Предлагаю Вашему вниманию отрывок, посвященный балету "Весна священная" из текста слайд-программы "Рерих и театр", созданной творческим коллективом нашей общественной организации. Материалы для нее взяты из разных источников, в т.ч. журнала "Культура и время".
25. Занавес. Весна Священная
Балет на музыку Игоря Стравинского "Весна Священная" занимает особое место среди театрального творчества Рериха. Он был очень необычен.
26. Стравинский и Рерих
Именно Рериху совместно со Стравинским принадлежит сам замысел «Весны священной». Николай Константинович выступил и соавтором идеи и либретто балета, т.е. проявил себя как драматург. В 1910 году он уже создавал эскизы, то есть «видел» спектакль.
27. Девушки с гирляндой цветов
Рерих и композитор Стравинский, встретившись в Талашкине в 1911 году, совместно сочиняли и обсуждали замыслы этой «мистерии», в течение нескольких дней был выработан план действия балета и сочинены все заголовки танцев. В своей переписке они называли «Весну священную» нашим детищем.
28. Старики в лабиринте
На эскизах изображено ритуальное действо в честь великого бога Ярилы. «Я хочу изобразить, как светлой летней ночью на вершине священного холма, известного в истории каменного лабиринта, происходит ряд ритуальных древнеславянских танцев, оканчивающихся жертвоприношением, – сказал в интервью корреспонденту «Обозрения театров» Николай Рерих. – Во всяком случае, костюмы для моего балета должны представить собой интерес, ибо эта эпоха инсценируется едва ли не впервые».
29. Весна Священная
В процессе работы над «Весной Священной» Николай Константинович Рерих писал: «Собственно хореографическая часть заключается в ритуальных плясках. Эта вещь будет первой попыткой, без определенного драматического сюжета, дать воспроизведение старины». Спектакль должен был выразить стихийные силы бытия, патриархально-первобытные связи человека и земли. Такая задача была очень близка сердцу Рериха.
30. Мужики с луком
Создатели спектакля исходили из мотивов народного творчества, создающих образ русской северной весны. Белый, алый, соломенный колорит костюмов, богатство орнамента любовно воспроизводили древнерусскую одежду. Вместо лёгких балетных туник квадратные фигуры в посконных рубахах, вместо стройных ног – ноги, обмотанные в онучи, и в лаптях; странные на первый взгляд, угловатые, резкие движения. Все это ломало привычные балетные стереотипы. Но сияла красота яркой и седой древности!
31. Костюмы из Весны Священной
Так эскизы костюмов сделали художника активным соучастником в хореографии, в режиссуре. Герои его эскизов предстают в роли, в действии. В напряженных, подчас судорожных, «небалетных» позах, в стремительных непроизвольных движениях, в гротеске, в экстатичном выражении широко раскрытых глазах ощущается трагизм обряда жертвоприношения, лежащего в сюжете спектакля.
32. Костюмы к Весне Священной
В одном из писем Стравинского к Рериху: «Я на днях приехал из Берлина и только что получил пересланные эскизы к костюмам нашей «Весны» <…> и, боже, как они мне нравятся – это чудо!»
33. Поцелуй земле
Балет состоял из двух актов. В первом акте – «Поцелуй Земле» — представлены древнеславянские священные игры: гадания, игры с венками, хороводы в долине у священного холма. Заканчивается действие поцелуем, который даёт земле древнейший из старцев. Перед нами два варианта декораций к этому акту.
34. Хоровод с девушкой (МУЗЫКА. Жертва)
Действие второго акта, названного «Великая жерт¬ва», происходит на вершине священного холма, в каменном лабиринте, где девушки ведут тайные игры. Они заканчиваются выбором одной из девушек на жертву –танцуя свой последний танец, она падает мёртвой. Конец действия совпадает с восходом солнца.
35. Эскиз декорации (с палками)
Постановка «Весны священной» входит в тот круг произведений, которые ознаменовали новый творческий этап в русском балете.
36. Фото сцен балета (МУЗЫКА. Весна священная)
Искания эти нашли свое ярчайшее проявление в новаторской музыке Стравинского с ее необычными для тех лет немелодичными темами, подчеркнутыми «варварскими» ритмами и в антиклассической хореографии, выражавшей пластику языческого мира - жесткого, вольного, неистового.
Вопрос: Известно ли вам, как была принята «Весна священная» парижской публикой?
Парижская публика не поняла и не приняла ни Стравинского, ни хореографию Нижинского-Дягилева. Премьера сопровождалась обструкцией, устроенной зрителями в знак протеста. С самого поднятия занавеса какие-то "джентльмены" вынимали свистки и завывали так, что даже музыка была слышна с трудом.
Бросалось в глаза, что свистки были принесены заблаговременно, и свист и гам начинались с увертюры, — значит, всё было припасено заранее. Во время спектакля зал ревел и свистел, заглушая оркестр. Дягилев же стоял за кулисами и невозмутимо говорил: "Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Значит, захватило за живое".
37. Эскизы декораций к балету
Но уже через год эта музыка была принята Парижем так восторженно, что дала Дягилеву повод называть ее "Девятой симфонией нового времени".
В 1929 году незадолго до смерти Дягилева, неизменно считавшего «Весну священную» одной из лучших постановок «сезонов», этот балет получил мировое признание, а ныне возведен в ранг балетной классики. Эта постановка до сих пор считается шедевром театрального декоративного искусства.
Вопрос: Какова дальнейшая судьба этого балета?
38. Фото балета «Весна священная»
В конце 1980-х годов эскизы к балету И.Ф. Стравинского "Весна священная" оказались вновь востребованы для сцены. Первую и лучшую версию "картин языческой Руси", осуществленную балетмейстером В.Ф. Нижинским в 1913 году…
39. Фото Джоффри Балет в 1987г.
… возобновила американская труппа Джоффри Балет. Образный строй эскизов Рериха никогда не противоречил драматургии и был исполнен, если не в деталях, то в основном, в соответствии с режиссерским планом постановки. Премьера новой старой “Весны священной” состоялась в Лос-Анджелесе 30 сентября 1987 года и была встречена “стоячей” овацией.
40. Фото постановки в Мариинке
В 2013 году во многих театрах мира и России отмечалось столетие со дня парижской премьеры балета Игоря Стравинского «Весна священная».
Мариинка поступила совершенно в духе Дягилева, который некогда претендовал на художественное руководство этим театром. В один вечер объединила две «Весны» – ту самую, «юбилейную», придуманную Вацлавом Нижинским, и новую современную постановку.
41. В постановке Большого театра в декорациях Рериха
В Большом театре состоялась премьера четырех его современных версий в рамках международного фестиваля «Век „Весны священной“ – Век модернизма». Одна из них – версия финских артистов – полностью реконструировала постановку Нижинского, в декорациях и костюмах Рериха, вернув из прошлого столетия этот безусловный шедевр балетного искусства.
42. Другие версии Большого театра
Другие версии Большого театра носят исключительно модернистский характер.
43. В Красноярске
Красноярская премьера.
44. «Весна» в Перми
В нашем городе Перми, на родине Дягилева, постановка «Весны священной» была представлена в 2014 году в рамках Дягилевского фестиваля в постановке балета Панфилова. К сожалению, как видим, в современных вариациях «Весны священной» из декораций и костюмов абсолютно исчезли идеи Рериха.
Весна священная
Re: Весна священная
Хорошо бы еще увидеть фотографии костюмов и картин.