Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Ответить
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Helen »

«Великая жена любви»

«Как чудесное видение прошла она по земле, оставив
после себя сияющий след. Вместе со всеми другими
страдальцами за русскую землю она явилась
одновременно и искуплением прежней России, и
основанием грядущей… Такие образы имеют
непреходящее значение: их удел – вечная память и на
земле и на небе. Не напрасно народный голос еще при
жизни нарек ее святой».

Архиепископ Анастасий.

«Она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии;
быть может, поэтому она так любила белый цвет:
это был отблеск ее сердца».

Протопресвитер М. Польский.

«…Она имела дар притягивать к себе людей, не
прилагая к этому никаких усилий. И чувствовалось,
что она находилась в высших сферах, и другим
помогала подниматься вверх. Она никогда не давала
почувствовать другому человеку его слабости».

Графиня Олсуфьева

Изображение

Великая княгиня Елизавета Федоровна, блистательная Гессенская принцесса Элла, вошла в историю России как деятельная подвижница, создатель женской Марфо-Мариинской обители милосердия и как достойный член императорской семьи Романовых.

Святая прабабка и дух английской сдержанности

Принцесса Элла родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и его супруги Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории. В семье было семеро детей. Младшая сестра Алиса стала впоследствии супругой русского императора Николая II, императрицей Александрой Федоровной. Дети рано лишились матери. Элле было тогда четырнадцать лет, и она воспитывалась при дворе своей бабушки, королевы Виктории, в духе английской сдержанности. Как отмечает архиепископ Анастасий, «все качества ее души строго соразмерены были одно с другим, не создавая нигде впечатления односторонности. Женственность соединялась в ней с мужеством характера; доброта не переходила в слабость и слепое безотчетное доверие к людям; дар рассуждения… присущ был ей во всем, даже в лучших порывах сердца. Быть может, этими особенностями своего характера она обязана была отчасти своему воспитанию… Английский отпечаток, несомненно, лежал на всех ее вкусах и привычках: английский язык был ей ближе родного немецкого». Богатые от природы дарования юной принцессы изощрены были широким многосторонним образованием, не только отвечавшим ее умственным и эстетическим запросам, но и обогатившим ее сведениями практического характера, необходимыми для каждой женщины в домашнем обиходе.

Изображение
Большое влияние на мировоззрение юной Эллы, по собственному ее признанию, оказала жизнь святой Елизаветы Тюрингенской, или Венгерской (по отцу), имя которой она носила. Современница Крестовых походов, эта замечательная женщина отразила в себе настроение своей эпохи. Глубокое благочестие в ней соединялось с самоотверженной любовью к ближним. Ее супруг считал ее щедрую благотворительность расточительностью и потому иногда преследовал ее за это. Постигшее затем Елизавету раннее вдовство обрекло ее на скитальческую, полную лишений жизнь. После она снова получила возможность помогать бедным и страждущим и всецело посвятила себя делам милосердия. Высокое почитание, каким пользовалась эта царственная подвижница еще при жизни, побудило католическую церковь уже в XIII веке причислить ее к лику святых. Впечатлительная душа будущей великой княгини Елизаветы Федоровны с детства была пленена светлым образом ее достойной прабабки, и он глубоко запечатлелся в ней.

«Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом»

В возрасте двадцати лет великая княгиня Елизавета Федоровна стала супругой великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II и императрицы Марии Александровны, также урожденной принцессы Гессенской. Пышная и торжественная свадебная церемония, проходившая в Санкт-Петербурге, долго еще служила предметом обсуждения в светских салонах России и Европы. Так юная принцесса из Гессена вошла в императорскую семью.

Изображение

Она приехала в Россию в то время, когда страна под крепким скипетром Александра III достигла расцвета своего могущества и силы, и притом в чисто национальном духе. Со свойственной ей любознательностью и чуткостью княгиня стала внимательно изучать национальные черты русского народа и особенно его веру, наложившую глубокий отпечаток на народный характер и на всю русскую культуру. Вскоре православие покорило ее своей красотой и богатством внутреннего содержания. И Елизавета Федоровна по собственному внутреннему побуждению решила отойти от протестантства и присоединиться к Православной Церкви. Когда о ее намерении узнал супруг, у него, по словам одного из придворных, «слезы невольно брызнули из глаз». Глубоко тронуло ее решение и императора Александра III. Он благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, которую она свято чтила в течение всей последующей жизни. Приобщившись, таким образом, к православной вере и через нее ко всему, что составляло душу русского человека, Елизавета Федоровна могла с полным правом повторить своему супругу слова моавитянки Руфи: «Твой народ стал моим народом, твой Бог - моим Богом» (Руфь 1, 16).


«Я оставляю блестящий мир…»

На долю Елизаветы Федоровны выпало трудное испытание. Так, судьба уготовила ей страшный удар: в феврале 1905 года Сергея Александровича буквально разорвало на куски бомбой террориста. Ужасная гибель любимого супруга оборвала все. Но она выстояла. Великая княгиня нашла в себе силы посетить убийцу в тюрьме. Она сочувствовала ему, жалела его заблудшую душу, принесла для него Евангелие. Елизавета Федоровна надеялась смягчить и возродить его сердце своею кротостью и всепрощением. Эти же чувства она выразила и от лица трагически погибшего великого князя, повелев написать на кресте-памятнике, воздвигнутом на месте его кончины, евангельские слова: «Отче, отпусти им: не ведают бо, что творят».
Мученическая смерть Сергея Александровича произвела решительный нравственный переворот в душе Елизаветы Федоровны, заставив ее навсегда отойти от прежней жизни. Продолжительный траур по великому князю, во время которого она целиком погрузилась в свой внутренний мир и постоянно пребывала в храме, был первой естественной гранью, отдалившей ее от обычной до сих пор жизненной обстановки.

Изображение
Елизавета Федоровна отходит от суеты большого света и все свое время посвящает служению неимущим и больным. Она распродает драгоценности, произведения искусства и редкости, которые многие годы собирал ее муж, и вырученные средства передает на нужды приютов и больниц. На одной из тихих московских улиц - Большой Ордынке - покупает обширный участок земли, где основывает очаг милосердия и помощи - Марфо-Мариинскую обитель, начавшую свою деятельность в 1909 году. Все хлопоты по организации обители и по ее управлению великая княгиня взяла на себя. «В моей жизни было столько радости, в скорби - столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим», - писала она царю Николаю II. Для светского общества решение великой княгини распустить свой двор, чтобы удалиться от света и посвятить себя делу служения ближним, казалось безумием. Однако пересуды и насмешки общества, а также слезы друзей не остановили Елизавету Федоровну и она мужественно пошла новой дорогой.
9 апреля 1910 года великая княгиня, избравшая своими небесными покровителями Сергия Радонежского и святителя Алексия, была возведена в сан настоятельницы обители. В этот день она сказала послушницам: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я вхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих».

Обитель милосердия

Быть не от мира сего и, однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать его, - вот основание, на котором строила Елизавета Федоровна. Дух инициативы и нравственная чуткость, заставляли ее изыскивать новые пути и формы благотворительности, в которых отражалось влияние ее первой, западной родины, имевшей больший опыт в организации общественной помощи.


Изображение
Марфо-Мариинская обитель не была монашеским орденом. Это был совершенно новый тип церковной организации. Поступающая сестра давала обет служить в общине сначала год, а затем по желанию могла продлить срок сначала на три, а потом на шесть лет. И лишь после этого давала обет пожизненный.
В основе организации женской общины лежал древнейший чин диаконисс, зародившийся в христианстве в III веке. Диакониссы занимались благотворительностью и служили при храме. Они присутствовали при крещении женщин, были наставницами вдов, ухаживали за больными, посылались в дома христианок по церковным надобностям в тех случаях, когда из-за нареканий язычников туда был затруднен вход диакону. Диакониссы хранили целомудрие: оставались девами или однобрачными вдовами в возрасте не менее 40 лет. Диакониссами могли стать жены духовных лиц, не состоявшие в фактическом браке; таковыми, например, были Нона, мать Григория Богослова, и Феосевия, жена Григория Нисского.
Особенность этого служения заключалась в соединении двух начал – мирского и монашеского, что в раннем средневековье на деле пытались осуществить женские союзы бегинок, Винсент де Поль, основавший первую общину сестер милосердия во Франции.
Великая княгиня стремилась упорядочить и узаконить женское диаконическое служение в Русской Православной Церкви. Она понимала, почему прекратилось служение диаконисс (едва не образовавших особый женский клир)*, и не стремилась возродить чисто церковную форму этого служения. Елизавета Федоровна все внимание сосредоточила на практической стороне – помощи бедным и больным и, таким образом, вольно или невольно следовала опыту лютеранского пастора Т. Флиднера, основавшего в 1836 году в Германии «Союз для ухода за больными Рейнской провинции и Вестфалии». В связи с этим в адрес Марфо-Мариинской обители нередко звучали нарекания. Так, епископ Гермоген упрекал сестер в «подражании протестантизму».
Избрав своей миссией не только служение ближним, но и духовное перевоспитание общества, Елизавета Федоровна стремилась говорить с людьми языком искусства и красоты. Главный Покровский храм общины, построенный по новгородско-псковским образцам известным архитектором А.В. Щусевым и расписанный кистью М.В. Нестерова, отличался выдержанностью стиля и художественной законченностью внешней и внутренней отделки. Богослужение здесь, подлинным украшением которого было прекрасное пение сестер, всегда находилось на большой высоте. На всей внешней обстановке Марфо-Мариинской обители и на самом ее внутреннем быте, кроме духовности лежал отпечаток изящности и культурности. И не потому, что Елизавета Федоровна придавала этому какое-либо самодовлеющее значение. Просто таково было непроизвольное действие ее творческого духа.

Изображение
Елизавета Федоровна стремилась придать новому служению определенный статус, имеющий твердое основание в организме Русской Православной Церкви. Это было необходимо, поскольку едва ли не все в обители держалось на авторитете и личном примере основательницы. В случае расширения общины, создания отделений по всей стране требовалась прочная основа, которая оставалась бы таковой и после кончины настоятельницы. В 1914 году в своем духовном завещании Елизавета Федоровна писала, что «по указу Святейшего Синода Марфо-Мариинская обитель милосердия вполне принята Церковью».
Обитель, помимо келий послушниц, включала два храма, больницу для женщин, больных туберкулезом, амбулаторию с бесплатным лечением и бесплатной выдачей лекарств, библиотеку, приют для девочек – сирот, воскресную женскую школу, столовую для бедных, аптеку с бесплатными лекарствами.
Молитва и служение ближним целиком занимали Елизавету Федоровну. Она ежедневно рассматривала многочисленные прошения и письма, поступавшие к ней со всех концов России. Принимала также и посетителей, всем шла навстречу и всегда помогала. Трудясь в своей больнице, Елизавета Федоровна обычно брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки и с присущей ей мягкостью всегда находила слова утешения и подбадривала больных. Сами пациенты свидетельствовали, что одно только присутствие великой княгини успокаивало их и облегчало страдания. Они говорили, что от Елизаветы Федоровны исходит целебная сила, которая помогала им безропотно переносить боль.
Елизавета Федоровна всегда являлась перед людьми со светлым улыбающимся лицом. Только когда она оставалась одна или в кругу близких людей, «у нее на лице, особенно в глазах, проступала таинственная грусть – печать всех высоких душ, томящихся в этом мире», - отмечал протопресвитер М. Польский.

«И не изглажу имени его из книги жизни»

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, в обитель сразу же начали поступать раненые. Елизавета Федоровна отдала делу помощи им всю себя без остатка, работая и сиделкой, и медсестрой. Спать приходилось порой не более трех-четырех часов в сутки.

Изображение
2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола, и в России начались хаос и анархия. Елизавета Федоровна не принимала никакого участия в политических событиях, находясь почти безотлучно в своей обители, уделяя все время молитве и уходу за больными и немощными. Но сердце разрывалось от горя, печальные предчувствия переполняли душу. Она видела развал и озлобление вокруг и горько переживала. «Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет», - писала Елизавета Федоровна в одном из писем в конце 1917 года.
У нее была возможность уехать за границу: дипломаты Швеции и Дании обращались к ней с подобным предложением. В 1918 году посол Германии от имени кайзера, предложившего предоставить ей убежище в Германии, выразил большевистскому руководству беспокойство за жизнь Елизаветы. Но великая княгиня так и не приняла посла, хотя он несколько раз просил о встрече. Россия стала ее страной, ее домом, ее судьбой. Здесь жили «неразумные дети», которых она не могла и не хотела покидать.
И она испила чашу страданий до дна. В начале апреля 1918 года ее арестовали и отправили под охраной сначала в Пермь, а затем в Алапаевск на Урал. Несколько месяцев Елизавета Федоровна вместе с четырьмя другими членами свергнутой династии и со своей верной сподвижницей Варварой провела в заключении. Через сутки после убийства царской семьи в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 года большевики пригнали алапаевских узников к заброшенной глубокой шахте и сбросили их вниз одного за другим.
Тело княгини Елизаветы Федоровны покоилось на дне шахты три месяца. Его извлекли представители белой армии, занявшие Алапаевск. Они увидели, что Елизавета Федоровна до последней минуты старалась служить тяжелораненым при падении великим князьям, а местные крестьяне, издали наблюдавшие за казнью неведомых им людей, долго слышали молитвенное пение, несущееся из-под земли.
Прошло еще более двух лет, прежде чем ее бренные останки нашли свой вечный покой в Иерусалиме. Гроб с телом был перевезен через всю Сибирь, Монголию и Северный Китай и некоторое время находился в Пекине. На погребении в Иерусалиме в феврале 1921 года присутствовала старшая сестра Елизаветы Федоровны Виктория, маркиза Мильфорд-Хевен. Усыпальницей для великой княгини стала крипта под нижними сводами русской церкви Святой Марии Магдалины. Это один из прекраснейших православных храмов в Палестине. Он расположен на живописном склоне и своими красочными чисто русскими формами заставляет переноситься мыслью в далекую и близкую Россию. Церковь Марии Магдалины венчает гора Елеон, откуда Христос вознесся на небо, чтобы сказать всем, кто в искушении остался верен Ему до смерти: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3, 5, 21).

В настоящее время Марфо-Мариинская обитель возродила свою деятельность. А великую княгиню Елизавету Федоровну в 1992 году Синод Русской Православной Церкви причисли к лику святых.

Игумен Серафим, вспоминая о великой княгине, пишет: «Будет время, когда талантливые поэты воспоют в стихах ее возвышенную душу, ее светлые подвиги, не только аскетические, но – любви и милосердия. Эти прекрасные возвышенные дела ее, эта жертва, как жертва, приносимая на алтарь любви, никогда не изгладится из памяти благодарного человечества, которое будет благословлять ее как великую жену любви».

Оксана Посаженникова, Елена Кулакова.
г. Новокузнецка.


Литература.

1. Боханов А.Н. «В молитвах черпаю силы…». // Подвижники России. – М.: Русское слово, 1999. –С. 482-492.
2. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы.
–М.: Отчий дом, 1996. –256 с.
3. Миллер Л. Преподобномученица великая княгиня Елизавета.
-М.: Православный благовестник, 2003. – 240 с.

Хронология основных событий из жизни великой княгини
Елизаветы Федоровны.


1 ноября 1864 года* – день рождения Елизаветы, дочери Великого герцога
Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы,
дочери королевы Виктории Великобританской.
У герцогской четы было семеро детей:
Виктория – родилась в ноябре 1863 г.
Елизавета (Элла) – родилась 1 ноября 1864 г.
Ирена – родилась в июне 1866 г.
Эрнест-Людвиг – родился в ноябре 1868 г.
Фридрих – родился в октябре 1870 г.
Алиса (Аликс) – родилась в июне 1872 г.
Мария – родилась в мае 1874 г.

1878 год – во время эпидемии дифтерита умирает мать Елизаветы герцогиня
Алиса (в возрасте 35 лет) и сестра Мария (в возрасте 4 лет).
15 июня 1884 года – состоялась церемония бракосочетания принцессы
Елизаветы и великого князя Сергея Александровича,
сына русского императора Александра II и императрицы
Марии Александровны, урожденной принцессы Гессенской.
Октябрь 1888 года – паломническая поездка Елизаветы Федоровны и Сергея
Александровича в Палестину.
25 апреля 1891 года – Елизавета Федоровна крестилась по православному
обряду с тем же именем, в честь матери Иоанна
Крестителя Елизаветы.
1896 год – коронация русского императора Николая II и императрицы
Александры Федоровны (родной сестры Елизаветы Федоровны).
18 июля 1903 года – участие Елизаветы Федоровны вместе с царской семьей
в прославлении Серафима Саровского.
18 февраля 1905 года – гибель великого князя Сергея Александровича от
бомбы террориста И. Каляева.
10 февраля 1909 года - начала свою деятельность Марфо-Мариинская
обитель, базируясь на временном уставе.
9 апреля 1910 года – великая княгиня Елизавета Федоровна возведена в сан
настоятельницы Марфо-Мариинской обители.
18 июля 1918 года – гибель в шахте Елизаветы Федоровны вместе с другими
членами императорской семьи в Алапаевске, куда она
была заживо брошена в шахту большевиками.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Rinchen »

В 2010 году был возвращен Портрет Александры Федоровны, супруги Николая II, находился до 1941 года в экспозиции Александровского дворца и до недавнего времени числился в музейных списках как исчезнувший. В Генеральное консульство России во Франкфурте-на-Майне обратилась гражданка Германии Зигрид Гэнцле с предложением вернуть доставшийся ей в наследство рисунок в Александровский дворец. С помощью фотографии, полученной по электронной почте, портрет был сразу идентифицирован. Рисунок исполнен родной сестрой Александры Федоровны - Елизаветой Федоровной в 1897 году. Портрет представляет большую музейную и мемориальную ценность, связанную с историей последней семьи Романовых и будет экспонироваться в залах Александровского дворца.

Изображение
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Olga »

Великая княгиня была далеко неоднозначным человеком. Безусловно, многие ее качества заслуживают добрых слов, и сама она во многом вызывает уважение. Однако история все-таки требует объективных оценок. Недавно довелось писать статью о Григории Распутине. Поскольку тема не простая, пришлось прочесть все, чем владеет историческая наука на сегодняшний день. Вот тогда и оказалось, что великая княгиня вместе со своей подругой Зинаидой Юсуповой способствовала подготовке покушения на Григория Распутина. Как и многие ее современники, Елизавета Федоровна была искренне убеждена, что Распутин приносит России вред. И использовала все свое влияние, чтобы отвратить его от двора. Сразу покушения она подала Николаю II прошение с просьбой смягчить участь Феликса Юсупова, поскольу де он руководствовался патриотическими соображениями. Царь написал на нем следующее: "Никому не дозволено убивать людей". Велика и ее роль в сложном положении царицы Александры Федоровны при дворе. Словом, не простое было время, но, по счастью, после долгого забвения, на свет появились документы, которые помогают прояснить эту архисложную страницу в отечественной истории.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Helen »

Olga, укажите конкретные источники, подтверждающие Ваши слова относительно великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Re: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Olga »

Helen писал(а):Olga, укажите конкретные источники, подтверждающие Ваши слова относительно великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Helen,

к сожалению, сохранила не все источники, их было очень много. Дам небольшую ориентировку. В воспоминаниях дочери Распутина Елизавете Федоровне посвящена вся 23-я глава.
Те черты характера, свойственные княгине, что отметила дочь Распутина, отмечают многие исследователи.

Мария Распутина. «Распутин. Почему?»
Воспоминания дочери Распутина
http://www.zakharov.ru/component/option ... Itemid,56/

В этих книгах о том, что Елизавета Федоровна активно участвовала в заговоре

Эдуард Радзинский. Распутин: жизнь и смерть
Ihttp://lib.rus.ec/b/78348/read
Книга написана на основе документов, приобретенных в конце минувшего века Мстиславом Ростроповичем на аукционе Сотбис

Анри Труайя. Николай II
http://lib.rus.ec/b/162615/read

Юсупов_Конец Распутина_воспоминания
http://lib.rus.ec/b/168414

В ряде книг было подробное описание одного из масштабных заговоров, деньги на который дала Зинаида Юсупова. Тогда судьба Распутина уберегла.
По поиску найдутся нужные отрывки. А в гугле и другие материалы, в том числе и о реакции царя.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Helen »

Olga, знакомство с указанными Вами источниками оставляет чувство некоей интеллектуальной игры, в центре которой находится интрига. В книге Э.Радзинского «Распутин: жизнь и смерть» великая княгиня Елизавета Фёдоровна предстаёт расчётливой светской дамой, каждый шаг которой связан с политикой. Читателю совершенно непонятно зачем великая княгиня Елизавета Фёдоровна оставляет светскую жизнь, основывает Марфо-Мариинскую обитель, настоятельницей сестёр которой она становится, и при этом, по утверждению автора книги, рассчитывает каждое своё действие в связи с убийством Г.Распутина.
Приведённые цитаты в указанных источниках из писем Елизаветы Фёдоровны и других представителей окружения царской семьи не показывают её участия в убийстве Г.Распутина. Но кому-то очень хочется, чтобы это было так. Авторы дают цитатам свои пояснения и сами делают свои выводы. В таких случаях, обращаясь к первоисточникам, всегда лучше читать их полностью, а не вырванными из контекста. Вероятно, когда-то эти документы все будут собраны вместе и опубликованы. Хотя и сейчас уже есть опубликованные письма великой княгини Елизаветы Фёдоровны к царю Николаю II и воспоминания современников, в которых ясно видна духовная природа этой самоотверженной женщины, не согласующаяся ни с интригой, ни с убийством.
Архиепископ Анастасий. Светлой памяти великой княгини Елизаветы Фёдоровны. – Иерусалим, 1925.

С наступлением войны она с полным самоотвержением отдалась служению больным и раненым воинам, которых посещала лично не только в лазаретах и санаториях Москвы, но и на фронте. Клевета не пощадила, однако, ее, как и покойную императрицу, обвинив их в излишнем сочувствии к пленным раненым германцам. Великая княгиня перенесла эту горькую незаслуженную обиду с обычным ее великодушием.
Когда разразилась потом революционная буря, она встретила ее с замечательным самообладанием и спокойствием. Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремив свой духовный взор в вечные дали.
У нее не было и тени озлобления против неистовств возбужденной толпы. «Народ — дитя, он не повинен в происходящем, — кротко говорила она, — он введен в заблуждение врагами России». Не приводили ее в уныние и великие страдания и унижения, выпавшие на долю столь близкой ей царской семьи. «Это послужит к их нравственному очищению и приблизит их к Богу», — с какой-то просветленной мягкостью заметила она однажды. Она глубоко страдала за эту вдвойне родственную ей семью только тогда, когда вокруг последней сплетались терния оскорбительной клеветы, особенно во время войны; чтобы не подавать повода к новому злоречию, великая княгиня старалась избегать разговоров об этом предмете. Если же нескромное любопытство праздных людей позволяло себе слишком определенно ставить столь деликатный вопрос перед нею, она сейчас же пресекала его своим выразительным молчанием. Только раз по возвращении из Царского Села она, как бы обмолвившись, сказала: «Этот ужасный человек (т. е. Распутин) хочет разлучить меня с ними, но, слава Богу, это ему не удается». Обаяние всего ее облика было так велико, что невольно покорило даже революционеров, когда они пришли впервые осматривать Марфо-Мариинскую обитель. Один из них (по-видимому, студент) даже похвалил жизнь сестер, сказав, что у них не заметно никакой роскоши, а наблюдается только повсюду порядок и чистота, в чем нет ничего предосудительного. Видя его искренность, великая княгиня вступила с ним в беседу об отличительных особенностях социалистического и христианского идеала. «Кто знает, — заметил в заключение ее неведомый собеседник, как бы побежденный ее доводами, — быть может, мы идем к одной цели — только разными путями» — и с этими словами покинул обитель.
11 писем великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Николаю II были опубликованы в журнале «Источник», № 4 за 1994 год. Привожу одно из них полностью.
Москва
18 апреля 1909 года
Дорогой Ники!
Большое, большое спасибо за твое длинное письмо с добрыми, прекрасными советами, которые я совершенно принимаю и понимаю; и мне просто хотелось бы ответить тебе — показать малую часть моей внутренней жизни, чтобы ты знал то, о чем нам редко приходится говорить.
Ты пишешь о «духе прелести», в который, увы, можно впасть и о котором мы часто разговаривали с Сергеем. Когда я была протестанткой, Сергей, с его большим сердцем и тактом, никогда не навязывал мне своей религии; то, что я не разделяла его веры, было для него большим горем, но он находил силы стойко переносить его — благодаря отцу Иоанну, который говорил: «Оставьте ее в покое, не говорите о нашей вере, она придет к ней сама». Слава Богу, все произошло именно так. Сергей, который знал свою веру и жил по ней настолько истинно, насколько может настоящий православный христианин, и меня /так/ возрастил и, благодарение Богу, предостерегал от этого «духа прелести», о котором ты говоришь. По характеру я слишком спокойный человек, чтобы меня могло увести в этом направлении, но все-таки всегда надо быть на-стороже, ведь лукавый подкрадывается, когда меньше всего ждешь.
Еще одна вещь, о которой ты пишешь и которую я, должно быть, плохо объяснила, или ты не совсем понял: я «сама собою правлю, не под влиянием священника». Я хотела сказать, что не под влиянием священника решилась жить так, как теперь живу, ведь я поговорила с ним, уже хорошо все обдумав... Некоторые не верят, что я сама, без какого-либо влияния извне, решилась на этот шаг; многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе. Не знаю, когда — кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой. Желание это во мне росло, но в нашем тогдашнем положении, когда мы должны были принимать у себя, делать визиты, устраивать приемы, ужины, балы... я не могла целиком посвятить этому жизнь, другие обязанности были важнее. Ты не можешь согласиться с такими «большими переходами в жизни», но ты пойми — для меня это никакой не «переход». Это выросло постепенно и теперь обрело форму, и многие из тех, кто знал меня всю жизнь и видят меня здесь, вовсе не удивились, а сочли эту перемену лишь продолжением того, что началось раньше, и я /сама/ поняла это так. Я была поражена, когда разразилась целая буря: меня пытались удержать, запугать трудностями, и все это с такой любовью и добротой — и с полным непониманием моего характера. Ты пишешь: «Все-таки нахожу, что ты еще больше могла бы добра делать в прежнем положении». Не могу сказать, прав ли ты, а я заблуждаюсь, или нет, — жизнь и время покажут. И конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь, — идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему и /тому, что/ Его. В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим. Я могла бы исписать еще много страниц, но ведь на бумаге нелегко выразить все, что чувствуешь. Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям. О, это не новое чувство, оно всегда жило во мне, Господь был так милостив ко мне.
И еще, ты пишешь: «Нужно быть под руководством...» Как это верно и справедливо. До сих пор, к сожалению, я не встречала «опытного старца», но весной, еще до твоего письма, я решила побывать у одного старца. Он из храма неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры — Зосимова пустынь. Зовут его Алексей, он выходит только по субботам и воскресеньям, исповедовать. Отец Митрофан ездит к нему как к духовнику и пользуется его советами, и там бывает уйма паломников. Он чудесный, настоящий святой, но, увы, боюсь, скоро совсем перестанет принимать. Наш батюшка, до того как поступить в мою обитель, говорил с ним и с другими старцами — ведь он и раньше всегда окормлялся у старцев. — и они все благословили его взяться за это дело, хотя он по молодости и боялся. Так что, видишь, Господь благословил наше дело через священника, к которому в Орел издалека приезжали за утешением и поддержкой, — и вот оно мало-по-малу начинается. Я нахожу для себя огромную и трогательную поддержку в лице трех /наших/ игуменов. Они считают меня своей, руководят мной, что мне очень помогает. Кроме того, митрополиты Трифон и Анастасий теперь мои руководители, я у них бываю, и они со мной подолгу беседуют. Еще у меня есть светские сотрудники, к чьим советам я прибегаю, так что, пожалуйста, не думай, будто я воображаю. что все могу делать и решать одна. Я все сперва обдумываю и обговариваю и уж потом как начальница принимаю решение, веря, что Господь меня вразумит.
Вы оба, дорогие мои, молитесь за меня; даже если вы считаете, что я заблуждаюсь, молитесь, чтобы Господь наставил меня — теперь, когда первый шаг уже сделан. Я столько слышала о вашем епископе, отце Феофане, очень хочу с ним познакомиться и поговорить. Попросите его помолиться за меня.
Я боюсь, ты подумаешь, что я гордая и самодовольная и чуть не лопаюсь от сознания, будто делаю нечто великое. О, если б ты меня знал лучше... Я знаю, Аликс воображает, что я позволяю окружающим называть меня святой, — она так сказала моей графине О<лсуфьевой>. Я — подумать только! Да что я такое? Ничем не лучше, а то и хуже других. Если кто-то говорит глупости и все преувеличивает, чем я виновата? Ведь в лицо мне этого не говорят — знают, что я ненавижу лесть как опасный яд. Я ничего не могу поделать с тем, что меня любят, но ведь и я люблю людей, и они это чувствуют. Я делаю для них что могу и в ответ получаю благодарность, хотя и не должно на это рассчитывать. Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, — это радость, я не вижу и не чувствую своих крестов по безмерной милости Божией, которую я и всегда к себе видела. Я жажду отблагодарить Его.
Те несколько сестер, что живут со мной, хорошие девушки, очень верующие — но ведь и все наше служение основано на вере и живет ею. Батюшка их наставляет, три раза в неделю у нас бывают замечательные лекции, на которые приходят и гостьи. Потом еще на утреннем правиле батюшка читает из Евангелия и говорит краткую проповедь и т. д. Я опекаю их, мы разговариваем. Едят они без меня — кроме как в праздники, на Пасху, может, чаще. Чай пьем всегда вместе, и священник с матушкой тоже, разговор бывает о духовном... Потом у нас будет большая трапезная, как в монастырях, с чтением житий, а я, как настоятельница, буду иногда выходить и смотреть, чтоб все было по моему установлению. В нашей жизни очень много от монастыря, я нахожу это необходимым. У нас даже есть несколько бывших сестер милосердия, рекомендованных их начальницами, и девушки, которых прислали старцы... Так что, видишь, со всех сторон нам оказывается поддержка и сочувствие.
Ну, а свои старые обязанности я тоже не оставляю — комитеты и все мои прежние дела остались. Это всегда лежало на мне, и только со смертью Сергея приемы, ужины и т. п. кончились и никогда больше не возобновятся. Я принимаю мало, только если на то есть причины. Мари, моя первая посетительница, жила во дворце, а обедала и ужинала здесь, у меня, и мы проводили много времени вместе, когда я была свободна. Постараюсь, чтобы /и/ другие смогли отдохнуть в моем старом доме в Москве — без того, чтобы я, страдая, проводила с гостями по нескольку часов. Что касается путешествий, то, во-первых, это дорого, а главное, было бы неправильно, «возложивши руку свою на плуг, озираться назад».
Сегодня утром ушел мой Киевский полк. Я их не забываю, дала небольшую сумму, в память о Сергее, на воспитание дочерей самых бедных из офицеров, а к Рождеству посылаю им и моим черниговцам деньги на елку и разные увеселения для солдат.
Прости мое немыслимо длинное письмо, пожалуйста, прочти его вместе с Аликс, и, если ты еще что-нибудь хочешь узнать или найдешь, что я в чем-то неправа, я буду очень признательна за твой совет или замечания. Простите меня оба. Увы, я знаю и чувствую, что я огорчаю вас и, может быть, вы не совсем меня понимаете, пожалуйста, простите и будьте терпеливы ко мне. Простите мои ошибки, простите, что живу не так, как вам, может статься, хотелось бы, простите, что не смогу часто приезжать из-за своих теперешних обязанностей. Просто от всего сердца простите и от всей христианской души молитесь обо мне и моем деле.
Любящая старшая сестра и друг
Элла.

/Подчёркивания в тексте сделаны Елизаветой Фёдоровной./
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Olga »

Helen,

Вы просили указать источнии, я привела те, что сохранила. На самом деле их намного больше, одно чтение заняло большое месяца. Что касается великой княгини, то каждый вправе иметь свое мнение. Распутина многие считали злым гением России, и кто-то считает до сих пор. Княгиня - не исключение. И то, что она оправдывала действия князя Юсупова, говорит о многом.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Helen »

Olga, думаю что все точки над i в этом вопросе в будущем будут расставлены.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Сообщение Olga »

Конечно, Helen
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Ответить

Вернуться в «Великие подвижники»