Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5853

Культурная программа выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Рурском университете (г. Бохум, Германия)

Николай Константинович Рерих – художник, ученый, великий мыслитель нашей эпохи. Своими картинами, смелыми и глубокими изысканиями, мыслями об Общем благе и самоотверженной работой он устремляет нас к поиску смысла жизни, к творчеству, дает импульс для создания музыки, художественных произведений и фильмов.

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Рурском университете города Бохума в Германии заканчивает свою работу 24 мая 2018 года.

Со дня открытия 19 апреля 2018 года выставку сопровождала культурная программа, в рамках которой состоялся ряд лекций, посвященных вкладу семьи Рерихов в науку и культуру, а также их творческому наследию.

5 мая в лекционном зале библиотеки прошел концерт – музыкальное путешествие по мировым религиям с помощью картин Николая Рериха. Композитор и исполнитель Андреас Витт представил свою программу для классической гитары «…Dass sie alle eins seien» – «...Чтобы они были едины». Прозвучали композиции, написанные автором к таким полотнам художника, как «Моисей-водитель», «Конфуций справедливый», «Будда в подводном царстве», «Чаша Христа», «Моисей на горе Хира», «Матерь Мира» и другим.

Эта музыка родилась под впечатлением картин Николая Рериха, которые А.Витт увидел в 2016 году в общественном Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве. Вот как сам автор ответил на вопрос о создании этого музыкального альбома: «Я был в музее на конференции, но так как я не говорю по-русски, у меня было много времени, чтобы изучить картины, которые меня впечатлили и вдохновили так, что к шести или семи картинам у меня сразу же родилась музыка. Позже, по приезду в Германию, я смог её воплотить в жизнь. ˂...˃

Зал Живой Этики с картинами художника – один из моих любимых. Там я провёл много часов. Одним из критериев профессионализма являются освещение и система экспонирования картин. ˂...˃ Например, в зале Живой Этики картины размещены просто идеально и отлично освещены. Одно только это уже сильно впечатлило меня: как нужно было развесить картины, чтобы создать такой эффект через освещение! ˂...˃

Мне очень жаль, что сейчас этого прекрасного музея нет. В представлении немецкой демократии то, что сделали с общественным музеем Рериха в Москве, просто невообразимо».

Исполненные автором музыкальные композиции произвели неизгладимое впечатление на слушателей. После концерта члены Немецкого Рериховского общества провели для гостей экскурсию по выставке.

Презентация нового документального фильма «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» прошла в лекционном зале библиотеки 17 мая. Руководитель проекта, генеральный директор ООО «Астра-Арт» Татьяна Винер-Борщ любезно предоставила фильм для демонстрации в рамках выставки по Пакту Рериха.

Фильм «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» рассказывает о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Художник и его группа прошли через самые неисследованные области Азии – величественные, труднодоступные горные цепи Гималаев, Тибет, Китай, Кашмир, Монголию и Алтай.

Н.К.Рерих писал: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

Из-за плотного графика работы автор и режиссер фильма Т.Винер-Борщ не смогла приехать на презентацию и прислала приветственное письмо, в котором она написала: «Ценность этого фильма состоит прежде всего в том, что наша группа прошла дорогами Рериха, впервые были сняты места, где Рерих писал свои картины. Есть и чрезвычайно редкие съемки горных озер – они снимались на высоте около 6 тысяч метров. Снята так называемая могила Христа в Кашмире, древние храмы и монастыри».

После просмотра фильма состоялись обсуждение и обмен мнениями. Зрители выразили свое восхищение хорошей постановкой фильма, сочетающей документальные кадры и современные виды мест, где прошла уникальная экспедиция Николая Рериха, смелостью и выдержкой членов экспедиции, в которой участвовала и женщина – Елена Ивановна Рерих. Вот некоторые высказывания зрителей:

«Я часто смотрю фильмы National Geographic, но такого красивого и красочного фильма еще не видела. Фильм сделан очень профессионально, в него вложена душа. Его должны увидеть как можно больше людей».

«До этой выставки и особенно сегодняшнего фильма я ничего не знала о творчестве и достижениях Николая Рериха. Во время экспедиции он проводил и антропологические исследования. Как раз в то время и развивалась эта наука. Он стоял у истоков ее становления и провел очень большую работу по сбору обширного материала. Я сама из Китая и посещала районы близ Тибета. Даже сегодня устроить и осуществить такую экспедицию очень сложно. Удивительно, что Н.Рерих смог провести такую грандиозную экспедицию в начале ХХ века, но еще более удивительно, что его семья и особенно красавица-аристократка жена, Елена Рерих, сопровождала его в течение всего маршрута».

«Благодарим организаторов за показ фильма и рекомендуем его широко демонстрировать как в нашем городе, так и через телеканалы, чтобы охватить широкую публику и познакомить с таким удивительным, смелым и творческим человеком, каким был Николай Рерих».

18 мая в лекционном зале библиотеки был представлен доклад «Космизм и поиск смысла жизни» с последующей дискуссией. На встрече присутствовали студенты, преподаватели и сотрудники университета. Лейля Штробль, президент Австрийского Рериховского общества – Национального комитета Пакта Рериха, член правления Австрийского Национального комитета Голубого Щита, в своем выступлении раскрыла истоки формирования научно-философской мысли, получившей название космизм, а также развитие этого направления в искусстве.

Она рассказала о влиянии идей Николая Рериха на развитие творчества художников-космистов группы «Амаравелла».

Ощущение глубинной причастности сознания человека космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. Еще в древности человек прозревал взаимосвязь между своим существованием и бытием Вселенной и свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы.

Направление космизма в искусстве достаточно молодое. Оно возникло в конце XIX – начале ХХ века. Судьбы первых художников-космистов, как и многих представителей интеллигенции того времени, достаточно трагичны.

Художники-космисты несут в своем творчестве новые идеи – идеи инобытия и раскрытия духовных возможностей человека. Творчество каждого художника индивидуально и неповторимо, но их объединяет стремление через цвет, свет и образы донести до зрителя идеи нового космического мышления о взаимосвязи человека и Вселенной, о понятии Беспредельности.

Участники мероприятия живо отозвались на презентацию и активно задавали вопросы и об искусстве, и о философском направлении космизма.

Преподавателей кафедры славистики интересовал вопрос, что объединяет работы философов Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева с трудами православного священника П.А.Флоренского и ученых К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского и по какому признаку их можно определить как представителей русского космизма. В трудах этих ученых осознается потребность в разработке новой картины мира, затрагивающей все стороны жизни, как материальной, так и духовной ее составляющей.

Встреча прошла очень интересно и плодотворно. Для желающих была проведена экскурсия по выставке «Пакт Рериха. История и современность», размещенной в обширных залах четырех этажей библиотеки Рурского университета.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5854

В Ярославле состоялся вечер, посвященный кинорежиссеру Ларисе Шепитько

Изображение

13 мая 2018 года в Музее истории города Ярославля состоялся вечер, приуроченный к 73-летию со Дня Победы. Он был посвящен выдающемуся кинорежиссеру, классику мирового кинематографа – Ларисе Ефимовне Шепитько (1938–1979). Организаторами мероприятия, которое прошло в рамках проекта «Путешествие в страну Культуры», выступили Музей истории города Ярославля и Ярославское Рериховское общество «Орион». Проект реализуется в музее с 2004 года. Он включает различные культурно-просветительские мероприятия. Свое название проект получил благодаря словам всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, который в очерке «Обществу славянской Культуры» написал: «В какой стране предпочтете жить? – Конечно, в стране Культуры. Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? – Культуре. Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? – Конечно, Культуре. Чем вы обновите ваше сознание? – Победным светом Культуры». Программа видеолектория состоит из 3-х разделов: «Мир искусства», «Мир науки», «Мир этической мысли».

Остро чувствуя стремительный бег времени, Лариса Шепитько спешила сказать самое сокровенное, самое важное, ощущая свое творчество как призвание и смысл своей жизни. В этом году 6 января ей исполнилось бы 80 лет. Она ушла из жизни на излете своей творческой судьбы, в самом расцвете сил. Как режиссёр, как человек кино за свою трагически короткую жизнь она успела сыграть в шести картинах, написать пять сценариев, снять шесть фильмов.

Последним завершенным проектом Ларисы Шепитько стал фильм «Восхождение». В 1977 году на Международном кинофестивале в Западном Берлине, получив несколько призов, он стал первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля – «Золотой медведь». Картина, снятая по повести Василя Быкова «Сотников», рассказывает о судьбе белорусских партизан, попавших в руки фашистов. Фильм о смысле человеческой жизни, о предательстве, подвиге и бессмертии. Фильм-завет, в котором были сформулированы и выражены основные постулаты мировоззрения Ларисы Шепитько. Сама ее жизнь, где нераздельны были ее бытие и профессия, стала непрерывным восхождением к высотам Духа, образцом непоколебимой воли, мужества и мудрой любви. «Когда искусство приближается к вечной проблеме жизни и смерти, – писала Лариса Шепитько, – все мы, писатель, читатель, художник, зритель, становимся особенно внимательны: в мире нет важнее загадки, нет ничего важнее мысли о человеческом предназначении». Эти слова в полной мере отражают смысл и направленность ее искусства, обращенного прямо к человеческому сердцу.

Программу вечера открыл Сергей Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион». Далее прозвучало музыкальное выступление в исполнении Валентины Карповой (вокал), ученицы Детской школы искусств имени Н.Н.Алмазова (класс преподавателя Т.И.Сементовской), и концертмейстера В.В.Шпрангер (фортепиано). О жизни и творчестве выдающегося кинорежиссера рассказала Валентина Виноградова, сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва). Выступление сопровождалось показом фотографий из жизни кинорежиссера, фото- и видеофрагментов из её фильмов, а также фильма о самой Ларисе Шепитько, который снял её муж – кинорежиссер Элем Климов.

Мероприятие посетили жители и гости города Ярославля, а также военнослужащие из разных стран мира, которые проходят курсы повышения квалификации в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны. Радостно было отметить, что творчество нашей соотечественницы нашло глубокий отклик в сердцах представителей не только самых разных государств, но и различных материков. Это еще раз подтверждает, что язык культуры обращен, прежде всего, к глубинам человеческого духа и поэтому может быть понят каждым, вне зависимости от того, к какой народности, национальной традиции и религии он принадлежит.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение

Публикации в СМИ:

В Ярославле состоялся вечер, посвященный кинорежиссеру Ларисе Шепитько // Портал "Культурная Эволюция", 30.05.2018 http://yarcenter.ru/news/kultura/v-yaro ... -shepitko/

В Ярославле состоялся вечер, посвященный кинорежиссеру Ларисе Шепитько // Информационный портал «Музеи России», 19.05.2018
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5855

Научный семинар и выставка «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана» в Ташкенте (Республика Узбекистан)

17 мая 2018 года в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана (Ташкент) состоялось два мероприятия, посвященных вопросам сохранения культурного наследия Республики Узбекистан.

Это научный семинар «Диалог Восток-Запад: Мир через Культуру» в рамках Четвертых Рериховских чтений, посвященных памяти выдающегося востоковеда Юрия Рериха, и открытие выставки «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана», приуроченной к Международному дню музеев.

«Я сейчас вспоминаю наши Первые Рериховские Чтения, – сказал во вступительном обращении к участникам семинара председатель оргкомитета академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе. – Уже тогда интерес к научному наследию Юрия Рериха был велик. А после Вторых и Третьих чтений стало очевидным, что интерес проявляют не только маститые ученые, но и молодежь. Хорошо, что благодаря большому энтузиазму председателя Ташкентского общества Рерихов, Надежды Рауфовны Монасыповой, в Узбекистан возвратилось имя Юрия Рериха. Ведь никто не знал, кто такой Рерих, какой вклад он внес в изучение Центральной Азии и в вопросы охраны памятников».

Подчеркнув актуальность вопросов сохранения культурного наследия, Э.В.Ртвеладзе посоветовал молодым ученым глубже изучать малоизвестные памятники археологии, искусства, архитектуры, а также историю охраны культурного наследия Узбекистана, которая связана с именами М.Е.Масона, И.И.Умнякова, чьи имена сегодня должны быть широко известны.

Состоявшийся научный диалог стал еще одним позитивным шагом в деле изучения, сохранения и пропаганды культурного наследия Узбекистана. В докладах освещались вопросы охраны архитектурных и археологических памятников, популяризации национального нематериального культурного наследия, совершенствования образовательного процесса в гуманитарных вузах.

В тот же день, 17 мая 2018 года, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась выставка «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана», включающая раздел «Малоизвестные архитектурные, археологические памятники и артефакты».

Эта экспозиция является совместным проектом Академии художеств Узбекистана, Международного Центра Рерихов (Москва, Россия), Ташкентского архитектурно-строительного института, Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, Ташкентского общества Рерихов.

На открытии выставки заместитель директора по научной работе Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева поблагодарила Международный Центр Рерихов, Архитектурно-строительный институт и Ташкентское общество Рерихов за предоставленные фотоматериалы. «Сегодняшняя акция – это инициатива Ташкентского общества Рерихов. Тема сохранения культурного наследия, которой посвящена наша выставка – это самая главная задача, стоящая перед всем культурным сообществом Узбекистана. Предоставляя экспозиционные площади для таких экспонатов, Выставочный зал вносит свой вклад в популяризацию культурного наследия», – отметила она.

Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева также выразила благодарность Институту искусствознания и Ташкентскому отделению института археологии Академии наук Республики Узбекистан за предоставленные экспонаты древнего и средневекового искусства: «Это действительно новые находки и малоизвестные артефакты Узбекистана. В зале присутствуют люди, которые лично принимали участие в их обнаружении. Мы будем рады, если выставку посетит как можно больше зрителей».

Художник-живописец Ибрагим Валиходжаев от имени Академии художеств поздравил присутствующих с Международным днем музеев. Он подчеркнул важность мероприятия и сотрудничества в деле сохранения культурного наследия: «Ради молодежи, ради общества, ради народа мы должны сохранить наше наследие, не допуская разрушения археологических и архитектурных памятников».

Лилия Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, рассказала присутствующим о выставке: «При подготовке выставочного проекта мы, во-первых, хотели показать богатство культурного наследия нашей страны и, во-вторых, предложить задуматься о том, что каждый из нас может сделать для того, чтобы сохранить это наследие для будущих поколений. Когда мы посетили Бухару этой весной, наш маршрут пролегал вне привычных туристических точек, по тем улочкам старого города, где обычно нога туриста не ступает.

Увиденное заставило нас испытать тревогу за судьбу наследия. Многие уникальные памятники сейчас находятся под угрозой разрушения. Например, мы видим табличку, что перед нами памятник XIV века, который охраняется государством, но он на 80% скрыт забором современной застройки. Это нарушает исторический облик города и, возможно, вредит состоянию памятника. Эти фотографии вошли в нашу экспозицию».

Выставка состоит из нескольких разделов. Первый раздел, размещенный на баннерах, предоставил Международный Центр Рерихов. Это экспозиция международного выставочного проекта «Пакт Рериха. Мир через Культуру», отражающая историю развития международного законодательства в области защиты культурных ценностей. Николай Константинович Рерих одним из первых в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений. Этот вопрос, несомненно, волновал многих людей, но именно Н.К.Рерих разработал первый международный документ по защите культуры.

В 1903–1904 годах художник вместе с супругой Еленой Ивановной Рерих совершил большое путешествие по древнерусским городам. За это время он создал целую архитектурную серию полотен и написал немало очерков, в которых отражена тревога за судьбу исторического наследия, протесты против сноса и непрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Николай Рерих входил в совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, принимал участие в работе комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, организовал и возглавил комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта.

Масштабные разрушения памятников в Европе в период Первой мировой войны многих заставили задуматься о создании международного документа, защищающего культурные ценности.

Пакт Рериха, или «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», принят 15 апреля 1935 года. На его основе в 1954 году была подписана «Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Затем в 1972 году принята «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», содержащая рекомендации по охране объектов культуры в мирное время.

Сегодня мы имеем немало документов, защищающих культурные ценности, но памятники продолжают разрушаться: они гибнут в «горячих точках» и в мирное время вследствие нашего небрежения. Отражение этой проблемы можно увидеть на баннере «Актуальность Пакта Рериха».

Важная особенность Пакта Рериха состоит в том, что он объединил в одном документе положения о защите культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Кроме того, он утверждает приоритет культуры над военной необходимостью, предлагает брать под защиту и культурные, и научные учреждения, включая персонал этих объектов. Возможно, именно сегодня есть смысл вернуться к Пакту Рериха.

В следующем разделе выставки представлен ряд фотографий объектов, внесенных в список культурного наследия ЮНЕСКО (Ичан-Кала – город Хива, исторические центры Бухары и Шахрисабза, город Самарканд), а также других уникальных архитектурных и археологических памятников Узбекистана. Особый раздел выставки – памятники, находящиеся под угрозой разрушения и требующие срочных мероприятий по их консервации или реставрации.

В третью часть выставки входят малоизвестные и ранее не выставлявшиеся экспонаты, предоставленные Институтом искусствознания и Ташкентским отделением института археологии Академии наук Республики Узбекистан. Эти экспонаты дополняют представление о том, насколько богаты история и культура Узбекистана.

Выставка будет экспонироваться до 27 мая 2018 года.

«Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, тот ансамбль, в котором он красовался в былое время, – хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; не допускайте в них современные нам предметы, – писал Николай Рерих. – Дайте молодежи возможность смотреть памятники и она, наверное, будет стремиться из тисков современности к древнему, так много видевшему делу. После этого совсем другими покажутся сокровища музеев и заговорят с посетителями совсем иным языком».

Сегодня эти слова великого художника, философа, путешественника и общественного деятеля актуальны как никогда.

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение


Публикации в СМИ:

Нужно знать историю охраны памятников… // Культура.уз, 21.05.2018 http://www.kultura.uz/view_2_r_11505.html

Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана // Дирекция художественных выставок, 17.05.2018 http://dhv-art.uz/2018/05/17/%D0%BC%D0% ... %B5%D0%B4/
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5856

XIII Международный Книжный салон в Санкт-Петербурге

Изображение

Международный Центр Рерихов принял участие в Книжном салоне, который проходил в Санкт-Петербурге с 17 по 20 мая 2018 года в Михайловском манеже и окрестностях: на Манежной площади, Малой Садовой улице и Кленовой аллее. XIII Санкт-Петербургский Международный Книжный салон – один из самых крупных традиционных городских проектов, направленных на всестороннюю поддержку, развитие и популяризацию чтения.

Это был настоящий праздник литературы и музыки. В рамках проведения Салона были представлены самые ожидаемые книжные новинки года. Петербуржцы и гости города смогли увидеться и пообщаться со своими любимыми писателями.

Книжный салон посетили и видные политики. Министр обороны Сербии Александр Вулин выступил здесь как писатель и представил свои новые книги. Среди приглашённых иностранных гостей Книжного салона были писатели и представители различных фондов из Финляндии, Польши, Греции, Болгарии и Белоруссии. В этом году новинки художественной, детской, образовательной, научно-популярной, исторической и справочно-энциклопедической литературы представили 255 издательств со всей России и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Санкт-Петербургский Книжный салон организован Правительством Санкт-Петербурга и Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5859

Проект «Красота есть гимн Беспредельности» в Твери

Пусть дети получат хотя бы намёк на красоту
Беспредельности. Сперва произнесётся слово, но
после зародится понятие.

Живая Этика

Завершён необычный просветительский проект «Красота есть гимн Беспредельности», в течение месяца проходивший в школе № 38 Твери. Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация объединила в одной экспозиции две выставки. Одна из них – репродукции картин Николая Константиновича Рериха и фотовыставка, рассказывающая о его миротворческих идеях, о договоре по защите ценностей культуры – Пакте Рериха, о Знамени Мира. Творчество этого художника и деятеля культуры устремляет к пониманию значения красоты как феномена, одухотворяющего все явления жизни человека и возвышающего его до космических высот. Другая – рисунки победителей I Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса», учредителями и организаторами которого стали Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих и Международный Центр Рерихов. В своих работах юные художники отразили красоту Вселенной и связанные с этой красотой глубокие внутренние переживания, прекрасные мысли и чувства – Космос своей души.

Эта объединённая выставка стала интересным опытом для организаторов и получила много отзывов школьников и о рисунках их сверстников, и о творчестве Н.К.Рериха. Некоторые из этих восторженных и бесхитростных строк озвучила на закрытии выставки «Красота есть гимн Беспредельности» директор школы Галина Борисовна Бардашева:

«Впервые познакомился с творчеством Н.К.Рериха. Узнал, что у Рериха много единомышленников, которые продолжают его дело – помогают открыть глубины космоса в себе».

«Картины создают особую светлую атмосферу. Они излучают свет, доброту. Заставляют остановиться, задуматься… и созерцать».

«Ты словно попадаешь в космическое пространство. Кругом синева. Наполнена космической магической музыкой. Захватывает дух! Радость познания чего-то нового!»

«Я погрузился в атмосферу этого космоса и как бы потерял ориентацию. Только кто-то из ребят, пробегая, вернул меня к действительности».

«Я вспомнил, как хотел научиться летать и самому увидеть недосягаемое небо – похожие эмоции».

«Я увидел силу мысли и такую мощь! Картины поражают своим содержанием, создают особое настроение, вдохновляют! Ты оказываешься в их власти. Они загадочные…»

«Невольно улыбаешься – они приносят радость».

«Они обогащают внутренний мир человека, делая его лучше».

«Картины будоражат воображение, поражают красотой, помогают увидеть безграничность Космоса и человеческой мысли».

«Я понимала, что каждая из картин особенная и пыталась постичь их смысл. Хотелось бы познакомиться с их авторами».


«Когда мы начинали этот выставочный проект, – сказал в своём выступлении руководитель Тверской Рериховской организации Анатолий Григорьевич Лысиков, – долго рождалось его название, и тогда Татьяна Чечина предложила строчку из своего стихотворения. Оно звучит так:

Море дышит, цветок распускается,
Зарождаются наши мечты,
Возникают миры, изменяются –
Всё в объятиях Красоты.
Постигаю её многомерности,
Проникаю в глубины глубин.
Красота – это песнь Беспредельности
И сияющей Вечности гимн!

Вот так естественно пришло название «Красота – есть гимн Беспредельности», продолжил Анатолий Григорьевич и рассказал о задаче проекта: показать, что Красота – это космический закон, по которому живёт всё мироздание, и она обладает мощной преображающей силой. Но в то же время, эта красота, проявленная в виде произведений искусства, ценностей культуры, хрупка и может погибнуть. Н.К.Рерих призывал защищать её, справедливо считая, что сохраняя ценности культуры, мы оберегаем мир на Земле и само существование человечества.

Поэтесса Татьяна Чечина поблагодарила всех ребят, принявших участие проекте и в конкурсе художественного чтения, на котором декламировались стихи из её книги «Услышь, Вселенная!» «В конкурсе нет проигравших, – отметила она, – в конкурсе всегда побеждает творчество. Мы все – и вы, и те дети, чьи рисунки представлены на выставке, и я – объединились и подружились внутренне. Этих нитей не видно, но они есть. Мы все думали о красоте Вселенной и с этой Беспредельностью соединились, и получилось замечательное единение. Ещё я хочу сказать большое спасибо всем взрослым, которые вместе с Галиной Борисовной приняли эту выставку и всю большую программу. Они первые это восприняли и потом протянули эти ниточки вам».

«Мне несказанно повезло, – поделился своими впечатлениями заслуженный артист РФ, актёр Тверского академического театра драмы Вячеслав Александрович Грибков, – что меня пригласили в вашу школу и я познакомился с людьми, которые делают большое дело. Я был удивлён обилием талантов среди ребят и очень рад тому, что они смогли соприкоснуться с поэзией и художественным творчеством, с тайнами живого и доброго Космоса».

Подводя итог проекту «Красота – есть гимн Беспредельности», хочется вспомнить мероприятия, прошедшие в его рамках. Вдохновившись творчеством участников конкурса «Мы – дети Космоса», учащиеся школы сделали свои рисунки на эту тему, и они экспонировались параллельно с главной выставкой. Много интересных, запоминающихся моментов принесла детям встреча с Вячеславом Александровичем Грибковым, его мастер-класс и доброе творческое судейство на конкурсе художественного чтения. В младших классах школы прошла презентация книги «Услышь, Вселенная!» с участием самого автора Т.Чечиной. На Круглом столе старшеклассники вместе со взрослыми обсуждали тему «Общность человека со Вселенной – свобода и ответственность». Массу положительных эмоций доставило школьникам общение с музыкантами и исполнителями Татьяной и Сергеем Левиными на их авторском концерте.

Школьной библиотеке были подарены книги Рерихов, Татьяны Чечиной, молодого писателя Джонатана Кимельфельда. Награды получили участники конкурса художественного чтения. И педагоги, и ученики говорили о своём большом желании подольше оставить в школе эту замечательную выставку.

Грустно расставаться с прекрасным – оно наполняет радостью душу, зовёт в неизведанные дали, рождает высокие мечты и благородные устремления. Но сердце, почуявшее красоту Беспредельности, сохранит её отблеск, устремит к творчеству, в какой бы области оно не проявилось, и, над еемся, поможет достойно преодолеть многие жизненные трудности.

Н.Буракова

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5861

Открытие второго этапа выставки художников-космистов «Вне Земли?»

17 мая 2018 года в Мемориальном музее космонавтики (Москва) состоялось открытие второго этапа выставки художников-космистов «Вне Земли?». В обновленной экспозиции представлено 28 полотен. На выставке зрители могут познакомиться с 13 произведениями из собрания Международного Центра Рерихов (МЦР): картинами О.Н.Высоцкого «Рождение миров» (1994), В.В.Скобеева «Древо жизни» (2016), «Бесконечность» (2017), «В созвездии Ориона» (2017), Н.А.Новицкой-Мтацминдели «Зарисовать, суть звуков изобличить» (2000), Б.Талканбаева «Да будет воля Твоя» (2014), Л.В.Иночкиной «Тайна», А.Оранской «Космос» (1990), Л.С.Сергачевой «Пространство №3» (2003), М.Беляевой «Фиолетовый луч» (1994), Т.Н.Туркулец «Взволнованность» (1999), «Геометрия» (2003), «Свеча и солнце» (1993), а также с 15 произведениями художников-космистов из собрания Мемориального музея космонавтики.

На открытии обновленной экспозиции выступили заместитель директора по научной работе Музея космонавтики В.Л.Климентов, заведующая отделом научно-выставочной деятельности Т.Сергачева, куратор выставочного проекта П.Л.Лысакова, руководитель отдела выставок МЦР Д.Ю.Ревякин. Выступающие отметили важность проводимого проекта для популяризации живописи российских и зарубежных художников-космистов, а также научно-философских идей русского космизма. Представители Музея космонавтики поблагодарили руководство МЦР за сотрудничество и предоставленные на выставку картины. Д.Ю.Ревякин в своем выступлении рассказал об истории формирования коллекции живописи художников-космистов из собрания МЦР, которая состоялась благодаря усилиям генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой, открывшей для публики целую плеяду молодых и талантливых художников, отобразивших на своих полотнах красоту космической беспредельности. Он также рассказал о том, что МЦР без малого четверть века проводил в усадьбе Лопухиных выставки одаренных художников-космистов, многие из которых стали теперь известными. Площадка общественного музея на многие годы стала центром популяризации не только научно-философских идей семьи Рерихов, но и идей русского космизма. Д.Ю.Ревякин поблагодарил руководство и сотрудников Музея космонавтики за сотрудничество и пожелал успехов в проведении актуальной выставки.

Выставка вызвала большой интерес у посетителей Мемориального музея космонавтики, заслуженно пользующегося популярностью не только у москвичей, но и гостей столицы со всего мира. Тема освоения звездной беспредельности вновь и вновь будоражит сердца молодежи, устремляя их к новым горизонтам познания планеты и Космоса.

Выставочный проект «Вне земли?» из цикла «Космос в искусстве» проходит с 15 ноября 2017 по 28 октября 2018 года. Второй этап выставки продлиться до начала августа 2018 года.

Изображение

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5863

Выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Пошехонье (Ярославская область)

Изображение
Герб города Пошехонье

С 23 апреля по 22 мая 2018 года в Доме культуры города Пошехонье проходила выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера». Жители города имели возможность познакомиться с уникальной экспозицией, которая включает фотографии представителей разных народов и природы Алтая, Монголии, Индии и отображает маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, одной из самых удивительных в ХХ веке.

Пошехонье расположено на севере Ярославской области на левом берегу реки Согожи, при её впадении в Рыбинское водохранилище. В Пошехонье протекают пять рек: Согожа, Сога, Шельша, Пертомка и Троицкий ручей. Они соединяются в центре города, впадая в Согожу. За обилие рек Пошехонье называют Северной Венецией, а в местной детской библиотеке имеется даже резиденция Водяного.

Больше тысячи лет тому назад в этой местности жили группы финно-угорского племени меря, а с конца I-го тысячелетия территорию осваивали славяне. В период феодальной раздробленности и позднее эти земли входили в состав Белозерского княжества. Вместе с белозерцами местные жители принимали участие в Куликовской битве 1380 года.

Статус города был присвоен Пошехонью Екатериной II в 1777 году. В 1918 году Пошехонье переименовали в Пошехонье-Володарск в память о революционном деятеле В.Володарском. В 1992 году городу возвращено прежнее название.

На центральной площади Пошехонья на Аллее героев расположен памятник-мемориал семи воинам, которых мать провожает на фронт. Семь братьев Королёвых – от рядового до генерал-майора, от полкового музыканта до Героя Советского Союза – не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны.

В городе хорошо сохранилась историческая застройка. Центральная площадь города – площадь Свободы (бывшая Базарная площадь), на которой центральное место занимает ансамбль Торговых рядов и Троицкий собор с колокольней (1754). На площади Свободы находится много старинных зданий XIX века: пожарное депо, полицейская управа, дом и гостиница купцов Шалаевых.

Организаторами экспозиции «По маршруту Мастера» в Пошехонье выступили Международный Центр Рерихов, Ярославское Рериховское общество «Орион», Ярославское областное отделение ВООПИиК. Выставку подготовила и предоставила Тверская областная Рериховская общественная организация.

Людмила Васильевна Шапошникова (26.07.1926–24.08.2015) – всемирно известный ученый-востоковед, историк, философ, писатель, общественный деятель, академик Российской академии естественных наук и Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха в Москве, хранитель наследия семьи Рерихов, ведущий исследователь их творчества.

Выставка «По маршруту Мастера» даёт представление о Л.В.Шапошниковой как о бесстрашном путешественнике и самобытном фотохудожнике, талантливом писателе и философе, создателе уникального общественного Музея имени Н.К.Рериха и его бессменном руководителе, основателе современной научной школы научных исследований, связанных с новым космическим мышлением.

Людмила Васильевна Шапошникова родилась в Новочеркасске, постигала науки в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, преподавала на кафедре истории Индии МГУ, в Институте восточных языков при МГУ, позже переименованном в Институт стран Азии и Африки (ИСАА), где до 1985 года работала старшим преподавателем, получив со временем звание доцента кафедры истории Индии.

«Индия, эта чудесная страна, увлекала меня с первого курса», – говорила Людмила Васильевна. Главная тема, которая интересовала ее, – история и культура индийских народов. В Индии Л.В.Шапошникова провела около десяти лет, преподавала в Мадрасе, много путешествовала, изучала культуру древних племен и народов. Результатом исследований стали научные труды и увлекательные документальные очерки об Индии. Ее книги, такие как «По Южной Индии», «Дороги джунглей», «Парава – летучие рыбы», «Мы – курги», «Австралоиды живут в Индии», «Годы и дни Мадраса», широко известны в России и за рубежом. В 1967 году правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд нашей соотечественницы, присудив Людмиле Васильевне Шапошниковой Международную премию имени Джавахарлала Неру за выдающийся вклад в развитие российско-индийских культурных и научных связей.

Индия неразрывно связана с именами Николая Константиновича, Елены Ивановны Рерихов и их сыновей. Не случайно именно Индия привела Л.В.Шапошникову к Рерихам. «Всё началось в 1967 году», – вспоминала Людмила Васильевна о том дне, когда лауреаты премии Джавахарлала Неру были приглашены премьер-министром Индии Индирой Ганди в гости. Приехав в Мадрас, она вдруг «вспомнила о Святославе Рерихе, с которым даже не была знакома. <…> И чем больше размышляла, тем сильнее ощущала необходимость поехать из Мадраса к Святославу Николаевичу». Приезд к нему не стал неожиданностью – как оказалось, Людмилу Васильевну там ждали. Так состоялась первая встреча Л.В.Шапошниковой с младшим сыном Рерихов. С тех пор почти двадцать пять лет их связывала добрая дружба, сотрудничество и те отношения, которые складываются между Учителем и преданным учеником.

Эта встреча стала для Людмилы Васильевны знаменательным событием, после которого ее жизнь получила новое направление. Ей предстояло выполнить заветы Святослава Николаевича Рериха, доставить в Россию наследие его семьи и создать общественный Музей, достойный имени его великого отца. Живая Этика – философия космической реальности, созданная Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира – все эти важнейшие эволюционные действия Рерихов требовали глубокого осмысления и стали центральной темой научного, философского и публицистического творчества Людмилы Васильевны Шапошниковой.

В 1923–1928 годах Н.К.Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал по землям древнейших культур Азии, а также малодоступным областям Тибета и Гималаев. Весь путь этой сложной экспедиции вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, учёный-востоковед.

Одной из главных задач экспедиции было создание художественной панорамы земель и народов Центральной Азии. Более 500 полотен, этюдов и рисунков создано Н.К.Рерихом во время путешествия. «…Ни одна из известных нам экспедиций не была снабжена таким количеством первоклассного художественного материала, как экспедиция Рериха», – писала Л.В.Шапошникова. Причем картины, написанные во время экспедиции, были не просто иллюстрацией маршрута, но являлись самостоятельной частью собранного материала, в которых Рерих-художник давал научную информацию, а как ученый обладал художественным прозрением и интуицией.

Исследуя культуры азиатских народов, Николай Константинович Рерих, как отмечала Людмила Васильевна, «искал то, что связывало многие культуры во времени и пространстве. Он искал общее, а не частное, сходство, а не различие. Его интересовали широкие проблемы путей культурного взаимодействия различных народов, механизм преемственности в формировании многослойных традиционных культур и, наконец¸ поиск древнейших источников, создававших целые культурные общности. Иными словами, Рерих вел свои исследования в широких границах длительных и сложных процессов, созидавших культурно-историческую общность человечества в целом. Вехи, которые он расставил в своих картинах и экспедиционных дневниках, были вехами этих процессов. Выявить точный концептуальный смысл вех можно было только пройдя маршрут экспедиции».

Именно это стремление привело Л.В.Шапошникову на маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. В течение 1975–1980 годов ей удалось самостоятельно пройти Алтай, Монголию, Индию, включая Западные и Восточные Гималаи. Обе экспедиции объединяли одни и те же цели: осмысление проблемы этнокультурного взаимодействия народов планеты, поиск фактов культурного единства Востока и Запада. Изменения, произошедшие в странах Азии после экспедиции Рерихов, по замечанию Людмилы Васильевны, касаются политических и социально-экономических составляющих жизни этих стран, «что же касается традиционной культуры, то весь этот обширный горный мир, от Алтая до Гималаев, сохранил ее во всем богатстве и многообразии. Очень многое из увиденного осталось таким же, как было изображено и описано Рерихом».

Итогом ее путешествия стал богатейший фотоматериал, издание авторского фотоальбома «От Алтая до Гималаев» и многочисленных очерков, посвященных экспедиции Рерихов, в которых Л.В.Шапошникова смогла отразить дух и восприятие Востока, присущие Н.К.Рериху.

«На рериховском маршруте передо мной разворачивался мир непередаваемой красоты и своеобразия, – писала Людмила Васильевна. – Весь путь экспедиции был красив. Красота жила в скалах и сверкании горных снегов, в узорных листьях деревьев и голубизне горных рек, в прозрачности горного воздуха и в зыбучих песках, в жемчужных туманах и в разноцветье альпийских лугов. Она жила в людях, в их внешности, в их поступках. Это сочетание Красоты с большой буквы с исторической значимостью мест, по которым проходила экспедиция, поражало, заставляло задумываться и размышлять над ролью тех связей, которые существуют между природой планеты и историей обитающего на этой планете человечества».

Людмила Васильевна Шапошникова – автор более 35 книг и монографий, в том числе на иностранных языках, а также около 500 статей и очерков по проблемам истории, философии космизма, теории и истории культуры, востоковедения, этнологии. Из-под ее пера вышли фундаментальные работы в области осмысления процессов космической эволюции.

Заслуги Л.В.Шапошниковой перед Россией отмечены государственными наградами. Она удостоена ордена Дружбы и ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Оценивая значение научного и художественного творчества Л.В.Шапошниковой и ее достижения в культурно-общественной деятельности, комиссия Международного астрономического союза присвоила малой планете 9717 имя «Lyudvasilia».

Выставка «По маршруту Мастера» побывала уже в нескольких городах Ярославской области, и ее дальнейший маршрут по Ярославскому краю будет продолжен.

Подготовили Л.Маркелова, С.Скородумов

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5862

Герб рода Рерихов на геральдической конференции в Москве

Изображение

26 мая 2018 года в Москве состоялась XXX международная генеалого-геральдическая конференция имени И.С. Сметанникова «“Ни дня без геральдики…”. Памяти видного российского геральдиста Игоря Станиславовича Сметанникова (1960–2017)». В конференции приняли участие учёные Международного Центра Рерихов (г. Москва) – кандидат культурологии Б.Ю. Соколова, кандидат философских наук, культуролог В.Г. Соколов и исследователь родословной семьи Рерихов, член Международной ассоциации писателей О.Л. Старовойтова (г. Рига, Латвия).

Организаторами конференции выступили Русская геральдическая коллегия, Департамент герольдии российского дворянского собрания, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения при участии Клуба сенаторов Федерального Собрания Российской Федерации. Были представлены доклады из России, Латвии, Франции, Украины.

Б.Ю. Соколова представила доклад «Герб рода Рерихов: от прошлого к будущему», подготовленный в соавторстве с О.Л. Старовойтовой. Впервые на геральдической конференции прозвучало научное исследование, посвящённое гербу Рерихов, и была поднята актуальная проблема честного и непредвзятого изучения родословной Николая Константиновича Рериха и защиты его имени от недобросовестных подходов к исследованию данной темы.

В докладе были отмечены аспекты большого вклада Н.К. Рериха в мировую культуру, её защиту, а также в развитие космического мышления, озвучены основные эволюционные действия Рерихов. Было показано, что в личности Николая Рериха гармонично слились учёный и художник, и это соединение было уникальным. Как отмечала крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов, выдающийся историк и мыслитель Л.В. Шапошникова, в творчестве Рериха наука приобретала утончённость искусства, а искусство становилось убедительным как наука. Способность точно передавать на полотне прошлое художник называл историческим настроением. Тема прошлого была поднята в докладе не случайно. У Н.К. Рериха есть концепция культурной преемственности прошлого, настоящего и будущего, суть которой состоит в том, что без опоры на лучшие достижения культуры прошлого не будет основ для развития общества в будущем. Концепция единства времён запечатлена в Пакте Рериха и его символе – знаке Знамени Мира. Важнейшая философско-историческая проблема культурного единства прошлого, настоящего и будущего прозвучала также неслучайно. Ведь древние гербы отражали это единство, ярким примером чему выступает герб рода Рерихов, ещё во многом загадочный и до конца не изученный.
Семья прибалтийских немцев Рерихов, к которой по отцу относился художник, обладала родовым гербом, который был опубликован в книге Макса Мюллера «Вклад в исследование балтийской геральдики». В докладе было отмечено, что герб Рерихов уникален с точки зрения символики, заложенной в его элементах. Была подробно рассмотрена символика клейнода (нашлемника) герба Рерихов, в котором, в частности, дважды появляется древний символ – венок, предположительно, из цветов. На поясе лесного человека он показывает стремление первопредка рода к сознательной работе над собой, в то время, как венок на голове – это символ многократных во времени стремлений и усилий потомков по самоусовершенствованию, которые непременно приведут к победе. Таким образом, было показано, что в гербе Рерихов заложен смысл связи времён прошлого, настоящего, будущего, которая базируется на непреходящих ценностях. При этом сделан акцент на портретах Н.К. Рериха кисти его сына Святослава Николаевича, на которых в левом верхнем углу изображен знак Знамени Мира, а в правом верхнем углу – родовой герб семьи.

Особое место в докладе было уделено защите имени Н.К. Рериха от ложной информации, распространяемой в недостоверных публикациях, посвящённых родословной Николая Константиновича, его биографии и родовому гербу Рерихов. В частности, было отмечено, что книга немецкого автора Э. фон Вальденфельса «Николай Рерих: Искусство, власть, оккультизм» вводит читателей в заблуждение и порочит имя нашего великого соотечественника. В этой публикации, буквально пронизанной ненавистью к художнику, его близким и друзьям, ложная биография Рериха составлена с чужих слов и воспоминаний, которые по большей части принадлежат недоброжелателям Николая Константиновича. Отсутствие ссылок во многих ключевых местах, особенно связанных с обвинениями в адрес Рериха, является характерной чертой книги Вальденфельса. Она начинается с искажения родословной Н.К. Рериха. При этом было отмечено, что собственных исследований по родословной художника Вальденфельс не проводил, а воспользовался измышлениями некоего латвийского врача И. Силарса. Главной особенностью статей Силарса, сейчас, к сожалению распространённых на генеалогических сайтах, являются бездоказательные утверждения, домыслы и подтасовки, с помощью которых автор стремится показать, что Николай Рерих происходил из рода немецких ремесленников и не был связан с древним скандинавским родом Рюрика. Никаких доказательств своим выдумкам Силарс не приводит. Измышления Силарса и Вальденфельса по родословной аргументировано опровергнуты на основании многочисленных фактов и архивных документов в статьях Ольги Старовойтовой и петербургского исследователя творческого наследия и родословной семьи Рерихов Эдуарда Томши: «“Доверяй, но проверяй”, или к вопросу о “научном исследовании” родословной прибалтийской ветви рода Н.К.Рериха», «“Человек всегда судит лишь от себя”, или о родословной Н.К.Рериха по русскому изданию книги Эрнста фон Вальденфельса “Николай Рерих: Искусство, власть, оккультизм”». http://www.icr.su/rus/protection/facts_ ... msha-1.pdf

Кроме того, в докладе была озвучена проблема ещё одного недобросовестного материала – статьи М. Пашкова «История одного герба для двух родов (Рореры-Рерихи)», в которой автор безответственно и бездоказательно заявляет, что предки Н.К. Рериха узурпировали чужой герб. По поводу этой и другой ложной информации, содержащейся в данной статье, было проведено исследование, где показана некомпетентность и предвзятость М. Пашкова (см.: Старовойтова О.Л., Томша Э.А. «“Не говорите о том, чего не знаете!” или о “геральдической точке зрения” М.Пашкова, изложенной в статье “История одного герба для двух родов (Рореры-Рерихи)”»). http://www.icr.su/rus/protection/facts_ ... msha-2.pdf Данная проблема вызвала вопросы и дискуссию в зале, так как в фойе была представлена книга М. Пашкова с одноименным его статье названием. В дискуссии принял участие В.Г.Соколов, который выступил в защиту имени Рерихов.

В докладе был сделан акцент на том, что при изучении жизни и творческого наследия таких выдающихся людей, как Н.К. Рерих, необходимо опираться на факты и первоисточники, а также руководствоваться принципами непредвзятого и честного подхода к теме во избежание искажений и неверных интерпретаций. В заключение было подчеркнуто, что творческое наследие Николая Константиновича Рериха, несущее новое космическое мышление, сегодня очень актуально, устремляя людей в наше столь непростое время к красоте, духовному совершенствованию, труду на Общее благо, созиданию лучшего будущего.

Элина Чарская

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5862

Герб рода Рерихов на геральдической конференции в Москве

Изображение

26 мая 2018 года в Москве состоялась XXX международная генеалого-геральдическая конференция имени И.С. Сметанникова «“Ни дня без геральдики…”. Памяти видного российского геральдиста Игоря Станиславовича Сметанникова (1960–2017)». В конференции приняли участие учёные Международного Центра Рерихов (г. Москва) – кандидат культурологии Б.Ю. Соколова, кандидат философских наук, культуролог В.Г. Соколов и исследователь родословной семьи Рерихов, член Международной ассоциации писателей О.Л. Старовойтова (г. Рига, Латвия).

Организаторами конференции выступили Русская геральдическая коллегия, Департамент герольдии российского дворянского собрания, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения при участии Клуба сенаторов Федерального Собрания Российской Федерации. Были представлены доклады из России, Латвии, Франции, Украины.

Б.Ю. Соколова представила доклад «Герб рода Рерихов: от прошлого к будущему», подготовленный в соавторстве с О.Л. Старовойтовой. Впервые на геральдической конференции прозвучало научное исследование, посвящённое гербу Рерихов, и была поднята актуальная проблема честного и непредвзятого изучения родословной Николая Константиновича Рериха и защиты его имени от недобросовестных подходов к исследованию данной темы.

В докладе были отмечены аспекты большого вклада Н.К. Рериха в мировую культуру, её защиту, а также в развитие космического мышления, озвучены основные эволюционные действия Рерихов. Было показано, что в личности Николая Рериха гармонично слились учёный и художник, и это соединение было уникальным. Как отмечала крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов, выдающийся историк и мыслитель Л.В. Шапошникова, в творчестве Рериха наука приобретала утончённость искусства, а искусство становилось убедительным как наука. Способность точно передавать на полотне прошлое художник называл историческим настроением. Тема прошлого была поднята в докладе не случайно. У Н.К. Рериха есть концепция культурной преемственности прошлого, настоящего и будущего, суть которой состоит в том, что без опоры на лучшие достижения культуры прошлого не будет основ для развития общества в будущем. Концепция единства времён запечатлена в Пакте Рериха и его символе – знаке Знамени Мира. Важнейшая философско-историческая проблема культурного единства прошлого, настоящего и будущего прозвучала также неслучайно. Ведь древние гербы отражали это единство, ярким примером чему выступает герб рода Рерихов, ещё во многом загадочный и до конца не изученный.
Семья прибалтийских немцев Рерихов, к которой по отцу относился художник, обладала родовым гербом, который был опубликован в книге Макса Мюллера «Вклад в исследование балтийской геральдики». В докладе было отмечено, что герб Рерихов уникален с точки зрения символики, заложенной в его элементах. Была подробно рассмотрена символика клейнода (нашлемника) герба Рерихов, в котором, в частности, дважды появляется древний символ – венок, предположительно, из цветов. На поясе лесного человека он показывает стремление первопредка рода к сознательной работе над собой, в то время, как венок на голове – это символ многократных во времени стремлений и усилий потомков по самоусовершенствованию, которые непременно приведут к победе. Таким образом, было показано, что в гербе Рерихов заложен смысл связи времён прошлого, настоящего, будущего, которая базируется на непреходящих ценностях. При этом сделан акцент на портретах Н.К. Рериха кисти его сына Святослава Николаевича, на которых в левом верхнем углу изображен знак Знамени Мира, а в правом верхнем углу – родовой герб семьи.

Особое место в докладе было уделено защите имени Н.К. Рериха от ложной информации, распространяемой в недостоверных публикациях, посвящённых родословной Николая Константиновича, его биографии и родовому гербу Рерихов. В частности, было отмечено, что книга немецкого автора Э. фон Вальденфельса «Николай Рерих: Искусство, власть, оккультизм» вводит читателей в заблуждение и порочит имя нашего великого соотечественника. В этой публикации, буквально пронизанной ненавистью к художнику, его близким и друзьям, ложная биография Рериха составлена с чужих слов и воспоминаний, которые по большей части принадлежат недоброжелателям Николая Константиновича. Отсутствие ссылок во многих ключевых местах, особенно связанных с обвинениями в адрес Рериха, является характерной чертой книги Вальденфельса. Она начинается с искажения родословной Н.К. Рериха. При этом было отмечено, что собственных исследований по родословной художника Вальденфельс не проводил, а воспользовался измышлениями некоего латвийского врача И. Силарса. Главной особенностью статей Силарса, сейчас, к сожалению распространённых на генеалогических сайтах, являются бездоказательные утверждения, домыслы и подтасовки, с помощью которых автор стремится показать, что Николай Рерих происходил из рода немецких ремесленников и не был связан с древним скандинавским родом Рюрика. Никаких доказательств своим выдумкам Силарс не приводит. Измышления Силарса и Вальденфельса по родословной аргументировано опровергнуты на основании многочисленных фактов и архивных документов в статьях Ольги Старовойтовой и петербургского исследователя творческого наследия и родословной семьи Рерихов Эдуарда Томши: «“Доверяй, но проверяй”, или к вопросу о “научном исследовании” родословной прибалтийской ветви рода Н.К.Рериха», «“Человек всегда судит лишь от себя”, или о родословной Н.К.Рериха по русскому изданию книги Эрнста фон Вальденфельса “Николай Рерих: Искусство, власть, оккультизм”». http://www.icr.su/rus/protection/facts_ ... msha-1.pdf

Кроме того, в докладе была озвучена проблема ещё одного недобросовестного материала – статьи М. Пашкова «История одного герба для двух родов (Рореры-Рерихи)», в которой автор безответственно и бездоказательно заявляет, что предки Н.К. Рериха узурпировали чужой герб. По поводу этой и другой ложной информации, содержащейся в данной статье, было проведено исследование, где показана некомпетентность и предвзятость М. Пашкова (см.: Старовойтова О.Л., Томша Э.А. «“Не говорите о том, чего не знаете!” или о “геральдической точке зрения” М.Пашкова, изложенной в статье “История одного герба для двух родов (Рореры-Рерихи)”»). http://www.icr.su/rus/protection/facts_ ... msha-2.pdf Данная проблема вызвала вопросы и дискуссию в зале, так как в фойе была представлена книга М. Пашкова с одноименным его статье названием. В дискуссии принял участие В.Г.Соколов, который выступил в защиту имени Рерихов.

В докладе был сделан акцент на том, что при изучении жизни и творческого наследия таких выдающихся людей, как Н.К. Рерих, необходимо опираться на факты и первоисточники, а также руководствоваться принципами непредвзятого и честного подхода к теме во избежание искажений и неверных интерпретаций. В заключение было подчеркнуто, что творческое наследие Николая Константиновича Рериха, несущее новое космическое мышление, сегодня очень актуально, устремляя людей в наше столь непростое время к красоте, духовному совершенствованию, труду на Общее благо, созиданию лучшего будущего.

Элина Чарская

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5864

Ради этого захватывали? В Музее Рерихов проводят вечеринки с плясками // Новые Известия

Весной новый директор государственного музея Рерихов Тигран Мкртычев организовал в старинном здании музея узбекскую вечеринку с танцами и угощениями. Осталось непонятным, какое отношение этот праздник имеет к искусству и философии Рерихов, а также к памятнику архитектуры – усадьбе Лопухиных?

Об этом диком событии сообщает на сайте «Сохраним музей Рериха» журналист Игорь Токарев.

По его свидетельству, в веселой вечеринке приняли участие члены узбекской диаспоры Москвы и их многочисленные друзья. Гости ели плов и танцевали. Осталось непонятным, какое отношение этот праздник имеет к искусству и философии Рерихов, а также к памятнику архитектуры – усадьбе Лопухиных, в которой располагается музей.

«Неужели Министерству культуры нужно было выселить общественный Музей Рериха, чтобы снять картины со стен бывшего выставочного зала и проводить там шумные дискотеки? Руководство нового музея нисколько не смущает нецелевое использование усадьбы Лопухиных, памятника архитектуры XVI-XIX веков. При этом вечеринка проходила 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест...» – пишет автор.

https://www.youtube.com/watch?time_cont ... 46hVasP3Bo

Источник: Новые Известия. 4.06.2018 https://newizv.ru/news/culture/04-06-20 ... -plyaskami

Публикации в СМИ:

В музее Рерихов организовали узбекскую вечеринку // Inkazan.ru, 5.06.2018 https://inkazan.ru/news/culture/05-06-2 ... vecherinku
В Москве в музее Рерихов проводят вечеринки // Newsnn.ru, 5.06.2018 https://newsnn.ru/news/society/05-06-20 ... vecherinki
Музей Рерихов после разорения превратили в клуб для национальных вечеринок // Первое антикоррупционное СМИ (PASMI.RU), 4.06.2018 https://pasmi.ru/archive/212036/
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»