Единство культуры человечества

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

С.Н. Рерих из статьи Медлить нельзя
Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия — все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана».
Предлагаю поразмыслить - как можно развивать научное исследование по теме "Единство культуры человечества"? Какие будут предложения?
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Екатерина »

Как говорил Николай Константинович, "Из древних чудесных камней мы сложим ступени грядущего" - без исследования древности, наших корней, корней культуры человечества, мы не сможем продвинуться в этом вопросе - невозможно исследовать настоящее и прогнозировать будущее, не зная прошлое.
Поэтому, мне кажется, что в этом направлении были бы интересны исследования, например, параллельной мифологии или символики искусства в разных культурных традициях.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

В восточной и западной философиях несомненно существуют понятия близкие по смыслу, например, такие как:
- "ли" и "ци", "жень" в китайской философии
- "дхарма", "атман" в индийской философии
- "эфир" в западной философской традиции.

Интересно проанализировать сходства и различия этих понятий в разных традициях, как эти понятия трактовали известные ученые и как они соотносятся с положениями Учения Живой Этики.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

В китайской философии:
Ли - означает принцип, порядок вещей, форма и истолковывается как идеальное, духовное, нематериальное начало.
Ци – рассматривается как понятие противоположное "Ли" и означает "пар", "дыхание", "эфир", "материя".

Ци - это и постоянное движение. Ци то сгущается, образуя вещи, то рассеивается, вызывая изменения и исчезновения вещей.
Кроме того, Ци – это материальная сила, энергия, а также жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и людей.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

В попытке перевести понятия "Ли" и "Ци" в западной научной литературе использовались понятия, которые в какой-то степени отражали внутреннее содержание "Ли" и "Ци". но аналогичный термин все-таки не определен. Что из этого получилось.
Наиболее близкими по содержанию "Ли" оказалась платоновская Идея-Форма - эйдос.
Э́йдос (др.-греч. εἶδος — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.
Если досократовская натурфилософия понимает под эйдосом собственно оформление [чувственно воспринимаемой] вещи, у Платона содержание понятия существенно трансформируется. Прежде всего, эйдос теперь понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, то есть имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос теперь обретает онтологически самостоятельный статус, формируя трансцендентный мир идей (то есть собственно мир эйдосов) как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей.
ну, и т.д.
(см: Эйдос — Википедия)

Ци - это материя, энергия, которая формообразует вещи, явления, человека по образу и Идеям заложенным в Ли.

Можно провести такую линию рассуждений.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Рассмотрим параллели между древнегреческими понятиями "Форма и Идея" и современными научными представлениями о веществе и окружающем его пространстве.
Вещество и пустое пространство -- наполненное и пустота--представляют собой два фундаментально различающихся понятия, на которых построен атомизм Демокрита и Ньютона. В общей теории относительности эти два понятия превращаются в одно. Массивное тело не может существовать, не создавая гравитационного поля, проявляющего себя в искривлении окружающего это тело пространства. Не следует, тем не менее, считать, что поле "наполняет" пространство, и тем самым искривляет его. Одно не может быть отдельным от другого: поле само по себе является искривленным пространством! В общей теории относительности гравитационное поле и структура, или геометрия, пространства воспринимается как одно и то же понятие. В уравнениях поля Эйнштейна им соответствует одна и та же математическая величина. Следовательно, в теории Эйнштейна вещество не мыслится вне этого гравитационного поля, а гравитационное поле не мыслится без искривленного пространства. Таким образом, вещество и пространство воспринимаются как непрерывно связанные понятия и даже более того,--как взаимосвязанные частицы единого целого.
Лучше просмотреть всю статью: http://www.philosophy.ru/library/kapra/16.html
Там же:
Брахман" в индуизме, "Дхармакайя" в буддизме и "Дао" в даосизме могут рассматриваться в качестве эквивалента наивысшей степени абстракции понятия поля--поля, в котором берут начало не только физические явления, но и все явления вообще.

Согласно восточным представлениям, реальность, лежащая в основе всех явлений, лишена какой бы то ни было оформленности и не может быть описана или определена. Поэтому ее часто называют бесформенной и пустой. Однако слово "пустота" не означает в данном случае "незаполненность" или "несуществование". Напротив, пустота является сущностью всех форм и источником всякого существования. Так в Упанишадах говорится:
"Брахман есть жизнь. Брахман есть наслаждение. Брахман есть пустота... Наслаждение, воистину,-- то же, что Пустота. Пустота, воистину,-- то же, что наслаждение". "Чхандогья Упанишада", 4, 10, 4

То же самое имеют в виду и буддисты, называя высшую реальность "ШУНЬЯТОЙ", то есть "Пустотой", и утверждая, что эта наделенная жизнью Пустота порождает все формы феноменального бытия. Даосы приписывают Дао аналогичные свойства быть вечным источником творения и тоже называют Дао пустым. "Дао Небес--пустое и бесформенное",--говорит Гуань-цзы [47]. Лао-цзы же использует для объяснения пустоты Дао несколько метафор. В частности, он сравнивает Дао с долиной между гор или с сосудом, который всегда остается пустым, сохраняя таким образом способность содержать внутри себя всю бесконечную множественность вещей.

Используя термины "пустота", "пустое", восточные мудрецы обращают внимание СВОИХ последователей на то, что под Брахманом, Шуньятой и Дао понимается не обычная пустота, а Пустота с большой буквы -- Пустота, являющаяся неисчерпаемым источником творения. Поэтому мы можем сравнить Пустоту в понимании восточных мистиков с квантовым полем современной физики. Точно так же, как и квантовое поле, она порождает бесчисленное множество форм, питая их своей энергией до тех пор, пока они снова не растворятся в исходной безначальной Пустоте. Как говорится в Упанишадах,

"Спокойную, пусть каждый почитает ее Как то, откуда он пришел, Как то, с чем ему предстоит слиться, Как то, чем он дышит".
"Чхандогья Упанишада", 3, 14, I
В китайской философии идея поля имплицитно присутствует уже в самом понятии Дао, которое, будучи пустым и бесформенным, тем не менее, порождает все формы. Кроме того, идея поля получила эксплицитное выражение в понятии "ЦИ". Этот термин занимал значительное место в концепциях практически всех школ китайской натурфилософии, играя особенно важную роль в философии неоконфуцианства, стремившейся объединить учения конфуцианства, даосизма и буддизма (см. гл. 7). Само слово "ци" буквально обозначает "газ" или "эфир". В древнем Китае оно использовалось для обозначения жизненной энергии, или энергии, одушевляющей космос. Представления о "каналах" ци, пролегающих в теле человека, стали основой традиционной китайской медицины. Цель акупунктуры -- стимуляция движения ци по этим каналам. Поток ци--это основное понятие, использовавшееся китайскими мастерами гимнастики тайцзи--даосского Танца Воина--для теоретического обоснования плавных движений этого направления боевого искусства.

Неоконфуцианцы развили понятие "ци" таким образом, что оно сблизилось по смыслу с понятием квантового поля в современной физике. Подобно квантовому полю, ци воспринимается как нематериальная, ускользающая от человеческого восприятия форма существования материи, присутствующая одновременно во всем пространстве и способная конденсироваться в виде твердых материальных тел. По словам Цзая Цая,


"Когда ци конденсируется, оно становится видимым, в результате чего появляются очертания (отдельных вещей). Рассеиваясь, ци перестает быть видимым, и очертания исчезают. Когда ци конденсируется, разве можно утверждать, что оно не есть что-то преходящее? Но в тот момент, когда ци рассеивается, разве можно с поспешностью утверждать, что оно прекратило свое существование?" {29. 279}.

Таким образом, ци конденсируется и рассеивается с ритмической периодичностью, порождая формы, которые, в конечном итоге, снова растворяются в Пустоте. Как говорит Цзан Цай,

"Великая Пустота не может не состоять из ци; ци не может не конденсироваться, чтобы породить все вещи;- эти вещи не могут не рассеиваться, чтобы (снова) породить Великую Пустоту" {29,280].
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Эфир: (см.: Эфир (физика) — Википедия)
В античные времена эфир понимался как «заполнитель пустоты», см. Эфир (стихия). Гипотеза о существовании светоносного эфира была выдвинута в 1618 году Рене Декартом.

В течение развития науки нового времени гипотеза эфира и его модели совершенствовались, сыграв немаловажную роль в открытии Максвеллом уравнений (классической) электродинамики. Затем до конца XIX века развитие и проработанность различных механических (в том числе гидродинамических) моделей эфира достигли апогея. Достаточно популярными были как очень квалифицированные теоретические работы, так и разного рода качественные рассуждения. Концепция эфира была к концу XIX века столь популярна, что даже эксперименты, в итоге подорвавшие ее господство (такие, как эксперимент Майкельсона) изначально ставились с целью выявить лучшую из различающихся моделей в рамках теории эфира (например, чтобы прояснить вопрос об «увлечении эфира» материальными телами, в частности, Землей).

Д. И. Менделеев. Опыт химической концепции мирового эфира. Нью-Йорк — Лондон — Бомбей. 1904

В числе других учёных, занимаясь исследованием газов, попытки обнаружения мирового эфира делал и Д. И. Менделеев. В 1904 году он опубликовал труд «Опыт химической концепции мирового эфира»[2].

Уже в начале XX века Пуанкаре сделал революционное предположение, что (электромагнитный) эфир, быть может, принципиально необнаружим, а механика должна быть исправлена так, чтобы обеспечить эту необнаружимость (полную реализацию принципа относительности), и даже в одной из своих лекций сформулировал вопрос: «А есть ли он вообще, наш эфир?»[3]

Вслед за ним Эйнштейн (в 1905 году) предложил вовсе отказаться от рассмотрения эфира как излишней для теории сущности. После же окончания формулировки специальной теории относительности стало ясно, что предположение о существовании эфира вовсе не обязательно, поскольку никаких разумных физических атрибутов, позволяющих физически отличить теорию, в которой эфир есть, от теории, где его нет (а только постулированы уравнения Максвелла и принцип относительности), приписать эфиру не удавалось. Позже, после создания общей теории относительности (ОТО), Эйнштейн предлагал возобновить применение термина, хотя и несколько изменив его смысл, понимая отныне под эфиром физическое пространство ОТО....
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/6230/ИТАЙ
ИТАЙ (кит. — эфир) — категория, которой оперировали китайские мыслители кон. 19 — нач. 20 в. Заимствованное из европейских естественных наук и философии, в Китае это понятие претерпело существенные изменения.
Кан Ювэй трактовал “итай” как этическое начало, “гуманность” (жэнь) и “сострадание” (бу жэнь). Сунь Ятсен видел в итае творящий хаос, который “в своем движении порождает электроны; электроны, сгущаясь, создают элементы; элементы, соединяясь, создают материю; материя, собираясь воедино, создает планету”.
В системе идей Тань Сытуна итай — основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождественных характеристик. Важнейшие его атрибуты — вечность и несотворенность. Сфера его распространения не имеет предела: итай существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте — “едином первоначале” (и юань). Итай многофункционален, он одного порядка с “чувством”, “разумом” и понятием “дянь” (момент наивысшего напряжения сил инь ян; переводится также как “электрон”, “электричество”). Итай — это импульс развития и реальная основа мира; из него “рождаются миры, возникает пустота и появляется все живое”. Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, “склеивающий” отдельные явления: “Итай, все склеивая, [приводя] в соответствие, связывая, наполняет [собой] отдельные вещи”. Он удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию. Его действие распространяется и на общество, и на космические явления, и на тело человека.
Тань Сытун тем не менее не наделял итай свойствами первоначала. Если итай разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то “единое первоначало” предполагает иерархию, которую оно же и венчает. Через “единое первоначало” итай соотносится со своим коррелятом — “гуманностью”. Все характеристики итая распространяются на “гуманность”, приобретая этическую окраску. Через “гуманность” итай и его свойства проецируются на общество и его законы.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Что интересное выявляется - понятие "эфир" из западно-европейской традиции переходит в XIX-XX вв. в китайскую философию, находя свое расскрытие в китайском понятии "жень" - гуманность.
итай разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то “единое первоначало” предполагает иерархию, которую оно же и венчает. Через “единое первоначало” итай соотносится со своим коррелятом — “гуманностью”. Все характеристики итая распространяются на “гуманность”, приобретая этическую окраску. Через “гуманность” итай и его свойства проецируются на общество и его законы.
Китайский философ Тань Сытун:
В мире существует только гуманность... Звездные массы далеки от нас, духи скрываются в невидимом мире, но все они связаны между собой посредством гуманности... Итай соединяет в единое целое Небо и Землю, все вещи, меня и других людей...
Повсюду в сфере вещей , пустого пространства, живых существ имеется нечто в высшей степени огромное , в высшей степени тонкое, все им заполнено. Назовем его итай... это незримый предел вещества. Его проявления Конфуций определял как жень, юань (первоначало), синь (природа) Итай соединяет части тела, благодаря ему глаза видят, уши слышат...
Какое удивительное взаимообогащение, углубление и расширение понятий происходит при таком сравнительном анализе.
Мне кажется, интересно сравнить китайское понятие "итай" и индуистское понятие "самадхи".
Не есть ли гуманность (жень) понятием психической энергией в Учении Живой Этики?
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Камиль »

Думаю, что из приведённых цитат следует, что на язык Живой Этики китайское понятие "итай" можно перевести, как Первопричина и Любовь. Но это только предположение. Чтобы сопоставлять понятия более ответственно, надо глубже изучить обе философские системы.
Ответить

Вернуться в «Наука и новое космическое мышление»