В канун Нового года и Рождественских праздников в моей душе пробуждается память детских лет и совершенно особые чувства, связанные с ожиданием чуда, обновления, надежды на лучшее. В такие минуты я вспоминаю слова П.Флоренского, который писал:
«Самое глубокое наше и самое заветное — это наше детство, в нас живущее, но от нас плотно занавешенное».
Но откуда появилась и кем сотворена эта искусственная “завеса” в нашей душе? В творчестве Н. В. Гоголя есть интересный момент о празднике Светлое Воскресенье:
Зачем этот утративший значение праздник? Зачем он вновь приходит глуше и глуше скликать в одну семью разошедшихся людей и, грустно окинувши всех, уходит как незнакомый и чужой всем? Всем ли точно он незнаком и чужд? Но зачем же еще уцелели кое-где люди, которым кажется, как бы они светлеют в этот день и празднуют свое младенчество, — то младенчество, от которого небесное лобзанье, как бы лобзанье вечной весны, изливается на душу, то прекрасное младенчество, которое утратил гордый нынешний человек? Зачем еще не позабыл человек навеки это младенчество и, как бы виденное в каком-то отдаленном сне, оно еще шевелит нашу душу? Зачем все это и к чему это? Будто не известно зачем? Будто не видно к чему? Затем, чтобы хотя некоторым, еще слышащим весеннее дыхание этого праздника, сделалось бы вдруг так грустно, так грустно, как грустно ангелу по Небе. И, завопив раздирающим сердце воплем, упали бы они к ногам своих братьев, умоляя хотя бы один этот день вырвать из ряду других дней, один бы день только провести не в обычаях девятнадцатого века, но в обычаях Вечного Века, в один бы день только обнять и обхватить человека, как виноватый друг обнимает великодушного, все ему простившего друга, хотя бы только затем, чтобы завтра же оттолкнуть его от себя и сказать ему, что он нам чужой и незнакомый.
ХХI век, когда Цивилизация преобладает над Культурой, таит в себе не меньшую угрозу этому детскому восприятию мира, которое, согласно Гоголю, должно помочь гордому человеку заново обрести праздничность, вспомнить настоящее счастье. Дело в том, что жизнь человека в условиях современной цивилизации в его “мелочно-повседневном” существовании, лишает его человечности и превращает в animal laborans – “трудящееся животное”, а это в свою очередь приводит к чувству утраты счастья и ощущению своего предназначения в этом мире.