Победа духа - победа оружия

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Valentina »

Изображение
Архиепископ Лука {Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий)
1877 - 1961
Москва, Кремль. Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину.
Я,епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по <...> статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.
Епископ Лука. Июль - август 1941 г.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Valentina »

Изображение
А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 г.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Valentina »

Изображение
Николай Константинович Рерих
1874 - 1947
Не замай народ русский!» <...> - перед войной говорили мы врагам. <...>
«На поле Куру» начинается описание великой битвы [в «Махабхарате»]. И сейчас на <...> [таком] же поле собралось <...> [множество] людей. <...> Жадно и чутко прислушиваются,присматриваются [к знакам]. <...> А тут еще затмение, как во времена Махабхараты, и солнечные пятна! <... > Три месяца войны. Отдан Киев. Бой на юго-востоке от Харькова. <...>
[Но] русский воин зычно на весь мир кликнул: «Огонь - на меня!» <...> И спас Родину. Какая славная былина: «Огонь - на меня!» <...> Русский народ получает огненное озарение. <...>
Развернулись блистательные крылья победы! <...> В дальних Гималаях радуемся. <...> [Россия] спасла мир, но совершит она и еще величайшее. Будущее России может быть сравнено с <...> картиною, где великая светлая звезда блистает на заре. <...>
За тысячью туманов есть гора, где человек человеку не враг, но друг.
Июль 1941 - май 1945.
Liliya
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 24 мар 2010, 15:07

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Liliya »

«Вечный Огонь Победы»

5 мая 2010 года в Республиканской Детской Библиотеке города Ташкента состоялось торжественное мероприятие в честь ветеранов войны и труда под символическим названием «Вечный Огонь Победы», посвященное 65-летию Великой Победы.

Организаторы данного мероприятия - Республиканская Детская Библиотека, Ташкентское Общество Рерихов, оркестр «Юные дарования Узбекистана», Республиканский музыкальный колледж имени Хамзы Х. Ниёзи, Украинский культурный Центр «Славутич», средняя школа № 64 г. Ташкента – создали атмосферу настоящего праздника для пришедших в этот день ветеранов.
«Здравствуйте, дорогие наши ветераны, уважаемые гости, дорогие ребята, добро пожаловать всегда в нашу библиотеку. От души поздравляем всех с 65-летием Великой Победы!
Дорогие ребята! В вашей школе есть стела с именами участников Великой Отечественной войны. Это наши соотечественники. Они проявили мужество, героизм.
Ребята, любите свою Родину. Мирную жизнь нам подарили они, победившие в этой войне. Наших соотечественников участвовало около полутора миллионов. Это большой вклад нашей Родины в Победу.
3 года 10 месяцев 18 дней. Более 20 миллионов жизней… Из них 450 тысяч наших дорогих соотечественников. Мы помним тех, кто бился на полях сражений, боролся в партизанских отрядах, и трудился в тылу… Мы помним и тех, кого сегодня уже нет рядом с нами. И мы хотим, чтобы Вы, пришедшие сегодня, дорогие наши ветераны знали, что Ваш Подвиг навсегда в нашей памяти и наших сердцах. И мы постараемся, чтобы грядущие поколения чтили память тех, кто отдали жизни за наше счастливое будущее», - обратилась с вступительной речью к ветеранам и собравшимся директор Республиканской Детской Библиотеки Бухарова Фатима. Турсуновна
Торжественные ноты ее обращения к ветеранам были подхвачены трепетным исполнением сонаты композитора Л.В.Бетховена Камиллой Султановой, ученицы 1 курса лицея им. Глиэра, класс ст.преподавателя консерватории Палванова Рахмета.
В приветственном слове председателя Ташкентского Общества Рерихов Монасыповой Н.Р. прозвучала история о том, как поддерживала Родину в сложный для нее военный период семья Рерихов. В первый же день войны оба сына Николая Рериха – Юрий и Святослав направили свои заявления советскому послу в Англии о принятии добровольцами в Красную Армию, но зачислены не были. Из отчета в ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей) в конце 1944 года узнаем: «Академик Рерих и его сын Святослав пожертвовали на Русский Красный Крест 500 английских фунтов и 107000 рупий на военные нужды». Николай Рерих писал: «Средства собирались для русской победы». Самая значительная часть поступала от продажи картин. Шли они также и от продажи репродукций, каталогов, с входной платы на выставки и от выступлений Н.К. Рериха в печати. Под влиянием деятельности Святослава Николаевича Рериха появлялись и некоторые индийские пожертвования. Так, один махараджа в день открытия одной из выставок пожертвовал Русскому Красному Кресту на медикаменты 50 тысяч рупий.
Приехав в Москву, в 1989 году Святослав Рерих говорил о значении Победы: «Пусть каждый день будет Днем Победы». Победы Добра и Справедливости, Мира и Света, Победы Красоты и Единения людей». (Материалы о деятельности семьи Рерихов в годы войны взяты из статьи К.А.Молчановой, г.Таллин).

Председатель Украинского культурного центра «Славутич» Бойко Владимир Федорович представил каждого ветерана, нашел для каждого теплые сердечные слова. Учащиеся школы № 64 преподнесли в подарок ветеранам поэтические композиции из стихов военных лет. Их поэтический монтаж сразу вызвал сердечные улыбки и воодушевление сидящих в зале зрителей и ветеранов. Также школьники преподнесли ветеранам памятные подарки от организаторов мероприятия.
Очень гармонично дополнила программу поэтическая слайд-презентация «Вечный огонь Победы», показанная председателем Ташкентского Общества Рерихов Н.Р. Монасыповой.

Анна Ахматова
ПОБЕДИТЕЛЯМ
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,-
Внуки, братики, сыновья!
29 февраля 1944, Ташкент

Прозвучавшие в презентации стихи Анны Ахматовой и других поэтов затронули до глубины души. И заключительным аккордом презентации звучали слова благодарности завоевавшим Победу, обеспечившим сегодняшнюю мирную жизнь.

Мир на Земле… Безоблачное небо
Поля бескрайни, рек чудесна гладь
Играют дети. Сердцем оберечь бы
Их навсегда, и новых сердцем звать.

Придет малыш… Пусть Мир встречает добрых
Детей, которых посылают нам
Сказал мудрец – МИР В СЕРДЦЕ ВСЕ МЫ СТРОИМ
Поверим этим искренним словам.

Звучит из сердца слово-благодарность
Тем, кто нам мир в войне завоевал.
Тем, кто за мир в огне боев сражался,
И тем, кто верно возвращенья ждал.

Далее в честь ветеранов художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля «Ветан» Аджиосманом Закиром и Рустемом Ильясовым, учеником 6 го класса школы № 120 был исполнен «Севастопольский вальс» (музыка – К. Листова, слова Г.Рублева) возродивший атмосферу майских дней 1945 года.
Организаторы мероприятия стремились донести до наших дорогих ветеранов, что благодарность последующих поколений за их подвиг не иссякнет, что мы в долгу у поколений военных лет.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Helen »

Статья опубликована в газете «Свет Утренней Звезды»
№ 2(75) от 12 мая 2010 года


Победный путь России

В шестидесятипятилетнюю годовщину победы над фашизмом задумаемся о характере народа-победителя и о значении его победы для судеб планеты. Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи видели в битве с фашизмом разгар Армагеддона и знали, что только народ России сможет остановить злобного врага. Елена Ивановна в 1935 году писала: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира»[1]. Николай Константинович с 1936 года начал создавать пророческие картины, предупреждая народ русский о готовящемся вражеском ударе. В статье «Не замай!» он писал: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища»[2].

Изображение
Н.К. Рерих. Победа. 1942

Придя к власти в Германии, фашизм с легкостью покорил многие страны Европы, а двинувшись на Советскую Россию, встретил мощное сопротивление. В 1942 году Н.К. Рерих отмечал: «Москва, однако, не сдалась и выдержала натиск германской армии, перед которой поникла вся Европа»[3]. Как бы сейчас не пытались толковать историю – факты доказывают неопровержимо – именно российский народ смог совершить коренной перелом в войне и разгромить фашизм. Победа показала, что народ России имеет в своем потенциале неистощимую мощь и способен преодолеть любые нашествия и беды. «Пора оценить русские сокровища» [4], - призывал Н.К. Рерих.
Поколение, вставшее на защиту Родины, родилось в тяжелые дореволюционные и послереволюционные годы, воспитывалось в неустанном труде и в бедности. Дети в семьях часто не имели вдоволь даже хлеба. Вера в бессмертие души была поколеблена атеизмом. Но люди Страны Советов не жалели своих жизней ради свободы Отечества. Когда практически все мужское население было призвано на фронт, к станкам встали женщины и дети.
Низкий им поклон – они отстояли свободу Родины и само существование планеты. Вспомним строки из письма Елены Ивановны Рерих: «В Иване Стотысячном имеются большие задатки, но если к сроку он не пробудит их в себе, то можно будет вообще поставить крест на спасении нашей расы, и ковчег нового Ноя за ненадобностью будет оставлен» [5].
Какие же сокровища несет в своей душе народ русский? Эту тайну прозревали русские философы начала XX века. Иван Александрович Ильин считал, что «русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви рождается вера и вся культура духа». «А русская армия никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и бессмертия…» [6]
Отмечая массовый героизм русского народа в Великой Отечественной войне, его стремление к знаниям и к охране родной культуры, Елена Ивановна Рерих обращалась к сердцу русскому, утверждая, что сердце это живо и «не может уявиться на ненависти» [7]. Николай Константинович Рерих и Дмитрий Сергеевич Лихачев исследовали характер русской души через язык народа. Они обратили внимание на такие исконно русские слова как «подвиг», «удаль», «приволье», трудно переводимые на другие языки [8]. И нашли отзвук этих слов в душе народной – стремление к прогрессивному движению и свободе.
Николай Александрович Бердяев видел тайну русского духа в его устремлении «к абсолютному во всем; к абсолютной свободе и к абсолютной любви» в сочетании с какой-то бездарностью в относительном и среднем. Он считал, что «раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней срединной западной культуры. Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за грани культуры. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды» [9].
Вячеслав Иванович Иванов писал: «Общий склад русской души таков, что христианская идея составляет, можно сказать, ее природу. Она выражает центральное в христианской идее – категорический императив нисхождения и погребения Света и категорический постулат воскресения» [10]. Способность русской души к воскресению после, казалось бы, сокрушительного поражения видел и А.С. Пушкин:
«Сильна ли Русь? Война и мор,
И бунт, и внешних бурь напор,
Ее, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: все стоит она» [2].

Вера в возможность воскресения, в силу единства и богоизбранность России зародилась благодаря подвижнической деятельности Святого Сергия Радонежского и победе русского воинства на Куликовом поле. Она укрепила дух народа и вызвала взлет культурного строительства. На протяжении многих последующих веков русский народ называл свою Родину не иначе как Русь святая. И шведский король Карл, и Наполеон, и Гитлер получали предупреждение, что в походе на Русь их ждет поражение.
Ф.М. Достоевский связывал будущее обновление человечества с «одною только русской мыслью, русским Богом и Христом». Он считал, что именно в России совершится новое пришествие Христово, ибо народ ее «на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового Бога», ему одному «даны ключи жизни и нового слова» [11].
Победа в Великой Отечественной войне показала, что Иван Стотысячный смог уберечь в огне революционного пожара уловленные философской мыслью сокровища своего сердца.
На протяжении веков России суждено объединять в единой спирали восхождения духовный путь Востока и материалистические достижения Запада. К сожалению, чрезмерное увлечение материальной стороной мира привело западную цивилизацию к забвению культуры. Институт западной церкви со времен крестовых походов, костров инквизиции, бесчинств римских пап погасил духовный огонь веры в народах. Ученые западных стран перестали руководствоваться ценностями духа и, строя свои исследования в русле технических достижений, пришли к прагматическому утверждению отсутствия Высшего Начала в мире. На основе материализма в Германии сформировалось учение марксизма.
Взращенный на Западе марксизм – это не тот марксизм, который был искусственно перенесен на почву Святой Руси. Русских людей привлекли в марксизме ценности труда, лозунги свободы, равенства и братства. Марксизм на русской почве соединился с духовными исканиями народа, стремящегося к построению на земле града Китежа, который воплощал в себе стремления широкой русской души к Свету и справедливости. Совершая революцию, народ России мыслил о всемирном братстве и благе всех народов Земли, освобожденных от частнособственнических интересов.
Даже с растерзанной в годы революции культурой, при насаждаемом руководством страны страхе повальных репрессий, Советская Россия смогла противостоять фашистской Германии своими духовными накоплениями.
К сожалению, общая тенденция Запада в направлении грубого материализма лишь несколько приостановилась благодаря подвигу России в годы Второй мировой войны, но не иссякла. Дальнейшее развитие Европы привело к эпохе постмодернизма, характеризующегося отсутствием у людей целостного представления о мире.
Ныне вновь Россия стоит на первом рубеже спасения человечества. Ей предстоит перелить на огнях своей души гибельные порождения западной цивилизации. Веря в неистощимые силы русского народа, Е.И. Рерих в дни победы 1945 года писала: «И еще и еще раз эти стотысячные спасут Россию. Народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил свое мужество и сумеет найти силу духа противостать всякому новому разрушению и растлению» [12].
С начала 1990-х годов в Россию хлынул поток западной псевдокультуры. После подписания Болонского соглашения институты культуры и образования в стране стали перекраиваться по западному образцу. Мы все более ощущаем транслируемое нам духовное обнищание и приоритет материальных благ.
Русскому народу вновь предстоит битва, но битва не внешняя, а внутренняя – духовная. Необходимо выстоять под напором антикультурных западных тенденций, укрепляя свой дух на основах Живой Этики и ценностях культуры, создавая мыслеобразы лучшего будущего человечества. Ибо в Гранях Агни Йоги сказано: «Новой стране, Родине вашей, предстоит великое будущее. Почему? Потому что она первая приняла принципы Нового Мира и сотрудничества между народами» [13].

Л.Е. Валькова, г. Кемерово

Примечания:
1.Рерих Е.И. Письма: в 3 т. Т. 1. Новосибирск, 1992. С. 100.
2.Рерих Н.К. Не замай! // Н.К. Рерих. Листы дневника: в 3 т. Т. 2. М., 2000. С. 321.
3.Рерих Н.К. Сингапур // Н.К. Рерих. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 26.
4.Рерих Н.К. Русскому народу // Н.К. Рерих. Листы Дневника: в 3 т. Т. 3. М., 2000. С. 87.
5.Рерих Е.И. Письма: в 2 т. Т. 1. Рига, 1940. С. 411.
6.Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С. 436, 443.
7.Рерих Е.И. Письма: в IX т. Т. VII. М., 2007. С. 217.
8.Рерих Н.К. Подвиг // Н.К.Рерих. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 27.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С. 152–154.
9.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М., 1992. С. 310, 312.
10.Иванов В.И. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С. 238.
11.Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. М., 1992. С. 244.
12.Рерих Е.И. Письма: в IX т. Т. VII. М., 2007. С. 225.
13.Грани Агни Йоги. Т. XI (1970 г.), 679.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

У нас Донбасс - победа по всему фронту

Сообщение Rinchen »

У нас Донбасс - победа по всему фронту

В 2010 году в МЦР состоялась международная общественно-научная конференция, посвященная 75 летнему юбилею Пакта Рериха. Основным событием конференции стал доклад Л.В. Шапошниковой «Метаисторический смысл Пакта Рериха», где было показано исключительное значение этого исторического документа и Знамени Мира для эволюции человечества. Кроме того, в докладе было рассказано о серии пророческих картин Н.К.Рериха, в которой художник, в период с 1931 года по 1945 год написал метаисторическую картину войны в России. И написал очень точно. Все моменты, которые были там изображены, сбылись [1]
Но метаисторические события Отечественной войны были отображены Рерихом не только в художественном, но и в литературном творчестве. Читая третий том "Листы дневника", написанный с 1941 по 1947 годы, понимаешь, что художник не только хорошо знал происходящее на фронтах нашей Родины, но и предвидел течение многих событий знанием своего духа, умел заглянуть в следующую страницу истории, которая сурово разворачивалась на обширных просторах нашей планеты. Так, в одном из писем американским сотрудникам, Николай Константинович предвидя события военных действий написал:


У нас Донбасс - победа по всему фронту
[2]

Это письмо в Америку датируется 12 августом 1943 годом. И вот, что удивительно. Буквально на следующий день, 13 августа 1943 на Украине началась Донбасская освободительная операция. Началась она с наступления войск Юго-Западного фронта, которые форсировали Северский Донец и создали угрозу удара в тыл Харьковской группировке немцев, что помогло освобождению Харькова. Однако новое наступление Юго-Западного фронта, предпринятое 16 августа в сторону Донбасса, было остановлено упорным сопротивлением 1-й немецкой танковой армии (генерал Макензен).
Тем не менее, этот натиск сковал крупные немецкие силы, что способствовало успеху Южного фронта, который перешел в наступление 18 августа и сумел прорвать оборону 6-й немецкой армии (генерал К. Голлидт) на реке Миус. Решающую роль в прорыве сыграла советская артиллерия, которая огнем 5 тыс. орудий буквально перепахала позиции немцев. Прорыв Миусского укрепленного района создал угрозу южному флангу 1-й танковой армии, что вынудило германское командование начать 1 сентября ее отход на запад. В районе побережья он был ускорен благодаря высадке десантов Азовской военной флотилии (адмирал С.Г. Горшков).
8 сентября 1943 году от немецко-фашистских захватчиков был освобождён областной центр Сталино (Донецк). К 22 сентября немцы отошли на новый оборонительный рубеж по линии Днепропетровск — Мелитополь, где советское наступление было временно остановлено. Потеря Донецкого угольного бассейна нанесла серьезный удар по военной экономике Германии. В ходе операции советские войска продвинулись вперед на 300 км и подошли к Днепру на участке Днепропетровск — Запорожье [3]
Все попытки врага изменить ход войны на Востоке в свою пользу были обречены на неудачу. Победы советских Вооруженных сил на Левобережной Украине и дальнейшее освобождение Киева вызвали широкий международный отклик. Американская и английская пресса расценивала это событие как новое крупное поражение вермахта. Лондонское радио сообщало:
«Занятие этого города советскими войсками является победой, имеющей огромное не только военное, но и моральное значение... Когда гитлеровцы заняли Киев, они хвастливо заявляли, что это повлечет за собой полнейшее поражение советских войск на всем юго-востоке. Теперь времена изменились. Германия слышит звон похоронного колокола. На нее надвигается лавина» [4]

1. http://www.icr.su/rus/work/conferencies ... nikova.php
2. Листы Дневника. т.3 стр.135. Америка
3. http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1943donbas.html
4. http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICL ... ne-002.htm
Последний раз редактировалось Rinchen 23 окт 2011, 16:52, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Valentina »

Какое интересное наблюдение, спасибо, Rinchen
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Любовь »

Спасибо, Rinchen. Интересно было бы поработать с таким материалом и поискать еще пророчества Н.К. Рериха о событиях Великой Отечественной Войны.
rigzen
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 04 сен 2011, 11:13

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение rigzen »

Да, литературное творчество Рериха так же не обошло вопросов о метаисторических событиях Великой Отечественной войны. Может быть не так ярко, как это было сделано в художественной форме, но тем немение, внимательный читатель найдет там много интересного и важного...
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Победа духа - победа оружия

Сообщение Любовь »

Вообще, я слышала одно авторитетное мнение, что роль Н.К. Рериха в Великой Отечественной Войне изучена еще слабо. Представляете, какое интересное могло бы быть исследование?
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»