Страница 2 из 2

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 11 апр 2010, 12:15
Rinchen
Нужно отметить, что к науке и ее задачам Т.Г.Шевченко подходил с точки зрения практической пользы для человека. Поэт-мыслитель открыто выступал против «чистой науки», оторванной от жизни народа, против «сухой», «кабинетной» абстракции, культивируемой «мужами науки» с их девизом: «в тиши зреет интеллект».
В одной из своих статей он отмечал, что:
«ботанике и зоологии необходим восторг, а иначе ботаника и зоология будет мертвый труп между людьми. А восторг этот приобретается только глубоким пониманием красоты, бесконечности, симметрии и гармонии в природе» (Т.Г.Шевченко)
.
Под «восторгом» поэт понимал творческую фантазию, мечту без которой не может быть подлинно научного творчества. Фантазия нужна в науке, утверждал Шевченко, но она «…должна опираться на положительное». Эти мысли были созвучны русскому ученому К.Э.Циолковскому, который постигая механику мышления, писал:
Сначала идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. (К.Э.Циолковский)

Я уже говорил раннее, что работы Шевченко в период Аральской экспедиции представляют большую познавательную и научную ценность. Об этом свидетельствует тот факт, что они были включены выдающимся русским географом — ученым П. П. Семеновым-Тяньшанским в его знаменитое одиннадцатитомное сочинение «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». П. П. Семенов -Тяньшанский широко использовал в этом труде картины, зарисовки и описания из повестей и записей Шевченко.
Большую научно-исследовательскую работу провел Шевченко и в области этнографии и фольклора. Он с огромным увлечением изучал обычаи и обряды, собирал и изучал народное творчество, записывал народные песни, сказания, думы.
Измеривши вдоль и поперек Волынь и Подолию - пишет Шевченко в своей повести «Прогулка с удовольствием и не без морали», - мы возвратилися благополучно в Киев.
Из Житомира послал я пачку огородных и садовых семян Степану Осиповичу, собранных мною у Волынских и подольских агрономов, а юным прекрасным друзьям моим тетрадку малороссийских песен, записанных мною от подолян и волынян. (Т.Г.Шевченко. «Прогулка с удовольствием и не без морали»)

К сожалению, большинство и этих материалов погибло после его ареста.
Шевченко оставил нам ценнейшие материалы о жизни, быте и нравах украинцев середины XIX в., описание народных типов, фольклора, природы украинских селений, деревень и городов и т. д.
В бытность свою в ссылке он делал зарисовки русских городов и крепостей, где ему приходилось жить, окружающей природы и людей…

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 11 апр 2010, 13:12
Rinchen
Весь этот богатейший материал важен не только для изучения истории, географии и этнографии различных областей и народностей России. Он представляет чрезвычайную ценность и для изучения личности и творчества самого Шевченко, одного из величайших людей России и Украины XIX в. Наука должна служить народу - таково было основное требование поэта. В то время народ прозябал в темноте и невежестве. Чтобы принести ему свет науки, нужно было прежде всего сделать его грамотным. Борьба против неграмотности - это «первый свободный луч света», который должен пробиться «в сдавленную попами невольничью голову». И Шевченко ставит своей задачей помочь пробиться этому «свободному лучу», в 1860 году он берется за составление «Букваря южнорусского» на родном для народа языке.
До этого времени имели распространение только церковно-славянские буквари, которые основывались на текстах, взятых из священного писания. Шевченко составил букварь на украинском языке. Кроме молитв он поместил произведения народного творчества: былины, пословицы, стихи.
Букварь вызвал резкую критику со стороны помещиков и попов. Князь С. И. Урусов, ознакомившись с букварем Шевченко, немедля написал донос обер-прокурору синода:
«Распространение такого букваря вытеснит совершенно в Малороссии славянский букварь. О последствиях этой так называемой народности нетрудно составить себе определенное мнение» (Из архива Голицыных, отд. Ленинской библиотеки, вып. V «Записок» за 1935 г)

Поэзия Шевченко и вся его жизнь являются прекрасным примером бескорыстного служения народу. Он горячо любил свою родину, гордился ее великим героическим прошлым, ее культурой, талантливостью ее народа.Свое патриотическое credo поэт выразил кратко и четко в стихотворении «Тризна». Великий дар жизни «должно пожертвовать отчизне». О себе Шевченко говорил, что
Его любимая мечта
Полезным быть родному краю...

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 12 апр 2010, 21:55
Rinchen
Делая первый обобщающий итог из всего вышеприведенного материала, касательно акварельных работ Т.Г.Шевченко, я хотел бы обратить внимание на очень интересный и емкий фрагмент, упомянутой мной выше лекции Н.К.Рериха, о взаимоотношении искусства и науки. Приводя высказывание двух современных мыслителей Джон Рёскина и Л.Н. Толстого, Николай Рерих дает возможность понять нам “насколько почтительно должен относиться к искусству учёный и как неразрывно связан с наукой художник-творец”
Из современных мыслителей Джон Рёскин и гр. Л. Толстой говорят о взаимоотношении искусства к науке следующее. Гр. Л. Толстой, в своей недавней статье об искусстве, замечает, что искусство не есть наслаждение, утешение или забава, искусство — есть великое дело. Искусство есть oрган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство. Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один oрган извращён, то и другой не может правильно действовать. Наука и искусство подобны баркам с завозным якорем. Наука как те лодки, которые завозят вперёд и закидывают якоря, даёт направление движению; искусство же как тот ворот, который работает на барке, подтягивая барку к якорю, — совершает это движенье. В точно таком же направлении высказывается и Джон Рёскин. Он учит: наука — познаёт, искусство — воспроизводит; наука знакомит нас с явлениями, искусство же с их влиянием на душу. Признавая факты, открываемые наукою, искусство проникает в сущность и раскрывает нам их духовное значение. Оно не только познаёт внешнюю истину, но стремится открыть и внутренний смысл явления, и, насколько мир духовный обширнее мира материального, настолько и область искусства обширнее области науки. В каждом предмете имеются две стороны — форма и сущность. Истинное искусство проникает через внешнюю оболочку и схватывает сущность. Таково значение всякого произведения, заслуживающего название художественного. Всё остальное — просто подражание. Итак, всякая отрасль искусства велика, хороша и истинна только как явное проявление работы человечества в высшем и совершеннейшем виде, т. е. работы не руки и не пальцев, а души. Таким образом, и для искусства, и для науки находится своё самостоятельное, почтенное положение, не чуждого серьёзного взаимного влияния. Из учения Рёскина и гр. Толстого ясно, насколько почтительно должен относиться к искусству учёный и как неразрывно связан с наукой художник-творец, который да не обращает внимания, если его научные занятия будут отнесены на счёт его бездарности художественной. (Искусство и археология. Н. К. Рерих)

Т.Г.Шевченко в своих философских взглядах и в своем творческом порыве стоял вровень с передовыми мыслителями своей эпохи. Поэт-художник явился продолжателем своих великих предшественников. Но своим творчеством он привнес и качественно новое развитие идей, сделав все для искусства, и для науки, которая находилась в своём самостоятельном почтенном положении, так чтобы оные, не чуждались серьёзного взаимного влияния…

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 18 апр 2010, 19:45
Rinchen
В 2004 году издательством «Оранта» выпущена в свет книга «Рерих и Шевченко», где были опубликованы документы и материалы о малоисследованном и неизвестном широкому кругу читателей творческом созвучии Н.К.Рериха и Т.Г.Шевченко. Впервые изданы материалы круглого стола «Шевченко и Рерих - преемственность, созвучие, сподвижничество и подвиг Духа в пространстве духовно-культурной эволюции» (2001 год). В книге приводятся факты и архивные документы, повествующие об основании Общества почитателей Тараса Шевченко в Санкт-Петербург и о связях Н.К.Рериха с Украиной. Издание так же содержит каталоги выставки картин Н.К.Рериха «Гималаи» с фондов Международного Центра-Музея им Н.К.Рериха (Москва), которая экспонировалась в Национальном музее Тараса Шевченко и многое другое.
Информационная нить книги образует живую связь, проводя параллели между двумя творческими жизнями выдающихся личностей, какими и являлись Рерих и Шевченко.
Освещая творческую деятельность украинского поэта-художника под новых углом, киевский художник Владимир Андреевич Козар помогает осознать нам, что Шевченко в своем творчестве был близок к истокам и идеям грядущей Духовной революции в России. Он отмечает:
В Учении Живой Этики указывается, что иногда нужные личности-символы. Такими символами для Украины и России были Тарас Шевченко и Николай Рерих. Осознание значения этих личностей, которые действовали в одном культурном пространстве, последовательно связано с одной эволюционной линией духовной революции России.
Но в таком понимании, как подает Живая Этика, это впервые прозвучало в творческих поисках Востока, к которому принадлежали и Гоголь, и Шевченко, и Рерих. Кризис Запада являл собой распад материалистического мышления. Нарастала волна большого противостояния аналитического и синтетического, чувственного мышления. Вся дальнейшая история искусства будет представлять смертельную борьбу этих противоположностей…


Именно синтетический вид мышления, применяемый к изучению творчества и жизни Т.Г.Шевченко, полностью отличается от безликой и стереотипной оценки, которую давали великому поэту и художнику многие партийные идеологи прошлого. На мой взгляд, поиски новых путей в осмыслении творческого наследия Шевченко, особенно актуальны именно сегодня.

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 18 апр 2010, 19:57
Rinchen
Простматривая на днях книгу "Национальные общества Санкт-Петербурга ХVIII-ХХI вв", я обратил внимание на интересную информацию, относящуюся к первым национальным украинским организациям города. Вот этот фрагмент

Общество имени Шевченко для помощи нуждающимся выходцам из Южной России, которые обучаются в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга (1898 ­-1917 гг.)
Первая национальная украинская организация.
Находилась в ведении Министерства внутренних дел.

Учредители: видные деятели украинской и русской культуры М. Микешин, Д. Яворницкий, А. Пикин, Д.И. Менделеев, Н.К. Рерих, А. Маркевич. В первые годы существования членами общества были В.Г. Короленко, И.Е. Репин, Л. Жемчужников, Н. Лысенко.
Цель: оказание помощи нуждающимся уроженцам Южной Россиии учащимся в высших учебных заведениях в Петербурге (взносы платы за обучение, выдача книг, одежды, пищи, а также содействие в приискании занятий нуждающимся). Кроме того, общество ставило своей целью популяризацию творчества Т.Г. Шевченко и других поэтов и писателей Украины. В 1906 ­ 1908 гг. издан «Кобзарь», в 1911 ­ 1914 гг. альбом рисунков Шевченко.
Создатели общества организовывали литературные вечера, на которых исполнялись произведения Т.Г. Шевченко, украинские народные песни, фрагменты из оперы П.П. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», малороссийские пьески, стихи и поэмы Л. Украинки (Л.П. Косач-Квитки) и ее матери Пчилки Олены (О.П. Косач). Устраивались также выставки молодых украинских художников, стремившихся получить профессиональное образование в Петербурге: П.Д. Мартыновича, С.М. Святославского, П.А. Левченко,А.А. Мурашко и других.
Председатель: МАРКЕВИЧ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (АНДРІЙ МИКОЛАЙОВИЧ)1830-1907. Сенатор, юрист, председатель Петербургской судебной палаты, действительный статский советник, статс-секретарь императора, кавалер ряда императорских орденов. Филантроп и музыкант (виолончелист). Председатель Русского музыкального общества, первый председатель Общества имени Т.Г.Шевченко в Петербурге. Правнуки: МАРКЕВИЧ ИГОРЬ БОРИСОВИЧ 1912-1985, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ 1923. (Национальные общества Санкт-Петербурга ХVIII-ХХI вв. Н.М. Романова, В.В. Михайленко. Научное информационно-справочноеиздание. СПб.: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004. - 210 с.)

Справка:
Маркевич Андрей Николаевич - в 1851 году окончил курс Императорского Училища Правоведения. 28 мая 1851 года определен на службу во 2-ое Отделение 6-го Департамента Правительствующего Сената с чином губернского секретаря. С 1 января 1874 года - действительный статский советник.. 18 декабря 1877 года - назначен присутствовать в Сенате и произведен в тайные советники. Сенатор (1888). С 14 мая 1896 года - действительный тайный советник. Выдающийся юрист, председатель Петербургской судебной палаты, статс-секретарь императора, кавалер ряда императорских орденов (в том числе Александра Невского), прославился как филантроп и музыкант. Его стараниями основан музыкальное общество в Санкт-Петербурге, основной целью которого было распространения музыкального образования в России. По его инициативе создано 20 отделений общества, в частности в Харькове, Киеве, Одессе, и музыкальные школы при них. Вместе с А. Рубинштейном был основателем Петербургской консерватории. Благодаря стараниям Маркевича в 1866 году был утвержден "Устав музыкальных училищ", а консерватории признаны первостепенными учебными заведениями. Андрей Николаевич был блестящим виолончелистом, первым в России собственником виолончели Страдивариуса. Автор сборника украинских народных песен, переложенных на ноты ("Народные украинские напевы, положенные на фортепиано", 1860)
Маркевич всячески содействовал возвращению рукописей Шевченко из архива ІІІ отделения в музей Украинской старины в Чернигове и полном издании произведений поэта ("Кобзарь" под ред. В. Доманицкого, 1907)

Микешин Михаил Осипович (1835 — 1896) — русский скульптор и график. Познакомился с Шевченко в 1858 году в Петербурге, часто встречался с ним, иллюстрировал «Кобзарь», создал скульптурные портреты Шевченко. Много сделал для увековечения памяти Шевченко: опубликовал несколько материалов о нем в журнале «Пчела», был инициатором создания Общества имени Шевченко для помощи петербургским студентам — выходцам с Украины

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 11 авг 2010, 11:51
Rinchen
Фрагмент исследовательской статьи о глубине, сложности и гуманизме духовного мира Т.Г.Шевченко
Как художник, Шевченко в ссылке работает преимущественно акварелью, доводя до виртуозности технику владения ею, при сохранении свежести непосредственного впечатления, которое положено в основу композиции. Художник использует широкие тональные заливки, прописывая поверх нюансы освещения, состояния атмосферы мелким ритмичным мазком, придающим его листам мерцание, внутреннее свечение. Это ощущение усиливается тем, что Шевченко, моделируя пластику натурных объектов, наряду со светотеневыми переходами активно пользуется рефлексом. Таким образом достигается впечатление тонкой материальности воспроизведенного в композиции пейзажа.
Николай Скиба, аспирант кафедры этнологии исторического факультета КНУ им. Т.Г. Шевченко


Интересно, что один известный украинский искусствовед Платон Билецкий, идя по следам творческих путешествий Шевченко по Аральскому побережью отмечал:
Впечатление ослепляющего света и блеска мастер создает благодаря тончайшему ощущению тональных цветных соотношений. Иван Айвазовский, а следом за ним Архип Куинджи будут поражать и интриговать зрителей своими лунными ночами, не зная о том, что Тарас Шевченко раньше решил аналогичную задачу, идя своим путем

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 08 янв 2011, 18:36
Rinchen
Тарас Григорьевич Шевченко - великий поэт, гений украинского народа. Поэт сделал неоценимый вклад в духовную сокровищницу человечества. В своем творчестве художник достиг мирового уровня. Его совершенные произведения сеют зерна света и добра полыхают неугасимым пламенем бескомпромиссной справедливости, проницательной мудрости.
В одной из своих замечательных трудов, рассматривая феномен гения, Иван Ильин отмечал:
Жизнь народного духа находит себе в творчестве гения сосредоточенное и зрелое выражение. Гений говорит от себя, но не за себя только, а за весь свой народ; и то, о чем он говорит, есть единый для всех, но неясный большинству, а многим, может быть, и недоступный Предмет; и то, что он говорит о нем, есть истинное, подлинное слово, раскрывающее и природу Предмета, и сущность народного духа; и то, как он говорит это слово, — разрешает скованность и томление народного духа, ибо слово его рождено духовным актом национального строения и несомо подлинным ритмом народной жизни.
Гений подъемлет и несет бремя своего народа, бремя его несчастий, его исканий, его жизни, его исторического и естественного существования; и, подняв его, он несет его творчески к духовному разрешению всех его узлов и трудностей
<…>
Гению дана та мощь, о которой томились и ради которой страдали целые поколения в прошлом; и от этой мощи исходит и будет исходить духовная помощь и радость для целых поколений в будущем. Он учит своих братьев духовной победе; он показывает им, как они могут сами стать духовными победителями. Творческое достижение гения указывает путь всем ведущим полутворческую жизнь; им стоит только воспринять его создание и его творчество, художественно отождествиться с ним — и в этом воспроизведении и подражании они найдут себе ту духовную свободу, без которой они остались бы обреченными на томление и соблазны.

Из этого небольшого, но емкого фрагмента, становится понятным, почему гений всегда остается для своего народа "живым источником духовного освобождения, радости и любви".
Он есть тот очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа.
<…>
Гений есть тот творческий центр, который оформляет духовную жизнь и завершает духовное творчество своего народа; этим он оправдывает жизнь своего народа перед Богом и потому перед всеми остальными народами истории — и становится истинным зиждителем родины...

Т. Г. Шевченко - это вечный огонь, который никогда не угаснет в сердцах народа. Творчество Т. Г. Шевченко - это святыня, которой дорожит и гордится украинский народ.

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Добавлено: 05 фев 2014, 10:04
Rinchen
9 марта 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения Т.Г. Шевченко
Президент Украины Виктор Янукович подписал указ "О дополнительных мерах по подготовке и празднованию 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко" (№257/2012). Согласно указу, 2014 год объявлен в Украине годом Тараса Шевченко.

Изображение

Кабинету Министров Украины необходимо обеспечить празднование международным сообществом 200-летию со дня рождения Шевченко, в частности в России, Казахстане, Литве и Польше. Правительство также должно организовать и провести в 2014 г. всеукраинский шевченковский форум "Свою Украину Любите!" и шевченковский международный литературный конгресс.

Кабмину также поручено разработать и утвердить государственную целевую программу "Шевченковский Дом", создать логотип празднования 200-летия со дня рождения Шевченко, учредить гуманитарный проект "Шевченковские Чтения"; завершить издания полного собрания произведений Шевченко в 12 томах и "Шевченковской Энциклопедии" в 6 томах, перевести в факсимильные издания рукописные сборники произведений, альбомов и писем Шевченко.

Также правительство должно будет издать "Кобзаря" на иностранных языках, включая английский, немецкий, французский, польский, казахский, литовский.

Запланировано также издание летописи жизни и творчества Шевченко, альбом репродукций его произведений, каталог возвращённых в Украину документов и материалов, связанных с жизнью и творчеством Шевченко.

Согласно указу, Кабмин должен создать международный фестиваль хорового пения в Каневе Черкасской области; организовать запись хоровых произведений на слова Шевченко; завершить создание художественно-просветительского сериала о жизни и творчестве Шевченко.

Кабмину также поручено провести ремонтно-реставрационные работы в Национальном Музее Шевченко и его филиалах в Киеве - Литературно-мемориальном доме-музее Т.Г. Шевченко и Мемориальном доме-музее Т.Г. Шевченко, а также оборудовать помещения этих музеев современными средствами охранной сигнализации и музейным оборудованием, создать интерактивные музейные экспозиции на литературном сайте; проработать вопрос оказания поддержки деятельности Музея-квартиры Тараса Шевченко в Санкт-Петербурге, Российская Федерация.

Янукович также поручил Кабмину обеспечить построение к 2014 г. памятника Шевченко в столице Казахстана Астане. Также планируется официально изучить состояние объектов, находящихся в Украине и за рубежом, связанных с именем Шевченко, принять в установленном порядке меры по их сохранению.

Президент Украины поручил также разработать вопрос о проведении соответствующих торжеств на уровне Организации Объединенных Наций, включая проведение международной Шевченковской конференции, а также включение в календарь памятных дат ЮНЕСКО на 2014 г. юбилея Шевченко; принять вместе с Киевской городской государственной администрацией меры по созданию в установленном порядке музея Кирилло-Мефодиевского общества.

Правительству поручено разработать вместе с Черкасской областной государственной администрацией вопрос о создании в Каневе, в частности, высшего учебного заведения по подготовке специалистов гуманитарного профиля, Певческого поля у подножия Тарасовой горы, музея Тараса Шевченко в с. Мошнах, Черкасская область, и прочее.

Областным и городским государственным администрациям Янукович поручил доработать областные планы мероприятий по подготовке и празднованию 200-летия со дня рождения Шевченко, предусматривая, в частности, проведения ремонтных и реставрационных работ, работ по благоустройству и упорядочению объектов, связанных с его именем.

Государственному комитету телевидения и радиовещания Украины поручено обеспечить широкое освещение мероприятий по подготовке и празднованию 200-летия со дня рождения Шевченко.

Янукович также предлагает восстановить в Украине студенческое Кирилло-Мефодиевское братство.