Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Ольга C., спасибо, очень интересно, посмотреть бы фото. Возможно, в наших регионах есть подобные возрождения традиций или что-то интересное. Давайте поделимся.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение loraZ »

Valentina
• Как важно нам научиться видеть невидимое и грядущее. Интересно, а о чем пророчат современные художники?

• У меня предложение. Давайте устроим вернисаж современных художников наших регионов, думаю, что это очень интересно. Кто за?
Очень интересные предложения - буду подбирать материал!
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение loraZ »

Некоторые взгляды современного культуролога, музейного работника на искусство, позицию художника, задачи музея и др….

Из интервью экс-директора Дома-музея Павла Кузнецова в Саратове, а ныне редактора, публициста и вольного художника Игоря Сорокина:


"..."

А.М. Наверное, благодаря арт-акциям музей Павла Кузнецова стал своеобразным центром именно акционистского искусства, то что принято сегодня называть contemporary art. Что для вас современное искусство?

— Латинское «акт» переводится как «действие». Акт – это движение, поступок. Актуальное искусство несёт энергию современности. Для актуального важно вовлечение зрителя, сам процесс. Академическая традиция отчуждает зрителя от произведения, выстраивает стену между художником и зрителем, между диктующим и воспринимающим. В формате же, который применяем мы, вполне уместно каждого человека считать художником, дать ему возможность проявить себя, вовлечь.

Я считаю показательной в этом смысле выставку «Алая — алая роза — роза», когда мы превратили дом Павла Кузнецова в бутон цветка. С нами сотрудничал Миша Лежень, большой художник, каждое его произведение — сдвиг. Он убедил нас тогда, что сделать алый свет в одной комнате или даже на одном этаже — это полумера, неправда — лучше и не затеваться. Раз уж нет возможности показывать произведения художников, творивших «Алую розу» столетие назад, необходимо сам дом наполнить её светом. Входящий в это тотально алое пространство чувствовал себя «иначе» — воспринимал мир по-другому. Человеку, привыкшему к этому странному состоянию алого, когда открывалось окно, белый свет вдруг казался голубым! В этом и заключался символизм, глубинный смысл: потому что после саратовской выставки «Алая роза» 1904 года ее организатор Павел Кузнецов в 1907 году принял участие в формировании художественного объединения «Голубая роза». То есть сквозь «Алую розу» просвечивала будущая «Голубая роза»… При этом мы дали возможность каждому почувствовать себя художником — подтолкнули к тому, чтобы увидеть мир иначе — начать размышлять о свойствах света, цвета, восприятия.

А.М. Художник, работающий в сфере contemporary art, — эпатажник, формалист и позёр, или же его действия являются осознанной рефлексией на то или иное общественное явление?

— И то, и другое. Художник может считать себя «единственным и неповторимым», ни на кого не ориентирующимся и ни на что не похожим. Однако любой новатор, даже самый отъявленный, как ни странно, всё равно развивается в русле определённой традиции. И явления окружающей действительности вольно или невольно накладывают свой отпечаток.

У Саратова, к примеру, есть своя особенность, своя цветовая гамма. Когда-то я у профессора Баллода в книге «Приволжские Помпеи» встретил замечание, что на Увеке во время раскопок обнаружена керамика «девичьих тонов». То есть речь идёт об артефактах нежных цветов — розового, голубого, сиреневого. Представьте себе, через 500 лет появляются художники Борисов-Мусатов, Кузнецов, Уткин, которые точно также воспринимают мир, точно также видят его в этой гамме «девичьих тонов». Вот эта нежность, которая есть в самой природе Саратова, она и в актуальном искусстве проявлена. Если вы посмотрите акции «Жёлтой горы», то, что делает Лежень — это же очень нежно! Если вы посмотрите по городу граффити, то в большинстве своём они тоже в тех самых тонах. Есть произведения стрит-арта буквально в мусатовской гамме! Откуда, почему? Влияет место — все эти закаты и рассветы, предрассветные дымки и разымчивые пейзажи — никуда не деться. И это на том фоне, что в целом актуальное искусство, как правило, очень жёстко и агрессивно.

«...»
— Задача художника — быть впереди, на острие, глубже чувствовать, чтобы остальные могли ориентироваться — менять, двигать. Просто бывают разные уровни погружения-возвышения. «…»

— Тут важно, что человек несёт внутри себя, и что он готов предъявить миру. «..»

— Так я и считаю, что каждый человек — художник! Только одних убедили в том, что они ничего не могут ещё в детском садике, других — в школе, третьих — в вузе. Тот, кто прорвался сквозь эти препятствия, тот и есть художник. У всех остальных внутри стоят некие запретные блоки, но мне кажется, что наша задача, задача музеев и музейщиков — дать возможность каждому прочувствовать своё творческое предназначение.
«…»

С.С. Вы себя ощущаете искусствоведом? Когда вы пришли работать в музей, вы представляли свою деятельность, что у вас тут будут акции, что у вас будет фактически дом для художников?

— Я — не искусствовед, я — музейщик! Я пришёл работать в музей после того, как окончил филфак СГУ. Меня всё время заносит на какие-то пограничные территории. Диплом у меня не чисто филологический: тут и краеведение, и история культуры, лишь отчасти — литературоведение. Тема дипломной работы — «Умственная жизнь Саратова 80-х годов XIX века. По материалам местной прессы». Умственная — не интеллектуальная. Интеллектуальная — это жизнь ума во всех направлениях. Умственная — чтобы преобразить мир. Термин «умственная жизнь» был весьма распространён во второй половине XIX века, его часто использовал Достоевский. Потом уже вошёл в обиход термин «интеллект», для которого всё равно — изобретать ли атомную бомбу или лекарство от рака. Интеллект работает в любом направлении, а умственная жизнь обязательно подразумевает знак «плюс», духовное развитие. Для России было знаковым, что это понятие жило, а потом, в XX веке, ушло… Так вот, о пограничности: когда я шёл в художественный музей, мне казалось, что я буду работать в области искусства, ближе к живописцам и графикам, а получилось снова на какой-то грани. С одной стороны, – строительство, с другой, – краеведение, с третьей, – актуальное искусство. И диссертация у меня на грани — между музееведением, искусствоведением, историей искусства и реальностью. Тема: «Музейный арт как опыт формирования культурного пространства». Культурология, короче. Странная такая культурология. Как жизнь.

С.С. То есть всё пришло само собой, в плане работы музея Павла Кузнецова?

— Разумеется. Мне и в голову не приходило никакое актуальное искусство — я не подозревал о его существовании. Всё было сперва очень традиционно. «…»

С.С. Вы, Игорь, кокетничаете, что идея сохранения и восстановления музея Павла Кузнецова — не ваша… У нас с вами есть общий знакомый, который как-то рассказал мне, как вы с ним давным-давно шли мимо покосившегося дома, на котором висела мемориальная доска, сообщающая, что тут жил Павел Кузнецов. И вы тогда сказали, что восстановите его. И ведь восстановили!

— Может быть, и говорил. Ну и что? Повторяю — я ведь не один. Всем миром восстанавливали. А доска эта была куском фанеры, на котором крупно написано от руки — сам писал оранжевой краской – «охраняется государством». Местные жители, пользующиеся от этого полуразрушенного дома кто чем может, тогда, в начале 90-х, животы надрывали, читая.

С.С. Просто очень много людей, озвучивающих свои планы, которые так и остаются нереализованными. А вы реализовали.

— Если бы я сейчас начал рассказывать о нереализованных проектах, вы бы поняли, какой я бездельник (смеётся. — Авт.)!
Ответить

Вернуться в «Мудрость веков»