В настоящее время нередко случается, что студенты обладают более непредубежденным взглядом на те, или иные явления, чем некоторые консервативные преподаватели, которые не знают, как ответить на «наивные» вопросы молодежи. Но что еще опаснее - это формирование у молодежи современной наукой и основанной на ней системой образования, безразличия к процессу познания, оторванности знаний от жизни. Студенты в большей степени озабочены не качеством и глубиной знаний, а формальными отчетами и получением корочек об окончании учебного заведения.
Наиболее трудно понимается узко специализированным профессорско-преподавательским составом синтетический подход в науке. Представление о синтетическом подходе, как в гуманитарной, так и в естественнонаучной сфере, рассматривается такими учеными как некая энциклопедическая сумма знаний. Но ведь и энциклопедия не формирует целостных представлений, это всего лишь сухое хранилище фактов.
Потеряв точку опоры, традиционная наука судорожно ищет, на что бы ей опереться и, что касается российской науки, к сожалению, она пытается найти такую опору в православии. Вот уж поистине наука наступает на горло своей песне! А православная церковь уже потирает руки - пора навести порядок и в науке! В связи с этим в СМИ можно довольно широко встретить выступления Кураева и ему подобных, которые «смиренно» начинают рассуждать какими должны быть современная наука и система образования.
Не случайно, конечно, традиционная наука интуитивно цепляется за религию. Именно отказ науки еще в эпоху Просвещения от высших духовных ценностей, ориентация науки на экспериментальное атеистическое познание грубой материи завел ее в тупик.
В идеале, было бы замечательно, если бы наука без предубеждений нашла точки соприкосновения с религией в процессе познания истины и обогатила этими знаниями саму жизнь. И наука, и религия все еще идут какими-то своими параллельными путями, игнорируя друг друга и, судорожно хватаясь за традицию, пытаются сохранить ее, и тем самым все дальше удаляются от жизни и самого человека. Но именно в целостности понимания каждого явления с различных позиций, с точки зрения науки, религии, искусства, как особого видения мира, и проявляется синтетический подход к познанию мира. Синтез знаний – это не сумма знаний, это видение предмета исследований не в оторванности, а в многогранном восприятии его как единого целого, как проявления жизни, как явления бытия и именно с такой позиции следует далее подходить к анализу частностей.
В становлении мировоззрения будущей эпохи наука будет иметь решающее значение. Осознать наукой свою ведущую миссию в широком непредубежденном познании мира еще предстоит.
Живая Этика и философское наследие Рерихов широко раскрывают содержание этой новой науки, формируют новую систему познания и становление нового космического мышления.
В журнале «Культура и время» № 4 за 2009 г. содержится интереснейшая статья о новой науке Л.В. Шапошниковой «Свет Утренней звезды», в которой она пишет:
Вы чувствуете, как остра проблема становления новой науки, как много еще не решенных проблем и как много времени понадобится, пока новые идеи найдут свое применение в жизни. Но процесс этот уже остановить невозможно. Старое уходит и зарождается новое.Новая система познания, содержащаяся в Живой Этике, имела главным направлением синтез познания и синтез самого знания. Энергетический процесс такого синтеза объединил эмпирическую науку и метанауку, знание экспериментальное и полученное в духовном пространстве творчества человека. В таком подходе заново открывался источник древнего знания, объединялись умозрительные нахождения Востока и эмпирические открытия Запада. Достижения искусства, религиозный опыт, философская мысль, экспериментальные исследования эмпирической науки - все слилось в единую синтетическую картину человеческого познания Мироздания. Этические моменты заняли в Учении не менее важное место, нежели физические законы естественной науки и те истины, которых достигла эмпирическая наука.
Давайте поделимся друг с другом пониманием и видением нового мира и становлением прогрессивных путей совершенствования научного мышления.