Re: Знаменательные события дня
Добавлено: 08 авг 2011, 15:05
9 августа – день памяти святого Пантелеймона Целителя
Светлый Целитель
"...Вахрамей не по одной кооперации, не по стихирам только. Он, по завету мудрых, ничему не удивляется; он знает и руды, знает и маралов, знает и пчелок, а главное и заветное - знает он травки и цветики. Это уже неоспоримо. И не только он знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей-Целитель, не темное ведовство, но опытное знание. Здравствуй, Вахрамей Семенович! Для тебя на Гималаях Жар-цвет вырос" (Н. К. Рерих "Алтай-Гималаи").
Эти строки Николай Константинович Рерих написал в 1926 году во время пребывания в староверческом алтайском селе Верхний Уймон, через которое пролегал путь Центрально-Азиатской экспедиции художника. Известного во всей округе проводника и знатока трав Вахрамея Семеновича Атаманова, в доме которого останавливались Рерихи, Николай Константинович сравнивает с христианским святым Пантелеймоном Целителем. И, видимо, это не случайно, так как образ святого Пантелеймона, редко встречаемый, очень широко почитается именно на Алтае и в его окрестностях. В 18-19 веках, когда в Алтайском округе действовала Алтайская духовная миссия по насаждению христианства среди алтайских народностей, наибольшим почитанием у местного населения пользовались святые Николай Чудотворец и Пантелеймон Целитель. Образ святого Пантелеймона воспринимался новообращенными как начальник всех небесных заступников.
Икона Пантелеймона Целителя
Удивительно видеть, как сквозь века находит отклик в сердцах современников образ врача и целителя Пантелеймона, жившего в третьем веке (284 – 305 гг.) в городе Никомидии в период правления жестокого гонителя христиан императора Максимиана. Родившись в знатной семье, ребенок получил имя Пантолеон, что означает "во всем лев", ибо предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но впоследствии отроку было дано новое имя Пантелеймон, что означает "всемилостивый", потому что он всем оказывал милосердие, когда без платы лечил больных или подавал милостыню нищим. Будучи врачом, излечивающим болезни тела, он, уверовав в Христа, получил дар исцелять и духовные раны. Слава его как целителя христианина была велика, что вызвало зависть язычников. По приказу императора Пантелеймона за почитание Христа подвергли жестоким пыткам (помещали в котел с кипящим оловом, избивали, жгли свечами, топили в море, бросали в клетку с голодными львами и т. д.). Но благодаря Высшей Помощи он оставался жив после всех испытаний, чем способствовал обращению в христианскую веру большого количества народа. После пыток император велел обезглавить Пантелеймона. По преданию из раны великомученика истекло молоко, которое, будучи собрано в специальную чашу, приносило исцеление верующим вплоть до X века. День казни святого 9 августа (27 июля по старому стилю) считается днем его памяти.
После мученической смерти Пантелеймона части его мощей постепенно распространились по всему миру. Так голова его находится в Русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне в Греции, основанном в X веке. Часть мощей Целителя в 18 - 19 веках была принесена афонскими отшельниками в деревни и поселки Алтайского округа, где были выстроены храмы в честь святого.
В Спасском храме Улалы (ныне г. Горно-Алтайск) вместе с частью мощей хранилась чудотворная икона святого Пантелеймона, особо почитаемая алтайцами. В Беловском районе Кемеровской области мощи святого хранились в церкви села Бочаты (ныне церковь утрачеиа) и в поселке Беково (основана в 1891 г., ныне действующая). В селе Кузедеево Новокузнецкого района в храме св. Пантелеймона хранится большая икона Целителя со встроенной капсулой его мощей. Действует храм святого в Белокурихе и других сельских районах Алтайского края. Как правило, возле храмов, посвященных святому Пантелеймону, бьет источник чистой воды, содержащий много серебра и приносящий исцеление как телесное, так и духовное. Есть такой источник и в селе Лучшево Прокопьевского района Кемеровской области, который собирает 9 августа, в день памяти святого, множество людей.
Н.К. Рерих Пантелеймон-Целитель. 1916
Святой Пантелеймон почитается как покровитель воинов и одновременно как целитель. Целение - основное качество святого, особо привлекавшее Николая Константиновича Рериха. В 1935 году в "Листах дневника" он записал: "Уже с юных лет Святой Пантелеймон оставляет за собой признание целителя, над полезными добрыми цветами и травами нагибается врач Аюр-Веды. Каждая травинка степная полна старинных преданий. В сказке ли? Где же там сказки, когда все на пользу".
Н.К. Рерих Пантелеймон-Целитель. 1931
Святому Пантелеймону художник посвятил две своих картины. Первая "Пантелеймон-Целитель", хранящаяся в Третьяковской галерее, была написана в 1916 г. в разгар войны вместе с другими картинами, на которых изображены святые ("Три радости", "Святой Никола"). Вторая картина написана в 1931 году. Сейчас она хранится в Нью-Йоркском Музее. Целитель Пантелеймон изображен мудрым старцем, собирающим алтайские травы. "Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав, - писал Н.К. Рерих в 1936 г. в "Листах дневника". - Еще в России были написаны "Знахарка" и "Ункрада" - и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан "Святой Пантелеймон-Целитель", ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. Три года тому назад был написан "Гуру Чарака" - знаменитый аюрведический врач, о котором в древнейших писаниях Индии упомянуто так значительно. Если две первых картины остались в России, то "Святой Пантелеймон" - в Нью-Йоркском Музее, а "Гуру Чарака" - в особом зале Бенареса. Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же точно, как произошли предвоенные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами".
Н.К. Рерих. Гуру Чарака
В целении нуждается человечество, в целении нуждается планета, и потому сердце народа тянется к образу Светлого Целителя, чье безграничное сострадание изливается на каждого, искренне просящего о помощи.
Газета «Свет Утренней Звезды» № 9. 27 августа. 1998.
Светлый Целитель
"...Вахрамей не по одной кооперации, не по стихирам только. Он, по завету мудрых, ничему не удивляется; он знает и руды, знает и маралов, знает и пчелок, а главное и заветное - знает он травки и цветики. Это уже неоспоримо. И не только он знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей-Целитель, не темное ведовство, но опытное знание. Здравствуй, Вахрамей Семенович! Для тебя на Гималаях Жар-цвет вырос" (Н. К. Рерих "Алтай-Гималаи").
Эти строки Николай Константинович Рерих написал в 1926 году во время пребывания в староверческом алтайском селе Верхний Уймон, через которое пролегал путь Центрально-Азиатской экспедиции художника. Известного во всей округе проводника и знатока трав Вахрамея Семеновича Атаманова, в доме которого останавливались Рерихи, Николай Константинович сравнивает с христианским святым Пантелеймоном Целителем. И, видимо, это не случайно, так как образ святого Пантелеймона, редко встречаемый, очень широко почитается именно на Алтае и в его окрестностях. В 18-19 веках, когда в Алтайском округе действовала Алтайская духовная миссия по насаждению христианства среди алтайских народностей, наибольшим почитанием у местного населения пользовались святые Николай Чудотворец и Пантелеймон Целитель. Образ святого Пантелеймона воспринимался новообращенными как начальник всех небесных заступников.
Икона Пантелеймона Целителя
Удивительно видеть, как сквозь века находит отклик в сердцах современников образ врача и целителя Пантелеймона, жившего в третьем веке (284 – 305 гг.) в городе Никомидии в период правления жестокого гонителя христиан императора Максимиана. Родившись в знатной семье, ребенок получил имя Пантолеон, что означает "во всем лев", ибо предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но впоследствии отроку было дано новое имя Пантелеймон, что означает "всемилостивый", потому что он всем оказывал милосердие, когда без платы лечил больных или подавал милостыню нищим. Будучи врачом, излечивающим болезни тела, он, уверовав в Христа, получил дар исцелять и духовные раны. Слава его как целителя христианина была велика, что вызвало зависть язычников. По приказу императора Пантелеймона за почитание Христа подвергли жестоким пыткам (помещали в котел с кипящим оловом, избивали, жгли свечами, топили в море, бросали в клетку с голодными львами и т. д.). Но благодаря Высшей Помощи он оставался жив после всех испытаний, чем способствовал обращению в христианскую веру большого количества народа. После пыток император велел обезглавить Пантелеймона. По преданию из раны великомученика истекло молоко, которое, будучи собрано в специальную чашу, приносило исцеление верующим вплоть до X века. День казни святого 9 августа (27 июля по старому стилю) считается днем его памяти.
После мученической смерти Пантелеймона части его мощей постепенно распространились по всему миру. Так голова его находится в Русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне в Греции, основанном в X веке. Часть мощей Целителя в 18 - 19 веках была принесена афонскими отшельниками в деревни и поселки Алтайского округа, где были выстроены храмы в честь святого.
В Спасском храме Улалы (ныне г. Горно-Алтайск) вместе с частью мощей хранилась чудотворная икона святого Пантелеймона, особо почитаемая алтайцами. В Беловском районе Кемеровской области мощи святого хранились в церкви села Бочаты (ныне церковь утрачеиа) и в поселке Беково (основана в 1891 г., ныне действующая). В селе Кузедеево Новокузнецкого района в храме св. Пантелеймона хранится большая икона Целителя со встроенной капсулой его мощей. Действует храм святого в Белокурихе и других сельских районах Алтайского края. Как правило, возле храмов, посвященных святому Пантелеймону, бьет источник чистой воды, содержащий много серебра и приносящий исцеление как телесное, так и духовное. Есть такой источник и в селе Лучшево Прокопьевского района Кемеровской области, который собирает 9 августа, в день памяти святого, множество людей.
Н.К. Рерих Пантелеймон-Целитель. 1916
Святой Пантелеймон почитается как покровитель воинов и одновременно как целитель. Целение - основное качество святого, особо привлекавшее Николая Константиновича Рериха. В 1935 году в "Листах дневника" он записал: "Уже с юных лет Святой Пантелеймон оставляет за собой признание целителя, над полезными добрыми цветами и травами нагибается врач Аюр-Веды. Каждая травинка степная полна старинных преданий. В сказке ли? Где же там сказки, когда все на пользу".
Н.К. Рерих Пантелеймон-Целитель. 1931
Святому Пантелеймону художник посвятил две своих картины. Первая "Пантелеймон-Целитель", хранящаяся в Третьяковской галерее, была написана в 1916 г. в разгар войны вместе с другими картинами, на которых изображены святые ("Три радости", "Святой Никола"). Вторая картина написана в 1931 году. Сейчас она хранится в Нью-Йоркском Музее. Целитель Пантелеймон изображен мудрым старцем, собирающим алтайские травы. "Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав, - писал Н.К. Рерих в 1936 г. в "Листах дневника". - Еще в России были написаны "Знахарка" и "Ункрада" - и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан "Святой Пантелеймон-Целитель", ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. Три года тому назад был написан "Гуру Чарака" - знаменитый аюрведический врач, о котором в древнейших писаниях Индии упомянуто так значительно. Если две первых картины остались в России, то "Святой Пантелеймон" - в Нью-Йоркском Музее, а "Гуру Чарака" - в особом зале Бенареса. Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же точно, как произошли предвоенные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами".
Н.К. Рерих. Гуру Чарака
В целении нуждается человечество, в целении нуждается планета, и потому сердце народа тянется к образу Светлого Целителя, чье безграничное сострадание изливается на каждого, искренне просящего о помощи.
Газета «Свет Утренней Звезды» № 9. 27 августа. 1998.