Н.К. Рерих. Сострадание, 1936

Ответить
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Н.К. Рерих. Сострадание, 1936

Сообщение Olga »

Предания Азии, собранные Николаем Константиновичем Рерихом, поразительно напоминают мифы и сказания, бытующие в Европе. И там, и тут фигурируют одни и те же сюжеты. Например, в зале Государственного Художественного музея в Риге висит удивительная картина, названная «Сострадание».

Изображение

На фоне покрытых фиолетовой дымкой сверкающих вершин сидит лама в желтых одеждах и гладит левой доверчиво прижавшуюся к нему лань. Правая рука отшельника высунута, из нее торчит стрела. Некто без лица, затаившись, выпустил ее, чтобы убить беззащитное животное, и движимый состраданием монах принял удар на себя. Это - любимое полотно Елены Ивановны Рерих, отправленное среди многих других в дар Латвийскому обществу Рериха.
Судя по одеяниям главных героев и горному пейзажу, действие разворачивается в далекой Азии. Но, путешествуя по югу Франции, я вдруг увидела пронзенного стрелой оленя на гербе городка Сен-Жиль.


Изображение

Дальнейшие поиски привели к старому собору, возведенному здесь в XII веке. На его фасаде в камне развертывалась действительно случившаяся в этих краях в VIII веке история, переросшая со временем в легенду.
Итак… Некогда в Греции в богатой семье родился ребенок по имени Аэгидиус, поражавший взрослых своим необычным поведением. После смерти родителей юноша роздал бедным свое состояние и отправился в Галлию, в Арль, на подступах к которому еще с первых веков нашей эры обосновались христианские подвижники. Приняв имя Жиль, он поселился в пещерном гроте девственного леса. Судьба послала монаху подругу – белую олениху. Так они и жили: монах проводил дни в созерцании, а олениха, вволю пощипав за день травку, вечером приносила ему молоко. И вдруг однажды девственный лес огласил трубный звук рога. То охотился со свитой вестготский король Вамба. Завидев вдали олениху, охотники с гиком помчались за ней. Спасаясь, животное почти уже достигло грота, когда Вамба натянул лук.

Изображение

По счастью, потревоженный лаем собак отшельник вышел из укрытия и успел защитить подругу, преградив рукой путь свистящей стреле. Пораженный король подарил подвижнику эти леса и попросил построить здесь монастырь, а самому стать аббатом. Для этого требовалось специальное разрешение, и Жиль отправился в Вечный город. Папа Римский встретил его с большим почетом и подарил для собора две кипарисовые двери, разукрашенные двери. Жиль не мог унести такую тяжесть в руках, а потому бросил подарок в Тибр с просьбой донести двери до места. Вскоре волны выбросили их на берег неподалеку от Сен-Жиля.
(Поразительно, но точно такую же деталь, но уже в азиатских одеждах, Николай Константинович Рерих отметил в другой легенде, также записанной на маршруте Центрально- Азиатской экспедиции: «И дал император ламе дары и много колоколов ясного звона. Но лама велел бросить их в реку, сказав: «Я не могу днести все это. Если надо, то река донесет эти дары до моего монастыря». И река донесла колокола с хрустальным звоном, ясным, как волны реки». («Алтай - Гималаи», глава Далай -Пхон- Бганг))

Изображение
Собор в Сен-Жиле, XII век

Таково предание, отраженное языком красок, на картине, которую видят посетители музея. Однако у него есть глубинный внутренний смысл, который много позже пояснил сам художник:

«Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству, думает это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого, и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания».
Последний раз редактировалось Olga 03 мар 2011, 18:17, всего редактировалось 1 раз.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Подвижников
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 окт 2015, 20:07

Re: Н.К. Рерих. Сострадание, 1936

Сообщение Подвижников »

Друзья! Здесь в фото статьи заложен спам! Активация идет по клику на фото!
И картина прекрасна и легенды тоже замечательны!
Давайте исправим недоразумение!

С уважением, Александр Подвижников
Igor
Администратор
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 00:51

Re: Н.К. Рерих. Сострадание, 1936

Сообщение Igor »

Здравствуйте, Александр!

Спасибо за сообщение! Я исправил эту проблему, теперь ссылки у фотографий отключены.

Это не совсем спам. Просто фотографии были загружены автором сообщения на бесплатный хостинг фотографий radikal.ru. Подобные сервисы применяют агрессивную рекламу и лучше избегать их использование. Лучше загружать фотографии непосредственно на наш форум как приложенный файл.
Надежда Лебедева
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 21 янв 2016, 12:42

Re: Н.К. Рерих. Сострадание, 1936

Сообщение Надежда Лебедева »

Спасибо за тему! Сострадание - главное качество, по которому можно определить подлинную значимость и духовный уровень человека, это то, что нам в первую очередь надо развивать и культивировать в себе. Это качество сердечности, ведь о тех, кому все "чужие" и их боль не болит, говорят - "каменное сердце".
Ответить

Вернуться в «Художественные комментарии к Живой Этике»