«Зачем этот утративший значение праздник?»

Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: «Зачем этот утративший значение праздник?»

Сообщение Камиль »

Rinchen:
Из книг Живой Этики мы знаем, что такие изменения могут происходить только при взаимодействиями субъекта с Высокой энергетикой. И как отмечает Л.В.Шапошникова:
В результате такого энергообмена происходят количественные и качественные накопления энергии, которые повышают энергетический потенциал человека, народа, страны, Планеты и создают дальнейшие возможности для их эволюционного продвижения.
Национальные праздники, на мой взгляд, являют собой выражение народных представлений о красоте и способствуют тому энергообмену, без которого наше дальнейшее эволюционное продвижение затруднительно.
В идеале правильный праздник, как законный этап культурной и духовной жизни народа, является кульминацией этой жизни за определённый период. Это пик духовного взлёта Общины: семьи, коллектива, народа. И очень хорошо, когда кто-то понимающий и тонко чувствующий суть явления, умеет достойно организовать и оформить эту кульминацию. Тогда происходит правильный высокий энергообмен, и красивое празднование подведения итогов сочетается с раскрытием новых перспектив всем и каждому. Думаю, что в будущем в красивых духовных мистериях праздников Луч Иерархии будет вносить свои вдохновения для нового витка жизнедеятельности.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: «Зачем этот утративший значение праздник?»

Сообщение loraZ »

Д. Лихачев. Письмо о добре
• Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: «Зачем этот утративший значение праздник?»

Сообщение Любовь »

Праздник – полифункциональное и многоуровневое явление культуры. Поэтому не случайно к познанию феномена праздника, праздничной культуры в целом обращаются специалисты общественных и гуманитарных наук – истории и обществоведения, культурологии и философии, социологии и эстетики, искусствоведения и этнографии, литературоведения, психологии, театроведения, педагогики и других. Проблемами праздниковедения занимается специальная наука – эортология. Этот термин в отечественную науку впервые ввел известный русский исследователь-фольклорист И. Снегирев, который увидел в празднике многосложное и разностороннее явление, достойное самого серьезного изучения.
Большинство ученых приходят к выводу, что на всех исторических этапах своего развития праздник связан с переломными моментами в жизни общества, природы, человека. В его основе лежит определенное, значимое для группы празднующих, историческое, мифологическое или религиозное событие, требующее особого памятования, празднования (М.М. Бахтин, Д.М. Генкин, К. Жигульский, М. Илиаде, А.А. Конович, А. Н. Мазаев, О.В. Немиро).
Если глубже погружаться в философию праздника, то можно заметить, что он, как порождение человека и сам является его прообразом, вмещая в себя три его мира, которые неразрывно связаны между собой и граница между ними практически отсутствует. Однако условно их можно охарактеризовать, как Дух, Душа и тело праздника. В его структуре они проявляются как Вневременная идея, символ, через который она транслируется и собственно карнавал – народное гулянье, которое адаптирует ее к пониманию простых людей.
Идеальное начало в празднике, как религиозная составляющая, согласно известному польскому социологу К. Жигульскому, было его неотъемлемым компонентом вплоть до XVIII века. Другой знаменитый социолог - Дюркгейм утверждал, что сокральность характерна и для праздника светской культуры. Рассматривая религиозный праздник, исследователь древних религиозных культов М. Илиаде считает, что он воспроизводит в настоящем первичное событие какой-либо «священной истории», действующими лицами которой были Боги или полубожественные существа. Праздничное действо погружает празднующих в соответствующую атмосферу, выстраивая через праздник модель идеального мира. Приобщение к священному позволяет людям время от времени жить в присутствии Богов и следовать установленным ими законам. [Илиаде, 1994: 55]. Повторяя положение М. Илиаде, один из современных теологов высказывает мнение, что праздник уходит своими корнями в отношение человека к трансценденции, то есть, к абсолютному бытию, выходящему за пределы действительности. М.М. Бахтин, занимавшийся изучением средневековой культуры, отмечает, что карнавал на время своего проведения также создает идеальный мир, в котором действуют свои неписаные правила и законы. Однако, в отличие от М. Илиаде, он рассматривает мир карнавала в отрыве от религиозной составляющей, подчеркивая, что в нем проявлялся неофициальный аспект мира, человека и человеческих отношений в противовес официальным религиозным торжествам. Этот противовес был необходим для поддержания равновесия общественных отношений в условиях жесткого гнета существовавшей системы. Отсюда образование «особого рода двумирности». В карнавальном действе, согласно М.М. Бахтину, воплотились представления народа о совершенном мироустройстве, поэтому ученый связывает праздник с миром идеалов. По его мнению, «никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть, из мира идеалов. [Бахтин, 1990: 13] Таким образом, мы можем сделать вывод, что это «своеобразное удвоение мира» присуще празднику независимо от его светскости или религиозности.
Высшие цели человеческого существования К. Жигульский понимает, как «ценность добра» или культурную ценность, значимую для группы празднующих и служащую источником стабилизации для всего общества.
Культурная ценность выстраивает вокруг себя модель праздничного пространства и диктует определенные правила и законы праздника. Она выводится группой празднующих из своих высших устремлений и идеальных представлений о совершенном мироустройстве. Она выходит за рамки праздника, потому что представляет собой своеобразный архетип, связанный с сущностью человека и самой жизнью. В качестве примера К. Жигульский приводит праздник Пасхи. Модель его празднования отличается у православных и католиков, но сама ценность – ежедневное торжественное напоминание о воскресении Христа имеет характер универсальный, общий для всего христианского мира. Мы можем привести немало примеров подобных архетипичных идей праздников. Это взаимодействие мужского и женского начала, культ женщины-матери, циклы жизни и смерти, очищение через страдание, духовная эволюция личности (обряды инициации) и многое другое. Институт праздника по мнению К. Жигульского является одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь [К. Жигульский, 1985:72]
Таким образом, социальная значимость праздника выводится из его идеального начала, ценности культуры, которая представляет собой первый концептуальный уровень модели праздника, не проявленный.
Продолжу свои размышления
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: «Зачем этот утративший значение праздник?»

Сообщение Любовь »

Это идеальное начало проявляется в празднике через сложную систему церемоний, зрелищ, игр, представлений, шествий, ритуалов, обрядов со своей сценарной драматургией и программой. По мнению Я. Ковальского, «Культ есть спектакль, в основе которого всегда лежит религиозный миф с его надвременными особенностями. Повторение жестов и ритуалов переносит человека в иной мир, где уже не властны законы истории и условия обыденной жизни» [Ковальский, : 157]. Исследуя структуру праздника, Д.М. Генкин рассматривает ритуал (церемония, церемониал) как официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий. По его мнению, он представляет собой тип социального действия, порой выходящего за рамки праздника и обряда. В жизни чаще всего ритуализируются наиболее напряженные моменты жизни общества, коллектива и личности независимо от того, какого рода события включают они в себя. [Д.М. Генкин, 1975: 50]
Однако современные ученые настаивают на большей сакрализации ритуальных действий. Так, исследователь театрального искусства Н.А. Шевченко [Шевченко, 1999: 234] приписывает ритуалу древности исключительную роль. «Сакральное действо, - утверждает он - ритуализированная часть мистерии, «разыгрывалась перед внутренним пределом Храма (будто культовое сооружение или природный источник). Символически оно творилось на месте Перехода, границе внутреннего и внешнего, и, следовательно, было двойственным по своей природе, принадлежащим двум мирам. Зрелище служило вратами или окном в мир Невидимого, ожившим Иконостасом, который, по Павлу Флоренскому, не закрывает стеной священное, а наоборот, помогает ему проявиться в доступных чувственному восприятию символах. Это «специально созданная» иллюзия для выявления скрытой реальности». Ритуал состоит из символов и символических действий, которые как раз и обеспечивают возможность такого соприкосновения Неба с Землей.
В ходе ритуала, проводимого в переломный, кризисный момент жизни человека, общества или природы, устанавливается своеобразный коридор, символизируемый Мировым древом, осью мира, по которой Боги сходят на землю (инволюционный процесс), а люди устремляются к Богам (эволюционный процесс). Таким образом, посредством ритуальных действий, с помощью совокупности искусств: театра, изобразительного, пластического, декоративного искусства, архитектуры, литературы, музыки, танца, вневременная, божественная идея проявляет себя, что формирует второй символический уровень концептуальной модели праздника.

Однако праздник как идеальный мир не противопоставляется реальному миру, а, по мнению А.Н. Мазаева, тесно связан с реальностью и представляет ее улучшенную модель. В связи с этим он дает празднику несколько нетрадиционное определение. По его мнению: «Праздновать значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, а, следовательно, ощущать полноту жизни – индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром» [Мазаев, 1978: 11]. М.М. Бахтин также видит в празднике жизнь, только особым образом украшенную. Эта особенность праздника обусловливает его социальное начало - третий социальный концептуальный уровень модели праздника, его тело.
Социальное начало в празднике проявляется в карнавале. Как утверждает Д.М. Генкин, «Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное мироощущение» [Генкин, 1975: 50с.]. И если обряд и ритуал олицетворяли собой проявленную идеальную составляющую праздника, то карнавал - его земная природа. Карнавал в празднике - это олицетворение народного веселья, куда входят такие его элементы, как шутка, игра, забава.
Но игра и забава никогда не превращаются в центральный элемент, то есть такой элемент, который придает смысл самому празднику. Если это произошло и центр тяжести сместился в сторону развлекательных, художественных и заполняющих досуг элементов праздника, которые начинают трактоваться как автономная культурная ценность, то налицо кризис праздничной культуры. Именно все негативные явления связаны с этой земной, социальной составляющей праздника. Есть основания утверждать, что периодические кризисы тех или иных форм, типов праздника и празднования органически связаны с периодическими кризисами ценностей, вокруг которых организовано коллективное бытие людей.

Итак, в теоретическом плане праздник, - это с одной стороны явление, имеющее социальное происхождение, совершающееся в свободное от труда время, тесно связанное с бытом и образом жизни народа, его производственной деятельностью; явление, отражающее социальные противоречия. С другой стороны, на всех исторических этапах праздник представляет собой отражение вневременных и универсальных идей, нравственных духовно-религиозных и эстетических идеалов. Таким образом, это явление, своими корнями уходя в сокральность, моделирует идеальное пространство устремлений и чаяний народа, которое выстраивается вокруг некой ценности культуры, по сути универсальной, своими корнями уходящей в трансценденцию.
Следовательно, праздник заключает в себе как социальное, так и идеальное начало, которое, вероятно, и определяет его сущность.
Продолжу свои размышления
Ответить

Вернуться в «Мудрость веков»