SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Ирэн »

Депутат Госдумы Игорь Ревин: Министерство культуры скрывает пропажу картин Рерихов? https://kprf.ru/activity/culture/156947.html
Юрий24
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 26 сен 2016, 19:24

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Юрий24 »

В министерстве Культуры люди не от культуры. Это парадоксально звучит, но это судя по всему так:
Музей Востока готовит захват зданий, в которых размещен общественный Музей Рериха

ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» (ГМВ) 12 мая предпринял подготовку к захвату одного из строений, находящихся на территории усадьбы Лопухиных, которую занимает общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР).
«Информирую о необходимости освобождения здания МЦР в срок до 12.05.2016», – говорится в письме генерального директора ГМВ Александра Седова, направленном в МЦР.

«В случае невыполнения указанного требования здание будет освобождено в принудительном порядке». Причиной такого ультиматума, по мнению руководства ГМВ, служит якобы то, что МЦР «использует его не обладая какими-либо правами и тем самым неосновательно обогащается».

Назревающему конфликту между государственным и общественным музеями способствовали действия министра культуры Владимира Мединского и его первого заместителя господина Аристархова, направленные на создание государственного музея семьи Рерихов (филиала ГМВ) в усадьбе Лопухиных, в которой более четверти века действует общественный Музей.

Фактически руководство министерства культуры РФ пытается ликвидировать общественный Музей имени Н.К. Рериха, забрав у него здания и его фонды. И все это Минкульт пытается осуществить под прикрытием общественно-государственного партнерства. На самом деле это напоминает рейдерские захваты лихих 90-х.: против МЦР инициируются многочисленные плановые и внеплановые проверки со стороны надзорных и контрольных органов, возбуждаются административные и уголовные дела. За прошлый год по требованию первого зам. министра Аристархова прокуратура проверила МЦР пять раз. За пять месяцев 2016 года МЦР подвергся уже шести проверкам различных государственных инспекций, в том числе со стороны Минюста и Генеральной прокуратуры.
Руководство министерства культуры ничуть не смущает, что общественный Музей был основан в усадьбе Лопухиных младшим сыном Николая Рериха – Святославом, так как интересы чиновников далеки от культуры.
За 26 лет под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой – доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха МЦР создал в усадьбе уникальный общественный Музей. Он по праву считается национальным достоянием России. Все эти годы музей успешно существовал и развивался, став крупнейшим в мире культурным центром по сохранению, изучению и популяризации наследия Рерихов. Его многогранная международная культурно-просветительская деятельность проводится при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Россотрудничества, ООН и ЮНЕСКО.

В 2016 г. за многолетнюю деятельность в области сохранения мирового культурного наследия на основе идей Пакта Рериха МЦР был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Однако это достижение, которым гордилась бы любая страна, не останавливает разрушительные действия руководства министерства культуры по уничтожению общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.
В 11.00 на территорию Международного Центра Рерихов прибыла комиссия из Государственного музея Востока, чтобы начать выселение МЦР из здания в «принудительном порядке». Возглавлял комиссию заместитель директора ГМВ по научной работе Т.К.Мкртычев. Он утверждает, что именно ему поручено создавать государственный музей семьи Рерихов взамен общественного.

Руководство и сотрудники МЦР категорически отказались передавать ключи от здания представителям ГМВ и расценивают данные действия как попытку незаконного захвата строения.

Историческая справка
Усадьба Лопухиных со всеми строениями в границах ее исторической территории по просьбе С.Н. Рериха была передана общественной организации для размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха как условие безвозмездной передачи из Индии в Россию второй части наследия великих наших соотечественников. Правительство Москвы утвердило план воссоздания и приспособления усадьбы Лопухиных под нужды общественного Музея. МЦР при широкой поддержке общественности без государственного финансирования воссоздал строения усадьбы, в которых был открыт общественный Музей, благоустроил ее территорию, спас подлежащие разрушению хозяйственные постройки, для их дальнейшей регенерации, которые и пытается захватить ГМВ. Реставрационные работы МЦР по воссозданию усадьбы Лопухиных были отмечены престижными государственными и международными наградами.
Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4616

Общественный Музей имени Н.К. Рериха нуждается в защите!

Крупнейший общественный музей России, обладатель самой большой в мире коллекции картин Рерихов, сотрудничающий с ООН и ЮНЕСКО, стоит перед угрозой выселения на улицу и лишения бесценного культурного наследия.

В 1990 году великий русский художник и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих безвозмездно передал в дар России для создания Музея имени Н.К. Рериха бесценное культурное наследие своих родителей – сотни картин, уникальный архив, ценные раритеты. Из нескольких зданий, предложенных властями для размещения Музея в Москве, С.Н. Рерих лично выбрал усадьбу Лопухиных. Он поставил два непременных условия: Музей должен иметь общественный статус и размещаться в усадьбе Лопухиных. Государство приняло эти условия. Соответствующие гарантии были закреплены документально.

С.Н. Рерих создал общественную организацию – Международный Центр Рерихов (МЦР), основой которого стал общественный Музей имени Н.К. Рериха, и завещал МЦР имевшуюся у него часть наследия родителей.
Сотрудники Музея без помощи государства, за счет средств меценатов и общественных пожертвований провели сложнейшие реставрационные работы усадьбы Лопухиных, которые получили высокую международную оценку. Был создан уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха мирового уровня.

В последнее время отдельные чиновники Министерства культуры активизировали свои разрушительные действия против МЦР. Они пытаются изъять у него наследие Рерихов и выселить из усадьбы Лопухиных, что может привести к разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха и непоправимому удару по отечественной и мировой культуре.
Этот сайт создан друзьями Музея имени Н.К. Рериха и является общественной инициативой. Мы приглашаем вас присоединиться к защите МЦР и его общественного Музея. Совместными усилиями мы отстоим волю С.Н. Рериха и сохраним Музей имени Н.К. Рериха для культуры России и всего мира.
Обращение общественного Музея им. Н.К. Рериха
Известные общественные и культурные деятели, поддерживающие сохранение общественного Музея имени Н.К.Рериха
История прав МЦР на наследие Рерихов, переданное С.Н. Рерихом, и действия Министерства культуры по их нейтрализации
Посетите сайт Музея имени Н.К.Рериха: http://www.icr.su
Расскажите друзьям о сайте «Сохраним Музей Рериха» в социальных сетях.

Международное признание Музея имени Н.К.Рериха
Визит Генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой в Музей
10 мая 2015 года, во время своего пребывания в Москве, на праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Генеральный директор ЮНЕСКО госпожа Ирина Бокова посетила с визитом общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. После знакомства с экспозицией Музея имени Н.К.Рериха Генеральный директор ЮНЕСКО сделала запись в книге отзывов Музея: «С большим волнением посетила Музей Рериха. Пакт Рериха, подписанный ещё в 1935 году, стал основой Международной конвенции защиты культурных ценностей в конфликтах, которую ЮНЕСКО ценит. Эта мудрость и гуманизм Рериха продолжают нас вдохновлять!».

Изображение

Обращение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна
К открытию выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, апрель 2015 г.:
«Хочу выразить свою благодарность Международному Центру Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я обращаюсь ко всем правительствам и народам во всем мире с призывом объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».
Подробнее http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4616

Изображение

Выставка "Пакт Рериха: история и современность"
14 стран мира и более 100 городов России поддержали выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», созданный Международным Центром Рерихов. 15 апреля 2015 года, в 80-ю годовщину подписания Пакта Рериха, эта выставка открылась в здании Генеральной Ассамблеи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Выставку высоко оценили Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.
Подробнее о выставке http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4616
Изображение
Генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова на открытии выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, 2 апреля 2012 г.

Л.В. Шапошникова стала лауреатом премии Европа Ностра
В 2010 году Людмиле Васильевне Шапошниковой, генеральному директору Музея имени Н.К. Рериха присвоено звание лауреата Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards 2010» в номинации «Самоотверженный труд». Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в вопросах сохранения богатейшего архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы.
Подробнее http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4616

Общественность в защиту Музея имени Н.К.Рериха
Д.С. Лихачев в защиту Музея
«Глубокоуважаемый Борис Николаевич! Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на «Усадьбу Лопухиных» (Малый Знаменский пер. д.3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95г. Более того, целесообразно на Федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К.Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К.Рериха» (Из письма к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, 17.07.1997 г.)
Письма и статьи Д.С. Лихачева в защиту Музея

Изображение

Более 128 тысяч подписей в защиту Музея
Петицию «Исполните волю С.Н. Рериха – сохраните общественный Музей имени Н.К. Рериха!» на сайте Change.org подписали уже более 55 тысяч человек, в том числе А.Е. Карпов, Ю.Х. Темирканов, А.А. Леонов, Г.М. Гречко, В.С. Чуков, П.В. Флоренский и другие. Добавьте Вашу подпись

Предыдущая петиция на Change.org в защиту Музея собрала более 128 тысяч подписей. Подробнее

https://www.change.org/p/%D0%B8%D1%81%D ... 1%85%D0%B0

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4616
Последний раз редактировалось Юрий24 26 сен 2016, 20:36, всего редактировалось 1 раз.
Юрий24
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 26 сен 2016, 19:24

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Юрий24 »

Защитим Культуру от нападок тьмы. Петиция в защиту музея Рерихов
Защитим Культуру от нападок тьмы. Петиция в защиту музея Н.K.Рерихa

Ограждайтесь от предателей, зараза от них велика,и мы обязаны уберечь от них всех, доверчиво пришедших под свод храма Культуры! Слабость и непротивление злу не для нас.Когда нужно,мы поднимаем меч возмущенного духа и встаем на защиту всего доверенного нам. Е.И.Рерих

«Борьба за правду есть посев блага.
Живет красота в каждой борьбе против лжи, лицемерия, несправедливости, невежества.» С.Н.Рерих

Изображение

Изображение

Пресс-конференция в Музее имени Н.К. Рериха (14.01.14)
https://www.youtube.com/watch?v=Mb0bcELHhjk

Изображение

http://www.save-roerich-museum.ru/

Петиция в защиту музея Н.К.Рериха

Вход на страничку, чтобы подписаться: https://www.change.org/p/%D0%B8%D1%81%D ... 1%85%D0%B0

Там вы увидите число собранных подписей и количество нужных для того, чтобы эта петиция получила силу и была направлена президенту.

Изображение

Музей имени Н.К. Рериха (Москва, 2013)
https://www.youtube.com/watch?v=_Pb-fouBK70

Исполните волю С.Н. Рериха – сохраните общественный Музей имени Н.К. Рериха!

Крупнейший общественный музей России, обладатель самой большой в мире коллекции картин Рерихов, сотрудничающий с ООН и ЮНЕСКО, стоит перед угрозой выселения на улицу и лишения бесценного культурного наследия.

Изображение

Общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха уникален! Он был основан Святославом Рерихом – младшим сыном великого русского художника и общественного деятеля Николая Рериха. За 26 лет своего существования Центр-Музей превратился в ведущий центр по сохранению, изучению, популяризации наследия семьи Рерихов, утверждению в нашей стране и в мире высоких гуманистических идей, связанных с сохранением и развитием культуры. Так выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», посвященный защите мирового культурного наследия, с 2012 г. прошел в 16 странах мира и более, чем в 100 городах России.

Изображение

Миротворческая деятельность Центра-Музея получила высокую оценку со стороны Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и поддержку ЮНЕСКО в лице Генерального директора Ириной Боковой. 10 мая 2015 г. Ирина Бокова лично посетила общественный Музей в знак уважения к его работе по сохранению культуры и мира. Деятельность Центра-Музея по достоинству отмечена многими наградами, в том числе государственными и международными.

Но высокие достижения не дают защиты. На протяжении нескольких лет Музей вынужден отстаивать свое право на существование. Об этом свидетельствуют непрекращающиеся судебные иски, инициируемые Министерством культуры РФ с целью отобрать у Центра-Музея наследие Рерихов и здания усадьбы Лопухиных, в которых он располагается и в реставрацию которых общественностью вложены сотни миллионов рублей пожертвований.

Недавно эта драматическая ситуация дошла до предела! 24 ноября 2015 года Росимуществу были переданы права на усадьбу. Уже через день здания передали в оперативное управление государственному музею Востока, который находится в подчинении Министерства культуры. Все это идет в разрез с волей Святослава Рериха. Передавая наследие Родине для создания общественного Центра-Музея в Москве, он выдвинул требования: музей должен иметь общественный статус и размещаться в усадьбе Лопухиных, которую Святослав Рерих выбрал лично. Он писал: «Подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока привело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. <...> Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». Государство приняло эти условия и документально подтвердило гарантии их выполнения. Волеизъявление Святослава Рериха поддержали многие выдающиеся деятели культуры и науки, в том числе М.Л. Ростропович, Д.С. Лихачев, Е.М. Примаков.

Сложившаяся ситуация грубо нарушает волю основателя общественного Центра-Музея. В ближайшее время под давлением Министерства культуры РФ может быть запущен процесс выселения Центра-Музея имени Н.К.Рериха из усадьбы Лопухиных, а также предпринята попытка изъять у него бережно сохраняемое бесценное культурное наследие – крупнейшее наследие русского зарубежья, возвращенное в Россию.

Дорогие друзья! Вся мировая общественность с болью наблюдает уничтожение культурного наследия в Сирии. Так давайте же не допустим разрушения культуры в нашей собственной стране! Подпишите петицию прямо сейчас и распространите максимально широко, чтобы сохранить общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха от гибели.

__________________________________________________

27 янв. 2016 г. — «Можно гордиться, что Москва имеет такой Музей им. Н.К. Рериха», – Анатолий Карпов, председатель Совета попечителей Музея имени Н.К. Рериха, президент Международной ассоциации фондов мира, депутат Государственной Думы, многократный чемпион мира по шахматам, посол Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

https://www.change.org/p/%D0%B8%D1%81%D ... u/15173898

Обращение уже подписали:

Карпов Анатолий Евгеньевич, председатель Совета Попечителей Музея имени Н.К.Рериха, президент Международной ассоциации фондов мира, депутат Государственной Думы РФ, многократный чемпион мира по шахматам, посол Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (Москва)

Темирканов Юрий Хатуевич, член Совета Попечителей Музея имени Н.К. Рериха, художественный руководитель и главный дирижёр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Государственной филармонии имени Шостаковича, музыкальный директор Королевского театра Пармы (Италия), народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки и Государственной премии Российской Федерации (Санкт-Петербург)

Филатов Сергей Александрович, член Совета Попечителей Музея имени Н.К.Рериха, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, председатель Союза писателей Москвы (Москва)

Чуков Владимир Семенович, член Совета Попечителей Музея имени Н.К. Рериха, президент Экспедиционного центра «Арктика», действительный член Русского географического общества (Москва)

Кондрашин Виктор Викторович, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, доктор исторических наук, профессор (Москва)

Николаев Михаил Ефимович, член Совета Попечителей Музея имени Н.К. Рериха, президент Международного общественного движения «Восточное измерение», депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ (Москва)

Яблоков Алексей Владимирович, член-корреспондент РАН, советник РАН, доктор биологических наук, профессор, председатель фракции «Зеленая Россия» (Москва)

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт, почетный академик Российской академии художеств, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной Премии СССР (Москва)

Гречко Георгий Михайлович, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (Москва)

Попов Гарри Алексеевич, академик РАН, директор НИИ прикладной механики и электродинамики, лауреат Государственной премии РФ (Москва)

Некипелов Александр Дмитриевич, академик РАН, Председатель экспертной комиссии РСОШ по экономике и управлению, Председатель совета директоров ОАО НК «Роснефть» (Москва)

Ревин Игорь Алексеевич, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (Иркутск)

Романов Антон Васильевич, депутат Государственной Думы РФ (Иркутск)

Большаков Владимир Николаевич, академик РАН, президент Уральского отделения Международной Лиги защиты Культуры, Лауреат премии Правительства РФ (Екатеринбург)

Аксенова Алиса Ивановна, советник губернатора Владимирской области по культуре, лауреат Государственных премий РСФСР и российской Федерации, Заслуженный работник культуры РСФСР, член Президиума Союза музейных работников

Флоренский Павел Васильевич, академик РАЕН, академик Международной славянской академии наук и искусства, доктор геолого-минералогических наук (Москва)

Овчинников Юрий Львович, президент Ассоциации профессиональных тренеров России, Советник Президента Олимпийского комитета России, заслуженный мастер спорта по фигурному катанию

Ширман Екатерина Романовна, исполнительный директор Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (Москва)

Гулько Петр Ильич, художественный руководитель Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, заслуженный деятель искусств России и Украины, лауреат Премии ЮНЕСКО (Москва)

Федотов Александр, директор Центра восточных языков и культур Софийского университета Св. Климента Охридского, доктор филологических наук, профессор, (София, Болгария)

Мозговенко Иван Пантелеевич, народный артист России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, ветеран Великой Отечественной войны (Москва)

Кудряшова Ларина Владимировна, директор Симферопольского художественного музея, доктор философии, заслуженный работник культуры АР Крым (Симферополь)

Сабрина Зелич, вице-президент общества Ф. Шопена, профессор Академии музыки (Загреб, Хорватия)

Бенюмов Михаил Иосифович, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, художественный Руководитель Красноярского камерного оркестра (Красноярск)

Полный список подписантов см. на сайте Музея: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4328

Официальный сайт Музея: www.icr.su
Страницы Музея Вконтакте
https://vk.com/roerichmuseum

в Твиттере
https://twitter.com/Roerich_Museum

на Facebook и YouTube
https://www.facebook.com/theroerichmuseum
https://www.youtube.com/user/roerichmuseum

Источник: http://informationfordevelopment24.blog ... ge_07.html
Юрий24
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 26 сен 2016, 19:24

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Юрий24 »

МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ
Изображение
Юрий24
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 26 сен 2016, 19:24

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Юрий24 »

ЭСТОНСКОЕ ОБЩЕСТВО РЕРИХА О ДЕМОНСТРАЦИИ ФИЛЬМА «ЗОВ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ»

8 сентября в Таллинне, в Центре русской культуры прошла демонстрация фильма Л.В. Шапошниковой «Зов Космической эволюции». Зрители фильма, а их насчитывалось более ста человек, начали своё знакомство с творчеством Людмилы Васильевны Шапошниковой с посещения выставки «По маршруту Мастера», размещенной в одной из галерей Центра.

И вот уже через несколько минут перед глазами зрителей предстали ожившие образы фоторабот в фильме Л.В. Шапошниковой «Зов Космической эволюции», рассказывающем о жизни и творчестве Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.

Это первый фильм, в котором раскрыт планетарный характер деятельности семьи Рерихов и показан пророческий масштаб творческих предвидений Н.К. Рериха.

Перед нашими глазами развернулись события целой эпохи, полная драматизма картина 20 века и века нынешнего.

Публика не сразу разошлась, зрители стояли и обсуждали увиденное, делились мнениями – для многих зрителей фильм был открытием имени Рерих, его высокой миссии служения Культуре.

Из откликов о фильме:
«Такой фильм надо показывать детям на школьных каникулах в большом зале!»;
«Теперь хочется смотреть этот фильм ещё и ещё раз... Мои ожидания оправдались»;
«Я счастлива, что увидела, в чем состоит истинный смысл жизни!»;
«Потрясена интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой, когда она рассказывала о Космической эволюции! Это самая настоящая реальность, которую творят сами люди».

После просмотра фильма слово предоставили известному в Эстонии исследователю творчества поэта Серебрянного века И. Северянина, Софье Давыдовне Блюхер, рассказавшей о его переписке с Н.К. Рерихом и представившей публике книгу «Мой Северянин».

И ныне магниты, заложенные на эстонской земле П.Ф. Беликовым и К.А. Молчановой, возрождаются новым импульсом. Людмила Васильевна «вернулась» в Таллинн, в Эстонию через 25 лет своим Космическим творчеством. В 1991 году она приняла участие в первой научной конференции, организованной членами Эстонского общества Рериха. А до этого приезжала в Козе-Уэмыйза, где жил Павел Федорович Беликов. И гуляла по улочкам Старого Таллинна, смотрела на его башни с той самой смотровой площадки, где была написана Н. Рерихом картина «Старый Король».

И вот летом 2016 г. её творческие работы встречали посетителей в Таллиннском Университете, затем в одной из средневековых башен Старого города «Золотая Нога», а теперь уже и в столичном Центре русской культуры, где мы в юбилейный год 90-летия Л.В. Шапошниковой смотрим созданный ею фильм о великой миссии семьи Рерихов.
Эстонское Общество Рериха

Источник: https://vk.com/roerichmuseum
Nila
Сообщения: 705
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Nila »

Реплика по поводу статьи г-на Салычева "Упущенные возможности или штрафной круг на пути к общественно-государственному партнерству", размещенной на сайте НРК.

Очень трудно налаживать общественно-государственное партнерство в ситуации, когда Министерство культуры взяло Общественный Музей имени Н.К.Рериха "за горло", а ГМВ при этом пытается "выбить стул" из под МЦР... И при этом все они дружно заявляют : " Давай дружить"....Удушение общественного Музея, созданного Святославом Рерихом, никак не согласуется с позицией государства о сохранении наследия Рерихов и их воли!
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Ирис »

Самое занятное – это кто претендует на создание музея Рериха вместо существующего! Государственный музей Востока, строящий планы реорганизации существующего общественного Музея имени Н.К. Рериха. Может быть, действительно, там работают высококлассные профессионалы, могущие дать сто очков вперед специалистам МЦР? Увы! Как говорят, по делам судите. Посмотрим, как оформлены залы с наследием Рерихов в ГМВ. Зрителю предстает довольно грустная картина. Смесь картин Н.К. и С.Н. Рериха, расположение картин аж под потолком, отсутствие этикеток, пояснительных текстов и т.п. Если таким «профессионалам» достанется нынешний музей МЦР, страшно подумать, что станет с наследием. Это не говоря уже о том, что многие картины утрачены и подменены из 288 принадлежащих по завещанию С.Н. Рериха Международному Центру Рерихов и беспардонно удерживаемых ГМВ.
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Ирис »

Думается уместно и своевременно будет здесь привести очень важные слова из Граней Агни Йоги 1955/1, 56 : «Священный пламень в святилище сердца должен гореть всегда. Стан воинов Света есть стан горящих сердец. Сердце остается символом жизни, и особенно духовной. Сердца согласные, сливаясь в согласии с Сердцем Великим, являют собою огромную силу. Не могут силе их объединенного пламени противостать разрозненные попытки несогласных сердец. Идем единым фронтом и им Побеждаем. Побеждаем объединенным сердцем. Нужны Нам нуклеусы объединенных сердец. Слитые в устремлении с Нами, они могут собою явить опорные устои Света, куда спокойно Можем посылать Лучи для поддержания узлов сети планетной. Чем больше сердец сливаются в согласии, тем большей мощности Лучи могут они воспринять. Потому и Говорим о единениях содружеских. Особенно нужны они пространственно. Не о делах земных идет единение, но о Делах Учителя и духовных. Не о делах личных, но делах Общего Блага, не о делах тьмы, но – Света. Так снова Говорю о Единении во имя Света, во Имя Владыки, во имя Учения Жизни, во имя идущей победы Света. Но многие заняты делами своими и о Делах Учителя позабыли. Но дела свои прежде Дел Учителя поставивший в Свете не преуспеет. Потому Напоминаю о Единении сердец во Имя Учителя, которое является Зовом текущего часа. В Единении против волн идущих событий устоите. И если кто-то в этот опасный момент в ослеплении себеслужения отъединяется, поступает не мудро. Можно отделиться совсем. Дела личные, какими бы важными и значительными они ни казались, не могут сравниться с Делами Учителя. И тот, кто в жизни руководствуется делами личного блага, не преуспеет и в единении. Чем заняты, други Мои, в преддверии грозных событий: Делами Моими или делами своими? Сейчас Мне нужно единение ваших сердец. Хочу видеть монолит согласных сердец, слитых в единении добром. И если в теле сидите по своим углам, то в духе объединитесь. Подходит то время, когда устоять можно будет лишь в единении. Пусть формула жизни «Я в вас, вы во Мне, Я в Отце, и мы едины» станет, действительно, жизнью для вас. Ибо Хаос угрожает отовсюду. Но Хаос есть антипод жизни. В единении устоите. Единение вверх по линии Иерархии, и единение вниз по линии согласных сердец. Сидящие по углам, подумайте о единении пламенном».
Друзья! Объединимся мысленно, направим огонь сердец наших на защиту Наследия Рерихов! Будем вместе с МЦР всегда и где бы мы ни были!
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Кэтрин »

Прямая связь между опасностью уничтожения наследия Рерихов и опасностью уничтожения мировой Культуры - очевидна. В современном мире нет ни одного творческого наследия, имеющего столь жизненно важную роль для всего человечества, как наследие семьи Рерихов. Пакт Рериха и по сей день остается единственным международным документом, призывающим сохранять Культуру не только во время войн, но, прежде, в мирное время. Потому что именно Культура является ведущей силой в эволюции человечества.
Философское, научное, литературное, художественное наследие Рерихов дает ответы на все вопросы и показывает путь выхода из кризиса, а, он один - через Культуру достигается Мир, через культуру идет прогресс цивилизации. Поэтому защищая наследие Рерихов, мы защищаем Культуру и Мир, все человечество.
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!

Сообщение Мари »

публикация в "Московском Комсомольце" : http://www.mk.ru/culture/2017/11/08/kra ... rikha.html
Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха

Главный подозреваемый в присвоении шедевров великого мастера — российское государство

«Последняя война среди людей будет войной за истину» — эти слова великого русского художника, философа-мыслителя Николая Рериха оказались пророческими. Но мог ли он сам предположить, какая битва развернется за его наследие? Что ответил бы искатель Шамбалы, проповедник всеобщей любви и милосердия, если бы узнал о бесконечных судебных процессах, где фигурирует его имя?!

Изображение

На днях Арбитражный суд Московского округа подтвердил законность выселения из усадьбы в центре Москвы Международного центра и общественного музея Н.Рериха. Дело не только в здании, а во всей коллекции Рерихов, которая оценивается в миллиард (!) долларов и которую общественный музей потерял. Деятели культуры и искусства тихо промолчали, потому что ситуация слишком скользкая, и не ровен час каждого, кто вступится, объявят врагом государства. Общественников, которые картины берегли и собирали, в последнее время кем только не называли — экстремистами, членами мафии, иностранными агентами. Часть картин арестовали с формулировкой «добыто преступным путем», привязав к делу Мастер-банка и его главе Борису Булочнику (тот в розыске).

Парадокс в том, что государство, «отжавшее» одну часть коллекции у общественников, позволило вторую разворовывать, раздаривать, безрассудно распродавать и чиновникам, и проходимцам, выдавшим себя за родственников Рериха.

Как картины оказались у Бориса Немцова? Как, числясь в розыске, они попали в руки к олигархам-нефтяникам? Почему среди украденных работ были... фальшивки? Какую рериховскую тайну скрывает сбежавший Булочник? Зачем коллекция понадобилась заместителю министра культуры Аристархову?

Вся история наследия Рерихов — в расследовании «МК».

Вето Сталина


Повествование этой истории — загадочной, трагической и криминальной одновременно — нужно начинать с событий середины 30 х годов, иначе просто не понять взаимоотношения Рерихов и государства (сначала советского, потом российского).

В первый раз Николай Рерих обратился к советской власти с просьбой вернуться на родину в 1939 м (он тогда жил с семьей в Индии). Отправил письмо наркому иностранных дел Максиму Литвинову: «Я и члены моей семьи стремимся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Николай Рерих писал о том, что хочет принести в дар государству свои картины. Резолюция Сталина: «Не отвечать!» (подлинник хранится в архиве МИДа). И никто Рериху не ответил.

Государство отвергло и его, и его творчество.

Второй раз Николай Рерих написал письмо сразу после окончания Великой Отечественной войны. Рерихи тогда очень надеялись, что им разрешат вернуться. Так свято верили, что упаковали все свои вещи, книги, научные труды. Но не дождались...

Николай Рерих умер. Вскоре скончалась и жена. Елена Рерих перед уходом из жизни разделила наследие между двумя сыновьями: старшим — ученым, востоковедом, лингвистом (он потом в России восстановил разрушенную Сталиным школу востоковедения) Юрием, и младшим — художником, ученым, общественным деятелем Святославом. Всего месяц она не дожила до встречи старшего сына с Никитой Хрущевым во время визита советского лидера в Индию в 1955 году. Юрий Рерих пообщался с ним, высказал желание вернуться на родину и организовать выставку работ отца. Хрущев поддержал.

Первую часть коллекции Юрий Николаевич отправил из Бомбея в СССР в 1957 году.

— О, что это были за сокровища! — говорит директор «Реестра культурный ценностей» Владимир Рощин. — Сотни картин, в том числе на тканях (тибетские танки), редкие древние книги, археологические находки. Юрий Рерих надеялся, что все это будет народным достоянием, что это будет видеть простой народ. Сам он тоже переехал в СССР, получил гражданство и даже четырехкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте (плюс машину «Волга» и дачу).

Забегая вперед, скажу, что эту часть коллекции постигла печальная и во многом позорная участь. Другая половина наследия осталась у Святослава. Он ждал подходящего момента передать это людям, но не повторить при этом ошибки брата.

Изображение
Мать Чингисхана. 1933

Первая часть коллекции: пропажи из запасников

Итак, наследие, которое досталась Юрию Рериху, попало в СССР. Здесь он его разделил на две составляющие. Небольшую, самую любимую и значимую для себя, оставил в квартире на Ленинском, которая должна была получить статус мемориальной. Предполагалось, что сюда будут приходить исследователи творчества Рерихов.

Вторую часть — 432 картины — Юрий передал в Государственный музейный фонд СССР.

— Сохранилась переписка между братьями, — рассказывает зав. кафедрой журфака МГУ, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский. — Из нее следует, что Минкульт обещал Юрию создать музей имени Рериха, и именно с этой целью тот передал коллекцию. Но музей не был создан. А коллекцию просто раздали по другим учреждениям. Самое трагичное, что картины в основном лежат в запасниках. Например, большая коллекция работ Рериха находится в Русском музее — там более 300 полотен, но в постоянной экспозиции всего два-три. Расскажу историю: как-то Борис Немцов, будучи губернатором Нижегородской области, подарил Ростроповичу картину из запасников Нижегородского музея. При всей любви к Немцову возникает вопрос: если он подарил одну картину из запасников, то сколько картин раздарили другие губернаторы, музейщики и чиновники? Страшно представить. Лежат в запасниках? Уверен, что не все. Возможно, это объясняет весь тот кошмар, что творится вокруг наследия в последние три года.

Но вернемся к ходу повествования.

В московской квартире Юрия Рериха было 187 живописных произведений, личная библиотека, куда входили книги Е.П.Блаватской, Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, редкие научные справочные издания по востоковедению, а также литература, связанная с рериховским движением, философией и религией Востока. Но и это не все.

Перечень вещей из справки исследователя Дмитрия Ревякина:

«Реликвии семьи Рерихов. Статуя Будды Майтрейи из Сиама, плат преподобного Сергия Радонежского работы Т.Н.Родзянко (1931г.), часть праха Н.К.Рериха, привезенного и хранимого Ю.Н.Рерихом.

Архивные документы Центральноазиатской и Манчжурской экспедиций. О первоначальном составе архива практически ничего не известно.

Архив Н.К.Рериха. Включает 572 оригинала машинописных страниц «Листов дневника» и отдельных документов личной переписки художника.

Коллекция тибетской живописи. 44 танки.

Коллекция предметов религиозного культа (статуэтки буддийских и индуистских божеств, дарохранительницы, ритуальные предметы богослужений и др.).

Коллекция декоративно-прикладного искусства Востока (блюда, чаши, вазы, резьба по дереву и кости и др.)

Коллекция археологических находок Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха из раскопок, проводимых в Центральной Азии (Внутренняя Монголия, Тибет, Западные Гималаи). Сотни экспонатов.

Кресло Н.К.Рериха с бараньими головами и два стула.

Личные вещи Рерихов. Одежда Е.И.Рерих, Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха, предметы обихода (настольная лампа Е.И.Рерих, походный бинокль Ю.Н.Рериха, экспедиционные фляги для воды, спальные мешки и другие экспонаты).


Юрий Рерих жил не один. Вместе с ним из Индии приехали Людмила и Ираида Богдановы, которые в совсем юном возрасте прибились к Центральноазиатской экспедиции Николая Рериха (она проходила 1924–1928 годах), а потом остались в семье Рерихов в качестве помощниц по хозяйству. Помогали они Юрию Рериху и в Москве (на момент переезда Людмиле было 54, Ираиде 43). Исследователь жизни и творчества Рерихов Павел Богданов писал, что Рерихи к сестрам Богдановым относились как к прислуге, ставшей «своей», но не более. Ни о каком родстве и речи быть не могло. Об этом же свидетельствуют друзья и знакомые Рерихов. Запомните этот нюанс.

Сам Юрий Николаевич (к тому времени он был зав. сектором философии и религии Института востоковедения РАН) скончался при довольно странных обстоятельствах. Его смерть даже связывали со спецслужбами... Вроде как те всегда питали огромный интерес с тем мистическим находкам, что сделали Рерихи во время экспедиций, и не хотели, чтобы сведения об этом попали за рубеж.

— Две сестры Богдановы были признаны нетрудоспособными иждивенцами, — рассказывает экс-следователь Главного следственного комитета МВД, который занимался антикварными делами (свою фамилию он просил не называть). — Постановлением Совета министров СССР за ними закрепляется не только квартира, машина, но и авторское право. Возникло противоречие — наследником ведь был брат Святослав как единственный родственник. Он написал письмо в Минкульт, в котором возражал, чтобы работы Рериха оставались в руках Богдановых. Насколько мне известно, это письмо министр культуры Фурцева лично спрятала в архив, где оно и пролежало позабытым-позаброшенным.

Изображение
Квартира Рериха.

Мистификатор Васильчик

Неожиданно в 1970 году в доме Богдановых появляется человек, который называет себя воплощением Николая Рериха на земле, некто Виктор Васильчик. Я разыскала людей, которые его знали. Одни говорят — сумасшедший, другие — проходимец, третьи — агент КГБ.

Тем не менее абсолютно чужой для Рерихов человек стал хозяйничать в квартире на Ленинском. Попасть отныне сюда могли только «избранные», которых он «тестировал». Именно он повлиял на решение Ираиды Богдановой запретить выход «Листов дневника Н.Рериха» и не дать картины на одну из выставок (а ведь Николай Рерих мечтал только об одном: чтобы его работы были доступны всем!). Очарованная-околдованная Васильчиком, Ираида во всем следует его советам. Она стала называть себя приемной дочерью Рерихов, подписываться «Богданова-Рерих». На выставках стали появляться работы Рерихов с пометками «Из собрания И.Богдановой». Это же указание на принадлежность публиковалось в каталогах... Но главное — Васильчик и Ираида начинают распродавать коллекцию.

Святослав Рерих был возмущен, потрясен! Он написал в 1974 году из Индии письмо министру культуры СССР Демичеву. В нем он полностью разоблачает Ираиду, отплатившую семье, которая дала приют ей и ее сестре, черной неблагодарностью.

Рерих-младший просил министра культуры спасти наследие от разграбления, предлагал срочно взять на учет все, что осталось в квартире, сделать из нее мемориальный музей. Он настаивал, чтобы общественной группе русских рериховцев поручили контроль над частью наследства, которая была у брата Юрия.

Сделали ли что-то советские власти? Нет. Никто пальцем не пошевелил, чтобы спасти коллекцию.

А Васильчик женился на Ираиде в 1980 году, хотя она была старше его почти на 30 лет (ей было 66, ему 38). Вместе они потихоньку распродавали коллекцию...

Изображение
Священные Гималаи. 1934

Передо мной только один документ — согласно ему Васильчик от своего имени заключает договор о продаже нескольких работ президенту «Роснефтегазстроя» Ивану Мазуру.

Что творилось в это время в квартире? Вот что рассказывает помощница по хозяйству Людмила Подледникова (Ираида и Васильчик наняли прислугу — видимо, на деньги от продажи картин): «Кладовки для вещей. Здесь хранятся спальные мешки Центральноазиатской экспедиции (на них спят, раскладывая на полу, те, кто остается ночевать в этой квартире). Комната И.М.Богдановой всегда закрыта на ключ. Кровать Л.М.Богдановой вся завалена сверху и под кроватью архивными документами и завешена тканью».

— Эксперты обращались к начальнику Управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Виктору Петракову, — рассказывает директор Реестра культурных ценностей Владимир Рощин. — Тот написал в прокуратуру. Но как только Васильчика и Богданову хотели отстранить от наследства, вмешивались люди из Минкульта. Преподносили это так: коллекция на Ленинском частная, и ее владелец волен с нею поступать, как сочтет нужным. Оно, может, и так, но кто должен быть законным владельцем? Это Святослав Рерих.

— В 2004 году было возбуждено уголовное дело по факту смерти Ираиды Богдановой, — говорит бывший следователь МВД. — Была версия, что Васильчик уморил ее голодом, не вызывал врачей. Но следствие не нашло подтверждения этому. А в 2008 году было совершено разбойное нападение на самого Васильчика в квартире на Ленинском проспекте. Занималось этим делом то же следственное подразделение, которое расследовало смерть Богдановой. Я общался с сотрудниками, которые выезжали на место происшествия. Они отмечали, что вряд ли это была инсценировка — его сильно избили, пристегнули к батарее. Их вообще удивило то, что так сильно его побили, как будто была у преступников еще и личная неприязнь.

Изображение
Похищают в числе прочего четыре большие работы, каждая стоимостью 3–5 миллионов долларов. Скатали в рулоны и вынесли через окно. «Сергий Строитель», «Бум Эрдени» (монгольский эпос), «Весть Шамбалы» (второе название «Стрела-письмо») и «Тень учителя». Эти работы попали в разыскные базы Интерпола. Преступник не установлен до сих пор, но некоторые картины нашлись.

— Среди них «Весть Шамбалы» 1946 года, которую вскоре полиция изъяла у малоизвестного реставратора, — рассказывает Владимир Рощин. — 9 сентября 2010 года правоохранительные органы торжественно передали ее Росохранкультуре на экспертизу. Замруководителя этого ведомства Виктор Петраков написал письмо главе ГУВД Москвы, где просил не возвращать ее Васильчику, «право собственности которого на нее вызывает сомнение».

— В 2011 году ко мне пришли некие люди со словами, что готовы продать две работы: «Тень учителя» и «Труды преподобного», — продолжает экс-следователь. — Я объяснил, что продать их нельзя, их необходимо вернуть официально. Они заявили: «Человек, к которому они попали, хочет получить за них хотя бы вознаграждение». Но по закону это невозможно. Это ведь не находка, а похищенные ценности.

Еще через год ко мне обратился крупный коллекционер и нефтяник: по его словам, он еще в 2003 году купил у Васильчика «Бум Эрдени». Она висит в кабинете, ее видели многие люди, в том числе видные государственные деятели. И как тогда могло получиться так, что ее похитили в 2008 м? Оказалось, украдена была фальшивка. Один арт-дилер по просьбе Васильчика на холсте методом принта сделал точную копию этой картины за 100 тысяч рублей. Мы нашли изъятые с места преступления обрезки холста и сравнили с оригинальной вещью. Оказалось, что подлинная работа никогда не снималась с подрамника и не реставрировалась. Нашлись документы о продаже подлинника. Картина в итоге была удалена из базы разыскиваемых.

Чем все закончилось? Прошло немного времени, и сам Васильчик был найден в квартире мертвым. Когда пришли в квартиру, то обнаружили, что оттуда все исчезло. Занавес.

Вторая часть коллекции: муки Святослава

В 70-е годы Минкульт СССР обратился к Святославу Рериху с вопросом, не будет ли он против, если его часть коллекции (в тот момент она с бешеным успехом выставлялась в Болгарии) объедет музеи городов Советского Союза. Святослав согласился.

— В 7 часов утра 27 октября 1978 года чартерный рейс доставил из Болгарии в СССР 288 картин, среди них были работы авторства как Николая, так и Святослава Рерихов, — говорит вице-президент Центра Рерихов, полковник в отставке Александр Стеценко. Картины путешествовали по всему Союзу: Одесса, Львов, Таллин... А потом коллекцию передали в Государственный музей Востока, где она оказалась похоронена в запасниках и там начала... таять. Количество работ уменьшилось на 6 картин. Более того, там с ними произошли волшебные метаморфозы. Менялись названия, год написания и размеры. Так, картина, названная Николаем Рерихом «Тибет», в музее превратилась в картину под названием «Монастырь Брамапутра», а затем эта же картина стала называться «Гималаи». И если сначала она датировалась 1937 годом, то потом — 1939. Я даже составил таблицу (сравнил список и описание картин, которые были у владельца коллекции Святослава Рериха, с перечнем, который появился в Музее Востока). Вот, посмотрите! Картины «усыхают» — уменьшаются в размерах до 111 см! На протяжении двадцатилетнего пребывания в ГМВ они не только менялись в размерах, но и меняли свою фактуру, материал, краски. Вот пара примеров: полотно было на холсте — стало на картоне; а это писалось темперой — а оказалось маслом. Жуть!

Святослав писал и писал письма министрам культуры, которые сменяли друг друга. Напомним, что параллельно с коллекцией брата, которая была на Ленинском проспекте, происходили странные и страшные вещи... Так что Святослав твердо решил: свою часть наследия отдаст только общественному музею. Об этом он и сказал на встрече с Михаилом Горбачевым. Тот согласился. Тогда в июне 1989 года в газете «Советская культура» Святослав опубликовал статью «Медлить нельзя!» — там была концепция автономного музея, вне подчинения Министерству культуры и Государственному музею Востока. Вторым условием Рериха было размещение общественного центра-музея в усадьбе Лопухиных, которую он выбрал из ряда предложенных московским правительством зданий. Вышло постановление Совета министров СССР о создании Советского фонда Рерихов и Центра-музея имени Н.К.Рериха.

19 марта 1990 г. Святослав Рерих подписывает в Бангалоре документ, который в последующем будет признан его завещанием. В нем Рерих обязал Государственный музей Востока передать Советскому фонду Рерихов принадлежащие ему 288 полотен. Фонд Рерихов, разумеется, стал их требовать. Одно письмо в Минкульт, другое, третье, пятое... — нет ответа. И тут распался Советский Союз. Советский фонд Рериха был преобразован в Международный центр, и за это зацепился Минкульт. Он решил не признавать МЦР правопреемником Советского фонда Рерихов.

«Усадьба рядом с Кремлем - лакомый кусок»


Но собственником был и оставался Святослав. Он сам обращался во все инстанции.

Из письма Святослава Рериха мэру Москвы Юрию Лужкову от 26 апреля 1992 года: «В 1990 году я передал наследие моих родителей Международному центру Рерихов (бывшему Советскому фонду Рерихов). Я просил бы лично Вас оказать помощь в передаче усадьбы Лопухиных на баланс или в долгосрочную аренду Международному центру».

А это выдержки из обращения С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств: «МЦР создан по моей инициативе, стал той организацией, через которую я могу сотрудничать с рериховскими обществами. Людмила Шапошникова строго выполняет мои инструкции по хранению и использованию архива моих родителей. Любые другие предложения для меня как наследника и дарителя являются неприменимыми».

После этого письма никаких сомнений по поводу воли Святослава Рериха быть не могло. Был еще документ, заверенный у индийского нотариуса, на основании которого Святослав Рерих как единственный собственник переданного России наследия окончательно признал права МЦР на коллекцию. Было и письмо к Борису Ельцину (хранится в архиве Президента РФ), где Рерих просил официально передать коллекцию из Музея Востока в общественный музей. По этому поводу готовится проект постановления, но... Святослав умирает. Коллекцию в итоге не передали.

— Думаю, что передавать особо было нечего: она разграблена, — говорит Александр Стеценко. — Но по крайней мере нам в ту пору не мешали работать. Мы вели обширную культурную программу. Передвижные выставки, международные конференции — короче говоря, МЦР в течение более чем 25 лет ведет обширную и насыщенную культурную деятельность.

Возглавляла его Людмила Шапошникова, которая за сохранение наследия Рерихов и развитие музееведения указами Президента РФ была награждена орденом Дружбы и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Президентом был известный дипломат Юрий Воронцов, попечителем — Евгений Примаков. Так что никто МЦР и музей не трогал. Его руководители нашли общий язык с Минкультом.

— А потом умерла Людмила Васильевна, ушли из жизни Примаков, Воронцов — и начались все наши беды, — продолжает Стеценко. — В Минкульт пришли Мединский и Аристархов, которые возглавили «крестовый поход» против нас, всплыл пасквиль диакона Кураева «Сатанизм для интеллигенции»… Мединский в 2013 году в своем письме Путину потребовал «защитить» коллекцию картин, якобы принадлежащую государству. С этой целью даже представил МЦР как некую организацию, учрежденную иностранными лицами (это он Святослава Рериха, который имел гражданство Индии и там жил, наверное, имел в виду?!). При этом в своем письме Президенту России он ни слова не сказал об истинных распоряжениях Святослава Рериха в отношении дальнейшей судьбы безвозмездно переданного им в Россию наследия. В итоге Путин поставил резолюцию «Коновалову и Лаврову: прошу обеспечить интересы государства». Документ дал зеленый свет на наше уничтожение. А представители Минкульта не стеснялись размахивать письмом с резолюцией Путина в суде — к нам в руки оно попало как раз из судебного дела. Удивительно ли, что суды поддержали позицию Минкульта и решили выселить МЦР на улицу?

Заместитель министра культуры Аристархов в 2015 году пытался заставить Генпрокуратуру отобрать у нас наследие. Но надзорный орган не нашел причин. Тогда чиновник начал отправлять телеграммы и письма во все надзорные и контрольные органы.

Из письма Аристархова в МВД России: «Направляем обращение о разрушительной и антикультурной деятельности МЦР. Обращаем внимание, что… у МЦР отсутствует право на наследство, открывавшееся после смерти С.Н.Рериха, поскольку МЦР не является наследником, указанным в завещании Советского фонда Рерихов, и не является его правопреемником».

Читал ли Аристархов завещания и официальные письма Святослава Рериха?! Если да, то как он смог подобным образом трактовать волю наследника? Аристархов отправил телеграмму в МВД, где сообщал, что якобы в МЦР незаконно живут и работают мигранты-нелегалы с Украины. Потом появилось множество обращений от неких граждан с жалобами на МЦР.

— В одном из писем в МВД Международный центр Рериха представлен экстремистской организацией, — рассказывает Стеценко. — Наш адвокат поехал по адресу отправителя письма, а там совсем другой человек живет. Все жалобщики оказались подставными лицами. Всего в 2016 году было проведено аж 17 проверок нашего центра Минюстом, МВД, ФСБ, Ростехнадзором и т.д. Ничего не нашли. Тогда Мединский решил отобрать наше здание. Он обратился к московским властям с просьбой, чтобы усадьба перешла с баланса города на баланс Российской Федерации.

— Усадьба рядом с Кремлем — лакомый кусок, — говорит член СПЧ Иван Засурский. — А многие слышали про криминальный чиновничий бизнес: «отжимать» особняки в хорошем состоянии. Здание отбирали так, как это делали бы черные рейдеры или криминалитет: без вступивших в силу решений суда, с силовой поддержкой неких «чоповцев» без опознавательных знаков... Мне до сих пор не верится, что все это произошло. Ну и параллельно важно было отобрать коллекцию. Придумали для этого коварную схему: убедили следствие по уголовному делу Мастер-банка, что вся деятельность МЦР осуществлялась на криминальные деньги главы банка Бориса Булочника.

Булочник действительно был одним из меценатов центра на протяжении… 20 лет. И это не вызывало вопросов ни у Примакова, ни у прочих попечителей центра, потому что у него не было тогда проблем с законом.

Когда МЦР и Булочник представляли сведения в МВД о готовящемся вывозе Васильчиком остатков наследия, никто никак не прореагировал. А вот на сообщения Минкульта, что МЦР якобы собирается вывезти наследие, реакция была мгновенная. Следственная бригада все изъяла и передала в Музей Востока... без актов и прочих формальностей. Ведь речь идет о «защите интересов государства»!

— МЦР много судился с Минкультом, а тот решил взять и «грохнуть» его, — продолжает Засурский. — Чтобы все эти старые истории с пропажей картин больше вообще не выплывали. И чтобы, возможно, и дальше с полотнами стоимостью от 3 до 10 миллионов долларов могло происходить все, что захочется чиновникам. Думаю, решить спор в российских судах невозможно. А вот международная Фемида наверняка все расставит по своим местам. Если оценивать коллекцию картин по ценам аукционов, то Российской Федерации придется компенсировать сумму порядка 2,5 млрд долларов. Думаю, в международном суде у Российской Федерации нет шансов выиграть дело Рериха — особенно если учесть, что незаконно конфискованы и национализированы произведения не просто русского художника, а автора идеи охраны объектов культуры на всей планете.

Еще в 90-е в Индию к сыну великого художника-мыслителя Святославу Рериху приезжали люди из Минкульта СССР и КГБ, уговаривали передать коллекцию. Что не удалось тогда, в годы тоталитарного СССР, сделали сегодня, в эпоху демократической России. Главным защитником полотен великого художника, по идее, должно быть именно государство. Но оно не смогло уберечь наследие Рериха. А те люди, которые действуют от его имени, увы, мне напоминают Ираиду Богданову и Васильчика. Допустил бы известный на весь мир культурный просветитель, чтобы его картинами распоряжались они? Напрасны ли были его надежды сделать наследие общедоступным, частью национального достояния России?

Ева Меркачева
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»