Re: О многообразии форм познания. Научное и метанаучное знан
Добавлено: 10 янв 2012, 17:54
Rinchen
С тех пор, как была написана работа Л.И.Шестова ( а это 1905 год), многое изменилось. В России на протяжении долгого периода, шла Духовная революция, которая принесла миру свои плоды в виде новых Учений. Одним из таких источников знаний, который предложил науке новую систему познания (объеденив научное и вненаучное) стали книги Живой Этики - философия Космической реальности.
Из ее страниц мы узнаем, что познание не ограничено сферой традиционной науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки, и кроме того оно имеет, свои собственные источники и средства.
Сейчас уже не секрет, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого нами в качестве научного, например, древняя астрология старше астрономии, алхимия старше современной химии.
В истории культуры многообразные формы познания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, часто объединяются общим понятием — эзотеризм, оккультизм, мистика. Известный ученый, писатель, востоковед, историк, философ, заслуженный академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова решительно возражает против подобных наименований, поскольку они не дают ясного представления о сути метода. Против архаических терминов "оккультизм" и "мистика" возражала также Елена Ивановна Рерих, автор книг Живой Этики, отмечая, что они устарели. В одной из книг Учения говорится, что многие обветшалые слова должны быть изъяты из употребления. К их числу относится и слово "оккультизм"
«Сама история его показывает, как условно оно появилось в Средние Века. Особенно теперь оно звучит бессмысленно» (Надземное, 653).
В наше время более других закрепился термин "эзотерика", но он уже не соответствует своему первоначальному смыслу. Если отбросить все эти архаические термины, говорит Людмила Васильевна, и взять за основу понятие "наука", то такую систему познания можно было бы назвать
сверхнаукой, или метанаукой. (
источник)
Re: О многообразии форм познания. Научное и метанаучное знан
Добавлено: 10 янв 2012, 19:50
Rinchen
Продолжая развивать тему, о формах познания хотелось бы для начала отметить,что существует два аспекта разума: интеллект и мудрость. Как можно объяснить эти и другие нужные нам для исследованяи термины? Согласно объяснению, предложенному Хазрат Инайят Ханом
Интеллект – это взятое из внешнего мира знание имен и форм, их характера и природы.
Мудрость противоположна вышеупомянутому знанию. Она озарена внутренним светом и приходит со зрелостью души и открывает взгляду схожесть всех вещей и существ, равно, как и единство имен и форм.
Кроме того давая определение некоторым терминам встречающихся в метанаучном способе познания можно сказать, что:
Сознание – это пробужденное состояние познающей способности. И соответственно чем выше уровень сознания, тем разносторонней и глубже "состояние познающей способности"
Знание – это то, что сознание осознает. И в то же время, этот тот импульс из Высшего источника, котороый способствует расширению самого сознания.
Совесть – это такое чувство, которое рождается, когда сознание само себя взвешивает, ставя на одну чашу действие, а на другую идеал
Разум – это способность сознания схватывать тогда, когда оно всеми силами старается распознать, различить, воспринять и постигнуть все, что его окружает.
Невежество – это состояние ума, пребывающего во тьме.
Впечатление – это чувство, которое поднимается в ответ на реакцию от полученного отражения внешнего мира (физического, ментального или астрального).
Интуиция – это внутреннее послание, передаваемое в форме предупреждения или указания, воспринимаемое умом независимо от какого бы то ни было внешнего источника.
Вдохновение – это поток, поднимающийся из глубины сердца джиннов, который являет себя в царстве поэзии, музыки, живописи, скульптуры или любого другого искусства.
Видение – это духовный сон, который человек переживает во сне или наяву. Оно называется сновидением потому, что сияние, исходящее из видения, погружает человека в полусонное состояние, даже если он бодрствует.
Откровение – это раскрытие внутреннего Я.
Re: О многообразии форм познания. Научное и метанаучное знан
Добавлено: 10 янв 2012, 22:05
Rinchen
Прежде чем продолжить исследование вопроса о многобразии форм познания, я хотел бы сделать небольшое отступление и сказать несколько слов об псевдонаучном способе исследования - как сознательно искажающем представления о нашей действительности. Вопрос этот очень важный, он заставляет задумывается о взаимоотношениях науки и этики и особенно в наше время. Исследуя эти взаимоотношения, академик А.Д Александров отмечал:
Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании и утверждении истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Именно здесь — через истину — осуществляется органическая внутренняя связь науки и этики. Наука не дает оценок, она констатирует.
Между тем, в нашей истории приходится сталкиваться с тем, что констатация фактов, бывает грубо и намеренно искажена. И нередко бывают случаи, когда, сталкиваешься с безобразной клеветой. Случайно ли все это? Я так не думаю. В этом есть свои закономерности, которые требуют сегодня широкого обсуждения… Но возникает вопрос почему феномен "псевдонауки" должен вызывать у нас тревогу? Дело в том что псевдонаучные конструкции уходят корнями в некие глубинные слои человеческого сознания. Это достаточно сложный вопрос и что бы его понять хотя бы в какой-то степени, нужно обратиться к новым Знаниям и накоплениям Духовной революции из которой мы видим, что бывают вестники Провидения (в искусстве, философии, науке), но не так уж трудно догадаться, что наш культурно-исторический процесс не обходится и без темных вестников. И сожалению, темных вестников мы все чаще и чаще встречаем не в искусстве или других областях знания, а в науке. Согласно мнению крупного русского философа Даниила Андреева, одним из первых, кто утвердил полный и окончательный отрыв науки от какой бы то ни было этики и духовности был ученый Бэкон. За ним последовали Конт, Штирнер, Маркс и т д. В своем философском труде “Роза Мира” Даниил Андреев замечает:
В науке же темными вестниками, носителями темных миссий, являются не деятели с крупным именем, с гениальной одаренностью, но второстепенные ученые, интерпретаторы и исказители глубоких научных теорий, вроде Тимирязева, который примитизировал и довел учение Дарвина до полнейшей материалистической плоскости.
Этот список, "интерпретаторов" и "исказителей" к великому сожалению можно пополнить и в наше время. В него можно включить Владимира Росова - доктора исторических наук, востоковеда, заведующего отделом наследия Рерихов Музея Востока. В него можно включить Александра Андреева - российского историка, тибетолога, филолога, писателя. Приставка "псевдо" обращает внимание на то, что предмет и способы их исследования противоположны не только науке, как таковой, но и ее этическим нормам. Эб этом было уже много сказано...
Достаточно даже прочесть статью
Прокрустово ложе псевдонауки, что бы понять - идет сложнейшая борьба старого и нового мышления.
В 1983 году в Звенигороде академиком А.Д.Александоровым был прочитан доклад на совещании по истории и методологии науки, в котором обсуждались «Проблемы науки и позиция ученого» На мой взгляд этой очень важный вопрос, поэтому каждому участнику форума я предлагаю познакомится с этим
докладом.
Re: О многообразии форм познания. Научное и метанаучное знан
Добавлено: 17 фев 2012, 11:06
Rinchen
Откуда берется знание?
Вопрос о появлении нового знания - остается одним из величайших философских проблем и областью исследования с немалым количеством белых пятен. Кое-что в этой области стало известно, но, к сожалению, далеко не все и не так детально, как нам хотелось бы.
В ХХ веке эта актуальная проблема бросала открытый вызов нашим исследователям в самых разных областях науки. И не случайно. Известно, что орудием научного познания, является разум, который, согласно Учению Живой Этики, условно можно разделить на два аспекта: интеллект и мудрость.
До сих пор, в сфере научных исследований особый интерес привлекала внимание проблема формирования интеллектуальной составляющей познания, что неизбежно привело к одностороннему взгляду на многие явления нашего мира. Мудрость не бралась в расчет...
Интеллект – это взятое из внешнего мира знание имен и форм, их характера и природы.. Свои знания он приобретает путем умозаключений, то есть он наблюдает явления или факты и делает из них выводы, анализирует. Интеллект – это тот рассудок, которым мы постоянно пользуемся в своей повседневной жизни, в решениях жизненных проблем и во всей обширной деятельности человека. Интеллект не есть мудрость.
Мудрость противоположна вышеупомянутому знанию. Она озарена внутренним светом и приходит со зрелостью души. Источник ее знаний- Высшие миры. Она является основой метанаучного и метаисторического способа познания.
Нужно сказать, что первоначальный процесс человеческого обучения и приобретения различных видов знания мы можем наблюдать в эпоху мифологического сознания. И основой этого обучения, в отличие от нашего времени являлась мудрость На сегодняшний день, историческому анализу доступны три типа мышления:
1.мифологический
2. религиозный
3. научный
Приближается время для формирование четвертого вида мышления – космического.
Характерной особенностью первого этапа человеческого мышления являлась целостность мироощущения, о которой нередко тоскуют люди нашего научного разобщенного мира и которая иногда сияющим потоком прорывается в настоящем искусстве.
Сегодня многие теоретики- физики все чаще и чаще высказывются о том, что появление новых знаний невозможно объяснить, не предположив наличия какой-то Высшей силы, неких Высших Сфер, откуда черпаются эти новые знания. Об этом говорят так же метанаучные открытия и в частности метаисторические прозрения, которые, благодаря творческой интуиции, находят свое выражение в искусстве. Так, в 19-м веке, а отчасти и в 20-м была весьма популярна гипотеза о земной працивилизации - Атлантиде, Лемурии и т. д. По замыслу авторов гипотезы, носители некогда могучей, но погибшей в катастрофе цивилизации обусловили единство земной культуры - обучили древних египтян и индейцев строить пирамиды, обитателей Месопотамии - вести астрономические наблюдения, греков - ваять изумительные статуи... Типичным отражением этой идеи можно считать "Венок сонетов", принадлежащий перу Валерия Брюсова, одного из образованнейших русских писателей начала 20 века. Цикл сонетов под общим названием "Светоч Мысли" был написан Брюсовым в 1918 году с целью восславить человеческие дела и помыслы, вознести искания Высшей Мысли - источнику наших знаний, над хаосом первой мировой войны. История начинается в таинственных Лемурии и Атлантиде, потом через Халдею, Египет, Элладу устремляется к более близким нам временам:
I. Атлантида
Над буйным хаосом стихийных сил
Зажглось издревле Слово в человеке:
Твердь оживили имена светил,
Злак разошёлся с тварью, с сушей — реки.
Врубаясь в мир, ведя везде просеки,
Под свист пращи, под визги первых пил,
Охотник, пастырь, плужник, кто чем был, —
Вскрывали части тайны в каждом веке.
Впервые светоч из священных слов
Зажгли Лемуры, хмурые гиганты;
Его до неба вознесли Атланты.
Он заблистал для будущих веков,
И с той поры всё пламенней, всё шире
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
II. Халдея
Сияла людям Мысль, как свет в эфире;
Ее лучи лились чрез океан —
Из Атлантиды в души разных стран;
Так луч зенита отражён в надире!
Свет приняли Китай и Индостан,
Края эгейцев и страна Наири,
Он просверкал у Аймара и в Тире,
Где чтим был Ягве, Зевс и Кукулкан.
И ярко факел вспыхнул в Вавилоне;
Вещанья звезд прочтя на небосклоне,
Их в символы Семит пытливый влил.
Седмица дней и Зодиак, — идеи,
Пребудут знаком, что уже в Халдее
Исканьем тайн дух человека жил.
III. Египет
Исканьем тайн дух человека жил,
И он сберег Атлантов древних тайны,
В стране, где, просверлив песок бескрайный,
Поит пустыню многоводный Нил.
Терпенье, труд, упорный, чрезвычайный,
Воздвигли там ряд каменных могил,
Чтоб в них навек зов истины застыл:
Их формы, грани, связи — не случайны!
Египет цели благостной достиг,
Хранят поныне плиты пирамиды
Живой завет погибшей Атлантиды.
Бог Тот чертил слова гигантских книг,
Чтоб в числах три, двенадцать и четыре
Мощь разума распространялась в мире.
IV. Эллада
Мощь разума распространялась в мире —
Египет креп, как строгое звено,
Но было людям жизнь понять дано
И в радости: в резце, в палитре, в лире.
Влилась в века Эллада, как вино, —
В дворцовой фреске, в мраморном кумире,
В живом стихе, в обточенном сапфире,
Явя, что было, есть и суждено.
Но, строя храмы, вознося колонны,
Могла ль она забыть зов потаённый,
Что край Осириса ей повторил?
Шёл Эллин к знанью по пути мистерий, —
Но дух народа блеск давал и вере,
Прекрасен, светел, венчан, златокрыл.
V. Эллинизм и Рим
Прекрасен, светел, венчан, златокрыл,
Цвел гений Греции. Но предстояло
Спаять в одно — халдейские начала
И мысли эллинской священный пыл.
Встал Александр! Всё ж Року было мало
Фалангой всюду созданных горнил;
И вот, чтоб Рим весь мир объединил,
Медь грозных легионов застонала.
В те дни как Азия спешила взять
Дар Запада и каждый край, как призма,
Лил, преломляя, краски эллинизма,
К завоеванью всей вселенной — рать
Вёл Римлянин; при первом триумвире
Он встал, как царь, в торжественной порфире.
VI. Римская Империя
Он встал, как царь, в торжественной порфире,
Укрыв под ней весь мировой простор.
От скал Сахары до Шотландских гор,
От врат Мелькарта до снегов Сибири.
Столетий и племён смиряя спор,
Сливая голоса в безмерном клире,
Всем дав участье на вселенском пире,
Рим над землёй своё крыло простёр.
Все истины, что выступали к свету, —
Под гул побед, под сенью римских прав,
Переплавлялись властно в новый сплав.
Вела Империя работу эту,
Хоть вихрь порой величья не щадил,
Хоть иногда лампады Рок гасил.
VII. Переселение народов
Хоть иногда лампады Рок гасил,
Рим до конца исполнил труд владыки,
Он был свершён, когда, под вопль и крики,
Сонм варваров Империю свалил.
Народы хлынули, свирепы, дики;
Мрак разостлался, тягостен, уныл;
Казалось: луч наук навек почил;
И тщетно трон свой высил Карл Великий.
Но в мгле крушений отблеск золотой
Искал путей, везде, сверкал мечтой,
Под стук мечей, под грозный скок валькирий.
Меж камней, бывших кесарских палат,
Под робкий свет монашеских лампад
Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире.
VIII. Средние века
Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире,
Поя целебно мутный мрак веков.
Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,
Пусть меч звенел в бою и на турнире, —
Искал алхимик камень мудрецов,
Ум утончался в преньях о вампире,
Познать Творца пытался богослов, —
И мысль качала мировые гири.
Монах, судейский, рыцарь, менестрель —
Все смутно видели святую цель,
Хоть к ней и шли не по одной дороге.
В дни ужасов, огня, убийств, тревоги
Та цель сияла, как звезда: она
Во все века жила, затаена.
IX. Возрождение
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь — весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый берег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.
Стремились все — открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда — вскрыть все таинства природы.
X. Реформация
Надежда — вскрыть все таинства природы —
Мир к высшей тайне привела, — и Бог
Восстал над бурей будничных тревог,
Над сном народов, над игрушкой моды.
За громом Лютера прошли походы
Густава, Тилли; снова сумрак, строг,
Окутал землю, и военный рог
К войне за веру звал из рода в роды.
Промчался Кромвель; прогремела Ночь
Варфоломея; люди в пытках гибли;
Стал дыбой — крест, костром — страницы Библий.
Но Истина, исканий смелых дочь,
Жива осталась в вихрях непогоды;
К великой цели двигались народы.
XI. Революция
К великой цели двигались народы.
Век философии расцвёл, отцвёл;
Он разум обострил, вскрыл глуби зол
И людям вспыхнул маяком свободы.
Упали с гулом вековые своды,
Был свергнут в бездну старый произвол,
Поток идей разлился, словно воды,
Что в марте затопляют луг и дол.
Гудели волны буйного потока,
Ученье братства разнеся широко,
Под знамя воли клича племена.
Бороться с правдой силился напрасно
Державный Север: под зарницей красной,
Шумя, Европу обняла война.
XII. Наполеон
Шумя, Европу обняла война,
Глася: «Мир хижинам и гибель тронам!»
Пусть эта брань потом Наполеоном,
В дыму побед, была усмирена,
Навек осталась вскрытой глубина;
Над ней теперь гудело вещим звоном —
Всё то, об чём шептали лишь учёным
Намёки книг в былые времена.
Ваграм и Дрезден, Аустерлиц и Иена,
Вы — двух начал таинственная смена;
Толпе открыли вы свободный путь.
Народ рванулся ветром тайн дохнуть…
Но не давал дышать им в полной мере
Все ж топот армий, гулы артиллерий.
XIII. Девятнадцатый век
Все ж топот армий, гулы артиллерий
Затихли; смолк войны зловещий звон;
И к знанью сразу распахнулись двери,
Природу человек вдруг взял в полон.
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звёзд и жизнь бактерий.
Античный мир вёл к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.
Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере.
XIV. Мировая война XX века
Не заглушить стремленья к высшей сфере
И буре той, что днесь шумит кругом!
Пусть вновь все люди — злобный враг с врагом,
Пусть в новых душах вновь воскресли звери.
На суше, в море, в вольной атмосфере,
Везде — война, кровь, выстрелы и гром…
Рок ныне судит неземным судом
Позор республик лживых и империй!
Сквозь эту бурю истина пройдет,
Народ свободу полно обретёт
И сам найдёт пути к мечте столетий!
Пройдут бессильно ужасы и эти,
И Мысль взлетит размахом мощных крыл
Над буйным хаосом стихийных сил!
XV. Заключение
Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
Прекрасен, светел, венчан, златокрыл,
Он встал, как царь в торжественной порфире.
Хоть иногда лампады Рок гасил,
Дух знанья жил, скрыт в дивном эликсире.
Во все века жила, затаена,
Надежда — вскрыть все таинства природы,
К великой цели двигались народы.
Шумя, Европу обняла война…
Все ж топот армий, громы артиллерий
Не заглушат стремленья к высшей сфере.