Re: Культурный баланс
Добавлено: 03 апр 2010, 12:13
Stoneman. Наш форум, безусловно, допускает полемику, очень интересно услышать разные точки зрения, но желательно, чтобы какая-то позиция была аргументирована не только утюгом. Поскольку не понятен круг Ваших интересов и сфера профессиональной деятельности, трудно, например, предположить, почему у Вас сложилось впечатление, что «в последнее время все больше внимания уделяют искусству с религией, а наука остается на вторых ролях». Мне кажется, это не совсем так.
Я постараюсь сейчас объяснить свою позицию относительно синтеза.
Дело в том, что культура в своем изначальном, онтологическом проявлении выступает как целостное явление и несет в себе синтез знаний. Подразделение культуры на искусство, науку, философию, религию, как отдельные области знаний в какой-то степени - историческая обусловленность. Это всего лишь разные системы познания окружающего мира. Например, окружающий мир мы воспринимаем различными органами чувств: зрением, слухом, осязанием и т.д., но при этом целостность нашего организма не нарушается, наоборот, он черпает информацию из разных источников, и как живой организм, как система, сам способен перерабатывать поступающую информацию и контролировать свой баланс.
Проблема современного человеческого интеллекта как раз и состоит в том, что произошло дробление процесса познания мира на науку (кстати, сюда же относится и философия), искусство, религию, затем этот процесс дробления вылился в специальные области знаний. Как это проходило, можно проследить в историческом аспекте. Такого разделения не существовало в древнейших культурах, которые воспринимали окружающий мир целостно, на уровне мифологического сознания.
Задача науки будущего - вернуть эти искусственно разделенные интеллектом системы познания к своему изначальному источнику, к единству, которое синтетически проявляется в Культуре. Синтез в данном случае не подразумевает складирование, смешение и хаос знаний, а взаимодополнение различных областей знаний в познании как общих, так и каких-то частных вопросов.
Не могу согласиться с Вами, что и искусство субъективно. Оно несет в себе зачастую больше информации, чем, наука, и религия, и не редко раньше науки начинает открывать в себе новые идеи. Наше современное общество, к сожалению, пока недооценивает этот источник познания. Искусству свойственно отражение, анализ, критическое осмысление, предвидение, пророчество, интуитивное проникновение в законы мироздания. Более того, искусство, как лакмусовая бумажка, одно из первых реагирует на всяческие появления дисгармонии (дисбаланса) в системе культуры. В этом, пожалуй, состоит его миссия и это нужно ценить, и уметь понимать искусство не только на уровне – нравится, не нравится. Если бы это было осознанно современным обществом, то оно бы не менее серьезно относилось к изучению языка искусства, истории искусств и искусствознанию, чем к изучению математики, экономики и права. Мировая культура настолько богата, что уже имела такой опыт в своем историческом развитии. Например, в древней Японии на руководящую должность не допускали человека, который не понимал и не знал искусства. Считалось, что у такого человека негармоничный внутренний мир! А если человек не способен достичь гармонии внутри себя, как же он может создать гармонию вовне?
Не одна форма познания мира не способна развиваться в будущем без синтеза знаний.
Я постараюсь сейчас объяснить свою позицию относительно синтеза.
Дело в том, что культура в своем изначальном, онтологическом проявлении выступает как целостное явление и несет в себе синтез знаний. Подразделение культуры на искусство, науку, философию, религию, как отдельные области знаний в какой-то степени - историческая обусловленность. Это всего лишь разные системы познания окружающего мира. Например, окружающий мир мы воспринимаем различными органами чувств: зрением, слухом, осязанием и т.д., но при этом целостность нашего организма не нарушается, наоборот, он черпает информацию из разных источников, и как живой организм, как система, сам способен перерабатывать поступающую информацию и контролировать свой баланс.
Проблема современного человеческого интеллекта как раз и состоит в том, что произошло дробление процесса познания мира на науку (кстати, сюда же относится и философия), искусство, религию, затем этот процесс дробления вылился в специальные области знаний. Как это проходило, можно проследить в историческом аспекте. Такого разделения не существовало в древнейших культурах, которые воспринимали окружающий мир целостно, на уровне мифологического сознания.
Задача науки будущего - вернуть эти искусственно разделенные интеллектом системы познания к своему изначальному источнику, к единству, которое синтетически проявляется в Культуре. Синтез в данном случае не подразумевает складирование, смешение и хаос знаний, а взаимодополнение различных областей знаний в познании как общих, так и каких-то частных вопросов.
Не могу согласиться с Вами, что и искусство субъективно. Оно несет в себе зачастую больше информации, чем, наука, и религия, и не редко раньше науки начинает открывать в себе новые идеи. Наше современное общество, к сожалению, пока недооценивает этот источник познания. Искусству свойственно отражение, анализ, критическое осмысление, предвидение, пророчество, интуитивное проникновение в законы мироздания. Более того, искусство, как лакмусовая бумажка, одно из первых реагирует на всяческие появления дисгармонии (дисбаланса) в системе культуры. В этом, пожалуй, состоит его миссия и это нужно ценить, и уметь понимать искусство не только на уровне – нравится, не нравится. Если бы это было осознанно современным обществом, то оно бы не менее серьезно относилось к изучению языка искусства, истории искусств и искусствознанию, чем к изучению математики, экономики и права. Мировая культура настолько богата, что уже имела такой опыт в своем историческом развитии. Например, в древней Японии на руководящую должность не допускали человека, который не понимал и не знал искусства. Считалось, что у такого человека негармоничный внутренний мир! А если человек не способен достичь гармонии внутри себя, как же он может создать гармонию вовне?
Не одна форма познания мира не способна развиваться в будущем без синтеза знаний.