает близкий к средней полосе России микроклимат. Долина раскинулась вдоль реки Беас на пятьдесят километров.

Изображение
Вид на долину Кулу с усадьбы Рерихов

«Храмы, скульптуры и места, связанные с богослужением, - наиболее значительное раннее художественное наследие и свидетельство, которое мы имеем в Кулу, - писал С.Н. Рерих в статье «Храмы и святыни». – Религия вплоть до недавнего времени играла значительную роль в жизни людей. Она была неотъемлемой частью общества, соединительным звеном и являлась живой богатой смесью индуизма с древними местными верованиями в природных духов, в малых божеств, наполнявших жизнь людей самым реальным образом» .
Древние религиозные верования сохраняются здесь до сих пор. В этом участники форума смогли убедиться, посетив Манали – курортную столицу долины.

Изображение
Жители Манали

Изначально название Манали происходит от Ману-алайя, или жилище отшельника Ману. Существует предание, согласно которому бог-хранитель Вишну во время всемирного потопа, обратившись в золотую рыбку Матсью, спас лишь отшельника Ману. Отшельник вышел из своего ковчега именно в долине Кулу, где и поселился. Он сохранил для будущих поколений святые книги Вед и стал прародителем всего последующего человечества. В память об этом событии на месте, куда приплыл ковчег, люди построили город с названием Манали и храм Ману. У входа в храм до сих пор стоят древние каменные изваяния животных, которые, по преданию, вместе с Ману спаслись от потопа.

Изображение
Храм Ману в Манали

Изображение
Фигурки животных у входа в храм Ману

Герои «Махабхараты», братья Пандавы, также были в этих местах. Свидетельство тому – храм XVI века богини Хадимбы, расположенный в кедровом лесу недалеко от центра города. Хадимба, сестра ракшаса, стала женой силача Бхимы, одного из героев «Махабхараты». Как указано на официальной каменной доске, богиня помогает от стихийных бедствий и нищеты, считается покровительницей дождя. Храм Хадимбы, построенный из дерева по типу пагоды, богато украшен резьбой с изображением богов и богинь, скифских оленей и птиц, и относится к числу наиболее языческих. Здесь до сих пор приносят в жертву коз.

Изображение
Храм Хадимбы

Изображение
Резьба по дереву у входа в храм Хадимбы

В Манали участники форума осмотрели также буддийский храм Нингампа Гомпа с огромной статуей Будды.
В Наггаре - столице долины Кулу с начала XVI до середины XVII века, где расположено имение Рерихов, также имеется ряд древних достопримечательностей. Среди них пагода Трипури Сундари, посвященная супруге Шивы и покровительнице долины, храм Шивы и Парвати XI – XIII вв., храм Вишну XVII века, замок раджей – уникальный памятник гималайской архитектуры, построенный князем Сидх Сингхом в начале XVI века.
Боги для современных индийцев, как и для их предков, - это реальность, с которой они соприкасаются каждый день. Мы были свидетелями, как каждое утро жрец совершал религиозный обряд возле одного из храмов. При этом ему не требовалось присутствие людей. Свои действия он совершал лишь для того, чтобы сохранить нить связи с миром богов.

Изображение
Храм Вишну в Кулу

Возле храма Кришны, играющего на флейте (XV в.), мы видели огромную деревянную колесницу, на которой в особые религиозные праздники возят изображения богов.

Изображение
Храм Кришны в Кулу

Изображение
Деревянная колесница у храма Кришны

Считается, что боги проявляют себя, свою энергию через изображения и особенно через маски. Ежегодно в августе к дому Рерихов в Наггаре приходит процессия людей с носилками, на которых из древнего храма несут маску Гуго Чохана – покровителя долины Кулу с XV века. Таким образом Гуго Чохан посещает свою сестру Раджмату и других божественных родственников, скульптурные изображения которых находятся возле дома Рерихов. Здесь Гуго Чохан через жреца делится своим видением будущего, предсказывая его на год вперед.

Изображение
Дом Рерихов в Кулу

Изображение
Боги Кулу

В деревне Румсу, расположенной в полутора часах ходьбы от Наггара, особенно остро ощущаешь взаимопроникновение мира людей, духов природы и мира богов. Эту атмосферу хранят старинные деревянные постройки с уникальной резьбой, домик святого человека, жившего в этих местах, и сами люди, жизнь которых протекает перед ликом богов, обитающих на вершинах гор.
Прочувствовав духовную атмосферу этих мест, глубже начинаешь понимать особенности метапространства жизни семьи Рерихов в гималайской долине Кулу. Понимаешь, что не случайно в этом живописном горном районе, где в самой природе разлиты тонкие энергии, Рерихи закладывали основу для будущего города Знания. Здесь они построили Институт Гималайских исследований «Урусвати», развитие которого позволит возродить научные исследования на основах Учения «Живой Этики». Здесь, в своей усадьбе, они трудились для будущего.

Изображение
Институт «Урусвати»

Сейчас в двух зданиях Института «Урусвати» располагаются музей народного искусства Гималаев, колледж искусств имени Е.И. Рерих, экспозиции, посвященные истории «Урусвати» и деятельности Ю.Н. Рериха на посту директора Института.
На территории усадьбы Рерихов много посетителей. Их число доходит до 700 в день. Художественная галерея, в которой экспонируются картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, и летняя мастерская С.Н. Рериха всегда открыты для осмотра. А жилые комнаты владельцев усадьбы можно осмотреть только через окна, пройдя по открытой галерее второго этажа. С территории усадьбы открывается очень красивый вид на долину Кулу и горную гряду Гималаев. А с открытой площадки – места кремации Н.К. Рериха, где установлен камень, хорошо видна священная гора Гепанг, напоминающая по очертаниям букву “М”. Ее неоднократно писали на своих картинах Николай Константинович и Святослав Николаевич. Здесь, на площадке у камня, вспомнились вдохновенные слова Н.К. Рериха: «О Бхарат, прекрасный, позволь мне послать мой искренний восторг всему величественному и вдохновенному, что заполняет Твои древние города и храмы, Твои луга, Твои просторы, Твои священные реки и Гималаи» .

Изображение
Камень на месте кремации Н.К.Рериха

Изображение
Гора Гепанг

Кулу – магнит культуры Будущего, утверждали Рерихи. И это Будущее связано с новым поколением, с детьми. Они тоже приняли участие в форуме, предоставив свои видеовыступления для педагогической гостиной «Дети мира о мире», состоявшейся в небольшом конференц-зале при усадьбе Рерихов. Дети из Перми, Тулы, Бишкека, Новокузнецка, Саратова делились своими мыслями о будущем, о культуре России и Индии. В их исполнении звучали стихи и музыка собственного сочинения, демонстрировались театрализованные композиции. Выставка детских рисунков экспонировалась в здании Института «Урусвати».

Изображение
Педагогическая гостиная

В работе педагогической гостиной принял участие организатор культурных программ в усадьбе Рерихов Шеру Баба. Его дед и отец общались с Рерихами, и он с детских лет, которые провел в Лахуле, знал об этих великих людях. «Я рад, что вы здесь и что вы поддерживаете свет Культуры, - сказал Шеру Баба. – Когда мы просто об этом говорим, мы уже взаимодействуем на поле Культуры. Для меня Культура – это то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Культура – это братство. В пространстве Культуры мы изменяемся сами. В нем мы можем подниматься, как по ступеням, вверх. Рерих говорил, что Культура – это Красота. И мы ответственны за то, чтобы жить в Красоте».

Изображение
Шеру Баба

Продолжением педагогической гостиной стало выступление индийских детей колледжа искусств имени Е.И. Рерих. На концертной площадке под открытым небом они выступили перед гостями с концертом, вдохновенно исполнив песни разных народов мира вместе с исполнительным директором усадьбы Рерихов Аленой Адамковой.

Изображение
Выступление индийских детей

Пребывание участников форума в долине Кулу завершилось торжественной церемонией у камня – места кремации Н.К. Рериха. Под звездным небом в ночной тишине каждый зажег свою свечу как символ того, что огонь служения Культуре, возжженный Николаем Константиновичем, горит и сегодня в сердцах человеческих. Из горящих свечей был выложен знак Триединства со Знамени Мира, которое в будущем будет поднято над всей планетой.

Изображение

(Продолжение следует).
Последний раз редактировалось Helen 01 апр 2011, 17:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Olga »

Замечательный рассказ и фото, сердечное спасибо
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Программа: "Как охраним живую ткань Культуры?"

Сообщение Helen »

Форум Культуры на земле Богов

(Окончание.)

Шимла. Поиск путей сотрудничества

Дальше путь участников форума лежал в город Шимлу – административный центр штата Химачал-Прадеш. По пути мы посетили Ревалсар – одно из наиболее почитаемых буддийских мест, связанных с именем Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, жившего в VIII веке. Город, расположенный на высоте 1360 метров над уровнем моря, знаменит священным озером, в котором обитает несметное количество священных карпов, охраняющих его.

Изображение
Город Ревалсар на берегу священного озера

Изображение
Священные карпы

Появление озера связывают с историей из жизни Падмасамбхавы. По ложному обвинению в растлении ума молодой принцессы царства Захор Мандаравы он был посажен местным правителем в темницу и приговорен к высшей мере наказания - сожжению на костре. В доказательство своей невиновности Падмасамбхава во время казни обратил огонь в воду, из которой образовалось озеро. Сам Учитель проявился в центре его, восседающий на лотосе. После этого царь Захора признал в Падмасамбхаве выдающегося Мастера, стал его учеником и благословил на ученичество свою дочь.
Священное озеро является местом поклонения буддистов, индуистов и сикхов. Вокруг святыни паломники совершают ритуальный обход – кору, и поднимаются к горной пещере, где молился великий Гуру перед путешествием в Тибет.
Участники форума осмотрели озеро, поднялись к огромной скульптуре Падмасамбхавы, возвышающейся над городом, и посетили пещеру святого.

Изображение
Скульптура Падма Самбхавы, возвышающаяся над городом

Дорога к пещере узкой лентой поднималась все выше в гору вдоль семи священных озер. Само место, где молился святой, очень красиво. Цепь Гималайских гор с одной стороны и чистейшее горное озеро с другой обрамляют его. Подступы к пещере украшены множеством молитвенных флажков и выбитыми на камнях мантрами.

Изображение

Изображение
Горное озеро


Изображение
Молитвенные флажки у входа в пещеру Падмасамбхавы

В пещере Падмасамбхавы совершенно особая атмосфера. Сюда не проникают звуки внешнего мира. В полном молчании мы слушали тишину беспредельности и созерцали величественное скульптурное изображение святого в состоянии просветления. Казалось, что время остановилось и духовное состояние Учителя частично передалось нам.

Изображение
Скульптура Падма Самбхавы в пещере

Изображение
Лик Падма Самбхавы

К вечеру мы добрались до Шимлы – самого крупного горноклиматического курорта Индии. Город расположен на высоте 2000 метров над уровнем моря на семи холмах, покрытых, как ковром, хвойными деревьями. В колониальные времена Шимла была летней столицей Британской Индии. Правительство переезжало сюда из раскаленного Дели на все лето.

Изображение
Город Шимла

Изображение
Жители Шимлы

Изображение

Этот город упоминается в книге «Община» Учения «Живой Этики». Из «Писем Махатм» следует, что Учителя направляли отсюда письма членам Теософского общества, основанного Е.П. Блаватской.
Здесь участники форума посетили музей резиденции военной службы, комплекс индуистских храмов, государственный музей штата Химачал Прадеш. В музее штата экспонируется храмовая скульптура, маски богов из Кулу и Сарахана, старинные миниатюры в стиле пахари, прославившиеся утонченным изображением сцен романтической любви, сюжеты которых почерпнуты из эпических поэм Индии.

Изображение
Музей военной службы

Изображение
Комплекс индуистских храмов

Изображение
Здание государственного музея штата Химачал Прадеш

В Шимле действует научный центр, в котором состоялся круглый стол участников форума с учеными Института комплексных гималайских исследований. С индийской стороны в работе круглого стола приняли участие Президент Института профессор Сунил Кумар Гупта, директор Института профессор С.П. Бансал, директор отделения языка, искусства и культуры Прем Шарма и ряд научных сотрудников.
Индийские ученые рассказали о работе Института комплексных гималайских исследований. Здесь занимаются изучением особенностей окружающей среды и природы Гималаев, традиционной культуры и системы поддержки здоровья, исследуют социально-культурные и языковые аспекты этого региона, работают над вопросом сохранения лесных ресурсов штата Химачал-Прадеш.
Советник РАЕН М.Н. Чирятьев (г. Санкт-Петербург) выступил перед учеными с сообщением о работе Института «Урусвати», созданного Рерихами в долине Кулу, в котором им удалось осуществить синтез методов европейской науки и восточной мысли.

Изображение
Встреча с индийскими учеными в Шимле

Изображение

Изображение

Профессор О.А. Уроженко (г. Екатеринбург) в своем выступлении отметила, что цель данного форума состоит в том, чтобы наладить мосты сотрудничества между научной и культурной общественностью Индии и России на основе концепции Культуры Н.К. Рериха. Эта концепция нашла отражение в Пакте Рериха, который включает охранение древних религий, культурных традиций, научных знаний, природных ландшафтов. Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира – Знамя Культуры духа, под которым объединятся все народы Земли.
Перед участниками круглого стола также выступили профессор А.В. Иванов и М.Ю. Шишин (г. Барнаул), доктор исторических наук В.Н. Тугужекова (г. Абакан). Они поделились мыслями о возможном сотрудничестве ученых Алтая и Хакасии с Институтом комплексных гималайских исследований в Шимле.
Итогом встречи стал договор о сотрудничестве между штатом Химачал Прадеш и Алтайским краем с целью сохранения уникальной экологической среды и природы Алтая и индийских Гималаев.

Изображение


Его Страна. Калимпонг – Дарджилинг

В городе Калимпонге в Восточных Гималаях участники форума остановились на территории усадьбы дома «Крукети», где провела последние семь лет своей жизни Елена Ивановна Рерих.

Изображение
Дом Крукети

Дом «Крукети» был построен по европейскому типу в 1930-е годы Норманом Оддлингом, зятем «архитектора Калимпонга», доктора Джона Андерсона Грэхема. Грэхем умер в «Крукети» в 1942 году, а Е.И. Рерих переехала сюда вместе со старшим сыном Ю.Н. Рерихом в 1949 году, взяв дом в аренду. После ее ухода дом перешел к его владельцам. В 2002 году он был выставлен на продажу. Его выкупили представители итальянской общины «Живой Этики», чтобы дать новую жизнь дому, возвратить в его стены вибрации слов книг Учения «Живой Этики», ценности Братства и Красоты. Работа по реставрации «Крукети» шла три года. И 5 декабря 2005 года в присутствии официальных лиц Индии, России и Италии состоялось торжественное открытие дома-музея.
В «Крукети» нет мемориальных вещей. Сохранился только камин на первом этаже и каменная скамейка в саду, на которой любила сидеть Елена Ивановна. Однако итальянским друзьям удалось в обстановке дома сохранить простоту, гармоничность и торжественность - качества, столь свойственные Елене Ивановне. У посетителей дома остается неизгладимое чувство ее духовного присутствия здесь.
Все лучшие утонченные качества итальянской культуры, проявившейся в синтезе с индийской культурой, мы увидели в «Крукети». Синтез стилей нашел свое отражение и в убранстве дома, и в великолепных сочетаниях цветущих растений в саду, и в оформлении мест проживания гостей.
Во время экскурсии по дому член итальянской общины Ференца показала нам на первом этаже комнату с камином, где Рерихи встречали гостей, и рабочий кабинет Ю.Н. Рериха. На втором этаже располагаются комната Елены Ивановны и спальня Юрия Николаевича. В комнате Елены Ивановны по утрам всегда открывают окно с видом на величественную Канченджангу, что усиливает ощущение жизни в доме.

Изображение

Обстановка здесь очень проста. Небольшой круглый столик, плетеный из лозы, в центре которого стоит очень красивое скульптурное изображение Белой Тары. Вокруг стола четыре стула, выполненные из того же материала. На одном из них лежит том «Писем» Е.И. Рерих и «Криптограммы Востока», а на спинку бережно положен белый шарф-хатык - знак присутствия хозяйки дома. В треугольной нише мы увидели черно-белое изображение Учителя, духовное общение с которым Елена Ивановна сумела пронести через всю свою жизнь. Кристаллы горного хрусталя, полка с книгами Учения «Живой Этики» дополняют обстановку. В комнатах Юрия Николаевича все также очень гармонично и просто. Композиции из живых цветов, выполненные с любовью и хорошим вкусом, вносят свою неповторимую ноту в убранство дома.
Вибрации слов текстов «Живой Этики» в «Крукети» звучат по-особому. Мы смогли это прочувствовать, когда вечером в гостиной, у зажженного в камине огня, вместе с итальянскими друзьями читали параграфы из книги «Мир Огненный» и обсуждали их.
Мы побывали на месте кремации Елены Ивановны Рерих, где пространство напитано необыкновенной гармонией и торжественностью.

Изображение
Ступа на месте кремации Е.И.Рерих

Здесь, среди небольшого садика, благоухающего цветами, рядом с буддийским монастырем возвышается белоснежная ступа. Являясь воплощением величия и покоя, она наполняет пространство вибрациями света и чистоты. Великолепная панорама Канченджанги, открывающаяся в этом месте, дополняет и усиливает высокие ощущения. По преданию где-то здесь находится один из тайных входов в Шамбалу. «Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира, - писал о Канченджанге Н.К. Рерих. - Какие это сокровища? - Золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”. Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей».

Изображение
Канченджанга

Глядя на одну из самых высоких вершин мира, вспоминаешь картины Николая Константиновича Рериха из серии «Его Страна», где изображена Канченджанга. Одна из картин - «Ведущая», посвящена Елене Ивановне Рерих.

Изображение
Н.К.Рерих. Ведущая

Запечатленные на полотне великого художника нежно-розовые всполохи от лучей восходящего Солнца на заснеженных отрогах Канченджанги нам удалось увидеть в реальности, наблюдая рассвет и у ступы, и у дома «Крукети». Незабываемые ощущения очищающих вибраций света и игры цветовых сочетаний золотого, розового и белоснежного останутся навсегда в наших сердцах.

Изображение
Канченджанга на рассвете

Город Дарджилинг, где останавливались Рерихи и где в одном из храмов состоялась их Встреча с Учителем перед началом Центрально-Азиатской экспедиции, мы посетили в один из дней нашего пребывания в Восточных Гималаях. По пути в город из окон джипа наблюдали большие плантации знаменитого дарджилингского чая на фоне сверкающей на Солнце белоснежными снегами Канченджанги, храмы и дома местных жителей, украшенные гирляндами цветов к национальному празднику Дивали, многолюдные улицы с торговыми лавками.

Изображение
Плантации дарджилингского чая

Изображение
Канченджанга

Изображение
Улицы Дарджилинга

Машины остановились у входа на кладбище. Здесь похоронены два человека, жизнь которых была связана с деятельностью Братства. Это венгерский ученый и путешественник Чома де Кереш и ирландка сестра Ниведита, последовательница Свами Вивекананды, посвятившая жизнь женскому движению в Индии.

Изображение
Могила Чома де Кереша

Почтив их память молчанием и возложив цветы, мы направились в храм буддийского монастыря Гум, где бывали Рерихи.

Изображение
Буддийский монастырь Гум

Внимание вошедшего в храм сразу привлекает огромная статуя Майтрейи, сидящего на троне, фигуру которого скрывают многочисленные белоснежные шарфы-хатыки – подношения прихожан. Поразительной красоты лицо грядущего Будды с голубыми глазами, как магнит притягивает все взоры. У его ног под бумажными купюрами мы увидели три символических круга Сокровища мира, выполненных из красного камня. В храме в шкафах стоят многочисленные скульптуры божеств буддийского пантеона. Среди них редкое изображение Будды из горного хрусталя.

Изображение
Лик статуи Майтрейи в храме монастыря Гум

Изображение
Сокровище мира у ног Майтрейи

Монастырь был построен не так давно, в 1850 году, и обустроен согласно советам Великого астролога по имени Шарап Гьятшо. Родом из Монголии, он пришел в Сикким из Тибета и сказал, как нужно строить храм. Он же велел воздвигнуть в центре алтаря статую Майтрейи, который спасет все народы и сделает их счастливыми.
Неподалеку от монастыря Гум находится храм Встречи.

Изображение
Храм Встречи в Дарджилинге

Для нас все было в нем неожиданным: и внешний вид храма с ажурной решеткой вместо стены, делающей его почти «прозрачным» и позволяющей проникать любым звукам внутрь, и то, что он находится в самой гуще современной жизни, у дороги, где ездят машины и идет оживленная торговля, и бьющий рядом с храмом источник, над которым возвышается святилище, украшенное скульптурными изображениями фигур, чем-то напоминающих изваяния с острова Пасхи. Здесь же мы увидели барельеф с изображением женского божества с ребенком на руках, очень напоминающего Богородицу. Святилище и храм были покрашены свежей краской в желтый, зеленый и белый цвета. Маляр на наших глазах заканчивал работу, взобравшись на крышу святилища. Приближался праздник Дивали и, видимо, с этим событием и было связано подновление культовых построек.

Изображение
Святилище с источником у храма Встречи

Во внутреннем убранстве храма, совсем небольшого по размеру, тоже все необычно. В центре расположен алтарь со знаками индуистского бога Шивы – лингам с возвышающимся над ним змеем, отлитым из металла, и многочисленные раковины. Над алтарем вверху изображение самого Шивы. За ним в стенной нише барельеф бога Кришны, покрашенный в синий цвет, танцующего на черном змее Кали-наге. В нише справа Будда ярко желтого цвета, сидящий в размышлении в позе лотоса. В маленьком храме органично соединились древнейшие культы с поздними: наги и великая богиня-мать, индуистские боги и Будда, христианство и ислам. Они не противоречат друг другу, а составляют целостное единство, нашедшее отражение в знаке Триединства, украшающего стены здания.
Вечером мы вновь вернулись к храму, чтобы в молчании мысленно прикоснуться к тем Великим Душам, которые были здесь, и внутренне наполниться тишиной.
Наше пребывание в Калимпонге завершилось самым популярным индийским праздником Дивали, который празднуют в Индии более семи тысяч лет. Дивали символизирует победу добра над злом, о чем повествуют «Рамаяна» и многочисленные легенды, связанные с Рамой, Кришной и Лакшми. В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек. Праздник знаменует также наступление нового года.

Изображение
Возжжение свечей на празднике Дивали

Изображение
Участники форума на празднике Дивали с индийской семьёй

Форум «Культура и мир – священный оплот человечества» завершился в Дели встречей его представителей с послом России в Индии А.М. Кадакиным. От Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха профессор О.А. Уроженко вручила А.М. Кадакину почетный знак «Меч Мужества». Этой общественной наградой отмечен его вклад в изучение, сохранение и популяризацию наследия семьи Рерихов.

Изображение
Делегация участников форума с российским послом А.М.Кадакиным

Общественно-научный форум в Индии стал важной страницей в истории международного Рериховского движения. Он внес свой неповторимый вклад в укрепление дружеских связей между научной и культурной общественностью Индии и России в вопросах изучения и сохранения наследия семьи Рерихов. Сотрудничество сердец не может не быть плодотворным. Оно непременно даст свои результаты в будущем.
Ответить

Вернуться в «Научно-общественные конференции, форумы, выставки и периодические издания»