Художники-космисты

Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Художники-космисты

Сообщение Helen »

Работы Алексея Леонова
Вложения
Акбар
Акбар
Кришна и Радха
Кришна и Радха
Мария Магдалина
Мария Магдалина
Мост Милосердия
Мост Милосердия
Несущая Свет
Несущая Свет
Орифламма
Орифламма
Пресвятая Богородица о кающихся молится
Пресвятая Богородица о кающихся молится
Птицы огненной мысли
Птицы огненной мысли
Путь к Отцу
Путь к Отцу
Святая покровительница Культуры
Святая покровительница Культуры
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Творчество Алексея Леонова

Сообщение Helen »

Творчество Алексея Леонова выходит за рамки устоявшихся стереотипов современного искусства. Молодой автор выбрал непопулярное сегодня и очень сложное направление, названное Питиримом Сорокиным "идеациональным искусством", в основе которого лежит духовный синтез, синтез культур и сверхчуственное восприятие. Согласно цикличности развития, преобладание духовной составляющей в искусстве будущего неоспоримо, а, значит, с уверенностью можно сказать, что художник опережает время.Родился Алексей Леонов в 1982 году в городе Сумы, с 2-х лет живет в Киеве. Интерес, а скорее потребность в творчестве проявились очень рано. С 2-х лет он начал лепить маленьких пластелиновых зверюшек. Посещение кружка лепки в Киевской художественной изостудии,а затем учёба в Государственной художественой средней школе им.Т.Г.Шевченко были естественным продолжением и важным шагом в развитии его способностей. В 1999 году Алексей Леонов поступил в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (г.Киев), которую закончил с отличием по специальности "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство". Там же он продолжил обучение в аспирантуре под руководством известного мастера, академика Василия Бородая. Область интересов Алексея Леонова широка, но это не хаотичное блуждание, а целенаправленное изучение мифологи, философии, религии, науки, т.е. истории развития человеческого духа разных эпох и народов, которое нашло отражение в скульптуре.
Всё лучшее, что было создано человеческим гением -- результат духовного прозрения, а точнее Со-творчества, духовного водительства. Именно это начало объединяет все, столь разные по характеру образы, созданые скульптором. Одухотворённые лица святых и основателей религий (Будда, Христос, Андрей Первозваный), философов ( Сократ, Григорий Сковорода, Елена Рерих), учёных (Пифагор, Юрий Рерих), ожившие фантастические существа (скифский сфинкс, птица Феникс) и проникновенные образы сложных и важных для человеческого сердца понятий -- милосердие, вера, надежда, любовь, молитва... А.Леонов отдаёт предпочтение глине. Тёплый пластичный материал оживает в руках художника и подчиняясь его воле и чувствам обретает не только форму, он становится связующей нитью с миром Любви, Добра и Красоты, озаряющим души.
Участник многих выставок , один из авторов "Аллеи искусств ( г.Киев) Алексей Леонов в 2008 году стал членом Национального союза художников Украины. Его работы находятся в Музее им.Н.К.Рериха (г.Москва), частных коллекциях в Украине и зарубежом.

Сайт скульптора А.Леонова: http://idea.in.ua/ru
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Анисифоров Игорь

Сообщение Helen »

Анисифоров Игорь
Сложная техника, индивидуальность исполнения без эскизов придает его работам необычайную привлекательность. Многогранное восприятие, глубокое понимание окружающего мира позволяют художнику создавать удивительные, проникнутые философским настроением картины. Игорь Анисифоров обладает своеобразным даром видения, которое воплощает в своих работах. В последние годы круг творческих интересов художника расширился. Свои выставки художник сопровождает медитативной музыкой собственного сочинения.
Пытаясь соединить иррациональный мир с нашей действительностью, художник передает художественные образы с позиции очевидца. Он чувствует ответственность за собственное творчество и считает, что иная действительность не должна облекаться в наукообразную, рациональную оболочку.

Сайт Международного Центра Рерихов: http://www.icr.su/rus/gallery/anisiforo ... .php?i=276
Вложения
Спокойствие
Спокойствие
Очищение
Очищение
Любовь Небесная
Любовь Небесная
Иней
Иней
Импульс
Импульс
Звезда
Звезда
Весть
Весть
Аура
Аура
Анастасия
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 29 мар 2010, 13:37

Re: Скульптор Алексей Леонов

Сообщение Анастасия »

Молитва длиною в две тысячи лет

Французский философ Дени Дидро сказал об искусстве скульптуры: «Это сильная муза, но молчаливая и скрытная».
Организация передвижной выставки скульптуры требует не только немалых затрат, физических и материальных, но и наличия безупречного вкуса и умения «разговорить» экспонаты, разместив их так, чтобы свет и тени, гармонично сочетаясь, давали наиболее полное понятие о красоте, объемной соразмерности и сущности изображения.

Выставка молодого украинского мастера Алексея Леонова, включающая 45 работ и 66 фотографий скульптур, относится именно к тем событиям, что, раз случившись, могут перевернуть всю жизнь человека, — настолько могучая, полная гармонии энергия заключена в его работах. Живых, дышащих, возносящих дух к звездным просторам бесконечной Вселенной и освобождающих разум от мелочности и суеты. Она и называется «Думая о вечном».

Если диапазон человеческого голоса — три октавы, это уже выдающийся голос. Диапазон чувств, эмоций, мощной энергетики произведений автора, буквально захлестывающих зрителей, границ не имеет, находясь где-то на пределе безумной душевной тоски по совершенству, нежности и доброте.
Родившийся в семье военных в городе Сумы, мальчик уже с двух лет со знанием дела лепил зверей, наделенных человеческими глазами и мудростью. А когда Алексею исполнилось три года, случился Чернобыль. Мальчик заболел, и только тот необыкновенный дар, что не давал его разуму покоя, а рукам — отдыха, заглушал боль. Может быть, случившееся и привело к тому, что уже в 14 лет Алексей начал задумываться о том, что не зря же пришел в этот мир, если способен извлекать из мертвого камня живую душу. «Цель моей жизни, — говорит ныне выпускник Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры, — помогать людям воспринимать новое, светлое, духовное». На счету мастера около 40 персональных выставок, посетители которых единодушны в своих оценках: «Божественно, удивительно, нет слов». И их действительно не хватает, чтобы понять, как совсем молодой человек, всего лишь 28 лет от роду, сумел соединить в себе и выразить в скульптуре древнюю, скрытую в сумеречном тумане веков глубокую мудрость Востока, светлое добро и бесконечную любовь, что несут в себе святые православной веры.

Кажется, будто мастер жил и творил с самого начала времен, наблюдая за рождением юного мира и предвидя грядущее. Он видел совершенство еще не согрешивших Адама и Евы, полных беспечного счастья райского бытия; горестное лицо Иисуса, уже готового принести неизбежную жертву, но все еще так по-человечески надеющегося избежать скорбной участи («Моление о Чаше»); глаза Сергия Радонежского, вобравшие всю мудрость мира, всю тревогу за неразумное, заплутавшее в темноте сомнений и неверия человечество; очищающий удар меча незыблемого в праведности своей миссии Последнего Ангела. Он странствовал в белых песках Египта, где в прохладных покоях царского дворца великий фараон Эхнатон благоговейно прикасался к изящным пальчикам прекрасной Нефертити, ночевал в масличных рощах Греции, где жили герои и боги, часто спускавшиеся на землю, и всесильный Зевс, превратившийся в лебедя, трепетно обнимал хрупкие плечи улыбчивой Леды.

Его герои — Бог, ангелы, святые, герои и духовные учителя человечества. Его скульптуры можно назвать молитвами о мире. «Нам доступны высокие достижения человеческой мысли за многие тысячелетия. Мы можем не только все это повторить, но и улучшить», — так определяет автор суть своей работы. Алексей убежден в том, что жанр скульптурного портрета очень сложен: «Моя задача — реконструкция души в портрете. Я стараюсь ощутить великую личность как современника и наделить портрет чувствами, ощущениями, мыслями, которыми жил этот человек. Великий Роден утверждал, что в 99 случаях он лепил свои скульптуры с натуры. И когда ему указывали на присутствующую в них несоразмерность, он отвечал: «В моих работах — только правда, правда внутренняя».

Шамот — керамику, получаемую из крупнозернистой огнеупорной глины, обожженной особым способом, использовали в глубокой древности. Он похож на состарившийся природный камень с трещинами и сколами. Алексей считает, что это не просто материал, он — живой, мягкий и теплый.
— Восприятие происходит на уровне подсознания, где таится и хорошее, и плохое. Ведь настоящий храм человек строит в своем собственном сердце, — говорит мастер. — В современном искусстве при изощренном языке содержание зачастую ничтожно».
Между творением скульптора и человеком возникает незримый мост, по которому душа стремится к душе, чтобы прикоснуться, понять, чтобы легким вздохом отлетели от сердца тоска и скорбь одиночества. А в шорохе листвы, предчувствующей долгий зимний сон, прозрачных по краям обрывках облаков, кружащих, как птицы, в высоком еще небе, гуле ветра, нашептывающего вечную сказку жизни, чудятся тепло и шелест ангельских крыльев, незримо защищающих нас от земных печалей и напрасных сожалений. И все будет хорошо.
Елена ШАРОВА, г.Уфа
Идиллия
Идиллия
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Олег Николаевич Высоцкий

Сообщение loraZ »

ИЗ КНИГИ Л.В.ШАПОШНИКОВОЙ «ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КРАСОТЫ»

На картинах Олега Высоцкого мы видим светящиеся сквозь Беспредельность Космоса нездешние миры, тонкая материя которых, облеченная в изысканные формы, проявляет невидимое. Преображенные сферы плывут среди призрачных волн неведомых пространств и оттуда, как по мановению волшебного жезла, возникают краски неземных цветов, складывающихся в магические узоры, над которыми стоит пылающая двойная радуга. Серебристые капли лучистых образований пронизывают темноту, и оттуда появляются причудливо-утонченные формы. Космос живет, дышит, созидает и преображает. Приливы и отливы светящейся энергетики выносят из его таинственных глубин Красоту появляющихся и исчезающих миров. «Преображение мира», «Рождение миров», «Матерь Мира», «Метаморфозы», «Проявления природы», «Дыхание Космоса» …
Тонкость внутреннего мира художника порождает в нем то духовное зрение, которому становятся доступны глубинные процессы, идущие в космическом Инобытии.

Изображение
Серия "Дыхание Космоса"


Олег Николаевич Высоцкий:
Дыхание Космоса


Не прибой, не отлив, но золотое течение
Космоса влечет ладью.

Космические Сферы и человеческие сферы
принадлежат закону дыхания Космоса.
Из книг Учения Живой Этики



Проходящая через всю мировую культуру идея глубинной связности человека и космоса получила своеобразное преломление в искусстве и эстетике русского космизма. Это философское направление не только прочно стоит на естественнонаучной базе своего времени, но и уходит корнями в мифологические пласты отечественной культуры: организм, совесть и дух человека хранят в себе не только историю Земли, но и весь цвето¬музыкальный строй Вселенной…
В основе космизма лежит представление о живой органической связности мира, пронизанной божественной цвето¬музыкальной энергией и эйдетикой, наполненной личным, уникальным опытом переживания своеобразного, пульсирующего «вселенского чувства».
Сегодня в России сформировался ряд художников с новым взглядом на взаимоотношения творческой личности и Космоса: все более ярким становится понимание его как живой среды, как единства человека и природы во всеобщем духовном пространстве. В наши дни мы все яснее осо¬знаем, что Космос с его энергетикой отвечает нашим представлениям о прекрасном, об искусстве. Его бесконечные духовные миры воспринимаются нами как цельное и гармоничное начало.
Беспредельность Вселенной как прекрасное явление стала источником вдохновения для художников¬космистов XX–XXI веков.

Изображение
Серия "Преображение Природы"

Среди них особое место занимает творчество Олега Высоцкого. Для него космическое искусство – это поэма, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в поэтическую форму, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками. Поскольку одной из основных интуиций русского космизма является интуиция всеединства, целостности, представители этого направления движутся в поисках единого ключа, подхода к загадкам, тайнам бытия. Осо¬бенно напряжен их интерес к прото¬символу, к прото¬языку, к прото¬колыбели земли и человечества, к прото¬музыке, в которой бы зазвучал особый тон Вселенной или ее священный слог.
Базовой, фундаментальной идеей космистов является Идея Живого одухотворенного Космоса. «Живой Космос» как русской мысли, так и русского искусства – вездесущий, постоянно порождаю¬щий свои проявления, таинственный, загадочно¬притягательный, ускользающий от понимания. Дарующий радость мудрости и созерцания Красоты, отчаянно напоминающий в своей беспредельности об ужасе небытия и радости спасения, влекущий в иные миры, зовущий к расширению сознания и соборному единению. Видимый и невидимый. Проявленный и непроявленный. Объект проклятий и поклонов. Представляемый шаром, окружностью, сферой…

Изображение
Серия "Дыхание Космоса"

Е.И. Рерих писала: «Вы правы, что планетная цепь, со всеми ее глобусами, или сферами, или принципами (называйте их как хотите), представляет собою одно целое <…> Конечно, планета есть живое существо, ибо в Космосе ни один атом не лишен жизни, или сознания, или духа, и в древних философских трудах можно встретить сравнение Земли с большим животным, имеющим свою особую жизнь и, следовательно, свое сознание или проявление духа.
В Космосе, в сущности говоря, нет пассивного начала; все существует взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из бесчисленных миллиардов фокусов и центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем. Все движется, все изменяется, следовательно, все живет».
На первый взгляд, слово «космизм» как бы уводит на задний план тему человека, личности. Однако на деле этого не происходит. Русский мыслитель Н.А. Бердяев в «Философии творчества» мудро заметил, что «сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя». Творчество художников¬космистов не только дарует нам встречу с неземной красотой, но и обогащает наше знание о безграничных возможностях человека на просторах бушующей Вселенной. Всматривание в глубины галактик заостряет напряжение поиска смысла жизни, нравст¬венное поле морального выбора расширяется, в сферу человеческого ответственного поведения попадает весь космос.

Изображение
Серия "Дыхание Космоса"

Художники¬космисты начала второго тысячелетия по¬своему продолжают традиции русской национальной культуры ХХ века, основанной на поиске множественных семантических значений символического искусства, новых пластических выразительных возможностей художественного языка. В этих поисках для художников особую роль играет творчество известного русского художника¬мыслителя, путешественника, общественного деятеля Н.К. Рериха. Феномен Рериха – художника¬мыслителя связан с идеей Синтеза и явлением «Матери Мира», одним из ведущих сверхсимволов его творчества, воплощением вселенского сострадания, космической красоты и соловьев¬ской «любви в звездном свете». Н.К. Рерих писал: «Осознание красоты спасет мир».

Изображение
Silentium

Русские философы Серебряного века – П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев – развивали ту же мысль о преображающей силе красоты, понимаемой в двух планах – умопостигаемого и несказуемого. Строки из стихотворений Вл. Соловьева могли бы стать заголовками к картинам художников¬космистов, девизом их духовно¬нравственных исканий. «Торжествующее созвучие» русского космизма складывалось из «неистощимых грез», из «стремленья безбрежного» и «радости обновления». Именно в философской и художественной культуре русского космизма слышен «трепет жизни мировой» и «сочетанье земной души со светом неземным».
Философия Всеединства с ее идеей Софии задала мощный импульс всему религиозно¬философскому ренессансу в России начала двадцатого столетия, особенно его символической и софиологической ветви. Идея и образ Софии¬Премудрости неоднократно воссоздается в русской культуре Серебряного века, венчая утонченную целостность интимно¬личностного и мифо¬логически¬философского видения мира. Материальный космос являет собой красоту, понимаемую как софийную устремленность ввысь, как «улыбку Софии», ее овеществленную тоску. Софийность как явление Мировой Души есть устремление материального мира к радости прозрения и созерцания божественного света. Серия работ Олега Высоцкого, названная им «Душа Мира», проникнута этим устремлением.

Изображение
Берега

Обусловленное этим философским мировоззрением физическое видение мира свое¬образно отозвалось в визуальных практиках русского космизма. Сама оптика философии Все¬единства понимается нами как некий вселенский синопсис, ярко проявившийся в творчестве художников, среди которых – Н.К. и С.Н. Рерихи, А.Л. Чижевский, группа «Амаравелла» и другие, и поэто⬬космистов, чей список даже невозможно перечислить в одной краткой статье. Именно в их творче¬ском ¬наследии мы находим реализацию принципов единства микро¬ и макромира, а также ¬прин¬ципа «ве¬ликое в малом».
Олег Николаевич Высоцкий – художник, педагог, мечтатель, творец, чье имя уже обрело твердое признание в современном изобразительном искусстве. Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти Серебряного века. Он вникает в эстетические концепции прошлого и настоящего, Востока и Запада, вслушивается в идеи русских философов и западных мыслителей XX века. Творчество О.Н. Высоцкого во многом вдохновляется как животворящими идеями Учения Живой Этики, так и тайнописью восточных пейзажистов.
На наш взгляд, творчество Олега Высоцкого актуализирует идею Учения Живой Этики о необходимости сопоставления космических явлений с жизнью земной: «Космос живет, и проявления его жизни будут отражаться и среди земных чувствований». На картинах художника ощутима тенденция к сближению миров, невозможность пресечения связи между жизнью и ее Высшим Первоисточником, непреклонность и значимость течения мировых событий в связи с жизнью человечества, непрерывность, бесконечность и беспредельность жизни, ее цикличность и эволюционность, отсутствие пустоты, концентрация психической энергии. Жизнь в Учении Живой Этики мыслится в цепи великой Иерархии. Однако индивид, обладающий свободной волей, способен к Путям Восхождения, ведь «в Космосе все живет и все возможно». Духовная энергия насыщает жизненные проявления, придавая им смысл и значения. Как наполниться этой энергией? Как прозреть невидимое?
Только талантливый художник способен придать невидимому зримость. Олег Высоцкий является тем художником, в сериях картин которого проявился этот редкий дар: узреть – невидимое, рассмотреть в малом – великое, в случайном – закономерное… Строки Уильяма Блейка: «В одном мгно¬венье видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, в единой горсти – бесконечность, и небо – в ча¬шечке цветка» для него – своеобразный девиз, поэтическое выражение личного творческого кредо.

Изображение
Преображение Природы

Художник – всегда некий медиум, мифотворец, посредник между силами и энергиями мира. Но здесь важно не раствориться, остаться самим собой, культурным художником, вобрать в себя все достижения человечества, его находки, искания. Решение этой высокой задачи возможно лишь на безостановочном пути самообразования, в условиях высоких и жестких требований к самому себе.
О.Н. Высоцкий по своему мироощущению – художник¬ символист, потому стремится проникнуть в первопричины сущего, но его работы всегда гармоничны, полны веры в победу над миром хаоса и дисгармонии. По образному выражению А. Блока, искусство – это «золотой меч, пронзающий хаос».
Олег Высоцкий работает в оригинальной смешанной технике, многократно нанося на бумагу тонкие слои масла, акварели, темперы, акрила с помощью аэрографа. Распыленные микроскопические капельки ложатся под разным углом, и изображение становится изменчивым не только в зависимости от освещения, но и от состояния сознания и образа мысли зрителя. Так художник передает сложные нюансы цвета, придает реальность и подвижность сложной форме, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения самой Вселенной. Особой выразитель¬ностью отличается серия «Белое на Белом» – на белом листе бумаги художник живописными маз¬ками обозначает форму, которая на глазах зрителя начинает пульсировать, создавая ощущение рождения жизни, возникающей из инобытия, рождения нового мира.
Темы серий и названия отдельных произведений, такие как «Благоухания», «Берега», «Моря», «Миры», «Проявления природы», погружают нас в трепетный мир красоты природы. Потоки света, одновременно движущиеся в разных направлениях, объединяют ближнее и дальнее, здешнее и запредельное в единство гармонии, то лирическое, то напряженное, почти космического звучания. А в серии «Метаморфозы» гармонические составляющие свето¬цветового и линеарного решений приведены к ясности и простоте математической формулы.
Многие его картины не имеют названия. Ведь название картины – не просто слово. Это молния, озарение, плод духовной работы и духовного сосредоточения. Художник, стремящийся к подлинности, держит ответ перед Высшими силами, а потому название картины – это особая ответственность. Картина и то, как ее поименовать в вечности, – два разных процесса, не всегда синхронных, но всегда синергийных. Работы О.Н. Высоцкого – пневматосферичны (термин русского религиозного философа и ученого отца П.А. Флоренского). Они есть свидетельство духовной энергии и совершенной полноты мира. Они соответствуют высоте лирического строя поэзии русского Серебряного века. Рядом с картинами О.Н. Высоцкого хочется вспоминать стихи наших любимых поэтов…
Художник умеет общаться с природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды красочных созвучий и форм. В работах «Проявления природы», «Двойная радуга» игра цветовых пятен, своеобразных ритмических узоров, то сферических, то появляющихся из недр земли, вьющихся линий, переплетающихся спиралей передает внутреннюю экспрессию и пульсацию форм в живом пространстве реальности.

Изображение
Храм

Серия «Silentium» погружает зрителя в сосредоточенное безмолвие – молитвенное предстояние перед великой тайной Универсума. По мнению русского философа Г. Шпета, безмолвие являет нам предмет последнего видения, над¬интеллектуального, над¬интеллигибильного, то есть достигшего верхнего предела познания и бытия.
Бывают такие упоительно прекрасные минуты в жизни природы, когда мир, словно пре¬исполненный благодати, утопает в безмолвии, в тишине, как особом откровении. Словно упала пелена, отделяющая от нас дальние миры, и их свет нежным касанием преисполнил особым загадочным смыслом все знакомое и до боли близкое. Только в безмолвии вибрация света, струящийся космический туман становится героем европейских сказок – бегущим, а иногда взмывающим в поднебесье белым Единорогом («Бег», «Единорог»), только в безмолвии можно услышать музыку сфер, первозвук Вселенной («Аум»), зов Учителя («Зов»), увидеть «Луч надежды», почувствовать воспетые в Ригведе (гимн «Насадия») великие воды первотворения («Дельфин»)… Завораживающая природа, дышащая космической неизбежностью, освещенная неведомыми светилами, напоминает то «Солярис» А. Тарковского («Пейзаж»), то легендарное поле Последней Битвы, поле Курукшетры, где сам великий Кришна показывает Арджуне таинство рождения множественности миров («Учитель и ученик»).
Безмолвие, тишина Вселенной – свидетельство ее затаенной энергетики, ее вечного движения, борьбы и взаимодополнения начал, бесконечного формообразования: сплетенные линии, шары, сферы. Скопления звезд, мерцающие пространства. Что это – звездные россыпи или разбросанные драгоценности? Жемчуг нарождающихся миров («Инь – Ян»)? В картинах Олега Высоцкого появляется изображение символов: древо жизни («Древо», «Древо мировое»), космическое яйцо («Космическое яйцо»), храмы, уходящие в бесконечное пространство (серия «Храм»).

Изображение
Космическое яйцо

Мифопоэтические картины О.Н. Высоцкого заставляют вспомнить не только то напряженное безмолвие, в котором различима музыка сфер, но и те стихи великих русских поэтов, в которых с наибольшей полнотой воспето это уникальное и всегда неповторимое состояние.
Два самых знаменитых стихотворения из русской поэзии с тем же названием «Silentium» принадлежат Ф.И. Тютчеву и О.Э. Мандельштаму. Тютчев отсылает нас к потаенной глубине человеческих чувств, к полноте душевно¬духовного мира:

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно¬волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..
Строки Мандельштама наполнены ощущением космического первопорядка, глаголом¬священнодействием, творящим мир:
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
В творчестве Олега Высоцкого большое место занимает серия «Благоухания», посвященная таинственному, нездешне манящему миру цветов. Казалось бы, чем тут можно удивить зрителя? Цветы – излюбленный образ поэтов и художников всех времен и народов, наиболее часто употребляемая метафора красоты, жизни, любви...
В своей монографии о П.Н. Филонове искусствовед Е.Ф. Ковтун цитирует выдержку из поэмы «Деревья» Н.А. Заболоцкого, испытавшего сильное влияние творчества П.Н. Филонова. У поэта цветок – средоточие символов и ассоциаций. В нем – «листьев солнечная сила», «пестика паникадило», стебель левкоя – воплощение смирения, корешок – судьбоносное начало, он раскрывает нам многогранность его признаков или, по Филонову, «предикатов», видимых и невидимых.
По мнению Е.Ф. Ковтуна, Филонов убежден, что все это многообразие свойств, а не только цвет и форма, может быть пластически выражено в произведении». Он развивает положение о «видящем глазе» и «знающем глазе». Первому подвластны цвет и форма объекта. «Знающий глаз» на основе интуиции улавливает скрытые процессы, и художник пишет их «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Невидимое становится зримым. Недаром А. Крученых в позднем своем стихотворении назвал Филонова «очевидцем незримого».
«Очевидцем незримого» можно с полным правом назвать и Олега Высоцкого, чьи цветы не спутаешь ни с какими другими. В этой серии художник проявился как проницательный психолог, чувствующий безмолвный язык природы, постигающий ее самые сокровенные тайны и символы. Его цветы – аккумуляция гармонии мира, его радости и бесконечного удивления перед Творцом…
Как Гёте – естествоиспытатель среди всей массы растений искал перворастение, прото¬феномен, идею, как самовыражение чувственного опыта, как Рерих – археолог¬мыслитель среди всех символов ищет «первосимвол», который существует предвечно, так художник О.Н. Высоцкий в своих космических цветах неожиданно смог художественно воплотить обе эти волнующие интенции.

Изображение
Благоухание

Дополняющие друг друга соцветия, радостное эстетическое богатство разлитого в природе цвета: отдельно взятый цветок или целое бескрайнее поле, колокольчики, ромашки или незабудки, на обочине дорог или на зеленом лугу, в лесу, у берега озера, залива, даже в скромной канаве, болоте – всюду многоликость цветовой гаммы, горящей на солнце или окруженной зеленой травой, бледным полем или хвоей леса… Цветы Олега Николаевича Высоцкого радуют глаз и озаряют хмурое небо.
В картине, рожденной художником, выявляется вечная жизнь цветка. Перед нами не просто соцветие на тонкой ножке, а оркестр большого мира. В чем же тут особая красота одушевления? Художник умеет увидеть глубину проникновения цвета – один в другой – и, более того, цвета как совокупности, в мир, окружающий этот цветок. И далее происходит самое необыкновенное и загадочное: цвет, цветы, живопись рукою его становятся оркестром большого мира, где другие миры – облака, небо, прозрачные рассветы – воплощаются в тонкие проявления природы. Являются необыкновенные соцветия, оторванные от конкретного цветка, и превращаются в россыпь красоты вселенной. Красота не просто удваивается, а перетекает, пульсирует, движется…
Серия «Водопады» возникает в творчестве художника почти одновременно с цветами… Горы и воды – вечные неизменные символы культуры. Водопады заполняют большие пространства Земли, полей, дорог. В «Водопадах» главным героем картин становится свет, струящийся ниоткуда, свет, бывший прежде солнца (вспомним космическую мифологию мира). Пространство оказывается неисчерпаемым в вечном движении красоты плотной и тонкой материи.
Воля художника, работающая на тонких ассоциациях, сопоставлениях, заставляет водопады не только падать с невероятных высот, но и чудесным образом восходить в гору, минуя привычные законы земного естества, а реки – уплывать в неведомое… Рождается особое состояние: цветы не разрушаются, реки продолжают нести прохладу вод и россыпи брызг, трансформируясь в вечное животворное начало, называемое божественной красотой…
Свету, который всегда является основой его картин, в этой серии художник придает особое звучание, и возникает ощущение льющейся энергии воды, непостижимой в ее глубине и пронизанной светоносным Космосом.
«Водопады» – это поток импровизаций. Формирует ли автор пространство света, выстраивает ли согласно внутренней логике композицию, – все излучает золотистое, серебряное, перламутровое сияние, которое и создает мир образов, то камерно¬лирический, то символический. На одних картинах Олега Высоцкого свет предстает как нарастающий поток сверкающих искорок – так во все времена люди прославляли незримый свет духовного преображения. На других – среди призрачных и неведомых пространств плывут волны света, порождая фантастические фрески неведомых, неземных цветов.

Изображение
«Водопады»

Мир образов художника динамичен, находится в процессе вечного движения. Пейзажи его реальны и нереальны, они создают впечатление зыбкой грани яви, мечты и фантазии и одновременно многообразны по своим художественным решениям.
В таких его работах, как «Дыхание Космоса», «Преображение Мира», особую роль играют композиции с шарами как с подвижными и зарождающимися космическими организмами. Они вызывают ассоциации со светоносными, живыми и полными энергии мирами среди других миров бесконечной Вселенной.
Сложная гамма чувств рождается при взгляде на неукрощенную, вечно взволнованную, утопающую в Вечности Вселенную… Как не застыть в молчании при виде ее яростных спонтанностей и непредсказуемых метаморфоз? Когда мы вглядываемся в отделенные от нас миллиардами световых лет просторы, созерцаем не только гармонию сфер, но и чудовищные космические катаклизмы, мы не можем не задуматься о судьбе и дерзновенном величии мыслящего духа, который при этом поражает нас своей хрупкой незащищенностью. Что привносят в понимание моего «Я» эти вечные превращения спонтанной материи? В чем смысл этого бесконечного движения, этого круговорота жизни? Поставить вопрос зачастую труднее, чем на него ответить. Тем более, когда речь идет о вечном и бесконечном, о начале и конце жизни… А может, о ее «всюдности»?
В картинах Олега Высоцкого мы чувствуем загадочные проявления жизни Вселенной, в них живет само дыхание Космоса. «Terra Indigo» (2001): поток световой энергии водного потока окаймлен синими неподвижно замерзшими грядами скал. Художественный смысл работы задан пульсирую¬щей динамикой двух начал: воды и камня, она сообщает уверенность в вечном творческом начале мироздания.
Неизведанны пути земные, тропы горные, лесные: что ждет там, за поворотом? А если суждено встретиться в иных мирах? Что сулит эта встреча?
На картине «Встреча в иных мирах» (2001) появляется образ светоносной спирали – символ движения и вечного восхождения. Из глубины, из разрыва Вселенной порождается что¬то необычное, что¬то живое наплывает, рождается в сложности, ищет соприкосновения с направленными струями энергии света. Ты сам – часть огромного творимого мира, ты ощущаешь нетвердость, непрочность скафандра. Необычная пугающая и радующая одновременно атмосфера судьбической сплетенности нарождающихся миров: мало кому уготовано знать пути предначертаний.
Под рукой художника распускаются неведомые цветы: они живут, умирают, но дают начало новым всходам, бутонам, простираются в бесконечность, плывут во времени, растворяются в
пространстве… Становятся знамениями, легким бормотанием, речью ребенка, постигающего тайные и скрытые смыслы… Космос О.Н. Высоцкого приоткрывается в своей до¬словесной данности, он ждет своего перво¬слова, перво¬мгновения.

Изображение
Метаморфозы

Ассоциации, реминисценции, уникально¬неповторимые сочетания мазков, туманы воспоминаний, вещие сны, недоговоренности – все это восстает, просыпается в зрителе, напоминая о сломанных границах яви и снов.
Само слово «метаморфозы» могло бы стать ключевым словом к пониманию работ этого художника. Что это – окаменевшие в потоке времени растения мыслей или чувства как несостоявшиеся слова?
…С ранних серий в работах Олега Высоцкого появляется изображение арок храма. Они возвышаются и над полевыми цветами, и над пространством, залитым лунным светом, и над таинственным пейзажем. Художник объясняет этот символ так: «Это не конкретное изображение, а как божественный знак, знак Бога, чье присутствие ощущается во всем Космосе, как в большом, так и в малом. Кроме того, знак арки – это граница между мирами: попробуйте войти в нее и увидеть картину с другой стороны. Помните прекрасную китайскую легенду о великом художнике, написавшем картину по заказу императора – чудесный пейзаж? Долго любовался им император, а затем спросил художника: «А куда ведет эта тропинка?» – «Не знаю. Пойду посмотрю», – ответил художник и исчез за деревьями».


Высоцкий Олег Дыхание Космоса: Живопись (альбом)
Авт.предисл. О.Ф.Петрова, Е.А. Трофимова. - М.: Международный Центр Рерихов,
Группа "Струна", 2009.- 96 с.: ил.

Культура и время: Общественно-научный и художественный журнал 2(32)-2009

http://www.artstudio.ee/index.php?aid=444
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Олег Николаевич Высоцкий

Сообщение Камиль »

Ещё раз посмотрел сообщение loraZ о художнике О.Н.Высоцком. Приятно было увидеть эти прекрасные репродукции и прочитать статью О.Ф.Петровой, Е.А. Трофимовой. Приведу некоторые наиболее интересные, на мой взгляд, выдержки:
• …организм, совесть и дух человека хранят в себе не только историю Земли, но и весь цвето¬музыкальный строй Вселенной…

• В основе космизма лежит представление о живой органической связности мира, пронизанной божественной цвето¬музыкальной энергией.

• Среди них особое место занимает творчество Олега Высоцкого. Для него космическое искусство – это поэма, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в поэтическую форму, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками.

• Базовой, фундаментальной идеей космистов является Идея Живого одухотворенного Космоса. «Живой Космос» как русской мысли, так и русского искусства – вездесущий, постоянно порождающий свои проявления, таинственный, загадочно¬притягательный, ускользающий от понимания. Дарующий радость мудрости и созерцания Красоты, отчаянно напоминающий в своей беспредельности об ужасе небытия и радости спасения, влекущий в иные миры, зовущий к расширению сознания и соборному единению.

• Е.И. Рерих писала:
«В Космосе, в сущности говоря, нет пассивного начала; все существует взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из бесчисленных миллиардов фокусов и центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем. Все движется, все изменяется, следовательно, все живет».

• Русский мыслитель Н.А. Бердяев в «Философии творчества» мудро заметил, что «сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя».

• Материальный космос являет собой красоту, понимаемую как софийную устремленность ввысь, как «улыбку Софии», ее овеществленную тоску. Софийность как явление Мировой Души есть устремление материального мира к радости прозрения и созерцания божественного света. Серия работ Олега Высоцкого, названная им «Душа Мира», проникнута этим устремлением.

• Олег Николаевич Высоцкий – художник, педагог, мечтатель, творец, чье имя уже обрело твердое признание в современном изобразительном искусстве. Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти Серебряного века. Он вникает в эстетические концепции прошлого и настоящего, Востока и Запада, вслушивается в идеи русских философов и западных мыслителей XX века. Творчество О.Н. Высоцкого во многом вдохновляется как животворящими идеями Учения Живой Этики, так и тайнописью восточных пейзажистов.

• Олег Высоцкий является тем художником, в сериях картин которого проявился этот редкий дар: узреть – невидимое, рассмотреть в малом – великое, в случайном – закономерное… Строки Уильяма Блейка: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, в единой горсти – бесконечность, и небо – в чашечке цветка» для него – своеобразный девиз, поэтическое выражение личного творческого кредо.

• Работы О.Н. Высоцкого – пневматосферичны (термин русского религиозного философа и ученого отца П.А. Флоренского). Они есть свидетельство духовной энергии и совершенной полноты мира. Они соответствуют высоте лирического строя поэзии русского Серебряного века. Рядом с картинами О.Н. Высоцкого хочется вспоминать стихи наших любимых поэтов…

Бывают такие упоительно прекрасные минуты в жизни природы, когда мир, словно преисполненный благодати, утопает в безмолвии, в тишине, как особом откровении. Словно упала пелена, отделяющая от нас дальние миры, и их свет нежным касанием преисполнил особым загадочным смыслом все знакомое и до боли близкое.

• Сложная гамма чувств рождается при взгляде на неукрощенную, вечно взволнованную, утопающую в Вечности Вселенную… Как не застыть в молчании при виде ее яростных спонтанностей и непредсказуемых метаморфоз? Когда мы вглядываемся в отделенные от нас миллиардами световых лет просторы, созерцаем не только гармонию сфер, но и чудовищные космические катаклизмы, мы не можем не задуматься о судьбе и дерзновенном величии мыслящего духа, который при этом поражает нас своей хрупкой незащищенностью. Что привносят в понимание моего «Я» эти вечные превращения спонтанной материи? В чем смысл этого бесконечного движения, этого круговорота жизни? Поставить вопрос зачастую труднее, чем на него ответить. Тем более, когда речь идет о вечном и бесконечном, о начале и конце жизни…
В этом последнем абзаце чудесно переданы переживания человека вставшего один на один перед Красотой, Величием, Тайной и суровостью Космоса, выраженной в чудовищных катаклизмах. И подумалось, как прекрасно, что нам дано духовное устремление и надежда на обретение истинной силы духа. Когда оживает сердце и наполняется космической Любовью, когда высокая одухотворённость наполняет сердце космической Радостью и на нас нисходит высокая Благодать, тогда Космос со всеми его проявлениями становится и ласковой колыбелью для растущих духов, и беспредельным полем отважных вдохновенных дерзаний, он уже не пугает, а только восхищает и зовёт.

Из представленных в этом сообщении работ больше всего понравилась первая – из серии «Дыхание Космоса».
Посмотрел и другие работы О. Высоцкого по приведённой ссылке: http://www.artstudio.ee/index.php?aid=444 Больше всего понравилась серия «Водопады» своей насыщенностью светом, и явным ощущением радостного пробуждения, и желанием взлететь к манящим вершинам.
• Олег Высоцкий работает в оригинальной смешанной технике, многократно нанося на бумагу тонкие слои масла, акварели, темперы, акрила с помощью аэрографа. Распыленные микроскопические капельки ложатся под разным углом, и изображение становится изменчивым не только в зависимости от освещения, но и от состояния сознания и образа мысли зрителя. Так художник передает сложные нюансы цвета, придает реальность и подвижность сложной форме, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения самой Вселенной.
Мы знаем, на сколько отличается восприятие подлинника от восприятия даже очень хорошей репродукции, но учитывая описанную выше технику работы художника ещё больше хочется взглянуть на оригинал. А Вам приходилось видеть его оригиналы?
Спасибо Лариса за радость соприкосновения с творчеством Олега Николаевича Высоцкого и искусствоведов О.Ф.Петровой, Е.А. Трофимовой.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Олег Николаевич Высоцкий

Сообщение loraZ »

ОТКРОВЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО

Ощущения трансцендентальности и выражениях их в букве, звуке, слове, иероглифе художественного текста – вот главная тема творчества Олега Высоцкого.
Эта тема оказывается животрепещущей и в более широком плане. Изощрённо дифференцированное сознание современного человека тяготеет к постижению целостности, единства бытия и космоса, хаоса и порядка. Легко можно усмотреть точки соприкосновения мировидения О. Высоцкого с принципами и концепциями современной научной картины мира и, в свою очередь, точки соприкосновения предмета научного и художественного описания современной картины мира с объектом мистических и эзотерических учений древних.

Изображение
Матерь Мира

Художественное сознание мифологично по преимуществу. О. Высоцкий, органично впитав влияния различных традиций, создал собственную индивидуальную и самобытную мифологическую поэму о мире, в котором видимое подчинено незримому, вещное – отрешённому созерцанию духовного. В стихии пластически ясных и чистых образных структур Высоцкого заключены все стихии творческого процесса, по Цветаевой – «поэта за пределы души вышедшего». Творчество Высоцкого отличается от личностных мифов пост - модерна тем, что лишено цитатности и переписывания текстов, забытых или полустёртых временем, их осколков, фрагментов разрозненных фраз, их отблесков и отражений, за пёстрой дробностью которых теряется сам скриптор – автор.
Искусство художника глубоко созерцательно. Для него миф не есть определение вещи в мире, а определение её в собственном сердце, душе. И оттого его миф родственен откровению. Близок религиозному опыту, когда, по словам С.Н. Булгакова, «Откровение трансцендентного, высшего мира совершается непосредственно в мифе, он есть те письмена, которыми этот мир начертывается в имманентном сознании, его проекции в образах… не человек создаёт миф, но миф высказывается через человека!»
У О. Высоцкого созерцание выступает как творящее начало, «внутреннее зрение» которого творит и предмет созерцания. Этим определяется также и характер образности, художественного языка в произведениях О. Высоцкого.
В творчестве радикальных постмодернистов в результате цитирования из художественного опыта исчезает непосредственная реальность, она заменяется косвенной реальностью вторичного использования изображения, своего рода комментариями к комментариям, что приводит, в свою очередь, к подмене художественного языка синтаксическими конструкциями, зачастую избегающими чистой формы или лишающими её смысловой определённости.
В произведениях О. Высоцкий возникают образы из художественного опыта, в котором активная медитативная созерцательность приводит к мифологической неразличённости процесса и результата деятельности разума. Эта неразличённость порождает двойственность смысла неналичности, сверхъестественности и фактической данности образа. Перевод чувственно-предметного бытия образа в сферу трансцендентного необходимо осуществлять через промежуточные этапы преображения изобразительной формы в семантически нагруженную чистую. Может быть, поэтому О. Высоцкий, как правило, не пользуется всеобщим арсеналом мифологических комментариев и культурных архетипов, не играет в знаки и тексты. Форма и стиль не являются для него предметом рефлексии. Созерцательная и конструктивная мысль художника восходит, как в мифе, к «изначальному изначального» - чистым цвето-формам, в которых предмет должен быть «помыслен».
Последнее роднит метод работы О. Высоцкого отчасти с О. Редоном, отчасти с методом П.Н. Филонова. Высоцкий, как и Филонов, вскрывает универсальность связей в природе. В 1912 г. Филонов писал: «По существу чистая форма в искусстве есть любая вещь, писанная с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией, то есть с ежесекундным претворением в новое, функциями и становлением этого процесса». Оба художника хотят подражать не формам, которые создаёт природа (Космос), а методам, которыми она действует. Оттого Филонов всматривался «в каждый атом», а Высоцкий, по его признанию, «в молекулу». Оттого художественная истина постигаема ими на путях напряжённости отношений видимого и незримого. Отсюда же у О. Высоцкого многоплановость образа – вселенского символа, образа – идеограммы, образа-иероглифа космических микроструктур.
Стиль О. Высоцкого сложился в промежутке между 1992-95 годами. Творческие поиски художника одновременно шли по нескольким направлениям. Можно выделить цикл работ, в которых изображены макроскопические структуры с шарами, вызывающими ассоциации с воплощением изначального, предначального мифологического хаоса, разверзающего некую целостность и «изрыгающего» первичные оппозиции Неба и Земли, Воды и Огня, напряжённое соотношение которых и составляет начало истории – космоса, мифа, мира.
Изображение

Дыхание Космоса

Космос рождается в битве, в разрыве целостности, скрывающей в себе концы и начало всего. Второй цикл объединяет абстрактный пластические образы – идеограммы, обнажающее процесс деления мира на микроструктуры. И, наконец, работы третьего цикла выражают идею завершённости процесса космического творчества. В образах метафизических и пустынных пейзажей, в беспокойно-тревожных ритмах натюрмортов предметная форма подчинена импульсам, вспышкам, энергии незримой.
В произведениях Высоцкого 1995-98 годов появляются новые стилистические черты. В метафизических и трансцендентных пейзажах исчезли драматизм и напряжённость космических взрывов. Удивительные по красоте и гармонии образы природы при всей своей созерцательной отрешённости пронизаны ощущением единства целого, гармонической упорядоченности бесконечной и полифонической цепи взаимопревращений составляющих Космоса. Квинтэссенцией этого периода стали «исчезающие» формы – белые шары на белом.
Не утратив эзотеричности, потаенных значений космологического символа, эти произведения в то же время лиричны и высоко духовны.

О. Кальюнди, искусствовед

журнал "Радуга" 4/2003
http://www.artstudio.ee/index.php?aid=433
Последний раз редактировалось loraZ 18 фев 2011, 17:30, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Олег Николаевич Высоцкий

Сообщение loraZ »

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ-КОСМИСТЫ В ТРАДИЦИИ РЕРИХОВ.

Н.К. Рерих писал: «Осознание красоты спасет мир». Русские философы Серебряного века – Флоренский, Соловьев, Бердяев – развивали ту же мысль о преображающей силе красоты, понимаемой в двух планах – умопостигаемого и несказуемого. Художники продолжают традиции русской национальной культуры ХХ века, основанной на поиске семантических значений символического искусства, новых пластических выразительных возможностей художественного языка. В этих поисках для художников особую роль играет творчество Н.К. Рериха.

В наши дни в России идет новый этап отношения целого поколения художников к Космосу. Понимание Космоса как живой среды, как единства человека и природы во всеобщем духовном пространстве. Космос с его энергетикой отвечает нашим представлениям о прекрасном, об искусстве. Его бесконечные духовные миры воспринимаются нами как цельное и гармоничное. Бесконечные миры Вселенной как прекрасное явление стали источником вдохновения для молодых художников, назвавших свою выставку «Незримые миры земных художников».

Изображение
Ковчег

Среди них особое место занимает творчество Олега Высоцкого. Для него космическое искусство – это поэма, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в поэтическую форму, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками. Олег Высоцкий - художник, педагог, мечтатель, творец - занимает в современном изобразительном искусстве значительное место.
Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти Серебряного века, вникает в эстетические концепции древних философов и мыслителей XX века и испытывает особенную близость к художникам-символистам, к Борисову-Мусатову, к творческому объединению «Голубая Роза», к искусству Рериха.
Основой его работ является свет, которому он придает особое звучание: формирует ли он пространство листа или холста, выстраивает ли согласно внутренней логике композицию - все излучает золотистый, серебряный, перламутровый свет, который создает видимый и невидимый мир его образов, то камерно-лирический, то символический. Художник создает и новую живописную систему.

Он работает в смешанной технике на разной основе (акварель, темпера, гуашь, акрил). Сама технология нанесения краски оригинальна и сложна. Нанесение многими слоями краски аэрографом, распыление микроскопических капелек под разным углом, позволяет видеть, как все меняется в картине в зависимости от освещения.
Мир образов художника динамичен, находится в процессе вечного движения. Пейзажи его реальны и нереальны, они создают впечатление зыбкой грани яви, мечты и фантазии и одновременно многообразны по своим художественным решениям. Художник-символист по своему мироощущению, он стремится проникнуть в первопричины сущего, но его работы всегда гармоничны, полны веры в победу над миром хаоса и дисгармонии.
По образному выражению А. Блока, искусство – это «золотой меч, пронзающий хаос».

Олег Высоцкий – член Международной организации художников при Юнеско, член объединения акварелистов Эстонии, член объединения русских художников Эстонии. С 1985 г. живет и работает в Таллинне. Активно выставляется с 1991 г. За эти годы прошло уже свыше 100 персональных выставок (Эстония, Россия, Германия, Литва, Беларусь, Англия). О. Высоцкий занимается станковой и монументальной живописью, но наиболее ярко его талант проявился в акварелях. Он изобрел уникальные технологические приемы, позволяющие добиваться редкостной светоносности и красоты фактуры. О. Высоцкому принадлежит немало авторских проектов. В 1993 г. он открыл авторскую школу живописи, а в 1998 г. была создана общественная организация «Олег Высоцкий artstudio».

Само название выставок и серий его работ наглядно показывает его цели и поиски. Темы серий и названия отдельных произведений, такие как «Благоухания», «Берега», «Моря», «Миры», «Проявления природы» погружают нас в особый мир красоты искусства. Потоки света, одновременно движущиеся в разных направлениях, объединяют ближнее и дальнее, здешнее и запредельное в единство гармонии (то лирическое, то напряженное, почти космического звучания). Идея хаоса, распада чужда искусству О. Высоцкого.

Серия «Метаморфозы» из 29 картин завершается двумя большими монументальными панно, написанными темперой на холсте. Не случайно одно из них украшает концертной зал силламяэской музыкальной школы, а второе – музыкальный зал детского сада. В них гармонические составляющие свето-цветового и линеарного решений приведены к ясности и простоте математической формулы.

В серии «Водопады» художник создает ощущение льющейся энергии воды, непостижимой в ее глубине и пронизанную светоносным пространством Космоса. Его серии выступают как поток импровизаций, в которых особую роль играет свет. Формирует ли он пространство света, выстраивает ли согласно внутренней логике композицию – все излучает золотистый, серебряный, перламутровый свет, который и создает его мир образов, то камерно-лирический, то символический.

В таких его работах, как «Дыхание Космоса», «Преображение мира», особую роль играют композиции с шарами как с подвижными и зарождающимися космическими организмами. Они вызывают ассоциации со светоносными, живыми и полными энергии мирами среди других миров бесконечной Вселенной. Художник умеет общаться с природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды красочных созвучий и форм. В работах «Проявления природы», «Двойная радуга» игра цветовых пятен, своеобразных ритмических узоров, то сферических, то появляющихся из недр земли, вьющихся линий, переплетающихся спиралей передает внутреннюю экспрессию и пульсацию форм в живом пространстве реальности.

Особой выразительностью отличается серия «Белое на Белом» – на белом листе бумаги художник живописными мазками обозначает форму, которая на глазах зрителя начинает пульсировать, создавая ощущение рождения жизни, возникающей из инобытия, рождения нового мира.


Изображение
Silentium
Художник работает в оригинальной смешанной технике, нанося на бумагу тонкий слой масла, акварели, темперы, акрила, он передает сложные нюансы цвета, делает видимой подвижную форму, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения реального проявления самой Вселенной.

Вот как рассказывает сам художник о зарождении серии «Белое на белом». «Я изучил множество различных техник, но никогда не стремлюсь их слепо копировать. Я сам исследую свойства красок, света и так далее, и в этом непрерывном процессе рождаются мои собственные техники. Например, меня потрясла китайская техника письма «белое на белом». По преданию ее создатель – китайский художник, рисовавший красками на шелке. Он стремился достичь все большего и большего мастерства в этом сложнейшем и тончайшем искусстве. Все восхищались им, но сам он был недоволен – совершенство ускользало от него. Наконец он придумал собрать цветочную пыльцу и распылить ее по белому шелку через тонкую трубочку. На первый взгляд шелк казался белоснежным, но после длительного, медитативного созерцания зритель начинал различать нежное, переливающееся сияние удивительной красоты. Размышляя над феноменом шелковой картины, я понял, что он возникает благодаря тому, что в действительности белая поверхность состоит из самых разных оттенков. Это как крыло бабочки: тончайшие оттенки желтого, коричневого зависят от преломления света на цветочную пыльцу, которая оседает на ее крыльях, а глубокие оттенки синего и фиолетового возникают при падении светового луча на их тончайшие изгибы.
Наблюдения и размышления привели меня к созданию собственной техники: я не пользуюсь цветочной пыльцой, но работаю настолько тонкими красками, что слагаясь они дают схожий эффект картины. «Белое на белом» – это отсутствие формы и цвета лишь на грубом уровне, но на тончайшем они присутствуют».

С ранних серий в работах О. Высоцкого появляется изображение арок храма. Они возвышаются и над полевыми цветами, и над пространством, залитым лунным светом, и над таинственным пейзажем. Художник объясняет этот символ так: «Это не конкретное изображение, а знак. Арки храма в течение длительного времени возникали на моих картинах как бы сами по себе, без участия моего сознания. Наконец я решил осмыслить их значение и понял, что это божественный знак, знак Бога, чье присутствие ощущается во всем Космосе, как в большом, так и в малом. Кроме того, знак арки – это граница между мирами: попробуйте войти в нее и увидеть картину с другой стороны. Помните прекрасную китайскую легенду о великом художнике, написавшем картину по заказу императора – чудесный пейзаж? Долго любовался им император, а затем спросил художника: «А куда ведет эта тропинка?». «Не знаю. Пойду посмотрю», – ответил художник и исчез за деревьями».

Изображение
Silentium

Еще одно дарование мастера – его педагогическая деятельность. Он учит детей в своей мастерской, в студиях изобразительного искусства, в художественных школах. Авторская программа обучения живописи «Искусство видеть» направлена на раскрытие творческих способностей, которыми наделен каждый человек. «Еще Леонардо да Винчи говорил, что художник должен уметь видеть образы, рождаемые и игрой облаков на небе, и разводами от пятен сырости на стене. Этому умению вглядываться в знаки, которые Вселенная может оставлять на любой вещи, умению распознавать прекрасное в большом и малом, и открывать это в картинах я и учу моих учеников». Дети и взрослые почитают художника. Эта благородная и созидательная работа в области этического и эстетического просвещения необходима нашей стране, как воздух.

О .Ф. Петрова профессор, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея

http://www.artstudio.ee/index.php?aid=200
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Художники-космисты

Сообщение Любовь »

Что мы знаем о славянской культуре? Ее деревянное зодчество погибло в огнях пожаров, ее верования скрылись за туманом позднейших наслоений, особенно христианских, ощущение мира как единого целого распалось под давлением западной цивилизации. Но Культура не умирает. Ее обитель – Сердце мастера, которое бережно сохраняет внутреннюю духовную суть народа. Потому Культура древних славян воскресла в новом качестве. Дошедшие до наших дней затейливый орнамент русского костюма, узорочье православных храмов и княжеских палат, резные наличники и коньки деревенских домиков, мудрые сказки и песни, хранящие подвиги древних героев и страницы небесной истории, ремесла –донесли до нас искорки былого величия и мощи древней славянской цивилизации. Художник Всеволод Иванов видит далекое прошлое славян, и не только. Его картины обладают удивительным ароматом подлинности.
http://www.youtube.com/watch?v=r1R-61OYRm0
Ответить

Вернуться в «Космизм в искусстве»