Феномен героизма как предмет научного анализа

Ответить
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Подвиг

Сообщение Valentina »

МАВРА
Изучая тему "Подвиг" (что это, значение слова, психологические аспекты явления, цытаты из Учения и др.), у меня родилась идея (хотя она, кажется, была озвучена Е.Н. Рерих) создания книги или сборника или ещё чего-то, где были-бы собраны примеры из жизни (как известных людей в истории так и простых) Героев Духа. Может это и не великий подвиг, не планетарного значения, а самый обычный - "бытовой", так сказать. О таких людях часто вижу телепередачи,читаю заметки в периодике. Но эти сведения все разрозненные, а хотелось бы собрать эти данные воедино. Ведь как же это необходимо людям, особенно оказавшимся в сложной жизненной ситуации! И ещё очень нужно это для детей - воспитание на реальных примерах гораздо более впечатляет их, чем литературные произведения зачастую. Вот и подумалось, может на этом форуме можно открыть такую тему или раздел, где можно оставлять данные и ссылки на подобную информацию о таких людях.
Да, и тема о понимании подвига тоже не помешает.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Подвиг

Сообщение Rinchen »

Подвиг во имя жизни и искусства
28 апреля, в канун празднования 65-летия Победы, в мемориальном музее Н. А. Римского-Корсакова открылась выставка работ заслуженного художника Российской Федерации Леонида Васильевича Птицына.
Изображение
Имя Леонида Птицына, уроженца деревни Кудеверь Бежаницкого района, хорошо известно на Псковщине. Это человек очень трагичной и одновременно счастливой судьбы. Ему было 15 лет, когда он лишился обеих рук. Все его последующие годы проходили в упорной борьбе за жизнь и осуществление мечты. Благодаря сильному характеру, упорству ему удалось достигнуть своей цели: успешно закончить художественное училище, а затем институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии Художеств Российской Федерации.
За 250 лет существования института он был единственным выпускником без рук, получившим художественное высшее образование.
Сегодня Леонид Птицын - признанный художник.
Одна из главных тем его работ – война, унесшая жизни миллионов людей, не пощадившая и семью Птицыных. Ему как свидетелю этой страшной войны удалось тонко передать свое ощущение военного времени. Эти картины занимают центральное место на многих тематических выставках, проходящих в разных городах страны.
В течение жизни художник написал более 500 картин.
Его работы находятся в музеях России, Франции, США, Японии, Китае. Постоянная выставка его работ экспонируется в музее В. Набокова (с. Рождествено).
Изображение
В мемориальном музее Н. А. Римского-Корсакова представлены 32 работы художника. Среди этой коллекции много пейзажной живописи. В последние годы художник живет и работает в селе Рождествено и поэтому на его полотнах преобладают пейзажи, портреты близких и знакомых людей, натюрморты, автопортреты.
Выставка продлится до 15 июня.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Феномен героизма как предмет научного анализа

Сообщение Rinchen »

ФЕНОМЕН ГЕРОИЗМА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
Б.Ю. СОКОЛОВ
культуролог, аспирантка Харьковской государственной академии культуры

Сегодняшняя стадия глобального культурного кризиса связана с разрушением вертикали ценностей, с утратой духовной опоры, с утверждающимся ныне потребительским и гедонистическим восприятием мира. Неизбежными следст-виями современного гедонизма являются эгоцентризм и безразличие к общему благу. Между тем, во все периоды истории существовали нравственные примеры, которые в сознании народов утверждались как приоритетные ориентиры при воспитании новых поколений. Такими примерами становились личности, обла-давшие качествами героев, основной детерминантой которых был альтруизм и стремление к общему благу. Современное общество информационных технологий вырабатывает огромное количество виртуальных героев, пытаясь восполнить недостаток героизма в реальной жизни. Но зачастую массовая культура нивелирует тот смысл, который ранее вкладывался в понятие «герой», и подменяет его новым, нередко совершенно противоположным, формируя искаженное представление о героизме. Вообще, в сознании современного человека смысл этого понятия довольно размыт, а зачастую и противоречив. Поэтому исследование героизма является актуальным и перспективным, особенно учитывая, что сегодня в Украине не создана методологическая основа для изучения этой проблемы.
Исходя из того, что феномен героизма можно рассматривать как целостную многокомпонентную систему, его исследование является многогранным процессом осмысления в различных аспектах: историческом, философском, культурологическом, этическом, эстетическом, психологическом, социологическом и других. Также одним из ракурсов изучения героизма является анализ его различных исторических типов: культурных, эпических и исторических героев.
Кроме того, сложность и многоаспектность рассматриваемого феномена диктуют необходимость философской рефлексии над ним, которая позволит углубить осмысление героизма не только как социокультурного, но и эволюционного явления. Первыми, кто поднял вопрос о том, что героизм – это феномен, достойный серьезного научного изучения, были философы-романтики XIX в. Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон. Они полагали, что героизм оказывает непосредственное влияние на культурно-исторический процесс, ибо героям принадлежит ведущая роль в развитии любого народа. Затем, уже в ХХ в., Е.И. Рерих и Н.К. Рерих сформулировали оригинальную концепцию героизма, которая имела созвучия с идеями указанных мыслителей, но помещала данное явление в кон-текст космической эволюции человечества. Эта концепция впервые проанализирована и развита в трудах академика Л.В. Шапошниковой, в которых намечены магистральные направления дальнейшего исследования героизма. Можно ска-зать, что работы вышеназванных мыслителей на сегодняшний день составляют ту методологическую базу, которая позволяет научно осмысливать глубинную суть героизма с точки зрения космического мышления. Конечно, существуют и другие, довольно немногочисленные, исследования, однако они рассматривают героизм в плоскости земной истории, не учитывая метаисторическую реальность, которая связывает земные исторические процессы с космической эволюцией. Фундаментальная же концепция Рерихов дает возможность понять роль героизма в эволюции человечества как органической части единой системы мироздания. Стержневой основой этой концепции является Живая Этика – философия космической реальности, – на страницах которой раскрывается место героизма в структуре одухотворенного космоса.
Одной из областей современного научного знания, способных существенно помочь в изучении феномена героизма, является синергетика – междисциплинарная теория самоорганизации и коэволюции сложных систем, – методология которой приложима к изучению различных социальных процессов. Так, например, исследуя деятельность героев, особенно в переломные эпохи, необходимо обратиться к рассмотрению синергетикой общих механизмов воздействия личности на протекание событий в социуме. С точки зрения этой науки, механизм влияния человека на процессы в социальных структурах подобен действию малых возмущений в моменты неустойчивости в физических средах. Поэтому, когда человеческое общество в целом как система находится в состоянии неустойчивости (а такое состояние возникает в периоды кризисов), имеет значение даже мысль отдельного человека, не говоря уже о его словах и действиях.
Таким образом, необходимо отметить, что героизм это самостоятельный и самодостаточный феномен, нуждающийся в своих собственных принципах ис-следования. За этим привычным и вроде бы понятным словом стоят сложные энергетические и эволюционные процессы, к изучению которых сейчас только подходит наука. Аксиологическая значимость данной проблемы велика, поскольку героизм сегодня уже осмысливается как явление, без которого эволюция отдельно взятого народа и человечества в целом была бы немыслима. Энергетика героических деяний дает импульс, столь необходимый для духовного развития народа, для совершенствования его культуры. Этот импульс может ощущаться веками, и чем яснее осознают его люди, тем плодотворнее будет его созидательная функция. Именно поэтому Т. Карлейль считал стремление народа почитать своих героев движущей силой общественного прогресса.
Учитывая все вышесказанное, исследование феномена героизма приведет к новому отношению и значительному усилению внимания к этому явлению, к осознанию его первостепенной необходимости в жизни общества. Обращение же последнего к героическим обликам, как к примерам для подражания, обеспечит ему стабильный иммунитет ко многим кризисным тенденциям современного бытия.
Иваэмон
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 24 июл 2010, 14:19

Re: ФЕНОМЕН ГЕРОИЗМА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Сообщение Иваэмон »

Е. Синицын
Александр Покрышкин - гений воздушной войны. Психология героизма (фрагменты из книги)
Некоторые философские аспекты понятия героизм.
http://www.s-genius.ru/vse_knigi/pokris ... eroism.htm
Kelvina
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 12 дек 2010, 15:07

Re: ФЕНОМЕН ГЕРОИЗМА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Сообщение Kelvina »

Большое значение Подвигу придавал Н.К. Рерих:
"Героизм, возвещаемый трубными звуками, еще не полностью передаёт бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово "подвиг". И как прекрасно это слово: оно означает обльше, чем движение вперед, это "Подвиг"!
Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс - это и дало России её великолепных героев. Великие дела совершаются без большого шума, они скромно творятся на пользу человечества."
Это из статьи Н.К.
Интересно. что в иностранных языках нет точного эквивалента русскому слову "подваиг".
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: ФЕНОМЕН ГЕРОИЗМА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Сообщение Камиль »

Читая о русских воинах всех времён восхищаешься, какое спокойное мужество и самоотверженность заложены в сердцах этого народа. И как это созвучно предсказанному Будущему России!
кедр
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 10:20

Re: Феномен героизма как предмет научного анализа

Сообщение кедр »

Героизм - одна из центральных тем развития личности - особенно молодежи.
И научный подход на основе Ж.Э. - сбора и анализа данных - необходим.

Когда бывает тяжело, читаю о героях, и не обязательно об именитых.

Еще один пример о безымянных героях.
Баушка моя была человеком малообразованным - 4 класса церковно-приходской школы.
Кроме Библии и писем от детей и родных почти ничего не читала. Но истово верила в Бога.
Была она для меня примером трудолюбия и терпения.
Воспитать, дать образование пятерым детям (пятерым выжившим, были еще и умершие в голодные годы), и при этом сохранить веру в людей, не очерстветь в самые тяжелые времена России, начиная с войны 1905 года.
Получить несколько похоронок на детей и близких и не впасть в отчаянье от потери кормильцев, при этом не получая никакой пенсии от государства.
Ее радость за успехи не только родных, но и посторонних людей была лучезарной.
Самым страшным ее порицанием было: "Ой, как некрасиво ты поступаешь!".
И каким счастьем было ее одобрительное поглаживание изможденной от физического труда рукой по голове.
Ее внуки очень любили находиться рядом, когда она трудилась, шалости сами собой замирали. Все, что выходило из-под ее рук, было очень качественным.
Отличительная черта людей ее типа - стойкое принятие своей нелегкой судьбы - без жалоб и упреков кому бы то ни было.
Первый пример веры в Высшее получил от нее.
Твердо уверен, что весомая часть сегодняшнего меня есть благодаря ее примеру и поддержке.
Не привожу ее ФИО, т.к. она не любила оказываться в центре внимания.
Светлая память еще одной Безымянной Героине !
Ответить

Вернуться в «Наука и новое космическое мышление»