По следам нагов - загадки истории

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

По следам нагов - загадки истории

Сообщение Valentina »

Наги - многоголовые змее-люди из индийских преданий

Изображение Изображение
Наги - полубожественные демоны или полубоги со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Древнейшие индийские предания упоминают о том, что цивилизация нагов была могущественна еще на заре человечества; они обитали под мифической горой Меру .
В первой книге "Махабхарататы" (Адипарве) наги описываются живущими на земле. Затем Брахма разверз землю и они спустились под нее. Переселившись в подземный мир, Паталу, наги воздвигли себе великолепные дворцы, блистающие золотом и драгоценными камнями. Мудрый змей Васуки стал царем нагов и правил в их подземном городе Бхогавати, полном невиданных на земле сокровищ.
Ну и далее на сайте http://www.dopotopa.com/nagi.html очень много всего интересного собрано о нагах.

В своих путешествиях по Индии Л.В.Шапошникова уделяла особое внимание исследованиям памятников, несущих информацию о некой древнейшей культуре Нагов, о чем она пишет в книгах "По маршруту Мастера":
http://lib.icr.su/lyudmilashaposhnikova ... x.html#/I/
http://lib.icr.su/lyudmilashaposhnikova ... index.html
http://lib.icr.su/lyudmilashaposhnikova ... html#/228/

О чем могут поведать предания и памятники о Нагах?
кедр
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 10:20

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение кедр »

Valentina писал(а):О чем могут поведать предания и памятники о Нагах?
О МЕТАНАУКЕ !
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение Valentina »

Наги в буддийской мифологии

http://wiki.simbolarium.ru/index.php/На ... _мифологии

на́ги — др.-инд. naga

В буддийской мифологии наги — змееподобные полубожества. По всей вероятности, наги играли важную роль в мифологии доарийской Индии, и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи (Э. Конзе и др.) видят даже признак неарийского происхождения буддизма. Описания нагов встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках».
Наги разделяются на два класса — живущих в воде (в реках и морях) и на суше.
Наги могут превращаться и в человека.
Нередко они вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность».
Наги часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть.

К буддизму наги относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. Сам Шакьямуни, еще до того как стать буддой, несколько раз перерождался в образе нага.

В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у нагов сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Вне Индии наги сопоставлялись с местными змееподобными божествами (как, напр., с лу в Тибете).

В мон-кхмерской мифологии Н. обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в их мир, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сампот (поясную одежду) с изображением Н. В старину жених должен был дарить невесте такой сампот. Прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в Н. Женщина-Н. — центральный образ кхмерских династийных мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой Н. и от этого зависело благосостояние страны. В одном буддийском мифе Мучилинде-Н. принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, в другом — Н. обманным путём стал учеником Будды и был разоблачён. Изображения Н. часты на барельефах Ангкора.

У лаотянцев особенно выражена функция Н. как духов — защитников страны. Так, считается, что столицу Лаоса Луангпрабанг охраняют двенадцать Н. во главе с Тхао Бунсонгом и Тхао Тонгкхуангом. По указанию Н. был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств. Н. в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой — плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить Н. переход из рек во внутренние водоёмы для обеспечения плодородия полей. Н. обитают также в скалах.

По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей Н. (прайя нак). Они живут у слияний рек, на порогах. Эти духи вод могут превращаться в людей. Согласно этим данным, наиболее могучие Н. — Пха Сыа, охраняющий север страны, и Паксопроп.

В Китае и Тибете «Драконы» рассматриваются как божества-покровители мира, а также различных мест на земле, и слово это объясняется как означающее адептов, йогов и нарджолов. Этот термин просто указывает на их огромные знания и мудрость. Это также подтверждается в древних Сутрах и жизнеописаниях Будды. Всегда Нага — это мудрец, одаренный исключительными магическими силами, — в Южной и Центральной Америке, в Индии, в Халдее, также как и в древнем Египте. В Китае «поклонение» Нагам было широко распространено и стало ещё более выраженным с тех пор, как Нагарджуна, четырнадцатый буддийский патриарх, посетил Китай.

Китайцы считают «Нагов» «Духами или богами-хранителями пяти сфер или четырех стран света и центра; хранителями пяти озер и четырех океанов» (Эйтель). Это, прослеженное до первоисточника и переведенное эзотерически, означает, что пять континентов с их пятью коренными расами всегда находились под защитой «земных божеств», то есть Мудрых Адептов.

Предания, что Наги омыли Готаму Будду при рождении, оберегали его и охраняли останки его тела, когда он умер, опять-таки указывает, что Наги суть просто мудрецы, Архаты, и никакие не чудовища или Драконы. Это также подтверждается бесчисленными рассказами об обращении Нагов в Буддизм. Нага лесного озера близ Раджагрихи и многие другие «Драконы» были таким образом обращены Буддой к благому Закону.

Легенда гласит, что когда Будда, сидя под смоковницей, предавался медитации, начался сильный дождь с ветром; тут сердобольный наг обвился вокруг него семь раз и прикрыл его семью своими головами, будто крышей. Будда обратил нага в свою веру.

Вот легенда, записанная в Индии паломником Фа Шенем в начале V века:

«Царь Ашока пришел к озеру, близ которого стояла башня. Он пожелал разрушить ее, чтобы возвести другую, более высокую. Некий брахман уговорил его войти в башню, и когда царь вошел, брахман сказал:

Человеческий мой облик — это мнимость, на самом деле я „наг“, дракон. За грехи мои я обречен жить в этом ужасном теле, но я соблюдаю закон, заповеданный Буддой, и надеюсь на искупление. Можешь разрушить это святилище, если полагаешь, что способен воздвигнуть лучшее.

Брахман показал царю ритуальные сосуды. Царь взглянул на них и ужаснулся, ибо они были совсем не похожи на те, которые изготовляют люди, и отказался от своего намерения».

Ураги — Адепты, Высшие Жрецы и Посвященные Центральной и Южной Америки, известные древним арийцам; там Арджуна женился на дочери царя нагов — Улупи. По сей день на Кубе и Гаити преобладает Нагализм или поклонение Нагам, и Вудуизм, главное ответвление первого, обосновался в Новом Орлеане. В Мексике главных «колдунов» и «врачевателей» по сей день называют точно так же, как тысячелетия тому назад халдейские и ассирийские Высшие Жрецы назывались наргалами, будучи главами Магов (Раб-Маг), причем эту должность одно время занимал пророк Даниил.

Слово Нага, «мудрый змий», стало всемирным, ибо это одно из тех немногих слов, которые пережили крушение первого всеобщего языка. Это слово употребляют туземцы как Южной, так и Центральной и Северной Америки, от Берингова пролива до Уругвая, где оно означает «глава», «учитель» и «змий». Само слово Урага могло достичь Индии и укорениться там благодаря её связи, в доисторические времена, с Южной Америкой и самим Уругваем, ибо слово это принадлежит к языку американских индейцев.

Происхождение урагов, насколько это известно востоковедам, возможно следует отнести к Уругваю, так как о них существуют легенды, которые относят местожительство их предков, нагов, к Патале, стране противоположного полушария или Америки.

Нагараджи Обычно имя, даваемое всем предполагаемым «Духам хранителям» озер и рек, буквально означает «Цари Драконы». В буддийских хрониках все они явлены как обращенные к буддийской монашеской жизни, то есть как становящиеся Архатами из Йогов, которыми были до этого.

В «Руководстве по индийскому буддизму» Керн определяет нагов как змей, похожих на облака. Живут они глубоко под землей, в подземных дворцах. Члены секты Большого Колеса рассказывают, что Будда проповедовал один закон для людей и другой — для богов, и этот последний — эзотерический — хранился на небесах и во дворцах змей, которые несколько столетий спустя передали его монаху Нагарджуне. Вот легенда, записанная в Индии паломником Фа Шенем в начале V века: «Царь Ашока пришел к озеру, близ которого стояла башня. Он пожелал разрушить ее, чтобы возвести другую, более высокую. Некий брахман уговорил его войти в башню, и, когда царь вошел, брахман сказал: Человеческий мой облик — это мнимость, на самом деле я „наг“, дракон. За грехи мои я обречен жить в этом ужасном теле, но я соблюдаю закон, заповеданный Буддой, и надеюсь на искупление. Можешь разрушить это святилище, если полагаешь, что способен воздвигнуть лучшее. Брахман показал царю ритуальные сосуды. Царь взглянул на них и ужаснулся, ибо они были совсем непохожи на те, которые изготовляют люди, и отказался от своего намерения».
кедр
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 10:20

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение кедр »

Благодарю, Валентина, за поднятую тему!
Тема древняя и очень мощная. Мне даже сны снились, когда пытался разобраться в этой теме .
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение Valentina »

Мне кажется, Хозяйка Медной горы на Урале имеет происхождение от нагов. Может превращаться то прекрасную деву, то в змею, знает тайну камней, охраняет местность, способна на гипнотическое воздействие, помогает талантливым, честным людям. Интересно было бы исследовать.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение Valentina »

Оказывается материала очень много.
Вот, например: С. Зюзько. Ведические корни русских сказок - http://svarga.name/?p=1214

Вот как С. Зюзько трактует браз волшебной горы в русских сказках:
... становимся на некоторых ключевых элементах народных сказок, связанных с космологией. Первый такой элемент — золотая или хрустальная гора (например, в сказке «Медное, серебряное и золотое царство»). Герой должен взбираться на гору или проникать внутрь посредством крючьев, лебедей, волшебных помощников.
Образ золотой горы отсылает нас к ведической Меру — золотой вселенской горе. Меру - обитель богов в своей верхней части и обитель демонов — в нижней. Нам архетип вселенской горы более знаком в варианте греческого Олимпа. Однако «игла» в яйце, которое находится в утке из сказок о Кощее,- это также пространственный символ Меру - оси мира, расположенной в яйцевидной вселенной. Вот фрагмент сказки «Хрустальная гора», полный космологических кодов:
Поздним вечером оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору, смотрит — в хрустальной горе сидит царевна.
- Здравствуй!, — говорит Иван-царевич, — Как ты сюда попала?
- Меня унес змей о двенадцати головах, живет он на батюшкином озере.
В том змее сундук таится, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яичко, в яичке — семечко; коли ты убьешь его да достанешь это семечко, в те поры можно хрустальную гору извести и меня избавить
Семечко» в яйце из приведенного фрагмента — не что иное, как Меру. Образ стеклянной или хрустальной горы также интересен. Он напрямую связан с темой Гипербореи и арктической цивилизации. Он указывает на север, льды и айсберги. Кощей в народных сказках, как и Черномор у Пушкина или ведический Кубера, описывается как житель «полнощных гор», крайнего севера.

Изображение

Часто можно слышать вопрос о соотношении традиционного ведического мировоззрения и взглядов последователей арктической теории. Внешние противоречия снимаются при изучении многомерной ведической космологии. Веды объясняют, что существуют различные проекции горы богов Меру в нашем мире. Ее астрономической проекцией является Северный полюс, ее географическими проекциями могут являться Памир и Кайлас. В наиболее же глубоком понимании Меру и другие локи (миры) — это не географические понятия, а уровни сознания.
Змеиное царство

Изображение
Если золотая гора в своей верхней части — это пространство богов, то нижние миры (пещеры в основании Меру) связаны с образом змеиного царства. В литературной сказке Бажова («Хозяйка Медной горы» и другие), основанной на Уральских сказах, развивается тема пещерного мира, населенного волшебными змеями. Некоторые из них враждебны, а некоторые могут быть дружественны человеку.
В Ведах также описан план бытия, именуемый нага-локой — цивилизациями разумных змей, живущих в пещерах под землей. Наги обладают способностями изменять облик и другими мистическими силами. Иногда их мир отождествляется также с подводным царством. В «Махабхарате» описывается, как герой Арджуна проникает в иной мир, погрузившись в воду, чтобы совершить омовение и берет в жены Улупи — царицу нагов, привлеченную его красотой.
Помимо погружения в воду, другими способами перехода в подземный мир является
вход в пещеру или прыжок в колодец. Эти мотивы нередки в русских волшебных сказках. Время в этих мирах течет с другой скоростью. Один день присутствия там часто равен многим десяткам земных лет. «Долго ли, коротко ли» длится путешествие — сказать нельзя. Это не подземелья в привычном нам понимании, а иные измерения бытия, вход в которые может быть в самых разных «скрытых» местах.
кедр
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 10:20

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение кедр »

Хозяйка Медной горы - аналог\копия центрального индийского первообраза.
Материалы по нагам уходят корнями в метаисторию картины мира.
В инфо по этой теме, пару раз были заметки о разделении, якобы на хороших и плохих нагов.
Есть сайт кажется называется "до потопа" - мутноватый, но на раз по информатике есть смысл поинтересоваться.
О владении энергиями этих субьектов Космоса еще более все зацифрованно символами и знаками.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение Rinchen »

Изучая, вопрос о нагах, нужно понять один важный момент - это сложность и многослойность культа. Индолог Л.В.Шапошникова, которая посвятила много времени изчуению этой темы, отмечала:
Традиционно культ нагов связывали с плодородием земли, водой и производящим женским началом. Сам культ был сложен и многослоен, в нем отпечатались следы многих тысячелетий. И сквозь них вырисовывался наг как символ мудрости, Учитель или культурный герой. (Л.В.Шапошникова. Мудрость веков)
На протяжении многого времени этот культ приобрел много разных черт. О полулюдях-полузмеях повествовали не только азиатские мифы, но и американские, африканские, европейские. По мнению Л.В.Шапошниковой, "в древности не существовало такого места, где бы не поклонялись могущественным нагам" Но разыскать следы этого поклонения не так просто...
Последний раз редактировалось Rinchen 12 мар 2012, 16:48, всего редактировалось 1 раз.
кедр
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 10:20

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение кедр »

А надо искать !?!
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: По следам нагов - загадки истории

Сообщение Rinchen »

Итак начнем исследование и начнем его с Днепропетровска!
Коллекция древних каменных изваяний, или "каменных баб", как их называют в народе, безусловно, относится к числу наиболее интересных и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине - около 80 статуй! Среди них можно увидеть уникальный Керносовский идол, удивительно разнообразные по стилю скифские статуи, а так же большую коллекцию средневековых тюркских половецких статуй.
Но особенно меня заинтересовало несколько женских половецких статуй, которые датируются XII - первой половиной XIII вв. Обращает на себя внимание сложный и необычный головной убор, который по своей форме напоминает змеевидный капюшон кобры.

Изображение

Логично было бы предположить, что в данном случае мы имеем дело с изображением женского божества ("царицей небесного пантеона") или жрицы. И так же логично было бы выдвинуть гипотезу о сакральном и ритуальном значении средневекового женского головного убора у кипчачки, которую можно видеть на фотографии.
Но в изучении этого вопроса возникает огромное количество трудностей. Так например, по мнению казахского востоковеда и историка С. М. Ахинжанова, наличие женского божества, почитаемого кипчаками, пока не поддается научной интерпретации.(Хотя такие ииследования есть) Говорить утвердительно, что этот головной убор действительно является символом змеи мы пока тоже не имеем основания.
Кроме того, можно ли говорить, что подобные женские головные уборы, какое бы значение они являли, были достаточно широко распространены у тюркоязычных народов Центрально-Азиатского историко-культурного региона? Пока у меня таких сведений нет.(За исключением Ладакха). Вообще, у женских кипчаксхих каменных изваяний различают шесть видов головного убора и они во многом отличаются...
Какие важные источники в нашем случае могут сыграть роль в деле определения формы этого «змеевидного» головного убора? (Если его вообще можно считаь змеевидным).Пока сказать сложно...Но как бы там ни было, некоторые исследования по этому вопросу можно и нужно сделать.

Каменные изваяния, являются лишь частью большого мира духовной культуры древне тюркских племен кочевавших в евразийских степях. Исследовать нашу тему нужно не только опираясь на памятники археологии, и сами каменные изваяния, но и на этнографические источники, мифологию и фольклор современных тюрков - казахов, киргизов, узбеков и даже венгров.

Изображение
Половецкая баба

Традиция ваяния каменных статуй предков уходит корнями в глубины истории тюркоязычных племен, ко времени Тюркского каганата, к VI — VII веках, на Алтай, Центральную Азию, Семиречье (Казахстан). Исследования «культа змеи» в тюркской традиции возможно в какой-то степени даст нам материал для дальнейшего поиска и ответы на поставленные вопросы
Последний раз редактировалось Rinchen 12 мар 2012, 16:50, всего редактировалось 13 раз.
Ответить

Вернуться в «Мудрость веков»