Центр мира. Пути исследования.

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Rinchen »

Читая на днях одну небольшую статью, я узнал, что санскритское слово paradesha означает «вознесенная земля» или «высшая обитель». Слово происходит от двух санскритских слов:

Para - приставка, означающая преодоление границ, пределов чего-либо (высший, запредельный).
Desha - место, местность, обитель (сравнивая рус.: "здешний" т.е. "из этой местности")

Думаю, что слово paradesha этимологически может быть соотнесено с древнеперсидским "pari-daiza" (огораживать-вокруг, т.е., огороженный сад), еврейским "pardes" (еврейские мудрецы часто употребляли в отношении рая слово "pardes" переводящееся дословно как "фруктовый сад"), а так же греческим "paradeisoi", латинским "paradisus", французским "paradis", немецким "рaradies" и английским "paradise"

Вообще понятия "Земной рай", "Сердце мира" "Центр мира" встречаются во многих культурах мира. И несмотря на то, что географическое положение Центра изменяется, это понятие в разное время может приобретать значение как страны, так и города, башни, острова или же горы.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Rinchen »

Представления о “Центре мира”, существовавшие в России, выражали идею о счастливой стране и имели разнообразные источники – как европейские так и восточные. По степному коридору Евразии, простиравшемуся от Большого Хингана на востоке до Карпат на западе, с древнейших времен двигались волны кочевых племен: арийцев, скифов, гуннов, тюрков, половцев и монголов. Последняя волна таких переселений относится к XVI-XVII векам, когда приволжские степи стали заселять калмыки. К этому времени относится русская колонизация юго-восточной Сибири - русское население входит в контакт с бурятами, ойротами, алтайцами.
Но нужно отметить, что интерес к Востоку проявился раньше. Уже в XI веке (время Киевской Руси) на славянский язык была переведена хроника Григория Амартола, позже появилось "Сказание об Индийском царстве", "Хождение Зосимы к рахманам", "Александрия", " Слово о Макарии Римском ", "Сказание о 12 снах Шахаиши", "Повесть о Варлааме и Иосафе", "Слово о рахманах и предивном их житии" (рукопись дотируется XV веком. http://old-ru.ru/06-10.html) Интерес к Востоку обострился под влиянием столкновения с татаро-монгольским игом, а так же частыми торговыми сношениями Византии и Западной Европы с Ираном и Индией.
В большенстве вышеперечисленных и некоторых других книгах рассказывалось о далекой сказочной стране Индии и ее счастливых жителях - рахманах (брахманах)

Википедия говорит: рахманы – это мифический народ в сказаниях западных украинцев, русских, молдаван и румын. Согласно легендам, рахманы являются потомками Сифа, одного из сыновей Адама. Они живут на рахманском острове (Островах Блаженных), который находится в Океане, за краем земли. Древнерусское произведение «Слово о рахманах» сообщает нам:
«И на том острове…, никакие плоды никогда не оскудевают во все времена года, ибо в одном месте цветёт, в другом растёт, а в третьем собирают урожаи. Тут же произрастают огромные и труднодоступные индийские орехи, с чрезвычайно приятным запахом, и встречается камень магнит».

«У рахман же народ благочестив, и живут они совершенно без стяжания… обитают нагие у реки и всегда восхваляют Бога. У них нет ни четвероногих, ни земледелия ни железа, ни храмов… ни огня, ни золота… ни вина, ни едения мяса… ни царя, ни купли, ни продажи, ни распрей, ни драк, ни зависти… ни воровства, ни разбоя… они не стремятся к пресыщению, но насыщаются сладкой дождевой влагой и свободны от всяких болезней и тления, довольствуются небольшим количеством плодов и сладкой воды, и веруют искренно в Бога, и беспрестанно молятся».
Их остров на краю Океана посетил Александр Македонский во время похода на Индию. В данной связи принято считать, что рахманы - это индийские жрецы брахманы, обращённые легендой в образцовых христиан. Это история из рукописи XV века...
О праведности загадочного народа пишет и Нестор-летописец в "Повести временных лет" : "У рахманов есть закон еще от прадедов: мяса не есть, вина не пить, блуду не творить. Никакого зла не делать"...

А вот в Украине еще по и наше время в народе сохраняется предания о Великих Рахманах. За давним поверьем, отголоски, которые бытуют среди украинцев Карпат, рахманы живут за морями, в далекой восточной вечнозеленой стране - якобы в Ирии, куда наши любимые птицы улетают в теплые края. (По мнению ученых наиболее убедительной представляется этимология слова «ирей», производящая его от древнеиранского *аirуā- (dahyu-) «арийская страна»). Эта страна (Рай), за разными вариантами, содержался или далеко в море на острове, или под землей.
Апокрифическое сказание "Хождение Зосимы к рахманам" повествует о счастливой земле, где люди безгрешны, питаются плодами, ходят полностью обнаженными и не стыдятся, будто Адам и Ева у рая. Они постоянно молятся, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, которая вытекает из-под корня деревьев.
Они не бессмертны, но умирают в зрелом возрасте, легко и без болезней. Ангелы сообщают рахманам о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и рахманы молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме «мы от вашего рода есмы». И гуцулы в свою очередь говорят: “Рахмани - се наші кревні (родня). Поэтому не удивительно, что некоторые из исследователей видят в мифопоетичних рахманах индийских праведников-брахманов.
Одним из наиболее интересных стародавних пасхальных обрядов у украинцев, было жертвоприношение скорлупы из пасхальных яиц, которое отмечался в память о Рахманах - мудрецах. В связи с верованиями в Рахманов в народном календаре существовало и особенное праздник - Рахманский Великдень, которое украинцы Карпат и прикарпатских земель отмечали четвертой среды по Пасхальным праздникам.
Согласно поверью, скорлупу из свяченых яиц можно было выбрасывать только на третий пасхальный день и не куда-либо, а в реку или поток, сохраняя при этом молчание или приговаривая: «плыньте в рахманьски край» На Великдень скорлупа должна была доплыть к месту, где живут блаженные люди - рахманы. В дороге скорлупа становилась целым яйцом. Рахманы делились им и розговлялися на свою Пасху.
Давние украинцы считали, что рахмани, наслаждаясь блаженной жизнью праведников, не имеют летоисчисления, ведь живут во вневременном пространстве, потому и не знают, когда именно надо праздновать воскресенье Христа. Горцы верили в то, что особенно праведные люди, могли услышать, как под землей гудят рахманские звоны, извещая, что святые получили пасхальные яйца и крашенки и начали свое празднование. Достаточно лишь выйти на какую-то из вершин и припасти ухом к земле. (“Для больших грешников земля немой остается”)
Это обычай интриговал исследователей еще с середины 19 века. Например польский автор Владислав Завадский, который интересовался обрядностью Гуцульщины, прямо связывал украинских Рахманов с брахманами Древней Индии и на этом основании делал вывод об азиатском происхождении и самих гуцулов.
Этнограф Олекса Воропай в книге "Обычаи нашего народа" отмечает, что "Легендам о рахманах, а они известны только в Украине, больше тысячи лет". Ученый считает, что Рахманская Пасха является остатком дохристианских верований украинцев. В начале в начале ХХ ст. этот праздник был достаточно распространен и отмечался в Карпатах, на Подолье и Львовщине, на Киевщине и Полтавщине, на Черкащине и Херсонще.

Мифы и предания о загадочной стране рахманов является автохтонным феноменом гуцульськой культуры, наличие которого дает возможность реконструировать важные элементы целостной модели Космоса в ее самом широком понимании.

P.S: Одна из гуцульских легенд предостерегает, что конец света наступит тогда, когда не будет расписано ни одной писанки, когда скорлупа не поплывет водой, когда рахмани не узнают о празднике и Карпатах не услышат подземные звоны. Поэтому горцы каждый год пишут писанки и празднуют вторую Пасху.
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение lora »

Интересную тему Вы открыли Rinchen, спасибо!
Действительно у многих народов есть легенды о Центре Мира, об Особой «Вознесенной» земле и связанные с этим предания. Интересно было бы на Форуме увидеть всю мозаику этого прекрасного понятия.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Rinchen »

Вторым, не менее интересным источником о путешествии к земному раю, является Апокрифическое Слово о трех монахах (или СКАЗАНИЕ О МАКАРИИ РИМСКОМ). Возникнув на византийской почве, Слово о Макарии около XIV в. перешло в северо-восточную Русь. Сюжет можно условно разделить на три основные части:

1) долгий путь монахов с рядом препятствий,
2) страна блаженных (нагомудрецов),
3) преддверие рая.

Вот что об этом говорит "История русской литературы" в главе “Переводная литература северо-восточной Руси XIII—XIV вв.”
Первая часть Слова о Макарии, собственно путешествие трех монахов, начинается живым и непринужденным рассказом о том, как Сергий, Феофил и Угин, находясь в монастыре Асклипия, что в Месопотамии сирской, начали «друг друга вопрошати» о посте, о воздержании, о монашестве. У одного из них, Феофила, возникает мысль дойти до места, «где прилежит небо к земли». Через Иерусалим, Тигр и Персию они приходят в Индию. В описании чудес Индии в Слове о Макарии встречаются образы Сказания об Индийском царстве, только здесь они более раскрыты. Три путешественника приходят в землю песьих глав, которые «межи камень гнезда сносивше, живуть с чады своими». Далее на восток — страна «трепясток» (трехногих), которые, завидев путешественников, убегают от них. Затем высокая гора, «идеже ни солнце сияеть, ни древа есть, ни трава ростеть, развее гад, и змиям свистающим и съкрежегующи зубы, аспиды, ехидны и ували и василисты; и видехом иныя змия многи, им же имяни не ведехом». Залепив уши воском, чтобы не слышать нестерпимого змеиного свиста, путешественники переходят гору и вступают «в землю пусту и велику» и область тьмы, через которую их проводят олень и голубь. Это — чудесные спутники человека, известные древнегреческим мифам и проникшие даже в исторические труды греческих писателей.

Чудесные образы сказочной страны — Индии резко сменяются мрачными картинами, передающими средневековые христианские представления о возмездии за грехи. Это собственно эсхатологические видения, включенные в рамки путешествия. Странствующие монахи, продвигаясь во тьме среди смрада, подходят к озеру, полному змей, «яко же бяше не видеть воды под ними», от озера идет «плачь и стенанье лютое» — это страдают люди, отвергшие бога. Таковы же и остальные мрачно-величественные картины — видения этой части путешествия: великан, прикованный цепями к горе и объятый пламенем, крики которого слышны на расстоянии 30 поприщ; жена, стоящая на краю стремнины и обвитая змеем, который «бьяшеть ю по устом хоботом, да не глаголеть ничто же», и т. п.

Вторая часть Слова о Макарии принадлежит по жанру к памятникам византийской житийной литературы: это βιος (житие) довольно шаблонной стилистической манеры; здесь в сжатой форме рассказывается о том, что Макарий был сыном богатых родителей, которые ему «нужю створиша жененьем и створиша брак». «И приведоша ми жену, — рассказывает Макарий, — и бывшю вечеру, и хотеша мя положити. Народу пляшющю, изидох отаи, людем же не ведущим». Это знакомая ряду житий (например, Житию Алексея человека божия), ситуация. Столь же шаблонны и остальные мотивы этой части Слова о Макарии: встреча Макария с ангелом под видом путника и внезапное исчезновение ангела; львы, прислуживающие Макарию; искушение Макария; самозакапывание в яму как средство самонаказания и т. п. В описании искушения мастерски показано нарастающее волнение пустынника: три дня подряд, выходя из пещеры, он находит то «ризу, на земли лежащю, зело тонку и белу», то «калигы с златомь опестрены», то, наконец, в третий день «жену, на камени седящу, в позлащенных ризах украшену, сама ж лепа неисказанно». И когда женщина в разговоре с Макарием заявляет: «В пустыни сеи приидох жити», пустынник не может уже отказать ей в гостеприимстве. «И поем ю, — рассказывает он, — въведох в врьтепь и подах еи ясти от врьшна дубнаго, еже и аз ядех, и сльзы ей яко рекы течаху, и душа моа трепетна бысть».

Необычный для житий мотив о земном рае рассказан подробно и тематически объединяет две части Слова. Когда странствующие монахи объявляют Макарию цель своего путешествия — найти место, «кде прилежить небо к земли», отшельник отвечает им: «Чада моя милая, не можеть человек плотян, от женьска греха родився, того места видеть...», и дальше рисует картину охраны рая в образах, смешивающих христианские представления о рае (известные по Библии) с представлениями сказочно-фольклорного характера и представлениями средневековой космогонии: «От сего места есть поприщь 20, идеже еста 2 града, един железен, а другий медянь. Да за тема градома рай божий, идеже был Адам с Евгою. На въсток солнца за раем да ту небо прилежит. И вне рая поставил есть бог хиравими и сирафими, оружье пламянно в руках имущи, стрещи раи и древа животна... Суть же та хиравими от ногу до пупа человеци, а перси лвовы, а глава иною тварью, а руце яко ледяни, и оружье пламянно в руках их, вне стен градных: да не можеть ту внити никто же. Суть бо ту силы страшныя мнози зело, и ликове ангельстии ту пребывают, и пояси небеснии ту суть, идеже почивает небо».
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Rinchen »

Приходилось ли кому-нибудь из участников форума видеть или читать на русском языке книгу "В поисках Святой Руси"? Автор этого труда - японский филолог-русист, исследователь, историк и профессор Накамура Ёсикадзу. Он является крупнейшим в Японии специалистом в области древнерусской литературы и истории культурных связей России и Японии.
Последний раз редактировалось Rinchen 01 авг 2010, 11:22, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Valentina »

Rinchen, мне не приходилось читать эту книгу. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о ней. Интересно, как японцы воспринимают Русь.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Rinchen »

Valentina писал(а):Rinchen, мне не приходилось читать эту книгу. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о ней. Интересно, как японцы воспринимают Русь.
Valentina , и мне не приходилось читал книгу Накамура Ёсикадзу. Даже не знаю, есть ли она на русском языке. Именно в связи с этим у меня и возник вопрос.
А возник потому, что книга затрагивает еще одну интересную легенду о Беловодье - мифическом тайном христианском царстве в сердце Евразии. Так называемый "земной рай", который временно "скрыт от мира, но которого могут достичь "избранные". Накамура Eсикадзу, основываясь на опубликованном очерке уральского казака-старовера Г. Хохлова (“Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство»”) и исследуя детально этот вопрос довел, что в 1898 г этот казак со своими товарищами О. В. Барышниковым и В.Д. Максимовичем путешествовали и побывали в "Опоньском" царстве, то есть в Японии.

Но особый интерес, для меня вызвал тот факт, что первая экспедиция, которая состоялась в 60-х гг. XIXв, была финансирована богатым донским казаком-старовером Д. П. Шапошниковым, жителем Новочеркасска. На розыски святой земли, именуемой "Беловодское царство" он выделил довольно значительную сумму ...
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Valentina »

Rinchen, а что поиск в интернете ничего не дал? Есть хотя бы японский вариант текста? Откуда Вы узнали об этой книге?
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Rinchen »

Valentina писал(а):Rinchen, а что поиск в интернете ничего не дал? Есть хотя бы японский вариант текста? Откуда Вы узнали об этой книге?
Я пытался искать ее в Интернете, но к сожалению положительных результатов так и не добился. Об этой книге я узнал в одной статье из Интернета, но там идет только упоминание о ней. Существует ли перевод на русский язык? Пока вопрос остается открытым. Если существует, то думаю со временем мы ее найдем и возможно в электронном варианте.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Центр мира. Пути исследования.

Сообщение Valentina »

Rinchen, я немножко познакомилась с творчеством Ёсикадзу Накамура (Yoshikadzu Nakamura). Это профессор университета Хитоцу-баши (Hitotsubashi) в Токио; автор большого количества книг и статей о древнерусской литературе, старообрядцах, русском фольклоре, культурных связях между Японией и Россией. Судя по названию статей - интересные исследования, но не все переведено на русский язык. Интересно было бы познакомиться с некоторыми из них.
У него есть и такая статья - (В поисках «Беловодья» в Японии / Ред. Ю Канэко // Русская мысль и литература Т, 1977 С 509—537).
Я пыталась выяснить год издания книги «В поисках святой Руси. Утопические легенды староверов». Предположительно она написана в девяностые годы. Как Вы думаете?
Ответить

Вернуться в «Мудрость веков»